Презентация по литературе Поэма Н.А. Некрасова Кому на Руси жить хорошо

Презентация на тему

Презентация по литературе Поэма Н.А. Некрасова Кому на Руси жить хорошо

  • Слайд 2 Я задумал изложить в связном рассказе всё, что знаю о народе, всё, что пришлось мне услышать из уст его, и я затеял «Кому на Руси жить хорошо». Это будет эпопея народной жизни. (Н.А.Некрасов)
  • Слайд 3 Поэ́ма — крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом. Эпопея – крупное произведение эпического жанра, повествующее о значительных исторических событиях
  • Слайд 4 Эпопея – наиболее крупная и монументальная форма эпической литературы.Народная книга. (О народе и для народа. Опыт многолетней дружбы поэта с крестьянами Ярославской, Костромской и Владимирской губерний.)Стиль поэмы имеет глубокие народные истоки: литературный русский язык, разговорная речь крестьянства, фольклорные элементы.
  • Слайд 5
  • Слайд 6 КОМПОЗИЦИЯ«календарная»«Пролог» – весна(птицывьютгнёзда, кукуеткукушка)‏«Поп» – «А времяужнераннее,подходитмесяцмай»«Сельскаяярмонка» – «ЛишьнаНиколувешнегопогодапоуставилась» (9 маяпостаромустилю)‏«Последыш» – «Петровки.Времяжаркое. В разгаресенокос»(12 июля)‏
  • Слайд 7 «Пирнавесьмир» – сенокоскончается (ранняяосень)‏«Крестьянка» – жатва Задуманнаяпетербургскаячастьдолжнабылапроисходить в зимнеевремя
  • Слайд 8 ПодтянутаягубернияТерпигоревуездПустопорожняяволостьНазваниягуберний, уездов,волостей, деревеньговорят о бедственномположениинарода:Заплатово, Дырявино… Художественное пространство
  • Слайд 9 Заплатово Разутово ГореловоДырявино Знобишино НееловоНеурожайка селоКузьминское«Сельскаяярмонка» Вахлаки «Последыш» Наготино Клин«Крестьянка» «Пир на весьмир»Маршрут путешествия Столбовая дорога
  • Слайд 10 В каком году — рассчитывай,В какой земле — угадывай,На столбовой дороженькеСошлись семь мужиков:Так начинается поэма Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».ПРОЛОГ
  • Слайд 11 Обозначает время действия.Мужики временнообязанные (обязанные после отмены крепостного права выкупить свою землю у помещиков).Выявляет главную проблему произведения.Проблема счастья.Поэма-спор, поэма – диспут (представители разных слоёв населения высказывают своё мнение о счастье, говорят о своей жизни).Намечает схему, по которой должен развиваться сюжет.Фольклорные истоки произведения.
  • Слайд 12 Роман сказал: помещику, Демьян сказал: чиновнику, Лука сказал: попу. Купчине толстопузому! – Сказали братья Губины, Иван и Митродор. Старик Пахом потужилсяИ молвил, в землю глядючи: Вельможному боярину, Министру государеву. А Пров сказал: царю…
  • Слайд 13 За спором мужики не замечают. Что дали крюк в тридцать верст. Домой возвращаться поздно, они разводят костер и за водкой продолжают спор, который перерастает в драку. Но и драка не помогает разрешить волнующий вопрос.
  • Слайд 14 Решение находится неожиданно: один из мужиков, Пахом, ловит птенца пеночки.Пусти на волю птенчика! За птенчика за малого Я выкуп дам большой!
  • Слайд 15 1.Помещик 2.Чиновник3.Поп4.Купец5.Вельможа6.Министр7.ЦарьСЧАСТЛИВЫЕ
  • Слайд 16 Встреча со священником.Разговор с помещиком.«Счастливые» в крестьянской среде.Сатирическое обличение холопства (дворовый с подагрой, холоп примерный Яков верный).Крестьяне – носители лучших качеств народного характера – Яким Нагой, ЕрмилГирин, Матрёна Тимофеевна, Савелий, богатырь святорусский.
  • Слайд 18 Глава «СЕЛЬСКАЯ ЯРМАРКА»
  • Слайд 19 ЯкимНагой В деревнеБосовеЯкимНагойживёт, Ондосмертиработает, Дополусмертипьёт! -такопределяетсебясамперсонаж.В поэмеемудовереновыступить в защитународаотименинарода. Живёт — с сохоювозится,А смертьпридётЯкимушке — Каккомземлиотвалится,Чтонасохеприсох……у глаз , у ртаИзлучины, кактрещиныНавысохшейземле……шеябурая,Какпласт, сохойотрезанный,Кирпичноелицо.Глава «ПЬЯНАЯ НОЧЬ»
  • Слайд 20
  • Слайд 21 Глава «СЧАСТЛИВЫЕ»
  • Слайд 22 1. ДьячокуволенныйВ благодушестве…КольобогреетсолнышкоДапропущукосушечку
  • Слайд 23 2. СтарухастараяЧто у неепоосениРодилосьрепдотысячиНанебольшойгряде
  • Слайд 24 3. Солдат с медалямиВ двадцатисраженияхЯ был, а неубит!Ходилнисыт, ниголоден,А смертинедался!Запровинностинещаднобит, А хотьпощупай – жив!
  • Слайд 25 4. Каменотес-олончанинКолипроснусьдосолнышкаДаразогнусь к полуночиТакгорусокрушу!
  • Слайд 26 5. Мужик с одышкою… посчастиюИ я добрелнародину,..И легчесталомне
  • Слайд 27 6. ДворовыйчеловекЯ быллюбимыйраб,Жена – рабалюбимая
  • Слайд 28 7. Крестьянин-белорусА счастьенаше в хлебушке:Жую – ненажуюсь
  • Слайд 29 8. МужиксоскулойсвороченнойТроихмоихтоварищейСломалимишуки,А я живу, богмилостив!
  • Слайд 30 9. ОборванныенищиеНас у порогалавочникВстречает с подаянием
  • Слайд 31 ВЫВОДЭй, счастиемужицкое!Дырявое с заплатами,Горбатое с мозолями..
  • Слайд 32 Реальныйпрототипэтогоперсонажа – крестьянинА.Д.Потанин (1797 — 1853), управляющийподоверенностиимениемграфини Орловой, котороеназывалиОдоевщиной (пофамилиибывшихвладельцев — князей Одоевских), а крестьянеперекрестили в Адовщину. Потанинпрославилсянеобычайной справедливостью. НекрасовскийГиринсвоейчестностьюстал известенодносельчанамещё в тепятьлет, чтослужилписарем в конторе Худуюсовестьнадобно – Крестьянину с крестьянина Копейкувымогать. ЕРМИЛА ГИРИН
  • Слайд 33 Особенносталлюбнароду, когдавзял в аренду мельницу. Когдажемельницурешилипродать, Гиринвыигралторги, но у негонеоказалось денегвнестизадаток. И тогда «чудо сотворилося»: Гирнавыручиликрестьяне, к которымонобратилсязапомощью. Крестьянствораскошелилось, НесутЕрмилуденежки, Дают, кточембогат. Черезнеделювремени Ермилнаэтойплощади Рассчитывалнарод.
  • Слайд 35   Своеобразным поискам счастливого человека посвящено одно из лучших произведений Н.А.Некрасова – поэма «Кому на Руси жить хорошо». Герои поэмы путешествуют по земле русской. На их пути встречаются люди разных сословий: крестьяне, помещики, представители духовенства. После главы «Помещик» наши странники решили:«Не всё между мужчинамиОтыскивать счастливого,Пощупаем-ка баб!»-Решили наши странники И стали баб опрашивать…
  • Слайд 36  Предстает перед странниками Матрена Тимофеевна. Особое место в поэме, на мой взгляд, занимает встреча с крестьянкой Матреной Тимофеевной. Автор дает довольно подробное описание этого персонажа.Осанистая женщина,    Широкая и плотная,    Лет тридцати осьми.    Красива; волос с проседью,    Глаза большие, строгие,    Ресницы богатейшие,    Сурова и смугла.    На ней рубаха белая,    Да сарафан коротенький,    Да серп через плечо.
  • Слайд 37 Мне счастье в девках выпало: У нас была хорошая,Непьющая семья. За батюшкой, за матушкой, Как у Христа за пазухой, Жила я, молодцы.
  • Слайд 38 А выискался суженый,На горе –чужанин!Филипп Корчагин – питерщик,По мастерству печник.Муж был хороший непьющий, с профессией (печник).
  • Слайд 39 Семья была большущая, Сварливая… попала я С девичьей холи в ад! В работу муж отправился,Молчать, терпеть советовал: Не плюй на раскаленное Железо – зашипит!
  • Слайд 40 Из всей семейки мужнинойОдин Савелий, дедушка,Родитель свекра-батюшки,Жалел меня…
  • Слайд 41

    «Клеймёный, да не раб»

  • Слайд 42 Из-за сына Матрена стала меньше работать. Свекровь потребовала отдать Демушку деду. Заснув, дед недоглядел ребенка, его съели свиньи. Приехавшая полиция обвиняет Матрену в том, что она специально убила ребенка. Ее объявляют сумасшедшей. Демушку хоронят в закрытом гробу. Заснул старик на солнышке, Скормил свиньям Демидушку Придурковатый дед!
  • Слайд 43 После смерти сына Матрена все время проводит на его могиле, не может работать. Савелий тяжело переживает трагедию и уходит в Песочный монастырь на покаяние. Через три года у Матрены умирают родители. На могилке сына Матрена встречается с дедом Савелием, который пришел помолиться за ребенка. Восьмилетнего сына Матрены Федота посылают стеречь овец. Одну овцу украла голодная волчица. Федот, после долгого преследования, настигает волчицу и отбирает у нее овцу, но, увидев, что скотина уже мертвая, возвращает ее волчице — та страшно исхудала, видно, что она кормит детей. За поступок Федотушки наказывают мать. Матрена считает, что всему виной ее непослушание, она покормила в постный день Федота молоком.
  • Слайд 44 Когда пришла бесхлебица, свекровь во всем обвинила Матрену. Ее бы убили за это, если бы не муж-заступник. Мужа Матрены забирают в рекруты. Жизнь ее в доме свекра и свекрови стала еще тяжелее.Был страшный год… Волчицу ту Федотову Я вспомнила — голодную, Похожа с ребятишками Я на нее была! 
  • Слайд 45 Беременная Матрена отправляется к губернатору. Отдав лакею два рубля, Матрена встречается с губернаторшей, просит у нее защиты. Матрена Тимофеевна рожает в доме губернаторши ребенка. У Елены Александровны нет своих детей; она ухаживает за ребенком Матрены как за своим. Посланник во всем в селе разобрался, мужа Матрены вернули.
  • Слайд 46 Матрена рассказывает странникам о своейтеперешней жизни, говорит, что среди баб они счастливую не найдут.Ключи от счастья женского,От нашей вольной волюшкиЗаброшены, потеряныУ бога самого!
  • Слайд 47 Четвертая часть поэмы, названная автором “Пир на весь мир,” состоит из четырех частей.1.Горькое время – горькие песни.2.Странники и богомольцы.3.И старое и новое.4.Доброе время – добрые песни.
  • Слайд 48 Тип интеллигента-демократа, выходца из народа, воплощен в образе Гриши Добросклонова, сына батрачки и полунищего дьячка. Если бы не доброта и щедрость крестьян, Гриша и его брат Савва могли бы умереть с голоду. И юноши отвечают крестьянам любовью. Любовь эта с ранних лет заполнила сердце Гриши и определила его путь:     … лет пятнадцати     Григорий твердо знал уже,     Что будет жить для счастия     Убогого и темного     Родного уголка 
  • Слайд 49 Путь Гриши – типичный путь демократа-разночинца: голодное детство, семинария, “где было темно, холодно, угрюмо, строго, голодно”, но где он много читал и много думал…    А дальше? Дальше известно:     Ему судьба готовила     Путь славный, Имя громкое     Народного заступника,     Чахотку и Сибирь. 
  • Слайд 50   Гриша обрел истинное счастье, и счастливой должна стать страна, народ которой благословляет на бой “такого посланца”.  В образе Гриши есть не только черты вождей революционной демократии, которых так любил и почитал Некрасов, но и черты самого автора поэмы. Ведь Григорий Добросклонов – поэт, и поэт некрасовского направления, поэт-гражданин.     В главу “Пир на весь мир” включены песни, созданные Гришей. Это песни радостные, полные надежд, их, как свои, поют крестьяне. Революционный оптимизм звучит в песне “Русь”:     Рать подымается – Неисчислимая, Сила в ней скажется Несокрушимая!
  • Слайд 51 В рабстве спасённое сердце свободное – золото, золото, сердце народное!В минуты унынья, о родина-мать! Я мыслью к тебе улетаю. Ещё суждено тебе много страдать, но ты не погибнешь, я знаю.Ты и убогая, ты и обильная, ты и забитая, ты и всесильная, матушка-Русь!
  • Слайд 52 В последней главе Некрасов подчеркивает пробуждение сознания крестьянства. В этой главе мы ясно видим, как углубляет автор тему о народе. Ведь мужики правдоискатели шли искать счастливого, а попутно сколько вопросов возникло (что такое счастье, богатырство, как пробуждается сознание крестьян, что такое грех…). Вставленные новеллы легенды «О двух великих грешниках» и «Про холопа примерного – Якова верного», данные в порядке противопоставления, приводят к определенному выводу: пути к счастливой жизни крестьянства лежат через революцию, через свержение власти помещиков и царя.
  • Слайд 53 В главе “О двух великих грешниках”, Некрасов рассмотрел спорный философский вопрос: можно ли злом искупить зло? Речь идет о том, что атаман разбойников Кудеяр пролил много безвинной кровушки, но со временем его начали мучить угрызения совести. Тогда он “голову снес полюбовнице и есаула засек”, а потом “старцем в одежде монашеской” вернулся в родные края, где неустанно молит Господа отпустить ему грехи.    Возникает ангел, указывает на огромный дуб, говорит Кудеяру, что грехи ему отпустят лишь тогда, когда он срежет этот дуб тем же ножом, каким людей убивал. Разбойник принимается за дело. Мимо проезжает пан Глуховский, завязывается разговор. Глуховский, о котором ходят страшные рассказы, выслушав Кудеяра, усмехается:    Спасения    Я уж не чаю давно,    В мире чту только женщину, :     Золото, честь и вино.    Жить надо, старче, по-моему:    Сколько холопов гублю,    Мучу, пытаю и вешаю,    А поглядел бы, как сплю! Кудеяр набрасывается на Глуховского и вонзает ему в сердце нож. Тотчас дуб падает, с отшельника “скатилося… бремя грехов”…
  • Слайд 54 Григорий Добросклонов — будущий вожак крестьянства, выразитель его гнева и разума. Тяжел его путь, но и славен, на него вступают «лишь души сильные, любвеобильные», на нем ждет человека подлинное счастье, потому что величайшее счастье, по мысли Некрасова, состоит в борьбе за свободу угнетенных. На основной вопрос: «Кому на Руси жить хорошо?» — Некрасив отвечает: борцам за счастье народа. В этом и заключается смысл поэмы.
  • Слайд 55 Николай Некрасов поэма «Кому на Руси жить хорошо»,издательство Астрель Москва, 2004.Литература Ю.В.Лебедев, Москва «Просвещение»,2012Толковый словарь С.И.Ожегова.Интернет ресурсы:Il.rsl.ru
  • Посмотреть все слайды

    Источник: https://pptcloud.ru/literatura/n-a-nekrasov-poema-komu-na-rusi-zhit-horosho

    Презентация на тему: Поэма Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

    Презентация по литературе Поэма Н.А. Некрасова Кому на Руси жить хорошо

    Замысел, жанр, композиция

    Изображение слайда

    Изображение для работы со слайдом

    2

    Слайд 2

    «Я задумал изложить в связном рассказе все, что я знаю о народе, все, что мне привелось услышать из уст его, и я затеял «Кому на Руси жить хорошо».(Н.А.Некрасов)

    Изображение слайда

    Изображение для работы со слайдом

    3

    Слайд 3

    Замысел поэмы.Некрасов задумал «Кому на Руси жить хорошо» вскоре после реформы 1861 года, в результате которой были фактически ограблены миллионы крестьян.Правительству удалось подавить народные бунты, но крестьянская масса еще долго не успокаивалась.В это тяжкое время, не теряя надежды на лучшее будущее, поэт занялся всесторонним художественным исследованием народной жизни.

    Изображение слайда

    4

    Слайд 4

    Приступая к работе над поэмой, Некрасов поставил перед собой сложную задачу – показать в поэме состояние Руси в пореформенный период, а также прошлое и настоящее народа и заявить о путях возможного преобразования существующего положения.

    Изображение слайда

    Изображение для работы со слайдом

    5

    Слайд 5

    ПОЭМАлиро-эпический жанр большого объемаЭПОПЕЯхудожественное произведение, в котором отражаются целые эпохи в жизни страны и народа

    Изображение слайда

    Изображение для работы со слайдом

    6

    Слайд 6: Композиция поэмы

    Композиция поэмы сочетает эпическое повествование с лирическими отступлениями.Главы поэмы самостоятельны.Автор свободно обращается со временем и пространством, это объясняется жанровой спецификой произведения.

    Изображение слайда

    Изображение для работы со слайдом

    7

    Слайд 7

    КОМПОЗИЦИЯ поэмы « календарная », так как в каждой главе автор обозначил время происходящих событий.« Пролог » – весна ( птицы вьют гнёзда, кукует кукушка )‏« Поп » – «А время уж нераннее,подходит месяц май »« Сельская ярмонка » – « Лишь на Николу вешнего погода поуставилась » (9 мая по старому стилю )‏« Последыш » – « Петровки.Время жаркое. В разгаре сенокос »(12 июля )‏

    Изображение слайда

    Изображение для работы со слайдом

    Реклама. Продолжение ниже

    8

    Слайд 8

    « Крестьянка » – жатва« Пир на весь мир » – сенокоскончается ( ранняя осень )‏

    Изображение слайда

    Изображение для работы со слайдом

    9

    Слайд 9: Композиция поэмы

    ЭкспозицияВ каком году — рассчитывай, В какой земле — угадывай, На столбовой дороженьке Сошлись семь мужиков: Сошлися — и заспорили: Кому живется весело, Вольготно на Руси?

    Изображение слайда

    Изображение для работы со слайдом

    10

    Слайд 10: Композиция поэмы

    Завязка поэмы- это клятва героев не возвращаться домой, пока они не найдут ответа на свой вопрос.

    Изображение слайда

    Изображение для работы со слайдом

    11

    Слайд 11: Композиция поэмы

    Основная часть складывается из множества автономных частей: читатель знакомится с солдатом, счастливым тем, что его не забили, холопом, гордящимся своей привилегией доедать из господских мисок, бабкой, у которой на огороде ей на радость уродила репа…Из случайных эпизодов вырисовывается общая картина Руси: нищей, пьяной, но небезнадежной, стремящейся к лучшей доле. Кроме того, в поэме есть несколько крупных и самостоятельных вставных эпизодов, некоторые из которых даже вынесены в автономные главы («Последыш»), «Крестьянка»).

    Изображение слайда

    12

    Слайд 12: Композиция поэмы

    Кульминация. Счастливым человеком на Руси автор считает Гришу Добросклонова, борца за народное счастье.Развязка. Тяжелая болезнь помешала автору закончить свой великий замысел.

    Даже те главы, которые он успел написать, были рассортированы и обозначены его доверенными лицами уже после его смерти. Надо понимать, что поэма не закончена, произведение самое сложное и запутанное из всего литературного наследия Некрасова.Финал. Заканчивается поэма «Пиром на весь мир».

    Всю ночь поют крестьяне о старом и новом времени. Добрые и полные надежды песни поет Гриша Добросклонов.

    Изображение слайда

    13

    Слайд 13

    Семеро мужиков-правдоискателей, пытливая мысль которых заставила их задуматься над коренным вопросом жизни:«Кому живется весело, вольготно на Руси?»

    Изображение слайда

    Изображение для работы со слайдом

    14

    Слайд 14

    Разнообразно представлены крестьянские типы.Это крестьяне разных деревень. Каждый шел за своим делом, но вот они встретились, заспорили.

    Это групповой портрет, поэтому в образе семерых “ временнообязанных ” даются лишь общие черты, характерные для русского крестьянина: бедность, любознательность, непритязательность.Мужики не ищут счастья среди трудового народа: крестьян, солдат.

    Их представление о счастье связано с образами духовенства, купечества, дворянства, царя. Крестьянам-правдоискателям свойственно чувство собственного достоинства.

    Изображение слайда

    Изображение для работы со слайдом

    Реклама. Продолжение ниже

    15

    Слайд 15

    Путешествуя по России, мужики встречают различных людей. Раскрытие образов встреченных правдоискателями героев позволяет автору охарактеризовать не только положение крестьянства, но и жизнь купечества, духовенства, дворянства… Но главное внимание все же автор уделяет крестьянам.

    Изображение слайда

    Изображение для работы со слайдом

    16

    Слайд 16: Художественные особенности поэмы

    Сквозной образ произведений Некрасова – образ дороги – символическое отражение крестного пути России в поисках истины.

    Изображение слайда

    Изображение для работы со слайдом

    17

    Слайд 17: Образ дороги

    Дорога – символ «крестного пути» России, «страдная дорога» всех русских людей к Спасению:В рабстве спасенноеСердце свободное -Золото, золотоСердце народное!

    Изображение слайда

    18

    Слайд 18

    поиски счастливого2 круг:1. Яким Нагой2. Ермила Гирин3. Матрена Тимофеевна4. Савелий Корчагин5. Староста Влас6. Разбойник Кудеяр1 круг:1.Помещик2.Чиновник3. Священник4.Купец5.Вельможа ( министр )6.ЦарьПо замыслу автора7. Григорий Добросклонов

    Изображение слайда

    19

    Слайд 19: Фольклорные мотивы поэмы

    Волшебная сказкаБылинаНародная песняПритчаЛегенда

    Изображение слайда

    Изображение для работы со слайдом

    20

    Слайд 20: Кто такие странники ?

    «Странники» – семеро мужиков, ищущие счастливого.«Странники» – все думающие люди (мотив нравственного скитания – поиска ответов на вопросы о новом устройстве жизни в стране)«Странники» – «Божьи люди» – юродивые, паломники, пилигримы

    Изображение слайда

    Изображение для работы со слайдом

    21

    Слайд 21

    Изображение слайда

    Изображение для работы со слайдом

    Изображение для работы со слайдом

    22

    Слайд 22

    «Говорящие» названия создают образ пореформенной России.Подтянутая губернияТерпигорев уездПустопорожняя волостьЗрелище бедствий народныхНевыносимо, мой друг!…Н.А.Некрасов

    Изображение слайда

    Изображение для работы со слайдом

    23

    Слайд 23

    ЗаплатовоРазутовоГореловоДырявиноЗнобишиноНееловоНеурожайка ‏село Кузьминское«Сельская ярмонка»Вахлаки« Последыш»Клин«Крестьянка »«Пир на весьмир»Мотив дороги

    Изображение слайда

    Изображение для работы со слайдом

    24

    Слайд 24

    Изображение слайда

    Изображение для работы со слайдом

    25

    Слайд 25

    Изображение слайда

    Изображение для работы со слайдом

    26

    Слайд 26

    Изображение слайда

    Изображение для работы со слайдом

    27

    Слайд 27

    Изображение слайда

    Изображение для работы со слайдом

    28

    Последний слайд презентации: Поэма Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

    КОМУ ЖИВЁТСЯ ВЕСЕЛО,ВОЛЬГОТНО НА РУСИ?

    Изображение слайда

    Изображение для работы со слайдом

    Источник: https://slide-share.ru/poehma-nanekrasova-komu-na-rusi-zhit-khorosho-110431

    Презентация по литературе на тему

    Презентация по литературе Поэма Н.А. Некрасова Кому на Руси жить хорошо

    Поэзия всегда играла важную роль в русской литературе. Русские авторы внесли немалый вклад в мировое культурное наследие. Свою лепту внес и Николай Некрасов — пожалуй, один из самых значимых русских поэтов, чьё творчество глубоко отзывается в душе каждого человека.

    Его так и не завершённая поэма «Кому на Руси жить хорошо» стала высшей точкой творческой жизни писателя. В неё он вложил все свои творческие силы и опыт, и сегодня большая часть людей знает о Некрасове именно благодаря его последнему творению.

    Многомудрый Литрекон советует Вам углубиться в детальный разбор этого произведения, чтобы увидеть все те богатства формы и содержания, которые поэт вложил в свою книгу.

    История создания

    Некрасов начал работать над этой поэмой в шестидесятых годах девятнадцатого века, когда Российская империя стояла на историческом перепутье, а в стране царило воодушевление и появилась жажда перемен.

    Автору пришёл на ум по-настоящему эпический замысел: создать поэму из 6-8 частей, которая бы охватила все сферы жизни российского общества. Он начал работу в начале 60-х годов, и уже в 1865 году была готова первая часть книги. История написания поэмы «Кому на Руси жить хорошо» представляет собой довольно интересные факты:

    1. Поэт опубликовал «Пролог» в своём журнале «Современник», и тут же столкнулся с цензурной травлей. Реакционные и проправительственные издания набросились на опубликованный фрагмент, а цензурные органы с удвоенным энтузиазмом принялись за редакцию произведения. Некрасов, будучи редактором, был вынужден щедро расплачиваться с чиновниками за то, чтобы выпустить своё творение в свет. Он организовывал обеды, охоту и другие мероприятия ха свой счёт, лишь бы проверяющие были лояльны и смотрели на его детище сквозь пальцы. Эти коррупционные уловки помогли ему «протащить» не одно сомнительное произведение.
    2. Несмотря на подобные ухищрения, публикация фрагментов из поэмы растянулась на 4 года. Писатель чувствовал себя все хуже и хуже. Масштабные планы стали казаться несбыточными. В 70-х годах он закончил ещё несколько частей, но понял, что это предел. Н. А. Некрасов был болен раком, и знал, что дни его сочтены. Чтобы придать своей работе смысловую законченность, он написал Эпилог в главе «Пир на весь мир». Там автор подробно описал образ единственного счастливца на Руси, семинариста Гриши Добросклонова. Однако семеро странников так и не нашли того, кого искали. Финал, задуманный поэтом, весьма символичен: поэма не закончена, путники не заметили своего счастливца, потому что народ только начал подстраиваться к новым реалиям и ещё не осознал, где его счастье.

    Творческая история и публикация поэмы «Кому на Руси жить хорошо» лишний раз доказывают, что проблемы, о которых говорил Н.А. Некрасов, реально существовали.

    Глава «Крестьянка»

    Местные крестьяне зовут счастливицей Матрену Корчагину и странники отправляются к ней, чтобы узнать, почему Матрену Тимофеевну прозвали губернаторшей. Как видно из оглавления, Матрене посвящена третья часть произведения.

    Крестьянка предстает перед ними в образе красивой и трудолюбивой женщины, которая в 38 лет зовет себя старухой. После свадьбы у нее началась обычная крестьянская жизнь, полная печалей. Кажется, что список ее невзгод бесконечен:

    • Муж ее уехал на заработки и оставил ее со своей семьей, где она нелюбима.
    • По недосмотру свиньи сожрали ее маленького сына.
    • За другого ребенка она понесла наказание розгами.
    • Однажды, будучи беременной, она пошла на прием к губернаторше и просила не отправлять ее мужа в армию. И там же в губернаторской приемной родила.

    После последнего случая губернаторша помогла ей и оставила мужа в селе, за что Матрену и прозвали счастливицей. Сама Матрена уверена, что среди женщин счастливых не найти.

    Направление, жанр, размер

    • Жанровая принадлежность произведения — эпическая поэма. Ее отличают такие признаки, как линейная композиция, сюжет, охватывающий целую эпоху, обилие героев и сюжетных линий, впечатляющий объём.
    • Направление, в рамках которого поэт развивал своё дарование, называется «реализм», однако в данном произведении очевидны фольклорные мотивы.

      Так, в первой части поэмы сконцентрированы сказочные и былинные символы: магические числа 7, 14, 3, говорящие животные, наделённые волшебными качествами, характерные совпадения места и времени (темная ночь в глухой чаще).

      Однако дальше герои сталкиваются только с явлениями из реального мира, и все, что напоминает о лесной волшбе, умещается на скатерти-самобранке.

      Описания деревенской жизни изображены настолько подробно и честно, что изящная поэзия едва ли сглаживает общее впечатление: пьяные до горячки мужчины валяются в яме, их примеру следуют и некоторые женщины, распевающие пахабные песни. В другой главе мальчика съедают свиньи. Словом, автор не скупится на реализм, его сколько угодно.

      Таким образом, направление, характерное для поэмы «Кому на Руси жить хорошо», точнее определить так — «мистический реализм». Это понятие сочетает в себе все упомянутые выше признаки: и фантастические народные мотивы, и детальное изображение реальной действительности, в нем есть и фантастика, и реализм.

    • Род поэмы «Кому на Руси жить хорошо» лирика и эпос. От поэмы в нём присутствует стихотворная форма, поэтические символы и авторские отступления. Но в тоже время в наличии чёткая сюжетная линия и множество персонажей, а действия героев представляются, как нечто влиятельное и масштабное, что роднит творение Некрасова с эпической литературой. В этом и заключается жанровое своеобразие произведения «Кому на Руси жить хорошо»: это не просто большое стихотворение, а лиро-эпическая поэма.
    • Поэма написана ямбом, автор старался придать ей простонародные черты с помощью особого ритма, языка, изобилующего народными словесными оборотами.

    Композиция

    Проблема композиции поэмы «Кому на Руси жить хорошо» обусловлена её незаконченностью. Изначально произведение должно было быть в два раза больше итогового результата. Из-за близкой смерти Некрасов был вынужден сократить объём поэмы.

    В результате основная часть получилась куда короче, чем планировалось, и занимает всего две части, кульминация наступает в третьей, а финал в четвёртой.

    Структура «Кому на Руси жить хорошо» — это не следствие работы писателя, а выбор его друзей. Он ушел из жизни настолько внезапно, что даже не успел внести определенный порядок в рукописи.

    Но его близкие люди помнили, как важно было это творение для поэта, и собрали главы в единое произведение уже после смерти автора. Этим объясняется нелогичность и фрагментарность некоторых эпизодов.

    Между ними нет законченной и основательной связи.

    Порядок глав детально изображен в кратком содержании по главам от Многомудрого Литрекона.

    Суть

    Семеро крестьян, случайно встретившихся на дороге, пытаются найти ответ на вопрос: «Кому живется весело, вольготно на Руси?». Каждый мужик высказывает свою догадку. В список вошли почти все сословия, начиная с духовенства и заканчивая российским императором. Не сумев найти консенсуса, герои решают отправиться в путешествие и спросить ответ лично у представителя каждого сословия.

    Во время своего путешествия они встречают и священника, и помещика – однако с удивлением узнают, что и сильные мира сего живут также плохо, как и остальные, а в их жизнях нет счастья. Однако основной упор делается на нелёгком быте и страданиях крестьян, прозябающих в нищете и невежестве.

    В кульминации поэмы крестьяне сталкиваются с Григорием Добросклоновым – семинаристом, певцом и народным заступником.

    Этот молодой человек – символ зарождающегося народного самосознания, идейный борец, который готов отдать свою жизнь за счастье своего народа.

    Именно его Некрасов и считает самым счастливым человеком на Руси, ведь именно Григорию суждено изменить её. Более подробно о содержании поэмы Литрекон рассказал в кратком пересказе для читательского дневника.

    Встреча с попом

    Странники видят повозку попа. Преградив ему путь, крестьяне рассказывают священнику о своем споре. Мужики соглашаются с попом, что под словом счастье они понимают «покой, богатство, честь». Немного подумав, поп честно отвечает им рассказом о том, как ему живется.

    Крестьяне вынуждены признать, что упорное служение и сочувствие бедам крестьян не оставляют надежды на покой. Почет ему тоже неведом: острые шутки людей о нем и его семье преследуют его на каждом шагу. А богатство попа напрямую зависит от богатства людей. Мужики признают, что жизнь попа не так уж сладка, и продолжают путь.

    Главные герои и их характеристика

    Система образов в поэме «Кому на Руси жить хорошо» делится на несколько типов героев:

    1. Холопы — крестьяне, для которых рабство стало смыслом жизни. Не представляют себя без барина.
    2. Странники-правдоискатели — семь мужиков, ищущих ответ на свой вопрос.
    3. Народные заступники — простые люди, которые осмелились на бунт против системы и на защиту себе подобных. Вот их краткая характеристика, там же полный список.
    4. Грешники — это герои, прошедшие через искус греха и соблазна. Им посвящена отдельная глава. Эти истории становятся поучительными притчами для простых людей.
    5. Угнетатели — это высшие сословия, которые наживаются на народном горе. Это помещики и высшая знать.
    6. Женские образы — это, как правило, мученицы из крестьянства, которые жертвуют собой ради семьи и детей.
    7. Остальные персонажи входят в категорию «народ». Подробнее…

    Кроме того, Н.А. Некрасов изобразил в поэме образ России. Это нищая, но в то же время богатая духовно страна, которая нуждается в обновлении. Она щедра по отношению к своему народу, но стянута цепями самодержавия.

    Распределение героев по типам наглядно представлено в таблице от Многомудрого Литрекона:

    геройтип герояхарактеристика
    матрёна тимофеевна корчагинаженские образыбедная крестьянка. всю свою жизнь проводит в изматывающем труде, терпя унижения от родственников мужа, которого она чудом спасла от рекрутской службы. сильная духом женщина, готовая на подвиг ради своей семьи. больше всего на свете любит детей. предана мужу, хоть и терпит обиды от его семьи. смелая, упорная, честная, но при этом смирная и терпеливая героиня.
    семь мужиковправдоискателигруппа крестьян-странников. роман, демьян, лука, иван, митродор, пахом и пров. выражают собой идею правдоискательства, присущую русскому народу. дотошны и целеустремлены. грубы, наивны и невежественны, но при этом отзывчивы, добры и справедливы.
    ермил гириннародный заступниккрестьянин. порядочен, честен и исполнителен. когда-то держал мельницу, но из-за интриг и подкупа купца едва не потерял её. обратившись к односельчанам, он смог спасти дело всей своей жизни. в благодарность за помощь он вернул долг до последнего рубля. в итоге гирин попал в острог, так как поддержал крестьянское восстание против произвола властей. символизирует собой всё хорошее, что есть в русском мужике.
    григорий добросклоновнародный заступниксын дьяка. семинарист. после ранней смерти матери начал ассоциировать с ней всю россию. думает о несчастьях своего народа и хочет помочь ему. по мнению некрасова, григорий – самый счастливый человек на руси, воплощение её светлого будущего. он рад тому, что может принести себя в жертву своей стране и повести ее к светлому будущему. Подробнее…
    кудеяргрешникперсонаж из легенды странника ионушки. когда-то был безжалостным бандитом, но после паломничества в иерусалим покаялся и встал на путь исправления. во сне к кудеяру является угодник и говорит о том, что он искупит свои грехи, если ножом срубит вековой дуб. потратив годы, кудеяр так и не смог этого сделать. но однажды некий пан глуховский начал хвастаться пере стариком о своих злодеяниях и спокойной совести. в гневе кудеяр убивает пана, дуб падает, и бывший разбойник освобождается от чувства вины.
    савелийнародный заступниккрестьянин. родственник корчагиной. глубокий старик, ему уже сто семь лет. грамотен. набожен. вынослив. всю свою жизнь провёл, тяжело трудясь, терпя несправедливости, лишения и унижения. символизирует собой уходящую крепостническую россию со всеми её несправедливостями и страданиями простого народа.
    веретенниковнародный заступникпутешественник и собиратель фольклора. общителен. сострадателен. через народное творчество хочет понять русский народ, чтобы найти способ облегчить его жизнь. символизирует собой интеллигенцию, которая, по мнению некрасова, должна стать ближе к крестьянству и его бедам.
    гавриил оболт-оболдуевугнетательшестидесятилетний помещик. гордится своим дворянским происхождением. не приучен к труду. не разбирается в управлении. тоскует об отмене крепостного права, ведь раньше он мог позволить себе роскошную жизнь, теперь же он должен прикладывать усилия, чтобы не обанкротиться. был строг со своими крестьянами. представляет собой утрированный собирательный образ реакционной помещичьей аристократии.
    яковхолопверный раб своего барина, который честно трудился и даже любил жестокого господина. однако предел его обид наступил, когда барин отдал в рекруты его племянника, чтобы взять себе его невесту. после этого яков поник, стал угрюм и печален, но отомстил господину: вывез его в лес и повесился перед ним. сам барин дойти не мог, так как был прикован к инвалидной коляске. но он все же выжил, в отличие от слуги.

    Источник: https://jiyuu.su/sochineniya/kompoziciya-komu-na-rusi-zhit-horosho.html

    Ваш педагог
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: