Эколого-познавательная игра «Папа, мама, я – экологическая семья

Экологическая игра-викторина «Мы — друзья природы!» для детей старшей группы и их родителей

Эколого-познавательная игра «Папа, мама, я – экологическая семья

Цель:

— формирование экологической культуры у всех участников;

— способствовать улучшению семейных отношений детей и родителей посредством совместного положительного эмоционального переживания.

Материалы и оборудование: эмблемы для всех членов команд; морковки, груши, 2 корзины для подсчёта баллов; 2 ватмана, фломастеры, краски, цветные мелки; мяч, гимнастические палки, кегли.

Действующие лица: Дедушка Ау, ведущий, 2 команды — дети и воспитатель и команда родителей.

Ход мероприятия

Ведущая (В.). Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости. Я рада видеть вас в нашем зале, где сегодня состоится игра-викторина «Мы — друзья природы».

Ребята и их родители продемонстрируют свои знания о природе и покажут, что они являются настоящими друзьями природы.

Итак, приветствуем команду «Зайчата» (под фонограмму входят дети и воспитатель, садятся за свой столик), и команду «Медвежата» (входят под музыку их родители, садятся на места).

Оцениваются выступления команд баллами, которые будут выглядеть так: морковки для зайчат, груши для медвежат (показывает). Чем лучше выступление команд, тем больше они получают баллов, а в конце нашей встречи подведём итоги и подсчитаем баллы.

КОНКУРС «ИНТЕЛЕКТУАЛЬНЫЙ»

Блиц-турнир, нужно быстро и правильно ответить на вопросы.

Для команды «Медвежата»

  • Большая сова. (Филин)
  • Птица, у которой клюв на перекос. (Клёст)
  • Какое млекопитающее достигает длины 33 метра и весит до 150 т (Кит)
  • Вьют ли гнёзда наши перелётные птицы на юге (Нет)

Для команды «Зайчата»

  • Какая птица не вьёт гнёзда и не выводит птенцов (Кукушка)
  • Жалящие насекомые (Оса, пчела)
  • Крупная, дикая, полосатая кошка (Тигр)
  • Дикая свинья (Кабан)

Итог, баллы.

Музыкальная пауза — танец «Коломийка»

В. Перед следующим конкурсом у нас небольшая разминка. Сейчас я хочу проверить всех — и участников, и болельщиков — хорошо ли они знают правила поведения в природе.

Я читаю высказывание — утверждение. Если вы со мной согласны, то громко хлопаете, нет — топаете.

  • В лесу можно ломать ветки, рвать цветы. Подумаешь, ещё много вырастет.
  • Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни листочка зря не рвите.
  • Неповоротливую жабу, ползающего жука, толстых гусениц можно прогнать. А лучше, чтобы их вообще не было.
  • Животные нужны разные, каждый из них делает своё полезное дело.
  • Забавно принести из леса маленького ёжика или птенца, пусть поживут дома.
  • Животных и птиц нельзя уносить из природной среды.
  • Здорово словить бабочку и посадить её в спичечный коробок.
  • Ловить бабочек, значит уничтожать их.

В. Молодцы! Вы знаете, как нужно вести себя в природе. Командам предлагается следующее задание: нарисовать плакат, напоминающий правила поведения в природе или предупреждающий знак.

КОНКУРС «ПЛАКАТ»

Пока «Зайчата» и «Медвежата» работают над своим заданием, мы с вами немного поиграем.

Игра «Здравствуйте, я — ромашка!»

Присутствующие по цепочке здороваются друг с другом, называя себя каким-либо цветком.

ЗАГАДКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Стучу — голова болит, не стучу — голодный. (Дятел)

На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно. (Сом)

В реке живёт, хвостом виляет, зубастая, а не лает. (Щука)

Под водою быстро мчится, над водой парит, как птица,

Житель тёплых он морей, верный спутник кораблей. (Дельфин)

По волнам гуляет зонтик , если встретите, не троньте.

Вот так чудо, вот так диво, зонтик жжётся как крапива. (Медуза)

ХИТРЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ

  • Что есть у слонов и больше ни у каких других животных? (Слонёнок)
  • Какая порода рыб самая ценная? (Золотая рыбка)
  • Какой город может парить в воздухе? (Орёл)
  • Когда лошадь превращается в хищника? (Когда идёт рысью)
  • Какой город мы носим на голове? (Панама)
  • Кто говорит на всех языках? (Эхо)

«Танец сидя»

(Рассматривание плакатов, итог, баллы)

В. Часто в поведении и во внешнем облике животных люди замечают какие-либо особенности, свойственные человеку: его речи, манере двигаться, говорить. Небольшая разминка перед следующим конкурсным заданием. Закончите пожалуйста предложение.

Трудолюбивы как… (пчела)

Упрямый как… (осёл)

Хитрая как… (лиса)

Трещать как… (сорока)

Ворковать как… (голубь)

Стройная как… (газель)

Трусливый как… (заяц)

Гримасничает как… (обезьяна)

Взгляд острый как у… (орла)

Тащится как… (черепаха)

КОНКУРС «НАЗОВИ СКАЗКУ О ЖИВОТНЫХ»

Стоят в кругу, ведущий с мячом в центре, бросает мяч, игрок ловит его и называет сказку, возвращает мяч ведущему. Если сказка повторилась, игрок выбывает из игры, если затрудняется, счёт до трёх и тоже выходит. Побеждает команда, чей игрок остался последним.

Итог, баллы.

Песня «Медведь и лиса» сл. и муз. Соколовой

В. Ребята, я же совсем забыла, что пригласила к нам на праздник дедушку Ау, лесного гостя. Но он что-то задерживается, давайте позовём его:

Дедушка-лесовик, поскорее покажись

Перед нами появись!

(Дети зовут. Под музыку входит дедушка Ау.)

Дедушка Ау. Я в городе большом сегодня заблудился,

Поэтому с визитом немного припозднился.

Здравствуйте, дети, лесной вам привет.

Узнали меня или может быть нет.

В. Ты — старичок, старичок-лесовичок,

Лес от лиха охраняешь, зла в лесу не допускаешь.

Дедушка Ау. Да, это так. Я хозяин всех лесов, я охраняю и берегу природу и никому не позволяю её уничтожать.

В. А наши ребята и взрослые тоже очень бережно относятся к природе. Много знают и умеют. Наш праздник так и называется — «Друзья природы».

Дедушка Ау. Очень хорошо! Чем больше у меня будет помощников, тем лучше.

В. Дедушка Ау, а может ты поможешь нам провести следующий конкурс?

Дедушка Ау. Конечно! Вот у меня есть карточки с изображением животных.

КОНКУРС «ПОКАЖИ ЖИВОТНОЕ»

Одной команде показывают карточку. Кто-то из участников пантомимой изображает животное. Команда соперников угадывает.

Итог, баллы.

В. Наши ребята хорошо знают повадки зверей и покажут это в следующем номере.

Песня-танец «Зверобика» сл. Пляцковского, муз. Савельева

Дедушка Ау. А теперь послушайте мою загадку:

Кто, лесные жители, мудрые строители,

Из иголок всей артелью строят дом себе под елью? (Муравьи.)

В. Приглашаем команды принять участие в следующем конкурсе

Эстафета.

Стоят в двух колоннах, у каждого в руке гимнастическая палка. С началом музыки по очереди бегут и складывают палки в обруч, взрослые бегут между кеглями.

Итог, баллы.

КОНКУРС «УГАДАЙ МЕЛОДИЮ»

Дедушка Ау. Я читаю подсказки, а команда угадывает песню, слушает мелодию и активно подпевает.

Для «Медвежат»:

Песня, рассказывающая о старинном обычае, который совершенно не стоит повторять в наше время, так как это приносит вред природе. («Во поле берёза стояла»).

Для «Зайчат»:

  • Очень грустная песня об одном очень безобидном существе, которое стало жертвой прожорливого животного. («В траве сидел кузнечик»).

Для «Медвежат»:

  • Лирическая песня об осенней поре. Они летают над городом, и им что-то снится. Но что? Никто не знает. («Листья жёлтые»).

Для «Зайчат»:

  • Две весёлые домашние птицы, которые очень безответственно вели себя по отношению к своей хозяйке. («Два весёлых гуся»).

Для «Медвежат:

  • Песня об одном старом дереве, которое стало символом счастья всех влюбленных. («Старый клён»).

Для «Зайчат»:

  • На них очень хочется прокатиться, они как лошадки, но к сожалению, это сделать невозможно. («Облака»)

Итог, баллы.

В. Все участники нашей встречи постарались и прекрасно справились со всеми заданиями. Можно с уверенностью сказать, что вы настоящие друзья природы. Каждый человек, и ребёнок, и взрослый несёт ответственность за состояние природы на всей Земле. Ведь любой самый невзрачный цветок, любое животное единственны и неповторимы.

Природа — наш друг и мудрый учитель. От её состояния зависит здоровье человека. Каждый умный и порядочный человек оберегает и охраняет природу, тем самым охраняя и оберегая себя.

Если вам по душе красота земная,

Берегите её, устали не зная.

Непременно тогда станем мы друзьями,

А про кошек и собак пойте вместе с нами.

Песня «Не дразните собак» сл. Пляцковского, муз. Чичкова

(Итоги конкурса, баллы, награждение призами. Дедушка Ау угощает всех детей сладкими призами. Прощается, приглашает к себе в гости.)

В. Мы отвечаем дружно, и здесь сомненья нет,

Сегодня стала дружба владычицей побед.

Вот настал момент прощанья, будет краткой наша речь.

Говорим мы: До свиданья, до счастливых новых встреч!

(Круг почёта, аплодисменты.)

Л. Крышталевич

Источник: https://vscolu.ru/ekologicheskoe-vospitanie/scenarij-igry-viktoriny-po-ekologii-dlya-detej-starshej-gruppy-i-ix-roditelej.html

Портал педагога |

Эколого-познавательная игра «Папа, мама, я – экологическая семья

Шведова Светлана Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: АНО ДО “Планета детства “Лада” д/с № 149
Населённый пункт: г.о. Тольятти, Самарсккая область
Наименование материала: статья
Тема: “Мама, папа, я – экологическая семья”
08.10.2017
Раздел: дошкольное образование

«Мама, папа, я – экологическая семья»

(Формы работы с родителями

по воспитанию экологической культуры взрослых)

Подготовила Шведова С.П.

АНО ДО «Планета детства «Лада» д/с № 149 «Ёлочка», г.о. Тольятти

Экологическое

образование

дошкольников

можно

рассматривать

как

процесс непрерывного воспитания и просвещения родителей, направленный на

формирование

экологической

культуры

всех

членов

семьи.

Экологическое

просвещение

родителей

одно

из

наиболее

сложных

направлений

работы

дошкольного

учреждения.

Так

Ягодин

Г.А.

неоднократно

подчеркивал,

что

работа с родителями не менее трудна, чем с детьми.

Актуальность данной проблемы заключается в том, что семья как среда

формирования личности оказывает огромное влияние и на формирование у

ребенка

основ

экологического

мировоззрения.

Фундамент

нравственного

воспитания, которое неразрывно связано с экологическим, также закладывается

в

семье

и

именно

в

период

раннего

детства.

Воспитание

экологической

культуры

ребенка

в

большей

степени

зависит

от

экологической

культуры

родителей, нежели воспитателей.

О значимости и актуальности работы с родителями по формированию

экологической

культуры

родителей

свидетельствует

недавно

прошедший

конкурс

организованный

МОУ

ДОД

ЦВР

«Диалог»

«Эколого-развивающая

среда в дошкольных учреждениях», где основным критерием оценки являлась

система работы с родителями. Наш детский сад принял активное участие в

данном конкурсе и прошел во II тур.

Формы работы с родителями мы условно поделили на 3 составляющие:

это

1) те, которые были актуальны «вчера», но используются и в настоящее

время;

2)

используются

«сегодня»

и

в

перспективе

планируются

на

использование в будущем, т.е. «завтра» (т.е. инновационные формы)

К формам работы с родителями «вчера» относятся

консультации,

проводимые

как

воспитателями,

так

и

экологом

д/с.

Например,

такие

как

«Мы

и

мир

вокруг

нас»,

«Птицы

нашего

края»,

«Жемчужина Средней Волги»;

проводятся

общие

и

групповые

родительские

собрания,

такие

как

«Природа

и

здоровье»,

«Экология

родителям»,

на

которых

педагоги

рассказывают о влиянии и значимости экологического образования на развитие

личности

ребенка

дошкольника,

представляют

информацию

о

зависимости

состояния

здоровья

от

качества

окружающей

среды,

привлекают

взрослых

членов семьи к совместной работе и сотрудничеству;

– дважды в год проводится анкетирование на темы: «Об экологической

культуре»,

«Природа

и

здоровье»

и

др.

Анализ

результатов

анкетирования

позволяет

определить

уровень

сформированности

экологической

культуры

родителей,

осознание

родителями

важности

экологического

воспитания

и

образования

на

развитие

личности

ребенка,

степень

осознания

влияния

окружающей среды на здоровье дошкольника.

– родители нашего д/с активно участвуют в сборе коллекций природных

материалов, марок, открыток, календарей, проявляя при этом большой интерес

к данному процессу. Коллекции собираются родителями во время отпуска, на

даче, на прогулках. Коллекционирование и презентация семейной коллекции

дает уникальную возможность использовать положительный опыт семейного

воспитания, укрепить традиции семьи, сделать семью сплоченной.

В группах проводятся

– выставки совместного творчества детей и родителей. Так, большой

популярностью

у

родителей

пользуются

выставки

работ

из

природного

материала, регулярно проводятся выставки поделок из вторичных материалов,

например, из упаковочных под названием «Сколько стоит мусор»

– информационные статьи, которые у нас в д/с представлены в каждой

возрастной группе в папках, имеющих соответствующее название, например

«Экологический букварь» или «Мы учимся у природы». В данных папках

содержится ежемесячно обновляемая экологически направленная информация,

из которой родители могут познакомиться с народными приметами текущего

месяца,

с

экологическими

праздниками,

получить

информацию

о

том,

как

правильно сделать кормушку или скворечник, узнать о экологической ситуации

в

городе.

Наглядная

экологическая

информация,

которую

воспитатели

предлагают родителям, должно быть лично значимой для них. Абстрактная

информация

о

глобальных

экологических

проблемах

не

вызывает

особого

интереса,

а

катастрофизм,

зачастую,

пронизывающий

эту

информацию

вызывает её отторжение.

сотрудники

д/с

организуют выставки

детского

творчества

по

экологически

направленной

тематике,

такие

как:

«До

свидания,

лето»,

«Осенние мотивы», «Первый снег», «Зимние узоры», «Зимовье зверей» и др.

дважды

в

год

на

каждой

возрастной

группе

проходят выставки

литературы для родителей (библиотечки для родителей) из которых взрослые

могут

лучше

познать

окружающий

мир

природы,

познакомиться

с

экологическими

проблемами

и

путями

их

решения.

В

специально

приготовленных

бланках,

родители

оставляют

отзывы

о

прочитанной

литературе, с помощью чего мы можем узнать о полезности и значимости

представленной информации.

К формам работы с родителями, используемым «сегодня» относятся:

– в день открытых дверей членами администрации и экологом проводятся

круглые столы на темы: «Я – человек», «Мир открывай заново» (рекомендации

родителям по использованию дидактических игр), где обсуждаются актуальные

проблемы экологического образования и воспитания дошкольников;

участие

родителей

в экологических праздниках таких как «Синичкин

день», «Рябинкины именины», «День Земли», «День птиц», «Капустник» и др.,

где

родители

являются

не

только

зрителями,

но

и

непосредственными

участниками, а так же оказывают помощь в подготовке костюмов и атрибутов к

праздникам;

– одной из традиционных форм работы с родителями является экотропа –

это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть

экологически

значимые

природные

объекты,

на

которых

обеспечивается

возможность

познакомить

детей

и

взрослых

с

многообразием

растений

и

животных, практиковать природоохранную деятельность.

Во время совместных походов, экскурсий сама обстановка побуждает

родителей интересоваться различными вопросами естествознания и экологии,

тем более, что дети постоянно задают вопросы.

Информационные вестники:

– созологические плакаты – это плакаты, несущие в себе информацию о

природоохранной деятельности, экологических акциях. Это могут быть газеты

и плакаты как сделанные родителями с детьми, так и воспитателями совместно

с дошкольниками.

папки «Лукоморье»

ведутся нашими воспитателями с ясельной до

подготовительной

группы,

где

помещаются

фотоматериалы

из

семейных

архивов на тему «Ребенок и природа», используется художественное слово

(стихи о природе, пословицы, поговорки), ведутся фоторепортажи о эколого-

краеведческих праздниках, проходящих в д/с и др.

К инновационным формам работы с родителями, которые планируются в

перспективе, но начало которых уже положено относятся:

– природоохранные акции – это уборка территории детского сада, посадка

деревьев. Данная деятельность уже ведется, но хотелось бы привлечь большее

количество

родителей

и

проводить

данные

акции

более

масштабно

и

вне

территории детского сада.

– в нашем д/с ежеквартально проводятся выставки известных

художников для детей и родителей, отражающих красоту и неповторимость

природы. Так в прошедшем году, были организованы выставки В.А.Шипицина

«Волжская земля – родина моя», Н.А.Зубкова «Край родной, навек любимый».

В данное время в изостудии проходит выставка Юрицына «На крыльях весны»

и выставка Н.М.Колчиной;

– нетрадиционной формой работы с родителями, в нашем д/с, является

«экскурсионное

бюро»

это

познавательно-игровой

макропроект,

где

дошкольники старшего и подготовительного возраста знакомят родителей с

объектами природы, расположенными в зимнем саду, совместно ухаживают за

его

обитателями.

В

процессе

деятельности

экологического

бюро,

степень

активности

родителей

различна

и

определяется

их

собственным

желанием

участия в процессе. Одни остаются в позиции наблюдателей, другие вступают в

практическую деятельность, становясь полноправными участниками процесса.

Родители

совместно

с

детьми

ухаживают

за

питомцами,

знакомятся

с

разнообразием растительного и животного мира. И дошкольник понимает, что

его знания тоже важны и интересны, появляется стремление узнать еще много

незнакомого

и

неизведанного,

увлечь

родителей

своими

интересами,

но

независимо

от

степени

активности

родителей

и

их

проявлением,

важным

остается

само

участие

в

жизни

ребенка,

его

успехах

и

взаимодействии

с

окружающим миром, различными объектами и явлениями природы.

Одной

из

инновационных

форм

работы

с

родителями

является

«Экологическое радио». Это познавательно-игровой проект, где дошкольники

совместно

с

экологом

Филатовой

Т.М.

записывают

экологические

радио

передачи, которые затем транслируются при помощи селекторной связи д/с.

Данная работа ведется в тесном сотрудничестве с родителями – они участвуют

в подборе текста для очередных передач, заучивают с детьми поговорки, стихи,

пословицы о природе. Цель данного проекта заключается в обогащении знаний

детей

и

родителей

об

объектах

живой

и

неживой

природы,

развитии

экологического сознания у детей и взрослых.

Совме стная

деятельность

детей

и

родителей

с п о с о б с т вуе т

сотрудничеству,

эмоциональному,

психологическому

сближению

ребенка

и

взрослого, дает возможность детям почувствовать себя «взрослым» (например,

во время похода или природоохранной акции) и взрослому – лучше понять

ребенка.

Таким

образом,

формирование

экологической

культуры

родителей

важное и наиболее сложное направление работы детских садов, которое во

многом

определяет

воспитание

ребенка,

требует

систематической

и

целенаправленной работы всего педагогического коллектива.

О

том,

что

наша

работа

нашла

понимание

у

родителей,

говорит,

повышенный интерес взрослых к тому, что делается в д/с, отклик родителей на

все наши начинания, положительные отклики родителей о проделанной работе.

Источник: https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=24135

Ваш педагог
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: