Презентация по биологии для 7 класса Общие признаки, характерные для всех растений, и их систематика.

Содержание
  1. Презентация
  2. Понятие о систематике растений
  3. Органы цветковых растений
  4. Репродуктивные органы растений
  5. Размножение и оплодотворение у растений
  6. В мире растений и животных
  7. Биологические особенности растений сада
  8. Биологические ритмы растений
  9. Бесполое размножение растений
  10. Подбор растений для альпинария
  11. ткани растений
  12. Семейства класса Двудольных растений
  13. Почвенное питание растений
  14. Дыхание и обмен веществ у растений
  15. Советы как сделать хороший доклад презентации или проекта
  16. Урок 6: Систематика растений
  17. Основные понятия
  18. Классы цветковых растений
  19. Семейство Злаки
  20. Семейство Лилейные
  21. Семейство Крестоцветные
  22. Семейство Бобовые
  23. Семейство Пасленовые
  24. Семейство Сложноцветные
  25. Семейство Розоцветные
  26. Систематика живого
  27. Надцарство (или империя)
  28. Царства:
  29. Подцарства:
  30. Систематика животных
  31. Систематика растений
  32. Что такое систематика в биологии? Биология: систематика растений
  33. Что такое систематика в биологии
  34. Царства живой природы
  35. Биология, 6 класс: систематика растений
  36. Низшие растения
  37. Высшие: характерные признаки
  38. Разнообразие семенных
  39. Систематика в биологии – основы классификации растений и животных
  40. Основные направления
  41. Таксономический анализ
  42. «Линнеевская» систематика
  43. Традиционная классификация
  44. Понятие вида
  45. Морфологический критерий
  46. Географический параметр
  47. Экологический признак

Презентация

Презентация по биологии  для 7 класса Общие признаки, характерные для всех растений, и их систематика.
Слайд 1Слайд 2Слайд 3Слайд 4Слайд 5Слайд 6Слайд 7Слайд 8Слайд 9Слайд 10Слайд 11Слайд 12

Презентацию на тему “Понятие о систематике растений” (7 класс) можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Биология.

Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад – нажмите на соответствующий текст под плеером.

Презентация содержит 12 слайд(ов).

Слайд 1

Тема урока: Понятие о систематике растений

Слайд 2

Цель урока: получить представление о систематике и принципах, лежащих в ее основе; познакомиться с основными систематическими категориями растений.

Слайд 3

Задание №1 Подбери 1-2 обобщающих слова к перечисленным ниже

А) кисть, початок, головка, корзинка, зонтик, щиток. Б) осина, береза, клен, тополь. В) боб, стручок, семянка, коробочка.

Слайд 4

Определите «четвертого лишнего» в приведенном ниже списке:

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

КАРЛ ЛИННЕЙ (1707—1778) — шведский натуралист, врач. Основоположник принципов и методов систематики органического мира. Основатель и первый президент Шведской академии наук. Почетный член Санкт-Петербургской академии наук.

Слайд 8

Классификация – это процесс деления объектов на группы по определенным признакам.

Слайд 9

Систематика изучает биологическое разнообразие организмов ученые-систематики распределяют растения по группам устанавливают сходство и родственные связи между разными растениями

Слайд 10

Схема классификации групп растений от царства до вида.

Слайд 11

Царства – наиболее крупные группы сходных по основным свойствам организмов. Отдел – самая крупная единица в царстве растений. Выделяют отделы Моховидные, Папоротниковидные, голосеменные, покрытосеменные.

Классы Двудольные и Однодольные образует отдел цветковые, или покрытосеменные. Семейства объединяются в порядки, а порядки – в классы. Семейство – это систематическая единица, в состав которой входят близкие роды растений.

Родственные виды объединены в род Вид это основная структурная единица в системе всех организмов

Слайд 12

Спасибо за внимание!

Понятие о систематике растений

Работа с терминами. Что такое рост организма? К какому виду изменений относится рост? Что такое развитие организма? К какому виду изменений относится …

Органы цветковых растений

Вольските Гражина Стасевна. Орган – это часть тела, выполняющая определенную функцию. Корневая система – множественное разветвление корня. Типы корневых …

Репродуктивные органы растений

Цветок. Строение цветка цветоножка цветоложе. чашечка из чашелистиков. венчик из лепестков. пестик тычинка. . Пестик (женская часть цветка). семязачатки. …

Размножение и оплодотворение у растений

Определение. Размножение – увеличение числа особей определенного вида. Это необходимое свойство жизни, присущее всем организмам и обеспечивающее продление …

В мире растений и животных

Дом со всех сторон открыт, Он резною крышей крыт. Заходи в зелёный дом. Чудеса увидишь в нём. Какие растения растут в лесу? Дерево характеризуется …

Биологические особенности растений сада

Назвать плодовые. Биологические особенности-это различные свойства и приспособления растений к условиям жизни,к развитию и размножению. Условия небходимые …

Биологические ритмы растений

Все в природе находится под влиянием периодических ритмов, начиная с планет, движущихся по орбите вокруг солнца, изменений сезонов, лунных фаз, дня …

Бесполое размножение растений

Размножение цветковых растений при помощи побегов. Размножение надземными частями растения. Листовыми черенками (бегония, сенполия, сансевьера). Стеблевыми …

Подбор растений для альпинария

Руководитель проекта Мызникова Ирина Олеговна – педагог дополнительного образования МОУ ДОД «Станция юных натуралистов». Автор проекта: Платонова …

ткани растений

Тема урока: ткани растений. Цель урока: познакомить с понятием «ткани » в биологии. Задачи урока:. . а) образовательные – понимать смысл биологического …

Семейства класса Двудольных растений

Конспект урока. Место урока в структуре образовательного процесса:. урок по учебному плану. Тема урока по учебно-тематическому плану:. . Семейства …

Почвенное питание растений

Ельчанинова Оксана Викторовна, учитель. Внеурочная деятельность по программе «Фитодизайн». . . Класс:. 2 класс . . . Тема занятия: …

Дыхание и обмен веществ у растений

Тема урока:. «Дыхание и обмен веществ у растений». Задачи:. . . Обучающие. : изучить дыхание растений, показать различие и взаимосвязь процессов …

Советы как сделать хороший доклад презентации или проекта

  1. Постарайтесь вовлечь аудиторию в рассказ, настройте взаимодействие с аудиторией с помощью наводящих вопросов, игровой части, не бойтесь пошутить и искренне улыбнуться (где это уместно).
  2. Старайтесь объяснять слайд своими словами, добавлять дополнительные интересные факты, не нужно просто читать информацию со слайдов, ее аудитория может прочитать и сама.
  3. Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
  4. Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  5. Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  6. Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  7. Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  8. Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.

Источник: https://prezentacii.org/prezentacii/prezentacii-po-biologii/86719-ponjatie-o-sistematike-rastenij.html

Урок 6: Систематика растений

Презентация по биологии  для 7 класса Общие признаки, характерные для всех растений, и их систематика.

План урока:

Основные понятия

Классы цветковых растений

Семейство Злаки

Семейство Лилейные

Семейство Крестоцветные

Семейство Бобовые

Семейство Пасленовые

Семейство Сложноцветные

Семейство Розоцветные

Основные понятия

Систематика растений — раздел биологии, который описывает различные группы растений и соотносит их между собой. Для того чтобы классифицировать организмы, необходимо выявить у них сходства и различия. На основании нескольких сходств мы можем объединить растения в крупную группу. Чем больше сходств между организмами, тем в более мелкую группу они будут входить.

Группы в биологии называются систематическими таксонами. Таксон — группа организмов, которая была выделена на основании общих признаков. Таксоны бывают разными по размеру. Наименьшим таксоном в биологии является вид.

Последовательность таксонов:

  1. Царство;
  2. Отдел;
  3. Класс;
  4. Порядок;
  5. Семейство;
  6. Род;
  7. Вид.

Таксономическое описание вида: Источник

Классы цветковых растений

У цветковых растений два класса:

  1. Двудольные растения;
  2. Однодольные растения.

Двудольные растения. Чтобы понять название класса, нужно вспомнить строение зародыша семени. Зародыш состоит из:

  1. Семядоли;
  2. Корешка;
  3. Почечки.

Нас интересуют семядоли. Семядоли представляют собой крупные выросты зародыша. В этом и состоит главное отличие двудольных растений от однодольных: у двудольных две семядоли.

Строение семян двудольных растений: Источник

К другим отличиям двудольных растений относятся:

  1. Стержневая корневая система с одним главным корнем;
  2. Широкие листья с черешками и сетчатым жилкованием;
  3. Цветки с двойным околоцветником: есть чашечка из чашелистиков и венчик из ярких лепестков;
  4. Проводящая система имеет кольцевое строение.

Существует огромное разнообразие двудольных растений. Этот класс включает более 350 семейств. Наиболее значимыми из них являются:

Однодольные растения. Исходя из названия, у однодольных растений есть всего одна семядоля.

Продольный разрез семян двудольных и однодольных растений: Источник

К другим отличиям однодольных растений относятся:

  1. Мочковатая корневая система без главного корня;
  2. Узкие сидячие листья без черешка с параллельным или дуговым жилкованием;
  3. Цветки с простым околоцветником: есть только венчик;
  4. Проводящая система состоит из отдельных пучков.

Однодольных растений меньше, чем двудольных. Этот класс включает 60 семейств. Наиболее значимыми из них являются:

  1. Семейство Лилейные (ландыш, чеснок);
  2. Семейство Злаки (овёс, ячмень).

Сравнительная характеристика двудольных и однодольных растений: Источник

Семейство Злаки

Это семейство имеет огромное значение для человечества. Злаковые растения были пищевыми культурами ещё много веков назад. Люди используют в пищу пшеницу, рожь, ячмень, овёс, кукурузу и рис.

В итоге на прилавках мы видим хлеб, булочки, печень, макароны и другие продукты питания. Те злаки, что не пригодны в пищу людям, становятся кормом для животных, использующихся в сельском хозяйстве. К ним относятся тимофеевка, ежа, костер, мятлик и пырей.

Овёс и пырей используются как лекарственныерастительные организмы из-за их целебных свойств.

Семейство злаки имеют и другое название — мятликовые.

Плод злаковых — зерновка, то есть это сухой односемянный нераскрывающийся плод.

Продольный разрез зерновки пшеницы: Источник

У злаков мелкие цветки, которые собраны в соцветия: початок (кукуруза), колос (рожь), сложный колос (пшеница) и метёлка (овёс). Соцветия нужны для приспособления к размножению с помощью ветра.

Соцветия злаков: Источник

Цветки неправильные и двусторонне симметричные, то есть через них можно провести только одну ось симметрии.

Цветки имеют две сросшиеся внутренние и две наружные чешуи, три длинных тычинки с крупным пыльником и один пестик с двумя рыльцами.

Таким образом, формулу цветка злаков можно представить следующим образом: О(2)+2Т3П1 (околоцветник с двумя сросшимися и двумя несросшимися лепестками, три тычинки и один пестик).

Строение цветка злаков: Источник

Обычно растительные организмы растут с помощью верхушечного роста, но злаком присущ ещё и вставочный рост. Это такой рост растительного организма, который происходит в результате деления клеток междоузлий.

Вставочный рост: Источник

Листья злаков имеют влагалища — образования, которые позволяют листу защищать клетки в местах вставочного роста. Другой защитный механизм — язычок. Это плёнчатый вырост, который защищает место между влагалищем и стеблем от воды.

Особенности листьев злаковых: Источник

Самый важный представить злаковых — пшеница. Стебель пшеницы называется соломиной. Пшеница используется для приготовления хлебобулочных и макаронных продуктов питания.

Выделяют сорта пшеницы:

  1. Твёрдые: эндосперм этого сорта твёрдый, так как содержит в своём составе много белка;
  2. Мягкие: эндосперм этого сорта мягкий, так как содержит в своём составе много крахмала.

Виды пшеницы по способу выращивания:

  1. Озимая: высевают осенью, всходы зимуют под снегом (Станичная, Ермак);
  2. Яровая: высевают ранней весной (Тюменская, Нерда).

Общие признаки злаков: Источник

Семейство Лилейные

Среди растительных организмов из семейства лилейные есть важные овощные культуры: лук и чеснок. Из-за красоты лилейных множество из них используют для украшения пространства: лилия, тюльпан и другие.

Некоторые лилейные растения ядовиты: ландыш майский и вороний глаз. Яд содержится в плодах — ягодах, и есть их ни в коем случае нельзя.

Однако некоторые млекопитающие могут поедать ягоды без вреда для своего организма.

Плод лилейных — сухая коробочка (тюльпан), которая раскрывается тремя створками, или ягода (ландыш).

Плод лилейных: Источник

У цветков растений семейства лилейных простой околоцветник (только венчик), шесть лепестков, шесть тычинок и один пестик. Венчик крупный и яркий, часто имеет приятный запах. Лепестки расположены в два слоя.

Иногда цветки собраны в соцветие кисть (ландыш).

Таким образом, формулу цветка лилейных можно представить следующим образом: О3+3Т3+3П1 (околоцветник с шестью лепестками, расположенными в два слоя, шесть тычинок, расположенных в два слоя, один пестик).

Цветок лилейных: Источник

Часто у лилейных можно обнаружить видоизменения побега: корневище (тюльпан) или луковицу (лук). Эти приспособления позволяют лилейным успешно размножаться вегетативным образом.

Видоизменения побега лилейных: Источник

Общие признаки лилейных: Источник

Семейство Крестоцветные

Растения семейства крестоцветные привыкли к суровым условиям. Их редко можно встретить в тропиках: большая часть произрастает в умеренной зоне северного полушария.

Как и всегда, главную роль отводят овощным культурам: капусте, репе, редьке, редису, хрену. Некоторые растительные организмы используют в народной медицине (горчица).

Также среди крестоцветных много дикорастущих представителей, которые не нашли применения, например, пастушья сумка.

Исходя из названия главного представителя семейства, крестоцветные растения также называют капустными.

Плоды крестоцветных называются стручками, если они удлинены, и стручочками, если они укорочены. Это сухой плод с множеством семян внутри. Они прикреплены к перегородке, которая делит плод на две равные камеры. Раскрывается створками.

Плод крестоцветных: Источник

Цветки с двойным околоцветником. Несмотря на наличие чашечки и венчика, цветки тусклые, незаметные, мелкие. Обычно образуют соцветие кисть. В чашечке — четыре чашелистика, а в венчике — четыре лепестка. Они расположены крест-накрест. Так и появилось название семейства.

Внутри цветка находятся шесть тычинок и один пестик. Четыре из шести тычинок удлинены. Таким образом, формулу цветка крестоцветных можно представить следующим образом: Ч4Л4Т2+4П1.

Цветки крестоцветных: Источник

Часто у растений семейства крестоцветных видоизменяются органы для запасания веществ. У капусты появляется кочан, у репы и редьки — корнеплоды.

Овощные культуры крестоцветных: Источник

Общие признаки крестоцветных: Источник

Семейство Бобовые

Бобовые растения являются древними культурными растительными организмами: горох, фасоль, чечевица, соя, арахис. Некоторые из них используются как корм для сельскохозяйственных животных: клевер, люцерна. Некоторые — как красивые украшения для создания атмосферы в помещении: люпин, акация. Есть и дикорастущие виды: чина, донник.

Другое название — мотыльковые.

Плод растений семейства бобовых легко запомнить: это боб. В противоположностьстручку крестоцветных, боб не разделён на две камеры перегородкой.

Сравнение боба и стручка: Источник

Цветки собраны в различные соцветия: простая и сложная кисть (люпин) и головка (клевер).

Соцветия бобовых: Источник

Цветки с двойным околоцветником, то есть имеют чашечку и венчик. Чашечка состоит из пяти чашелистиков. Лепестки бобовых особенные: обладают сложным строением:

  1. Парус (флаг): самый крупный верхний лепесток;
  2. Вёсла: боковые лепестки;
  3. Лодочка: два нижних сросшихся лепестка.

Подобный цветок называют цветком мотылькового типа. По нему легко отличать бобовых от представителей других семейств.

Внутри цветка девять сросшихся и одна свободная тычинка и один пестик. Таким образом, формулу цветка бобовых можно представить следующим образом: Ч(5)Л1+2+(2)Т(9)+1П.

Цветки бобовых: Источник

Главным видоизменением бобовых являются корневые клубеньки. На них живут клубеньковые бактерии, с которыми растение выстраивает симбиотические отношения. Бобовое растение предоставляет бактериям жильё, и взамен бактерии синтезируют содержащие азот соединения, которые нужны бобовому для питания. К таким азотным соединениям относят аминокислоты, нуклеотиды и витамины.

Корневые клубеньки: Источник

Знакомым всем видоизменением является вьющийся стебель гороха. Такое видоизменение нужно для опоры растения.

Общие признаки бобовых: Источник

Семейство Пасленовые

Пасленовые широко распространены по всему миру. Среди представителей этого семейства много овощей, которые люди потребляют ежедневно: картофель, томат, перец, баклажан.

Дикорастущие и даже ядовитые виды: паслен, белена, дурман. Ядовитые свойства пасленовых растенийобеспечиваются веществом соланином, который прячется в зелёных частях. Даже во всеми любимом картофеле содержится яд.

Тяжёлое отправление соланином может привести к летальному исходу.

Плод пасленовых: ягода (томат) — сочный — и коробочка (белена) — сухой многосемянный. Ягоды картофеля и коробочки белены ядовиты.

Плод пасленовых: Источник

Цветки с двойным околоцветником собраны в соцветия: завиток (белена), метёлка (паслен сладко-горький), кисть (паслен чёрный) и извилина (петуния).В цветке находятся пять сросшихся чашелистиков, пять сросшихся лепестков, пять тычинок и один пестик. Таким образом, формулу цветка пасленовых можно представить следующим образом: Ч(5)Л(5)Т5П1.

Цветки пасленовых: Источник

Для главного представителя пасленовых — картофеля — характерно видоизменение побега. Мы употребляем в пищу именно клубни. Плод картофеля — это на самом деле видоизменённый побег, который называется клубнем.

Подземные побеги картофеля называются столонами, а клубень — это его утолщение. На поверхности клубня картофеля, особенно на верхушке, расположены почки — глазки.

Такое тотальное видоизменение побега нужно для большого отложения питательных веществ, в частности крахмала.

Общие признаки пасленовых: Источник

Семейство Сложноцветные

Это самое крупное семейство класса двудольные — около 27 тысячи различных видов. Распространены везде. Самое известное растение семейства сложноцветные — подсолнух.

Из семян подсолнуха добывают подсолнечное масло, которое применяется для приготовления пищи. К другим съедобным представителям растений семейства сложноцветных относят цикорий, эстрагон, топинамбур и салат латук.

Среди сложноцветных множество декоративных растений: астры, ноготки, георгины и хризантемы.

Другое название сложноцветных — астровые.

Чтобы определить плод астровых, нужно вспомнить подсолнух. Те самые семена и являются их плодом семянкой. Он сухой и невскрывающийся. Плод одуванчика называется летучей семянкой из-за способности легко подхватываться ветром.

Плод сложноцветных: Источник

Цветки собраны в соцветие — корзинку. Околоцветник двойной: венчик яркий и выделяет нектар, но чашечка плохо развита. Лепестки сложноцветных бывают разной формы:

  1. Язычковые: сверху лепестка образуются зубчики, а снизу он срастается в трубку (одуванчик);
  2. Трубчатые: трубка лепестка оканчивается пятью зубчиками (полынь);
  3. Воронковидные: лепесток образует воронку (василёк);
  4. Ложноязычковые: похожи на язычковые, но оканчиваются тремя зубчиками (подсолнух).

Венчик состоит из пяти сросшихся лепестков. Внутри расположены пять сросшихся тычинок и один пестик. Таким образом, формулу цветка сложноцветных можно представить следующим образом: Ч0Л(5)Т(5)П1.

Цветки сложноцветных: Источник

Общие признаки сложноцветных: Источник

Семейство Розоцветные

Представители семейства розоцветные самые разнообразные. К съедобным растительным организмам относятся клубника, земляника, шиповник, слива, вишня, яблоня, груша, персик, абрикос и другие. Есть декоративные представители, например, роза или сакура. Не нашли применения у людей гравилат, манжетка и гусиная лапка.

Так как разнообразие розоцветных велико, то и велико разнообразие плодов: яблоко, костянка, многокостянка и многоорешек. Это плоды с сочным околоплодником.

Плоды розоцветных: Источник

Обычно цветки розоцветных одиночные, но иногда собираются в соцветие кисть (лапчатка) или щиток (вишня). Сами цветки с двойным околоцветником с пятичленной чашечкой и пятичленным венчиком. Внутри много тычинок и много пестиков (или один пестик). Таким образом, формулу цветка розоцветных можно представить следующим образом: Ч5Л5Т∞П∞ или Ч5Л5Т∞П1.

Цветки розоцветных: Источник

Для растений семейства розоцветных характерны видоизменения. У клубники — столоны для вегетативного размножения. У шиповника — шипы, а у боярышника — колючки для защиты от травоядных животных.

Общие признаки розоцветных: Источник

Источник: https://100urokov.ru/predmety/urok-9-sistematika-rastenij

Систематика живого

Презентация по биологии  для 7 класса Общие признаки, характерные для всех растений, и их систематика.

Автор статьи – Л.В. Окольнова.

Зачем нужно было всех живых существ распределять по каким-то категориям?Многим людям систематика кажется абсолютно не нужным направлением.

Однако, у этого раздела науки есть вполне четкие цели и задачи.

Задача №1
Описание организмов (морфологическое) как современных, так и вымерших.

Задача №2
На основе знаний о строении организмов, установить родственные и эволюционные взаимоотношения между ними.

Задача №3
Выяснение закономерностей, позволяющих предсказать признаки какого-то нового живого объекта.

Систематизировать все живое ученые пытались очень давно. Если говорить об известных истории попытках, то это был Аристотель, т.е. мы говорим о времени до н.э.! Ученых, занимающихся систематикой, было очень много, всех перечислять здесь не будем. Самые основательные труды принадлежат К.Линнею, Ч. Дарвину и Э. Геккелю.

Давайте разберем основные таксоны современной систематики.

Таксоны
РастенийЖивотных
ЦарствоЦарство
ОтделТип
КлассКласс
ПорядокОтряд
СемействоСемейство
РодРод
ВидВид

Надцарство (или империя)

Первое, самое глобальное деление идет на ядро-содержащих организмов (эукариотов) и безъядерных (прокариотов)

Основной критерий этого разделения – наличие или отсутствие ядра.

Царства:

1. Животные 2. Растения 3. Грибы

Это деление основано на нескольких параметрах:

1) запасное питательное вещество (животные – белки и гликоген, Растения – углеводы, грибы – гликоген и хитин);2) строение клетки (есть органеллы, присущие исключительно одному из царств);

3) тип питания (гетеротрофы, автотрофы, редуценты).

Подцарства:

ОдноклеточныеМногоклеточные
  • бактерии
  • животные
  • растения
  • грибы

Систематика животных

Тип.
Критерий – наличие внутреннего скелета и его отсутствие (или экзоскелет).

ХордовыеБеспозвоночные
ланцетникподтип позвоночные:– рыбы;- амфибии;- рептилии;- птицы;- млекопитающие;- кишечнополостные- червиЭкзоскелетные:1. моллюски2. членистоногие:
  • – тип хелицровые-тип ракообразные- тип трахейные

Класс.

Здесь в основе строение, морфология животного. Рассматриваются и внешнее строение, и все системы органов.

Например, увидели вы вот такое создание:

Похоже на большого червя или на маленькую змею…. как определить класс?

Если вы не зоолог – профессионал, который сделает это по внешнему виду, то только по внутреннему строению.1) есть череп и скелет – значит, не червь;2) есть легкие, неполная перегородка в сердце и кожа покрыта слизью;

Вывод – животное относится к классу земноводных.

Отряд

Объединение идет уже более детально, например:- у насекомых – по строению крыльев: прямокрылые, жесткокрылые и т.д.- у птиц: отряд аистообразные, отряд голубеобразные, отряд курообразные м т.д.

– у млекопитающих: рукокрылые, грызуны, хищные, приматы и т.д.

Критерием становится уже более детальное различие в строении, питании и образе жизни.

Дальше – еще больше сходство в строении и жизнедеятельности, еще больше степень родства: род.

И самая меньшая категория систематики – вид .

Систематика растений

В основе деления на отделы – строение тела (наличие тканей и органов) и базовый тип размножения.
Классы – это, например, различия в строении семени, цветка, листа, стебля и т.

д..
Порядок – объединение идет на основе родства.
Семейство – общее происхождение, строение цветка и способ размножения.
Далее – как у животных – род и вид.

Отдел (у животных это тип)
  1. 1.   Водоросли
  2. 2.   Споровые растения:- мхи- хвощи и плауны- папоротники
  3. 3.   Семенные растения- голосеменные- покрытосеменные
Классу покрытосеменных:-  однодольные;-       двудольные
Порядоквересковые, пасленовые
Семействозлаковые,крестоцветные, розоцветные и т.д.

Источник: https://ege-study.ru/ru/ege/materialy/biologiya/sistematika-zhivogo/

Что такое систематика в биологии? Биология: систематика растений

Презентация по биологии  для 7 класса Общие признаки, характерные для всех растений, и их систематика.

Помните ли вы урок биологии “Систематика и классификация живых организмов”? Если нет, тогда наша статья для вас. Мы познакомимся с предметом изучения данной науки и подробно остановимся на группах растений и признаках, по которым их объединяют.

Что такое систематика в биологии

Многообразие живых организмов на планете просто поражает. Только представьте, в современный период ученым известно 8,7 миллионов видов. Они освоили абсолютно все ореалы обитания: от водоемов и почвы до паразитического существования внутри живых организмов. С течением времени возникла наука, которая смогла упорядочить это разнообразие, что существенно упростило процесс их изучения.

Что такое систематика? Презентации по биологии и различные пособия дают много определений данному понятию. Мы остановимся на самом точном. Систематика – это наука о разнообразии и классификации живых организмов. В переводе с греческого это название переводится как “упорядоченный”.

Первые попытки объединения организмов на основе общих признаков предприняли еще Аристотель и Теофраст. Поэтому, что такое систематика в биологии, было известно еще в античном мире.

Основоположником систематики по праву считается шведский ученый Карл Линней. Именно он ввел в науку двойные, или бинарные, названия растений и животных. И по сей день единицей классификации является вид. К примеру, тополь серебристый, мелисса лекарственная, подорожник обыкновенный.

Царства живой природы

Систематика – категория в биологии, которая объединяет организмы в группы по сходным признакам. Их называют таксоны. Наименьшим из них является вид, а наивысшим – царство. Между ними расположены промежуточные таксоны. К примеру, у растений это род, семейство, порядок, класс и отдел.

Различают пять царств живой природы:

  • Растения характеризуются автотрофным способом питания, наличием зеленого пигмента хлорофилла в клетках, способностью к фотосинтезу, прикрепленным образом жизни, неограниченным ростом.
  • Животные по способу питания являются гетеротрофами, активно передвигаются, увеличиваются в размерах только в определенный период.
  • Грибы – группа организмов, которая занимает промежуточное положение между растениями и животными. Она объединяет в себе признаки обоих царств. К примеру, подобно растениям грибы ведут прикрепленный образ жизни. При этом они питаются готовыми органическими веществами подобно животным.
  • Бактерии – одноклеточные микроскопические организмы, которые не имеют оформленного ядра.
  • Вирусы – неклеточные формы жизни. Они образованы молекулами нуклеиновых кислот, окруженных белковой оболочкой.

Биология, 6 класс: систематика растений

А теперь более подробно остановимся на классификации представителей царства растений. Мы уже знаем, что такое систематика в биологии и какими характерными особенностями отличаются представители этого царства. Какие же группы выделяют в его пределах?

Биология и систематика растений высшими из них считает две: низшие и высшие. Растения первой группы не формируют настоящих тканей и органов. К ним относят все водоросли. Это самые примитивные растения, которые первыми возникли на планете.

По мере их выхода на сушу растения начали формировать ткани и органы. Без этого их существование в новых условиях было бы просто невозможным. Так в процессе эволюции возникли высшие растения.

Низшие растения

Что такое систематика в биологии? Это еще и наука, позволяющая отличить главные характерные признаки организмов. Для растений в целом – это автотрофный способ питания, для низших – отсутствие специализированных клеток. У водорослей все они имеют одинаковое строение. Объединены они только анатомически, но не функционально.

Тело водорослей называется терминами “слоевище”, “слань” или “таллом”. А вместо корней они имеют ризоиды. Они могут быть одно- и многоклеточными, а также колониальными.

Кроме пигмента хлорофилла, водоросли могут содержать в клетках красящие вещества других цветов. В зависимости от этого различают отделы Зеленых, Красных, Бурых, Золотистых водорослей.

А вот представители Диатомовых окружены панцирем из кремнезема. через его отверстия осуществляется процесс обмена веществ.

Высшие: характерные признаки

Первые выходцы на сушу еще не имели настоящих тканей. У них все еще сохранялись ризоиды, а побег располагался горизонтально и вильчато ветвился.

В процессе эволюции выживали те представители растений, тело которых принимало вертикальное положение. Это обеспечивало более эффективные условия для протекания фотосинтеза.

Так у высших растений возникли специализированные клетки и ткани – механические, проводящие, покровные и основные.

Наиболее примитивными представителями этой систематической единицы являются споровые. Их современные виды представлены четырьмя отделами: Мохо-, Плауно-, Хвоще- и Папоротниковидными. Их общими характерными чертами являются листостебельное строение побега, размножение при помощи спор, чередование в жизненном цикле полового и бесполого поколений.

Разнообразие семенных

Более прогрессивные черты строения имеют семенные растения. Уже само название говорит об одном из способах их размножения. Семена, в отличие от спор, обладают значительным запасом питательных веществ. Они способствуют более эффективному прорастанию и развитию молодых растений.

В пределах данной группы систематики выделяют два отдела: Голо- и Покрытосеменные. Представителями первых являются ель, сосна, пихта, можжевельник, кинкго, вельвичия. Их семена развиваются на чешуйках шишек открыто, голо. Эта черта и определяет название таксона. Голосеменные растения не образуют цветков и плодов, большинство из них являются вечнозелеными.

Покрытосеменные, или Цветковые, являются группой растений, которые на современном этапе занимают господствующее положение на планете.

Благодаря каким чертам строения это стало возможно? Прежде всего, это наличие цветка, выполняющего функции генеративного органа, в котором происходит двойное оплодотворение.

В результате этого процесса формируются плоды, внутри которых развиваются семена. Такое строение обеспечивает защиту от неблагоприятных условий, благоприятное развитие и распространение растений.

Итак, в нашей статье мы рассмотрели, что такое систематика в биологии. Это наука, которая определяет положение организмов в системе органического мира на основе определенных особенностей строения.

Источник: https://FB.ru/article/329057/chto-takoe-sistematika-v-biologii-biologiya-sistematika-rasteniy

Систематика в биологии – основы классификации растений и животных

Презентация по биологии  для 7 класса Общие признаки, характерные для всех растений, и их систематика.

Разнообразие животных и растений классифицируются с использованием принципов, которые вытекают из строгой логики (здравого смысла), и знаний особенностей их строения, биологии, распространения. Систематика должна решить две основных задачи:

  1. Практическая — найти способ наиболее быстрого определения любого живого организма.
  2. Теоретическая — найти закон, по которому устроено многообразие животных и растений, построить естественную систему, отображающую этот закон (как, например, периодическая система элементов Д. И. Менделеева в химии).

С самого начала (не менее 300 лет) систематика растений и животных пребывает в состоянии молодой науки (в отличие от географии или ботаники, например). До сих пор описываются новые типы, радикально меняется классификация многих крупных групп, регулярно появляются новые методы и подходы к построению классификации.

Основные направления

Ж. Кювье основал науку палеонтологию и неопровержимыми фактами доказал, что животные Земли неоднократно радикально менялись. Объяснение этим изменениям дала эволюционная теория. Со времён публикации «Происхождение видов» Ч.

Дарвина эта теория стала руководящей при изучении животных.

Сейчас ни один натуралист не сомневается в основных положениях трансформизма: мир животных развивается и изменяется, и современные животные — потомки организмов прошлых геологических эпох.

В течение последних 50 лет в систематике сформировалось 4 основных направления:

  1. Традиционная или эволюционная систематика. Это гибрид «линнеевской» систематики с синтетической теорией эволюции. Основные постулаты: природная система должна прямо отражать филогению; чем признак давнее, тем он существеннее для классификации; объективно существуют только виды и подвиды; все другие таксоны — чистая условность; ранг таксона определяется степенью его отличия от других таксонов и внутренней гомогенностью. Известные представители: орнитолог Э. Майр, палеонтолог Дж. Симпсон. В рамках этого направления работает много систематиков-практиков.
  2. Кладистика (филогенетическая систематика) В. Хеннига. Основные постулаты: система должна прямо отображать филогению; производные характеристики более существенны для построения классификации, чем исходные; построение системы должно быть строго формализовано (например, считается, что из 1 вида всегда возникает 2 новых вида, а не 1, или 3); ранг таксона определяется исключительно его геологическим возрастом. Основоположник — энтомолог Вилли Хенниг. В рамках этого направления работает большинство западных систематиков (Западная Европа и, особенно, США и Канада), а также все, кто занимается геносистематикой.
  3. Нумерическая таксономия (фенетическая систематика). Главные постулаты: природной системы нет — может быть много равноценных вариантов классификации; все признаки абсолютно равноценны; классификация строится с помощью статистической обработки распределения признаков по таксонам, количеству сходств и различий между ними; ранг таксона устанавливается по степени его отличия от соседних таксонов. Среди систематиков-практиков последователей этого направления немного.
  4. Типология. Постулаты: природная система существует, она может быть объяснена морфологическими закономерностями и законом гомологических рядов Вавилова; классификация должна отображать не гипотетические пути эволюции, а сходства и различия; разные признаки имеют разный вес и должны использоваться для разграничения таксонов разных рангов; объективно существуют не только виды и подвиды, но и таксоны более высоких рангов. Типология основывается на идеях Л. С. Берга, М. В. Беклемишева, А. А. Любищева. В рамках этого направления работает немало отечественных систематиков.

Таксономический анализ

Учёный Карл Линней предложил иерархическую схему из пяти категорий: класс, ряд, род, вид и вариетет. Например, человек расположился в классификации К. Линнея в такой последовательности:

  1. Класс: Mammalia.
  2. Отряд: Primates.
  3. Род: Homo.
  4. Виды: sapiens, troglodytes.
  5. Вариететы: ferus, americanus, europaeus, afer.

На сегодняшний день наивысшим рангом группировки всех живых существ является домен или надцарство. Такое название термина предложил Карл Вёзе в 1990 году.

Таксономический анализ представляет собой распределение признаков между таксонами, на основании которого таксоны группируются в надтаксоны. Фактически, это анализ таксонов и их выдающихся признаков.

Первый этап — составление таблицы таксон/признак. Такую таблицу приходится делать всем практикующим систематикам, будь то кладисты, или типологи, или представители других направлений.

Способы, которыми такая таблица превращается в классификацию, сильно отличается в разных школах. Таксоны группируются по два или более на основании подобия и различия.

Равноценные признаки можно подсчитывать с помощью формул и сравнивать количество общих признаков и отличительных черт у разных таксонов.

Если признаки считаются неравноценными, то больший вес может предоставляться или более давним примитивным, или более молодым и производным. Корреляция между признаками может учитываться или не учитываться.

Группировкам таксонов, которые вышли, предоставляется ранг соответственно с традициями, разветвлениями эволюционных линий, геологическим возрастом, соотношением между величиной хиатуса и числом представителей.

«Линнеевская» систематика

В «Философии ботаники» Линней писал, что сначала он выделял таксоны интуитивно, а потом уже оформлял своё убеждение в классификацию, обнаруживая природные, существенные и искусственные признаки.

После составления таблицы таксонов и признаков нужно найти «природный признак» — совокупность признаков, которые совпадают во всех подтаксонах (например, в видах внутри рода, в родах внутри семейства). Таким образом, для нахождения природного признака рода сравниваются списки особенностей разных видов. Вычёркиваются все признаки, которые не совпадают.

Природные признаки представляют собой описание таксона. Они включают в себя самые обычные и распространённые признаки, характерные для таксонов более высоких рангов. Например, самым природным признаком какого-либо рода является клеточное строение, какого-либо рода в составе типа хордовых — наличие хорды.

Природные признаки, в свою очередь, содержат в себе существенные и искусственные признаки. Существенный признак служит для различия таксонов в системе органического мира.

Искусственный признак разграничивает род всего лишь от других родов такого же искусственного порядка. Это заменитель существенного признака, пока тот не найден.

Существенные и искусственные признаки служат для разграничения родов, а природные — для их описания.

Традиционная классификация

Для обозначения таксонов, ранг которых ещё неясен, используются такие нейтральные термины, как фенон, форма, группа.

Фенон — фенотипически однородная выборка особей. Самцы и самки могут принадлежать к разным фенонам; в случае видов-двойников к одному фенону могут относиться представители нескольких видов.

Термин «форма» может применяться, когда неизвестно, идёт ли речь про вид или подвид, или про экземпляр, который уклоняется, сезонную вариацию или касту. Термин используется также, когда речь идёт о нескольких таксонах разных рангов (например, вид и подвид).

Группа — виды, которые не имеют статуса подрода.

Понятие вида

Вид — основная систематическая категория. Это единственная таксономическая категория, объективное существование которой не поддаётся сомнению и подвергается экспериментальной проверке. Именно вид является исходной единицей систематики организмов.

Считается, что самостоятельные виды должны быть генетически изолированы. Особи, репродуктивно изолированные друг от друга, относятся к разным видам. Способные скрещиваться между собой должны быть отнесены к одному виду. Если генетическая изоляция доказана, то доказана и самостоятельность вида.

Однако репродуктивный критерий сложно использовать на практике при обработке коллекционных материалов. В практической работе для разграничения близких видов используется тройной критерий. Его применение позволяет надёжно определить, когда имеется дело с самостоятельными видами, а когда — с внутренне видовой изменчивостью (географической, гостальной, индивидуальной).

Морфологический критерий

Этот критерий позволяет, не проводя экспериментов по скрещиванию, оценить, являются ли две формы репродуктивно изолированными в природе.

Хиатус — выразительный разрыв в морфологических признаках, то есть отсутствие промежуточных вариантов между двумя формами. Противоположное понятие — трансгрессия: это перекрытие морфологических признаков, то есть наличие промежуточных вариантов.

Если две формы имеют хиатус в каких-нибудь морфологических характеристиках, то они, скорее всего, репродуктивно изолированы, а, значит, должны быть отнесены к разным видам. Если виды действительно самостоятельные, хиатус определяется даже между видами-двойниками.

Географический параметр

Если две близкие формы, разделённые хиатусом, имеют самостоятельные ареалы (расположение), которые не перекрываются, скорее всего, они являются самостоятельными видами. Если же две очень близкие формы, разделённые морфологическим хиатусом, встречаются совместно, то не исключено, что в иерархии они должны быть отнесены к одному виду.

Экологический признак

Каждый вид владеет большей или меньшей экологической специфичностью. Только в сказке К. Чуковского «рыбы по полю гуляют, жабы по небу летают». Очень маленькая вероятность, что один вид будет существовать и в пустыне, и на болоте. Птицы, которые гнездятся в дуплах, не могут гнездиться в песчаной пустыне.

Классификация растений и животных до сих пор не развалилась только из-за консервативности большинства систематиков. В каждом направлении существуют интересные методы и подходы, которые можно использовать в практической работе.

Источник: https://nauka.club/biologiya/sistematika-v-biologii.html

Ваш педагог
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: