- Как составлять ионные уравнения. Задача 31 на ЕГЭ по химии
- Зачем нужны ионные уравнения
- Алгоритм написания ионных уравнений
- Как составить молекулярное уравнение реакции
- Как превратить молекулярное уравнение в полное ионное уравнение
- В виде ионов записывают:
- В виде молекул записывают:
- Продолжение статьи →
- Ионные уравнения
- ЧТО ТАКОЕ ИОННЫЕ УРАВНЕНИЯ
- ОСОБЕННОСТИ ИОННЫХ УРАВНЕНИЙ
- АЛГОРИТМ СОСТАВЛЕНИЯ ИОННОГО УРАВНЕНИЯ
- Задача 1
- Задача 2
- Напишите в молекулярной и сокращенной ионной форме уравнения реакций нейтрализации – Химия
- а) Аl(ОН)3 + НС1 →… 6) Са(ОН)2 + Н3РО4 →…
- 1. Напишите уравнения следующих реакций в молекулярном, полном ионном исокращенном ионном виде.1) КОН + BaSO4→2) NaOH + NH4Cl→3) Cu(OH)2 + H2SO4→2. Для сокращенных ионных уравнений реакции приведите полные ионные и молекулярные уравнения реакций.1) H+ + OH- = H2O2) Ba2+ +SO 2-4 =BaSO4↓3) CO 2-3 + 2H+ =H2O + CO2↑
- Page 3
- Page 4
- Page 5
- Page 6
- Page 7
- Page 8
- Page 9
- Page 10
- Page 11
- Page 12
- Page 13
- Page 14
- Page 15
- Page 16
- Page 17
- Page 18
- Page 19
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- Конспект
- Свойства ионов
- Ионное уравнение
- Реакции ионного обмена
- Практ. 1. Реакции ионного обмена между растворами электролитов
- 1. Вариант 2. Установите возможность протекания химических реакций между растворами электролитов.
- 2. Вариант 1. Вам выдан раствор сульфата натрия. Подберите реактив, который может реагировать с ним с образованием осадка.
- 2. Вариант 2. Вам выдан раствор карбоната натрия. Подберите реактив, который может реагировать с ним с образованием осадка.
- 3. Вариант 1. Проведите реакции, при помощи которых можно осуществить следующие химические превращения: FeCl3 → Fe(OH)3 → Fe(NO3)3
- 3. Вариант 2. Проведите реакции, при помощи которых можно осуществить следующие химические превращения: CuSO4 → Cu(OH)2 → CuCl2
Как составлять ионные уравнения. Задача 31 на ЕГЭ по химии
Достаточно часто школьникам и студентам приходится составлять т. н. ионные уравнения реакций. В частности, именно этой теме посвящена задача 31, предлагаемая на ЕГЭ по химии. В данной статье мы подробно обсудим алгоритм написания кратких и полных ионных уравнений, разберем много примеров разного уровня сложности.
Зачем нужны ионные уравнения
Напомню, что при растворении многих веществ в воде (и не только в воде!) происходит процесс диссоциации – вещества распадаются на ионы.
Например, молекулы HCl в водной среде диссоциируют на катионы водорода (H+, точнее, H3O+) и анионы хлора (Cl-).
Бромид натрия (NaBr) находится в водном растворе не в виде молекул, а в виде гидратированных ионов Na+ и Br- (кстати, в твердом бромиде натрия тоже присутствуют ионы).
Записывая “обычные” (молекулярные) уравнения, мы не учитываем, что в реакцию вступают не молекулы, а ионы. Вот, например, как выглядит уравнение реакции между соляной кислотой и гидроксидом натрия:
HCl + NaOH = NaCl + H2O. (1)
Разумеется, эта схема не совсем верно описывает процесс. Как мы уже сказали, в водном растворе практически нет молекул HCl, а есть ионы H+ и Cl-. Так же обстоят дела и с NaOH. Правильнее было бы записать следующее:
H+ + Cl- + Na+ + OH- = Na+ + Cl- + H2O. (2)
Это и есть полное ионное уравнение. Вместо “виртуальных” молекул мы видим частицы, которые реально присутствуют в растворе (катионы и анионы). Не будем пока останавливаться на вопросе, почему H2O мы записали в молекулярной форме. Чуть позже это будет объяснено. Как видите, нет ничего сложного: мы заменили молекулы ионами, которые образуются при их диссоциации.
Впрочем, даже полное ионное уравнение не является безупречным. Действительно, присмотритесь повнимательнее: и в левой, и в правой частях уравнения (2) присутствуют одинаковые частицы – катионы Na+ и анионы Cl-. В процессе реакции эти ионы не изменяются. Зачем тогда они вообще нужны? Уберем их и получим краткое ионное уравнение:
H+ + OH- = H2O. (3)
Как видите, все сводится к взаимодействию ионов H+ и OH- c образованием воды (реакция нейтрализации).
Все, полное и краткое ионные уравнения записаны. Если бы мы решали задачу 31 на ЕГЭ по химии, то получили бы за нее максимальную оценку – 2 балла.
Итак, еще раз о терминологии:
- HCl + NaOH = NaCl + H2O – молекулярное уравнение (“обычное” уравнения, схематично отражающее суть реакции);
- H+ + Cl- + Na+ + OH- = Na+ + Cl- + H2O – полное ионное уравнение (видны реальные частицы, находящиеся в растворе);
- H+ + OH- = H2O – краткое ионное уравнение (мы убрали весь “мусор” – частицы, которые не участвуют в процессе).
Алгоритм написания ионных уравнений
- Составляем молекулярное уравнение реакции.
- Все частицы, диссоциирующие в растворе в ощутимой степени, записываем в виде ионов; вещества, не склонные к диссоциации, оставляем “в виде молекул”.
- Убираем из двух частей уравнения т. н. ионы-наблюдатели, т. е. частицы, которые не участвуют в процессе.
- Проверяем коэффициенты и получаем окончательный ответ – краткое ионное уравнение.
Пример 1. Составьте полное и краткое ионные уравнения, описывающие взаимодействие водных растворов хлорида бария и сульфата натрия.
Решение. Будем действовать в соответствии с предложенным алгоритмом. Составим сначала молекулярное уравнение. Хлорид бария и сульфат натрия – это две соли. Заглянем в раздел справочника “Свойства неорганических соединений”. Видим, что соли могут взаимодействовать друг с другом, если в ходе реакции образуется осадок. Проверим:
BaCl2 + Na2SO4 = BaSO4↓ + 2NaCl.
Таблица растворимости подсказывает нам, что BaSO4 действительно не растворяется в воде (направленная вниз стрелка, напомню, символизирует, что данное вещество выпадает в осадок).
Молекулярное уравнение готово, переходим к составлению полного ионного уравнения.
Обе соли, присутствующие в левой части, записываем в ионной форме, а вот в правой части оставляем BaSO4 в “молекулярной форме” (о причинах этого – чуть позже!) Получаем следующее:
Ba2+ + 2Cl- + 2Na+ + SO42- = BaSO4↓ + 2Cl- + 2Na+.
Осталось избавиться от балласта: убираем ионы-наблюдатели. В данном случае в процессе не участвуют катионы Na+ и анионы Cl-. Стираем их и получаем краткое ионное уравнение:
Ba2+ + SO42- = BaSO4↓.
А теперь поговорим подробнее о каждом шаге нашего алгоритма и разберем еще несколько примеров.
Как составить молекулярное уравнение реакции
Должен сразу вас разочаровать. В этом пункте не будет однозначных рецептов. Действительно, вряд ли можно рассчитывать, что я смогу разобрать здесь ВСЕ возможные уравнения реакций, которые могут встретиться вам на ЕГЭ или ОГЭ по химии.
Ваш помощник – раздел “Свойства неорганических соединений”. Если вы хорошо знакомы с четырьмя базовыми классами неорганических веществ (оксиды, основания, кислоты, соли), если вам известны химические свойства этих классов и методы их получения, можете на 95% быть уверены в том, что у вас не будет проблем на экзамене с написанием молекулярных уравнений.
Оставшиеся 5% – это некоторые “специфические” реакции, которые мы не сможем перечислить. Не будем лить слез по поводу этих 5%, а вспомним лучше номенклатуру и химические свойства базовых классов неорганических веществ. Три задания для самостоятельной работы:
Упражнение 1. Напишите молекулярные формулы следующих веществ: оксид фосфора (V), нитрат цезия, сульфат хрома (III), бромоводородная кислота, карбонат аммония, гидроксид свинца (II), фосфат стронция, кремниевая кислота. Если при выполнении задания у вас возникнут проблемы, обратитесь к разделу справочника “Названия кислот и солей”.
Упражнение 2. Дополните уравнения следующих реакций:
- KOH + H2SO4 =
- H3PO4 + Na2O=
- Ba(OH)2 + CO2=
- NaOH + CuBr2=
- K2S + Hg(NO3)2=
- Zn + FeCl2=
Упражнение 3. Напишите молекулярные уравнения реакций (в водном растворе) между: а) карбонатом натрия и азотной кислотой, б) хлоридом никеля (II) и гидроксидом натрия, в) ортофосфорной кислотой и гидроксидом кальция, г) нитратом серебра и хлоридом калия, д) оксидом фосфора (V) и гидроксидом калия.
Искренне надеюсь, что у вас не возникло проблем с выполнением этих трех заданий. Если это не так, необходимо вернуться к теме “Химические свойства основных классов неорганических соединений”.
Как превратить молекулярное уравнение в полное ионное уравнение
Начинается самое интересное. Мы должны понять, какие вещества следует записывать в виде ионов, а какие – оставить в “молекулярной форме”. Придется запомнить следующее.
В виде ионов записывают:
- растворимые соли (подчеркиваю, только соли хорошо растворимые в воде);
- щелочи (напомню, что щелочами называют растворимые в воде основания, но не NH4OH);
- сильные кислоты (H2SO4, HNO3, HCl, HBr, HI, HClO4, HClO3, H2SeO4, …).
Как видите, запомнить этот список совсем несложно: в него входят сильные кислоты и основания и все растворимые соли.
Кстати, особо бдительным юным химикам, которых может возмутить тот факт, что сильные электролиты (нерастворимые соли) не вошли в этот перечень, могу сообщить следующее: НЕвключение нерастворимых солей в данный список вовсе не отвергает того, что они являются сильными электролитами.
Все остальные вещества должны присутствовать в ионных уравнениях в виде молекул. Тем требовательным читателям, которых не устраивает расплывчатый термин “все остальные вещества”, и которые, следуя примеру героя известного фильма, требуют “огласить полный список” даю следующую информацию.
В виде молекул записывают:
- все нерастворимые соли;
- все слабые основания (включая нерастворимые гидроксиды, NH4OH и сходные с ним вещества);
- все слабые кислоты (H2СO3, HNO2, H2S, H2SiO3, HCN, HClO, практически все органические кислоты …);
- вообще, все слабые электролиты (включая воду!!!);
- оксиды (всех типов);
- все газообразные соединения (в частности, H2, CO2, SO2, H2S, CO);
- простые вещества (металлы и неметаллы);
- практически все органические соединения (исключение – растворимые в воде соли органических кислот).
Уф-ф, кажется, я ничего не забыл! Хотя проще, по-моему, все же запомнить список N 1. Из принципиально важного в списке N 2 еще раз отмечу воду.
Давайте тренироваться!
Пример 2. Составьте полное ионное уравнение, описывающие взаимодействие гидроксида меди (II) и соляной кислоты.
Решение. Начнем, естественно, с молекулярного уравнения. Гидроксид меди (II) – нерастворимое основание. Все нерастворимые основания реагируют с сильными кислотами с образованием соли и воды:
Cu(OH)2 + 2HCl = CuCl2 + 2H2O.
А теперь выясняем, какие вещества записывать в виде ионов, а какие – в виде молекул. Нам помогут приведенные выше списки. Гидроксид меди (II) – нерастворимое основание (см. таблицу растворимости), слабый электролит.
Нерастворимые основания записывают в молекулярной форме. HCl – сильная кислота, в растворе практически полностью диссоциирует на ионы. CuCl2 – растворимая соль. Записываем в ионной форме.
Вода – только в виде молекул! Получаем полное ионное уравнение:
Сu(OH)2 + 2H+ + 2Cl- = Cu2++ 2Cl- + 2H2O.
Пример 3. Составьте полное ионное уравнение реакции диоксида углерода с водным раствором NaOH.
Решение. Диоксид углерода – типичный кислотный оксид, NaOH – щелочь. При взаимодействии кислотных оксидов с водными растворами щелочей образуются соль и вода. Составляем молекулярное уравнение реакции (не забывайте, кстати, о коэффициентах):
CO2 + 2NaOH = Na2CO3 + H2O.
CO2 – оксид, газообразное соединение; сохраняем молекулярную форму. NaOH – сильное основание (щелочь); записываем в виде ионов. Na2CO3 – растворимая соль; пишем в виде ионов. Вода – слабый электролит, практически не диссоциирует; оставляем в молекулярной форме. Получаем следующее:
СO2 + 2Na+ + 2OH- = Na2++ CO32- + H2O.
Пример 4. Сульфид натрия в водном растворе реагирует с хлоридом цинка с образованием осадка. Составьте полное ионное уравнение данной реакции.
Решение. Сульфид натрия и хлорид цинка – это соли. При взаимодействии этих солей выпадает осадок сульфида цинка:
Na2S + ZnCl2 = ZnS↓ + 2NaCl.
Я сразу запишу полное ионное уравнение, а вы самостоятельно проанализируете его:
2Na+ + S2- + Zn2+ + 2Cl- = ZnS↓ + 2Na+ + 2Cl-.
Предлагаю вам несколько заданий для самостоятельной работы и небольшой тест.
Упражнение 4. Составьте молекулярные и полные ионные уравнения следующих реакций:
- NaOH + HNO3 =
- H2SO4 + MgO =
- Ca(NO3)2 + Na3PO4 =
- CoBr2 + Ca(OH)2 =
Упражнение 5. Напишите полные ионные уравнения, описывающие взаимодействие: а) оксида азота (V) с водным раствором гидроксида бария, б) раствора гидроксида цезия с иодоводородной кислотой, в) водных растворов сульфата меди и сульфида калия, г) гидроксида кальция и водного раствора нитрата железа (III).
В следующей части статьи мы научимся составлять краткие ионные уравнения и разберем большое количество примеров. Кроме того, мы обсудим специфические особенности задания 31, которое вам предстоит решать на ЕГЭ по химии.
Продолжение статьи →
Источник: http://www.repetitor2000.ru/ionnye_uravnenija_01.html
Ионные уравнения
Статьи
Основное общее образование
Линия УМК В. В. Лунина. Химия (8-9)
Химия
Ионные уравнения — неотъемлемая часть сложной и интересной химической науки. Такие уравнения позволяют наглядно увидеть, какие ионы вступают в химические превращения. В виде ионов записывают вещества, которые подвергаются электролитической диссоциации. Разберем историю вопроса, алгоритм составления ионных уравнений и примеры задач.
06 июня 2019
Еще древние алхимики, проводя нехитрые химические реакции в поисках философского камня и записывая в толстые фолианты результаты своих исследований, использовали определенные знаки для химических веществ.
У каждого ученого была своя система, что неудивительно: каждый хотел защитить свои тайные знания от происков завистников и конкурентов. И лишь в VIII веке появляются единые обозначения для некоторых элементов.
В 1615 году Жан Бегун в своей книге «Начала химии», что по праву считается одним из первых учебников в этом разделе естествознания, предложил использовать условные обозначения для записи химических уравнений.
И лишь в 1814 году шведский химик Йонс Якоб Берцелиус создал систему химических символов на основе одной или двух первых букв латинского названия элемента, подобную той, с которой ученики знакомятся на уроках.
В восьмом классе (параграф 12, учебник «Химия. 8 класс» под редакцией В.В. Еремина) ребята научились составлять молекулярные уравнения реакций, где и реагенты, и продукты реакций представлены в виде молекул.
Однако это упрощенный взгляд на химические превращения. И об этом задумывались ученые уже в XVIII веке.
Аррениус в результате своих экспериментов выяснил, что растворы некоторых веществ проводят электрический ток. И доказал, что вещества, обладающие электропроводностью, в растворах находятся в виде ионов: положительно заряженных катионов и отрицательно заряженных анионов. И именно эти заряженные частицы вступают в реакции.
ЧТО ТАКОЕ ИОННЫЕ УРАВНЕНИЯ
Ионные уравнения реакций — это химические равенства, в которых вещества, вступающие в реакцию, и продукты реакций обозначены в виде диссоциированных ионов. Уравнения данного типа подходят для записи химических реакций замещения и обмена в растворах.
Ионные уравнения — неотъемлемая часть сложной и интересной химической науки. Такие уравнения позволяют наглядно увидеть, какие ионы вступают в химические превращения.
В виде ионов записывают вещества, которые подвергаются электролитической диссоциации (тема подробно разбирается в параграфе 10, учебник «Химия. 9 класс» под редакцией В.В. Еремина).
В виде молекул записывают газы, вещества, выпадающие в осадок, и слабые электролиты, которые практически не диссоциируют. Газы обозначаются стрелкой вверх (↑), субстанции, выпадающие в осадок, стрелкой вниз (↓).
ОСОБЕННОСТИ ИОННЫХ УРАВНЕНИЙ
1. Реакции ионного обмена, в отличие от окислительно-восстановительных реакций, протекают без нарушения валентности веществ, вступающих в химические превращения.
— окислительно-восстановительная реакция
— реакция ионного обмена
2. Реакции между ионами протекают при условии образования в ходе реакции плохорастворимого осадка, выделения летучего газа или образования слабых электролитов.
CuCl2 + 2NaOH = Cu(OH)2↓ + 2NaCl
Na2CO3 + 2HCl = 2NaCl + CO2↑+ H2O
Удивительно, что реакции обмена могут проходить даже с нерастворимыми солями слабых кислот. В этом случае сильная кислота вытесняет слабую из ее солей. В качестве примера можно привести сокращенное ионное уравнение разведения карбоната кальция в сильных кислотах.
АЛГОРИТМ СОСТАВЛЕНИЯ ИОННОГО УРАВНЕНИЯ
Записываем молекулярное уравнение химического процесса.
H2SO4 + KOH = K2SO4 + H2O
Балансируем молекулярное уравнение с помощью коэффициентов.
Чтобы правильно сбалансировать равенство, нужно вспомнить закон сохранения массы веществ (параграф 12, «Химия. 8 класс» под редакцией В.В. Еремина), согласно которому в ходе химических превращений новые атомы не появляются, а старые не разрушаются. Т.е. число атомов в продуктах реакции равно числу атомов в исходных веществах. Помним, что водород и кислород уравниваем в последнюю очередь.
H2SO4 + 2KOH = K2SO4 + 2H2O
Определяем, какие вещества в химической реакции диссоциируют, т.е. распадаются на ионы.
Записываем в виде ионов:
- растворимые соли;
- сильные кислоты (H2SO4, HNO3, HCl и др.);
- растворимые в воде основания.
Записываем в виде молекул:
- нерастворимые соли;
- слабые кислоты, щелочи, вода;
- оксиды;
- газы;
- простые вещества;
- большинство органических соединений.
Если есть сомнения в растворимости реагента или продукта реакции, можно проверить по специальной таблице, которая является справочным материалом, ей можно пользоваться на различных экзаменах.
В таблице, помимо растворимости соединений, представлены также заряды катионов и анионов, участвующих в реакциях.
Определяем многоатомные ионы.
Это необходимо сделать, т.к. данные соединения не разлагаются на отдельные атомы и имеют свой заряд. Чаще всего в химических превращениях участвуют следующие многоатомные ионы:
Записываем равенство таким образом, чтобы все диссоциирующие субстанции были представлены в виде катионов и анионов.
Проверяем, чтобы уравнение было сбалансировано, т.е. количество различных атомов в частях с реагентами и продуктами реакции совпадало.
На данном этапе мы получили полное ионное уравнение.
Вычеркиваем идентичные ионы в обеих частях равенства, т.е. катионы и анионы с одинаковыми нижними индексами и зарядами, и переписываем равенство без данных ионов.
2H + 2OH = 2H2O
Проверяем, чтобы количество атомов элементов совпадало в правой и левой частях уравнения. Таким образом получаем краткое ионное уравнение.
Задача 1
Выясните, произойдет ли химическое взаимодействие между растворами гидроксида калия и хлорида аммония. (Записать для реакции молекулярное, полное ионное и сокращенное ионное уравнение.)
Записываем молекулярное уравнение, проверяем коэффициенты.
KOH + NH4Cl = KCl + NH4OH
Помним, что гидроксид аммония — нестабильное соединение и разлагается на аммиак и воду.
Записываем окончательное уравнение:
KOH (p) + NH4Cl (p) = KCl (p) + NH3↑+ H2O
NB! Благодаря летучести и резкому раздражающему запаху 3%-й раствор NH3 называется «нашатырный спирт» и используется в медицине.
Подсматривая в таблицу растворимости, помечаем полное ионное уравнение, не забывая о зарядах ионов.
Вычеркивая идентичные катионы и анионы в обеих частях реакции, составляем краткое ионное уравнение.
Делаем вывод: химическая реакция между гидроксидом калия и хлоридом аммония протекает с образованием воды и выделением аммиака — летучего газа с резким запахом.
Задача 2
А сейчас выполним задание из учебника «Химия. 9 класс» под редакцией В.В. Еремина.
Налейте в пробирку 1 мл раствора карбоната натрия и аккуратно прилейте к нему пару капелек соляной кислоты.
Что происходит?
Составьте уравнение реакции, напишите полное и сокращенное ионные уравнения.
Записываем реакцию в молекулярном виде, расставляем коэффициенты, если это необходимо.
Na2CO3 + 2HCl = 2NaCl + H2O + CO2
Подсматривая в таблицу растворимости, записываем полное ионное уравнение, не забывая отмечать заряды ионов.
Вычеркивая одинаковые катионы и анионы в правой и левой частях равенства, составляем краткое ионное уравнение.
Вопрос «Что происходит?» остался без ответа. К сожалению, в домашних условиях этот опыт осуществить трудновато, так как стиральной содой уже давно никто не пользуется, да и соляную кислоту в аптеке уже не продают. Но примерно такой же визуальный эффект можно наблюдать, если смешать раствор пищевой соды с раствором уксусной кислоты.
#ADVERTISING_INSERT#
Источник: https://rosuchebnik.ru/material/ionnye-uravneniya/
Напишите в молекулярной и сокращенной ионной форме уравнения реакций нейтрализации – Химия
60. Составьте
молекулярные и сокращенные
ионно-молекулярные уравнения реакций:
а) Nа2S
+ ZnС12 → г) К2СO3
+ СаСI2 →
б)
ВаС12 + Nа2SO4 → д) Nа2СO3 + ВаС12
→
в) Рb(NO3)2
+ 2NaI → е) FeCI2
+ KOH →
61.
Составьте молекулярные и сокращенные ионно-молекулярные уравнения
реакций:
а) FeS + НСl → б) Са(ОН)2 +
NН4С1 →
в) NaC1
+ Н2SO4(к) → г)
Na2CO3 + HNO3 →
62. Составьте молекулярные и сокращенные ионно-молекулярные уравнения
реакций:
а) соляная кислота + нитратсеребра;
б) хлорид бария + серная кислота.
63. Составьте молекулярные и сокращенные ионно-молекулярные уравнения
реакций:
в) гидроксид натрия +
хлорид аммония;
г) карбонат натрия + гидроксид кальция;
д) гидроксид железа (III)
+ азотная кислота.
64. Составьте
молекулярные уравнения реакций по данным ионно – молекулярным
уравнениям:
а) А1(ОН)3 + ЗН+ → Al3+ + 3Н2О
б) Са2+ + СO32‾ → СаСО3↓
в) Fе3+ + ЗОН‾ →
Fе(ОН)3↓
65. Напишите ионные уравнения реакций, протекающих с
образованием малодиссоциирующих соединений:
а)
СН3СООNа + Н2SО4 →…
б) NaCN + Н2SO4 →…
в)
Nа2СО3 + Н2SO4 →… г) FeS + Н2SO4 →…
66. Напишите молекулярные и ионные уравнения реакций
нейтрализации:
а) Аl(ОН)3 + НС1 →… 6) Са(ОН)2 + Н3РО4
→…
в) КОН + Н2SO4 →… р)
Сu(ОН)2 + НNО3 →…
д) NН4ОН + НС1 →… е)
Ва(ОН)2 + Н2S
→…
67.
Напишитемолекулярные и ионные уравнения реакций образования средних солей из основных
и кислых:
а) А1(ОН)2С1 + НNО3 →… б) (МgОН)2SO4 + Н2SO4 →…
в) СгОНСI2 + НС1 →… г) КНСО3 +
Са(ОН)2 →…
д) Са(Н2РO4)2 + Са(ОН)2 →… е) NaНS + NaOH →…
68. Выберите необратимые реакции и для них
напишите молекулярные и ионно- молекулярные уравнения:
а) Сu(NО3)2 и
KОН; б) ВаС12 и Nа2SО4; в) NaNO3 и CaCI2;
г) КNO3 и Nа2SО3; д) НNО3 и
НС1; е) АgNО3 и NaC1.
69. Напишите
молекулярные уравнения реакций:
а)
(АlOН)2+ + Н+ → Al3+ + Н2O
б) НСO3‾ + OН‾ → СO32‾ + Н2O
в) А1(ОН)3 + OН‾ → АlO2‾ + Н2O
г) Fе(ОН)2 + 2Н+ → Fе2+ +
2Н2O
Для слабых
электролитов выпишите соответствующие константы.
70. Объясните с помощью ионных уравнений, что
произойдет при смешении ионов в растворе:
а) Na+, SO42‾, SО32‾, Н+; б) АI3+, SO42‾, С1‾, Н+;
в) Fе3+, ОН‾, К+, NO3‾ ; г) К+, OН‾, Fе3+, Cl‾;
71.
Приведите примеры трех реакций, которые можно выразить одним ионным
уравнением:
СН3СОO‾ + Н+ → СН3СООН
72. Приведите
примеры трех реакций, которые можно выразить одним ионным уравнением:
Ba+2 + SO42- = BaSO4 ↓
73. Можно ли
приготовить раствор, содержащий одновременно следующие вещества:
а)
Мg(ОН)2 и НNО3; б) А1(ОН)3 и
КОН; в) Н2SO4 и
NaOH?
Ответ подтвердите уравнениями реакций. Для слабых электролитов выпишите соответствующие
константы.
74. Напишите молекулярные уравнения реакций:
а) Аg+ + Вг‾ = AgBr 6) Ва2+ + SО42‾ = BaSO4
в) 3H+ + РО43 ‾
= Н3РO4 г) 2Н+
+ SО32‾ =
H 2O + SО2 .
Для слабых электролитов
выпишите соответствующие константы.
75. Напишитемолекулярные и сокращенные уравнения реакций, протекающих при смешении
растворов:
а) серной кислоты и гидроксида
кальция;
б) гидроксида магния и соляной
кислоты;
в) гидроксида цинка и гидроксида
калия.
Для слабых электролитов
выпишите соответствующие константы.
76. Напишите сокращенные ионные уравнения реакций:
а) Рb(NО3)2 +KI→; б) NiС12+Н2S→; в) К2СО3+НС1→;
г) СuSО4+NaOH→; д) СаСО3+НС1→; е) Nа2SО3+Н2SО4→.
77. Напишите сокращенные ионно-молекулярные уравнения реакций. Для слабых
электролитов выпишите соответствующие константы.
а) Nа2S+Н2SО4; б)
FeS+HC1; г) NH4 С1+Са(ОН)2;, д) NаОС1+НNОз.
78. Напишите
в молекулярной и сокращенной
ионной форме уравнения реакций нейтрализации:
а)
НС1+Ва(ОН)2; б)
HF + KOH; в) Fе(ОН)3+ HNО3;
г) СН3СООН+NН4ОН; д) НNО2 + NH4 ОН; е) Н2S +NН4ОН.
Для слабых электролитов
выпишите соответствующие константы.
79. Составьте в молекулярной форме уравнения реакций, которые выражаются
следующими ионно-молекулярными уравнениями:
a). NO2‾ +Н+ = НNO2 б).
Сu2+ +
2ОН‾ = Сu(ОН)2↓ в) Pb2++
2I‾ =РbI2↓
Источник: https://himya.ru/napishite-v-molekulyarnoy-i-sokraschennoy-ionnoy-forme-uravneniya-reakciy-neytralizacii.html
1. Напишите уравнения следующих реакций в молекулярном, полном ионном исокращенном ионном виде.1) КОН + BaSO4→2) NaOH + NH4Cl→3) Cu(OH)2 + H2SO4→2. Для сокращенных ионных уравнений реакции приведите полные ионные и молекулярные уравнения реакций.1) H+ + OH- = H2O2) Ba2+ +SO 2-4 =BaSO4↓3) CO 2-3 + 2H+ =H2O + CO2↑
Запиши слова для справки в два столбика 1. не изменяемые слова.2, изменяимые слова. слова для справки,небо,утро,лето,облако,солнце,метро,эскимо,фламинго,эму,какаду,зебу,кенгуру.
Запиши слова для справки в два столбика 1. не изменяемые слова.2, изменяимые слова. слова для справки,небо,утро,лето,облако,солнце,метро,эскимо,фламинго,эму,какаду,зебу,кенгуру.
Page 3
Запиши слова для справки в два столбика 1. не изменяемые слова.2, изменяимые слова. слова для справки,небо,утро,лето,облако,солнце,метро,эскимо,фламинго,эму,какаду,зебу,кенгуру.
Page 4
Запиши слова для справки в два столбика 1. не изменяемые слова.2, изменяимые слова. слова для справки,небо,утро,лето,облако,солнце,метро,эскимо,фламинго,эму,какаду,зебу,кенгуру.
Page 5
Запиши слова для справки в два столбика 1. не изменяемые слова.2, изменяимые слова. слова для справки,небо,утро,лето,облако,солнце,метро,эскимо,фламинго,эму,какаду,зебу,кенгуру.
Page 6
Запиши слова для справки в два столбика 1. не изменяемые слова.2, изменяимые слова. слова для справки,небо,утро,лето,облако,солнце,метро,эскимо,фламинго,эму,какаду,зебу,кенгуру.
Page 7
Запиши слова для справки в два столбика 1. не изменяемые слова.2, изменяимые слова. слова для справки,небо,утро,лето,облако,солнце,метро,эскимо,фламинго,эму,какаду,зебу,кенгуру.
Page 8
Запиши слова для справки в два столбика 1. не изменяемые слова.2, изменяимые слова. слова для справки,небо,утро,лето,облако,солнце,метро,эскимо,фламинго,эму,какаду,зебу,кенгуру.
Page 9
Запиши слова для справки в два столбика 1. не изменяемые слова.2, изменяимые слова. слова для справки,небо,утро,лето,облако,солнце,метро,эскимо,фламинго,эму,какаду,зебу,кенгуру.
Page 10
Запиши слова для справки в два столбика 1. не изменяемые слова.2, изменяимые слова. слова для справки,небо,утро,лето,облако,солнце,метро,эскимо,фламинго,эму,какаду,зебу,кенгуру.
Page 11
Запиши слова для справки в два столбика 1. не изменяемые слова.2, изменяимые слова. слова для справки,небо,утро,лето,облако,солнце,метро,эскимо,фламинго,эму,какаду,зебу,кенгуру.
Page 12
Запиши слова для справки в два столбика 1. не изменяемые слова.2, изменяимые слова. слова для справки,небо,утро,лето,облако,солнце,метро,эскимо,фламинго,эму,какаду,зебу,кенгуру.
Page 13
Запиши слова для справки в два столбика 1. не изменяемые слова.2, изменяимые слова. слова для справки,небо,утро,лето,облако,солнце,метро,эскимо,фламинго,эму,какаду,зебу,кенгуру.
Page 14
Запиши слова для справки в два столбика 1. не изменяемые слова.2, изменяимые слова. слова для справки,небо,утро,лето,облако,солнце,метро,эскимо,фламинго,эму,какаду,зебу,кенгуру.
Page 15
Запиши слова для справки в два столбика 1. не изменяемые слова.2, изменяимые слова. слова для справки,небо,утро,лето,облако,солнце,метро,эскимо,фламинго,эму,какаду,зебу,кенгуру.
Page 16
Запиши слова для справки в два столбика 1. не изменяемые слова.2, изменяимые слова. слова для справки,небо,утро,лето,облако,солнце,метро,эскимо,фламинго,эму,какаду,зебу,кенгуру.
Page 17
Запиши слова для справки в два столбика 1. не изменяемые слова.2, изменяимые слова. слова для справки,небо,утро,лето,облако,солнце,метро,эскимо,фламинго,эму,какаду,зебу,кенгуру.
Page 18
Запиши слова для справки в два столбика 1. не изменяемые слова.2, изменяимые слова. слова для справки,небо,утро,лето,облако,солнце,метро,эскимо,фламинго,эму,какаду,зебу,кенгуру.
Page 19
Запиши слова для справки в два столбика 1. не изменяемые слова.2, изменяимые слова. слова для справки,небо,утро,лето,облако,солнце,метро,эскимо,фламинго,эму,какаду,зебу,кенгуру.
0
Запиши слова для справки в два столбика 1. не изменяемые слова.2, изменяимые слова. слова для справки,небо,утро,лето,облако,солнце,метро,эскимо,фламинго,эму,какаду,зебу,кенгуру.
1
Запиши слова для справки в два столбика 1. не изменяемые слова.2, изменяимые слова. слова для справки,небо,утро,лето,облако,солнце,метро,эскимо,фламинго,эму,какаду,зебу,кенгуру.
2
Запиши слова для справки в два столбика 1. не изменяемые слова.2, изменяимые слова. слова для справки,небо,утро,лето,облако,солнце,метро,эскимо,фламинго,эму,какаду,зебу,кенгуру.
3
Запиши слова для справки в два столбика 1. не изменяемые слова.2, изменяимые слова. слова для справки,небо,утро,лето,облако,солнце,метро,эскимо,фламинго,эму,какаду,зебу,кенгуру.
4
Запиши слова для справки в два столбика 1. не изменяемые слова.2, изменяимые слова. слова для справки,небо,утро,лето,облако,солнце,метро,эскимо,фламинго,эму,какаду,зебу,кенгуру.
5
Запиши слова для справки в два столбика 1. не изменяемые слова.2, изменяимые слова. слова для справки,небо,утро,лето,облако,солнце,метро,эскимо,фламинго,эму,какаду,зебу,кенгуру.
6
Запиши слова для справки в два столбика 1. не изменяемые слова.2, изменяимые слова. слова для справки,небо,утро,лето,облако,солнце,метро,эскимо,фламинго,эму,какаду,зебу,кенгуру.
Источник: https://znanija.site/himiya/29626204.html
Конспект
Ключевые слова конспекта: свойства ионов, определение ионов, реакции ионного обмена, ионное уравнение, реакции в растворах электролитов.
Свойства ионов
Число электронов в атоме равно числу протонов. Протоны и нейтроны прочно связаны друг с другом и образуют ядро атома. Ион – атом или часть молекулы, где есть неравное количество электронов и протонов. Если электронов больше, чем протонов, то ион называют отрицательным. Иначе ион называют положительным.
Ионы отличаются от атомов строением и свойствами. Некоторые ионы бесцветны, а другие имеют определенный цвет. Для каждого из ионов характерны специфические химические свойства.
Таблица 1. Определение ионов
Определяемый ион | Реактив, содержащий ион | Результат реакции |
Н+ | Индикаторы | Изменение окраски |
Ag+ | Cl– | Белый осадок |
Cu2+ | OH– | Синий осадок |
S2– | Черный осадок Окрашивание пламени в сине-зеленый цвет | |
Fe2+ | OH– | Зеленоватый осадок, который с течением времени буреет |
Fe3+ | OH– | Осадок бурого цвета |
Zn2+ | OH– | Белый осадок, при избытке ОН– растворяется |
S2– | Белый осадок | |
Аl3+ | OH– | Белый желеобразный осадок, который при избытке ОН– растворяется |
NH4+ | OH– | Запах аммиака |
Ba2+ | SO42– | Белый осадок Окрашивание пламени в желто-зеленый цвет |
Ca2+ | CO32– | Белый осадок Окрашивание пламени в кирпично-красный цвет |
Na+ | Цвет пламени желтый | |
K+ | Цвет пламени фиолетовый (через кобальтовое стекло) | |
Cl– | Ag+ | Белый осадок |
H2SO4* | Выделение бесцветного газа с резким запахом (НСl) | |
Br– | Ag+ | Желтоватый осадок |
H2SO4* | Выделение SO2 и Вг2 (бурый цвет) | |
I– | Ag+ | Желтый осадок |
H2SO4* | Выделение H2S и I2 (фиолетовый цвет) | |
SO32– | H+ | Выделение SO2 — газа с резким запахом, обесцвечивающего раствор фуксина и фиолетовых чернил |
CO32– | H+ | Выделение газа без запаха, вызывающего помутнение известковой воды |
СН3СОО– | H2SO4 | Появление запаха уксусной кислоты |
NO3– | H2SO4(конц.) и Cu | Выделение бурого газа |
SO42– | Ba2+ | Белый осадок |
PO43– | Ag+ | Желтый осадок |
OH– | Индикаторы | Изменение окраски индикаторов |
* При определении галогенид-ионов с помощью серной кислоты используют твердую соль.
Ионное уравнение
В водных растворах все электролиты в той или иной степени распадаются на ионы и реакции происходят между ионами.
Сущность реакций в растворах электролитов отражается ионным уравнением. В ионном уравнении учитывается то, что сильный электролит в растворе находится в диссоциированном виде.
Формулы слабых электролитов и нерастворимых в воде веществ в ионных уравнениях принято записывать в недиссоциированной на ионы форме. Растворимость электролита в воде нельзя считать критерием его силы.
Многие нерастворимые в воде соли являются сильными электролитами, однако концентрация ионов в растворе оказывается низкой вследствие низкой растворимости. Именно поэтому в уравнениях их формулы записывают в недиссоциированной форме.
При составлении ионных уравнений реакций с участием сильных кислот часто для упрощения записывают формулу иона Н+, а не H3O+.
Реакции в растворах электролитов происходят в направлении связывания ионов. Существует несколько форм связывания ионов: образование осадков, выделение газообразных веществ, образование слабых электролитов. Рассмотрим конкретные примеры:
Уравнение в молекулярном виде: Ca(NO3)2 + Na2CO3 = СаСO3↓ + 2NaNO3
Полное ионное уравнение:
Сокращенное ионное уравнение:
- Выделение газов (например, СO2, SO2, H2S, NH3):
- Образование слабых электролитов (например, воды, слабых кислот):
а) КОН + НCl = КCl + H2O
К+ + OH– + Н+ + Cl– = К+ + Cl– + H2O
OH– + Н+ = H2O
б) HNO2 – азотистая кислота (слабая):
NaNO2 + НCl = NaCl + HNO2
Na+ + NO2 + Н+ + Cl– = Na+ + Cl– + HNO2
NO2– + Н+ = HNO2
Иногда реакции в растворах электролитов осуществляются с участием нерастворимых веществ или слабых электролитов в направлении более полного связывания ионов. Например, мрамор растворяется в соляной кислоте с образованием углекислого газа:
Таблица 2. Уравнения ионных реакций
Реакции ионного обмена
Для ионных реакций выражение «в молекулярном виде», как и сама запись, является условным. При анализе приведенных в Таблице 2 уравнений реакций выясняется, что реакции ионного обмена протекают до конца в следующих случаях:
- если выпадает осадок;
- если выделяется газ;
- если образуется малодиссоциирующее вещество, например вода.
Если в растворе нет таких ионов, которые могут связываться между собой, реакция обмена не протекает до конца, т. е. является обратимой. При составлении уравнений таких реакций, как и при составлении уравнений диссоциации слабых электролитов, ставится знак обратимости.
Чтобы сделать вывод о протекании реакции ионного обмена до конца, надо использовать данные таблицы растворимости солей, оснований и кислот в воде.
Чтобы составить уравнения всех возможных реакций, в которых участвуют хлорид магния и другие растворимые в воде вещества, рассуждают так:
- Убеждаются, растворимо ли в воде взятое вещество, в данном случае хлорид магния MgCl2.
- Приходят к выводу, что хлорид магния MgCl2 будет реагировать только с такими растворимыми в воде веществами, которые способны осадить либо ионы Mg2+, либо хлорид-ионы Сl–.
- Ионы Mg2+ можно осадить: а) ионами ОН–, т. е. нужно подействовать любой щелочью, что приведет к образованию малорастворимого гидроксида магния Mg(OH)2; б) при действии растворимыми в воде солями, содержащими один из следующих анионов: . Для этого можно воспользоваться солями натрия, калия и аммония, содержащими указанные анионы, так как эти соли растворимы в воде.
- Хлорид-ионы Сl– можно осадить катионами Ag++ и Pb2+. Поэтому для проведения реакции нужно выбрать растворимые соли, содержащие эти катионы.
При составлении уравнений реакций ионного обмена, в которых образуются газообразные вещества, следует учесть, что анионы способны реагировать с кислотами с образованием соответствующего газа, например:
В свете представлений об электролитической диссоциации кислот, оснований и солей общие свойства этих веществ определяются наличием общих ионов, которые входят в их состав
Конспект урока «Реакции ионного обмена. Ионное уравнение».
Следующая тема: «».
Источник: https://uchitel.pro/%D1%80%D0%B5%D0%B0%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%B8-%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%BE%D0%B1%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B0/
Практ. 1. Реакции ионного обмена между растворами электролитов
а) Раствором карбоната натрия и хлороводородной кислотой.
Молекулярное уравнение:
Na2CO3+2HCl=2NaCl+CO2↑+H2O\mathrm{Na_2CO_3 + 2HCl = 2NaCl + CO_2 \uparrow + H_2O}Na2CO3+2HCl=2NaCl+CO2↑+H2O
Полное ионное уравнение:
2Na++CO32−+2H++2Cl−=2Na++2Cl−+CO2↑+H2O\mathrm{2Na+ + {CO_3}{2-} + 2H+ + 2Cl- = 2Na+ + 2Cl- + CO_2 \uparrow + H_2O}2Na++CO32−+2H++2Cl−=2Na++2Cl−+CO2↑+H2O
Сокращенное ионное уравнение:
CO32−+2H+=CO2↑+H2O\mathrm{{CO_3}{2-} + 2H+ = CO_2 \uparrow +H_2O}CO32−+2H+=CO2↑+H2O
б) Раствором сульфата меди (II) и гидроксида натрия.
Молекулярное уравнение:
CuSO4+2NaOH=Cu(OH)2↓+Na2SO4\mathrm{CuSO_4 + 2NaOH = Cu(OH)_2 \downarrow + Na_2SO_4}CuSO4+2NaOH=Cu(OH)2↓+Na2SO4
Полное ионное уравнение:
Cu2++SO42−+2Na++2OH−=Cu(OH)2↓+2Na++SO42−\mathrm{Cu{2+} + {SO_4}{2-} + 2Na+ + 2OH- = Cu(OH)_2 \downarrow + 2Na+ + {SO_4}{2-}}Cu2++SO42−+2Na++2OH−=Cu(OH)2↓+2Na++SO42−
Сокращенное ионное уравнение:
Cu2++2OH−=Cu(OH)2↓\mathrm{Cu{2+} + 2OH- = Cu(OH)_2 \downarrow}Cu2++2OH−=Cu(OH)2↓
в) Растворами хлорида натрия и серной кислоты.
РЕАКЦИИ НЕ ПРОИСХОДИТ
1. Вариант 2. Установите возможность протекания химических реакций между растворами электролитов.
а) Растворами карбоната калия и серной кислоты.
Молекулярное уравнение:
K2CO3+H2SO4=K2SO4+CO2↑+H2O\mathrm{K_2CO_3 + H_2SO_4 = K_2SO_4 + CO_2 \uparrow + H_2O}K2CO3+H2SO4=K2SO4+CO2↑+H2O
Полное ионное уравнение:
2K++CO32−+2H++SO42−=2K++SO42−+CO2↑+H2O\mathrm{2K+ + {CO_3}{2-} + 2H+ + {SO_4}{2-} = 2K+ + {SO_4}{2-} + CO_2 \uparrow + H_2O}2K++CO32−+2H++SO42−=2K++SO42−+CO2↑+H2O
Сокращенное ионное уравнение:
CO32−+2H+=CO2↑+H2O\mathrm{{CO_3}{2-} + 2H+ = CO_2 \uparrow + H_2O}CO32−+2H+=CO2↑+H2O
б) Растворами сульфата магния и гидроксида натрия.
РЕАКЦИИ НЕ ПРОИСХОДИТ
в) Раствором нитрата натрия и хлороводородной кислотой.
Молекулярное уравнение:
MgSO4+2NaOH=Mg(OH)2↓+Na2SO4\mathrm{MgSO_4 + 2NaOH = Mg(OH)_2 \downarrow + Na_2SO_4}MgSO4+2NaOH=Mg(OH)2↓+Na2SO4
Полное ионное уравнение:
Mg2++SO42−+2Na++2OH−=Mg(OH)2↓+2Na++SO42−\mathrm{Mg{2+} + {SO_4}{2-} + 2Na+ + 2OH- = Mg(OH)_2 \downarrow + 2Na+ + {SO_4}{2-}}Mg2++SO42−+2Na++2OH−=Mg(OH)2↓+2Na++SO42−
Сокращенное ионное уравнение:
Mg2++2OH−=Mg(OH)2↓\mathrm{Mg{2+} + 2OH- = Mg(OH)_2 \downarrow}Mg2++2OH−=Mg(OH)2↓
2. Вариант 1. Вам выдан раствор сульфата натрия. Подберите реактив, который может реагировать с ним с образованием осадка.
Молекулярное уравнение:
Ba(OH)2+Na2SO4=BaSO4↓+2NaOH\mathrm{Ba(OH)_2 + Na_2SO_4 = BaSO_4 \downarrow + 2NaOH}Ba(OH)2+Na2SO4=BaSO4↓+2NaOH
Полное ионное уравнение:
Ba2++2OH−+2Na++SO42−=BaSO4↓+2Na++2OH−\mathrm{Ba{2+} + 2OH- + 2Na+ + {SO_4}{2-} = BaSO_4 \downarrow + 2Na+ + 2OH-}Ba2++2OH−+2Na++SO42−=BaSO4↓+2Na++2OH−
Сокращенное ионное уравнение:
Ba2++SO42−=BaSO4↓\mathrm{Ba{2+} + {SO_4}{2-} = BaSO_4 \downarrow}Ba2++SO42−=BaSO4↓
ИЛИ
Молекулярное уравнение:
BaCl2+Na2SO4=BaSO4↓+2NaCl\mathrm{BaCl_2 + Na_2SO_4 = BaSO_4 \downarrow + 2NaCl}BaCl2+Na2SO4=BaSO4↓+2NaCl
Полное ионное уравнение:
Ba2++2OH−+2Na++SO42−=BaSO4↓+2Na++2OH−\mathrm{Ba{2+} + 2OH- + 2Na+ + {SO_4}{2-} = BaSO_4 \downarrow + 2Na+ + 2OH-} Ba2++2OH−+2Na++SO42−=BaSO4↓+2Na++2OH−
Сокращенное ионное уравнение:
Ba2++SO42−=BaSO4↓\mathrm{Ba{2+} + {SO_4}{2-} = BaSO_4 \downarrow}Ba2++SO42−=BaSO4↓
2. Вариант 2. Вам выдан раствор карбоната натрия. Подберите реактив, который может реагировать с ним с образованием осадка.
Молекулярное уравнение:
Na2CO3+CaCl2=CaCO3↓+2NaCl\mathrm{Na_2CO_3 + CaCl_2 = CaCO_3 \downarrow + 2NaCl}Na2CO3+CaCl2=CaCO3↓+2NaCl
Полное ионное уравнение:
2Na++CO32−+Ca2++2Cl−=CaCO3↓+2Na++2Cl−\mathrm{2Na+ + {CO_3}{2-} + Ca{2+} + 2Cl- = CaCO_3 \downarrow + 2Na+ + 2Cl-}2Na++CO32−+Ca2++2Cl−=CaCO3↓+2Na++2Cl−
Сокращенное ионное уравнение:
Ca2++CO32−=CaCO3↓\mathrm{Ca{2+} + {CO_3}{2-} = CaCO_3 \downarrow}Ca2++CO32−=CaCO3↓
ИЛИ
Молекулярное уравнение:
Ba(NO3)2+Na2CO3=BaCO3↓+2NaNO3\mathrm{Ba(NO_3)_2 + Na_2CO_3 = BaCO_3 \downarrow + 2NaNO_3}Ba(NO3)2+Na2CO3=BaCO3↓+2NaNO3
Полное ионное уравнение:
Ba2++2NO3−+2Na++2OH−=BaCO3↓+2Na++2NO3−\mathrm{Ba{2+} + {2NO_3}- + 2Na+ + 2OH- = BaCO_3 \downarrow + 2Na+ + {2NO_3}-}Ba2++2NO3−+2Na++2OH−=BaCO3↓+2Na++2NO3−
Сокращенное ионное уравнение:
Ba2++CO32−=BaCO3↓\mathrm{Ba{2+} + {CO_3}{2-} = BaCO_3 \downarrow}Ba2++CO32−=BaCO3↓
3. Вариант 1. Проведите реакции, при помощи которых можно осуществить следующие химические превращения: FeCl3 → Fe(OH)3 → Fe(NO3)3
a) Получение гидроксида железа (III).
Молекулярное уравнение:
FeCl3+3KOH=Fe(OH)3↓+3KCl\mathrm{FeCl_3 + 3KOH = Fe(OH)_3 \downarrow + 3KCl}FeCl3+3KOH=Fe(OH)3↓+3KCl
Полное ионное уравнение:
Fe3++3Cl−+3K++3OH−=Fe(OH)3↓+3K++3Cl−\mathrm{{Fe}{3+} + 3Cl- + 3K+ + 3OH- = Fe(OH)_3 \downarrow + 3K+ + 3Cl-}Fe3++3Cl−+3K++3OH−=Fe(OH)3↓+3K++3Cl−
Сокращенное ионное уравнение:
Fe3++3OH−=Fe(OH)3↓\mathrm{Fe{3+} + 3OH- = Fe(OH)_3 \downarrow}Fe3++3OH−=Fe(OH)3↓
б) Получение нитрата железа (III).
Молекулярное уравнение:
Fe(OH)3+3HNO3=Fe(NO3)3+3H2O\mathrm{Fe(OH)_3 + 3HNO_3 = Fe(NO_3)_3 + 3H_2O}Fe(OH)3+3HNO3=Fe(NO3)3+3H2O
Полное ионное уравнение:
Fe(OH)3+3H++3NO−3=Fe3++3NO−3+3H2O\mathrm{Fe(OH)_3 + 3H+ + 3{NO-}_3 = Fe{3+} + 3{NO-}_3 + 3H_2O}Fe(OH)3+3H++3NO−3=Fe3++3NO−3+3H2O
Сокращенное ионное уравнение:
Fe(OH)3+3H+=Fe3++3H2O\mathrm{Fe(OH)_3 + 3H+ = Fe{3+} + 3H_2O}Fe(OH)3+3H+=Fe3++3H2O
3. Вариант 2. Проведите реакции, при помощи которых можно осуществить следующие химические превращения: CuSO4 → Cu(OH)2 → CuCl2
а) Получение гидроксида меди (II).
Молекулярное уравнение:
CuSO4+2NaOH=Cu(OH)2↓+Na2SO4\mathrm{CuSO_4 + 2NaOH = Cu(OH)_2 \downarrow + Na_2SO_4}CuSO4+2NaOH=Cu(OH)2↓+Na2SO4
Полное ионное уравнение:
Cu2++SO42−+2Na++2OH−=Cu(OH)2↓+2Na++SO42−\mathrm{Cu{2+} + {SO_4}{2-} + 2Na+ + 2OH- = Cu(OH)_2 \downarrow + 2Na+ + {SO_4}{2-}}Cu2++SO42−+2Na++2OH−=Cu(OH)2↓+2Na++SO42−
Сокращенное ионное уравнение:
Cu2++2OH−=Cu(OH)2↓\mathrm{Cu{2+} + 2OH- = Cu(OH)_2 \downarrow}Cu2++2OH−=Cu(OH)2↓
б) Получение хлорида меди (II).
Молекулярное уравнение:
Cu(OH)2↓+HCl=CuCl2+2H2O\mathrm{Cu(OH)_2 \downarrow + HCl = CuCl_2 + 2H_2O}Cu(OH)2↓+HCl=CuCl2+2H2O
Полное ионное уравнение:
Cu(OH)2↓+2H++2Cl−=Cu2++2Cl−+2H2O\mathrm{Cu(OH)_2 \downarrow + 2H+ + 2Cl- = Cu{2+} + 2Cl- + 2H_2O}Cu(OH)2↓+2H++2Cl−=Cu2++2Cl−+2H2O
Сокращенное ионное уравнение:
2H++Cu(OH)2↓=Cu2++2H2O\mathrm{2H+ + Cu(OH)_2 \downarrow = Cu{2+} + 2H_2O}2H++Cu(OH)2↓=Cu2++2H2O
Источник: https://superresheba.by/resh/54034