- Химия / 9 класс: Урок №8: «Диссоциация кислот, оснований, солей»
- Конспект урока.
- Напишите уравнения электролитической диссоциации следующих веществ :бромида калия,иодоводородной кислоты, хлорида железа (III),сульфата натрия
- Page 3
- Page 4
- Page 5
- Page 6
- Page 7
- Page 8
- Page 9
- Page 10
- Page 11
- Page 12
- Page 13
- Page 14
- Page 15
- Page 16
- Page 17
- Page 18
- Page 19
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- Напишите уравнение диссоциации следующих кислот: hno3,h2so3,hclo4 — Знания.site
- Электролитическая диссоциация
- Теория электролитической диссоциации
- Диссоциация кислот, оснований, солей
- Степень диссоциации
- Амфотерные электролиты
- Ионные уравнения реакций
- Водородный показатель pH
- Примеры решения задач
Химия / 9 класс: Урок №8: «Диссоциация кислот, оснований, солей»
Цель: сформировать понятие о процессе электролитической диссоциации кислот, оснований, солей, продолжить формирование знаний об электролитах и неэлектролитах.
Ссылка на видеоурок:
m_Qg5kRvMI0
Конспект урока.
По характеру ионов, образующихся при диссоциации электролитов, различают три типа электролитов: кислоты, основания, соли.
Химические свойства растворов электролитов определяются свойствами тех ионов, которые образуются при диссоциации электролитов. Поэтому важно помнить, какие ионы образуются при диссоциации электролитов различных типов. Рассмотрим кислоты с точки зрения электролитической диссоциации. При диссоциации соляной кислоты образуются катион водорода и хлорид-ион:
HCl = H+ + Cl-
При диссоциации серной кислоты образуются два катиона водорода и сульфат-анион:
H2SO4 = 2H+ + SO4.2-
Все рассмотренные уравнения имеют сходство в том, что при диссоциации любой кислоты образуются катион водорода и анион кислотного остатка.
С точки зрения теории электролитической диссоциации кислоты — это электролиты, которые при диссоциации образуют катионы водорода и анионы кислотного остатка. Поэтому общие характерные свойства кислот (кислый вкус, изменение окраски индикаторов и др.) обусловлены наличием катионов водорода.
Кислоты — это электролиты, при диссоциации которых в качестве катионов образуются только катионы водорода.
Многоосновные кислоты диссоциируют ступенчато (только для сильных кислот диссоциация легко проходит по всем ступеням и записывается в одну стадию). Количество ступеней диссоциации многоосновных кислот равно количеству атомов водорода в молекуле кислоты.
Рассмотрим ступенчатую диссоциацию на примере фосфорной кислоты H3PO4. Фосфорная кислота является трёхосновной, так как содержит три атома водорода. Поэтому у неё может быть три ступени диссоциации. На каждой ступени образуются один катион водорода и анион кислотного остатка. К названиям анионов кислотного остатка, содержащим в составе водород, добавляется приставка гидро-.
1-я ступень —образование дигидрофосфат-ионов:
H3PO4 ⇄ H+ + H2PO4-
2-я ступень —образование гидросфат-ионов:
H2PO4-⇄ H+ + HPО4;2-
3-я ступень — образование фосфат-ионов:
HPO4 2-⇄ H+ + PO4 3-
Диссоциация электролитов по второй ступени происходит намного слабее, чем по первой. Диссоциация по третьей ступени при обычных условиях почти не происходит. В уравнениях электролитической диссоциации сильных электролитов ставится знак равенства, слабых электролитов — знак обратимости. Общая сумма зарядов в левой части уравнения равна общей сумме зарядов в правой части уравнения.
Проанализируем уравнения диссоциации сильных оснований (щелочей). При диссоциации гидроксида калия образуются катион калия и гидроксид-ион:
KOH = K+ + OH-
При диссоциации гидроксида кальция образуются катион кальция и гидроксид-ионы:
Ca(OH)2 = Ca2+ + 2OH-.
С точки зрения теории электролитической диссоциации основаниями являются электролиты, которые при диссоциаци образуют катионы металла и гидроксид-анионы OH−.
Все основания объединяет то, что они при диссоциации обязательно образуют гидроксид-ионы. Поэтому общие характерные свойства оснований (мылкость на ощупь, изменение окраски индикаторов и др.
) обусловлены наличием гидроксид-ионов OH-.
Основания — это электролиты, при диссоциации которых в качестве анионов образуются только гидроксид-ионы.
Слабые основания, содержащие в своём составе несколько групп ОН-, диссоциируют ступенчато.
Рассмотрим соли с точки зрения электролитической диссоциации.
Особенностью солей является то, что они имеют ионные химические связи. При диссоциации в водном растворе легко происходит образование гидратированных ионов. Поэтому соли не диссоциируют по ступеням. Соли диссоциируют сразу полностью, а не ступенчато.
Проанализируем уравнения диссоциации солей. При диссоциации нитрата натрия образуются катион натрия и нитрат-ион:
NaNO3 = Na+ + NO3 –
При диссоциации фосфата калия образуются катионы калия и фосфат-ион:
K3 PO4= 3K+ + PO43-.
При диссоциации хлорида аммония образуются катион аммония и хлорид-ион: NH4Cl = NH4++ Cl-.
Все рассмотренные уравнения сходны в том, что образуются катионы металлов и анионы кислотных остатков.
Соли — электролиты, которые при диссоциации образуют катионы металла (или катион аммония NH4 +) и анионы кислотных остатков. Свойства солей обусловлены как катионами металла, так и анионами кислотного остатка.
Пропустить Навигация
Источник: https://edu.gospmr.org/mod/page/view.php?id=4652
Напишите уравнения электролитической диссоциации следующих веществ :бромида калия,иодоводородной кислоты, хлорида железа (III),сульфата натрия
Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.2.
множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя3.
поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума
Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.2.
множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя3.
поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума
Page 3
Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.2.
множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя3.
поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума
Page 4
Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.2.
множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя3.
поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума
Page 5
Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.2.
множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя3.
поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума
Page 6
Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.2.
множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя3.
поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума
Page 7
Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.2.
множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя3.
поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума
Page 8
Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.2.
множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя3.
поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума
Page 9
Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.2.
множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя3.
поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума
Page 10
Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.2.
множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя3.
поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума
Page 11
Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.2.
множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя3.
поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума
Page 12
Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.2.
множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя3.
поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума
Page 13
Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.2.
множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя3.
поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума
Page 14
Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.2.
множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя3.
поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума
Page 15
Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.2.
множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя3.
поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума
Page 16
Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.2.
множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя3.
поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума
Page 17
Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.2.
множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя3.
поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума
Page 18
Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.2.
множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя3.
поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума
Page 19
Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.2.
множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя3.
поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума
0
Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.2.
множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя3.
поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума
1
Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.2.
множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя3.
поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума
2
Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.2.
множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя3.
поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума
3
Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.2.
множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя3.
поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума
4
Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.2.
множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя3.
поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума
5
Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.2.
множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя3.
поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума
6
Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.2.
множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя3.
поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума
Источник: https://znanija.org/himiya/1823338.html
Напишите уравнение диссоциации следующих кислот: hno3,h2so3,hclo4 — Знания.site
Запиши слова для справки в два столбика 1. не изменяемые слова.2, изменяимые слова. слова для справки,небо,утро,лето,облако,солнце,метро,эскимо,фламинго,эму,какаду,зебу,кенгуру.
Запиши слова для справки в два столбика 1. не изменяемые слова.2, изменяимые слова. слова для справки,небо,утро,лето,облако,солнце,метро,эскимо,фламинго,эму,какаду,зебу,кенгуру.
Электролитическая диссоциация
Водные растворы некоторых веществ являются проводниками электрического тока. Эти вещества относятся к электролитам. Электролитами являются кислоты, основания и соли, расплавы некоторых веществ.
Растворы некоторых веществ в воде не проводят электрический ток. Такие вещества называют неэлектролитами. К ним относятся многие органические соединения, например сахар и спирты.
Теория электролитической диссоциации
Теория электролитической диссоциации была сформулирована шведским ученым С. Аррениусом (1887 г.). Основные положения теории С. Аррениуса:
— электролиты при растворении в воде распадаются (диссоциируют) на положительно и отрицательно заряженные ионы;
— под действием электрического тока положительно заряженные ионы движутся к катоду (катионы), а отрицательно заряженные – к аноду (анионы);
— диссоциация – обратимый процесс
КА ↔ К+ + А−
Механизм электролитической диссоциации заключается в ион-дипольном взаимодействии между ионами и диполями воды (рис. 1).
Рис. 1. Электролитическая диссоциация раствора хлорида натрия
Легче всего диссоциируют вещества с ионной связью. Аналогично диссоциация протекает у молекул, образованных по типу полярной ковалентной связи (характер взаимодействия – диполь-дипольный).
Диссоциация кислот, оснований, солей
При диссоциации кислот всегда образуются ионы водорода (H+), а точнее – гидроксония (H3O+), которые отвечают за свойства кислот (кислый вкус, действие индикаторов, взаимодействие с основаниями и т.д.).
HNO3 ↔ H+ + NO3−
При диссоциации оснований всегда образуются гидроксид-ионы водорода (OH−), ответственные за свойства оснований (изменение окраски индикаторов, взаимодействие с кислотами и т.д.).
NaOH ↔ Na+ + OH−
Соли – это электролиты, при диссоциации которых образуются катионы металлов (или катион аммония NH4+) и анионы кислотных остатков.
CaCl2 ↔ Ca2+ + 2Cl−
Многоосновные кислоты и основания диссоциируют ступенчато.
H2SO4 ↔ H+ + HSO4− (I ступень)
HSO4− ↔ H+ + SO42- (II ступень)
Ca(OH)2 ↔ [CaOH]+ + OH− (I ступень)
[CaOH]+ ↔ Ca2+ + OH−Степень диссоциации
Среди электролитов различают слабые и сильные растворы. Чтобы охарактеризовать эту меру существует понятие и величина степени диссоциации (). Степень диссоциации – отношение числа молекул, продиссоциировавших на ионы к общему числу молекул. часто выражают в %.
= N’ / N
К слабым электролитам относятся вещества, у которых в децимолярном растворе (0,1 моль/л) степень диссоциации меньше 3%.
К сильным электролитам относятся вещества, у которых в децимолярном растворе (0,1 моль/л) степень диссоциации больше 3%.
Растворы сильных электролитов не содержат непродиссоциировавших молекул, а процесс ассоциации (объединения) приводит к образованию гидратированных ионов и ионных пар.
На степень диссоциации оказывают особое влияние природа растворителя, природа растворенного вещества, температура (у сильных электролитов с повышением температуры степень диссоциации снижается, а у слабых – проходит через максимум в области температур 60oС), концентрация растворов, введение в раствор одноименных ионов.
Амфотерные электролиты
Существуют электролиты, которые при диссоциации образуют и H+, и OH− ионы. Такие электролиты называют амфотерными, например: Be(OH)2, Zn(OH)2, Sn(OH)2, Al(OH)3, Cr(OH)3 и т.д.
H++RO− ↔ ROH ↔ R+ + OH−
Ионные уравнения реакций
Реакции в водных растворах электролитов – это реакции между ионами – ионные реакции, которые записывают с помощью ионных уравнений в молекулярной, полной ионной и сокращенной ионной формах. Например:
BaCl2 + Na2SO4 = BaSO4 ↓ + 2NaCl (молекулярная форма)
Ba2+ + 2Cl− + 2Na+ + SO42- = BaSO4 ↓ + 2Na+ + 2Cl− (полная ионная форма)
Ba2+ + SO42- = BaSO4 ↓ (сокращенная ионная форма)
Водородный показатель pH
Вода – слабый электролит, поэтому процесс диссоциации протекает в незначительной степени.
H2O ↔ H+ + OH−
К любому равновесию можно применить закон действующих масс и записать выражение для константы равновесия:
K = [H+][OH−]/[H2O]
Равновесная концентрация воды – величина постоянная, слеовательно.
K[H2O] = [H+][OH−] = KW
Кислотность (основность) водного раствора удобно выражать через десятичный логарифм молярной концентрации ионов водорода, взятый с обратным знаком. Эта величина называется водородным показателем (рН):
рН = — lg[H+]
Если раствор нейтральный, то [H+]=[OH−] =10-7, рН =7.
Если среда кислая [H+] > 10-7, рН < 7.
Если среда щелочная [H+] < 10-7, рН > 7
Примеры решения задач
Источник: http://ru.solverbook.com/spravochnik/ximiya/11-klass/elektroliticheskaya-dissociaciya/