Характеристика первоклассника

Содержание
  1. Как понять, что ребенок готов к первому классу
  2. Будущий первоклассник знает и может назвать:
  3. Будущий первоклассник умеет:
  4. Лайфхак: как научиться быстро сделать “домашку”
  5. Характеристика на ученика 1 класса. Как написать характеристику на ученика начальной школы
  6. Структура характеристики учеников начальной школы
  7. Особенности характеристики на ПМПК
  8. Психологические характеристики учеников начальной школы
  9. Характеристика первоклассника: образец
  10. Характеристика на ученика 2 класса: образец
  11. Характеристика на ученика 3 класса: образец
  12. Характеристика выпускника начальной школы
  13. Что должен знать и уметь будущий первоклассник?
  14. Вопросы на общее развитие. «Окружающий мир»
  15. 1. Я и моя семья
  16. 2. Природа
  17. 3. Время и пространство
  18. 4. Профессии
  19. 5. Искусство и спорт
  20. 6. Правила безопасности
  21. 7. Мотивация
  22. Логика и мышление
  23. Чтение и речь
  24. Математика

Как понять, что ребенок готов к первому классу

Характеристика первоклассника

До сентября больше месяца, но родители будущих первоклашек уже начали запасаться тетрадками, ручками и школьной формой впрок.

Как понять, что ребенок готов к первому классу? Что должен знать и уметь будущий школьник? Как научиться быстро делать “домашку”? “Российская газета” разбирается вместе с экспертами – председателем Ассоциации классных руководителей Москвы Максимом Иванцовым и педагогом-психологом Городского психолого-педагогического центра Москвы Анастасией Кузнецовой.

Первое – ребенок должен быть готов физически: в первый класс берут ребят, которые достигли возраста шести лет и шести месяцев и не имеют противопоказаний по здоровью.

У него должна быть достаточно развита мелкая моторика, он может контролировать свои физиологические потребности и обслуживать себя в элементарной гигиене.

К примеру, умеет хорошо пользоваться столовыми приборами: с ложечки в школе детей уже никто кормить не будет.

Второе – это психологическая готовность. Здесь очень много показателей. У ребенка должно быть достаточно развиты внимание, память, мышление, воображение и речь. Он должен уметь вести себя соответствующим образом в разных ситуациях, уметь общаться и дружить со сверстниками, взаимодействовать со взрослыми. А еще – понимать, зачем ему нужно идти в школу…

На чем мечтают делать деньги современные школьники

– Для оценки психологической готовности ребенка к школе в Сети существует огромное количество экспресс-тестов, которые родители могут использовать самостоятельно, – рассказала психолог Анастасия Кузнецова. – Такой мини-скрининг психологического “набора” будущего первоклашки поможет родителям сориентироваться, над чем еще “поработать”, чтобы ребенок легко адаптировался к школе.

Ну и третья составляющая успеха первоклашки: предметная готовность. Это умение читать, различать звуки-слоги-слова-предложения, считать и решать элементарные задачи, широта кругозора. То есть знания и умения, на основе которых строится обучение различным предметным областям.

– Можно сказать, что физическая и психологическая готовность для будущего первоклашки – “обязательная программа”, а предметная готовность – “произвольная”, – замечает Анастасия Кузнецова. – Потому что при сформированности первых двух, третье – дело быстро наживное.

А вот если наоборот: ребенок и читает, и считает, и “Онегина” декламирует, и по-английски говорит, но при этом мал, слаб, не умеет общаться со сверстниками и добровольно подчиняться школьным правилам – высок риск сложной адаптации, разочарований, потери интереса к учебе.

А теперь по пунктам.

Будущий первоклассник знает и может назвать:

– фамилию, имя, отчество свое и ближайших взрослых (родители, бабушка, дедушка, воспитатели)

– свой возраст и дату рождения;

– свой домашний адрес;

– страну, город, в котором живет, его основные достопримечательности;

– времена года: их количество, последовательность, основные приметы, месяцы (количество и названия);

– дни недели (количество, названия, последовательность), части суток.

Будущий первоклассник умеет:

– выделять существенные признаки предметов окружающего мира и на их основе классифицировать их по категориям, определять лишний предмет, объяснять выбор;

– различать и правильно называть: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, шар, цилиндр, куб;

– различать и правильно называть цвета цветового спектра;

– владеть карандашом: проводить вертикальные и горизонтальные линии, аккуратно закрашивать, штриховать, не выходя за контур, обводить и копировать образец;

– свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (право – лево, верх – низ и т.д.);

– соотносить количество с числом и цифрой в пределах 10;

– составлять целое из частей (не менее 5-6 частей);

– пересказывать прослушанный или прочитанный рассказ, отвечать на вопросы по содержанию;

Из школьного меню уберут невкусные обеды

– составлять рассказ по картинке, устанавливать последовательность событий по серии из 5-6 сюжетных картин, самостоятельно придумать окончание рассказа;

– запомнить и назвать 7-9 предметов, картинок, слов;

– внимательно слушать инструкцию, повторять и выполнять ее;

– действовать по правилам в игре или задании;

– оценивать свои и чужие поступки с позиции элементарных норм морали (обманул/ сказал правду, обидел/пожалел и т.д.)

– обращаться к взрослым людям на “вы”, здороваться, прощаться, говорить “спасибо” и “пожалуйста”, обращаться с просьбой и за помощью.

Должен ли ребенок знать слово “надо”, и что делать, если до первого класса его этому слову не научили?

– Знать слово “надо”, значит, уметь соотносить свои желания с необходимостью и подчинять их определенным обстоятельствам или правилам: хочется смотреть мультики, но надо ложиться спать, хочется продолжать играть, но надо собрать игрушки, хочется выкрикнуть ответ, но нужно поднять руку и дождаться, когда тебя спросят… Суть этого навыка в сознательной регуляции своего поведения в соответствии с нормами, принятыми в обществе, – говорит Анастасия Кузнецова. – В психологии это называется “произвольность”, она формируется к семи годам и является одним из ключевых критериев готовности к школе. Если к первому классу ребенок не научился регулировать свое поведение, он будет учиться этому, постоянно сталкиваясь со школьной системой норм и правил. К концу первого класса кроме того, что все ребята научатся считать, читать и писать, они должны будут уметь организовывать свое рабочее место, взаимодействовать с учителем и одноклассниками на уроке, контролировать свою работу, самостоятельно оценивать ее результаты…

Сколько времени должно уходить на домашнюю работу?

– В первом классе нет домашних заданий, – говорит председатель Ассоциации классных руководителей Москвы Максим Иванцов.

– Учитель может давать ребятам индивидуальные поручения, направленные на формирование определенных навыков: дописать строчку в тетради, внести отметку в дневник наблюдения за погодой, сделать фото семейной прогулки в парке и так далее. Они носят развивающий и воспитывающий характер и занимают совсем не много времени.

Репетиторы для началки – нормальное явление? Почему родители нанимают репетиров в первом классе?

– Это странное явление, – считает Максим Иванцов. – Если ребенок испытывает трудности в освоении программы, в самой школе есть специалисты и механизмы, которые помогут определить причины этих трудностей и устранить их.

В школе есть внеурочная деятельность, кружки, в которых закрепляются знания и умения, развиваются способности.

Поэтому репетитор в началке – это скорее дань моде, родительские амбиции и недостаточная информированность о ресурсах школы, чем объективная необходимость.

Чему не надо учить ребенка перед первым классом, чтобы учителю потом не пришлось переучивать?

– Не надо покупать учебники и рабочие тетради для первого класса и “проходить” материал заранее, – уверен педагог.

– Есть множество развивающих и обучающих игр для дошкольников, которых вполне достаточно.

Любой учитель начальной школы скажет, что для него гораздо важнее, чтобы у первоклашки были развиты речь, мышление и внимание, чем счет до тысячи или беглое чтение без понимания смысла прочитанного.

Лайфхак: как научиться быстро сделать “домашку”

Для домашнего задания в начальной школе важнее не столько ЧТО делать, сколько КАК делать. Здесь необходима синхронность: как в школе – так и дома.

Поэтому первое и главное правило – постоянный контакт с классным руководителем. Любой педагог начальной школы четко расставит акценты, что и как нужно делать дома с детьми.

В рамках этого алгоритма и нужно действовать, – замечает – считает Максим Иванцов.

Алгоритм выполнения домашнего задания

1. Подготовка рабочего места: родитель организует действия в форме поручений, ребенок выполняет:

открывает электронный дневник,

Что ждет школы в новом учебном году

распечатывает страничку с заданиями, чтобы обозримый перечень задач находился перед глазами;

последовательно достает и готовит учебники и тетради, которые понадобятся, организовывает пространство.

2. Подготовка к выполнению задания: родитель организует действия в форме вопросов, ребенок выполняет:

определяется с первым предметом, ставит учебник на подставку;

смотрит, что задано по предмету, отмечает карандашом в учебнике задания, которые необходимо выполнить;

определяет последовательность выполнения заданий.

3. Выполнение заданий и контроль качества: ребенок контролирует свои действия, родитель задает вопросы на понимание:

ребенок вслух читает задание, родитель уточняет, что нужно сделать;

родитель спрашивает, как выполнить задание, обсуждает способы и последовательность действий;

ребенок выполняет действия, проговаривая их вслух.

Если подобные действия повторяются из раза в раз, алгоритм у ребенка входит в привычку. И из внешнего контроля постепенно формируется самоконтроль.

Проекты, курсы или программы для родителей

Для родителей, которые хотят овладеть специальными знаниями и развить свои психолого-педагогические компетенции в Городском психолого-педагогическом центре при Департаменте образования и науки города Москвы организованы курсы для родителей по изучению основ детской психологии и педагогики, проводятся консультации специалистов Центра по широкому кругу вопросов обучения и воспитания. Информацию о них можно найти на официальном сайте Центра в разделе “Родителям”.

А для активных родителей, которые хотят быть в курсе актуальных событий и вопросов системы московского образования, можно рекомендовать еженедельные общегородские онлайн-совещания для родителей, которые проводит Экспертно-консультативный совет родительской общественности при Департаменте образования и науки города Москвы.

Источник: https://rg.ru/2020/07/22/kak-poniat-chto-rebenok-gotov-k-pervomu-klassu.html

Характеристика на ученика 1 класса. Как написать характеристику на ученика начальной школы

Характеристика первоклассника

Характеристика на ученика первого класса – важный документ, который в обобщенной форме показывает, насколько успешно проходит социализация ребенка в стенах учебного заведения, как он справляется с возложенными на него новыми задачами и требованиями.

Структура характеристики учеников начальной школы

Характеристика на ученика начальной школы должна включать несколько основных моментов, которые можно принимать за план:

  • анкетные данные о ребенке;
  • период обучения в данной школе, сведенья о посещении детского сада;
  • краткая характеристика семьи (состав, условия проживания, воспитательное влияние);
  • состояние здоровья (соответствует ли возрастной норме физическое развитие);
  • педагогический анализ учебной деятельности (массовое или индивидуальное обучение, успехи в усвоении основных предметов – чтения, письма, математики, выполнение домашних заданий, активность на занятиях, темп, способность концентрировать внимание, учебная мотивация);
  • психологические характеристики ученика;
  • отношения с учителями и сверстниками, реакция на критику и одобрение.

Характеристика на ученика 1 класса должна отображать, насколько адаптировался ребенок к новому учебному заведению, какие условия должны быть соблюдены, чтобы этот процесс протекал более успешно.

Особенности характеристики на ПМПК

Характеристика на ученика 1 класса для предоставления на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) является более детализированным документом. Здесь важно представить, каким образом ребенок с психическими или физиологическими особенностями развития адаптируется в учебном заведении, где возникают трудности, а главное – какие успехи имеет.

Кроме медицинских данных, анамнеза физического развития ребенка, нужно детально описать особенности поведения малыша на разных занятиях и в различных ситуациях, что вызывает дополнительный стресс у малыша, а что проходит без лишних переживаний.

Уровень развития психических процессов, отношения в коллективе (если есть конфликты – указать их причину и поведение в них ребенка), эмоциональное состояние каждый день и в каких случаях оно меняется – все эти сведенья должна содержать характеристика на ученика 1 класса для ПМПК.

Психологические характеристики учеников начальной школы

Психологическая характеристика на ученика начальной школы является неотъемлемой частью комплексной характеристики. Для того чтобы дать полное представление о развитии познавательных процессов и характера ребенка, нужно включить следующие данные:

  • степень развития произвольности общей моторики ребенка;
  • степень развития мелкой моторики рук;
  • развитие восприятия (испытывает ли ученик трудности при выполнении действий по зрительному или словесному образцу);
  • устойчивость, произвольность, переключаемость, концентрация внимания;
  • развитие кратковременной и долговременной памяти, как быстро наступает утомляемость при запоминании нужного объема информации;
  • развитие видов мышления (наглядно-образного, наглядно-действенного и словесно-логического);
  • речевое развитие (присутствуют ли дефекты речи);
  • сформированность понятийного аппарата, согласно возрасту; ориентация в предметах и явлениях окружающего мира;
  • уровень утомляемости, характеристика процессов торможения и возбуждения (что преобладает и с чем связано).

Характеристика первоклассника: образец

Характеристикаученика 1-Б класса,Киевской средней образовательной школы № 1Иванова Сергея Петровича

Иванов Сергей, 2009 года рождения, учится в данной школе с 2016 года. До этого не посещал детский сад, воспитанием ребенка занималась бабушка ввиду трудовой занятости родителей.

Семья состоит из 4 человек. Вместе с Сергеем проживает отец – Иванов Петр Сергеевич, 1980 года рождения, мать – Иванова Елена Ивановна, 1982 года рождения, бабушка – Петрова Анастасия Ефимовна, 1950 года рождения. Семья проживает в однокомнатной квартире по адресу: … (адрес).

Физическое развитие Иванова Сергея соответствует норме, заболеваний и противопоказаний не имеет.

С первого дня в школе Сергей показал заинтересованность учебными занятиями, легко вступал в контакт с одноклассниками.

Адаптация проходила успешно: до 1 класса ученик уже умел читать, знал алфавит, поэтому школьные задания не доставляли больших трудностей.

Речь и фонематический слух развиты хорошо, успешно справляется с письмом под диктовку. Дома тренируется писать, поэтому каллиграфия также соответствует требованиям.

Особый интерес Сергей проявляет к математике, любит считать и решать задачи. Любит рисовать и делать аппликации.

Сергей – активный и веселый ребенок. Ему не всегда удается концентрироваться на выполнении действия достаточно долго, но он реагирует на замечания, умеет быстро переключаться. Родителям удается привить сыну общие правила этикета, мальчик проявляет аккуратность. Мама активно интересуется успехами Сергея в школе, всегда посещает родительские собрания. Забирает мальчика со школы бабушка.

Дата.

Подписи.

Характеристика на ученика 1 класса должна показывать, насколько успешно прошел период адаптации ребенка в новой социальной среде, какие трудности возникали и как с ними удалось справиться.

Характеристика на ученика 2 класса: образец

Характеристикаученика 2-Б класса,Киевской средней образовательной школы № 1Иванова Сергея Петровича

Иванов Сергей, 2008 года рождения, – ученик данной школы с 2015 года. На данный момент заканчивает 2 класс.

Сергей воспитывается в полной семье. Мать – Иванова Людмила Петровна, 1980 года рождения, находится в декретном отпуске по воспитанию младшего сына, Даниила. Отец – Иванов Петр Петрович, 1981 года рождения, работает грузчиком на предприятии … (название). Семья проживает в общежитии по адресу … (адрес).

Состояние здоровья Сергея удовлетворительное, противопоказаний не имеет.

За время обучения проявил себя как спокойный, слабо коммуникабельный ребенок. Адаптация в первом классе проходила напряженно – трудности вызывало общение со сверстниками. Сергею было непривычно взаимодействовать в другими детьми. На данный момент ученик более общителен, имеет друзей, но предпочитает заниматься индивидуально.

Сергей очень любознателен, любит новые виды деятельности, не боится задавать вопросы. Проявляет интерес к английскому языку. Речь развита на высоком уровне, умеет пересказывать и декламировать стихи. Любит читать, эмоционально реагирует на сюжет и персонажей, умеет сочинять свои истории.

Концентрация внимания развита на высоком уровне, но переключаемость снижена.

Сергей имеет адекватные возрасту представления о себе, мире, природе. Ответственный и справедливый. Родители воспитывают у сына самостоятельность. Он ходит в школу сам, имеет навыки самообслуживания.

Дата.

Подписи.

Характеристика на ученика 3 класса: образец

Характеристикаученика 3-Б класса,Киевской средней образовательной школы № 1Иванова Сергея Петровича

Иванов Сергей, 2007 года рождения, обучается в школе с 7 лет. За это время проявил себя как активный, любознательный и усердный ученик.

Воспитывается в полной семье (отец, мать, младшая сестра). Родители осуществляют постоянный контроль за школьной успеваемостью и отношениями сына со сверстниками. Постоянно посещают школу, звонят учителю по интересующим вопросам.

Состояние здоровья Сергея соответствует норме, мальчик хорошо физически развит, посещает бассейн и спортивную секцию.

Учебные успехи Сергея высокие – он успешно справляется с учебной программой, занимается с репетитором по немецкому языку, самостоятельно выполняет домашние задания. В семье ребенку прививают любовь к чтению. В свободное время Сергей любит рисовать.

По характеру мальчик общительный, уравновешенный, неконфликтный. Проявляет задатки лидера: одноклассники равняются на него. К учителям относится с уважением, проявляет такт. Школьные принадлежности содержит в порядке, самостоятельно следит на гигиеной.

Дата.

Подписи.

Характеристика выпускника начальной школы

Характеристика на ученика 4 класса должна показывать готовность ребенка к переходу на новый уровень обучения, в средней школе. Для этого нужно проанализировать следующие моменты:

  • успешно ли овладел ребенок программой начальной школы;
  • к каким предметам проявлял заинтересованность, а что давалось с трудом;
  • достаточно ли развита способность концентрироваться на одной деятельности, насколько легко может переключаться;
  • развитие логического мышления;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • способ реагирования на конфликтные ситуации;
  • развитие самостоятельности в учебной деятельности и бытовых действиях.

Характеристика на ученика 4 класса должна давать представление будущему классному руководителю о том, как правильно построить взаимодействие с ребенком и помочь ему адаптироваться к новой системе обучения.

Источник: https://FB.ru/article/277868/harakteristika-na-uchenika-klassa-kak-napisat-harakteristiku-na-uchenika-nachalnoy-shkolyi

Что должен знать и уметь будущий первоклассник?

Характеристика первоклассника

Самостоятельно протестировать дошкольника по основным критериям полезно в любом случае. Мы собрали вопросы и задания, которые помогут будущему первокласснику набраться уверенности в себе, а вам — спокойствия и чувства выполненного долга.

Вопросы на общее развитие. «Окружающий мир»

Чтобы понять, владеет ли старший дошкольник базовыми для его возраста знаниями, пройдитесь с ним по следующим вопросам:

1. Я и моя семья

— Как тебя зовут? Назови свою фамилию и отчество. — Сколько тебе лет? Когда твой день рождения? — Назови имя и отчество своей мамы, своего папы. Кем они работают? — Есть ли у тебя брат или сестра, сколько им лет?

— Какой у тебя домашний адрес и телефон? В каком городе ты живёшь? Как называется твоя страна? Какие еще страны ты можешь назвать?

2. Природа

— Какие явления природы и погоды ты знаешь? Чем отличается снег от града? Гром от молнии? — Назови известные тебе цвета. — Вспомни растения, которые ты знаешь. Назови виды деревьев, цветов.

Чем отличаются деревья от кустарников? Какие фрукты ты можешь назвать? А овощи? Ягоды? Чем фрукты отличаются от овощей и ягод?

— Перечисли животных, которые тебе известны.

А насекомых? Чем отличаются звери и птицы? Птицы и рыбы? Как отличить диких животных от домашних? Назови перелетных и зимующих птиц, хищных и травоядных животных. Почему их так называют?

3. Время и пространство

— Назови части суток по порядку. Чем отличается день от ночи? Что больше: минута или час, день или неделя, месяц или год? — Перечисли по порядку дни недели. Назови весенние, летние, осенние, зимние месяцы года.

Сколько в году месяцев? Сколько дней в месяце? А в неделе? Сколько часов в дне? — Какой предмет нужен, чтобы измерять время? Разговаривать на расстоянии? Наблюдать за звездами? Измерять вес? Узнавать температуру?

— Покажи, где находится «право», а где «лево».

4. Профессии

— Назови несколько профессий. Какой специалист учит детей? Лечит людей? Пишет стихи? Кто сочиняет музыку? Пишет картины? Строит дома? Водит автомобили? Шьет одежду? Играет в кино и театре?

5. Искусство и спорт

— Какие ты знаешь виды спорта? В каких видах спорта нужен мяч, коньки?
— Каких известных писателей и поэтов ты знаешь?

6. Правила безопасности

— В каких местах и на какой цвет светофора нужно переходить дорогу? Как ты поступишь, если поблизости нет светофора?

7. Мотивация

— Почему нужно учиться? Зачем ты идешь в школу?

Заострите внимание на вопросах, которые вызвали у ребенка трудности. Не вспомнили диких животных? Пора вместе заглянуть в энциклопедию или сходить в зоопарк. Не вышло с первого раза объяснить, как правильно переходить дорогу? Значит, нужно рассмотреть правила дорожного движения для пешеходов на практике.

Логика и мышление

Однозначно стоит сделать упор на развитие у ребёнка логики и мышления. Лучше всего для этого подходят тренировки в решении логических задач.

К первому классу хорошо бы уметь:

  • отвечать на вопросы на общее развитие;
  • находить различия на двух картинках;
  • выделять общие признаки у предметов и других объектов и группировать их (например, зимнюю и летнюю одежду, живую и неживую природу и т.п.);
  • находить закономерности;
  • решать простые и нестандартные задачки на логику и пространственные представления.

Наша команда создала более 2500 занимательных заданий для дошкольников:

Чтобы решать задачи, нажмите Начать занятия!

Чтобы решать задачи, нажмите Начать занятия!

Чтобы решать задачи, нажмите Начать занятия!

Познакомьте ребенка с онлайн-платформой ЛогикЛайк, чтобы повысить его познавательный интерес и настроить на позитивное отношение к учебе.

Чтение и речь

К 6-7 годам ребенок должен легко запоминать и пересказывать небольшие тексты (3-5 предложений), читать короткие предложения и понимать их смысл. А еще самостоятельно составлять рассказы по картинкам и охотно делиться мыслями по заданной теме. Вопрос, восклицание, утверждение — старший дошкольник уже понимает интонации и умеет их выражать.

Также будущему первокласснику рекомендуют знать алфавит; уметь отличать буквы от звуков, гласные от согласных; находить нужные буквы в начале, середине, конце слова; подбирать слова на заданную букву; делить слова на слоги.

В материале «Как научить ребенка читать» мы делимся идеями о том, как грамотно подойти к вопросу развития навыков чтения у дошкольника и с чего начать занятия.

Математика

К первому классу у ребенка появляются первые серьезные представления о математике. Он умеет считать от 1 до 10 и обратно, сравнивать числа первого десятка, решать простейшие задачи с вычитанием и сложением единицы.

Источник: https://logiclike.com/podgotovka-k-shkole/znat-umet-budushchiy-pervoklassnik

Ваш педагог
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: