Характеристика деятельности практического психолога школы

Содержание
  1. Школьный психолог: из чего состоит его работа
  2. Обязанности школьного психолога
  3. Программа педагога-психолога в школе
  4. Школьный психолог: особенности работы
  5. Что-то идет не так? Нужно звать психолога!
  6. Ненормированный рабочий день может стать нормой
  7. Ответственность за детей в школе и вне школы
  8. Важность супервизии
  9. Кабинет педагога-психолога
  10. Школьный психолог – основные направления деятельности
  11. Психолог и школа
  12. Работа психолога с классом
  13. Работа с отдельными школьниками
  14. Работа со взрослыми
  15. Границы возможностей школьного психолога
  16. Профессиональная этика
  17. Деятельность школьного психолога
  18. Роль психолога в работе с детьми дошкольного возраста ‘группы риска’ при подготовке их к школе
  19. Методические рекомендации по вопросам развития дополнительного образования для детей и организации воспитательного процесса в образовательных организация в

Школьный психолог: из чего состоит его работа

Характеристика деятельности практического психолога школы

В чем заключается важность педагога-психолога в школе, до сих пор понимают не все.

Деятельность школьного психолога часто неочевидна, к примеру, для родителей учащихся, но именно она является тем клеем, который может сделать конструкцию внутришкольной жизни устойчивой и безопасной.

И хотя сегодня далеко не во всех школах есть позиция педагога-психолога, все чаще руководители школ, учителя, а также родители учеников и сами ученики начинают сталкиваться с проблемами, решить которые под силу практикующему специалисту.

Быстрый переход по разделам: 

  • Обязанности школьного психолога.
  • Программа педагога-психолога в школе.
  • Школьный психолог: особенности работы.
  • Кабинет педагога-психолога.

Обязанности школьного психолога

Педагог-психолог в школе — это специалист, который проводит психологическую работу с учащимися школы как на личностном уровне, так и на уровне коллектива. Другими словами, этот педагог может выявить индивидуальные проблемы ученика и помочь преодолеть конфликт со сверстниками или преподавателями.

Кроме того, педагог-психолог общается с родителями и может проводить работу с педагогами, помогая им находить решения сложных педагогических задач или справляться с профессиональным выгоранием. Впрочем, главный фокус внимания этого специалиста всегда направлен на детей.

В обязанности школьного психолога входят психодиагностика, психокоррекция, психоконсультирование, психопросвещение и психопрофилактика. 

Психодиагностика позволяет выявить нарушения или особенности, требующие коррекции. Проводится она планово, а также при приеме в школу новых детей.

Особенно важна психодиагностика при приеме детей в первый класс: на этом этапе педагог-психолог может обнаружить не только проблемы психологического характера (агрессивность, тревожность, отсутствие мотивации), но и требующие коррекции проблемы с обучаемостью, дислексию, дисграфию, дискалькулию и пр.

На специалиста возложена огромная ответственность, так как чем раньше ребенок с подобными проблемами начнет работу с дефектологом, тем более вероятно, что эти трудности удастся легко преодолеть. Психодиагностика может проводиться как индивидуально, так и в группе с помощью игр, тренингов, тестирований, творческих заданий.

Психокоррекция — это последовательная деятельность, во время которой психолог помогает учащимся работать над проблемами, выявленными в процессе психодиагностики, и развивать навыки, которые нужны для успешного продолжения учебы.

Психоконсультирование — это индивидуальная или групповая работа, помогающая улучшать и стабилизировать эмоциональное состояние детей и взрослых.

Его особенность в том, что оно может оказаться очень полезным для всех школьников, в том числе для тех, у кого не было выявлено каких-либо ярких психологических проблем или особенностей развития.

Групповое психологическое консультирование может проходить регулярно во время классных часов и других организованных мероприятий. В частном порядке школьный психолог может консультировать всех учеников и педагогов школы. 

Психопросвещение и психопрофилактика предполагают регулярную плановую работу с детьми, направленную на предотвращение вредного влияния различных тенденций, связанных с взрослением. К примеру, педагог-психолог может проводить с детьми беседы о вреде курения, алкоголя и наркотических веществ.

Как правило, именно специалист данного профиля обладает наибольшей компетенцией, чтобы выявлять признаки суицидального поведения у подростков, разговаривать с детьми об особенностях полового взросления и зарождения сексуальности, поднимать любые острые и щепетильные темы, замалчивание которых может обходиться слишком дорого.

Программа педагога-психолога в школе

Перечисленные выше аспекты работы еженедельно встраиваются в график школьного психолога. Многие ошибочно полагают, что педагог-психолог — это тот, кто не занят работой до тех пор, пока не возникнет какая-либо чрезвычайная ситуация. Но если вы посмотрите на циклограмму специалиста, вы увидите, что рабочий день состоит из множества задач, среди которых:

  • психологическая диагностика,
  • групповая работа с учащимися разных классов,
  • индивидуальное консультирование в кабинете,
  • просветительская работа с родителями,
  • работа с методической литературой и консультирование педагогов,
  • работа с документацией.

В методическую работу и работу с документацией входит разработка рабочей программы.

На каждый учебный год педагог-психолог составляет программу занятий, учитывая возрастные особенности детей и влияние меняющегося мира: детскую гаджетозависимость, дефицит внимательности, повышение тревожности и агрессивности и т. д.

Составляя годовой план, педагог учитывает все вводные данные и расписывает программу, темы, количество и продолжительность обязательных мероприятий, а также ожидаемый результат. 

Как правило, в одной школе работает один школьный психолог. Такой специалист разрабатывает программы для разных классов, учитывая возрастную специфику.

Впрочем, бывает и так, что в школе работает несколько психологов, специализирующихся на работе с разными возрастными группами: педагог-психолог начальной школы, педагог-психолог средней школы и педагог-психолог старшей школы.

В этом случае рабочее время и ставка педагога-психолога, естественно, сокращаются.  

Школьный психолог: особенности работы

Как мы увидели, работа психолога не происходит, как кажется многим, спонтанно и «по наитию», а имеет вполне конкретную траекторию.

Загвоздка в том, что на этой дорожке может возникнуть много непредвиденных поворотов, ям и кочек, а все потому, что педагог-психолог работает с самым сложным механизмом — с детскими и подростковыми умами. В чем же заключаются основные особенности этой работы?

Что-то идет не так? Нужно звать психолога!

Работая в школе, педагог-психолог должен быть готов к тому, что любая проблема рано или поздно потребует его участия.

У учеников младшей школы возникли проблемы с концентрацией внимания? Старшеклассники пронесли в класс сигареты? У родителей и педагога возник конфликт? Директор чувствует признаки профессионального выгорания? Любая из этих проблем может потребовать включенности, внимания и энергии специалиста.

Ненормированный рабочий день может стать нормой

И хотя несложно посчитать, сколько рабочего времени школьного психолога должно уходить на выполнение ожидаемых задач, так или иначе в профессиональной жизни этого специалиста будут возникать форс-мажоры, требующие немедленного участия.

Учителя будут приглашать на внеплановые родительские собрания, родители будут просить о консультациях. К тому же мир скорее рухнет, чем дети хотя бы на неделю перестанут испытывать сложности, требующие помощи психолога.

Поэтому время, которое обязательно будет потрачено на решение непредсказуемых задач, обязательно нужно учитывать при составлении циклограммы.

Ответственность за детей в школе и вне школы

Часто именно педагог-психолог может знать о жизни учеников намного больше, чем другие специалисты школы. На нем лежит обязанность защищать права и психологическую безопасность детей как в школе, так и за ее пределами. Если во время работы в школе психолог замечает, что у ребенка есть проблемы вне школы, он обязан проявить бдительность, сообщив об этом социальному педагогу.

Важность супервизии

И разумеется, поскольку от эффективной деятельности школьного психолога зависит эмоциональное и психологическое здоровье учеников, педагогов, руководителей школы, крайне важно такому специалисту быть внимательным к собственному состоянию и регулярно проходить супервизию. Портфолио педагога-психолога должно регулярно обновляться для прохождения профессиональной аттестации.

Кабинет педагога-психолога

Кабинет является важным пространством для работы с детьми и общения с их родителями, поэтому к такому пространству предъявляется ряд требований:

  • Кабинет должен быть полностью изолированным, использование в качестве профессионального кабинета проходной комнаты не допускается. Площадь помещения должна быть не меньше 20 м².
  • В кабинете важна хорошая звукоизоляция, чтобы посторонние шумы не мешали проводимой в кабинете работе.
  • Кабинет должен быть хорошо освещен. Цветовое оформление поможет в создании уютной и доверительной атмосферы. 
  • Кабинет должен быть зонирован в соответствии с задачами работы, которая проводится в этом кабинете.

Источник фото: vened.pp.ru

Пример зонирования кабинета школьного психолога

Зона первой беседы—зона с письменным столом, картотекой, книжным стеллажом с необходимыми материалами. В этой зоне педагог-психолог может проводить первую индивидуальную беседу с клиентом.

Зона консультаций — оформляется максимально комфортно, чтобы ребенок или взрослый мог провести в этой зоне достаточное количество времени. Здесь могут располагаться уютные кресла, журнальный столик, лампы.

Зона игровой терапии — особенно важна при работе с детьми. Как правило, в этой зоне устанавливают мягкое напольное покрытие, размещают коробки с игрушками, место для рисования, лепки, другого творчества.

Зона релаксации — это зона, в которой ребенок или взрослый сможет расслабиться и освободиться от психоэмоционального напряжения. Предполагает наличие кушетки и кресел, может быть огорожена ширмой.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на нашTelegram-канал.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/activityedu/shkolnyi-psiholog-iz-chego-sostoit-ego-rabota-5dd3932e012fbd6197676e57

Школьный психолог – основные направления деятельности

Характеристика деятельности практического психолога школы

Психологическая служба давно уже есть в каждой школе. Но ее деятельность до сих пор для многих педагогов – загадка. Автор этой статьи, методист психологической лаборатории, активно взаимодействующей с учителями и завучами, расскажет об основных направлениях деятельности психолога в школе.

Психолог и школа

Во время семинаров или тренингов для учителей я неоднократно слышала вопросы: «Скажите, а наш школьный психолог это может?», «А чем психолог мне может помочь в такой ситуации?..»

Деятельность школьного психолога организуется по двум направлениям. Первое направление – плановое. Это те виды работы, которые закладываются заранее: мониторинг, профилактические занятия, выступления на родительских собраниях. Однако невозможно предугадать, какие сложные ситуации возникнут в школе в течение учебного года.

Поэтому второе направление работы школьного психолога – это работа по запросу, то есть в ответ на появляющиеся у учащихся сложности, причем сам психолог непосредственно об этих трудностях узнать не может.

Даже в маленькой школе специалисту, не ведущему уроки, не решающему с детьми организационные вопросы, невозможно немедленно понять, что в классе возникла какая-то проблема, а уж в большой школе – тем более.

Безусловно, первый, кто сталкивается с детскими трудностями, – классный руководитель. Поэтому задачу привлечения психолога к работе с ребенком и/или семьей решает чаще всего именно он. И когда классный руководитель понимает, каким образом он может использовать ресурсы психолога, их профессиональное взаимодействие становится более эффективным и продуктивным.

Чем же школьный психолог может помочь классному руководителю?

Работа психолога с классом

Одной из наиболее типичных задач, которые традиционно решает школьный психолог, является фронтальная диагностика (или мониторинг).

Помимо неизбежных мониторинговых исследований, обязательных в рамках новых образовательных стандартов, классный руководитель может обратиться к психологу с запросом на какую-то специфическую диагностику, необходимую для решения педагогических задач: выявление эмоционального состояния, тревожности, особенностей мотивации, определение предпочитаемых и отвергаемых учеников в классе. Особый интерес может представлять диагностика личностных и характерологических особенностей детей, которая может помочь педагогу на начальном этапе работы с классом.

Кроме того, школьный психолог может помочь классному руководителю при возникновении трудных ситуаций в классе. Среди таких проблем могут быть конфликты, травля (сейчас это часто называют английским словом «буллинг»), появление отвергаемых детей, низкий уровень сплоченности класса.

Психолог может провести углубленную диагностику причин таких проблем, принять участие в разработке системы мер по разрешению трудностей, провести групповые занятия с учениками, если они будут необходимы в данном случае.

Умение психолога работать с классом, используя элементы тренинга, проводить различные групповые игры и упражнения можно также задействовать при проведении воспитательных мероприятий, например, тематических классных часов.

Работа с отдельными школьниками

Большую помощь психолог может оказать учителю в работе с отдельными учениками. Наличие у ребенка учебных проблем может быть связано с недостаточным уровнем сформированности психических функций или психологических навыков, причем одни и те же трудности учеников могут иметь самые разные причины.

Например, низкая успеваемость может быть вызвана несформированностью учебной мотивации, низким уровнем самоорганизации, высокой утомляемостью, высокой тревожностью. Некоторые из этих причин довольно очевидны, учитель и сам их может увидеть, наблюдая за ребенком.

Однако в ряде случаев для выявления того, почему у ребенка имеются затруднения, требуется специальная диагностика. Психолог обладает профессиональными инструментами, позволяющими ему определить специфику сформированности у ребенка тех или иных психологических характеристик и функций: познавательных способностей, личностных особенностей, коммуникативных навыков.

Такая диагностика позволяет глубже понять причины проблем учеников и более точно выбрать стратегию поведения по отношению к ним, а также обозначить пути педагогической поддержки.

О видах деятельности школьного психолога рассказывает Барложецкая Наталья Фёдоровна, психолог-консультант в социально-коррекционной сфере, педагог-психолог высшей квалификационной категории

По итогам диагностики психолог может сформулировать рекомендации по развитию этих функций или навыков, а также организовать индивидуальные и групповые занятия, направленные на их формирование.

Например, если выяснится, что низкая успеваемость ученика связана преимущественно с несформированностью у него навыков самоорганизации, психолог подскажет родителям способы развития этих навыков у ребенка и (по возможности и по необходимости) будет проводить занятия с ребенком, направленные на развитие этих навыков.

Еще больше сложностей вызывает работа с детьми, у которых проблемное поведение. Зачастую просьба о помощи психолога формулируется приблизительно так: «Поговорите с ним», «Скажите ему», «Объясните ей». Однако крайне редко причиной нежелательного поведения ребенка является именно непонимание им правил и требований школы.

В большинстве случаев дети прекрасно знают, что от них требуется, и не делают этого по двум причинам: либо у ребенка опять же не сформированы психические функции, которые обеспечивают выполнение этих требований, либо невыполнение правил является более привлекательным, чем их выполнение (например, позволяет получить больше внимания от взрослых).

Допустим, подросток грубо разговаривает с учителем, хотя великолепно осведомлен, что этого делать нельзя. Причиной этого может быть неумение выражать свое несогласие в корректной форме или же стремление почувствовать свою власть, добившись того, что взрослый выйдет из себя.

Разъяснение может быть эффективно только в том случае, когда ребенок оказался в новой для него ситуации и ему не очень ясно, что происходит и как себя вести, к примеру, в беседе с пятиклассником, которому трудно адаптироваться к условиям средней школы. Во всех остальных случаях объяснять и растолковывать что-либо ребенку бессмысленно.

Поэтому чаще всего занятие ребенка с психологом предполагает не объяснение того, как следует себя вести, а определенные игры и упражнения, направленные на формирование необходимых ребенку функций или выражение эмоциональных переживаний. Так что не нужно удивляться, если на вопрос: «Что вы делали с психологом?» – дети отвечают: «Мы играли».

Для ребенка встреча с психологом – это действительно прежде всего увлекательная игра.

Поскольку формирование новых навыков и развитие психологических функций – процесс довольно длительный, потребуется некоторое количество занятий, прежде чем их результат будет заметен. Как показывает практика, ожидать видимых изменений в поведении ребенка, занимающегося с психологом, имеет смысл хотя бы после восьми-десяти регулярных занятий.

Каждый классный руководитель сталкивается с необходимостью помогать детям, попавшим в трудные жизненные ситуации и испытывающим сильные чувства. Например, у кого-то из учеников разводятся родители, умер кто-то из близких. Психолог может помочь ребенку выразить свои чувства, подскажет взрослым, как лучше взаимодействовать с ним на таком трудном этапе его жизненного пути.

Работа со взрослыми

Школьный психолог может также оказать большую поддержку классному руководителю в работе с родителями.

Прежде всего, взаимодействие с психологом позволяет более эффективно решать задачи, связанные с повышением психолого-педагогической компетентности родителей.

В ходе родительских собраний психолог может познакомить родителей с возрастными особенностями различных периодов развития, обратить их внимание на неэффективные способы воспитания в семье и пути их изменения, показать приемы формирования познавательных характеристик у детей и решить множество других педагогических задач.

Психолог также владеет приемами работы с группой, которые он может использовать для разнообразия форм работы с родителями. Помимо новых методов работы на родительском собрании, классный руководитель при участии психолога может реализовать новые формы работы с родителями: родительские клубы, гостиные, лектории.

Большую поддержку психолог может оказать классному руководителю в работе с родителями трудных учащихся или учеников, переживающих трудные жизненные ситуации.

В ходе индивидуального консультирования психолог помогает родителю осмыслить трудности, возникающие во взаимодействии с ребенком, увидеть, что сам родитель делает для усугубления или разрешения проблем ребенка, найти новые способы общения с сыном или дочерью.

В отличие от беседы с классным руководителем, индивидуальная работа родителя с психологом больше направлена на рефлексию, анализ общения с ребенком, осмысление эффективных и неэффективных стратегий взаимодействия, формулировку рекомендаций. Психологические консультации не заменят работу классного руководителя, но помогут значительно усилить их результативность.

Помимо работы с детьми и родителями, психолог может оказать поддержку самому педагогу. Конечно, школьный психолог не методист, он не подскажет, как лучше спланировать урок или построить воспитательную работу.

Но он может помочь учителю провести самоанализ педагогической деятельности, увидеть свои сильные стороны, обратить внимание на недостаточно эффективные способы взаимодействия с детьми и родителями.

Наконец, школьный психолог может помочь педагогу в профилактике выгорания: заметить его признаки и найти личные способы сохранения позитивного эмоционального состояния.

Границы возможностей школьного психолога

Однако необходимо понимать, что для решения некоторых проблем как ребенка, так и его родителей требуется длительная регулярная психологическая работа, которая приведет к получению результата только в том случае, если она будет продолжаться несколько месяцев, а то и лет. Школьный психолог такую работу осуществить не может, даже если владеет необходимыми для этого знаниями: это не входит в его функционал. В этом случае индивидуальную работу с ребенком может вести специалист – психолог другого учреждения, например, психолого-медико-социального центра.

Для того чтобы лучше представить себе специфику работы школьного психолога по сравнению с психологами психолого-медико-социальных центров, сопоставим его со школьной медсестрой. Школьная медсестра не лечит хронические заболевания, она оказывает неотложную медицинскую помощь, делает прививки, осуществляет профилактическую работу.

Если ребенку нужна специализированная медицинская помощь, она может посоветовать, к какому специалисту лучше обратиться. Роль школьной медсестры в обеспечении здоровья детей очень велика, но никому и в голову не приходит обращаться к ней за рецептом на очки или по поводу больного зуба.

То же самое касается психологов: школьный психолог не может разрешить серьезные, глубинные проблемы семьи, для этого нужны посторонние специалисты.

Психолог не может решать задачи, связанные с воспитанием. Он не может научить детей здороваться, ценить дружбу, переобуваться в сменную обувь и так далее. Однако это совсем не значит, что его нельзя привлекать к обсуждению и поиску способов решения воспитательных задач. Психолог может помочь проанализировать, почему не удается эти задачи решить.

Никакая психологическая работа не может сделать так, чтобы ребенок что-то захотел, расхотел или полюбил. Если ребенок не уважает бабушку или не любит читать, занятия с психологом этого не изменят.

Даже при том, что в ходе индивидуальной работы у ребенка будут формироваться необходимые функции и навыки, следует содействовать переносу этих новых навыков в повседневную жизнь ребенка и их закреплению.

Оказание помощи ребенку требует кооперации всех взрослых, так или иначе взаимодействующих с ним.

Профессиональная этика

Важным условием эффективности психологической помощи является принцип конфиденциальности, который считается также одним из основных этических требований в работе психолога.

Информация, полученная школьным психологом, является закрытой. Конфиденциальность позволяет установить контакт с детьми и взрослыми, построить доверительные рабочие отношения.

Именно в силу этого принципа ряд документов школьного психолога являются закрытыми или зашифрованными.

Правила профессиональной этики запрещают психологу разглашать информацию, которая стала ему известна в ходе работы.

Поэтому он не вправе рассказывать о том, что говорили дети или родители на консультации, пересказывать их слова, сообщать полученные им сведения из жизни семьи.

Школьный психолог может поделиться с классным руководителем общими соображениями по поводу проблемы, своими наблюдениями за ребенком или родителем, но он не может рассказывать, о чем шла речь на индивидуальной консультации.

Однако не стоит бояться, что психолог не поделится действительно важными сведениями.

Те же самые правила профессиональной этики требуют от психолога нарушить принцип конфиденциальности, если ему становится известна информация о том, что существует угроза жизни и здоровью его клиента, будь то ребенок или взрослый, или кого-то из их окружения.

В большинстве случаев такие ситуации станут прежде всего известны социальному педагогу и классному руководителю. Если это происходит, классному руководителю важно обсудить с психологом, какие шаги следует предпринять и как в максимально щадящей для ребенка и семьи форме оказать им необходимую помощь.

Конечно, школьный психолог никогда не сможет заменить ни классного руководителя, ни педагога-организатора. У него совершенно другой функционал, другой профессиональный багаж знаний и навыков. Но если учитель этим багажом пользуется, он тем самым значительно облегчает решение многих педагогических задач.

Источник: https://5psy.ru/obrazovanie/shkolnyi-psiholog-osnovnye-napravleniya-deyatelnosti.html

Деятельность школьного психолога

Характеристика деятельности практического психолога школы

Отчет по практике

деятельность школьного психолога

Введение

Целью прохождения учебно-ознакомительной практики по педагогической психологии является закрепление, расширение и углубление полученных теоретических знаний через ознакомление с деятельностью школьного психолога посредством приобретения первичных профессиональных умений, навыков и опыта работы в школьной психологической службе.

Кабинет психолога создан на базе обычного класса, находится на втором этаже. Кабинет разделен на зоны:

1.Учебная зона – парты для занимающихся, стулья и доска

2.Рабочая зона – стол, стул, компьютер и шкафы

3.Зона релакса – кресла, цветы, ковер

Мебель расставлена функционально, красиво и просторно. Зоны кабинета разделены по всем правилам, очень хорошо сделана зона релакса.

В кабинете находится литература по направлениям:

— Общая психология

— Психологические процессы

— Методология

— Диагностика

— Коррекция

— Педагогическая психология

— Основы медицинской психологии

— Основы конфликтологии

— Возрастная психология

— Методическое обеспечение (учебники)

Время работы: с 8.00 до 16.30, среда – методический день

Задача практики

— Ознакомится с нормативными документами

— Психолого-педагогическая характеристика личности учащегося

— Психолого-педагогический анализ одного урока

— Изучить одаренных детей. Провести ряд методик.

— Проанализировала результаты и подобрать коррекционно – развивающие упражнения.

Роль психолога в школе Зачем нужен психолог в школе? Работа психолога в школе неразрывно связана с образовательным процессом. Для начинающего специалиста школа — хорошая возможность приобрести ценный опыт работы с людьми, с детьми, опыт решения всевозможных психологических проблем. Но школа — это огромный социальный институт.

Психолог работает не только с детьми, а также и с педагогами и родителями. Нередко в школе работают несколько специалистов-психологов (психологическая служба), так как поле деятельности психолога достаточно обширно. Рассмотрим основные методы работы психолога в школе.

Кроме уроков психологии (а такие есть в ряде школ), в компетенцию психолога входят диагностирование и коррекционная работа. Это может быть и диагностика познавательных процессов (память, мышление, внимание), и диагностика эмоциональной сферы ребёнка. При низких показателях диагностических методов, с ребёнком проводят коррекционную работу.

Эта работа включает в себя элементы игры и рисуночные методы (в зависимости от возраста ребёнка).

Роль психолога в работе с детьми дошкольного возраста ‘группы риска’ при подготовке их к школе

Роль психолога в работе с детьми дошкольного возраста “группы риска” при подготовке их к школе Введение Глава 1. работы психолога при подготовке к школе детей “группы риска” 1.1 Работа психолога при подготовке детей к школе 1.2 Особенности детей дошкольного возраста находящихся в “группе риска” Глава 2. Выявление детей “группы риска” и коррекционно-развивающая работа …

Проведение внеклассных мероприятий (классный час, КВН) также входят в компетенцию психолога.Составление психолого-педагогической характеристики ребёнка, которая раскрывает развитие всех сфер и психических процессов, здоровья. Также характеристика даёт полную картину семейного климата, интересов ребёнка и т.д.

Консультирование в школе играет очень важную роль: каждый родитель или педагог имеет право обратиться к психологу с проблемой, или просить о помощи относительно ребёнка.Школа для ребёнка является центром освоения социума. Первый опыт межличностных отношений, усвоения знаний, и многого другого — всё это получает ребёнок в школе.

Именно здесь необходимо выработать единую линию работы и педагогов, и родителей, и психолога. Только при взаимном принятии решений, при единых целях, школа может претендовать на звание социального института знаний.

Психолог помогает ребёнку усвоить весь этот опыт через освоение поведения, и построение собственной позиции, при которой у ребёнка вырабатывается осознанное восприятие мира. Многие ошибочно считают, что психолог занимается только тестированием, а уроки психологии проходят на уровне факультативных занятий и не представляют ничего ценного для знаний ребёнка.

Главной позицией психолога служит создание для детей условий жизненных систем и выбор этих систем. У ребёнка, при слаженной работе психолога и педагогического коллектива, формируются условия для создания личностной позиции (осознание собственного Я, уверенность, собственное мнение).

Именно психолог выступает тем организационным звеном между детьми и педагогами, которое необходимо для решения интересов и возможностей школьников.От успешной работы психолога зависят условия формирования педагогических задач. Психолог может выявить причины неуспеваемости, расторможенности или агрессивности детей. Затем работа ведется с родителями ученика.

Кто лучше может разобраться в поведении детей, как не их родители? Успешное сотрудничество психолога, родителей и учителей школы часто приводит к нужным результатам относительно поведения ребенка.Бывают ситуации, когда ребёнку необходима помощь более узкого специалиста, чем школьный психолог. Тогда психолог в школе может рекомендовать другого специалиста.

Методические рекомендации по вопросам развития дополнительного образования для детей и организации воспитательного процесса в образовательных организация в

Дополнительное образование детей– вид образования, направленный на развитие личности учащегося, формирование и развитие его творческих способностей, удовлетворение его индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании, адаптацию к жизни в обществе, организацию свободного времени, профессиональную ориентацию. Изменяющиеся образовательные и досуговые запросы …

I.Основная часть

Ознакомление с документами

Документация делится на рабочую и отчетную. В свою очередь, рабочая документация служит задаче непосредственной регистрации деятельности психолога. Отчетная документация является непосредственным отражением содержания деятельности педагога-психолога. Первым этапом прохождения практики было ознакомление со следующими документами:

1. Приказ о введении в штат должности психолога

«О ВВЕДЕНИИ ДОЛЖНОСТИ ПСИХОЛОГА В УЧРЕЖДЕНИЯХ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» *

Письмо Министерства народного образования от 30 мая 1989 года № 542/ 13т

Министерство народного образования направляет для руководства инструктивное письмо Гособразования СССР от 27 апреля 1989 года № 16 «О введении должности психолога в учреждениях народного образования».

Указанное письмо доведите до сведения дошкольных учреждений, школ, школ-интернатов, средних специальных и профессионально-технических учебных заведений.

Заместитель министра Г. Д. КУЗНЕЦОВ

О введении должности психолога в учреждениях народного образования

Государственный комитет СССР по народному образованию осуществляет ряд практических мер, направленных на обеспечение кадрами психологов учебно-воспитательных учреждений народного образования.

В ряде университетов и педагогических институтов открываются специальные факультеты переподготовки учителей по направлению «Психология» («Практическая психология в системе народного образования») со сроком обучения 9 месяцев.

Педагогические работники учреждений народного образования, прошедшие переподготовку и получившие квалификационное свидетельство, должны будут активно использовать полученные знания по психологии.

Это позволит эффективнее выявлять творческий потенциал учащихся, преподавателей и воспитателей, а также возникающие в педагогическом процессе трудности и способствовать улучшению качества учебно-воспитательного процесса.

Государственный комитет СССР по народному образованию разрешает органам народного образования при наличии специалистов, получивших квалификационное свидетельство специальных факультетов переподготовки учителей по направлению «Психология», или специалистов, имеющих законченное высшее психологическое образование, вводить в штаты дошкольных учреждений, школ, школ-интернатов, средних специальных и профессионально-технических учебных заведений должности психологов.

Учителям, преподавателям и воспитателям, выполняющим помимо основной работы работу по совместительству в качестве психологов, оплата труда производится в порядке, установленном постановлением Совета Министров СССР от 22 сентября 1988 года № 1111 (приказы Гособразования СССР от 3 октября 1988 года № 362 и от 7 апреля 1989 года № 328).

Изменения в штаты учебно-воспитательных учреждений вносить в установленном порядке в пределах общего фонда заработной платы работников учреждений народного образования.

По согласованию с Госкомтрудом СССР и ВЦСПС при установлении должностных окладов и продолжительности отпуска психологам применять постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 15 сентября 1987 года № 558/26-34.

Затверджено

Наказ Міністерства освіти України

03.05.99

Положення про службу системи освіти України

На видання статей 21,22 Закону України «Про освіту», з метою організації дільничності психологічної служби та соціально-педагогічного патронажу у системі освіти.

Наказує:

1. Затвердити Положення про службу системи освіти України.

2. Міністерству освіти Автономної Республіки Крим, управління освіти обласних, Київської і Севастопольської міських державних адміністрацій, голова Рад ректорів (директорів) вищих навчальних закладів освіти – забезпечувати управління діяльністю обласних, районних (міських) центрів практичної психології і соціальної роботи (постійно).

3. Українському науково-методичному центру практичної психології і соціальної роботи – здійснювати науково-методичне забезпечення діяльності психологічної служби системи освіти, забезпечувати дотримання державних вимог до змісту її діяльності, форм і методів роботи практичних психологів і соціальних педагогів (постійно).

Источник: https://forpsy.ru/works/uchebnoe/deyatelnost-shkolnogo-psihologa/

Ваш педагог
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: