Цель внеклассной работы и основные требования к её содержанию и организации

Организация и цели внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС

Цель внеклассной работы и основные требования к её содержанию и организации
Определение 1

Внеучебная деятельность – это средство организации межличностных взаимоотношений между учениками и классным руководителем, целью которых является создание школьного коллектива и органов ученического самоуправления.

Определение 2

Основополагающие цели внеурочной деятельности по ФГОС – это создание условий для достижения учащимися необходимого социального опыта общественной жизни и формирования системы ценностей, принимаемой обществом.

В процессе внеурочной работы создаются условия для многостороннего становления и социализации каждого ученика, формируется воспитывающая среда, обеспечивающая активизацию интеллектуальных и социальных интересов учащихся в свободное время.

Происходит развитие здоровой, способной к творческому росту личности с высоким уровнем гражданской ответственности и правовым сознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на общественно-значимую практическую активность, реализацию добровольной инициативности.

Практическая сторона применения внеучебной деятельности раскрывает множество спорных моментов. К таким относится распределение внеурочных часов в расписании, действенное использование ресурсов и прочие.

Создание внеурочной деятельности в школе – давно изученная сторона общеобразовательной системы. За годы обучения школьников в процесс внедряется большой комплекс событий, направленных на реализацию каких-либо образовательных целей и задач.

На базе образовательного учреждения осуществляется деятельность различных творческих, спортивных, интеллектуальных объединений.

Не смотря на это, образование нередко сводится к проведению мероприятий и практически изолированно от общественного, информационного окружения, содержания школьной, семейной, коллективной и общественной деятельности ребенка.

Таким образом, основной целью педагогов, курирующих вопросы внеучебной деятельности, становится формирование личности учащегося. Данный принцип принято считать ключевым условием самоопределения в той или иной социокультурной ситуации.

Интерес школы, как образовательного учреждения, к решению проблем внеучебной деятельности объясняется не только включением в основной учебный план, но и новыми взглядами на итоги образования.

Если итоги предметного направления достигаются в ходе освоения учебного материала, то метапредметные, или личные достижения ученика избираются самостоятельно, на основе собственных мотивов и интересов.

В этом случае внеурочная деятельность позволяет раскрыть потенциал воспитанников и определить те самые достижения личного характера, а не обусловленные общепринятой системой образования.

Если учитывать, что цели внеучебной деятельности связаны с воспитанием личности ученика, приобретением им социально полезных познаний, то данный процесс невозможно осуществить в должной мере при отсутствии общественного составляющего. Достижение результата наблюдается только в случае становления собственного социального мира объектом познавательной деятельности ребенка.

При этом, значение имеют не только фундаментальные знания, но и необходимые любому человеку для реальной жизни в условиях современного социума.

Таким образом, идеей организации программ внеурочной деятельности в школе считается совокупность образовательных ресурсов общества в единое образовательное пространство, то есть школа должна быть открытой для адаптации и социализации детей.

Опиши задание

Принципы внеурочной деятельности

При организации внеурочной деятельности принято руководствоваться следующими принципами:

  • Выбор внеурочных занятий учениками соответственно личных интересов и запросов.
  • Учет возрастных особенностей.
  • Сочетание индивидуального и коллективного подхода к работе.
  • Связь практической и теоритической части деятельности.
  • Доступность и наглядность.
  • Включение в активную жизненную позицию.
  • Целостность и единство партнерских взаимоотношений всех субъектов общества.

При должном соблюдении принципов формирования внеучебной деятельности раскрывается ряд достоинств:

  • Разумное и функциональное применение внеучебных нагрузок учащихся.
  • Организация общей деятельности школы, родителей, общества.
  • Предусматривается вся внеурочная служба классного руководителя.
  • Программа и выбор типов деятельности основывается на многоплановости интересов и нужд школьников, желания родителей.

Таким образом, внеурочная деятельность служит ресурсом, позволяющим образовательному учреждению добиться нового качества воспитательного процесса. Помимо прочего, при помощи внеучебной деятельности решается большое количество принципиально важных задач:

  • Гарантия благоприятной адаптации детей в школе.
  • Оптимизация учебной нагрузки учащихся.
  • Выявление интересов, предрасположенностей, возможностей, способностей учащихся к различным видам деятельности.
  • Создание условий для самостоятельного становления ученика в выбранной сфере внеурочной деятельности.
  • Формирование системы познаний, умений, навыков в выбранном направлении деятельности.
  • Совершенствование опыта творческой деятельности и возможностей.
  • Создание условий для реализации приобретенных знаний, умений, навыков.
  • Совершенствование опыта неформального взаимодействия, общения, коллективной работы.
  • Расширение рамок общения в социуме.

Направление внеурочной работы

На основании требований Федерального Государственного образовательного стандарта внеурочная деятельность должна быть организована согласно следующим направлениям:

  • Спортивно-оздоровительное.
  • Социальное.
  • Общеинтеллектуальное.
  • Духовно-нравственное.
  • Общекультурное.

Направление общекультурного развития личности на начальном этапе образования продиктовано стремлением преодолеть отчужденность подрастающего поколения от общечеловеческих эстетических эталонов и духовно-нравственных ориентиров. Процесс характеризуется культурой взаимоотношений, которые организуются на основе следующих принципов:

  • Уважение достоинства и личности независимо от возраста, социального положения, уровня интеллекта и т.д.
  • Объединение уважения прав личности с вытекающими из этого требованиями к обязанностям личности перед окружающими.
  • Уважение прав самых старших и самых младших членов общества и культурно-воспитательной среды.

Спортивно-оздоровительное направление внеурочной работы считается одним из главенствующих. Главной целью направления считается создание материально-технической, организационной и кадровой базы для гармоничного физического, социального и нравственного развития личности ученика посредством физической культуры и привитие культуры здорового образа жизни.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/teorija-vospitanija/organizatsija-i-tseli-vneurochnoj-dejatelnosti/

Внеклассная работа ее цели и задачи

Цель внеклассной работы и основные требования к её содержанию и организации

  • Для чего нужны игры?
  • Внеклассная работа

В условиях всеобщего среднего образования и повышения научного уровня преподавания успех обучения во многом зависит не только от выбора эффективных методов и форм обучения в классе на уроке, но и от организации внеурочной работы по предмету. Очень часто интерес к предмету, выбор профессии происходит под влиянием внеурочной работы.

     На практике можно встретить несколько терминов, так или иначе связанных с организацией и проведением работы со школьниками за пределами времени, выделяемого на изучение предмета в классе, на уроке. Чаще всего этот процесс определяется как «внеклассная», «внеурочная» и «внешкольная» деятельность.

Естественно, что все три понятия должны относиться к различным сторонам учебно-воспитательного процесса. Особенности внешкольной работы заключается в следующем: она проводится вне стен школы.

Участвуя в этом виде работы, учащиеся совершенствуют знания, умения и навыки в конкретной сфере своих интересов под руководством специалистов.

     Внеурочная и внеклассная деятельность — более близкие по значению понятия. Это ответственный и до настоящего времени недостаточно разработанный аспект труда учителя.

Проводится данный тип учебно-воспитательной деятельности в свободное от учебных занятий время в школьных помещениях, реже — за пределами школы (экскурсии на промышленные и сельскохозяйственные предприятия, на природу, на метеостанцию и т.п.

), но обязательно в тесной связи с учебной программой по предмету.

     Внеклассная работа определяется как деятельность учащихся, осуществляемая на основе добровольного участия и самостоятельности, направляемая учителем и способствующая углублению знаний учащихся о предмету. Ее целями являются всестороннее развитие школьников и усиление их интереса науке.

 Внеурочная деятельность позволяет совершенствовать специальные знания и умения.

Такие занятия знакомят учащихся с шедеврами искусства, представленными на различных выставках, с природой и хозяйством определенной местности.

Выставки работ, выполненных школьниками вне урока, способствуют воспитанию организованности и ответственности, дает толчок к реализации личных наклонностей.

     Внеурочную работу можно определить как деятельность учащихся, осуществляемую на основе добровольного участия и самостоятельности, направляемую учителем и способствующую углублению знаний учащихся по предмету, развитию их познавательных интересов и способностей.

Цели и задачи внеурочной работы

     Цель внеурочной работы— обеспечение всестороннего и гармонического развития школьников.

Образовательные и воспитательные задачи внеурочной работы определяются общими целями и задачами обучения по предмету.

Важнейшей задачей внеурочной работы является формирование у учащихся креативных черт личности, а также таких качеств как взаимопомощь, дружба, умения работать в коллективе и др.

     Одна из задач внеурочной работы состоит в обогащении школьников новыми, интересными фактами, понятиями, отражающими различные стороны жизни природы и общества.

     Внеурочная работа по иностранному языку тесно взаимосвязана с уроками. Как показали исследования педагогов, интерес учебной деятельности развивает у школьников познавательные интересы, которые характеризуются стремление учащихся к глубокому познанию нового в данном предмете, желания не оставаться на поверхности явлений.

     Во взаимосвязи учебной и внеурочной работы ведущее место принадлежит учебной. В тех случаях, когда данная взаимосвязь нарушается и внеурочная работа строится лишь на интересе учащихся, это приводит к тому, что ученик, успешно занимающийся в кружке иностранного языка, имеет плохие отметки по этому предмету.

   Чтобы избежать этого, следует соблюдать важное требование: внеурочная работа должна дополнять, углублять знания и умения, получаемые на уроках.

     Внеурочная работа связана с деятельностью в определенном коллективе. Совместная работа, познание ценности собственного труда и труда своих товарищей воспитывает у учащихся такие качества, как дисциплинированность, товарищество, взаимопомощь.

Поэтому значение внеурочной работы сводиться не только к расширению кругозора школьников и углублению знаний по предмету, подготовки их к будущей профессиональной деятельности, но и играет большую роль в становлении таких личностных  качеств, как самостоятельность, целеустремленность, умение организовать свою деятельность.

Значение внеурочной работы

     Значение внеурочной работы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы непрерывно возрастает, так как она способствует решению актуальных задач воспитания, развивает у учащихся диалектико-материалистические взгляды на взаимодействие общества и природы; способствует более тесному увязыванию теоретических знаний с жизнью, с практикой; формирует профессиональные интересы учащихся. Реализация углубленного подхода к изучению науки через разнообразные формы внеурочной работы позволит развить творческие способности учащихся с учетом их индивидуальных особенностей, выработать устойчивый интерес к пополнению знаниями, стремление работать, научить учащихся самостоятельно пользоваться различными источниками информации.

   В содержании внеурочной работы можно выделить два основных направления:

  1. углубление основных вопросов содержания школьного курса, вызывающих большой интерес у школьников, имеющих большое образовательно-воспитательное значение;
  2. формирование умений и навыков исследовательского характера при проведении практических работ на местности, при работу с различными источниками информации в классе, при использовании приборов, а также компьютера.

      Особенностью внеурочной работы является осуществление межпредметных связей с различными школьными предметами: русским языком, историей, географией, литературой, обществоведением и др.

Реализация межпредметных связей во внеурочной работе приводит к интеграции и целостности, комплексности в содержании и организационных формах, позволяющих выразить общее в целях всестороннего развития личности.

Интеграция форм и средств во внеурочной работе на базе крупных мероприятий, решающих не одну, а несколько воспитательных задач, позволяет формировать у учащихся обобщенные мировоззренческие идеи (например, о единстве и материальности мира и т.п.).

Кроме того, реализация межпредметных связей на деятельностном уровне позволяет более успешно решать задачу формирования общеучебных умений.

     Осуществление межпредметных связей при организации внеурочной работы — при ее планировании, отборе содержания приводит к интенсификации внеурочной работы, обеспечивает концентрацию усилий учителей и учащихся, повышает качество мероприятий, позволяет усилить их воспитательную роль. Работа многих учителей- предметников не означает наращивания числа мероприятий, а напротив — обеспечивает их разумное планирование, истинное содружество наук с целью усиления образовательно-воспитательного потенциала.

     Естественно, что при определении тематики внеурочной работы следует учитывать возрастные особенности школьников, их потребности и интересы, а также подготовленность учителей.

       Как уже отмечалось, доступность, посильность поставленных задач, успешное их выполнение, получение реальных результатов своего труда являются важным стимулом для работ любого возраста, окрыляют их, способствуют поддержанию и дальнейшему развитию интереса к предмету. И напротив, в случае несоответствия выбранного содержания возрасту учащихся непосильность поставленных задач снижает интерес к внеурочной работе.

     Именно содержание работы во многом определит формы ее организации и проведения — лектории и кинолектории, рассказы учителя или рефераты учащихся, работа на местности или работа с картографическими и литературными источниками и т.д.

      Доля самостоятельной работы учащихся на внеурочных занятиях должна быть значительна, но, чтобы не превратить внеурочную работу в подобие и продолжение уроков, надо заботиться о разнообразии форм и методов организации этих занятий.

     Как же реально подойти к выбору содержания внеурочной работы с той или иной возрастной группой учащихся?

Анализ программы

      Анализируя программу по иностранному языку, а также учитывая свои интересы и подготовку по предмету, учитель выбирает круг вопросов, которые могут быть положены в основу работы кружка.

Далее эти вопросы рассматривают и   обсуждают с членами кружка или клуба (возможна и форма анкеты для учащихся средних и старших классов) и выбирают те, которые являются наиболее интересными для всех.

Методы и формы изучения этих вопросов определяет уже сам учитель, опять же учитывая возрастные и индивидуальные особенности школьник, а также реальные возможности материальной базы кабинетов иностранного языка.

      Внеурочная работа по иностранному языку проводится в свободное для учащихся время. Реализация свободного времени с пользой для общества развивает у школьников черты социально активной личности, живущей интересами коллектива и отдающей ему свои знания и умения.

      Во внеурочной работе по иностранному языку важно соблюдать следующие педагогические требования:

  1. воспитательная направленность;
  2. общественно полезная направленность;
  3. профессиональная направленность;
  4. современность содержания и форм внеурочной работы;
  5. учет возрастных и индивидуальных особенностей интересов учащихся;
  6. сочетание педагогического руководства с самостоятельностью и добровольностью учащихся;
  7. системность, непрерывное развитие внеурочной работы.

     Профессиональная и воспитательная направленность учащихся является важнейшей частью внеурочной работы по иностранному языку. В современных условиях профессиональная ориентация учащихся — это, прежде всего, сочетание склонностей, способностей личности с интересами общества, это необходимый фактор регулирования трудовых ресурсов стран.

      Большую помощь в профориентационной работе оказывают просмотры кинофильмов о профессиях, наблюдения на экскурсиях, выставках, музеях и т.д.

Для осознанного восприятия материала важно, чтобы учащиеся проработали его самостоятельности путем изготовления наглядных пособий, выпуска рукописных материалов, работы над докладом, рефератом, сбором материала о замечательных людях — производственниках, ученых, работы над оформлением кабинета иностранного языка, уголка профориентации.

     Важное место в профессиональной ориентации учащихся отводится факультативам и кружкам. Их работа в целях профориентации должна сопровождаться заданиями общественно полезного характера, иметь исследовательскую направленность.

      Профессиональная направленность по иностранному языку может быть использована в воспитательном и диагностическом аспектах. Они тесно взаимосвязаны.

Для реализации воспитательного аспекта необходимо использовать мероприятия, направленные на профессиональную ориентацию (конференции, встречи с интересными людьми, беседы, выпуски газет, бюллетеней, проведение лекториев и т.д.). Диагностический аспект предусматривает выявление качеств личности для ориентации их на определенную профессию.

Для изучения качеств личности учащихся могут быть использованы разнообразные методы: педагогическое наблюдение, анализ документов и деятельности учеников, анкетирование, беседы, тестовый метод, педагогический эксперимент.

На внеурочных занятиях с этой целью следует проводить беседы такого плана: какие черты характера необходимы выбирающему профессию геодезиста, геолога, топографа, что необходимо знать, выбирая профессию металлурга, экономиста и т.д. Такие беседы дают возможность лучше узнать будущую профессию.

      Важнейшим требованием внеурочной работы по иностранному языку является современность ее содержания и форм. Внеурочная работа по предмету должна отражать все новое: и производственные достижения в родном крае, и новые направления в развитии экономики. Темпы развития науки и техники требуют от учащихся умение ориентироваться в потоке новейшей информации.

      В успехе внеурочной работы немаловажную роль играет эрудиция и интересы учителя. Чем интереснее проводится работа, тем больше учеников она привлекает.

 

Источник: http://fizaliya-nk.site/dlya-shkoly/vneklassnaya-rabota-ee-tseli-i-zadachi

Ключевые требования к организации воспитания

Цель внеклассной работы и основные требования к её содержанию и организации

Определение 1

Воспитание – это целенаправленный педагогический процесс, цель которого передача опыта подрастающему поколению.

Процесс воспитания предусматривает двустороннюю работу, то есть и педагог, и дети, должны быть его активными участниками, проявлять желание принимать участие в воспитательном процессе.

Задача воспитателя передать детям необходимые знания, сформировать умения и выработать навыки. Задача детей проявлять стремление и перенимать от педагога все необходимое.

В том случае, если воспитатель пассивен и не заинтересован в итогах воспитательного процесса, то достижение основной цели становится невозможным.

Аналогично и со стороны детей, если у них нет стимула на активное участие в воспитательном процессе, нет желания получать знания и умения, то и цель воспитания не будет достигнута.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Для достижения основной цели воспитания и организации эффективного воспитательного процесса, необходимо строить его исходя из следующих принципов:

  • Первый принцип – «не навреди». Данный принцип предполагает недопущение физического или психологического вреда здоровью ребенка. Воспитательный процесс должен быть направлен на их сохранение и укрепление.
  • Второй принцип – духовная насыщенность жизнедеятельности детей в образовательном учреждении. В процессе воспитания педагог должен уделять внимание не только качеству и ценности тех знаний, идей, мыслей которые он дает детям, но и их духовной насыщенности и смыслу. Воспитание ребенка должно осуществляться не механически, а посредством воздействия на эстетическое и эмоциональное сознание.
  • Третий принцип – отношение к ребенку. Во время реализации воспитательно-образовательного процесса педагог должен относиться в личности каждого ребенка уважительно. Проявляется данное уважение в толерантности и поддержке со стороны педагога. В процессе своей деятельности, в рамках образовательного процесса, ребенок может свободно выражать свою точку зрения, отстаивать свое мнение, его права и свободы не ущемляются, приветствуется самостоятельность в работе. Педагог и ребенок являются равными участниками педагогического процесса. Вся работа воспитателя направлена на становление индивидуальной и самостоятельной личности.
  • Четвертый принцип – индивидуальное развитие педагогов. Требования к процессу воспитания и подготовке подрастающего поколения постоянно меняются, обществу необходимы всесторонне развитые и образованные граждане. В связи с чем, предъявляются и требования к личности педагога. Педагог должен обладать необходимыми личными и профессиональными качествами (профессиональные компетенции, педагогическое мастерство, педагогическая культура и т.д.), которые он постоянно совершенствует и развивает.

Формы воспитания

Определение 2

Формы воспитания – это разнообразие методов и средств организации воспитательного процесса.

В настоящее время существует большое количество форм воспитания. Основными являются:

  1. Индивидуальная форма. Предусматривает работу с одним воспитанником. Например, в виде беседы на определенную тему.
  2. Групповая форма. Форма работы с устоявшимся коллективом (группой, классом и т.д.) детей. Осуществляется в виде классного часа, собрания и т.п.
  3. Массовая форма. Форма работы с коллективом детей, который организован на время работы. Проводится в виде конференции, соревнования, спортивных игр и т.д.

На сегодняшний день индивидуальная воспитательная работа с детьми в «чистом» виде не возможна ввиду некоторых причины: нехватка кадров, большое количество детей на одного педагога и т.д. Основными формами воспитательной работы являются групповые и массовые формы.

В рамках дошкольного учреждения проведение индивидуальной формы работы с детьми осуществляется в режимные моменты, массовая форма работы осуществляется в виде кружков, конференций, праздников и т.п.

В рамках школы основными формами воспитательной работы являются различные формы внеклассной работы (кружковая работа по различным учебным предметам и направлениям), а также общевоспитательная работа, осуществляемая классным руководителем.

Основные требования к организации воспитательного процесса

Требования к организации воспитательного процесса:

  1. Воспитательная работа, осуществляемая педагогом должна быть содержательная. Основой содержания является развитие познавательных интересов и способностей детей, с учетом их возрастных особенностей и потребностей.
  2. Объем занятия, организованного воспитателем, должен учитывать возраст воспитанников. Слишком длинное занятие вызовет у детей скуку и потерею интереса к воспитательно-образовательному процессу. Слишком короткое занятие может не удовлетворить потребность детей в получении знаний, само занятие будет быстрым и не решит всех поставленных педагогом задач, соответственно не будет достигнута его цель.
  3. Мероприятия, проводимые вне занятий или уроков, должны подготавливаться педагогом совместно с детьми. Это поможет не только сформировать такие черты характера как ответственность, коллективизм и т.д., но будет стимулировать ребенка на активное участие в воспитательном процессе.
  4. Проводимое вне занятий или уроков мероприятие, должно значительно отличаться по форме от урока (занятия). Оно должно быть более интересно и привлекательно для детей. Достигается это тем, что дети принимают большее участие в его подготовке и проведении. Таким образом, у детей воспитывается самостоятельность, ответственность, формируются организаторские навыки и т.д.
  5. По итогам воспитательного процесса педагог должен подвести итоги работы и участия каждого ребенка. Оценка осуществляется в корректной форме и не для того, чтобы сравнить достижения детей, а исключительного для того, чтобы подвести итоги и показать, что было достигнуто ребенком, и к чему необходимо стремиться.
  6. Любое мероприятия вне уроков или занятий, должно быть организовано не стихийно, а согласно плану учителя (воспитателя) и утверждено методистом.
  7. Воспитательный эффект мероприятия будет более высоким, если личную заинтересованность и внимание к нему проявит сам ребенок, а также если при подготовке к нему он проявит творчество, выдумку.

Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/klyuchevye_trebovaniya_k_organizacii_vospitaniya/

Ваш педагог
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: