Характеристика класса

Как составить психологическую характеристику класса. Скачать образец

Характеристика класса

Психологическая характеристика класса, составляется перед началом нового учебного года на базе наблюдений и выполненных на протяжении года диагностик.

При оформлении характеристики класса учитываются психологические отличия учеников, отражающие особенности класса по выполнению обязанностей членов коллектива и их социальных ролей. Характеристика выявляет сильные и слабые стороны коллектива, анализирует сложившуюся ситуацию с определением вектора будущего развития.

Данный документ обеспечивает педагогам учебного заведения представление о школьном коллективе и помогает родителям и классному руководителю в решении задач в текущем учебном году.

Как составить психологическую характеристику класса

 Любой руководитель класса постоянно сталкивается с составлением плана воспитательной деятельности в классе. К одному из составляющих разделов такого плана относится “Характеристика класса”. Что же нужно отображать при оформлении такого документа? Как написать характеристику?

Напишем пошаговый план составления характеристики:

  1. Вначале необходимо составить список учеников класса, с указанием адреса проживания и контактных телефонов. Далее нужно описать состав учеников, т.е. сколько в классе мальчишек и девчонок и отметить их дату рождения.

Пример:

  • Дата рождения 2010 г. – 18 учеников
  • Дата рождения 2011 г. – 10 учеников
  • Дата рождения 2012 г. – 2 ученика.
  1. Нужно указать число полноценных и неполноценных семей, отобразить неблагополучные и многодетные семьи, а также семьи, у которых родители инвалиды. Все сведения обязаны быть подробными, с описанием фамилий.

Пример:

  • Многодетные семьи – 2 (Ивановы – 4 детей, Петровы – 3 детей).
  • Инвалидные семьи -1 (Данилины – 1 ребенок)
  1. При прибытии в класс нового ребенка, требуется отобразить процесс его адаптации.
  2. В следующем разделе документа необходимо проанализировать психофизическое здоровье учеников с указанием результатов медосмотра, число учеников, относящихся к основной, подготовительной или специализированной группе здоровья. Надо отобразить предложения докторов.

Пример:

  • Абрамов Валентин – специализированная группа, обладает плохим зрением, рекомендовать первую парту, приближенную к окну.
  1. При наличии среди учеников инвалидов, надо внести эту информацию в характеристику с указанием данных этих учеников, диагноза и назначением доктора. Также надо отобразить, где выполняет домашние задания каждый ученик: дома или в школе. Описать взаимоотношения ребенка-инвалида с родителями и одноклассниками, а также проанализировать соотношение здоровья ученика-инвалида с полученными достижениями в учебе.
  2. Нужно определить качество знаний и навыков учеников с отображением числа отличников, хорошистов, отстающих. Указать число учеников, посещающих кружки, с отображением наименования кружка или секции. Выполнить анализ степени активности, познавательной заинтересованности у детей и отобразить эти сведения по пяти-бальной шкале. Отметить наличие поручений в классе.
  3. В документе необходимо отобразить сплоченность класса, имеются ли микро-группы, по каким интересам формируются, кто лидер группы, какие взаимоотношения с параллельными классами.
  4. Отметить характеристику семей учеников с отображением среднего возраста родителей. Пример:
  • 25-35 лет – 11 семей
  • 35-35 лет – 17 семей
  • 35-45 лет – 13 семей
  1. Отобразить социальный состав семей.

Пример:

  • Интеллигенция – 8 семей
  • Рабочие – 21 семья
  • Пенсионеры – 1 семья
  1. Указать образование родителей.

Пример:

  • Высшее – 9 родителей
  • Среднее – 14 родителей
  • Среднее специальное – 11 родителей
  1. Записать отношение родителей к школе. Нужно перечислить фамилии семей, которые являются членами комитета родителей.

Таким образом, после заполнения всех перечисленных рекомендаций, будет получена полноценная психологическая картина класса.

Основные моменты, которые должны быть отражены в характеристике класса

Как видно из предыдущего раздела, характеристика класса обязана отображать всеобъемлющую информацию о классе. Какие же главные моменты нужно отображать в таком документе?

  • В документе необходимо отобразить главные даты истории образования класса.
  • Важным фактором документа считается отображение мотивации и стремления класса, отображение роли школы и класса в деятельности школьников, их желания участвовать в коллективной деятельности и, как они относятся к таким нагрузкам.
  • Еще один важный момент в оформлении документа – это проведение метода социометрии, позволяющий определить лидеров в классе, выявить активных учеников, понять специфику взаимоотношений сверстников, различие формального и неформального звена класса, и роль активистов класса.
  • Нужно описать ответственность учеников к учебе и труду. Заинтересованы ли дети в общественном труде? Отобразить выражение профессиональной целеустремленности учащихся.
  • В документе обязательно должны быть описаны сведения о дружбе одноклассников. Имеются ли в классе неформальные группы и что их объединяет?
  • Нужно обязательно оценить психологическую атмосферу в классе. Как формируются взаимоотношения между учениками, с родителями, с педагогами и прочими сотрудниками учебного заведения? Описывается климат, царящий в школе и общения между сверстниками. Необходимо отобразить неформальных лидеров, «притягивающих» учеников.
  • При описании климата в классе оценить, обладают ли школьники одинаковым мнением по различным вопросам? Отношение в коллективе к критике и самокритике.

Характеристика класса разных звеньев школы обязана различаться индивидуальными особенностями, выявление которых имеет большое значение для формирования максимально реальной картины коллектива класса.

Документ обязан содержать информацию об индивидуально-возрастных качествах каждого учащегося, его поведении и проблемах, появляющихся в период обучения.

Характеристика класса обязана отображать данные об активе коллектива и ролей, выполняемых лидерами.

Пример психолого-педагогической характеристики класса

Для большего понимания, как составлять психолого-педагогическую характеристику, приведем пример составления такого документа.

В 10 классе 28 учащихся: 15 девчонок и 13 мальчишек.

Из них 1 ученик ХХХХ года рождения, 1 ученик- ХХХХ года, остальные учащиеся – ХХХХ года рождения.

18 школьников класса проживают в полноценных семьях. Все ученики проживают в дружелюбном семейном климате.

Социальный статус коллектива невысок: 10 детей из неполноценных семей, имеют семьи, у которых родители со вторым браком, а один из родителей проживает в гражданском браке.

Имеются дети из малообеспеченных семей (указать фамилии), у одного учащегося (фамилия) оба родителя инвалиды.

Восемь детей занимаются классе из соседнего микрорайона.

Социальный статус родителей:

  • Служащих — 11.
  • Рабочих — 21.
  • Бизнесменов — 4.
  • Домохозяек — 12.

Образование родителей:

  • Высшее — 15.
  • Средне техническое — 23.
  • Среднее — 10.
  • Неполное — 1.

При общении с родителями и школьниками, и изучения их на протяжении последнего года учебы выявлено, что в классе имеются ученики с ярко выявленным темпераментом холерика, такие учащиеся нуждаются в постоянном наблюдении со стороны педагогов за их поведением (фамилии детей). В тоже время немало флегматиков (фамилии учащихся).

Наличие 2-х типов в одном классе при небольшом числе учащихся спокойного темперамента, вырабатывает определенные проблемы в деятельности преподавателей.

Необходимо заметить, что у 50-55% учеников класса средняя степень интеллектуального уровня.

Трое учеников обладают довольно низкой степенью познавательной и учебной заинтересованностью (фамилии учащихся).

Лишь небольшое число учеников обладает ярко выявленной индивидуальностью, острым мышлением (фамилии детей). Большая часть школьников класса посещают разные кружки и секции.

  • Учащийся 1- посещает школу художников, иностранный язык.
  • Учащийся 2 – посещает группу обучения при ДС «Пионер».
  • Учащийся 3 – занимается самбо.
  • Учащийся 4 – посещает ДЮСШ.
  • Учащийся 5 – в школе музыки.
  • Учащийся 6 – волейбол, гимнастика.
  • Учащийся 7, 8, 9, 10 – являются волонтерами

Часть учеников посещают спортивные секции, участвуют в состязаниях, добивается призовых мест.

  • Учащийся 11 – завоевал 1-е место по физкультуре в олимпиаде города.

Большинство детей легко контачат с одноклассниками и преподавателями. Имеются ученики, отличающиеся вздорным, драчливым характером, часто конфликтуют – это (фамилии ребят).

  • Учащийся 12 – находится на учете у психиатра. У него неустойчивая психика. Тем не менее он безобиден, в последнее время отличается спокойным характером, не конфликтует.
  • Учащийся 13 – отличается беспокойным нравом, но в последнее время ни с кем не конфликтует, помогает товарищам по классу.

Сверстники игнорируют не всегда адекватное поведение проблемных учеников, стараются с ними находить «общий язык» и заботиться о них.

В классе существуют лидеры (как формальные, так и неформальные) – (имена учеников), которых ребята уважают. В классе существует актив, являющийся организатором всех мероприятий: (фамилии учеников).

Необходимо отметить, что есть ребята, занимающие пассивную жизнь, с нежеланием принимают участие в мероприятиях школы – (фамилии учеников).

После диагностики степени воспитанности, было определено, что у 16-ти детей хорошая степень воспитанности, у 2-х – высокая, у 11-ти – средняя. Исследование мотивации участия детей в деятельности школы выявило, что только:

  • Учащийся 14 обладает коллективистской мотивацией.
  • Учащийся 15 – обладает престижной, прочие учащиеся обладают личностной мотивацией.

Немаловажную помощь в воспитании детей осуществляют родители: (их имена). В классе существуют часто болеющие дети, пропускающие уроки: (имена детей).  Одиннадцать учащихся класса с плохим зрением, пять –  с сердечными заболеваниями, два аллергика, два астматика, есть ученики с желудочными болезнями.

Решение: нужно приучать учеников к спортивным занятиям, с прививкой здоровой нормы жизни.

Основываясь на характеристике класса, необходимо установить приоритетные задания на 2019-2020 учебные годы:

  • Обеспечивать учащимся обширный выбор деятельности для осуществления процесса самоопределения, самореализации и самоутверждения.
  • Стимулировать у учеников тягу к самосовершенствованию.
  • Поощрять процедуру самоуправления в классе.

Скачать образец психологической характеристики класса

Источник: https://DocInfo.net/psihologicheskaya-harakteristika-klassa/

Психолого-педагогическая характеристика класса. Общие рекомендации и образец составления

Характеристика класса

Грамотно составленная психолого-педагогическая характеристика класса будет полезна, к примеру, новому классному руководителю при переходе ребят из младшего звена в среднее.

Кроме того, с ее помощью педагог-психолог или любой учитель-предметник сможет понять, какие ученики комплектуют тот или иной класс, разобраться в их личностных характеристиках и разработать адекватные методы педагогического взаимодействия с этим конкретным контингентом учащихся.

Как же составляется психолого-педагогическая характеристика класса? Образец и общие рекомендации вы найдете ниже.

Общие рекомендации

Педагогическая характеристика – это в первую очередь документ. Поэтому произвольная форма ее составления недопустима.

Информация, представленная в рамках характеристики школьного класса, не должна подаваться как случайное или хаотичное нагромождение сведений. Документ должен быть структурирован.

Излагать сведения о школьном коллективе желательно в официально-деловом стиле. Однако при этом информация должна быть понятной не только самому составителю, но и тому, кто будет знакомиться с характеристикой в будущем. Указывать имена, фамилии учеников сокращенно запрещается.

Психолого-педагогическая характеристика коллектива класса должна составляться с учетом трех важных принципов.

Принцип комплексности

Классному руководителю и педагогу-психологу по долгу службы приходится составлять огромное количество характеристик. Неудивительно, что иногда эти документы начинают получаться шаблонными и безликими.

Однако этого все же следует избегать, ведь психолого-педагогическая характеристика класса должна отражать полезные сведения, те, которые сможет использовать любой педагог после ознакомления с документом.

Полезность же шаблонных фраз сводится, как мы понимаем, к минимуму.

Кроме того, вся информация должна отражаться последовательно и логично. В совокупности представленные в документе сведения должны создавать четкое представление о школьном коллективе, на который составлена характеристика.

Принцип гуманизма

Сведения в характеристике должны быть адекватными и непредвзятыми, ведь только объективная информация может использоваться по назначению.

Если же психолого-педагогическая характеристика класса, ученика или даже бывшего воспитанника дошкольного учреждения составлена необъективно, а на основании нее новый учитель, не знакомый с личностью учащегося, начинает строить с ним педагогическое взаимодействие, результат его может оказаться неэффективным. И хорошо, если только неэффективным, а не вредным для развития личности школьника.

Как и врач, учитель должен руководствоваться в своей работе важным принципом – не навреди.

Принцип объективности

Учитель должен помнить, что психолого-педагогическая характеристика начального класса будет отличаться от характеристики класса из старшего школьного звена. То есть в действие вступает принцип объективности – каждое анализируемое явление должно быть объяснено с опорой на теоретические положения возрастной психологии.

Составленная в соответствии с этими принципами характеристика будет действительно полезным документом, к которому в своей работе смогут обратиться классные руководители и педагоги-предметники.

Психолого-педагогическая характеристика класса: план

По какому же плану составляется характеристика школьного класса? Предлагаем вашему вниманию следующую ее программу.

  1. Общие сведения о школьном классе: когда класс был образован, кто был его первым классным руководителем, как часто руководители менялись.
  2. Сведения об учениках: количество, возраст, пол.
  3. Характеристика лидеров школьного коллектива, его актива.
  4. Сведения об уровне воспитанности учеников.
  5. Указание микрогрупп в коллективе, характеристика их образования и взаимодействия с остальными членами классного коллектива.
  6. Статусная и социометрическая характеристика класса.
  7. Основные ценности и приоритеты, принятые в классе.
  8. Уровень коммуникативной культуры учеников.
  9. Способы решения конфликтов, принятые в школьном коллективе.
  10. Мнения учителей о классе и отдельных учениках.

А теперь представим конкретный пример того, как выглядит психолого-педагогическая характеристика класса.

Психолого-педагогическая характеристика класса: образец

  1. 10 “А” класс средней школы №15 города Санкт-Петербурга был образован в 2003 году. Первым классным руководителем его была Иванова Алла Сергеевна. В 2008 году руководство приняла Семенова Ольга Петровна.
  2. В 10 “А” классе 20 учеников, 10 из них юноши и 10 – девушки. Всем ученикам исполнилось по 16 лет.
  3. Лидерами в классе являются Яковлев Александр и Соловьев Антон. Якушева Вера, Вусько Александра и Ефимова Ольга – актив класса. Девушки участвуют в учебных соревнованиях и общественной жизни школы.
  4. Уровень воспитанности учеников высок. В классе нет ребят, нарушающих дисциплину.
  5. Лидеры и актив группы представляют собой основные “ячейки” класса. Они ведут за собой остальных ребят и стараются поддерживать высокий уровень сплоченности в классе. Образовались указанные микрогруппы еще в младшем школьном звене.
  6. С помощью социометрического исследования были выявлены лидеры в классе, “звезда” – Якушева Вера, предпочитаемые – Ефимова Ольга, Соловей Вероника, Гунько Виктор, Славский Яков, изолированный – Дорошкевич Иван.
  7. Класс в целом ориентирован на получение знаний, хороших отметок.

    Дружба и коллективная ответственность за жизнь класса преобладают в ценностных ориентациях учеников.

  8. Коммуникативная культура класса на высоком уровне.
  9. Конфликты решаются обычно коллективным обсуждением проблемы.
  10. Учителя довольны успеваемостью и поведением учеников 10 “А” класса.

Так выглядит психолого-педагогическая характеристика класса, но это всего лишь “каркас” документа. Сведения все-таки лучше подавать в развернутом виде, тогда характеристика станет более информативной.

Источник: https://FB.ru/article/171417/psihologo-pedagogicheskaya-harakteristika-klassa-obschie-rekomendatsii-i-obrazets-sostavleniya

Характеристика класса

Характеристика класса

Довольно часто молодые учителя, которые после института приступают к своим обязанностям, сталкиваются со многими трудностями. Ведь в это время часто не хватает опыта, и  составление   характеристики   класса  –  проблема многих.

Схема   характеристики  на  классный коллектив  – важный документ, в котором должны быть описаны все главные стороны жизни класса, причем нужно все описать так, чтобы получилось кратко и понятно, в характеристике не должно быть ничего лишнего, только основные понятия.

Конечно, можно обратиться за помощью к опытным учителям, которые долгое время проработали в школе, но если есть стеснение и застенчивость, то можно составить характеристику самостоятельно, обратив внимание на ниже представленные рекомендации.

Если коснуться истории, то на протяжении долгого времени педагоги всех школ составляют характеристики, которые не имеют единого шаблона.

Вариант 1:

Схема характеристики классного коллектива

1.  Состав класса по возрасту:

2.  Состав класса по полу: девочки (девушки) _____________, мальчики (юноши)

3.  Неполные семьи (количество человек)

4.  Учащиеся с ослабленным здоровьем (количество человек)

5.  Характеристика деятельности класса:

а)  Какие виды деятельности предпочитают в классе: познание, труд, общение (подчеркните или допишите)

б)   Могут ли учащиеся самостоятельно ставить цели своей деятельности

в)   Мотивы участия школьников в деятельности класса (подчеркните, допишите): подражание другим, потребность в эмоционально близких контактах, потребность в самоутверждении, самореализации, стремление выделится, получение поощрения

6.   Характеристика взаимоотношений:

а)   Количество микрогрупп: из 2 человек……, из 3 человек……. и т.д.

б)  Количество микрогрупп в классе, включающих только девочек(девушек)-……;только мальчиков (юношей)…..; и тех и других-……

в)  Какие основания для объединения в дружеские микрогруппы………………………….

г)  Характер отношений между группами……………………………………………………

д)  Краткая характеристика наиболее авторитетных групп(характер взаимоотношений в группе, преобладание ценностей нормы поведения)……………………………………

е)  Краткая характеристика лидеров класса, входят ли они в официальный актив………………………………………………………………………………………

ж)  Количество и краткая характеристика «отверженных» (в классе)…………………………………………………………………………………………

з)  Есть ли в классе постоянно действующие: учебные группы , кружки, трудовые бригады ,другие группы (какие)……………………………………………………………………….

и)  Какие нормы ,ценности главенствуют в классе…………………………………………….

к)  Каковы традиции класса……………………………………………………………………..          л)  Какие конфликты наиболее часто встречаются в классе, их причины, способы разрешений……………………………………………………………………………………

м) Какой тон ,настрой преобладает в классе………………………………………………….

7.Место класса в школе……………………………………………………………………….

а)  Осознает ли класс себя единым целым……………………………………………………

б)  В каких официальных общешкольных и внешкольных объединениях учавствуют учаащиеся класса (кружки,секции,студии)……………………

в)  Какие дела предпочитает класс: общешкольные или классные…………………………

г )  Каков характер взаимоотношений класса с параллельными классами,с младшими,со старшими……………

д)  В какие неформальные объединения вне школы входят учащиеся класса………..

Вариант 2:

Ваш педагог
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: