Активность

Как активность в школьные годы влияет на всю твою жизнь

Активность
Образовательный проект #азбукаподростка от Клуба 1218

Наверняка ты уже не раз слышал поговорки типа «под лежачий камень вода не течет», «без труда не вытащишь и рыбку из пруда» ну и так далее. Все они об одном том же. Они о том, что нужно предпринимать действия и тогда у тебя будут результаты. Работает ли это на самом деле или нет? Давайте разбираться.

Я уже говорил об этом своем первой статье про амбиции и, скорее всего, буду говорить и в последующих выпусках: о том, что, в первую очередь, тебе нужно разобраться с собой. Тебе нужно понять какой ты человек. И поверь мне, это не так просто.

Один из способов разобраться в себе – это получить какой-либо опыт и потом оценить его. Понравилось или нет. Хотел бы повторить или нет.

Но если ты уже сейчас знаешь, что тебе не нужны какие-либо достижения в жизни, что тебя устраивает размеренная, спокойная жизнь от зарплаты до зарплаты (причем невысокой зарплаты), если у тебя нет каких-то больших желаний, каких-то крупных целей в жизни, ты не хочешь достичь чего-то великого то ничего страшного в этом нет. Все люди разные и не всем это нужно. Но если бы ты был таким, то не стал бы читать эту статью.

А раз читаешь, значит тебе не безразлично твое будущее. Значит, у тебя есть амбиции, про которые я говорил в прошлой статье. Значит, у тебя есть желания и цели: чего-то достичь, заработать денег, построить отличную карьеру, обзавестись любящей женой или мужем.

Если это все на самом деле так, то продолжай читать дальше.

фото с сайта exclusive.ua

Проявление активности

Тебе просто необходимо проявлять активность. А твоем возрасте важно проявлять активность везде и во всем. Не только касаемо каких-то важных для тебя вещей, а всего, что так или иначе касается твоей жизни. Если тебе предлагают какую-то “работу” – берись. Даже если ты разбираешься в этом.

Поднимай руку, делай шаг вперед, и тогда тебе будут давать различные проекты. Даже если это происходит школе: приготовить стенгазету, выступить с докладом на каком-нибудь мероприятии, провести какой-нибудь конкурс, организовать вечеринку и так далее. Не отказывайся! Я объясню, почему.

Соглашаясь на различные действия, берясь за различные проекты, ты как бы накачиваешь мышцу активности. Нужно быть активным, потому что со временем, твоя жизненная активность будет снижаться в любом случае. Обрати внимание с какой радостью маленькие дети 5-10 лет участвуют в различных конкурсах.

Если ведущий мероприятия объявит какой-нибудь конкурс, сразу лес рук, все бегут, ломятся вперед, на сцену. А теперь сравни этих детей с собой, с твоими сверстниками или взрослыми.

Предположим, тебе 14 или 16 лет, если кто-то предложит выйти на сцену и по участвовать в конкурсе, ты скажешь «пффф, оно мне надо?»

Это твоя инертность и со временем она будет только расти и расти, если ты не примешь решение, что тебе стоит изменить свое отношение к этому. Проявляя активность, ты приучаешь себя это делать. Участвуй в различных движухах и это станет твоей привычкой.

Привычкой, которая круто изменит твою жизнь. К тому же, это интересно и поспособствует твоему развитию. Со временем ты получишь очень много разнообразного опыта.

А опыт всегда ценится очень высоко, поэтому каждая движуха, каждый проект, каждое твое решение быть активным делает тебя более ценным сотрудником, супругом, партнером.

фото с сайта kan-yu.com.ua

Причины пассивности

Обычно люди не проявляет активность по двум причинам: 1 – это лень. А лень с годами накапливается. И если ты будешь лениться – то ты будешь с каждым днем все хуже и хуже, и потом сдвинуться с мертвой точки у тебя практически не будет шансов. И со временем твоя жизнь превратиться в лежание на диване.

2 причина – это страх. Страх, что о тебе как-то не так подумают, что кто-то, возможно, будет смеяться над тобой. Страх что у тебя не получится или даже страх что у тебя получится. Такое тоже случается. К примеру, если ты считаешь, что у тебя может хорошо получиться, то потом тебя постоянно будут об этом просить, а тебе бы этого не хотелось.

Но, если ты хочешь добиться в жизни каких-либо успехов, достичь чего-то, то тебе придется бороться с этим страхом. И это обязательное условие! Потому что страхи будут всегда. Но, чем чаще ты будешь идти, на свои страхи, чем чаще ты будешь с ними бороться, проявлять свою активность, то тем больше у тебя шансов добиться успеха в жизни.

Проявлять активность можно любыми способами, вплоть до того, что ты берешь на себя какой-нибудь проект и собираешь команду. Можно вместе с друзьями делать вне рамок школы.

Есть подростки, которые ведут социальные проекты: убирают мусор на природе, помогают старикам, больным, сиротам и так далее. Это называется волонтерство. Есть различные школьные проекты: провести вечер, организовать поездку, собрать чаепитие и так далее.

А еще есть домашнее дела, где ты тоже можешь проявлять активность, несмотря на то, что тебе лень: помочь маме убрать или помыть посуду, помочь с уборкой и так далее. Активность также можно проявлять и в интернете.

Мне часто попадаются люди, которым нужно решить какую-нибудь проблему или получить совет. Я редко прохожу мимо. Если я могу помочь и мне это ничего не стоит, то с большой вероятностью я постараюсь помочь.

фото с сайта sakh.com

Активность можно проявлять даже в интернете

Да даже если ты смотришь видос на ютубе, и он тебе реально понравился, ты находишь его реально полезным, ты ставишь лайк, пишет коммент, делишься этим видео с друзьями? А ведь это тоже помощь, тоже активность.

Таким образом ты помогаешь автору понять, что он сделал действительно хорошее видео. И к тому же это помогает продвинуть видео, чтобы его увидело, как можно больше людей.

А если ты репостнешь его и это увидит кто-то из твоих друзей, может это видео как-то положительно изменить его жизнь?

К примеру, лично для меня твои лайки, твои репосты и комментарии являются индикатором того, что я создаю действительно хороший и полезный контент.
Мне важно чтобы ты стал лучшей версией себя (ведь тогда я буду осознавать свою значимость, буду поминать что делаю что-то важное).

И мне нужно получать обратную связь. А то вдруг, то я что делаю – полная чушь и это никому не нужно. Поэтому если тебе понравился эта статья, если ты находишь её полезной, ставь лайк, чтобы я понял, что делаю все это не зря. А еще лучше, если ты сделаешь репост и об этой статье узнают и твои друзья.

Возможно эта информация им тоже будет полезной.

Ну а на сегодня у меня все до скорой встречи, следующих статьях. Будь активным, и ты станешь лучшей версией себя!

Павел Койков.

P.s. Материалы проекта #азбукаподростка можно читать в моем Инстаграме, а в паблике в ВК даже слушать в аудиоформате!

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5b8576cc16027100aaeb6afd/kak-aktivnost-v-shkolnye-gody-vliiaet-na-vsiu-tvoiu-jizn-5b8b9217163eff00ab6b18c5

Что такое активность? Определение понятия, виды, формирование, уровни

Активность

Человеческая активность является объектом научного исследования с давних времен и имеет свои виды, формы, признаки. Она присуща человеку, который не ждет от судьбы и окружающих готовых решений его собственных проблем. Он всегда в поиске наиболее выгодных ему вариантов жизнеустройства.

Что говорили о ней древние философы

Ученые древнего Востока и Запада к изучению того, что такое активность человека, подходили и с материалистической и идеалистической точек зрения.

Сократ (470-399 гг. до н. э., Древняя Греция) объяснял ее состоянием души, которую считал его психическим свойством, средоточием нравственных представлений.

Эти представления формируются в результате обучения человека тому, что есть добро и зло, а виды активности и характер его поступков как раз и зависят от этих знаний.

Лозунг Сократа «познай самого себя» следует понимать как призыв к анализу поведения и отношения к нему, а не к анализу собственных эмоций и переживаний.

Аристотель (384-322 годы до н. э.), изучая, что такое активность психики, называл упражнения в нравственных поступках как условие ее повышения. Простое знание о добре и зле не делает человека обладателем таких качеств как, например, добродетельность и благоразумность — постоянные тренировки, упражнения в них делают его таковым.

Учение стоиков возникло в Афинах в IV веке до н. э. Его последователи считали, что повышение активности психики недоступно обычным людям, руководство ею – удел лишь истинных мудрецов, чей разум бесстрастен и не допускает душевных переживаний. Любые эмоциональные потрясения лишают человека внутренней свободы, мешают выполнению долга.

Эпикур (341-270 годы до н. э., Древняя Греция), напротив, считал истинным счастьем отречение от общественной активности. Его он видел в удовлетворении простых потребностей. Воля, ум, психическая активность человека должны направляться на тренировку в самоограничении от недоступных удовольствий, иначе неизбежны страдания от их недостижимости.

Нужны ли обществу активные люди?

Стимулирование деловой предприимчивости работника — одна из целей современного менеджмента. Ее развитие ведет за собой существенное повышение производительности труда, развитие культуры производственных и внепроизводственных отношений.

В психологии активность определяется как деятельность индивида, направленная на окружающую среду с целью удовлетворения собственных потребностей. Ее обладателем считается человек с такими личностными качествами, как:

  • целенаправленность,
  • осознанность выбора способов и средств достижения поставленных целей,
  • умение анализировать результаты своих действий и с учетом сложившейся ситуации их корректировать.

Подобный индивид, удовлетворяя собственные материальные, социальные, этические, художественные потребности, стремится к преобразованию среды, осмысленно совершенствует орудия труда, участвует в решении творческих трудовых и общественных задач. Его личность совершенствуется, поскольку он хочет больше узнать, многому научиться. То есть, можно утверждать с полным основанием, что инициативность членов общества способствует его всестороннему прогрессу.

Уровни активности

Чем привлекательнее для человека поставленная цель, тем больше энергии он тратит для ее достижения. Наиболее высокий уровень активности наблюдается у людей с гармоническим типом личности: у них высоко развиты как ответственность за дело, так и стремление получить наибольшее внутреннее удовлетворение от его результатов.

У личностей продуктивного типа результаты действий также высокие, однако, они достигают их из-за увлеченности своими идеями, а не из-за высокого уровня ответственности.

Повышенной сознательностью, гиперконтролем отличается рефлексивный тип, но эти качества в сочетании с самокритичностью делают его неуверенным в себе и в своих инициативах. Поэтому к активному их осуществлению он готов только при посторонней моральной поддержке.

Несамостоятельность в достижении поставленных перед ними целей проявляют люди исполнительского и функционального типа. Взяв на себя ответственность, они строго следуют сторонним указаниям и инструкциям, пользуются готовыми решениями, не подключая собственную инициативу.

Сложные деловые и творческие предложения могут выдвинуть созерцатели, но на первом плане у них стоит продвижение собственного «Я», а не деятельность по реализации своих идей. Отсутствие ответственности и самостоятельности, наступательности — характерные черты людей такого типа.

Таким образом, какой у него уровень активности (высокий, средний или низкий), зависит как от личностных природных качеств человека (темперамент, способности), так и от тех, которые воспитаны в нем родителями и социальной средой.

Формы и факторы человеческой активности

При рождении человек полностью зависит от окружающих его людей. Но по мере его взросления и развития появляются новые возможности, которые поддерживают его самостоятельное существование как индивида, побуждают к определенным видам деятельности.

Советский психолог Б. Г. Ананьев в своих исследованиях выделил такие формы активности человека как общение, труд и познание.

В трудах других ученых к ним относятся созерцание, рефлексия и поведение, управление другими людьми, самодеятельность, а также творческая, художественная, когнитивная, побудительная, практическая, боевая, спортивная, информационно-коммуникативная формы.

Причины или факторы активности человека объясняются необходимостью удовлетворения ряда потребностей, которые гарантируют ему, во-первых, физическое выживание (пища, одежда, жилище, защита, размножение).

Во-вторых, он нуждается в общении и признании другими членами социума, что является источником активизации его трудовой, коммуникативной деятельности.

В-третьих, удовлетворение духовных запросов требует от индивида собственных энергичных поисков внутренней свободы, самопродвижения в творчестве, действий по изменению среды в соответствии со своими взглядами и запросами.

Активность как результат воспитания

Чтобы целеустремленно действовать, человек должен проявить творчество, волевые усилия, общаться с другими людьми — советоваться, изучать чужой опыт. Но эти качества – твердая воля, нестандартный подход к проблеме, умение общаться, анализировать, делать выводы не рождаются вместе с младенцем. Что такое активность? Это результат правильного воспитания.

Ее формирование у ребенка – это одна из многочисленных родительских задач, которая не столь проста, как кажется на первый взгляд. Прежде всего, от взрослых требуется осознанный подход к достижению этой цели и терпение: развитие активности – одна из тех педагогических проблем, которые не решаются быстро.

Активный человек – значит, деятельный, энергичный. Такими дети становятся в семьях, в которых поддерживается демократический стиль отношений между ними и взрослыми.

Он предполагает гибкость в отношениях: проявляя достаточную требовательность и контроль, родители уважают мнение и позицию ребенка, развивают его самостоятельность, инициативность, самокритичность. Посильные поручения и значимое для него поощрение стимулируют повышенную активность в достижении цели.

Важны достаточная помощь, спокойный, деловой анализ как результатов детской инициативы, так и допущенных ошибок и успешных действий.

Авторитарный стиль воспитания подавляет активность ребенка, так как угрозы наказанием и принуждения вызывают боязнь нарушить инструкции взрослого, ошибиться в своих действиях.

Либеральный стиль, напротив, отличается нетребовательностью к детям. Максимум свободы при минимуме ограничений поведения формируют агрессивность и вседозволенность. Такие дети считают, что достижение цели состоит в том, чтобы вынудить взрослых принести им желаемое на блюдечке, а не в том, чтобы самому проявить сообразительность и предприимчивость.

Социум как субъект воспитания активности

Государство крайне заинтересовано в воспитании деятельных и инициативных граждан. Именно поэтому любое образовательно-воспитательное учреждение, средства массовой информации среди прочих задач ставят перед собой непростую задачу формирования активности у населения.

Педагоги, психологи, социальные работники, работники культуры, общественные объединения, руководители всех рангов выступают как субъекты процесса, цель которого — воспитание социально ответственного гражданина. Он должен обладать:

  • интересом к общественной работе,
  • организаторскими качествами,
  • исполнительностью и инициативностью,
  • самокритичностью и требовательностью к себе и другим,
  • готовностью помогать людям.

Эти качества гарантируют обеспечение общественного порядка и контроля над исполнением законов на местах, прямое взаимодействие населения с органами власти.

Активность со знаком «минус»

Криминальная, аморальная деятельность граждан не одобряется обществом и даже наказуема. Какой активностью обладает человек, какие ее виды, уровни и формы он выбирает – зависит от внутренней позиции личности. По тому, в каких поступках и как она проявляется, можно судить о многих человеческих качествах.

Чем выше нравственные установки, тем способы удовлетворения потребностей («хочу» и «надо») более соотносятся с правилами и нормами человеческого бытия («можно» или «нельзя»).

Отсюда и многочисленные примеры беззаветного мужества и беспримерной подлости, упорного труда и беспардонных хищений чужого добра ради собственного безбедного существования, бескомпромиссной честности и масштабного вранья с целью прославиться.

Антиобщественная «активность» в эгоистичном удовлетворении своих потребностей является результатом стечения многих обстоятельств личной и общественной жизни человека с его отрицательными внутренними качествами — жадностью, мстительностью, ленью, неспособностью управлять своими поступками и эмоциями.

Заключение

В настоящее время существует много подходов к определению ее типов, форм, видов, но совпадают мнения специалистов о том, что такое активность: это проявление инициативы в деятельности, значимой для самого индивида и для общества в целом.

Приоритеты в воспитании детей и молодежи сегодня сдвинулись в сторону формирования социально ориентированной, активной, здоровой морально и физически личности.

Ее общественная направленность не исключает свободы индивидуальных потребностей и запросов, а предполагает их деликатное удовлетворение не в ущерб общественным.

Источник: https://FB.ru/article/446076/chto-takoe-aktivnost-opredelenie-ponyatiya-vidyi-formirovanie-urovni

Значение слова «активность» в 10 словарях

Активность

Все словари Словарь Ушакова Пограничный словарь Словарь антонимов русского языка Термины атомной энергетики Словарь терминов атомной энергетики Словарь терминов МЧС Философский словарь (Конт-Спонвиль) Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь Тезаурус русской деловой лексики Словарь Ефремовой

активность

активность, активности, мн. нет, жен. (книж.). отвлеч.сущ. к активный. Активность характера.

| Активная, энергичная деятельность. Проявлять активность. Только активность широких трудящихся масс может разрешить задачу индустриализации страны.

активность

один из основных принципов служебно-боевых действий, заключающийся в применении упреждающих по отношению к противнику нестандартных решений в деятельности войск и органов ПС РФ при защите и охране ГГ РФ. А.

имеет целью создать условия, предотвращающие или ограничивающие действия нарушителей ГГ РФ, обеспечить высокую вероятность их обнаружения и принятия в отношении их необходимых мер воздействия. А.

достигается: непрерывным добыванием наиболее полных сведений о возможных нарушениях правовых режимов, установленных в пограничном пространстве и отнесенных к ведению ПС РФ, а также об используемых нарушителями приемах и ухищрениях; постоянным поиском признаков нарушений этих режимов; опережением действий нарушителей ГГ и навязыванием им своей воли; смелостью и разумной инициативой при принятии решений.

активность

пассивность

инертность

безынициативность

депрессия

бездельничанье

безделье

неактивность

праздность

лень

активность

Activity

число самопроизвольных ядерных распадов в данном количестве радиоактивного материала за единицу времени. Измеряется в беккерелях (Бк) или кюри (Ки).

активность

число самопроизвольных ядерных распадов в данном количестве радиоактивного материала за единицу времени. Измеряется в беккерелях (Бк) или кюри (Ки).

активность

мера радиоактивности какого-либо количества радионуклида, находящегося в данном энергетическом состоянии в данный момент времени. Единица активности – беккерель (Бк). Внесистемная единица активности кюри (Ки) составляет 3,7(1010 Бк.

активность

 Активность

 ♦ Activisme

Преувеличенная вера в действие и его возможности. Обычно активному действию противопоставляют теоретизирование. Есть ли способ преодолеть недостатки того и другого? Есть. Это осмысленное и продуманное действие – мышление в действии.

активность

мера радиоактивности какого-либо количества радионуклидов, находящегося в данном энергетическом состоянии в данный момент времени. Единицей активности является беккерель (Бк). Использовавшаяся ранее внесистемная единица активности кюри (Ки) составляет 3,7г1010 Бк.

активность

1. ‘экономическая реалия’

Syn: оживление, интенсивность, подъём, всплеск, интенсификация

Ant: застой, стагнация, ремиссия, затухание, депрессия, редукция

2. ‘характеристика деятельности человека’

Syn: энергичность, инициативность (редк.), предприимчивость, оживление, усилия, давление, напор, натиск, напористость, деловитость, расторопность, проворство

Ant: пассивность

активность

ж.
Отвлеч. сущ. по знач. прил.: активный (1*).

Добавить свое значение

Цитаты со словом активность

  • Следует знать, что у кого на первом месте стоит душевная любовь, у того сексуальные контакты редки, однако доставляют гораздо большее наслаждение. Кто не придает значения душевной любви, у того может развиться бешеная сексуальная активность, но наслаждения он не познает.. Лууле Виилма
  • Следует знать, что у кого на первом месте стоит душевная любовь, у того сексуальные контакты редки, однако доставляют гораздо большее наслаждение. Кто не придает значения душевной любви, у того может развиться бешеная сексуальная активность, но наслаждения он не познает.. Лууле Виилма
  • активизация
  • активный
  • боевитость
  • возбуждение
  • воинственность
  • гиперреактивность
  • горячность
  • действенность
  • деловитость
  • деятельность
  • динамичность
  • жизнедеятельность
  • задор
  • инициатива
  • инициативность

Все синонимы к слову активность

  • акт
  • актив
  • активатор
  • активационный
  • активация
  • активизация
  • активизирование
  • активизированный
  • активизировать
  • активирование
  • активированный
  • активироваться
  • активист
  • активистка
  • активистский

Все однокоренные слова к слову активность

Ударение в слове активность

Источник: https://znachenie-slova.ru/%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C

Активность личности – Психологос

Активность

​​​​​​​Активность личности — особый вид деятельности или особая деятельность, отличающаяся интенсификацией своих основных характеристик (целенаправленности, мотивации, осознанности, владения способами и приёмами действий, эмоциональности), а также наличием таких свойств как инициативность и ситуативность.

Подходы к определению понятия активности личности

Термин активности широко используется в различных сферах науки как самостоятельно, так и в качестве дополнительного в различных сочетаниях. Причём в некоторых случаях это стало настолько привычным, что сформировались самостоятельные понятия.

Например, такие как: активный человек, активная жизненная позиция, активное обучение, активист, активный элемент системы. Понятие активности приобрело такой широкий смысл, что при более внимательном отношении его использование требует уточнений.

Словарь русского языка даёт общеупотребительное определение «активного» как деятельного, энергичного, развивающегося. В литературе и бытовой речи понятие «активности» часто употребляется как синоним понятия «деятельности».

В физиологическом смысле понятие «активности» традиционно рассматривается как всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика. Как источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром. Как свойство живых организмов реагировать на внешние раздражения.

Активность при этом соотносится с деятельностью, обнаруживаясь как её динамическое условие, как свойство её собственного движения. У живых существ активность изменяется в соответствии с эволюционными процессами развития.

Активность человека приобретает особое значение как важнейшее качество личности, как способность изменять окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями. (А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский, 1990).

Большое значение придаётся «принципу активности». Н. А. Бернштейн (1966), вводя в психологию этот принцип, представлял его суть в постулировании определяющей роли внутренней программы в актах жизнедеятельности организма.

В действиях человека существуют безусловные рефлексы, когда движение непосредственно вызывается внешним стимулом, но это как бы вырожденный случай активности. Во всех же других случаях внешний стимул только запускает программу принятия решения, а собственно движение в той или иной степени связано с внутренней программой человека.

В случае полной зависимости от неё мы имеем место с так называемыми «произвольными» актами, когда инициатива начала и содержание движения задаются изнутри организма.

В социологии используется понятие социальной активности. Социальная активность рассматривается как явление, как состояние и как отношение.

В психологическом плане существенным представляется характеристика активности как состояния — как качество, которое базируется на потребностях и интересах личности и существует как внутренняя готовность к действию.

А также как отношения — как более или менее энергичная самодеятельность, направленная на преобразование различных областей деятельности и самих субъектов.

В психологии в рамках деятельностного подхода, также наблюдается некоторое непринципиальное расхождение в трактовке активности. Психологическая теория деятельности рассматривает макроструктуру деятельности в виде сложного иерархического строения.

В её состав включают несколько уровней, в числе которых называют: особые виды деятельности, действия, операции, психофизиологические функции. Особенные виды деятельности в этом случае выступают как совокупность действий, вызываемых одним мотивом. К ним обычно относят игровую, учебную и трудовую деятельность.

Их же называют формами активности человека. (Ю. Б. Гиппенрейтер 1997).

Б. Г. Ананьев, помимо указанных, к множеству «активно-деятельностных форм отношения человека к миру» причисляет также боевую и спортивную деятельность, познание, общение, управление людьми, самодеятельность. (Л. И. Анциферова, 1998). Активность, в данном случае, соответствует особенной форме деятельности или особенной деятельности.

По мнению К. А. Абульхановой-Славской (1991) посредством активности человек решает вопрос о согласовании, соизмерении объективных и субъективных факторов деятельности.

Мобилизуя активность в необходимых, а не в любых формах, в нужное, а не в любое удобное время, действуя по собственному побуждению, используя свои способности, ставя свои цели.

Тем самым, оценивая активность, как часть деятельности, как её динамическую составляющую реализуемую ситуативно то есть в нужный момент времени.

Ещё одна трактовка понятия активности предложена В. А. Петровским (1996), предлагающим рассматривать личность как подлинный субъект активности. Прослеживая историю форм деятельности субъекта, он выделяет три последовательных этапа в истории становления деятельности.

1) Функционирование или жизнедеятельность особи как предпосылку деятельности; Функционирование — первое и простейшее проявление жизни — может быть описано в плане взаимодействия субъекта с объектом, в ходе которого обеспечивается целостность присущих субъекту телесных структур.

Функционирование опирается на возможности непосредственного взаимодействия субъекта с его окружением. Отлучение живых тел от источников их существования оказывается гибельным, так как способности к функционированию ещё недостаточно для преодоления возникших барьеров. 2) Деятельность, как условие выживания субъекта.

Деятельность снимает присущие предыдущей ступени развития ограничения. Посредством деятельности субъект получает возможность достичь предмет, прежде удалённый от него, но необходимый для функционирования. 3) Активность, как высшую форму развития деятельности.

В процессе развития человека возникают новые, вспомогательные формы взаимодействия с миром, нацеленные на обеспечение и поддержание самой возможности деятельности субъекта. Эти формы движения складываются внутри предшествующих деятельностей и, перерастая в деятельность, носящую самоподчиненный характер, они становятся тем, что может быть названо активностью субъекта.

Активность и деятельность, соотнесение понятий

Одной из главных теоретических проблем при рассмотрении понятия активности личности является соотнесение понятий «активности» и «деятельности». Трудность заключается в том, что в большом количестве случаев эти термины выступают как синонимы.

На основе анализа позиций специалистов, выделяют ряд общих существенных признаков активности личности. К ним относятся представления об активности как:

  • форме деятельности, свидетельствующем о сущностном единстве понятий активности и деятельности;
  • деятельности, к которой у человека возникло собственное внутреннее отношение, в которой отразился индивидуальный опыт человека;
  • личностно значимой деятельности: форме самовыражения, самоутверждения человека с одной стороны и о человеке, как о продукте активного и инициативного взаимодействия с окружающей социальной средой — с другой;
  • деятельности направленной на преобразование окружающего мира;
  • качестве личности, личностном образовании, проявляющимся во внутренней готовности к целенаправленному взаимодействию со средой, к самодеятельности, базирующейся на потребностях и интересах личности, характеризуемой стремлением и желанием действовать, целеустремлённостью и настойчивостью, энергичностью и инициативой.

Представление об активности как форме деятельности, позволяет утверждать, что активности должны быть присущи основные составляющие деятельности (В. Н. Кругликов, 1998). В психологии к ним относят: цель или целенаправленность, мотивацию, способы и приёмы, с помощью которых осуществляется деятельность, а также осознанность и эмоции.

Говоря о цели, подразумевают, что любая деятельность осуществляется для чего-то, то есть, что она направлена на достижение определённой цели, которая трактуется как сознательный образ желаемого результата и определяется мотивацией субъекта деятельности.

Человек, находясь под воздействием комплекса внешних и внутренних мотивов, выбирает главный из них, который превращается в цель деятельности направленной на его достижение. Поэтому цель можно также рассматривать как главный осознанный мотив. Отсюда становится понятным, что продуктивная деятельность носит мотивированный и осознанный характер.

Однако не все мотивы, в отличие от целей, осознаются человеком. Это не означает, однако, что неосознаваемые мотивы не представлены в сознании человека. Они проявляются, но в особой форме, в форме эмоций, как элемент эмоциональной составляющей деятельности. Эмоции возникают по поводу событий или результатов действий, которые связаны с мотивами.

В теории деятельности эмоции определяются как отражение отношения результата деятельности к её мотиву. (Ю. Б. Гиппенрейтер, 1997). Кроме того, они выступают одним из оценочных критериев выбора направления действий.

Способы и приёмы выступают элементом деятельности, но не просто как средство для осуществления действия, к которому приспосабливаются движения, а как элемент схемы действия, как орудие, обогащающее последнее ориентацией на отдельные свойства предмета-орудия (Д. Б. Эльконин, 1987).

Определяя активность как особую форму деятельности требуется осознавать её отличия, её особенности. В качестве отличительных черт предлагается рассматривать интенсификацию основных характеристик деятельности, а также присутствие двух дополнительных свойств: инициативности и ситуативности (В. Н. Кругликов, 1998).

Интенсификация отражает тот факт, что во всех характеристиках активности в явной форме просматриваются элементы качественно-количественных оценок.

Наблюдается повышение выраженности и интенсивности её составляющих, а именно усиление осознанности, субъективности, личностной значимости целей, отмечается более высокий уровень мотивации и владения субъектом способами и приёмами деятельности, повышенная эмоциональная окрашенность.

Под инициативностью понимается почин, внутреннее побуждение к деятельности, предприимчивость и их проявление в деятельности человека.

Очевидно, что инициатива тесно связана и выступает проявлением мотивации, степени личностной значимости деятельности для человека, является проявлением принципа активности, свидетельствуя о внутренней включенности субъекта в процесс деятельности, о ведущей роли в нём внутреннего плана.

Она свидетельствует о волевых, творческих и психофизических способностях личности. Тем самым, выступает интегративным показателем соотнесения личностных особенностей и требований деятельности.

Ситуативность активности может рассматриваться как характеристика, свидетельствующая о переходе деятельности в иное качество — качество активности в том случае, когда усилия, направленные на достижение цели превосходят нормированный уровень деятельности и необходимы для её достижения.

При этом уровень активности может рассматриваться с двух позиций — внешней по отношению к субъекту и внутренней. В первом случае активность может соответствовать нормативно определённой цели или превышать её. Для характеристики такой активности используют понятия «надситуативной» и «сверхнормативной активности» (А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский, 1990, В. Ф.

Бехтерев, 1996, Р. С. Немов, 1985) под которыми понимается способность субъекта подниматься над уровнем требований ситуации или, соответственно, официально предъявляемых обществом нормативными требованиями.

Во втором случае активность рассматривается с точки зрения субъекта и соотносится с внутренне определяемой целью, отвечающей не внешним, социально обусловленным, а его личным внутренним целям.

Для личности активность всегда «нормативна», поскольку соответствует поставленной цели, в случае достижения которой деятельность теряет свою энергетическую основу — мотивацию и развиться до уровня надситуативности, очевидно, не может. Деятельность, которая не позволила субъекту достичь поставленной цели, традиционно считается недостаточно активной или «пассивной», то есть в принципе, не может называться активностью.

Уровень активности, её длительность, устойчивость и другие показатели зависят от согласованности и оптимальных сочетаний разных компонентов: эмоционального, мотивационного и др. В связи с чем, в зависимости от способа связи психических и личностных уровней активности она может приобретать оптимальный или неоптимальный характер.

Например, поддерживать определённый уровень активности можно двумя способами: перенапряжением всех сил, что ведёт к утомлению, падению активности, и за счёт эмоционально-мотивационного подкрепления. (К. А. Абульханова-Славская, 1991).

Именно эти два подхода, например, отличают традиционное обучение в высшей школе, построенное с опорой на лекционные занятия и инновационные формы обучения, опирающиеся на методы активного обучения активное обучение.

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/aktivnost-lichnosti

Деятельность и активность как условия развития личности

Активность
Определение 1

Деятельность – это основной показатель развития человека как личности. Это основной критерий его существования как социального существа. Работа в одном направлении, осложнение деятельности и ее улучшение – это условия для развития личности и нервной системы человека.

При решении воспитательных проблем затрагиваются психологические закономерности и скорость человеческой деятельности. Во время воспитательной работы стоит учитывать характер разных видов труда, их особенности, смысл, содержание и объем.

Понятие деятельности

Понятие личности и работы в отечественной психологии – это связанные явления.

Современная психология базируется на идеях о функциональном нраве отражения, о появлении сознания из трудовой работы, о главной роли труда в поведении и деятельности человека. Источник активности – это потребности.

Именно они выступают толчком для человека, чтобы он начал поиск средств для удовлетворения, что и влечет активную деятельность.

По появлению потребности разделяются на естественные и культурные и характеризуются такими показателями:

  • Потребности имеют собственный предмет;
  • зависит от критериев и способов удовлетворения потребности;
  • Они отражаются;
  • Выражается в мотивах, побуждающих к работе.

Мотивы деятельности

Развитие деятельности формирует виды и формы, которые потом соединяются и соподчиняются. Самые популярные виды – игра, труд, учение. Устанавливается иерархическое соотношение мотивов, побуждающих разную работу. Единая система мотивов составляет эмоциональную часть личности.

Однообразные мотивы могут по-разному проявляться в поведении. А вот разные мотивы могут носить одинаковые внешние формы в поведении.

Пример 1

Участие в общественных работах побуждает соперничество, желание быть первым среди друзей. Но может быть и желание принести выгоду всему классу. Мотивы ребенка формируют разные свойства личности – индивидуализм или коллективизм.

Опиши задание

Поведение зачастую формируется несколькими мотивами, разными по содержанию и строению. Они бывают ведущими и подчиненными. Мотивационная сфера личности меняет ведущие мотивы, создавая более высокие нравственные поводы. Целенаправленная организация деятельности гарантируется переменами соотношения мотивов и их иерархией. Поэтому в психологии и существует понятие системы стимулов и мотивации.

В школьном возрасте дети часто участвуют в разной деятельности. Они характеризуются не только конкретным составом разных видом, но и ведущей работой. В ней проявляются, создаются и перестраиваются психологические процессы. Например, при учебе – это теоретическое мышление, а в играх – фантазия. От этих процессов зависят ключевые психические изменения на протяжении всего развития ребенка.

Российский психолог Леонтьев утверждал, что одни виды деятельности отыгрывают главные роли в развитии, а остальные – подчиненные. Поэтому развитие психики стоит рассматриваться в зависимости от ведущей деятельности:

  • В дошкольном возрасте основная работа – это игра. У ребенка расширяется кругозор, развиваются умственные возможности, создаются черты характера и нравственные свойства. Рядом с игрой стоит трудовая активность. Взрослые обучают ребенка самообслуживанию, дают начальные умения и навыки, формируют нравственно-волевые качества. В зависимости от возраста малыша всё его окружение объединяет игру и трудовые занятия;
  • В школе на смену игре приходит учение. Оно еще больше расширяет кругозор, создаются мнения. Во время учебного процесса ребенок овладевает методами учения и узнает многое не только от учителя, но и из книг, общения со старшими детьми;
  • Самостоятельная работа развивает познавательную активность ребенка;
  • В школьные годы трудовая деятельность становится более важной.

Значение активности

Определение 2

Активность – это общая черта для живых существ, их личная динамика. Она служит источником улучшения и поддержания жизненно важных связей со средой.Жизнедеятельность организма – это не только нормальные отношения с окружением, а ее преодоление. Активность строится с вероятным прогнозом развития событий в среде и расположения в ней организма.

В психологии активность и деятельность соотносятся друг с другом. Обнаруживаются динамические условия ее развития, воплощения и видоизменения, как черта ее движения. Активность характеризуют:

  • Обусловленность исполняемых действий, спецификой внутренних состояний субъекта в момент действия – в отличие от реактивности, когда действия обусловлены предыдущей ситуацией;
  • Произвольность – проявляется в цели субъекта;
  • Надситуативность – выводится за пределы первоначальной цели;
  • Значительная устойчивость деятельности в отношении принятой цели.

Еще в материнской утробе ребенок реагирует на внешние действия. Его активность проявляется в движениях, указывающих на жизнь. Эти процессы заставляют организм работать, действовать, усиливаться и оздоровляться. Без активной деятельности полноценной жизни не будет, развитие человека и становление его как личности также невозможно.

Активность не характеризуется только в движении. Она проявляется еще в познании мира, расширении кругозора знаний, умений и навыков. Сложно научить человека чему-либо, если он сам не хочет заниматься. Осознанная работа формирует личность, обогащает ее и развивает.

Познавательная активность проявляется в жизнеобеспечивающих факторах, так как помогает сориентироваться ребенку в новом мире. Эмоциональная активность – это грань оживления личности. Многое ребенок узнает из чувств, а не сознаний. Он откликается на действия. Психологическая активность дает информацию миру о состоянии. Именно эта инициативность позволяет ребенку работать с предметами.

Активность – это важное условие и предпосылка для развития, часть жизненных процессов организма. Их результатом выступает общий прогресс развития. Деятельность – это успешная социальная адаптация. Она помогает человеку определить свое место в обществе и окружающей среде.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/obschie-osnovy-pedagogiki/dejatelnost-i-aktivnost/

Ваш педагог
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: