Нефтяные масла

Содержание
  1. Нефть и нефтепродукты
  2. Нефтяные топлива
  3. Нефтяное масло
  4. Товарные нефтепродукты
  5. Нефтяной кокс
  6. Химия нефти
  7. Очистка масел
  8. Показатели качества масел
  9. Синтетические масла
  10. Нефтяные масла
  11. Масла делятся на две группы: смазочные и несмазочные (специальные).
  12. Масла индустриальные
  13. Масла моторные
  14. Виды моторных масел 
  15. Наиболее применяемые марки моторных масел:
  16. Масла трансмиссионные
  17. Классы трансмиссионных масел:
  18. Классификация трансмиссионных масел 
  19. Масла турбинные
  20. Масла компрессорные
  21. Масла осевые
  22. Масла цилиндровые
  23. Масла приборные
  24. лучших минеральных масел 2020 года
  25. ЛУКОЙЛ Стандарт SF/CC 10W-40
  26. LUXE Standard 20W-50
  27. Газпромнефть Standard 20W-50
  28. ЛУКОЙЛ Авангард CF-4/SG 15W-40
  29. Mannol Safari 20W-50
  30. IDEMITSU 10W-30 SM/СF
  31. ROLF Krafton M5 U 15W-40
  32. SHELL Rimula R4 X 15W-40
  33. Минеральное масло. Где применяется и чем отличается от синтетики
  34. Технология производства
  35. Чем отличается минеральное масло от синтетики и полусинтетики
  36. Минеральное моторное масло
  37. Полусинтетика
  38. Вывод
  39. Тестирование минеральных масел
  40. Можно ли смешивать синтетику и минералку
  41. Преимущества и недостатки минеральных масел

Нефть и нефтепродукты

Нефтяные масла

В 21 веке нефть и нефтепродукты являются неотъемлемой частью жизни людей. Без нефтепродуктов не обходится ни одна сфера человеческой деятельности. Нефтепродукт – это не только смесь углеводородов, но и химическое соединение, которое получают из нефти.
Главные виды нефтепродуктов:

  • топливо (бензин, керосин, дизельное топливо)
  • ГСМ
  • растворители
  • нефтехимическое сырье
  • электроизоляционные составы.

Любые нефтепродукты получают методом перегонки нефти. Вследствие перегонки из первичного сырья выделяются разные газообразные вещества. Главное устройство для перегонки – ректификационная колонна.

Нефтяные топлива

Большая популярность нефтяных фракций как топлива обусловлена высоким уровнем их теплоты сгорания, а также не высокой ценой и удобным использованием.

В процессе сгорания одного килограмма нефтяного топлива можно получить не менее 41670 кДж тепла, в то время как при сгорании такого же количества угля – примерно 33 330 кДж тепла, а древесины – лишь 19 500 кДж. Уровень себестоимости добычи нефтепродуктов примерно в 6 раз меньше, чем угля.

Также жидкие топлива обладают рядом достоинств перед твердыми, в особенности в процессе перевозки и применения.
Любое топливо для двигателей и разных топочных устройств должно отвечать таким условиям:

  • при сгорании должно выделяться наибольше количество тепла за конкретное время. Процесс их горения должен быть плавным и полным, при этом должно образовываться наименьше количество токсичных и коррозионно-агрессивных соединений и отложений
  • своевременно должны образовываться однородные смеси паров топлива с воздухом, уровень испаряемости должен быть оптимальным
  • топливо должно бесперебойно подаваться по системе питания в силовой агрегат в различных погодных условиях. Не должно возникать проблем с транспортировкой и хранением
  • эксплуатационные свойства не должны ухудшаться со временем
  • температура застывания и помутнения должна быть низкой
  • в составе не должно быть коррозионно-агрессивных и механических примесей
  • не высокая цена. 

Именно таким требованиям и удовлетворяют нефтяные топлива. Они главный источник энергии почти для всех типов моторов наземной, морской и авиационной техники. Тем не менее, новейшие силовые агрегаты требуют, чтобы топливо имело целый перечень специфических свойств. Именно по этой причине все нефтяные топлива разделили на пять категорий:

  • для поршневого мотора с принудительным зажиганием (автомобильный и авиационный бензин)
  • для поршневого двигателя с воспламенением от сжатия (дизельное топливо для быстроходных и тихоходных моторов)
  • для реактивного двигателя (дозвуковая и сверхзвуковая авиация)
  • для газотурбинного мотора и установок (транспортных и стационарных);
  • для котельных установок (транспортных и стационарных).

Нефтяное масло

Нефтяное масло — это жидкая смесь высокомолекулярных углеводородов с очень высокой температурой кипения в пределах 300—600 °C. В основном это алкилнафтеновые и алкилароматические масла, которые получают в процессе переработки нефти.

В состав масел входят предельные, нафтеновые, ароматические и гибридные углеводороды, а также металлорганические и гетеропроизводные. С повышением вязкости и плотности нефтяного масла, усложняется его состав.

Так как разделить фракции на отдельные компоненты очень сложно, то определяют количество отдельных групп соединений.
Выделяю такие виды нефтяных масел:

  • остаточные 
  • дистилляционные 
  • компаундированные
  • консервационные
  • изоляционные
  • белые 
  • смазочные. 

Именно из нефтяных масел производят смазочные и смазочно-охлаждающие материалы, а также гидравлические жидкости.

В последние годы набирает популярность способ преобразования исходного нефтяного сырья в более дорогостоящие продукты при помощи гидрокрекинга. В результате такого процесса получают масла, себестоимость которых более низкая, а свойства приближены к синтетическим.

По областям применения делятся на смазочные масла, электроизоляционные масла и консервационные масла. Используются также в косметической промышленности.

Чтобы придать особые свойства нефтяным маслам, в них вносят специальные присадки.

Из нефтяных масел производят пластичные и технологические смазки, специальные жидкости, к примеру, смазочно-охлаждающие жидкости.

Товарные нефтепродукты

В процессе перегонки нефти типичного состава получают:

  • 31% бензиновых фракции
  • 10% керосиновых
  • 51% дизельных
  • 20% базового масла
  • 15% мазута. 

Все перечисленные фракции представляют собой основу для производства товарных нефтепродуктов. Перечень товарных нефтепродуктов довольно обширен и разнообразен. Российская промышленность выпускает как минимум 500 наименований нефтепродуктов.
Специалисты делят их на:

  • светлые – бензин, керосин, топливо для реактивных моторов, дизельное топливо
  • темные – масло и мазут
  • пластичные смазки
  • нефтехимические продукты.

Любой вид топлива имеет свои свой¬ства, которые обусловлены методом их сжигания.
Главным использованием нефти можно назвать изготовление топлив и масел (примерно 0,7-0,8 т/т нефти). Помимо этого, в процессе переработки нефти изготавливают:

  • парафины
  • церезины
  • воски
  • вазелины
  • пластические смазки
  • битумы
  • нефтяной кокс
  • прочие нефтепродукты разного назначения. 

Однако в числе самых важных целей современной нефтеперерабатывающей отрасли значится обеспечение сырьем нефтехимических заводов.

В то время как перечень главных топлив можно фактически заменить в обозримом будущем на альтернативные виды, к примеру, водород, природный газ, сжиженный газ, топливо из метанола, то заменить нефтяное сырье, предназначенное для изготовления различных нефтехимических продуктов маловероятно. Стоит отметить, что доля нефти, а именно, самые дорогих нефтяных фракций, которые используются для создания нефтехимического сырья, демонстрирует динамику к увеличению в большей части развитых государств.
Товарные нефтепродукты по своим физико-химическим показателям должны удовлетворять нормам существующих стандартов. За границей пользуются стандартами ASTM, а также стандартами Европейского союза, Японии и прочих важных государств.

Нефтяной кокс

Это соединение представляет углерод нефтяного происхождения, а именно твёрдый остаток вторичной переработки нефти или нефтепродуктов.

Он применяется для создания электродов и коррозионностойких аппаратов, в качестве восстановителя в процессе получения ферросплавов.Нефтяной кокс – это продукт твердой консистенции, имеющий темно-серый или почти черный цвет.

Его получают в процессе коксования нефтяного сырья.

К основным показателям относятся:

  • количество S серы
  • количество золы
  • количество влаги
  • объем летучих веществ
  • гранулометрический состав
  • уровень механической прочности.

Существуют такие виды нефтяного кокса:

  • малосернистые (до 1% серы)
  • сернистые (до 2% серы) 
  • высокосернистые (свыше 2% серы)
  • малозольные (до 0,5% золы)
  • среднезольные (0,5-0,8% золы)
  • высокозольные (свыше 0,8% золы)
  • кусковой (частицы имеют размер свыше 25 мм)
  • “орешек” (от 6 до 25 мм)
  • мелочь (до 6 мм).

Где же применяется нефтяной кокс? К основным сферам его использования можно отнести:

  • производство алюминия. В этом процессе кокс является восстановителем (анодная масса) в ходе выплавки алюминия из алюминиевых руд (бокситов). Количество необходимого кокса колеблется в пределах 550 – 600 кг/т алюминия
  • производство электродов для сталеплавильных печей
  • производство карбидов (кальция, кремния), используемых в процессе изготовления ацетилена
  • производстве шлифовочных материалов
  • производство проводников, огнеупоров
  • высокосернистые коксы пригодны в качестве восстановителей и сульфидирующих агентов
  • особые сорта кокса применяются в качестве конструкционного материала для производства химической аппаратуры, которая должна работать в условиях агресивных сред, к примеру, в ракетной технике.

Прежде чем приступить к использованию нефтяного кокса его необходимо облагородить (прокалить) на нефтеперерабатывающих комбинатах.

В процессе прокаливания испаряются летучие фракции и часть гетероатомов (к примеру, S и V), уменьшается показатель удельного электрического сопротивления.

Даже пищевая промышленность использует нефтяной кокс в процессе изготовления сахара, как заменитель доменного кокса.

Плотность нефтепродуктовНЕФТЕПРОДУКТЫПЛОТНОСТЬ ПРИ 20* С, г/см3
Авиационный бензин0,73-0,75
Автомобильный бензин0,71-0,76
Топливо для реактивных двигателей0,76-0,84
Дизельное топливо0,80-0,85
Моторное масло0,88-0,94
Мазут0,92-0,99
Нефть0,74-0,97

Источник: http://mining-prom.ru/toplivodob/neft/neft-i-nefteprodukty/

Химия нефти

Нефтяные масла

Нефтяные масла представляют собой смеси высокомолекулярных парафиновых, нафтеновых и ароматических углеводородов с небольшой примесью смолистоасфальтеновых веществ.

В соответствии с областями применения масла подразделяются на смазочные и специального назначения. Смазочные масла, применяемые практически во всех областях техники, в зависимости от назначения выполняют следующие функции:

  • уменьшают коэффициент трения между трущимися поверхностями;
  • снижают интенсивность изнашивания;
  • защищают металлы от коррозии;
  • охлаждают трущиеся детали;
  • уплотняют зазоры между трущимися деталями;
  • удаляют продукты изнашивания.

Специальные масла служат рабочими жидкостями в гидравлических передачах, электроизоляционной средой в трансформаторах, конденсаторах, кабелях, масляных выключателях, используются при приготовлении пластичных смазок, присадок и т. п.

Обычно товарные масла получают путем добавления к базовым маслам композиции присадок. Присадки – это вещества, усиливающие положительные свойства базовых масел или придающие им необходимые новые свойства. Различают базовые масла трех типов:

  • минеральные, получаемые в процессах переработки нефти (наилучшим сырьем являются парафино-нафтеновые нефти);
  • синтетические, получаемые путем синтеза органических веществ;
  • частично синтетические, состоящие из смесей минеральных и синтетических.

По способу выделения минеральные базовые масла подразделяют на:

  • дистиллятные, получаемые из масляных фракций выделенных при вакуумной перегонке мазута. Традиционная схема производства предусматривает выделение трех фракций с пределами температур выкипания 350-400, 400-450 и 450-500°С. Иногда для получения качественных масел выделяют четыре-пять масляных фракций с температурами выкипания 20-60°С и наложением температур не более 20°С, при этом обеспечивается четкое разделение между концевой фракцией (540-560°С) и гудроном;
  • остаточные, получаемые из деасфальтизата, выделенного при деасфальтизации гудрона жидким пропаном; на ряде заводов остаточное масла могут быть получены также при переработке фракции 500-560°С, выделенной при глубоковакуумной перегонке мазута;
  • компаундированные (смешанные), получаемые при смешении в определенных пропорциях дистиллятных и остаточных базовых данных.

Очистка масел

Масляные дистилляты и деасфальтизат содержат нежелательные компоненты, подлежащие удалению:

  • полициклические ароматические углеводороды;
  • асфальтосмолистые вещества;
  • нефтяные кислоты;
  • органические соединения, содержащие азот, серу, кислород и некоторые металлы.

По способу очистки различают масла:

  • селективной очистки;
  • адсорбционной очистки;
  • кислотно-щелочной очистки;
  • кислотно-контактной очистки;
  • гидроочистки (или гидрокрекинга).

Традиционная схема включает селективную очистку масляных дистиллятов и деасфальтизата с последующей низкотемпературной депарафинизацией рафинатов и гидродоочисткой (гидрофинишинг) или контактной очисткой глинами депарафинированных масел с получением компонентов базовых масел.

При очистке селективным растворителем (фенол, фурфурол или N-метилпирролидон) удаляются полициклические ароматические соединения, смолы, асфальтены и гетеросоединения, ухудшающие вязкостно- температурные и антиокислительные свойства масел.

При депарафинизации дистиллятных рафинатов смешанным растворителем (метил-этилкетон-толуол) удаляются нормальные высокоплавкие парафины (гач), а при переработке остаточных рафинатов – церезины (петролатум), ухудшающие низкотемпературные свойства.

При гидродоочистке (или контактной очистке) удаляются полярные гетеросоединения, ухудшающие цвет и запах. Иногда в схеме производства предусматривается гидроочистка масляных фракций или рафинатов.

По технологии фирм «Эксон-Мобил» и «Шеврон» высококачественные масла получают путем гидрокрекинга масляной фракции с последующей гидроизомеризацией или каталитической депарафинизацией. На раде заводов масла получают гидроизомеризацией гача – продукта депарафинизации масел.

Показатели качества масел

Основными показателями качества смазочных масел являются:

  • уровень вязкости и вязкостно-температурные свойства;
  • температура застывания;
  • устойчивость к окислению кислородом воздуха (химическая стабильность);
  • стабильность при рабочих температурах (термостабильность);
  • смазывающие свойства;
  • защитные и антикоррозионные свойства.

Наилучшими вязкостно-температурными свойствами обладают изопарафиновые и нафтеновые углеводороды, химически стабильны малоциклические нафтены, нафтено-ароматические компоненты и высокомолекулярные сернистые соединения. Смазывающая способность максимальна у ароматических соединений и смол. Однако они обладают низкими вязкостно-температурными и антиокислительными характеристиками и подлежат удалению.

Синтетические масла

Синтетические базовые масла разделяют на углеводородные (полиальфаолефины и алкилбензолы) и неуглеводородные (эфиры двухосновных кислот и сложные эфиры многоатомных спиртов).

Синтетические и базовые компоненты нередко комбинируют, чтобы нивелировать недостатки одного из компонентов. Недостатки синтетических масел – худшая совместимость с эластомерами и коррозионная активность по отношению к сплавам цветных металлов.

Синтетические масла по сравнению с минеральными имеют ряд преимуществ:

  • меньшее изменение вязкости с температурой (индекс вязкости – до 150);
  • низкую температуру застывания – до минус 60-70°С;
  • низкую испаряемость;
  • меньший расход масла;
  • лучшую стойкость к окислению;
  • лучшую термическую стабильность;
  • меньшую склонность к образованию отложений;
  • надежное смазывание при высоких нагрузках и температурах;
  • увеличенные сроки замены масла;
  • меньшие потери на трение и экономию топлива.

Частично синтетические масла получают смешением глубокоочищенных минеральных базовых масел с синтетическими. По сравнению с синтетическими они имеют более низкую стоимость, в них устранен ряд недостатков синтетических масел и сохранены преимущества последних.

Источник: http://proofoil.ru/Oilchemistry/fuelproperty10.html

Нефтяные масла

Нефтяные масла

/ Техническая информация / Технические статьи / Хранение и транспортировка нефтепродуктов / Нефтяные масла Выработка масел из нефти составляет всего около 2,0% от общего объема переработки нефти.

Приготовление товарных масел производят путем компаундирования, то есть путем смешения дистиллятных и остаточных масел, подбираются требуемые по вязкости, температуре вспышки и другим показателям масла.

Сущность получения базовых масел из дистиллятов и остатка заключается в многоступенчатой очистке дистиллятов от различного рода примесей и нежелательных групп углеводородов.

Сначала из остатка удаляются асфальтены, затем с помощью селективных растворителей из очистков удаляются высокомолекулярные ароматические соединения, придающие маслам нежелательный индекс вязкости и высокую коксогенность. Далее проводится депарафинозация, чтобы получить низкие температуры застывания масел. Завершающим этапом является гидроочистка, при которой масла осветляются и из них удаляются остатки серы и азотосодержащие соединения.

Необходимые эксплуатационные свойства маслам придаются путем добавления в них различного рода присадок, величина которых составляет от двух до 17% от объема масла.

Присадки применяются по широкому спектру действия – антифрикционные, противоизносные, противозадирные, противокоррозионные, депрессорные, антипенные, адгезионные и другие. Широко применяются многофункциональные присадки.

Например, ЦИАТИМ-339, придающие маслам моющие, противозадирные и противокоррозионные свойства; ВНИИ НП-370 – моющие, противоизносные и антиокислительные свойства и другие.

Широко применяются также многокомпонентные присадки, улучшающие, как правило, несколько свойств масел.

Масла делятся на две группы: смазочные и несмазочные (специальные).

Масла смазочные делятся на виды: моторные, индустриальные, трансмиссионные, турбинные, компрессорные, цилиндровые, осевые, прокатные и приборные. Специальные масла делятся на: гидравлические, электроизоляционные, вакуумные, технологические, защитные и медицинские.

Масла индустриальные

Масла индустриальные (велосит, вазелиновое, индустриальное всех марок, швейное, сепараторное, для прокатных станов, веретенное, АУ, гидравлическое и др.). Применяются для смазки машин, станков и механизмов. В зависимости от вязкости индустриальные масла делятся на три группы — легкие, средние и тяжелые.

Легкие масла (3,5-12 мм2/с) – И-5А, И-8А, И-12А, используются для малонагруженных быстроходных машин и механизмов (ткацкие станки, металлорежущие станки и т.д.).

Средние масла (15-55 мм2/с) — 5 марок от И-20А до И-50А, называются веретенными и машинными, используются для смазки редукторов, станков, механизмов, вентиляторов и других машин и механизмов.

Тяжелые масла (ц50 выше 55 мм2/с) – И-70А, И-100А используются для высоконагруженных тихоходных машин и механизмов (прокатные станы, кузнечное и прессовое оборудование и т.д.).

Масла моторные

Масла моторные или масла для двигателей внутреннего сгорания (ДВС) делятся на шесть групп: А, Б и В – масла автомобильные; Г — авиационные (Г1) и тракторно-танковые (Г2); Д — дизельные автотракторные; дизельные и другие. Основное классификационное требование по вязкости при температуре 100 °С (n100=6-20 мм2/с).

Масло в двигателе, попадая в зону высоких температур, давлений, перемешиваясь с воздухом и соприкасаясь с металлами, претерпевает большие изменения, в результате которых образуются различные углеродистые соединения в виде нагара, загрязняющие двигатель и само масло.

Главное требование к маслу в условиях работы — это стабильность к окислительным процессам, сохранение вязкости и смазывающей способности. В таблице приведена классификация моторных масел.

Виды моторных масел 

Группы и подгруппыОбласть примененияОбозначения и число марокКоличество марок
АНефорсированные карбюраторные и дизельные двигателиМ-8А и М-10А2 марки
Б (Б1 и Б2)Малофорсированные карбюраторные ДВСМ-6Б1 ± М-10Б13 марки
Малофорсированные дизельные ДВСМ-8Б2 + М-20Б26 марок
В (В1 и В2)Среднефорсированные карбюраторные ДВСМ-6В1 ± М-10В13 марки
Среднефорсированные дизельные ДВСМ-8В2 ± М-20В26 марок
Г (Г1 и Г2)Высокофорсирован ные карбюраторные ДВСМ-6Г1 ± М-10Г13 марки
Высокофорсированные дизельные ДВСМ-8Г2 ± М-20Г26 марок
ДВысокофорсированные дизельные ДВС, работающие в тяжелых условияхМ-8Д ± М-20Д6 марок
ЕМалооборотные дизели с лубрикаторной системой смазки, работающие в тяжелых условияхМ-12Е ± М-20Е4 марки

Наиболее применяемые марки моторных масел:

  • авиационные: МК-8, МС-6, МК-6, МК-8П, МС-14, МС-20, МК-22 и др.;
  • автотракторные: АСП-3, АСП-10, АС-12, АС-6, АС-10, АС-12, АКП-10, М-8В, BEJIC- супер турбо, ВЕЛС-супер, ВЕЛС НД экстра, SAE —5W-40, SAE -5W-30 и др.;
  • дизельные: ДП-8, Д-11, ДП-11, ДСП-11, ДП-14, ДС-8, ДС-8 (М8-Б), М12В, МЫВ, М20В, М20Г, МТ-16П и другие.

Масла трансмиссионные

Основное назначение этой группы масел: смазка высоконагруженных передаточных устройств и механизмов, с целью снижения износа элементов кинематических пар; снижение потерь энергии при трении в условиях снижения температуры; уменьшение шума и вибрации передаточных устройств.

Применяются трансмиссионные масла в коробках передач, редукторах с различными типами передач – шестеренчатыми (прямозубыми, косозубыми), червячными (гипоидными). Трансмиссионные масла по стандарту делятся на 5 групп по условиям применения и на 4 класса по вязкости при 100 °С.

В таблице приводится классификация трансмиссионных масел по условиям применения.

Классы трансмиссионных масел:

  • 9-й класс – вязкость при 100 °С – 7 ± 30,9 мм2/с
  • 12-й класс – вязкость при 100 °С – 11 + 13,9 мм2/с
  • 8-й   класс – вязкость при 100 °С – 14 ± 24,9 мм2/с
  • 9-й   класс – вязкость при 100 °С – 25 ± 41,0 мм2/с

Классификация трансмиссионных масел 

ГруппаВиды присадокОбласть и условия применения
ТМ1Без присадкиДля зубчатых передач с напряжением в зоне контакта до 1600 МПа и объемной температуре до 90 °С
ТМ2ПротивоизносныеТо же, до 2100 МПа и 130 °С
ТМЗПротивозадирнымиТо же, до 2500 МПа и 150 °С
ТМ4Противозадирными с высокой эффективностьюТо же, до 2000 МПа и 150 °С, а также для гипоидных передач при высокой скорости и низком крутящем моменте
ТМ5Противозадирными с высокой эффективностьюГипоидные передачи при высокой скорости, ударных нагрузках и объемной тем- пературело 150 °С

По новой номенклатуре обозначения масел включают группу и класс. Например, ТМ2-12, ТМ5-34 и т.д. Широко применяемые марки трансмиссионных масел — нигрол, ТАП-15-В, ТСП-10, ТСП-14, ТАД-17И, ВЕЛС ТМ, ВЕЛС ТРАНС-5 и другие.

Масла турбинные

Эта группа масел применяется для смазки подшипников, шестерен редукторов, всех видов турбин (паровых, газовых, водяных, судовых).

Учитывая возможный контакт масел с водяным паром, водой или продуктами горения топлива, они должны обладать высокой стабильностью против окисления при температурах в пределах 60—100 °С, образовывать нестойкую эмульсию с водой и не образовывать пены.

Сочетание требуемых свойств турбинных масел достигается путем применения специальной технологии очистки при получении базового масла и введением различных композиций присадок. Распространенные марки масел – турбинное 22П, 22, 30, 46, 57, ТГС-30, ТСП-22 и другие.

Масла компрессорные

Эта группа масел применяется для смазки наружных кинематических механизмов движения, внутренних подшипников, а также для заполнения пространства между лопастями ротационных компрессоров. Широко применяются марки — Кп-18с; К-12; 12М; 19г, КС-19; КС-28; КСП-12; ХА; ХА-23; ХА-30; ХФ и другие.

Масла осевые

Масла осевые применяются для смазки осей колесных пар подвижного состава железных дорог (вагонов, тепловозов, электровозов). Представляют собой неочищенные мазуты. Вырабатывают три марки осевых масел: летнее (- 40 °С), зимнее (- 40 °С) и северное (- 55 °С).

Масла цилиндровые

Масла цилиндровые применяются для смазки трущихся частей паровых машин (цилиндров, золотников). В зависимости от параметров водяного пара цилиндровые масла делятся:

  • на легкие (вязкость при 100 °С =11—24 мм2/с), при работе при насыщенном паре;
  • тяжелые (вязкость при 100 °С =38-52 мм2/с), при работе на перегретом паре с температурой до 350 °С.

Наиболее распространенная марка цилиндровых масел, используемых при высокой температуре, — вапор.

Масла приборные

Делятся на три группы, все группы масел низкозастывающие (от 10 до – 80 °С):

  • масла общего назначения — марки МВП, ПАРФ-1 МАС-8Н и другие, вязкостью при температуре 500С от 6 до 24 мм2/с. Применяются для смазки счетных машин, приборов КИПиА;
  • масла специального назначения — марки МН и МП, вязкостью при температуре 100 °С от 3 до 50 мм2/с. Применяются для смазки подшипников микродвигателей, шариковых подшипников, высокоскоростных узлов трения, в точных приборах, работающих в интервале температур от минус 40 °С до 150 °С;
  • масла часовые высокой вязкости (при температуре 50 °С до 400 мм2/с), выпускаются двух марок. Применяются для смазки механизмов башенных часов.

Источник: https://ros-pipe.ru/tekh_info/tekhnicheskie-stati/khranenie-i-transportirovka-nefteproduktov/neftyanye-masla/

лучших минеральных масел 2020 года

Нефтяные масла
Динамическая вязкость CSS Кинематическая вязкость при 100°C

Подходит для бензиновых и дизельных двигателей легковых машин и малотоннажных грузовиков, в которых предусмотрено использование масел категории API SG/CD и ниже.

Смазка в первую очередь заботится о защите двигателя от износа. Создавалось с учетом условий эксплуатации транспортных средств в условиях России и стран СНГ.

Совместимо с изготовленными из любого материалы сальниками, не допускает течи и прекрасно сочетается с двигателями с большим пробегом.

  • Адаптировано к Российским условиям использования.
  • Повышенные защитные свойства масла.
  • Высокие моющие свойства.
  • Быстро прокачивается по каналам.
  • Совмещается с сальниками из любых материалов.
  • Относительно высокая цена, если сравнивать с конкурентами в этом сегменте.

Если рассматривать технические характеристики масла, то они очень неплохие.

Самая низкая кинематическая вязкость среди конкурентов, то есть масло будет быстро и легко прокачиваться по каналам и обеспечит защиту даже при частых остановках.

Низкотемпературные качества довольно посредственные, но это масло 20W, оно и не предназначено для сильных морозов, до -10 двигатель запустит, как и положено ему по классу SAE.

Если смотреть на температуру вспышки и NOACK, можно судить о качестве базового масла – оно довольно хорошо очищенно. Щелочное число самое высокое, хорошо моет и относительно долго не срабатывается, но, скорее всего, в нем и много золы.

ЛУКОЙЛ Стандарт SF/CC 10W-40

Динамическая вязкость CSS Кинематическая вязкость при 100°C

Минеральное масло с богатым набором присадок, производитель предусмотрел наличие антипенных, моющих, диспергирующих, антикоррозийных и стабилизирующих компонентов.

Можно использовать не только в двигателях с пробегом, но и в более новых моторах, если им подходит данный допуск API. Например, используется в период обкатки или для промывки.

В целом рассчитано на легковые и грузовые автомобили с пробегом более 200 тысяч км.

  • Малый расход на угар.
  • Чистая от золы база.
  • Пуск мотора до -20 градусов.
  • Улучшенные антиокислительные и диспергирующие свойства, богатый набор присадок.
  • Показывает стабильность показателей до 3000 пробега, максимально допустимый пробег 5000, в зависимости от условий использования и состояния двигателя.

В отличие от предыдущего рассматриваемого масла от Роснефть, это имеет вязкость 10W-40, сравнивать низкотемпературные показатели масел некорректно, естественно, Лукойл показывает лучший результат. Как для масла 10W-40 у Лукойл неплохой показатель динамической вязкости, при -20 запустит мотор точно.

А вот что касается базы, то тут можно провести сравнительный анализ – вспышка у Лукойл наступает раньше, а NOACK выше. У Роснефть база более высокого качества. Зато Лукойл очень чистый в плане сульфатной золы, практически на уровне с малозольными маслами, отработает чисто, не засорит систему.

LUXE Standard 20W-50

Динамическая вязкость CSS Кинематическая вязкость при 100°C

Дешевое, но качественное минеральное масло, дополненное импортным пакетом присадок. Не стоит боятся неизвестности производителя, масла LUXE довольно качественные и имеют неплохие отзывы.

Довольно крепкая и чистая база, уменьшает расход масла и позволяет повысить давление в системе. По отзывам отлично работает в мощных спортивных двигателях, быстро нагнетает давление и не расходуется даже при 5000 об/мин.

Масло не совместимо с турбонаддувом, но отлично работает с карбюраторами.

  • Снижение расхода масла даже на высоких оборотах.
  • Поддержание давления в системе спортивных и нагруженных двигателей.
  • Хорошо работает с карбюраторами.
  • Прочная масляная пленка.
  • Запас до срабатывания.
  • Богатый импортный набор присадок.
  • Нельзя использовать в системах с турбонаддувом.

У масла очень высокая кинематическая вязкость, создает толстую масляную пленку и довольно долго не сработается, есть запас до того момента, когда вязкость просядет. Довольно низкая температура потери текучести, как для масла 20W.

А вот щелочное число низкое, мыть будет, но не так хорошо, как именитые конкуренты. У масла больше всех сульфатной золы среди масел в данном разделе. Это можно рассматривать и как плюс, и как минус.

С одной стороны, может оставить после себя нагар, с другой, высокая сульфатная зола говорит о богатом пакете присадок.

Газпромнефть Standard 20W-50

Динамическая вязкость CSS Кинематическая вязкость при 100°C

Универсальное масло, которое можно использовать в двигателях с большим пробегом. Совместимо с бензиновыми и безнаддувными дизельными двигателями.

Предназначено для легковых автомобилей, легких внедорожников, микроавтобусов и грузовиков с малой грузоподъемностью. Минеральное базовое масло дополнено противоизносными и моющими присадками.

Создает прочную и толстую масляную пленку, обеспечивая защиту двигателя с большой выработкой.

  • Качественная очищенная база.
  • Чистое от сульфатной золы, показатель на уровне малозольника.
  • Высокое щелочное – хорошие моющие свойства.
  • Достаточные как для масла 20W-50 низкотемпературные качества.
  • Пакет противоизносных присадок.
  • Прочная и толстая масляная пленка.
  • Совмещается со всеми типами материалов уплотнителей.
  • Не совместимо с турбированными двигателями.

По техническим характеристикам масло показывает отличный результат. Высокая температура вспышки намекает на хорошо очищенную базу. Очень неплохая температура потери текучести, как для масла 20W-50. Щелочное число довольно большое, учитывая, что у масла сульфатная зола на уровне малозольника. Достойный отечественный продукт.

 Загрузка …

ЛУКОЙЛ Авангард CF-4/SG 15W-40

Динамическая вязкость CSS Кинематическая вязкость при 100°C Масло создавалось специально для использования в высоконагруженных двигателях, можно использовать в турбированных системах. Лучше всего покажет себя в нагруженных тягачах, двигающихся по автомагистралям, но неплохо отработает и в городе.

Перекатывать масло не стоит, пакет присадок в нем довольно скудный, быстро сработается. Не покажет чудес в мороз, но для масла 15W показатель достаточный. Рабочая минералка для рабочих машин.

  • Бюджетная цена.
  • Адаптировано к российским условиям.
  • Хорошо моет и смазывает на протяжении рекомендованного пробега.
  • Идеально для нагруженных моторов.
  • Чистая минеральная базовая основа.
  • Неплохие низкотемпературные показатели, как для масла 15W.
  • Соответствует устаревшему бензиновому классу API.
  • Нет допусков API, только соответствие.

Mannol Safari 20W-50

Динамическая вязкость CSS Кинематическая вязкость при 100°C В данном масле малозольный пакет присадок, то есть оно совместимо с системами катализаторов.

Но не подойдет для очень холодной зимы, как и положено маслу стандарта 20W, начнет густеть уже ниже -10 градусов. Можно использовать с большими и даже экстремальными нагрузками. У смазки низкий показатель щелочи, но для такого количества золы этот показатель нормален.

Это масло тоже можно использовать с турбированными двигателями, крепкое и качественное.

  • Подходит для больших нагрузок.
  • Стабильно при перегреве.
  • Высокоочищенная минеральная база.
  • Малозольный пакет присадок, совместимо с катализаторами выхлопных газов.
  • Нормальный низкотемпературный показатель, как для масла 20W.

 Загрузка …

IDEMITSU 10W-30 SM/СF

Динамическая вязкость CSS Кинематическая вязкость при 100°C

Предназначено для японских двигателей, заливать в европейские не рекомендую, требования этих моторов к маслам немного отличаются.

Масло довольно стабильно, устойчиво к окислению, хорошо отмывает, не пенится.

Низкотемпературные качества даже впечатляют, учитывая, что это минералка 10W – потеря текучести при -39 градусах, то есть спокойно используем зимой в средней полосе.

  • Достаточные для зимы средней полосы низкотемпературные качества.
  • Устойчиво к окислению.
  • Хорошие моющие свойства.
  • Адаптируется для разных условий использования.
  • Заточено для использования в японских двигателях.
  • Предназначено для японских двигателей, использовать в европейских не рекомендую.

ROLF Krafton M5 U 15W-40

Динамическая вязкость CSS Кинематическая вязкость при 100°C

С успехом используется в смешанных парках, включающих в себя дизельную технику разной степени нагруженности, автобусы, коммерческую, строительную, внедорожную технику. Масло разработано в первую очередь для дизельных двигателей с турбонаддувом и без, может равно хорошо использоваться в грузовых и легковых двигателях.

  • Подходит для высоконагруженных автомобилей.
  • Хорошие моющие свойства.
  • Богатый пакет моющих и противоизносных присадок.
  • Защищает нагруженные двигатели и продлевает ресурс их работы.
  • Легкий пуск в мороз до -20.
  • Универсальное, можно использовать для смешанного автопарка.
  • Низкая цена.

У масла высокая вязкость при рабочей температуре, покажет высокие защитные свойства при большой нагрузке. Это подтверждает и довольно высокая температура вспышки.

Щелочное число самое высокое среди конкурентов, оно высоко, даже если сравнивать с полусинтетическими маслами. К минеральной базе добавлен богатый пакет присадок.

Низкотемпературные качества не выдающиеся, но достаточные для масла 15W. Рабочий состав для нагруженных автомобилей.

SHELL Rimula R4 X 15W-40

CI-4, CH-4, CG-4, CF-4, CF, SL Динамическая вязкость CSS Кинематическая вязкость при 100°C

Используется для моторов тяжелой техники с турбонаддувом и без него.

Минеральная база дополнена пакетом присадок тройного действия – защита от износа, контроль за отложениями и нейтрализация.

Но если говорить честно, моющих присадок в масле маловато, если используется топливо с большим содержанием серы, то масло может не сработать как надо. По защитным свойствам масло очень хорошее, пакет защитных присадок богатый.

  • Разработано для нагруженной техники.
  • Прекрасные защитные свойства.
  • Стабильный пуск двигателя до-25 градусов.
  • Слабый пакет моющих присадок, совмещается только с чистым от серы топливом.

 Загрузка …

Источник: https://maslo.expert/vybor/rejting-luchshih-mineralnyh-masel-2020-goda.html

Минеральное масло. Где применяется и чем отличается от синтетики

Нефтяные масла

В зависимости от технических особенностей двигателя и требований, к нему предъявляемым заводом изготовителем, в руководстве по эксплуатации автомобиля указывается рекомендуемый тип моторного масла.

На сегодняшний день все смазочные материалы для ДВС можно разделить на три основные группы. Главным критерием которых, является тип масляной основы. Рис 1

  • минеральные;
  • синтетически;
  • полусинтетические.

Каждая группа масел имеет свои особенности: состав, область применения, характеристики, эксплуатационные показатели. Рассмотрим минеральное масло.

Технология производства

После выделения легких фракций из нефтепродуктов, оставшийся мазут используют для получения масляных основ в результате нескольких поэтапных шагов.

  1. Разделение мазута на однородные основы. Физический процесс, в течение которого разогретое сырье поступает в вакуумную колонну для перегонки мазута, где происходит фракционное разделение. Полученный результат откачивается насосом.Технологическая цепочка по производству минерального масла
  2. Чистка от серы и других вредных элементов при помощи установки селективной очистки масел. Происходит улучшение масляных фракций. Получаемым продуктом является рафинат. Который по сравнению с исходным сырьем обладает увеличенным индексом вязкости, более низкой температурой застывания и имеет более светлый оттенок.
  3. Очищение от парафина. Отделение масляных дистиллятов производится при помощи специальной установки, которая состоит из нескольких колонн испарения растворителя, кетановой колонны, скребковых кристаллизаторов и вакуумных фильтров.
  4. Перемешивание. Финальный этап, на котором происходит смешивание полученной масляной основы с активными многофункциональными присадками посредством установки компаундирования. Соотношение присадок к основе разрабатывается в научных институтах и лабораториях.

Чем отличается минеральное масло от синтетики и полусинтетики

Для того чтобы понять что такое минеральное масло и в чем его отличие от синтетических и полусинтетических смазок, рассмотрим процесс его производства и особенности.

Минеральное моторное масло

Получают в результате очистки нефтепродуктов и добавления активных присадок, увеличивающих эксплуатационные показатели. Количество присадок в минеральном масле может достигать до 15% от общего объема смазочного материала.

Как получаются масла в производстве и чем в итоге отличаются — видео

Большая вязкость делает применение масел данной классификации затруднительной и нежелательной при низких отрицательных температурах.

Так как старение масла происходит в первую очередь в результате потери присадками своих свойств, ресурс снижается из-за большого содержания присадок входящих в состав минерального масла. Рекомендованный интервал замены смазочных материалов составляет 6-8 тысяч км.

Благодаря увеличенной вязкости основы, минеральные смазки хороши для использования в двигателях с большими пробегами. Уменьшаются возможные риски появления течей из-под уплотнителей, а более толстый масляный слой обеспечивает максимальную защиту деталей с выработкой. Небольшая стоимость.

Полусинтетика

Получается путем смешивания минеральной и синтетической основы с добавлением пакета активных присадок. Альтернатива между вышеупомянутыми маслами.

Минеральная составляющая может достигать 70% от общего объёма, синтетическая до 30%. Количество присадок не более 8%. Благодаря умеренной вязкости продукции, ее применение возможно как в условиях жаркого климата, так и при низких отрицательных температурах.

Подойдет для моторов с большим пробегом и ДВС с небольшими пробегами. Рекомендованный интервал замены 9-11 тысяч км. Стоимость продукции выше, чем у минеральных масел, но меньше чем у синтетических.

Вывод

Минеральное масло для двигателя отличается от синтетической и полусинтетической смазки своей основой, количеством присадок, вязкостью, ресурсом, областью применения, рабочим температурным диапазоном, интервалом замены и стоимостью.

Тестирование минеральных масел

Проверка смазочных материалов проводится по следующим параметрам.

Тест минерального масла Лукойл 15w-40, видео

  1. Кинематическая вязкость. Измерения проводятся с помощью капиллярных вискозиметров погруженных в термостат при температуре 40 °C и 100 °C. После того как масло достигло необходимой температуры, замеряется временной промежуток, необходимый для прохождения маслом заданного участка. Вязкость вычисляется по формуле.
  2. Сульфатная зольность. Измеряется количеством остатка, после сжигания смазки. Чем больше вес остатка, тем больше количество присадок. Показатель не должен быть больше 1,3% от общего количества для бензиновых, и 1,8% для дизельных ДВС. Повышенная зольность является причиной увеличенного нагарообразования.
  3. Щелочное число. Другими словами это ресурс масла. При эксплуатации транспортного средства в моторном масле образуются окислы, которые становятся причиной коррозии элементов двигателя. При производстве в состав масла вводятся активные присадки содержащие щелочь. Чем выше этот показатель, тем больше долговечность масла.
  4. Температура вспышки. Температура смазки, помещенной в специальный прибор, поднимается не быстрее чем два градуса в минуту. По достижению определенной температуры и при наличии огня, масло вспыхивает. Данные фиксируются.
  5. Температура застывания. Показатель термометра, при котором смазка теряет текучесть. После помещения образца в термостат, по достижению определенной температуры, колбу устанавливают под наклоном в 45 градусов. При незастывшем масле происходит его сдвиг. Для обеспечения прокачиваемости в системе ДВС, температура застывания смазки должна быть на 5% ниже заявленной.
  6.  Коэффициент загрязненности. Количество растворившихся и взвешенных окислов в смазочном материале.
  7. Показатель изменения вязкости. Меньший процент говорит о более стабильных качествах масла к изменению температуры.

По результатам лабораторных тестов и отзывам потребителей можно выделить следующие минеральные автомасла.

  • LIQUI MOLY MoS2 Leichtlauf 15W-40
  • Лукойл Стандарт 10W-40 SF/CC
  • MOBIL Delvac MX 15W-40

Можно ли смешивать синтетику и минералку

Из перечисленного ранее можно сделать вывод, минеральные, синтетические и полусинтетические смазки имеют разные масляные основы и разные объемы, и составы пакетов присадок. Отличные вязкостные характеристики и температурные диапазоны. 

Что будет при добавлении синтетического масла в двигатель, смазывающийся минеральной смазкой и наоборот? Перемешивание разных основ с различным молекулярным строением и различной вязкостью не позволит добиться однородности смазывающего материала без потери защитных свойств.

Возможно, образование вязкой смеси, которая способна закупорить масляные каналы, масляный насос. Масляное голодание и дорогостоящий ремонт как следствие.

Еще одной причиной является разрушение масляной пленки присадками одного или второго масла. Снижаются смазывающие функции, происходит увеличенный износ элементов двигателя.

В случаях экстренной необходимости смешивать масла разных основ возможно, но только для того, чтобы добраться до пункта замены смазочного материала.

Преимущества и недостатки минеральных масел

Плюсы

  1. Невысокая стоимость из-за недорогого производственного процесса.
  2. Хорошо проявляют себя в условиях высоких температур благодаря высокой вязкости продукта.
  3. Подходят для двигателей с большим износом элементов.
  4. Большой выбор производителей и классов вязкости. 

Минусы

  1. Плохое проявление качеств в условиях низких отрицательных температур.
  2. Не подходят для автомобилей с высокотехнологичными ДВС и небольшими пробегами.
  3. Небольшой ресурс. Быстрая утрата свойств из-за большого содержания присадок.

При выборе моторного масла очень важно обращать внимание на рекомендации завода изготовителя, а также учитывать состояние двигателя и условия эксплуатации. Соответствие моторным маслом всем допускам и нормам обеспечит максимальную защиту двигателя и продлит срок его службы.

Источник: https://prosmazku.ru/motornoe/mineralnoe-maslo

Ваш педагог
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: