Формирование регулятивных УУД на уроках русского языка в 1 классе

Альманах педагога | Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках русского языка

Формирование регулятивных УУД на уроках русского языка в 1 классе

Билалова Фарида Сагитовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ “СОШ № 165”
Населённый пункт: РТ, г. Казань
Наименование материала: статья
Тема: Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках русского языка
29.09.2019
Раздел: среднее образование

Формирование регулятивных универсальных учебных действий (УУД)

на уроках русского языка

I.

Для

успешного

существования

в

современном

обществе

ребёнок

должен

обладать регулятивными

действиями, т.е.

уметь

ставить

себе

конкретную

цель,

планировать

свою

деятельность,

прогнозировать

возможные ситуации.

Формирование

регулятивных

умений

в

системе

образования

составляет

ключевую компетентность личности ребёнка.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся

организацию их учебной деятельности. К ним относятся:

– целеполагание

– планирование

– прогнозирование

– контроль

– оценка

– коррекция

– волевая саморегуляция.

П о

с л о в а р ю

У ш а к о в а

з н а ч е н и е

с л о в а РЕГУЛЯТИВНЫЙ –

регулирующий определяющий направление, развитие чего-нибудь, вносящий

порядок, планомерность во что-нибудь.

Функции

регулятивных

УУД

организация

учащимся

своей

учебной

деятельности. К ним относятся:

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того,

что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

планирование — определение последовательности промежуточных целей с

учетом

конечного

результата;

составление

плана

и

последовательности

действий;

прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний,

его временных характеристик;

– контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным

эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

коррекция

внесение

необходимых

дополнений

и

корректив

в

план

и

способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его

результата;

оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще

нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

саморегуляция – это способность к мобилизации сил и энергии к волевому

усилию при выполнении задания.

Делаем вывод.

Регулятивное умение

это

умение

организовывать

свою

учебную

деятельность.

Упражнения для формирования регулятивных УУД на уроках

Взять за основу в работе по формированию регулятивных учебных умений

следующие слова, которые могут быть девизом:

Я могу

“Понимаю и действую”

“Контролирую ситуацию”

“Учусь оценивать”

“Думаю, говорю, показываю и делаю”

“Я смогу это выполнить”

Одним

из

специальных

средств

развития

регулятивных

УУД

являются памятки.

Памятка — это вербальная модель приема учебной деятельности, то есть

словесное описание того, зачем, почему и как следует выполнять какое-либо

учебное действие. УМК предлагает учащимся следующие виды памяток:

Памятка-алгоритм: предлагает строго фиксированную последовательность

операций.

Памятка-инструкция: предлагает желаемую последовательность операций,

но

ученику

дается

возможность

самостоятельно

изменить

эту

последовательность или свернуть некоторые операции.

Памятка-совет: рекомендует

возможные

способы

выполнения

действия,

оставляя ученику право выбора подходящего для него способа выполнения

действия.

Памятка-показ: дает пример выполнения задания.

Памятка-стимул: стимулирует активность через раскрытие перспектив.

Памятка для учащихся

” Контроль и коррекция моих знаний”

Что могу использовать.

1. Правило из учебника.

2. Составление личных алгоритмов на основе правила.

3. Тетрадь-консультант.

4. Образец учителя.

5. Волевая саморегуляция.

Я могу

“Понимаю и действую”

“Контролирую ситуацию”

“Учусь оценивать”

“Думаю, говорю, показываю и делаю”

“Я смогу это выполнить”

Памятка

предъявляется

ученику

на

уроке

перед

выполнением

задания. Памятки

предназначены

для

того,

чтобы

научить

учеников

рационально выполнять учебную деятельность, совершаемую на уроке под

руководством учителя, а также научить учеников работать самостоятельно.

Но знание памятки не означает, что ученик умеет выполнить тот или иной

вид

работы,

овладение

приемом

происходит

в

процессе

многократного

выполнения упражнений, направленных на развитие того или иного умения.

При

этом

важно,

чтобы

ученик

осваивал

правильный

и

наиболее

рациональный способ выполнения задания.

1.

Игра

«Давай

подумаем». Ученикам

предлагается

подумать,

чье

рассуждение

является

правильным,

или

задается

вопрос

«А

как

ты

думаешь?».

Используется при изучении любой темы по русскому языку.

(Развитие волевой саморегуляции)

2. Самостоятельная работа учащихся в парах.

Самостоятельная работа создает условия для осуществления деятельности

ученика, когда он сам продумывает материал, анализирует и обобщает его,

проверяет свои выводы с одноклассником, выполняют одинаковое задание.

способ проведения парной работы.

Реализовываться она, например, может так. Ученики получают задание под

одним

и

тем

же

номером:

один

ученик

становится

исполнителем

— он

должен

выполнять

это

задание,

а

другой

— контролером

— должен

проконтролировать ход и правильность полученного результата. При этом у

контролера

имеется

подробная

инструкция

выполнения

задания.

При

выполнении

следующего

задания

дети

меняются

ролями:

кто

был

исполнителем

– становится

контролером,

а

контролер

— исполнителем.

Использование

парной

формы

контроля

позволяет

решить

одну

важную

задачу:

учащиеся,

контролируя

друг

друга,

постепенно

научаются

контролировать и себя, становятся более внимательными. Объясняется это

тем, что внимание, являясь внутренним контролем, формируется на базе

внешнего контроля.

3. Синтаксические разминки, орфографические

– Спишите предложения, графически объясняя выбор орфограмм.

1. Старый мостик (с)мыли потоки д…ждя. 2. Ска…ки Пушкина чита….т

все.

3.

Горо…

укр…шает

бульвар.

4.

Игрушеч…ный

танк

мне

под…рил

брат.5. Читать – моё любим…е занятие.6. Пять минут т…нулись долго.

4. Игра “Моя любимая орфограмма”

Может проводиться в начале урока. Готовят учащиеся, предлагают в виде

загадок

или

в

любом

другом

виде

слова

на

любимую

орфограмму.

Все

остальные учащиеся должны ответить на вопросы одноклассников, а также

приготовить свои вопросы.

5. Составление рассказа по цепочке, используя опорные схемы, серию

картинок.

6. Придумай сложное предложение по началу.

Регулятивные результаты

1. Организация рабочего места.

2. Умение работать по плану, предложенному учителю.

3. Умение действовать по образцу, по инструкции

4. Умение начинать действия по образцу и заканчивать их в требуемый

временной момент.

6. Умение говорить по теме.

7. Умение контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.

8.

Умение

фиксировать

индивидуальные

затруднения

при

выполнении

задания.

9. Умение сравнивать свои результаты с эталоном и исправлять ошибки.

10. Умение ставить цели и достигать их выполнение.

Регулятивные универсальные учебные действия приобретают качество

саморегуляции лишь в подростковом возрасте.

Результат формирования регулятивных УУД: ученики ставят перед собой

цель и выдвигают задачи, формируют гипотезу и предлагают собственный

план исследования, работают в группах, выполняют различные роли. Такой

вид деятельности способствует формированию таких компетентностей, как

самообучение, самоорганизация, самоопределение, работа в команде.

«Единственный путь, ведущий к знаниям – это деятельность» Бернард

Шоу.

II. Большим подспорьем при отборе заданий к уроку для учителя может

стать таблица с типовыми заданиями (табл. 1). Ниже приводится часть

таблицы,

составленной

учителем

начальной

школы

Ю.

Михеевой,

работающей по ФГОС с 2010 года [4].

Таблица 1.

Типовые задания для формирования регулятивных УУД.

Учебные действия Типовые задания

Целеполагания

Поиск ответа на вопрос «Для чего необходимо знать

(уметь)?»

Планирование

«Как это делать?», «Что и как нужно было сделать,

чтобы получился правильный результат?»

Осуществления

учебных действий

«Напиши

по

памяти…»,

«Прочитай

вслух…»,

«Прочитай про себя…», поиск лишнего слова

Прогнозирование

Регулятивные прогнозирования

«Как

думаешь,

какой

результат

может

получиться?»,

«Как

думаешь,

достаточно

знать…

для

выполнения

задания?»,

«Какие

трудности

могут

возникнуть

и

почему?»

К о н т р о л ь

и

самоконтроль:

Регулятивные контроля и самоконтроля. Задания типа

«Одноклассник сказал… Проверь: прав ли он?», «Такой

ли получен результат, как в образце?», «Правильно ли

это

делается?»,

«Сможешь

доказать?»,

«Поменяйтесь

тетрадями,

проверьте

друг

у

друга»,

«Проверь

по

словарю…».

Коррекция

Регулятивные коррекции

«Установи правильный порядок предложений в тексте»

Оценка

Регулятивные оценки

«Оцени свою работу на уроке», «Мне понравилось…»,

«Я хочу похвалить себя (или одноклассников) за то…»,

«Мне было интересно», «Мне показалось важным…»,

«Для

меня

было

открытием…»,

«Сегодня

мне

было

трудно…»

Саморегуляция

Регулятивные саморегуляции.

«Ты сможешь прочитать зашифрованное слово (дойти

до

вершины

горы),

выполнив

ряд

з аданий»),

тренинговые

упражнения

психологического

характера

(например, установка «Раз, два, три – слушай и смотри!

Три,

два,

раз

мы

начнём

сейчас!»),

дыхательная

гимнастика

Материал в учебнике, презентациях, на уроках подается так, чтобы ученики

оказались в обстановке творческого поиска, умственного напряжения: даются

различные проблемные ситуации, организовано наблюдение над материалом

с помощью специальных вопросов.

Типовые

задачи

по

формированию

регулятивных

УУД

на

уроках

русского языка.

Задание «Выбрать цель урока из предложенных фраз». 6 класс.

Цель: формирование умения определять цель урока по теме урока.

Тема урока « Инфинитив».

Выбери из предложенных фраз ту, которая, на твой взгляд, является целью

нашего урока:

1.

Дать определение глаголу.

2.

Мне нравится искать глаголы в тексте.

3.

Научиться

определять

глаголы

неопределенной

формы,

запомнить,

какие окончания может иметь неопределенная форма.

Задание «Расскажи все, что ты знаешь о данной части речи по плану». 6

класс.

Темы

уроков

«Имя

существительное»,

«Имя

прилагательное»,

«Глагол»,

«Числительное», «Местоимение», « Наречие».

Цель:

развивать

умение

соотносить

полученный

результат

с

образцом,

находить и исправлять ошибки.

Задание: Расскажи все, что ты знаешь об имени существительном (имени

прилагательном, глаголе, местоимении, наречии и т.д.) по плану:

1.

Что это такое?

2.

Грамматическое значение.

3.

Морфологическое значение.

4.

Синтаксическое значение.

Все ли верно в вашем рассказе? (дети читают правило в учебнике).

Источник: https://almanahpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=35335

Познание |

Формирование регулятивных УУД на уроках русского языка в 1 классе

Антонова Ирина Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ Лицей № 101 Выборгского района
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: “Формирование регулятивных УУД на уроках русского языка в начальной школе”
10.12.2018
Раздел: начальное образование

ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Учитель нач.кл.

Антонова И.А.

ГБОУ Лицей ? 101

Важнейшей

задачей

современной

системы

образования

является

формирование

универсальных

учебных

действий,

обеспечивающих

младшим

школьникам

умение

учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Умение учиться

– это

фактор повышения эффективности освоения учащимися

предметных

знаний,

в

том

числе

знаний

по

русскому

языку.

Фактор,

позволяющий

формировать

умения

и

компетенции,

видение

образа

мира

и

ценностно-смысловых

оснований

личностного

морального

выбора

[ 1 ] . Универсальные

учебные

действия

проявляется в том, что они:

1) носят надпредметный и метапредметный характер;

2) обеспечивают преемственность всех ступеней учебного процесса;

3) позволяют организовать и регулировать деятельность учащегося независимо от ее

специально-предметного содержания;

4

) обеспечивают

этапы

усвоения

учебного

содержания

и

формирования

психологических способностей учащегося;

5 ) обеспечивают

целостность

общекультурного,

личностного

и

познавательного

развития и саморазвития личности.

Жёсткой градации по формированию определённого вида УУД в процессе изучения

конкретного

предмета

нет

и

быть

не

может.

Однако,

возможен

перенос

акцентов.

Остановимся

на

формировании

регулятивных

универсальных

действий,

которые

направлены

на

управление

познавательной

и

преобразовательной

деятельностью

[2].

Освоение

данного

вида

УУД

позволит

школьнику

регулировать

свою

деятельность:

ставить цель с учетом изученного и усвоенного;

составлять план и последовательность

своих действий;

прогнозировать уровень усвоения,

результата,

необходимого времени;

контролировать с целью установления отклонений; корректировать (вносить дополнения),

оценивать

качество

усвоения;

стремиться

преодолевать

препятствия

(волевая

саморегуляция).

Ведущее место в начальном обучении занимает учебный предмет «Русский язык»,

поскольку

направлен

на

формирование

функциональной

грамотности

младших

школьников. Неоспоримо и то, что успехи в изучении русского языка определяют качество

подготовки ребенка по другим школьным предметам.

На уроках русского языка есть

возможность наиболее эффективно организовать работу по формированию и развитию

познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных действий, подготовить

почву для личностного восприятия.

Важное

место

в

формировании

умения

учиться

занимают

регулятивные

универсальные учебные действия, обеспечивающие организацию, регуляцию и коррекцию

учебной деятельности.

Ребенок усваивает какой-либо материал в форме учебной деятельности, когда у него

есть внутренняя потребность и мотивация. Мыслить человек начинает тогда, когда у него

появляется потребность что-то понять. И начинается мышление с проблемы или вопроса,

удивления или недоумения.

Возникает проблемная ситуация.

Только в этом случае она

является мощным источником мотивации познавательной деятельности,

активизирует и

направляет

мышление.

Значит

необходимо

создавать

условия

для

формирования

у

учащихся положительной мотивации,

чтобы ученик понял,

что он знает и чего не знает,

чтобы

захотел

это

узнать.

На

уроках

надо

научить

учащихся

самих

ставить

цель,

составлять

план

для

достижения

этой

цели.

Исходя

из

этого,

ученики

должны

предположить каких результатов, они могут достигнуть, определять и формулировать цель

деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи).

Функция регулятивных УУД –

научить детей организовать учебную деятельность,

уметь её регулировать.

Регулятивные

действия

обеспечивают

учащимся

организацию

их

учебной

деятельности

[5]. К

ним

относятся:

целеполагание;

планирование;

прогнозирование;

контроль; коррекция; оценка; саморегуляция.

По

замыслу

авторов

стандарта

«в

сфере

регулятивных

универсальных

учебных

действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий,

включая способность

принимать и сохранять учебную цель задачу, планировать ее реализацию (в том числе во

внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие

коррективы в их выполнение».

Перед

учителем

встаёт

проблема

отбора

методических

приёмов

формирования

регулятивных

универсальных

учебных

действий.

Решению

задачи

формирования

регулятивных

УУД

на

уроках

русского

языка

в

начальных

классах

способствует

постоянная новизна на уроке или в содержании,

или в деятельности учеников,

или в

организационных формах, или в отношениях ученик – учитель, ученик – ученик, ученик –

группа [4].

Основными в системе задач формирования регулятивных УУД являются приёмы

целеполагание и планирование. Рассмотрим подробнее данные приёмы.

Целеполагание

как

осмысление

предложенной

цели

важно

для

организации

учебной деятельности.

Цель урока,

которую ставит перед собой учитель,

и цель урока,

сообщаемая детям,

созвучны,

но не одинаковы.

Цель урока для учителя – есть проекция

образовательного результата,

с более развёрнутой формулировкой.

Когда дети научатся

читать, они могут прочитать цель урока, объяснить её своими словами. Не менее важным

моментом

целеполагания

наряду

с

пониманием

цели

является

её

принятие,

то

есть

видение

актуальности

цели

для

конкретной

личности.

Важно

ответить

на

вопросы:

«Зачем?» и «Где или для чего могут пригодиться полученные сведения?» «Ребята,

зачем

это нужно знать?»

Перечислим приёмы организации принятия цели, выделенные к. п. н., доцентом З. А.

Кокаревой [3]:

– опора на личный жизненный опыт обучающихся;

– использование занимательного игрового материала;

– создание проблемной ситуации в процессе целеполагания;

– выбор цели из предложенных учителем формулировок,

обоснование

выбора

цели;

– моделирование цели урока, введение понятия «учебная задача»;

– постановка цели,

в том числе и на длительный период времени с помощью карты

знаний, маршрута движения.

Формирование УУД планирования происходит с понятия «план» . Это порядок,

последовательность действий; знакомство с картинным планом сказки, словесным планом

произведения,

планом (алгоритмом,

инструкцией) известных детям действий (заправить

кровать,

полить цветы,

рассказать сказку). Постепенно обучающиеся научатся составлять

план своих действий для решения учебной задачи. Прослеживается интеграция с другими

предметами.

План решения учебной задачи может быть предложен учителем в устной форме:

познакомимся с новым звуком; узнаем букву этого звука; научимся читать слова с новой

буквой.

Для

формирования

УУД

планирования

собственной

учебной

деятельности

эффективны следующие приёмы:

обсуждение готового плана решения учебной задачи;

работа с деформированным планом решения учебной задачи;

использование плана с

недостающими или избыточными пунктами;

составление своего плана решения учебной

задачи

и

др.

Для

первоклассников

уместен

графический

план

урока

из

условных

обозначений учебника.

Отметим,

что план урока или его этапа должен быть рабочим:

необходимо по надобности возвращаться к плану,

отмечать выполненное,

определять

следующий этап и дальнейшие действия,

контролировать ход решения учебной задачи,

корректировать и оценивать свои действия.

Планирование своих действий способствует развитию осознанности выполняемой

деятельности, контроля за достижением цели, оценивания, выявления причин ошибок и их

коррекции.

Не менее важные компоненты учебной деятельности – контроль и оценка. Согласно

мнению Д.Б.

Эльконина,

под контролем следует понимать,

прежде всего,

контроль за

правильностью и полнотой выполнения операций, входящих в состав действий.

Дети должны научиться обнаруживать совпадение,

сходство,

различие.

Научиться

договариваться о выборе образца для сопоставления.

Постепенно переходить от очень

детального поэлементного сопоставления к менее детальному.

Оценка

напрямую

связана

с

действием

контроля.

Самооценка

— ребенок

сам

участвует в производстве оценки — в выработке ее критериев, в применении их к разным

конкретным

ситуациям

под

руководством

учителя,

взрослых.

Но

если

ребенок

не

допущен

к

производству

оценочных

критериев,

он

несамостоятелен

в

оценке.

Сотрудничество

с

учителем

в

выборе

критериев

оценки

направлено

на

развитие

у

школьников

способностей

и

умений

самооценивания

как

важнейшей

составляющей

самообучения.

В

учебниках

по

русскому

языку

достаточно

часто

используется

графическая

символика,

схемы для проведения различного вида анализа слов (выделение гласных,

согласных,

слогов)

и

текста

(выделение

членов

предложения,

разбор

по

составу) . В

учебниках

для

начальной

школы

основное

содержание

компонентов

учебного

моделирования должно не просто вводиться,

а отрабатываться через систему заданий.

Должны широко вводиться разные формы представления учебного содержания и учебных

задач

(символы,

графики,

схемы,

таблицы,

алгоритмы)

. Для

отработки

действия

моделирования

необходима

организация

деятельности

учащихся.

С

учётом

возраста

наиболее эффективным способом создания мотивации является использование сказок и

текстов, отражающих близкие опыту ребёнка реальные жизненные ситуации. Кроме того,

важно включать в описание задания ориентировку (памятку), которая обеспечит ребёнку

его выполнение.

Работа с текстом открывает возможности для формирования логических

действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Ориентация в

морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и

предложения,

графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических

действий – замещения, моделирования, преобразования модели.

Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать

регулятивными действиями,

т.е.

уметь ставить себе конкретную цель,

планировать свою

жизнь,

прогнозировать возможные ситуации.

Из общения и саморегуляции вырастает

способность ребенка регулировать свою деятельность.

Формирования регулятивных УУД

позволяют вовлечь обучающихся в процесс формирования умения учиться.

Список литературы:

1 . Виды

универсальных

учебных

действий//Как

проектировать

учебные

действия

в

начальной школе. От действия к мысли / Под ред. А.Г. Асмолова. – М., 2010.

2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к

мысли: пособие для учителя/ Под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.

3

. Кокарева

З.А.

Постановка

целей

и

задач

с

позиции

педагогической

технологии. //Источник. – 2002. – ?3.

4 . Современные образовательные технологии и их роль в развитии личности младших

школьников:Сборник материалов научно-практической конференции. Череповец, 12 мая

2010 года / Гл. ред. Т.Н. Караганова. – Вологда, 2011.

5

. Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

начального

общего

образования второго поколения. – М., 2009г.

Источник: http://zhurnalpoznanie.ru/servisy/publik/publ?id=8490

Ваш педагог
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: