Черты волшебной сказки в повести Н.В. Гоголя Вий

Анализ повести «Вий» (Н. В. Гоголь) | Литрекон

Черты волшебной сказки в повести Н.В. Гоголя Вий

Николай Васильевич Гоголь – самый загадочный русский писатель XIX века. Его имя постоянно ассоциируется с мистикой и загадочностью, а произведения считаются «нечистыми» и проклятыми. Однако именно этот факт рождает неутолимый интерес к нему, и заставляет его творчество жить вместе с нами. Самой пугающей и загадочной работой автора считается повесть «Вий»

История создания

В 1835 году Николай Гоголь издал сборник «Миргород», состоящий из четырёх произведений, одним из которых являлась повесть «Вий». Она названа именем жуткого существа, способного убить взглядом. По словам и заметкам автора, в основу образа этого чудовища легли народные предания и мифология.

Стоит отметить, что само слово «Вий» неоднозначно. Многие связывают его с созвучными украинскими словами, обозначающими веки и ресницы. Данная версия наиболее вероятна, ведь описанным магическим воздействием обладали именно глаза персонажа.

Эта работа имела большое значение для писателя и занимала важное место в его творчестве. Он неоднократно возвращался к наработкам своих сочинений этой повести. При жизни Гоголя «Вий» переиздавался дважды.

Жанр, направление

Как отмечалось ранее, жанр произведения – повесть. Исходя из содержания работы, можно смело добавить, что повесть мистическая. В отечественной литературе это не самое распространённое направление, однако, именно это добавляет таким литературным произведениям вкуса. Также в повести достаточно много мифологических замечаний, основанных на поверьях народа.

Направление творчества – мистический реализм.

Суть

Сюжет повести продуман до мелочей, данный факт придает убедительности всей изложенной истории. Всё начинается со знакомства читателя с тремя студентами киевской бурсы. По воле случая они заблудились и были вынуждены искать ночлег.

Им подвернулась возможность сыскать приют на отдалённом хуторе. Хозяйка-старушка не отказала замученным странникам. Одним из них – Хомой Брутом, кстати говоря, она заинтересовалась больше других. Ему был приготовлен отдельный ночлег в хлеву. Но увидеть в нём сны ему было не суждено.

С наступлением ночи ему пришлось столкнуться с деяниями хозяйки, точнее ведьмы. Вскочив на него, она поскакала с ним по полям. Будучи обескураженным, Хома испуганно начал читать молитвы, которые в тот момент и спасли ему жизнь.

Ослабив чары ведьмы, он добил ее снопами, и тут случилось неожиданное – старуха превратилась в молодую девушку.

После таких приключений Хома бежал обратно в Киев и пытался забыть произошедшее. Но у нечистых сил на него были другие планы. Ему было назначено отпевание молодой панночки, погибшей от побоев. Каков был страх и ужас Хомы, когда он узнал в ней знакомую ведьму.

Будучи заключённым с ней в церкви, он пытался всячески обезопасить себя – читал молитвы, чертил защитный круг. В первую же ночь девушка восстала из мёртвых и попыталась отомстить своему обидчику. Две ночи судьба была на стороне живого. На третью, последнюю для Хомы, ночь панночкой был призван сам «Вий».

Нечеловеческий страх и смертельный взор чудовища убили героя.

Главные герои и их характеристика

  1. «Вий» — олицетворение демона, сатаны, нечистой силы. Персонаж, сочетающий в себе все ужасы и страхи народа. Большинство людей умерло не от его рук, а от животного страха перед ним, их сердца просто разрывались.
  2. Приспешницей чудовища была и молодая панночка.

    Как отмечали сельчане, она была «девочкой с чертинкой».

  3. Хома же был типичным представителем тогдашнего общества. Он сочетал в себе леность и безалаберность. Любую тревогу заглушал алкоголем и веселой компанией. Такими же были и двое других студентов, отправившихся с ним в путешествие.

Темы и проблемы

Как бы не была завуалирована повесть мистическими событиями, основная проблематика очень насущна – противостояние добра и зла. Но в данном случае она рассмотрена под необычным ракурсом – борьба этих сил за душу человека. Зло побеждает, потому что личность не находит в себе силы и веры противиться ему.

Основная тема книги – народные предания, одно из которых было реализовано в этой истории. Автор детально изобразил злые силы и все, что известно о способах борьбы с ними. По сути, они и есть главные герои повести. Писатель, обращаясь к этим древним образам, продемонстрировал свое уважение к народной культуре.

мысль

Основным посылом является показ роли и значимости личности в борьбе добра и зла. Если он ничего собой не представляет, просто плывёт по течению, то нечисти ничего не стоит заполучить его душу. Даже если за него вступаются светлые силы, им необходимо желание и помощь человека, исходящее из его сердца. Он должен бороться сам за себя, но Хома не смог этого сделать, и пал жертвой злых чар.

В фольклорных образах читатель видит соблазны, окружающие всех людей вне зависимости от их местоположения. Они и есть представители темной стороны, магниты, притягивающие души. Герой был легкой добычей для порока, а потому попал в его силки и не смог выбраться.

Критика

Неоднозначное произведение вызывает неоднозначное восприятие. Кто-то видит в «Вие» только неприсущее тому времени откровенное изображение нечисти. А кто-то смотрит глубже и видит отражение целой эпохи.

Например, в работах Ю. В. Манна, В. А. Зарецкого, А. В. Моторина описано мнение, что Гоголь в повести «Вий» показал отечественное общество с его пороками. Страна, разъеденная злом, в которой царит социальное неравенство и беззаконие.

Карина Великая

Источник: https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/vij/

Вий Гоголь

Черты волшебной сказки в повести Н.В. Гоголя Вий

Н.В.Гоголь создал замечательный сборник «Миргород», который состоит из двух частей. Во вторую часть знаменитый писатель поместил повесть «Вий», которую с удовольствием читают и дети, и взрослые.

Но такое название повести было выбрано не случайно, так как слово вий существует и им называли обычно демонов в славянском фольклоре.

Поэтому и повесть с таким необычным названием имеет мистическое и даже фантастическое содержание.

Истоки создания повести

Стоит разобраться в том, что такой образ, как вий, относится к сказочным мистическим восточнославянским персонажам. Исследователь фольклорных традиций в литературе А.

Афанасьев в своей книге утверждал, что такой образ выглядит в виде старика, но сильного и могучего, у которого выделяются огромнейшие брови и шикарные по своей длине ресницы. Кстати, дословный перевод названия произведения означает ресницы.

И вот у этого огромного славянского фольклора ресницы оказались настолько густыми, что ему их поднимали настоящие силачи.

Известен был этот мистический герой и Гоголю, который взял у него лишь некоторые черты. Вий появляется по сюжету гоголевской повести в тот момент, когда он проводил возле мертвой панночкой ночь.

Но при виде этого героя он сразу же падает, теряя сознание, словно замертво. Сам автор писал о том, что его мистический герой берет свое начало в народном украинском предании. Обычно слепоту имеют те персонажи, которые связаны с мистическим миром.

Сюжет повести

Студенты духовной семинарии, которая находится в Киеве, были отпущены на каникулы. Трое студентов этой бурсы решили использовать время и заняться репетиторством. Но дороге они заблудились и попали на какой-то дальний хутор. Старуха пустила Хому Брут на ночлег в свой хлев.

И когда молодой человек уже готовился лечь спать, то к нему пришла хозяйка, которая неожиданно вскочила на него верхом и стала скакать на нем по полям. Хома читал божьи молитвы, пока ведьма не успокоилась. После этого Хома сам оседлал старуху. Но к утру чары рассеялись, и перед студентом уже предстала прекрасная панночка.

Это событие сильно напугало молодого человека, он решил вернуться назад в Киев. Поселившись в пустом здании бурсы, скучать Хоме не пришлось. Так как вскоре велено было ему явиться к богатому сотнику, у которого умерла единственная дочь и теперь нужно над ее телом читать молитвы. Отказаться от этого дела оказалось невозможно.

Вскоре люди этого сотника заперли его в церкви, где находилось тело панночки, и Хома приступил к своим обязанностям. Но когда бурсак взглянул на лицо умершей, то тут же признал в ней ту самую ведьму, которая недавно ночью скакала на нем.

Бурсаку предстояло читать молитвы над телом умершей красавицы три ночи. Но уже в первую ночь стали происходить чудеса. Труп выбрался из гроба и стал искать Хому. Ничего не оставалось молодому бурсаку, как очертить вокруг себя мелом так, чтобы он находился в кругу, и никакая нечистая и злая сила не могла к нему добраться. Но вторая ночь оказалась куда хуже первой.

Так Хоме еще никогда не было страшно. Круг уже едва спасал бурсака, так как панночка, которая опять превратилась в ведьму, летая в гробу, все время хотела прорваться сквозь него. Но и в эту ночь у нее ничего не получилось. Тогда под утро, заслышав петухов, ведьма наложила на него заклятие.

Когда Хома вышел из церкви, то его едва узнали, ведь он стал похож на седого старика.

Но самой ужасной и страшной оказалась третья ночь. В церкви появилось огромное количество чудовищных тварей, которые пытались найти и достать бурсака. И чтобы найти Хому привели ужасного гнома Вия, у которого были ресницы до земли и лицо из железа. Бурсак пытался не смотреть на это чудовище, но все-таки не выдержал и взглянул. И вот тогда нечисть смогла на него накинуться. Хома умирает перед тем, как зазвучал последний петушиный крик. И нечисто, которая тоже опоздала покинуть церковь, застряла в окнах.

Главные герои произведения

Действующих лиц в повести «Вий» немного, но они важны для сюжета, что дает более глубокое понимание основного содержания произведения. Итак, остановимся на них более подробно:•Хома Брут. Он философ и вчерашний выпускник бурсы из города Киева. Он как раз и станет жертвой мистического существа Вия.•Панночка, которая оказалась ведьмой, и это выяснилось после ее смерти.

Она перед смертью попросила, чтобы Хома Брут читал возле нее каждую ночь святую молитву, должен был три ночи читать молитву.•Выпускник той же киевской бурсы, что и главный герой – Богослов Халява. Так происходит, что он вместе с приятелями: Тиберием и Хомой отправился в путь, но отдалился и тоже попался к ведьмочке.

•Ритор Тиберий Горобець, который вместе с приятелями тоже попал к ведьме-паночке.

Фантастическое в произведении Гоголя

Жизнь и смерть Гоголя – это череда каких-то тайн и загадок. Несмотря на то, что он был верующим человеком, но он верил и в мистику. Верил автор повести и в то, что черт может водить за собой человека, который вдруг неожиданно начнет совершать злые поступки.

Особенность повести заключается в том, что фантастическая сторона этого произведения родилась на основе мистики в нем. В своем произведении Николай Васильевич показывает два фантастических существа – это паночка-ведьма и колдун, которым автор дает отрицательные характеристики.

Эти два персонажа не только полны злобы, но они еще и очень мстительные.

Но, несмотря на то, что в произведении много фантастических и мистических элементов, автор все же в своем повествовании переходит и на бытовой уровень.

Например, обращает внимание на то, как ведет себя Богослов, набожный человек:

«Богослов был рослый, плечистый мужчина и имел чрезвычайно странный нрав».

Но автор продолжает описывать его странный нрав такими словами:

«Все, что ни лежало, бывало, возле него, он непременно украдет».

Но и на этом автор не заканчивает подробную характеристику божьего человека:

«И когда напивался он пьян, то прятался в бурьяне».

Автор показывает реалистические картины, где выпускники духовной семинарии оказываются великими грешниками, так как они пьют, курят и дерутся. Писатель показывает, как они нарушают все божественные заповеди и, конечно же, за это должны понести наказание. И вот в повести невозможно разделить, где это лишь гоголевский вымысел, а где реальность. Автор показывает в своем произведении, что их души полостью погибли, поэтому у них может быть только такой итог, как в повести. Главный герой Хома погибает от бесовщины, которую несет в себе панночка. Основной мотив гоголевской повести – это человеческий страх перед чем-то неизведанным и мистическим. Уже само желание дочери сотника пугает Хому, он чувствует что-то недоброе, но желание получить хорошие деньги пересиливает его. И тут опять возникают вечные вопросы о жизни и смерти человека. Но юмор, присущий гоголевскому литературному стилю, помогает усилить напряжение с приближением очередной ночи. Контраст дневной жизни Хомы и то, что ему приходится пережить ночью. Все чудовища, которые начинают возникать в церкви, описаны Н.Гоголем детально, но вот такого подробного описания он не дает панночке и вию, чтобы читатель, содрогаясь, мог сам их додумать.

Хому в повести губит его же страх, но и нечистая сила погибает вместе с ним, не услышав петушиный крик. Но если перестать верить в фантастическое, то можно причиной смерти главного героя назвать его постоянное пьянство.

Известно, что Гоголь перед написанием своего мистического произведения, собрал и изучил весь фольклор, где могла встречаться нечистая сила. Практически все герои повести вспоминают черта, когда ругаются и даже просто разговаривают.

Интересен и образ панночки, у которой прекрасна внешняя красота.

Оказывается, что в Украине в старину ведьмой называли ту женщину, которую свою душу черту продала. Обычно она красива и молода, но у некоторых народов, например, у русских, выглядит как старуха. Такой ее впервые и видит Хома. Дневное отличие ведьмы от простой женщины трудно отличить:➥Есть маленький хвостик.

➥Умеет летать на каком-то предмете, ступе, метле и других.Хома – философ, вот автор его и помещает в двух измерениях: реальная жизнь и фантастический мир. И это второе измерение позволяет герою увидеть другой и прекрасный мир, где цветут цветы и поют птицы.

Теперь у главного героя начинается другая жизнь, но уже не на земле.

Мистическое и реалистическое в повести

В повести воссозданы реальные картины того времени, когда выпускники духовной семинарии вели кочевой образ жизни. Мистика же начинается у автора тогда, когда Хома заступает в свое первое ночное дежурство возле гроба с телом панночки.

Известно, что именно гоголевские произведения стали расцветом реализма в русской литературе. Некоторые критики творчества выдающегося писателя относятся к его стилю как к «фантастическому реализму». Практически во всех гоголевских сюжетах есть элемент фантастики.

Основными литературными приемами, которые пользуется автор, являются гротеск, гипербола и юмор. Все критики гоголевского творчества отмечали, что автор описывал все очень детально. Все образы, которые создает автор в своих произведениях, – это глубокие и яркие символы.

Писатель пытался передать при помощи главных героев национальный характер произведения. Фантастическое представлено у Н.Гоголя лишь только злом – это мир нечистой силы.

Известность мистической повести

Эта мистическая повесть была экранизирована в 1909 году, но ни эта ее экранизация, ни последующие две не сохранились. В наше время самой лучшей черно-белой экранизацией является фильм 1967 года, но в 2009 году вышел новый фильм по гоголевскому мистическому произведению.

Во многих фильмах, в том числе и зарубежных, использовались отрывки из повести. Чаще всего это киноленты про ведьм.

На сегодняшний день уж по гоголевской мистической и фантастической повести созданы и компьютерные игры.

Например, онлайн игра «Аллоды», но полным отражением текста все-таки стала игра Survivors Viy, которая была выпущена в 2013 году.

Источник: https://gfom.ru/viy_gogol_selvikt.php

Главные герои повести Н.В. Гоголя

Черты волшебной сказки в повести Н.В. Гоголя Вий

В Киевской семинарии начались каникулы для бурсаков. Все они отправляются домой, по дороге пытаясь заработать себе «копеечку» духовными песнопениями. Трое из них сбиваются с дороги и попадают на заброшенный хутор:

  • Халява — богослов;
  • Хома Брут — философ;
  • Тиберий Городец — ритор.

В первой же избе старуха разрешила переночевать бурсакам, но поместила их в разные места. Бруту достался овечий хлев. Ночью к нему приходит старуха-ведьма, вскакивает на плечи, и вот уже они летят по звездному небу.

Хома пытается читать молитвы, когда от них старуха ослабела, он выворачивается, садится на нее и начинает охаживать поленом. Ведьма в изнеможении падает на землю и превращается в красивую молодую девушку.

Герой в страхе убегает, думая, что на этом все закончилось.

Но не тут-то было. Приступив к занятиям в семинарии после каникул, Хома Брут был вызван к ректору для беседы. Тот ему сообщил, что богатый сотник прислал за ним кибитку и 6 казаков для сопровождения бурсака на дальний хутор.

У сотника случилась беда — его единственная дочь некоторое время назад вернулась домой с прогулки вся избитая и через некоторое время умерла. И теперь требуется 3 дня читать над ней молитвы, таково последнее желание панночки.

Когда Хому привозят к сотнику, в молодой покойнице он признает старуху-ведьму, избитую им на заброшенном хуторе. За ужином жители своими рассказами подтверждают бесовское поведение панночки. И теперь три ночи бурсаку придется остаться с ней наедине для чтения заупокойных молитв.

Поздно вечером семинариста запирают в церкви с гробом девушки, он очерчивает меловой круг вокруг клироса, встает в него и начинает чтение. Как только пробило полночь, ведьма встала из гроба и до утра ходила в поисках Хомы. С первым криком петуха вновь улеглась в домину.

Не желает герой идти в церковь во вторую ночь, просит отпустить его и даже пробует убежать. Но его ловят и вновь запирают на ночь в церкви. Еле успел он очертить меловой круг, панночка уже ищет Брута и зовет на помощь разную нечисть. Семинарист продолжает читать молитвы, а защитный круг все еще охраняет его. С первым криком петуха все закончилось, главный герой вышел из церкви весь седой.

Настала 3 ночь. Нечисть и ведьма лютуют и призывают Вия. Тот указывает на Хому, все бросаются к нему, герой тут же испускает дух. Но т. к. первый крик петуха никто не слышал, звучит второй — ни черти, ни бесы уйти из церкви не успели. Так и осталась церковь с застрявшими в щелях вурдалаками.

Главные герои

Сам автор, с одной стороны, был глубоко верующим человеком, вел достаточно аскетичный образ жизни, несколько раз приезжал в Оптину пустынь с просьбой дать разрешение на принятие монашества.

Но старцы отказали, пояснив, что его деятельность на литературном поприще гораздо важней. Для написания «Размышления о Божественной литургии» Николай Васильевич специально изучил греческий язык.

А оптинские старцы рекомендовали это произведение для изучения в качестве катехизаторской книги для современного человека.

Но с другой, он верил в мистику. Всю жизнь писателя сопровождали тайны и загадки, и даже смерть его была не так проста на взгляд обывателя.

В творчестве Гоголя есть большой пласт написанных произведений, тесно связанных с мистикой, суевериями, народными преданиями и древними сказаниями.

Повесть стала квинтэссенцией всех собранных знаний автора, а персонажи «Вия» при ближайшем рассмотрении оказываются совсем не такими, как вначале.

Хома неверующий

По неписаным правилам классической литературы того времени все имена героев должны были нести скрытую смысловую нагрузку. Гоголь практически во всех произведениях придерживался этих правил. Главного героя звать Хома Брут. Объяснение такому выбору несложное:

  1. ​Хома — писатель заменил первую букву, проведя параллель с библейским апостолом Фомой. Именно его упоминают, когда хотят сказать о неверии, т. к. этот ученик Иисуса усомнился в божественном происхождении своего учителя и в возможности его будущего воскрешения. Мораль очевидна — бурсаку семинарии не хватает веры.
  2. Брут — фамилия еще одной исторической личности, убившей Цезаря. Является символом предателя и отступника, погубившего внутри себя все духовные ценности.

Гоголевский Хома Брут — семинарист духовного учебного заведения, получающий знания на философском факультете. Профессия престижная, это дает ему некоторые поблажки от общества: подрабатывать репетиторством, пить, курить и носить усы. Что герой и делает, снимая все стрессы горилкой.

Автор с удовольствием представляет на суд зрителя всю порочность заведения, где учится герой. Здесь и ученики и, главное, преподаватели, не стесняясь, поворовывают, чревоугодничают, устраивают кулачные бои.

Единственный способ поддерживать дисциплину — использовать телесные наказания. Сам Хома ленив и равнодушен ко всему, флегматик, считающий: «Чему быть, тому не миновать».

И только страх от блуждающей по ночам в церкви мертвой ведьмы и толпы упырей и вурдалаков выводят из привычного равновесия.

Не верящий ни во что Брут не готов к борьбе. Его душа еще до встречи с панночкой наполнилась пороками. Вместо того чтобы готовиться стать духовным служителем и совершенствоваться, он ест, спит и неумеренно потребляет горилку. Без конца произносит ругательства: «Вишь, чертов сын!», «Спичка тебе в язык, проклятый кнур!», «И мерзкую рожу твою … побил бы дубовым бревном».

В какой-то момент читатель начинает верить, что богослов не совсем отвернулся от веры. Ведь начал же он читать молитвы, когда при первой встрече ведьма запрыгнула ему на спину. Но урок не пошел на пользу.

Именно тогда, когда вера была ему крайне необходима, Хома начинает мешать молитвы с заклинаниями и спасается, не обращаясь за помощью к Богу, а чертя языческий круг. Ничем хорошим это не закончилось.

Хома Брут умер.

Панночка — девушка, старуха, ведьма

Интересный факт — панночка из «Вия» не имеет имени.

Гоголь не пожелал марать какое-нибудь женское имя ассоциацией с существом, общающимся с нечистой силой, умеющим приказывать вурдалакам, чертям и бесам.

Во время первой встречи читателя с ведьмой, она предстает в образе безобразной старухи, но потом становится невероятной красивой девушкой, ее описание достаточно характерно:

  • чело нежное, белое как снег или серебро;
  • брови черные, тонкие;
  • ресницы, как стрелы;
  • щеки жаром пылавшие;
  • уста, как рубины.

При этом она с легкостью оборачивается и старухой, и собакой, да еще и может призывать и властвовать над разными бесовскими сущностями.

Вся округа знала, что панночка ведьма, но только ее отец богатый и влиятельный сотник, поэтому-то и поделать ничего не могли. Казак Дорош рассказывает Хоме за ужином: «Да она на мне самом ездила! Ей-богу, ездила!». А Спирид продолжает разговор историей про парня Микитку.

Его ведьма заездила до смерти. К доброму казаку Шептуну и вовсе ночью ворвалась в хату, убила, искусав жену, выпила кровь у младенца. Неизвестно сколько бы еще погубила жизней распоясавшаяся ведьма, если бы Хома не остановил ее, пусть даже и ценой собственной жизни.

А так и панночка из «Вий» умерла.

Мифическое чудовище Вий

Еще одно главное действующее лицо книги — мифический персонаж, чудовище Вий. Персонаж опасный и страшный. Этот образ выглядит косолапым демоном, осыпанным землей, с огромными веками, ниспадающими до земли. Древнее чудовище не в состоянии самостоятельно передвигаться, его тащат вурдалаки, да и веки поднять сам не в силах. Это сосредоточение ненависти и вселенского зла.

Неизвестно откуда Гоголь «вытащил» своего героя. Некоторые ученые славянофилы, делающие анализ произведения «Вий», подтверждают, что в сказаниях славянских народов действительно упоминался подобный персонаж. Он убивал одним взглядом, но самостоятельно не мог поднять веки.

Правда, есть и другие версии, например, что персонаж пришел не из древнего язычества, а просто от названия «вия» на украинском «ресница». Ведь писатель хорошо знал украинский язык и всегда с удовольствием щедро добавлял сочные слова в свои произведения.

А вот многие литературоведы просто смеются над всеми этими версиями. И утверждают, что Вий — просто выдумка автора, а серьезные изыскания историков — ерунда и «притянутые за уши» сомнительные факты.

Сам же Гоголь в собственноручно написанном примечании поясняет, что Вий, глава гномов — создание колоссального простонародного воображения. В любом случае после того, как петух пропел во второй раз, чудовище тоже умерло.

Экранизация великого произведения

Мистическая тема, поднятая в повести, не единожды поднималась в кинематографе. В 1909 г. появился первый фильм. Это была немая «короткометражка» снятая Василием Гончаровым. Следующей пробой стал «Вий» 1916 г. от режиссера Владислава Старевича.

И только в 1967 г. свет увидела самая удачная и самая любимая многими экранизация Константина Ершова и Георгия Кропачева. Проект получился не просто удачным, а незабываемым.

Несмотря на отсутствие, по понятным причинам, компьютерных спецэффектов, именно эта картина стала классикой. Ее любят не только поклонники старого кино, но, как ни удивительно, нынешние молодые люди.

Главные роли исполнили Наталья Варлей и Леонид Куравлев. Современный сканворд предлагает вопросы именно из этого фильма.

В книге много странностей. Взять хотя бы церковь. Она стоит на окраине хутора, в запущенном состоянии. И негде жителям отпевать покойников, крестить детей, венчаться и причащаться. Ну а раз так, то со временем богоугодный храм превратился в капище, где вольготно чувствует себя всякая нечисть. И ведьма, и вурдалаки не боятся святого места.

И хотя в повести все главные герои умерли, но зло так и не смогло окончательно победить добро. Напротив, любой человек, даже такой «никудышный», как Хома Брут имеет шанс противостоять и одержать победу, даже ценой собственной жизни. Главное, верить всей душой и всем сердцем.

Источник: https://nauka.club/literatura/viy-geroi.html

Мистическая повесть Николая Гоголя «Вий»

Черты волшебной сказки в повести Н.В. Гоголя Вий

Николай Гоголь по праву считается классиком украинской и русской литературы. Он создал ряд гениальных произведений, одним из самых загадочных и мистических среди которых является повесть «Вий».

В этом замечательном произведении нашёл своё отображение украинский фольклор, восходящий к древним временам славянского язычества. Автор ярко и красочно передаёт самобытные народные легенды и поверья, придавая старинному фольклору современное звучание.

Краткое содержание книги «Вий»

Студентов Киевской семинарии отпускают на лето по домам. Это событие является самым ярким праздником в жизни бурсаков. Домой собираются и трое друзей-семинаристов:

  •  Халява;
  •  Тиберий Горобец;
  •  Хома Брут.

Хорошо отметив это события в киевских корчмах, на ночь глядя они выли из города, чтобы попасть в родные деревни. Пьяные студенты потеряли дорогу, потому что ночь была очень тёмной, без звёзд. Они случайно нашли дом, где старая хозяйка после долгих уговоров пустила их на ночлег. Но впустила она парней при одном условии — все они будут спать в разных местах.

Хома попал в хлев, где он долго не мог уснуть. В сарай прокралась старуха и, влезла Бруту на плечи, полетела вместе с ним над полями и лесами. Юноша начал читать молитвы, от чего ведьма начала слабеть. Тогда Хома смог извернуться и сам залез колдунье на спину и принялся её колотить.

Ведьма упала на землю и тут же превратилась в юную красивую девушку, умирающую перед Брутом. Студент в панике бежит обратно в Киев. Но вскоре ректор семинарии отправляет Хому на далёкий богатый хутор, где от сильных побоев умирает юная дочь сотника. Она хочет, чтобы именно Брут читал три дня над ней отходную молитву.

Для этого сотник прислал телегу с охраной к семинарии. Брута препровождают на хутор, где он видит в гробу ту самую ведьму. После ужина юношу запирают вместе с трупом панночки в старой деревянной церкви. Хома сразу же чертит мелом вокруг клироса защитный круг и начинает читать молитвы.

Ведьма встаёт из гроба и пытается подойти к Бруту, но ей мешает магический круг. Тогда она залазит в гроб и начинает летать по церкви. Потом позеленевший труп выпадает из гроба и вновь направляется к несчастному. Но тут раздаётся крик петухов, и колдунья немедленно падает гроб, который за ней закрывается.

Днём Хома спит и пьёт самогон, чтобы пытаться забыть прошлую ночь. Но вечером его снова закрывают в церкви. Всё повторяется, но на этот раз ведьма начала читать заклинания, от которой сначала поднялся ветер внутри святилища, а потом за стенами начала скрестись всевозможная нечисть. Страданиям Брута вновь положили конец крики петуха.

Открыв церковь, селяне видят, что парень лежит на полу без сознания, а его волосы полностью поседели. Хома пытается отговорить сотника от последней ночи в церкви, но тот непреклонен и грозит Бруту наказанием за неповиновение. Он безуспешно пытается бежать.

Этой ночью ведьма вновь начинает выкрикивать заклинания и двери церкви срываются с петель, внутрь врываются полчища всевозможных тварей. Брут из последних сил читает молитвы. Тогда ведьма начинает звать Вия. В храм входит низкое мохнатое чудище с железным лицом и веками до земли.

Вий требует, чтобы ему подняли веки. Хома чувствует, что смотреть в глаза нечисти не стоит, но всё же случайно делает это. Вий показывает на парня пальцем и говорит: «Вот он». После этого все чудовища разом накидываются на Брута и он умирает.

Нечисть во время своей оргии не услышала первый крик петуха, но зато чудища расслышали второй. Они бросились к дверям церкви, но солнце уже взошло, и исчадия ада окаменели на выходе из храма. С тех пор народ обходит десятой дорогой церковь, которая постепенно зарастает бурьянами.

«Вий» как шедевр русского романтизма

Романтические тенденции произведения проявляются в детальном описании народного украинского фольклора, который сохранил древние предания о ведьмах, чертях, древнем злобном чудище по имени Вий и прочих сверхъестественных созданиях.

Панночка представляет собой яркий народный образ, в котором соединены черты ведьмы, вампира, вурдалака. Она может превращаться в собаку и старуху, она пьёт людскую кровь, может летать верхом на парнях, которые ей приглянулись, а потом замучивает их до смерти. Кроме этого она находится в тесной связи со всевозможной нечистью, олицетворяющей тёмные силы земли.

Гоголь не был одинок в своей любви к сказочным мотивам, бытовавшим в простонародье. В тот период романтики по всей Европе обращались к этой благодатной теме. Николай Васильевич чувствовал в себе тягу ко всему мистическому, сверхъестественному. Ему хватало лишь только пары слов, короткой народной легенды, чтобы его фантазия тут же начинала выстраивать яркие сюжеты.

Именно поэтому столь красочно и живо описаны картины, происходящие по ночам в церкви, они вызывает ощущение какой-то галлюцинации, кошмарного сна, увиденного в горячке. Ни до ни после «Вия» в украинской и русской литературе не было более жутких и ужасающих сцен.

Но следует отметить, что необузданная фантазия писателя-романтика сочеталась в Гоголе с описательным талантом художника-реалиста. Сцены шабаша нечисти столь живо и реалистично описаны, что становится понятным, как автор создал их — он сам пережил все эти ужасающие мгновения в своём воображении!

Всем любителям народных преданий и мистики рекомендуем прочитать известную книгу Николая Гоголя «Вий», в которой достиг своих наибольших высот русский романтизм.

Источник: http://booksonline.com.ua/blog/misticheskaya-povest-nikolaya-gogolya-vij/

Вий и характеристика главных героев: тема и анализ повести Гоголя

Черты волшебной сказки в повести Н.В. Гоголя Вий

В Киевской семинарии начались каникулы для бурсаков. Все они отправляются домой, по дороге пытаясь заработать себе «копеечку» духовными песнопениями. Трое из них сбиваются с дороги и попадают на заброшенный хутор:

  • Халява — богослов;
  • Хома Брут — философ;
  • Тиберий Городец — ритор.

В первой же избе старуха разрешила переночевать бурсакам, но поместила их в разные места. Бруту достался овечий хлев. Ночью к нему приходит старуха-ведьма, вскакивает на плечи, и вот уже они летят по звездному небу.

Хома пытается читать молитвы, когда от них старуха ослабела, он выворачивается, садится на нее и начинает охаживать поленом. Ведьма в изнеможении падает на землю и превращается в красивую молодую девушку.

Герой в страхе убегает, думая, что на этом все закончилось.

Но не тут-то было. Приступив к занятиям в семинарии после каникул, Хома Брут был вызван к ректору для беседы. Тот ему сообщил, что богатый сотник прислал за ним кибитку и 6 казаков для сопровождения бурсака на дальний хутор.

У сотника случилась беда — его единственная дочь некоторое время назад вернулась домой с прогулки вся избитая и через некоторое время умерла. И теперь требуется 3 дня читать над ней молитвы, таково последнее желание панночки.

Когда Хому привозят к сотнику, в молодой покойнице он признает старуху-ведьму, избитую им на заброшенном хуторе. За ужином жители своими рассказами подтверждают бесовское поведение панночки. И теперь три ночи бурсаку придется остаться с ней наедине для чтения заупокойных молитв.

Поздно вечером семинариста запирают в церкви с гробом девушки, он очерчивает меловой круг вокруг клироса, встает в него и начинает чтение. Как только пробило полночь, ведьма встала из гроба и до утра ходила в поисках Хомы. С первым криком петуха вновь улеглась в домину.

Не желает герой идти в церковь во вторую ночь, просит отпустить его и даже пробует убежать. Но его ловят и вновь запирают на ночь в церкви. Еле успел он очертить меловой круг, панночка уже ищет Брута и зовет на помощь разную нечисть. Семинарист продолжает читать молитвы, а защитный круг все еще охраняет его. С первым криком петуха все закончилось, главный герой вышел из церкви весь седой.

Настала 3 ночь. Нечисть и ведьма лютуют и призывают Вия. Тот указывает на Хому, все бросаются к нему, герой тут же испускает дух. Но т. к. первый крик петуха никто не слышал, звучит второй — ни черти, ни бесы уйти из церкви не успели. Так и осталась церковь с застрявшими в щелях вурдалаками.

Тематика и основная мысль

Если произвести анализ произведения «Вий», то становится понятным, что как бы ни было оно напичкано мистическими картинами, суть проблематики вполне ясна — конфронтация добра и зла.

Однако Гоголь рассматривает её со своей точки зрения — борьба этих стихий за человеческую душу.

Зло одерживает победу, из-за того, что личность не может найти в себе достаточно и сил для достойного противостояния.

Основная тема — это сочинённые народом сказания, одно из которых и было использовано в этом удивительном сочинении. Автор произвёл подробное описание тёмных сил и всяческих способов противостоять им.

По сути, они и являются основными героями повести Вий. Паночка — типичный пример ведьмы, встречающийся во множестве народных сказок и поверий, символизирует зло и выглядит просто великолепно.

Обращаясь к столь старинным образам, автор наглядно показал своё уважение к национальной культуре.

В своём произведении Гоголь стремится показать, насколько в борьбе со злом важны личные качества. Если человек безволен и ровным счётом ничего из себя не представляет — это лёгкая добыча для чудовищ.

Без проявления собственной воли ему не помогут даже светлые силы.

Главный герой привык плыть по течению, он не боролся за своё существование и пал перед взглядом страшного чудовища с невероятно огромными веками.

Восприятие произведения «Вий» довольно неоднозначно. Кто-то видит в нём только мистику и фильм ужасов. Более глубокие исследователи творчества писателя воспринимают повесть, как своеобразное метафорическое послание, отражающее сложный внутренний мир писателя.

Ваш педагог
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: