Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования мультимедийных средств

Формирование представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста средствами моделирования

Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования мультимедийных средств

Экологическое образование детей играет важную роль в современном обществе. Оно необходимо для познания детьми окружающего мира, его устройства и особенностей функционирования и формирования навыков адекватного взаимодействия с природной средой.

Современная политика в образовательной сфере ориентируется на развитие у детей разных возрастных групп экологического мышления т.е.

способности воспринимать окружающую среду в ее многообразии, взаимосвязи и взаимозависимости компонентов.

Иными словами, экологическое мышление позволяет представить окружающий мир в виде системного процесса и иметь о нем представление естественно-научной ориентации.

Если у ребенка сформированы экологические представления об окружающем мире, то он становится способным к осознанному усвоению информации о природе и законах ее функционирования. Экологические представления выступают источником формирования познавательных, нравственных свойств личности. Они помогают в усвоении ею культурного наследия.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Формирование экологических представлений необходимо в дошкольном возрасте, по той простой причине, что они помогают развивать воображение детей, а значит и активизируют их мыслительную деятельность. Это позволяет сформировать у ребят осознанное и адекватное отношение к природе.

Старший дошкольный возраст является периодом заложения основ мировоззрения личности. Поэтому так важно формировать экологические представления в этот период.

Происходит расширение представлений и знаний ребенка о мире, а затем развиваются причинно-следственные связи его устройства, пространственные представления и временные отношения, делающие возможным объединение единичных знаний и представлений о природе в целостную картину строения окружающего мира.

Существует большое количество методов развития экологических представлений. Однако, не все они имеют результативное применение. Природные объекты, процессы не всегда легко доступны для восприятия. Их связи и функции являются скрытыми, что требует применения особых методов, позволяющих раскрыть связи в природе.

В этой связи, активное применение в формировании представлений о природе и ее устройстве у дошкольников получили методы и приемы моделирования.

Модели и моделирование в экологическом воспитании старших дошкольников

Замечание 1

Модели в экологическом воспитании представляют собой графическое или предметное отображение природных объектов, процессов или явлений, позволяющих воплотить их реальные свойства и отобразить действия в природном мире.

Процесс моделирования связан с построением моделей природных процессов и явлений.

Все модели, применяемые в экологическом воспитании, делятся на три основные группы:

  1. Схематические модели. Они отражают особенности строения, пропорции, взаимосвязи между отдельными объектами природы или их структурными элементами.
  2. Предметные модели. Они являются отражением значимых параметров природных объектов, их связей и отношений посредством построения предметных макетов.
  3. Графические модели. Эти модели ориентированы на отображения некоторых признаков, связей и отношений в условной форме, в виде графиков, диаграмм, таблиц.

Посредством применения моделей становится возможным раскрытие значимых черт объектов природы и закономерностей ее функционирования. Это позволяет сформировать у старших дошкольников обобщенные представления и понятия о природе и ее процессах.

Моделирование способствует сенсорному развитию детей.

Оно совершенствует не только уровень восприятия природных процессов, но и помогает развить навыки выделения наиболее важных признаков природных объектов, приоритетных действий или параметров, наиболее значимых в конкретной ситуации. Таким образом, дети начинают воспринимать объекты природы в их многоплановом аспекте и характеризовать растения и животные сразу по нескольким признакам.

В старшем дошкольном возрасте, процесс моделирования реализуется по нескольким основным направлениям:

  1. Знаково-символическая деятельность, ориентированная на освоение моделей различных видов, изменение их обобщенности и системного устройства;
  2. Самостоятельное использование моделей детьми, в качестве средств познания отдельных объектов и их содержания. Например, наблюдение за ростом растений зимой и летом, функциональное назначение хвоста для различных животных и т.д.;
  3. Уточнение и расширение представлений о природе, путем построения бесед с педагогом. Модели помогают детям представить те объекты или процессы, о которых ведет рассказ педагог.

Причины необходимости применения моделирования и условия его эффективности

Применение моделирования, в качестве метода развития у старших дошкольников представлений о природе обусловлено рядом причин. Основными из них являются:

  1. Уравнивание персонального детского опыта, определение навыков детей замечать изменения природных процессов и объектов, не беря во внимание наличие у них знаний и практического опыта в данном направлении;
  2. Ликвидация временных рамок. Моделирование помогает рассмотреть изменения, которые происходят с природными объектами в быстром темпе т.е. можно проследить смену жизнедеятельности животного или растения в течение всех времен года за короткий временной промежуток;
  3. Обобщение свойств меняющегося природного объекта. Все признаки объектов природы можно рассматривать в оптимальных для изучения последовательности и сочетании.

Чтобы методика моделирования способствовала развитию представлений о природе у старших дошкольников, необходимо соблюдать некоторые условия ее эффективной реализации, в частности, модели должны:

  1. Быть простыми для построения и оперирования ими. Они должны соответствовать познавательным возможностям детей старшего дошкольного возраста.
  2. Точно и ярко отражать те свойства и отношения, которые требуется освоить.
  3. Упрощать познавательный процесс, а не затруднять его.

Замечание 2

Помимо того, необходимо четко определить место моделей в учебном процессе, ориентированном на формирование представлений о природе, применять модели в качестве элемента создания эколого-развивающей среды в дошкольном учреждение и разнообразить все виды деятельности моделированием.

Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/formirovanie_predstavleniy_o_prirode_u_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta_sredstvami_modelirovaniya/

Слово педагога | Формирование основ экологического воспитания у дошкольников через мультимедийный ресурс

Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования мультимедийных средств

Корюгина Наталья Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад №414
Населённый пункт: г Казань
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование основ экологического воспитания у дошкольников через мультимедийный ресурс
25.04.2019
Раздел: дошкольное образование

«Формирование основ экологического воспитания

у детей дошкольного возраста через мультимедийный ресурс»

« Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать

направление этим случайностям».

Е.Ф.Одоевский

Компьютерное обучение – современный способ обучения ребенка дошкольного и школьного возраста.

Одним из его разновидностей можно считать использование обучающих игровых программ. Ребенок

развивается, включаясь в разные виды деятельности: игра, общение, учение, труд.

Возможности компьютера позволяют заинтересовать ребенка, применяя принцип наглядности, который

способствует активизации непроизвольного внимания, через которое происходит запоминание учебной

информации.

Зачастую в работе с дошкольниками возникает проблема в том, что для проведения занятий по

экологии не хватает информации и наглядного материала. На помощь приходит компьютер, который

практически вошел в дом каждого человека, детям он намного ближе, чем взрослым.

Ведущей формой познавательной деятельности ребенка дошкольного возраста является игра. Она

занимает в жизни дошкольника особое место.

Игра – одна из форм практического мышления. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом,

впечатлением, отображенным в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков,

приобретающих значение в смысловом поле игр. Ребенок обнаруживает способность наделять

нейтральный объект игровым значением в смысловом поле игры. Именно эта способность является

главной психологической базой для введения в игру дошкольника мультимедиа-игр, как игрового

средства.

В игровой деятельности дошкольника, обогащенной компьютерными средствами, возникают

психические новообразования, которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей.

У детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности начинает формироваться

интерес к учебной деятельности, и игровая мотивация постепенно смещается к учебной деятельности.

Использование игровых мультимедийных презентаций позволяет формировать у ребенка умение

самостоятельно осваивать материал, так как художественное оформление игр с использованием

мультимедиа технологий имеет особую привлекательность и значительно повышает интерес детей к

ним. Информация на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к познавательной

деятельности.

Ребенок-дошкольник не всегда способен сконцентрировать свое внимание в течение всего обучающего

занятия на его содержании. Внимание обладает рядом свойств: концентрация, переключаемость,

устойчивость. Мультимедийные игры позволяют ребенку тренировать в игровой форме указанные

свойства внимания, что позволит в дальнейшем быть ему более усидчивым, сосредоточенным.

ИКТ несут в себе образный тип информации, понятный детям, которые пока в совершенстве не

владеют техникой чтения и письма. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание

ребенка. В результате ребенок запоминает и усваивает пройденный материал.

С помощью мультимедийных игр мы организуем учебно-игровую деятельность, в процессе которой, у

ребенка повышается интерес в самостоятельном решении проблемы. Развивается познавательная

способность, определяющая готовность ребенка к усвоению и использованию знаний. Для участия в

этих играх , как и во всякой творческой деятельности потребуется сообразительность, находчивость,

умение рассуждать – все эти качества ребенок приобретает в процессе игр.

Поэтому, в процессе формирования экологической культуры дошкольников средствами игровой

деятельности через ИКТ стоят и решаются следующие задачи:

Сформировать представления о домашних и диких животных, птицах; их месте обитания,

пищи, их детенышей;

Сформировать представления детей о растительном мире (деревья, кустарники, цветы, ягоды,

грибы; их название, строение, место произрастания);

Сформировать представления детей о сезонных изменениях в природе;

Учить детей пользоваться обобщающими понятиями и простейшими символами;

Прививать интерес к окружающей природе, способность любоваться ее красотой;

Учить бережно, относиться к растениям и животным.

Мультимедийные экологические игры включаем как в содержание занятий по ознакомлению с

окружающим миром, так и в свободную деятельность: игры-путешествия, игры-загадки, дидактические

игры, викторины, физминутки, пальчиковые игры.

Например, тема занятия «Насекомые».

Мультимедийная игра «разгадай кроссворд, и ты узнаешь, как называется эта группа животных».

«Составь цепь питания и найди лишнюю картинку».

Правила игры: составь цепь питания животных, кто кем питается.

Ребус «Угадай кто здесь?»

Цель: Какое насекомое спряталось в этом ребусе?

Тема занятия «В царстве грибов».

Мультимедийная игра «Собери грибочки».

Правила мультимедийной игры: необходимо собрать в корзину только съедобные грибы.

Мультимедийные экологические игры облегчают понимание и запоминание информации, так как

компьютерные технологии изложения подключают не только слуховую, визуальную, моторную, но и

эмоциональную память.

Реализация мультимедийных игр позволяет организовать нетрадиционный подход к воспитанию

экологической культуры у дошкольников.

Использование информационных компьютерных технологий позволяет, не только в увлекательной

форме привлечь внимание детей, но и наглядно показать взаимосвязи животных и растений. Тем самым

улучшить качество результатов знаний и умений по экологическому воспитанию. Для формирования

обобщенных представлений об однотипных объектах или однородных явлениях природы продуктивнее

использовать дидактические игры: “Четвертый лишний”, “Найди сову»; загадки с опорой на слайды со

звуковым сопровождением, добиваясь правильного решения именно от детей, тем самым, способствуя

развитию логического мышления, внимания, связной речи, умения делать выводы и доказывать их.

Возможность интегрирования НОД (экологии) с другими, в развитии у детей познавательного интереса

к живой и неживой природе помогает составление коллажа животных. Дети ориентируются на

плоскости, находят части тела по описанию, составляют из частей целое.

Эффективность использования компьютерных технологий на НОД в основном происходит за счет

наглядности, но это только начало. Педагогика нового века должна учитывать новые тенденции. Она

должна обратить внимание на то, что общество становится все более информационным и на передний

край выходят новые явления и понятия. Одним из них является информационная культура человека.

Собирание информации, классифицирование и обработка ее, развивает Исследовательскую

деятельность педагога, повышает информационную культуру, а в последствии освобождает педагога от

лишних трудозатрат .

По результатам работы я для себя выделила ряд преимуществ использования компьютерных

технологий в работе с дошкольниками:

1.

Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный

интерес.

2.

Компьютер несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, учитывая

наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста.

3.

Наглядный материал, используемый в презентациях, слайд-шоу, дает возможность воспитателю

выстроить объяснение на занятиях логично, научно. При этом включаются три вида памяти

детей: зрительная, слуховая, моторная.

4.

Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только

к текущему материалу, но и повторить текущую тему. Также можно более детально

остановиться на вопросах, вызывающих затруднения.

5.

Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка и способствует

повышению интереса детей к изучаемому материалу.

Так или иначе, но использование ИКТ заняло свою нишу в моей педагогической практике. И если кто –

либо меня спросит: «Нужен ли компьютер в детском саду?», я с полной ответственностью отвечу: «Да.

Он просто необходим!»

Литература:

1.

“Упражнения для оздоровления детей 6-7 лет”. Каралашвили Е., Дошкольное воспитание.

2.

Ревнивцева Р. М. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном

образовательном учреждении [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы II

междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. —

С. 67-69.

3. Моторин В. “Исследовательская деятельность ребенка в условиях взаимодействия с компьютером”.

4. Николаева С.Н. Программа “Юный эколог”, технологии “Экологическое воспитание дошкольников”.

5. Информационно-коммуникативные технологии в дошкольном образовании Комарова Т.С., Комарова

И.И., Туликов А.В., Мозаика-Синтез М., 2013

6.Лопатина Л.В. Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с

нарушениями речи. Санк-Петербург,2014

Источник: https://slovopedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=9124

Ваш педагог
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: