Алхимия фантазии

Содержание
  1. Немного об алхимических символах
  2. Основные символы
  3. Алхимические процессы
  4. Философский камень
  5. Как создать философский камень и стать богатым? Мифы об алхимии | CMT: Научный подход
  6. Миф 1: Алхимия — основоположница химии. Алхимики занимались своей чепухой и мимоходом положили начало настоящей науке, открыв новые химические элементы
  7. Миф 2: Алхимию основали белые мужчины 
  8. Миф 3: Алхимия зародилась и существовала только в Европе
  9. Миф 4: Алхимией занимались только в Средние века: во времена чумы и сжигания ведьм. А алхимики-волшебники, не слыхавшие о таблице Менделеева, мешали зелья в своих тёмных чуланах
  10. Миф 5: Алхимия — лженаука, а её меркантильные последователи гнались за созданием золота, чтобы быть богатыми без усилий
  11. Миф 6: Алхимики были изгоями и сатанистами, верящими в колдовство
  12. Миф 7: Лаборатория алхимика — это чан с кипящим зельем посреди комнаты, куча сообщающихся сосудов с цветными жидкостями, необычные приспособления и череп на столе
  13. Миф 8: С тех пор, как мировой прогресс начал набирать темп, никто больше не интересовался алхимией, кроме фанатиков и создателей детских видеоигр
  14. Миф 9: Трансмутация? Превратить свинец в золото? Вы что, с крыши упали? Это же технически невозможно! 
  15. Миф 10: Алхимия осталась в прошлом, в наше время алхимиков не бывает
  16. Правила жизни простого средневекового алхимика (из трактата De alchimia святого Альберта Великого, XIII век)
  17. Красильщики луны, философы огня: 10 мифов об алхимии
  18. «Алхимик», Петер Брейгель-мл
  19. «Дама, посещающая алхимика в его лаборатории», Ян Йозеф Хореманс-мл

Немного об алхимических символах

Алхимия фантазии

Алхимические символы были созданы для обозначения химических элементов, различных процессов (реакций), стихий, а также других объектов. Изучать их весьма занимательно, тем более что многие сохранились до наших дней и весьма успешно функционируют.

Основные символы

Алхимических знаков было более тысячи, причем некоторые элементы обозначались по-разному. А бывало такое, что одним или похожим знаком обозначали разные вещества. Все знаки записывались от руки, поэтому существуют разные варианты написания.

Алхимики выделяли три основные субстанции: земля, вода, воздух, огонь. Обозначали их треугольниками.

Парацельс выделял три основных символа: соль (Солнце, материя), ртуть (Меркурий, жидкость) и сера (Сульфур, дух жизни).

Для современно человека связь этих элементов довольно сомнительная. Но у людей средневековья были свои ценности и представления о мире.

Основные металлы в алхимии связывают с планетами. Планета управляет определенным элементом.

Солнце – золото

Луна – серебро

Венера – медь

Марс – железо

Юпитер – олово

Меркурий – ртуть

Сатурн – свинец

Надо заметить, что Солнце тогда тоже причисляли к планетам, а о существовании Урана, Нептуна и Плутона не подозревали, поэтому этим трем планетам не соответствует никакой металл. Правда, современны алхимики (и такие есть) не растерялись, и присвоили им открытые в 20 веке элементы с соответствующими названиями (уран, нептуний, плутоний).

Современное изображение стихий как искусство

Только на первый взгляд все эти взаимосвязи кажутся случайными. На самом деле у каждой есть своя история появления.

Так древние греки считали, что богиня Венера появилась из пены на берегу Кипра. А там были богатые месторождения меди. И символ Венеры, перекочевавший в средневековье, стал ассоциироваться с медью.

Само же обозначение зеркала Венеры (по одной из версий) известно еще со времен Древнего Египта, и было символом жизни.

Знак Марса ассоциируется со щитом и мечом (копьем) бога войны, который в свою очередь всегда был связан с железом (из него ковали оружие).

Что интересно, великий Карл Линней первый начал использовать знаки Венеры и Марса для обозначения пола растений в середине 18 века.

Одна из версий происхождения символа Юпитера – объединение молнии и креста, причем молния постепенно преобразовалась в скипетр. Юпитер можно наблюдать на небе невооруженным глазом, что и делали наши предки. Его связывали с могучим верховным богом разные народы, поэтому обозначения могут иметь и другой смысл.

Основой для обозначения Нептуна стал трезубец, а для Плутона придумали знак, похожий на трезубец, но на место среднего острия поместили круг.

Изучая символы, наткнулась на историю о том, как придумали имя Плутону. Оказывается, имя предложила девочка Венеция Берни, которая интересовалась мифологией. Узнав от дедушки, что новой планете ищут название, она посчитала, что для такого холодного и отдаленного объекта вполне подойдет имя древнеримского бога подземного царства.

Многие символы придумывали специально, используя сочетание уже известных. Английский алхимик и математик Джон Ди разработал систему обозначений, которая называется – иероглифическая монада.

Она включает в себя ряд глифов – единиц графики для обозначения тех или иных процессов, элементов. Пример глифов – астрологические знаки.

Глифом может быть буква или часть буквы, знак пунктуации, пиктограмма.

В 1803 году Джон Дальтон предложил систематизировать обозначения химических элементов, потому что ученые уже просто не могли терпеть эту путаницу. Обозначения Дальтона вполне понятные, но они не прижились и были заменены на первые буквы названия каждого элемента.

Так шаг за шагом незаметно творится история, появляются новые имена, обозначения, символы, меняются значения и трактовки.

Алхимические процессы

Для алхимических процессов тоже есть свои обозначения. Каждым процессом управляет знак зодиака.

Окисление, прокаливание – овен

Застывание (коагуляция) – телец

Фиксация – близнецы

Растворение – рак

Разложение путём пищеварения/прогревания – лев

Сепарация посредством дистилляции – дева

Сублимация – весы

Фильтрация – скорпион

Размягчение – стрелец

Ферментация – козерог

Соединение умножением – водолей

Соединение проецированием – рыбы.

Таким образом, алхимия и астрология были тесно связаны.

Философский камень

Философский камень, он же жизненный эликсир, тоже имел обозначение. Он был загадочным пятым элементом, необходимым для превращения любого металла в золото или для создания эликсира вечной молодости.

Философский камень обозначали змеей, свернувшейся в кольцо и зажимающей в пасти свой хвост. Это змея или дракон Уроборос – один из древнейших символов, нашедший особенную трактовку у психоаналитиков. Есть и другие обозначения: лев, глотающий солнце, и ребис – единение мужского и женского, образовавшееся в результате соединения серы и ртути.

В «Розарии философов» – алхимическом трактате 1550 года приведен ряд иллюстраций, изображающих различные процессы. Есть среди них и зеленый лев, пожирающий солнце. Одно из объяснений картинки – лев растворяет золото, идет процесс ферментации (философский меркурий). Многие видели во льве начальную материю, необходимую для получения философского камня.

Трактовка некоторых картинок усложняется тем, что алхимики часто все сами зашифровывали и запутывали, держа результаты своих исследований в тайне. Некоторые знаки изменили свое значение, другие исчезли, но многими мы пользуемся по сей день.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5b33267990cdf400a9227292/nemnogo-ob-alhimicheskih-simvolah-5b54a0437438af00a9921d8d

Как создать философский камень и стать богатым? Мифы об алхимии | CMT: Научный подход

Алхимия фантазии

Редактор: СМТ — Научный подход

Источник: НОЖ

Достижения современной науки поражают. Она открывает для нас новые знания и возможности, позволяет исследовать новые миры и себя.

Но у триумфа науки есть один побочный эффект — мы перестали интересоваться «ненаучным» знанием, хотя оно было огромной частью развития общества. Сегодня мы решили это исправить и поговорить об алхимии.

Алхимия никак не связана с современной химией, но зато тесно соприкасается с историей таких искусств, как литература, музыка, живопись и многих других.

Легендарные и загадочные алхимики — ими восхищались, завидовали и даже боготворили, а их трактаты до сих пор удивляют яркими образами и обоснованностью. Вы до сих пор убеждены, что алхимия — не более, чем шарлатанство? Сегодня мы разоблачим десять популярных мифов об алхимии и, возможно, после этой статьи вы поменяете свое мнение!

Миф 1: Алхимия — основоположница химии. Алхимики занимались своей чепухой и мимоходом положили начало настоящей науке, открыв новые химические элементы

Историки науки наших дней утверждают, что средневековая алхимия и современная химия имеют намного больше различий, чем кажется. Поэтому преемственность в этом случае стоит под большим вопросом. У алхимии и химии в корне разные цели.

Химия стремится к содержательным результатам, а алхимия была нацелена на поиск первопричин. Она больше походила на священный акт, чем научные эксперименты в лаборатории со склянками — сравнение с церковной мессой будет более уместным.

Это два мира с разными взглядами и ценностями. Но нельзя отрицать, что алхимики действительно открыли много новых веществ: соляную кислоту, мышьяк, сурьму и прочее.

Миф 2: Алхимию основали белые мужчины 

На самом деле одним из первых адептов алхимии была женщина — Мария Пророчица, жившая примерно в I-III веке нашей эры.

Мария упоминается в работах разных историков и алхимиков, но данные часто сильно расходятся.

В одних источниках говорится, что она обучала Демокрита, в других, что она «дочь Платона», но, вероятно, в алхимическом плане. Не исключается, что Мария была основательницей александрийской школы алхимии.

Её труды не сохранились до наших дней, но о достижениях женщины упоминается во многих текстах других алхимиков. По их словам, она придумала много алхимических аппаратов и процессов, а также водяную баню, или «баню Марии», как её называет один из авторов XIV века.

Человеческая память недолговечна и мы часто не знаем создателей вещей или явлений, которые повлияли на развитие науки и жизни общества в целом. Особенно стыдно, что мы не знаем женщину, которая могла получить золото из корня мандрагоры. 

Миф 3: Алхимия зародилась и существовала только в Европе

Александрия — место расцвета алхимии, а её создателем считается бог Гермес Трисмегист. Многие исследователи утверждают, что его «Изумрудная скрижаль» и другие труды того времени были написаны на греческом алхимиками из Александрии примерно в пятом столетии.

Именно оттуда алхимия попала в Византию, а затем — в западные страны, где о ней узнали от арабов, захвативших Египет. А в X веке стали появляться переводы трудов мусульманских алхимиков на латыни. Есть мнения, что даже сам термин «алхимия» имеет арабские корни.

Словом, искусство алхимии так или иначе появилась на стыке западной и восточной культур. 

Миф 4: Алхимией занимались только в Средние века: во времена чумы и сжигания ведьм. А алхимики-волшебники, не слыхавшие о таблице Менделеева, мешали зелья в своих тёмных чуланах

Мы сказали о том, что в Средневековье алхимия получила много последователей.

Но и после этого периода она не потеряла свою популярность: в эпоху Ренессанса она получила новый толчок в развитии, так как стало доступно много до этого неизвестных работ Платона и Плотина.

Знаменитым алхимиком того времени был Парацельс. Его подлинное имя было довольно сложно произнести — Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм.

Эпоха барокко также была глубоко пронизана культурой алхимии: вы можете это заметить, изучив барочную эмблематику. Даже знаменитый на весь мир Исаак Ньютон занимался алхимией 30 лет своей жизни.

Правда, никаких работ он не выпустил, а его религиозные и алхимические рукописи были найдены лишь в 1930-х годах. Из-за столь поздней находки его современники понятия не имели о его интересе к этому искусству.

И конечно, стоит отметить, что Ньютон был далеко не последним деятелем в этой области.

Миф 5: Алхимия — лженаука, а её меркантильные последователи гнались за созданием золота, чтобы быть богатыми без усилий

В сознании современного человека укоренена идея, что алхимия — это жалкое подобие химии, которое появилось в Средние века из-за недостатка знаний, технологий и методов.

Но это мнение ошибочно, ведь как мы говорили, химия и алхимия — достаточно разные вещи. Суть последней заключалась в самосовершенствовании. Это серьёзная духовная практика, с помощью которой человек внутренне преображался.

Медитации и сложные операции были способом приближения к Богу и ни о каком материальном обогащении речи не шло. 

Создание золота было очень малой частью того, чем занимались алхимики, поэтому её невозможно рассматривать как самоцель. Это лишь небольшой сопутствующий результат аскетизма, медитаций и молитв, которыми занимались последователи этого искусства.

Алхимики стремились приблизиться к Богу и познать загадки мира. Для этого они проводили алхимические операции, которые помогали им воссоздать то, что происходило во время создания мира Богом.

По их задумке так можно было вернуть то состояние, которое было до грехопадения Адама и Евы и обрести бессмертие. 

Миф 6: Алхимики были изгоями и сатанистами, верящими в колдовство

Познакомившись с известными алхимиками, вы поймете, что это далеко не так. Например, одним из знаменитых адептов этого искусства был монах Герберт, который получил титул папы римского в X веке. Последователями алхимии были как высшие церковные представители, так и мелкие сановники. Лаборатории для алхимических операций часто можно было найти в монастырских кельях.

Какие ещё знаменитые деятели интересовались алхимическим искусством?

  • Бернар Тревизан — итальянский граф из аристократической семьи;
  • Авиценна — выдающийся среднеазиатский учёный, философ, врач;
  • Никола Фламель — писарь и торговец книг. Он был родом из бедной семьи, но маргиналом его никак не назовешь;
  • Жан де Лафонтен — французский поэт, писатель, прославленный баснописец, член Французской академии, представитель крупной французской буржуазии. 

Никола Фламель

Многие считают, что именно алхимия породила скептицизм и отрицательное отношение к религии, что неверно. Ведь целью алхимиков было приближение к Богу, и часто сами алхимики были так или иначе связаны с церковью. Они стремились познать мир, Бога и его замысел, а не поставить религиозные взгляды под вопрос. 

Миф 7: Лаборатория алхимика — это чан с кипящим зельем посреди комнаты, куча сообщающихся сосудов с цветными жидкостями, необычные приспособления и череп на столе

Лаборатории алхимиков Средних веков не отличались экстравагантностью. Их можно было найти везде: в городе и деревне, во дворцах и старых хижинах, в монастырях и церквях. Зачастую это была тёмная тесная каморка, с дымоотводом или трубой для вывода паров разных веществ.

У алхимиков был довольно скромный набор инструментов. Например, сосуды не отличались от тех, которые использовали и в других ремеслах.

Тёмные комнатки больше напоминали рабочие помещения рядовых ремесленников, их обустройство было очень простое и скромное. Конечно, встречались лаборатории, которые соответствовали общепринятому мифу.

Но даже в те времена их владельцев пренебрежительно называли «суфлёрами», которые на самом деле ничего не понимали в алхимии.

Дополнительно: хотите узнать, какими методами люди лечились в прошлом? Тогда рекомендуем прочитать эту статью.

Миф 8: С тех пор, как мировой прогресс начал набирать темп, никто больше не интересовался алхимией, кроме фанатиков и создателей детских видеоигр

Конечно, это неправда. Серьёзными духовными практиками алхимиков интересовались многие люди, жившие намного позднее Средневековья. Одним из них был Карл Густав Юнг, швейцарский психолог и философ. В своём произведении «Психология и алхимия» он рассматривал психическую природу «алхимического делания», изучал медитацию и воображение.

Драматург, поэт и актёр Антонен Арто в своём произведении сопоставляет искусство алхимии и театра, находит внутренние сходства в их принципах и основаниях, «которые в области духа и воображения направлены на достижение той же эффективности, что в области реального позволяет действительно делать золото».

Упоминания алхимии встречаются в произведениях Жерара де Нерваля, Артюра Рембо, Эдгара Аллана По и других.

Миф 9: Трансмутация? Превратить свинец в золото? Вы что, с крыши упали? Это же технически невозможно! 

Если вы ядерный физик из современного исследовательского центра, то вполне возможно. Правда, это золото будет стоить огромных денег, а чтобы разложить ядерную структуру вещества, вам понадобится мощнейший источник энергии.

В общем, цель явно не оправдывает средства. И, конечно, средневековому алхимику такое точно могло только сниться. Теоретически, он мог получить золото из свинца с помощью молнии.

Но на пути к драгоценному металлу и бессмертию, его бы постигла смертельная доза радиации.

Однако трансмутация была больше символом того, что в мире всё меняется, превращается и взаимодействует друг с другом. К сожалению, современники не видят глубокого смысла в этом процессе, воспринимая его лишь как получение золота из дешёвого металла.

Миф 10: Алхимия осталась в прошлом, в наше время алхимиков не бывает

На самом деле они встречаются. Правда, это очень специфические персонажи. Один из них — русский писатель, поэт, переводчик, литературовед и переводчик Евгений Головин, скончавшийся в 2010 году. Он интересовался мистикой, эзотерикой и алхимией.

Насколько известно, он не имел лаборатории с сосудами и веществами. Однако Головин много писал об алхимии и не раз читал лекции на эту тему. Они сложны для восприятия, но послушать мысли такого необычного для нашего времени человека очень интересно.

 

Правила жизни простого средневекового алхимика (из трактата De alchimia святого Альберта Великого, XIII век)

«Алхимик должен обитать вдали от людей, в собственном доме, в котором должны быть две или три комнаты, предназначенные исключительно для занятий сублимацией, растворением и дистилляцией.

Алхимик должен быть молчаливым и скромным. Он не должен никому открывать результаты своих операций. Он должен жить в уединении, вдали от людей.

Он должен выбирать для своих операций подходящее время — иначе говоря, ему следует удостовериться, благоприятно ли расположение звёзд на небе.

Он должен быть терпеливым и упорным.

Он должен действовать сообразно правилам: растирание, сублимация, фиксация, кальцинация, растворение, дистилляция и коагуляция.

Он должен использовать в своей работе только сосуды из стекла и керамики, покрытой глазурью.

Он должен быть достаточно богатым, дабы иметь возможность покрывать расходы, связанные с проведением работ.

И, наконец, он должен избегать всяческих контактов с князьями и правителями».

Источник: https://cmtscience.ru/article/kaksozdat-filosofskii-kamen-i-stat-bogatym-mify-ob-alhimii

Красильщики луны, философы огня: 10 мифов об алхимии

Алхимия фантазии

Алхимия с точки зрения современного человека — недохимия, возникшая в темные времена из-за нехватки научных знаний и точных методов. Однако это примитивный и в корне неверный взгляд на вещи: на самом деле речь идет о серьезной духовной практике, целью которой было внутреннее преображение человека, а не добыча материальных благ.

На язык просится вульгарное слово «самосовершенствование», давно лишившееся всякого смысла, но адепты-алхимики именно что совершенствовали себя, пытаясь с помощью сложных операций и медитаций приблизиться к Богу и познанию тайн мира, а отнюдь не разбогатеть или сделать шажок по карьерной лестнице (хотя с карьерой у многих из них все было в порядке, см. ниже).

Создание золота для настоящего алхимика самоцелью быть не может — это всего лишь малая часть большого целого, побочный продукт многолетних духовных упражнений, молитв и медитаций, а алхимические операции — своего рода символический язык, позволяющий воссоздать в лаборатории то, что происходило с миром, когда Бог создавал его из хаоса.

С помощью ремесленного усердия и аскезы алхимики стремились вернуться в состояние, предшествовавшее грехопадению Адама и Евы, и вновь обрести утраченный Золотой век, то есть, по сути, достичь бессмертия.

Звучит амбициозно, но не так уж бессмысленно, если вспомнить, например, на что мы с вами ежедневно тратим немало времени в так называемых социальных сетях.

«Алхимик», Петер Брейгель-мл

Кстати, знаменитый философский камень алхимики, конечно, тоже искали и возлагали на него немало надежд. В «Книге о Святой Троице», безымянном алхимическом трактате XV века, сказано: «Философский камень, если положить его на ладонь, становится невидимым.

Если же зашить его в тонкое белье, плотно обтягивающее тело, чтобы камень лучше согревался, то можно будет как угодно высоко подняться в воздух. Чтобы спуститься, надо лишь слегка ослабить прилегание белья к телу».

Надо думать, со старением и смертью такая штука тоже справилась бы весьма неплохо.

Ну и, конечно, алхимию не случайно называют именно искусством — в этом легко убедиться, полистав практически любой алхимический трактат:

«Чтобы приготовить эликсир мудрецов, или философский камень, возьми, сын мой, философской ртути и накаливай, пока она не превратится в зеленого льва. После этого прокаливай сильнее, и она превратится в красного льва.

Дигерируй этого красного льва на песчаной бане с кислым виноградным спиртом, выпари жидкость, и ртуть превратится в камедеобразное вещество, которое можно резать ножом. Положи его в обмазанную глиной реторту и не спеша дистиллируй. Собери отдельно жидкости различной природы, которые появятся при этом.

Ты получишь безвкусную флегму, спирт и красные капли. Киммерийские тени покроют реторту своим темным покрывалом, и ты найдешь внутри нее истинного дракона, потому что он пожирает свой хвост. Возьми этого черного дракона, разотри на камне и прикоснись к нему раскаленным углем.

Он загорится и, приняв вскоре великолепный лимонный цвет, вновь воспроизведет зеленого льва. Сделай так, чтобы он пожрал свой хвост, и снова дистиллируй продукт. Наконец, мой сын, тщательно ректифицируй, и ты увидишь появление горючей воды и человеческой крови».

Разумеется, непосвященному разобраться в таком сложном символическом тексте было практически не под силу: требовался сведущий наставник и годы учения.

Алхимия расцвела в Александрии, а ее изобретение приписывалось богу Гермесу Трисмегисту, автору «Изумрудной скрижали», в которой сообщается приблизительно следующее: «То, что внизу, подобно тому, что вверху, а то, что вверху, подобно тому, что внизу.

И все это только для того, чтобы совершить чудо одного-единственного» (и так далее, причем чем дальше, тем увлекательнее — всячески рекомендуем выходивший на русском языке и очень компетентно подготовленный сборник «Высокий герметизм»).

Большинство исследователей сходятся во мнении, что этот текст и другие трактаты так называемого «герметического корпуса» были написаны александрийскими адептами в IV веке на греческом языке.

Из Александрии алхимия проникла в Византийскую империю, а средневековый Запад узнал о ней благодаря захватившим Египет арабам: труды мусульманских алхимиков начали переводиться на латынь уже в X веке, да и само слово «алхимия», судя по всему, арабского происхождения (хотя на этот счет есть и другие мнения). Одним словом, алхимическое искусство так или иначе возникло на перекрестке восточной и западной культур.

Отдельно отметим, что в Китае была своя отдельная алхимическая традиция с даосизмом, энергией Ци и т. п. — почитать о ней можно, например, в работах синолога и буддолога Евгения Торчинова, там довольно много интересного.

О ранней истории алхимии мы коротко сказали выше, однако и после Средневековья она по-прежнему прекрасно себя чувствовала.

Знаменитый швейцарский алхимик Парацельс (настоящее его имя было смешное: Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм) — человек эпохи Ренессанса, а в эту эпоху алхимическое искусство расцвело с новой силой, поскольку в культурный оборот было введено огромное множество прежде недоступных европейцам текстов (например, сочинений Платона и Плотина они прежде по сути в глаза не видели). Алхимической символикой и идеями пронизано искусство эпохи барокко (на эту тему можно почитать, например, что-нибудь о барочной эмблематике), и даже Исаак Ньютон (1642–1727) посвятил алхимии около тридцати лет своей жизни (правда, его современники об этом понятия не имели: ни одной соответствующей работы Ньютон так и не опубликовал, а огромный архив его рукописей религиозного и алхимического содержания обнаружили только в тридцатых годах прошлого века), но и он, конечно, был далеко не последним.

Ничего подобного: одним из первых алхимиков (если не первым) была Мария Пророчица, которая жила не то в I, не то в III в. н. э.

О ней упоминает в своих трудах другой алхимик и по совместительству христианский гностик IV века Зосим Панополит, но дошедшие до нас сведения о ней мягко говоря не самые точные: один византийский историк VIII века сообщает, что Мария обучала Демокрита во времена Перикла — ну да, конечно (арабы вообще называли ее «дочерью Платона», но, видимо, в переносном алхимическом смысле). Не исключено, что именно Мария основала александрийскую алхимическую школу. Труды ее канули в Лету, сохранились только разрозненные цитаты в текстах других авторов, из которых следует, что она придумала ряд алхимических процессов и аппаратов, в том числе хорошо всем известную водяную баню — один автор XIV века даже называет ее «баней Марии». Память людская коротка, и мы часто понятия не имеем, кто придумал ту или иную полезную вещь, и особенно постыдно это в случае незаурядной женщины, которая умела делать золото из корня мандрагоры.

Отнюдь. Первый великий западный алхимик, монах Герберт, в 999 году стал папой римским, приняв имя Сильвестра II. Алхимией занимались как крупные церковные сановники, так и представители рядового духовенства, во многих монастырях устраивались лаборатории прямо в кельях.

Алхимиками были самый знаменитый мусульманский врач Средневековья Авиценна, знатный итальянец Бернар Тревизан, маркграф Тревизанский, представитель крупной французской буржуазии Жан де ла Фонтен.

Или, скажем, легендарный Николя Фламель — он был незнатного происхождения, но отщепенцем его тоже не назовешь.

Более того, алхимию невозможно назвать даже предшественницей более позднего вольнодумства: практиковавшие ее люди отличались крайней набожностью и нередко носили церковный сан — они стремились как можно глубже проникнуть в божественный замысел, а не списать его со счетов.

Современные историки науки убедительно доказывают, что различия между алхимией и химией были настолько радикальными, что говорить о какой-либо преемственности между ними сложно. Это два разных мира: если химия стремится к содержательным результатам, то алхимия доискивалась первопричин и не была квазинаукой, поскольку результаты ее не обрабатывались математически.

Алхимическое Великое Деланье, как называли свой труд сами адепты, похоже скорее на священный акт, и его уместнее сравнивать с церковной мессой, чем с работой в современной химической лаборатории. По сути, речь идет о двух совершенно несовместимых взглядах на мир.

Впрочем, это не отменяет того факта, что именно алхимики мимоходом открыли кучу важных веществ — мышьяк, соляную кислоту, сурьму и т. д.

«Дама, посещающая алхимика в его лаборатории», Ян Йозеф Хореманс-мл

Вадим Рабинович в известной книге «Алхимия как феномен средневековой культуры» писал: «Всмотримся пристальней: алхимический инструментарий — колбы, бани, печи, горелки; специально изготовленные вещества для химических взаимодействий; обработка веществ — растворение, фильтрация, перегонка. Не химия ли это? Может быть, и химия. Но какая-то дремучая, неудобная, когда ртуть и сера — это не только вещества, но и бесплотные принципы; когда газ — это не только нечто воздухоподобное, но и некий дух, таинственный, потусторонний. Верно: отдельные практические достижения алхимиков (разделение, осаждение, очистка веществ, установление их свойств) можно „экстрагировать“ из эпохи и как бы включить в предысторию нынешней химии. Так, впрочем, и поступают иные историки науки, но тогда многое остается в „маточном растворе“ алхимии».

Нет, лаборатории у адептов этого высокого искусства были относительно простыми и напоминали скорее мастерскую ремесленника, чем жуть из дешевого современного фильма — такое, впрочем, тоже встречалось, но только у профанов, не знавших, как подступиться к делу, но мечтавших поскорее заполучить гору дармового золота. Настоящие алхимики называли таких людей «суфлерами» и дико презирали.

Специалист по средневековой алхимии Серж Ютен пишет: «Лаборатории встречались повсюду: как в замках и дворцах, так и в домах простых горожан и даже жалких хижинах, в церковных приходах и монастырях, в городе и деревне.

Лаборатория, как правило, была тесной и темной и в обязательном порядке имела трубу или дымоход для отвода выделявшихся газов и дыма. Нередко это была подземная конура, но могли использоваться и старая кухня, и даже специально обустроенная комната, занимавшая (что случалось редко) целый этаж».

Конечно же нет: алхимия — почтенная традиция, основанная на сложных духовных практиках, и в свое время ей уделяли немало внимания такие разные люди, как, скажем, психоаналитик Карл Густав Юнг, автор книги «Психология и алхимия» (о научной состоятельности его сомнительных разработок мы оставляем судить специалистам, но сам факт примечательный); Антонен Арто, писатель, поэт, драматург, актер, теоретик «театра жестокости» и т.д. (в статье «Алхимический театр» он писал: «Между принципами театра и первоосновами алхимии существует загадочное тождество сущности. Дело в том, что театр, как и алхимия, если рассматривать его принципы и тайные пружины, покоится на нескольких основаниях, остающихся одними и теми же для всех искусств, — основаниях, которые в области духа и воображения направлены на достижение той же эффективности, что в области реального позволяет действительно делать золото»); алхимические мотивы можно обнаружить в творчестве писателей-романтиков — например, у Эдгара Аллана По и Жерара де Нерваля, а также у более поздних литераторов вроде Артюра Рембо.

Ничего подобного, в современном исследовательском ядерном центре вполне можно превратить свинец в золото.

Другое дело, что золото это будет немыслимо дорогим, а для разложения ядерной структуры вещества потребуется колоссальный источник энергии — и что, и зачем? Конечно, это нереально было проделать в Средние века ремесленными методами: если бы алхимику удалось осуществить такую операцию, скажем, с помощью молнии, то он сразу получил бы смертельную дозу радиации, и не видать ему тогда Золотого века, как своих ушей. Но, повторимся, трансмутация была скорее символом того, что все в мире взаимосвязано и превращается друг в друга. То, что из всего корпуса алхимических текстов современная культура усвоила только только «волшебное превращение» в дорогой металл, больше говорит о наших современниках, чем об алхимиках.

Еще как бывают — хотя и специфические.

Известный поэт и переводчик Евгений Головин не только писал стихи про эсэсовцев и встречался с кикиморой, но и считал себя алхимиком в полном смысле этого слова, хотя и не закупался, насколько нам известно, реагентами, пробирками и спиртовками. Зато он неоднократно выступал с лекциями на разные алхимические темы: понять из них что-либо практически невозможно, но смотреть их, слушать и читать все равно очень интересно.

«Алхимик должен обитать вдали от людей, в собственном доме, в котором должны быть две или три комнаты, предназначенные исключительно для занятий сублимацией, растворением и дистилляцией.

Алхимик должен быть молчаливым и скромным. Он не должен никому открывать результаты своих операций. Он должен жить в уединении, вдали от людей.

Он должен выбирать для своих операций подходящее время — иначе говоря, ему следует удостовериться, благоприятно ли расположение звезд на небе.

Он должен быть терпеливым и упорным.

Он должен действовать сообразно правилам: растирание, сублимация, фиксация, кальцинация, растворение, дистилляция и коагуляция.

Он должен использовать в своей работе только сосуды из стекла и керамики, покрытой глазурью.

Он должен быть достаточно богатым, дабы иметь возможность покрывать расходы, связанные с проведением работ.

И, наконец, он должен избегать всяческих контактов с князьями и правителями».

Источник: https://knife.media/alchemy/

Ваш педагог
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: