МОЛИБДЕНА СУЛЬФИДЫ

Дисульфид молибдена в моторном масле: полезен или вреден

МОЛИБДЕНА СУЛЬФИДЫ

Масло с добавлением дисульфида молибдена (MoS2 ) – предмет споров многих автомобилистов. Некоторые считают, что MoS2 улучшает свойства моторной жидкости и позволяют ей лучше защищать детали от износа. Другие категорически против применения молибденовых присадок.

Так кто же прав?

Присадки в масло с дисульфидом молибдена

Немного истории

Дисульфид молибдена начал применяться в конце Второй мировой войны в США. Данный минерал использовали в составе смазок для металлургической промышленности, а также в качестве присадки к моторному маслу для двигателей внутреннего сгорания наземной техники и авиамоторов.

Американские специалисты отмечали превосходные антифрикционные и антикоррозионные свойства дисульфида молибдена.

Благодаря высокой смазочной способности MoS2 молибденовые авиационные масла могли выступать в роли аварийных смазок, т.е. позволяли двигателям некоторое время работать «насухую» – в случае повреждения картера или масляных магистралей.

Во время Второй мировой войны немецкие солдаты использовали дисульфид молибдена в качестве присадки в двигатели боевых машин.

В случае повреждения силовых агрегатов и утечки масла они могли функционировать еще некоторое время.

Широкое внедрение MoS2 началось с компании Liqui Moly GmbH.

Ее основатель – Ханс Хенле – обнаружил емкости с порошковым дисульфидом молибдена и решил использовать его в составе моторных масел.

В 1955 году он приобрел патент на применение этого минерала, а в 1957 году основал компанию, название которой дословно переводится как «жидкий молибден».

Порошок дисульфида молибдена

В конце 70-х гг 20 века Liqui Moly провела широкую рекламную компанию, которая положила начало серийному производству добавок.

Двум автомобилям Volkswagen Kaefer, в которых вместо моторного масла использовали только молибденовую присадку, удалось обогнуть озеро Бодензе с длиной береговой линии 273 километра.

Как работает дисульфид молибдена?

Дисульфид молибдена – это модификатор трения. Он обладает хорошими защитными, антифрикционными и противозадирными свойствами, поэтому часто выступает в качестве компонента смазочных материалов.

MoS2 имеет пластинчатую структуру. Атомы молибдена и серы, из которых он состоит, имеют приблизительно одинаковый размер и образуют очень прочное соединение. Благодаря этому кристаллическая решетка минерала равномерна.

Структура слоя дисульфида молибдена

Порошок дисульфид молибдена не растворяется в масле, а присутствует в нем в виде взвеси (дисперсии). На поверхностях частицы MoS2 создают прочный защитный слой, который выдерживает воздействие высоких нагрузок.

Молекулы вещества очень подвижны друг относительно друга, что позволяет значительно снижать трение между сопряженными деталями. Дисульфид молибдена отлично работает при высоких температурах (до +400 °C).

Присадки на основе MoS2 можно легко найти в любом специализированном магазине. Самые известные добавки в масло выпускают компании Liqui Moly, Mannol, Suprotec, Hi-Gear.

Присадки в масло с дисульфидом молибдена

Производители обещают стабильность дисперсий при длительных динамических и термических нагрузках, их способность снижать износ двигателя, увеличивать его ресурс и мощность, сокращать расход масла и топлива.

Плюсы и минусы молибденовых присадок

Способность дисульфида молибдена уменьшать количество задиров, улучшать смазывание и снижать износ сопряженных деталей сыграла большую роль в его распространении как присадки к моторному маслу.

Молибденовые масла призваны максимально продлить работоспособность двигателей, особенно подверженных экстремальным нагрузкам и перегреву.

Однако многие автомеханики и эксперты считают применение присадок на основе дисульфида молибдена неоправданным. Дело в том, что современные моторные масла содержат большое количество активных моющих компонентов, много щелочи, кальция и других веществ, которые могут вступать в нежелательную реакцию с MoS2.

При этом происходит это намного раньше, чем образование защитной пленки на поверхностях деталей. В результате частицы дисульфида молибдена увеличиваются в размерах и в большом количестве оседают на масляном фильтре, загрязняя его.

https://www.youtube.com/watch?v=fVPwNRNEXC8\u0026list=PLoOvxo7q1gymtcedwJPtXiqVsg-ZBIzVZ

Помимо всего прочего, MoS2 при окислении выделяет серу, вызывающую коррозию, и абразивную окись молибдена.

Именно поэтому моторные масла с дисульфидом молибденом нужно менять чаще других: если стандартный интервал замены составляет 8-10 тыс. км пробега, то при использовании масла с присадками он уменьшается до 5-7 тыс. км.

Подводя итог, следует отметить: применение любых присадок, в том числе с дисульфидом молибдена – это риск. Поэтому перед использованием каких-либо добавок следует проконсультироваться со специалистами, взвесить все “ЗА” и “ПРОТИВ”. В противном случае двигателю можно не помочь, а навредить.

Читайте другие наши публикации:Дешевое синтетическое масло “Каждый день” 5w40. Можно ли его заливать в двигательСуперклей. 5 малоизвестных фактов о цианакрилатном клееБольше интересных статей – на сайтеmirsmazok.ruЕсли было интересно – ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал!

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5db80b6a98fe7900ad127d7a/disulfid-molibdena-v-motornom-masle-polezen-ili-vreden-5e34377edef5226f076b66c5

Дисульфид молибдена и материалы на его основе: ТОП-4 лучших покрытий

МОЛИБДЕНА СУЛЬФИДЫ

Молибден и его сплавы отличаются высоким модулем упругости, малым коэффициентом температурного расширения, термостойкостью.

Электропроводящие свойства молибдена ниже, чем у меди, но выше, чем у железа. По механической прочности он лишь немного уступает вольфраму.

Молибден и молибденовые сплавы широко применяются в различных сферах:

  • В виде легирующих добавок к металлам, в т.ч. сверхнадежным сталям, кобальтовым сплавам и др.
  • В технике и приборах, долгое время эксплуатирующихся при экстремально высоких температурах (до +1800 °С): в ракетных соплах, электровакуумных приборах, электрических печах и т.д.
  • В ядерной промышленности (в качестве рабочего материала для ядерных реакторов)
  • В ракето- и самолетостроении – для производства панелей космических аппаратов, термообменников, тепловых экранов, деталей кромок крыльев, стабилизаторов в сверхзвуковых самолетах
  • В стекольной промышленности (например, при производстве электродов для плавления стекла)
  • При производстве пресс-форм, стержней для литья изделий под давлением
  • В радиоэлектронике для производства элементов электронных ламп, рентгеновских трубок и пр.
  • В химической промышленности – в качестве катализаторов химических реакций, сырья для производства лаков и красок
  • В текстильной промышленности – для окрашивания тканей и мехов

Бинарное химическое соединение четырехвалентного молибдена с двухвалентной серой, именуемое дисульфидом молибдена (MoS2), широко применяется в сфере производства смазочных материалов: моторных масел, смазок, покрытий.

Дисульфид молибдена совмещает в себе вышеперечисленные преимущества молибдена с широким температурным пределом плавления, превосходной коррозионной устойчивостью, стойкостью ко многим щелочным и кислотным растворам.

MoS2 вводят в состав моторных масел для придания им максимального антифрикционного эффекта, используют в качестве компонентов высокотемпературных смазок, выдерживающих до +400 °С.

Все смазочные материалы с дисульфидом молибдена обладают повышенной устойчивостью к большим нагрузкам и давлениям, агрессивным средам, низким и высоким температурам. Частицы MoS2 способствуют лучшему скольжению контактирующих поверхностей, уменьшая коэффициент их трения и интенсивность износа.

Одними из самых эффективных с точки зрения смазывающих и защитных функций являются антифрикционные покрытия (АФП) на основе дисульфида молибдена с различными связующими.

Сегодня далеко не все известные производители выпускают такие материалы, однако нам удалось выбрать несколько.

Сравнив между собой дисульфидмолибденовые покрытия, мы выбрали «лидера» по соотношению цена/качество.

0.0

Высококачественное антифрикционное покрытие с дисульфидом молибдена на полимерном связующем. Отверждается при комнатной температуре.

https://www.youtube.com/watch?v=xZ0a__3nGUg\u0026list=PLoOvxo7q1gymtcedwJPtXiqVsg-ZBIzVZ

Предназначено для применения в подшипниках и направляющих скольжения станков, плоских пружинах, зубчатых передачах, резьбовых, шлицевых и шпоночных соединениях приводных валов, регулирующих клиньях, а также других узлах с парами трения металл-металл.

MODENGY 1002 обладает низким коэффициентом трения и очень высокой несущей способностью, поэтому подходит для любых, даже тяжелонагруженных узлов трения. АФП работает в запыленной и химически агрессивной среде, обладает свойствами ресурсной смазки.

Ниже – реальное фото муфты обсадной трубы, обработанной покрытием MODENGY 1002.

Слой покрытия равномерно окрашен, имеет эстетичный внешний вид.

На практике твердосмазочное покрытие MODENGY 1002 доказало свою высокую адгезию, способность защищать металлические поверхности от коррозии и фреттинг-коррозии, предотвращать их скачкообразное движение.

Очень важно, что на протяжении всего срока службы АФП не возникает меления состава, т.е. отделения твердых смазочных веществ (дисульфида молибдена) от связующего.

Все эти свойства наряду с широким диапазоном рабочих температур MODENGY 1002 (-210…+320 °C), привлекательной ценой и большим разнообразием фасовок (включая удобную аэрозольную) позволяют этому покрытию занять первое место в рейтинге.

Фасовки

  • Металлический баллон 210 и 520 мл, капсула 200 г, банка 600 г, ведро 4,5 кг

0.0

Антифрикционное покрытие на основе дисульфида молибдена с органическим связующим. Отверждается при комнатной температуре.

https://www.youtube.com/watch?v=xZ0a__3nGUg\u0026list=PLoOvxo7q1gymtcedwJPtXiqVsg-ZBIzVZ

Предназначено для применения в подшипниковых узлах, направляющих качения и скольжения, цепных и закрытых зубчатых передачах, резьбовых соединениях, гибких валах.

Molykote 3402C Leadfree обладает высокой адгезией, морозо- и термостойкостью, устойчив к смыванию водой и химически агрессивным средам.

Покрытие работоспособно во влажной и запыленной среде, препятствует коррозии металлических поверхностей, их абразивному изнашиванию, предотвращает скачкообразное движение, схватывания, задиры и заедания. Резьбовым соединениям Molykote 3402C Leadfree обеспечивает постоянство момента затяжки, тем самым облегчая их монтаж и демонтаж.

В отличие от традиционных масел и пластичных смазок, покрытие Molykote, быстро застывающее при комнатной температуре, не стекает и не выбрасывается из узлов под действием центробежных сил.

По диапазону рабочих температур (от -200 до +310 °С) данный материал лишь немного уступает отечественному MODENGY 1002, а по стоимости значительно его превышает, поэтому занимает вторую строчку нашего рейтинга.

Тугоплавкий металл молибден

МОЛИБДЕНА СУЛЬФИДЫ

Калькулятор металлопроката

С высоким эл. сопротивлением

Молибден относится к классу тугоплавких металлов, что делает его применение уникальным в областях, связанных с высокими температурами. На странице представлено описание данного металла: физические, химические свойства, области применения, марки, виды продукции.

Молибден (Mo) (Molybdenum) – химический элемент с атомным номером 42 в периодической системе, ковкий переходный металл серо-стального цвета в компактном состоянии и черно-серого – в диспергированном.

Плотность 10,2 г/см3, tпл. = 2620°С, tкип. = 4630°С. в земной коре 3·10-4% по массе. В свободном виде молибден не встречается. Известно около 20 минералов.

Важнейшие из них: молибденит МоS2, повеллит СаМоО4, молибдит Fe(MoO4)3·nH2O и вульфенит PbMoO4.

Молибден был открыт в 1778 году шведским химиком Карлом Шееле – получен оксид МоО3. В 1782 г. П. Гьельм впервые получил Mo в металлическом состоянии, но загрязненный углеродом и карбидом молибдена. Чистый металл в 1817 году был получен шведским химиком Й. Берцелиусом.

Первые попытки использования молибдена в металлургии стали относятся к концу прошлого столетия. Его промышленное производство началось в 1909-1910 гг., когда были обнаружены особые свойства орудийных и броневых сталей, легированных этим металлом, а также была разработана технология получения компактных тугоплавких металлов методом порошковой металлургии.

Молибден, как и вольфрам, в периодической системе элементов Д. И. Менделеева расположен в VI группе, но в 5-м периоде. Наиболее характерно для него шестивалентное состояние, хотя известны соединения, в которых он имеет другие валентности. Порядковый номер 42; атомная масса 95,95; плотность при комнатной температуре 10200 кг/м3. Молибден относится к тугоплавким металлам, является переходным элементом. Он плавится при 2620±10°С и кипит примерно при 4800 °С.

Mo и его сплавы отличаются также высоким модулем упругости, малым температурным коэффициентом расширения, хорошей термостойкостью, малым сечением захвата тепловых нейтронов. Электропроводность данного металла ниже, чем у меди, но выше, чем у железа. По механической прочности он несколько уступает вольфраму, но легче поддается обработке давлением.

Физические и механические свойства

Свойство Значение
Атомный номер42
Атомная масса95,94
Параметр элементарной ячейки, нм0,31470
Атомный диаметр, нм0,272
Плотность при 20°С, г/cм310,2
Температура плавления, °С2610
Температура кипения, °С4612
Теплота плавления, кДж/моль:28
Теплота испарения, кДж/моль:590
Молярный объем, см³/моль:9,4
Удельная теплоемкость, Дж/(г·К)0,256
Теплопроводность, Вт/(м·К)142
Коэффициент линейного расширения, 10-6 К-14,9
Электросопротивление, мкОм·см5,70
Модуль Юнга, ГПа336,3
Модуль сдвига, ГПа122
Коэффициент Пуассона0,30
Твердость, НВ125
Цвет искрыКороткий желтый прерывистый пучок искр
Группа металловТугоплавкий металл

Химические свойства

Свойство Значение
Ковалентный радиус:130 пм
Радиус иона:(+6e) 62 (+4e) 70 пм
Электроотрицательность (по Полингу):2,16
Электродный потенциал:0
Степени окисления:6, 5, 4, 3, 2

Среди наиболее распространенных в промышленности марок молибдена можно выделить МЧ, МЧВП, МРН, МК, ЦМ, МР, МВ. Существует чистый Mo, Mo с различными присадками и сплавы Mo с другими металлами.

  • МЧ – чистый молибден без присадок.
  • МЧВП – чистый молибден без присадок, произведенный методом вакуумной плавки.
  • МРН – молибден разного назначения, не содержит присадок, включает большее количество примесей по сравнению с марками МЧ и МЧВП.
  • МК – содержит кремнещелочную присадку.
  • ЦМ – в качестве присадки используются цирконий и/или титан.
  • МР – сплав молибдена с рением.
  • МВ – сплав молибдена с вольфрамом.

    Достоинства:

  • имеет высокую точку плавления, а следовательно – жаропрочность;
  • т.к. плотность данного металла (10200 кг/м3) почти в два раза меньше плотности вольфрама (19300 кг/м3), то сплавы на основе молибдена обладают значительно большей удельной прочностью (при температурах ниже 1370 °С);
  • имеет высокий модуль упругости;
  • малый температурный коэффициент расширения;
  • обладает хорошей термостойкостью;
  • малое сечение захвата тепловых нейтронов;
  • для молибдена характерна высокая коррозионная стойкость. Данный металл устойчив в большей части щелочных растворов, а также в серной, соляной и плавиковой кислотах при разных температурах и концентрациях.
    Недостатки:
  • обладает небольшой окалийностью;
  • высокая хрупкость сварных швов;
  • малая пластичность при низких температурах;
  • упрочнение нагартовкой можно использовать лишь до 700-800 °С, при более высоких температурах происходит разупрочнение из-за возврата.

Молибден и его сплавы относятся к тугоплавким материалам. Для изготовления обшивки головных частей ракет и самолетов тугоплавкие металлы и сплавы на их основе используют в двух вариантах. В одном из вариантов эти металлы служат лишь тепловыми экранами, которые отделены от основного конструкцнонного материала теплоизоляцией. Во втором случае тугоплавкие металлы и их сплавы служат основным конструкционным материалом. Молибден занимает второе место после вольфрама и его сплавов по прочностным свойствам. Однако, по удельной прочности при температурах ниже 1350-1450°С Mo и его сплавы занимают первое место. Таким образом, наибольшее распространение для изготовлеиия обшивки и элементов каркаса ракет и сверхзвуковых самолетов получают молибден и ниобий и их сплавы, обладающие большей удельной прочностью до 1370°С по сравненню с танталом, вольфрамом и сплавами на их основе. Из Mo изготовляют сотовые панели космических летательных аппаратов, теплообменники, оболочки возвращающихся на землю ракет и капсул, тепловые экраны, обшивку кромок крыльев и стабилизаторы в сверхзвуковых самолетах. В очень тяжелых условиях работают некоторые детали прямоточных ракетных и турбореактивных двигателей (лопатки турбин, хвостовые юбки, заслонки форсунок, сопла ракетных двигателей, поверхности управления в ракетах с твердым топливом). При этом от материала требуется не только высокое сопротивление окислению и газовой эрозии, но и высокая длительная прочность и сопротивление удару. При температурах ниже 1370°С для изготовления данных деталей используют молибден и его сплавы. Молибден – перспективный материал для оборудования, работающего в среде серной, соляной и фосфорной кислот. В связи с высокой стойкостью данного металла в расплавленном стекле его широко используют в стекольной промышленности, в частности для изготовления электродов для плавки стекла. В настоящее время из молибденовых сплавов изготавливают прессформы и стержни машин для литья под давлением алюминиевых, цинковых и медных сплавов. Высокая прочность и твердость таких материалов при повышенных температурах обусловили их применение в качестве инструмента при горячей обработке сталей и сплавов давлением (оправки прошивных станов, матрицы, прессштемпели).

Молибден существенно улучшает свойства сталей. Присадка Mo значительно повышает их прокаливаемость.

Небольшие добавки Mo (0,15-0,8 %) в конструкционные стали настолько увеличивают их прочность, вязкость и коррозионную стойкость, что они используются при изготовлении самых ответственных деталей и изделий.

Для повышения твердости молибден вводят в сплавы кобальта и хрома (стеллиты), которые применяют для наплавки кромок деталей из обычной стали, работающих на износ (истирание).Также он входит в состав ряда кислотоупорных и жаростойких сплавов на основе никеля, кобальта и хрома.

Еще одной областью применения является производство нагревательных элементов электропечей, работающих в атмосфере водорода при температурах до 1600°С. Также молибден широко используется в радиоэлектронной промышленности и рентгенотехнике для изготовления различных деталей электронных ламп, рентгеновских трубок и других вакуумных приборов.

Соединения молибдена — сульфид, оксиды, молибдаты — являются катализаторами химических реакций, пигментами красителей, компонентами глазурей. Также данный металл как микродобавка входит в состав удобрений. Гексафторид молибдена применяется при нанесении металлического Mo на различные материалы.

МоSi2 используется как твердая высокотемпературная смазка. Чистый монокристаллический Mo используется для производства зеркал для мощных газодинамических лазеров. Теллурид молибдена является очень хорошим термоэлектрическим материалом для производства термоэлектрогенераторов (термо-э.д.с 780 мкВ/К).

Трехокись молибдена (молибденовый ангидрид) широко применяется в качестве положительного электрода в литиевых источниках тока. Дисульфид MoS2 и диселенид МоSе2 молибдена используют в качестве смазки трущихся деталей, работающих при температурах от -45 до +400°С.

В лакокрасочной и легкой промышленности для изготовления красок и лаков и для окраски тканей и мехов в качестве пигментов применяют ряд химических соединений Mo.

Промышленностью выпускается большое разнообразие продукции. Наиболее распространены молибденовая проволока, прутки из молибдена, молибденовый порошок, штабик, лист.

Молибденовые прутки, а также проволока и лента применяются для изготовления нагревателей высокотемпературных электрических печей. Помимо этого прутки используются для изготовления вводов электровакуумных приборов.

Проволока нашла применение при производстве высокотемпературных термопар, ламп накаливания, приемно-усилительных и генераторных ламп, рентгеновских трубок. Листы применяются в качестве конструкционного материала для производства изделий авиационной и космической отраслей.

Молибденовый порошок выступает в качестве легирующей добавки к различным сталям и сплавам. Также он является исходным сырьем для получения компактного молибдена.

Источник: https://www.metotech.ru/molibden-opisanie.htm

S*Mo – Бинарные химические соединения – Каталог статей –

МОЛИБДЕНА СУЛЬФИДЫ

MoS2  MoS3  Mo2S3  Mo2S5 

MoS2 

С парами серы выше 4400С  и с H2S молибден дает дисульфид MoS2, который встречается в природе и является важнейшей молибденовой рудой.

MoS2 – серые кристаллы, ∆Нобр0 = – 234,8 кДж/моль, диамагнетик, полупроводник.

MoS2 в вакууме выше 11000С разлагается до Mo2S3 и серы, на воздухе выше 3500С окисляется.

Сульфиды молибдена не растворяются в воде, соляной и разбавленной серной кислотах, окисляются концентрированной азотной кислотой.

Молибденит MoS2  переводят в MoO3 обжигом на воздухе 

2MoS2 + 7O2 = 2MoO3 + 4SO2 

MoS2 получают действием паров серы или H2S на молибден илиMoO3 при 600-8000С.

Природный и синтетический MoS2 – антифрикционный материал, катализатор гидрогенизации. Сульфиды молибдена- эффективные катализаторы в органическом синтезе. Двойные сульфиды MnMo6S8  (M=Ag, Cu, Pb, Sn и др.) –перспективные сверхпроводящие материалы. 

MoS3 

Спеканием порошка молибдена с серой при 600 – 8000С был синтезирован серый (темно-коричневый) трисульфидMoS3.

В растворах сульфидов других металловMoS3 образует тиомолибдаты, выше 2500С в вакууме или инертной атмосфере переходит в MoS2.

MoS3 растворяется в концентрированных растворах щелочей и сульфидов щелочных металлов.

Получают MoS3 осаждением H2S из слабокислых растворов солей молибдена, а также термическим разложением (NH4)2MoS4.

MoS3 можно применять как катодный материал в химических источниках тока.  

Mo2S3

Mo2S3 – игольчатые серые кристаллы, ∆Нобр0 = – 221,9 кДж/моль, получают из простых веществ. С понижением температуры проявляет аномалии в физических свойствах. На воздухе выше 3500С окисляется. 

Надежно охарактеризованы сульфиды молибдена Mo6S8, Mo2S3, MoS2, MoS3.

Сульфид Mo6S8 устойчив до 4700С, температура перехода в сверхпроводящее состояние 1,8 К.

Известен также Mo2S5.

Сульфид молибдена(III) — неорганическое соединение, соль металла молибдена и сероводородной кислоты с формулой Mo2S3, серые кристаллы, не растворимые в воде.

Получение

  • Взаимодействие чистых веществ:
  • Восстановление дисульфида молибдена водородом:

Физические свойства

Сульфид молибдена(III) образует серые кристаллы, не растворяется в воде.

Специфическое использование

MoS2 часто используется как смазка в двухтактных двигателях, например, в двигателях мотоциклов. Он также используется в шарнирах равных угловых скоростей и в карданном вале.

Со времени войны во Вьетнаме дисульфид молибдена использовался для смазки оружия. Покрытия ствола такой смазкой увеличивает точность стрельбы[8]. В настоящее время дисульфидом покрываются непосредственно пули.

MoS2 применяется в турбомолекулярных насосах, использующихся при получении сверхвысокого вакуума со значением давления до 10−9 тор (при −226 до 399 °C).

Смазка из MoS2 применяется при дорновании для предотвращения образования наростов на обрабатываемой поверхности [9].

Использование в радиотехнике

Дисульфид молибдена – полупроводник, поэтому может применяться в изготовлении высокочастотных детекторов, выпрямителей или транзисторов.[11][12].

В качестве фотокатализатора

В сочетании с сульфидом кадмия дисульфид молибдена увеличивает скорость фотокаталитического производства водорода[13].

сульфиды молибдена http://mati-himia.3dn.ru/logo/pap1/sulfidy_molibdena.doc

Источник: https://mati-himia.3dn.ru/publ/binarnye_khimicheskie_soedinenija/s_mo/3-1-0-1084

Смазка с молибденом – характеристики и правила применения

МОЛИБДЕНА СУЛЬФИДЫ

Продление безотказной работы узлов и механизмов неразрывно связано с применением качественных смазывающих материалов.

Вместе с традиционными маслами и смазками для уменьшения трения в деталях применяются специальные составы включающие в себя присадки и материалы, способствующие восстановлению поверхностей деталей.

Одной из таких востребованных высокотехнологичных композиций выступает молибденовая смазка, основным компонентом которой является дисульфид молибдена.

Состав и свойства

Основой наполнения смазки выступает дисульфид молибдена – порошкообразное вещество насыщенного серого цвета с голубым отливом или чисто черного цвета.

Использование молибдена для смазки трущихся деталей было открыто еще в Средние века, во всяком случае в работах алхимиков того времени часто вспоминается молибден как вещество «успокаивающее трение».

А вот промышленное применение молибден нашел только в первой трети 20 века.

Как и все технические открытия того времени однозначного ответа для чего применяется смазка с молибденом не дал, но зато открыл возможность дальнейшего исследования вещества.

В 1935 году Альфред Соннтаг инженер-авиастроитель использовал смазку в установке для моделирования нагрузок, которые воздействуют на планер самолета.

Результаты эксперимента были неоднозначными – с одной стороны, оборудование стало работать существенно лучше, уменьшилось трение, из-за чего уменьшилась и общая вибрация.

С другой стороны, многие детали начали быстрее изнашиваться, поскольку в консистенции смазки было большое количество абразивов, вследствие чего начала проявляться ощутимая выработка в деталях. Такое положение дел подтолкнуло исследователей искать пути и способы получения материала, содержащего чистый дисульфид молибдена, без абразивных примесей.

К 1940 году был найден способ получения очищенной молибденовой руды от примесей горных пород, повышающих абразивные свойства смазки. С этого момента молибден стал постоянно применяться как самостоятельный вид наполнителя для смазок и присадок моторных масел.

Основными свойствами дисульфида молибдена, используемые в качестве наполнителя смазок выступают:

  • Возможность наложения малым равномерным слоем толщиной от 5 до 25 мкм;
  • Способностью сохранять свои свойства в неблагоприятных условиях, например, в условиях вакуума и повышенной радиации;
  • Повышенная устойчивость к износу;
  • Молибден обладает высокой адгезией к металлам и сплавам;
  • Обеспечивает заполнение микронеровностей и разрывов поверхностей;
  • Материал не склонен к горению, как в обычных условиях, так и в условиях повышенных температур и нагрузок.
  • Материал нейтрален к кислотам и щелочам;
  • Смазка обладает самым низким коэффициентом трения;
  • Смазка с молибденом применяется в температурном коридоре от -200 до +350 градусов Цельсия.

В автомобилях смазка с дисульфидом молибдена применяется для обработки ШРУСов

Назначение и сфера применения

Уникальные свойства смазки с дисульфидом молибдена нашли свое применение в тех случаях, когда другие виды смазочных материалов применить физически невозможно. Наиболее правильно применение показано при:

  • Высоких рабочих температурах;
  • Больших давлениях рабочей среды;
  • Резких ударных нагрузках;
  • Повышенном радиационном поле;
  • В вакууме.

В автомобилях она применяется в подшипниках качения, в ступичных узлах, в ШРУСах.

Вместе с тем, молибденовые консистенции не рекомендуется использовать для смазки высокоскоростных соединений и узлов. Вязкость смазки существенно повышает вероятность заносов. Так в высокоскоростных подшипниках, применение смазки противопоказано из-за высокого риска проскальзывания опорных роликов.

В то же время в подшипниках поворотных механизмов строительной техники он отлично справляется с заданиями в условиях повышенных нагрузок. Не рекомендуется использовать и в высокоточных механизмах, где лучше для наполнения подойдет литиевая смазка.

Хотя молибден отлично заполняет погрешности поверхности металла, для высокоточных подшипников это может завершиться заклиниванием роликов.

Оптимальным вариантом использования молибденовой смазки выступает ступичный узел автомобилей. Сегодня эти узлы смазываются всего один раз на 100 000 км, что фактически равно сроку их эксплуатации. В этом ответственном узле она снижает износ, уменьшает трение и обеспечивает сохранность поверхности металла.

Единственным узким местом применения дисульфида молибдена выступает необходимость установки защитного экрана, обеспечивающего герметичность узла от попадания влаги.

Эта ситуация связана с тем, что при попадании в смазку влаги начинается химическая реакция, в ходе которой, смазка разлагается образуя серную кислоту и абразивные нерастворимые частицы окиси минерала.

Попадание влаги в ступичный подшипник приведет сначала к выработке металла, а в дальнейшем к полному его разрушению.

В других узлах и механизмах смазка используется там , где есть необходимость снизить трение. В автомобилях это могут быть шестерни, шаровые опоры и шарниры, зубчатые рейки и штифтовые соединения.

В станках чаще всего используется смазка в механизмах переключения передач, для смазывания рабочих валов, продольных и поперечных подач рабочего инструмента.

Даже в таком устройстве как велосипед, используется смазка для втулок и подшипников.

Кроме того молибденовая композиция широко используется в таких случаях:

  • Во время ремонта узлов и механизмов для притирки новых деталей;
  • Для образования антикоррозийного покрытия;
  • Для уменьшения трения;
  • Для обеспечения повышения сроков эксплуатации между регламентными ремонтами.

Виды смазок с молибденом

В технике сегодня используется три основных вида смазок, использующих дисульфид молибдена:

  • Пластичные смазки;
  • Присадки;
  • Покрытия.

Каждый из этих видов применяется как для узконаправленных задач, так и для задач широкого назначения. Как и по назначению они различаются и по форме выпуска – в виде спрея в баллонах, в жидкостном виде и в виде порошка.

Пластичная смазка с дисульфидом молибдена

Пластичные смазки

Используемый в виде пластичных смазок дисульфид молибдена обладает широким спектром применения в технике. Пластичные массы больше эффективны для условий больших нагрузок, в самом широком спектре температур.

Применение пластичных консистенций с разным процентом наполнения дисульфида молибдена эффективно для восстановления трущихся поверхностей, сглаживания заусениц и задиров, для снижения коэффициента трения в агрегатах.

Основой для пластичных композиций могут выступать синтетические и минеральные масла и смазки. Для получения вязкой консистенции обычно используется загуститель. Самым известным среди смазок является основа из литиевого основания.

Литиевое мыло имеет отличные характеристики, удовлетворяющие высоким требованиям технических условий.

Литиевые основания для смазок на сегодняшний день являются наиболее востребованными и распространенными среди веществ, используемых для приготовления смазки.

Присадка с дисульфидом молибдена

Присадки

Присадочные составы используются в моторных маслах для повышения качественных характеристик двигателей внутреннего сгорания.

Присадки используются для уменьшения износа между трущимися поверхностями двигателя, они уменьшают износ деталей и одновременно взаимодействуют с серой, входящей в состав многих моторных масел.

Получаемое вещество активно оседает на металлические поверхности, образуя надежный минеральный защитный слой. Оксидная пленка с минеральным наполнением образует несмываемый слой на металлической поверхности, создавая дополнительный защитный слой металла.

Несмотря на споры, о пользе таких присадок, большинство спортивных команд участвующих в гонках в Москве и Подмосковье используют молибденовые присадки в двигателях своих машин. Этот факт говорит о том, что в условиях критических нагрузок выносливость и надежность двигателей гоночных автомобилей значительно повышается.

 Покрытия

Покрытия используются в качестве наносимого несмываемого защитного слоя на детали и поверхности. Сегодня используются два основные вида материала – порошок и состав краскоподобной консистенции.

Сухой порошок включает в себя очищенный от сторонних примесей дисульфид молибдена разной фракции. Чаще всего используется чистый дисульфид молибдена с чистотой помола вещества в 10-1,25 мкм.

Краскоподобный вид молибденового состава представляет собой консистентные материалы дисульфида и различных растворителей и наполнителей.

С точки зрения применения покрытия и смазок имеются существенные различия – покрытия предназначены для нанесения на деталь на весь срок эксплуатации, в то время как смазка может быть со временем заменена на новую. Основная задача покрытия не допустить попадания на защищаемую поверхность абразивов и коррозирующих частиц и веществ.

Покрытие с дисульфидом молибдена

Инструкция по применению

Перед нанесением смазки на детали они очищаются от всех загрязнений и смазочных веществ, применяемых в предыдущих циклах. В зависимости от назначения узла набивка смазкой проводится в подшипниках на ½ или 1/3 для средне скоростных передач и полностью для подшипников медленного движения.

После наполнения подшипники и узлы закрываются и герметизируются. Перед запуском агрегата рекомендуется прокрутка вхолостую, для равномерного распределения смазки.

Использовать рекомендуется смазку в соответствии с требуемым индексом вязкости и плотности. Важно использовать рекомендованный производителем размер фракции дисульфида молибдена.

Хранение смазки производится в закрытой емкости вдали от солнечных лучей и ультрафиолета. Смазка безопасна для человека. Вскрытую емкость со смазкой рекомендовано использовать в течении 2 лет , для присадок срок годности определяется в герметичной упаковке 2 года при вскрытии, допускается хранение в закрытой таре не более 3 месяцев.

Источник: https://1nerudnyi.ru/smazka-s-molibdenom-01/

Ваш педагог
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: