Презентация по музыке Михаил Иванович Глинка

Содержание
  1. Михаил Иванович Глинка — «отец» русской классической музыки
  2. Ранние годы
  3. Начало карьеры композитора
  4. Расцвет творчества
  5. Поздние годы. Смерть
  6. Факты из жизни
  7. Наследие. Значение
  8. Биография и творчество Глинки (кратко). Произведения Глинки
  9. Творчество и биография Глинки. Детство и юность
  10. Первая поездка за границу
  11. Возвращение на родину
  12. Путешествие по дальним странам
  13. Последние годы жизни
  14. В чем заключается новаторство глинки?
  15. Оперное наследие композитора
  16. Романсы и песни
  17. Камерно-инструментальное творчество Глинки (кратко)
  18. Заключение
  19. Скачать презентацию на тему м и глинка. Михаил иванович глинка
  20. Слайд 1
  21. Слайд 2
  22. Слайд 3
  23. Слайд 4
  24. Слайд 5
  25. Слайд 6
  26. Слайд 7
  27. Слайд 8
  28. Слайд 9
  29. Слайд 10
  30. Слайд 11
  31. Презентация на тему: Жизнь и творчество Михаила Ивановича Глинки
  32. Слайд 2
  33. Слайд 3
  34. Слайд 4
  35. Слайд 5
  36. Слайд 6
  37. Слайд 7
  38. Слайд 8
  39. Слайд 9
  40. Слайд 10
  41. Слайд 11
  42. Слайд 12
  43. Последний слайд презентации: Жизнь и творчество Михаила Ивановича Глинки
  44. Презентация на тему
  45. Краткое содержание
  46. Михаил Иванович Глинка
  47. Опера «Иван Сусанин», I836 год
  48. Все дальнейшие поколения русских музыкантов считали его своим учителем
  49. Михаил Глинка-
  50. Музыка – душа моя
  51. Симфоническая и оперная музыка
  52. Вальс «Фантазия»
  53. Почитать о Глинке:

Михаил Иванович Глинка — «отец» русской классической музыки

Презентация по музыке Михаил Иванович Глинка

Композитор Михаил Иванович Глинка остался в истории как великий сочинитель музыки и основатель русского классического направления в ней, а также как автор первой отечественной оперы. Его творчество повлияло на появление других талантливых имён в музыкальном мире России. Этого мастера почитают не только на Родине, но и далеко за её пределами.

Михаил Иванович Глинка — великий русский композитор.

Ранние годы

Будущий композитор родился в 1804 году в селе Новоспасском Смоленской губернии. Его отец, богатый дворянин, был в прошлом армейским капитаном. До 6 лет Мишу воспитывала бабушка.

Музыки в детстве Михаил не слышал почти никакой — только переливы церковного колокола и песни крестьян. Но именно эти мотивы помогли ему создавать в будущем сложные драматические композиции, совсем не похожие на изящные европейские мелодии той эпохи.

Юный Миша с сестрой и мамой на картине неизвестного художника.

Первые серьёзные музыкальные произведения мальчик услышал в имении своего дяди, куда переехал после смерти бабушки. Там был оркестр с хорошим репертуаром — играли Гайдна, Моцарта и Бетховена. В это же время юный талант стал брать уроки скрипки и фортепиано.

Начало карьеры композитора

Дальнейшие годы жизни Михаила протекают в Санкт-Петербурге. Там он поступает в пансион (закрытую школу) для дворянских детей и параллельно учится композиции у известных маэстро Джона Филда и Карла Цейнера, которые в те годы преподавали в Санкт-Петербурге. Первое своё музыкальное сочинение Глинка написал в 13 лет.

После окончания пансиона юноша получает место чиновника в министерстве иностранных дел. Служба оставляет ему много свободного времени, и начинающий композитор активно участвует в музыкальной жизни города.

К этому моменту он уже приобрёл первую известность. Глинка много сочиняет, особенно романсы (так называются песни на нежные, лирические стихи).

В 26 лет М.И.Глинка отправляется в большое путешествие по Европе. Он
всюду встречается с известными композиторами, посещает занятия в консерваториях, слушает лучших певцов.

Михаила Глинку по праву считают основоположником русской оперы.

Одновременно к Михаилу приходит понимание, что его место — на Родине, что именно для своего народа он и должен творить.

Расцвет творчества

В своём путешествии Глинка пережил большую любовь. И хоть она не закончилась женитьбой, но стала толчком для творчества.

В 1836 году появляется опера молодого композитора «Жизнь за царя». Первоначальное её название — «Иван Сусанин» в честь крестьянина, который во время русско-польской войны 1612 года завёл отряд неприятеля в непроходимое болото.

Опера имела огромный успех. Царь Николай І принял её с восторгом и подарил композитору дорогой перстень.

Параллельно композитор пишет инструментальные композиции для клавишных и духовых инструментов, а также замечательные романсы на стихи русских поэтов.

Вскоре началась работа над новой оперой «Руслан и Людмила» по сказке Александра Сергеевича Пушкина. Это произведение было показано на публике в 1842 году и очень не понравилось музыкальным знатокам.

Современная постановка оперы «Руслан и Людмила».

Глинка настолько был огорчён критикой, что даже покинул Россию. Отныне и до конца жизни он будет возвращаться на Родину лишь ненадолго.

Поздние годы. Смерть

Последние годы жизни Михаила Ивановича прошли почти в непрерывных путешествиях. На юге Европы, во Франции и Испании, он собирает и обрабатывает народные мелодии.

В Париже знакомится со знаменитым композитором Берлиозом и пишет произведения для симфонического оркестра.

В Варшаве сочиняет музыкальную пьесу «Камаринская», где сочетает мелодии русских фольклорных песен — напевной свадебной и зажигательной плясовой.

За работой.

Последним городом композитора стал Берлин, где он внезапно умер от простуды в феврале 1857 года.

Факты из жизни

Осталось много автобиографических заметок маэстро, а также сообщений о нём друзей и современников:

  1. Глинка называл себя «мимозой» из-за слишком заботливого бабушкиного воспитания.
  2. В молодости у композитора был прекрасный голос, им восхищались даже итальянские певцы.
  3. Исполнителей для хора в своих операх автор находил в разных губерниях Российской империи.
  4. Особая связь была у Глинки с Пушкиным. Они дружили при жизни поэта. Александр Сергеевич написал стихотворение «Я помню чудное мгновенье» и посвятил его Анне Керн. А Михаил Иванович был влюблён в Катеньку Керн, дочь Анны, и написал романс на эти стихи.

Наследие. Значение

Наследие М.И. Глинки составляют 2 оперы, несколько симфонических произведений, композиции для фортепиано и струнных, романсы и песни, церковные темы. Пьесы для одного инструмента иногда переделывались под оркестр (например, известный Вальс-фантазия).

Композитор стал основателем русского направления в классической музыке. Его мелодии строились на народных традициях, а темы большинства музыкальных сочинений были навеяны событиями российской истории.

Именно с признания творчества Глинки наша культура стала занимать всё более заметное место в мире.

В честь композитора названы три консерватории. Ему возведены памятники в Смоленске, Санкт-Петербурге, Киеве. Усадьба, где он родился, превращена в дом-музей.

Памятник М.И. Глинке в Санкт-Петербурге.

В России существует авторитетный конкурс имени Глинки, в котором соревнуются певцы.

«Патриотическая песня» М. И. Глинки звучала как официальный гимн России в 1991 — 2000 годах.

Источник: http://www.doklad-plus.ru/muzyka/glinka.html

Биография и творчество Глинки (кратко). Произведения Глинки

Презентация по музыке Михаил Иванович Глинка

Творчество М. И. Глинки знаменовало собой новый исторический этап развития музыкальной культуры – классический. Ему удалось сочетать лучшие европейские тенденции с национальными традициями. Внимания заслуживает все творчество Глинки. Кратко охарактеризовать следует все жанры, в которых он плодотворно работал.

Во-первых, это его оперы. Они приобрели огромное значение, так как правдиво воссоздают героические события прошлых лет. Его романсы наполнены особой чувственностью и красотой. Симфоническим произведениям присуща невероятная живописность.

В народной песне Глинка открыл неиссякаемый источник поэзии и создал подлинно демократическое национальное искусство.

Творчество и биография Глинки. Детство и юность

Родился 20 мая 1804 года. Его детство прошло в селе Новоспасском. Яркими и запомнившимися на всю жизнь впечатлениями были сказки и песни няни Авдотьи Ивановны. Всегда его привлекало звучание колокольного звона, которому он вскоре начал подражать на медных тазах.

Он рано начал читать и был любознательным от природы. Благоприятно сказалось чтение старинного издания “О странствиях вообще”. Оно пробудило большой интерес к путешествиям, географии, рисованию и музыке.

Перед поступлением в благородный пансион он занимался уроками по фортепиано и быстро преуспевал в этом нелегком деле.

Зимой 1817 года его отправляют в Петербург в пансион, где он провел четыре года. Учился у Бема и Фильда. Жизнь и творчество Глинки в период с 1823 по 1830 годы были весьма насыщены.

С 1824 года посещает Кавказ, где служит до 1828 года помощником секретаря путей сообщения. С 1819 по 1828 периодически посещает родное Новоспасское. После знакомится с новыми друзьями в Петербурге (П. Юшковым и Д. Демидовым).

В этот период создает свои первые романсы. Это:

  • Элегия “Не искушай меня” на слова Баратынского.
  • “Бедный певец” на слова Жуковского.
  • “Я люблю, ты мне твердила” и “Горько мне, горько” на слова Корсака.

Пишет фортепианные пьесы, совершает первую попытку написать оперу “Жизнь за царя”.

Первая поездка за границу

В 1830 году отправился в Италию, по пути был в Германии. Это было его первое путешествие за границу. Он отправился сюда, чтобы поправить свое здоровье и насладиться окружающей природой неизведанной страны. Полученные впечатления дали ему материал для восточных сцен оперы “Руслан и Людмила”. В Италии он находился до 1833 года, в основном был в Милане.

Жизнь и творчество Глинки в этой стране протекают успешно, легко и непринужденно. Здесь происходит его знакомство с живописцем К. Брюлловым, московским профессором С. Шевыряевым. Из композиторов – с Доницетти, Мендельсоном, Берлиозом и другими. В Милане у Риккорди он публикует некоторые свои произведения.

В 1831-1832 сочиняет две серенады, ряд романсов, итальянские каватины, секстет в тональности ми-бемоль мажор. В аристократических кругах он был известен как Maestro russo.

В июле 1833 года он отправляется в Вену, а затем около полугода проводит в Берлине. Здесь он обогащает свои технические знания со знаменитым контрапунктистом З. Деном. Впоследствии под его руководством он написал “Русскую симфонию”.

В это время талант композитора развивается. Творчество Глинки становится более свободным от чужого влияния, он к нему относится сознательней. В своих “Записках” он признается, что все это время он искал свой путь и стиль.

Истосковавшись по родине, задумывается о том, чтобы писать по-русски.

Возвращение на родину

Весной 1834 года Михаил приезжает в Новоспасское. Он думал отправиться за границу снова, однако принимает решение остаться на родной земле. Летом 1834 года отправляется в Москву.

Он встречается здесь с Мельгуновым и восстанавливает былые знакомства с музыкальными и литературными кругами. Среди них Аксаков, Верстовский, Погодин, Шевырев. Глинка решил создать русскую национальную оперу.

Он взялся за романтическую оперу “Марьина роща” (на сюжет Жуковского). План композитора не был реализован, наброски до нас не дошли.

Осенью 1834 года приезжает в Петербург, где посещает литературные и дилетантские кружки. Однажды Жуковский ему подсказал взять сюжет “Ивана Сусанина”. В этот период времени сочиняет такие романсы: “Не называй ее небесной”, “Не говори, любовь пройдет”, “Только узнал я тебя”, “Я здесь, Инезилья”. В личной жизни у него происходит большое событие – женитьба.

Наряду с этим он увлекся написанием русской оперы. Личные переживания повлияли на творчество Глинки, в частности на музыку его оперы. Изначально композитор задумал написать кантату, состоящую из трех картин. Первая должна была называться сельской сценой, вторая – польской, третья – торжественным финалом.

Но под влиянием Жуковского он создал драматическую оперу, состоящую из пяти актов.

Премьера “Жизни за царя” произошла 27 ноября 1836 г. В. Одоевский по достоинству оценил ее. Император Николай I подарил за это Глинке перстень за 4000 рублей. Через пару месяцев он назначил его капельмейстером. В 1839 году по ряду причин Глинка подает в отставку.

В этот период продолжается плодотворное творчество. Глинка Михаил Иванович написал такие композиции: “Ночной смотр”, “Северная звезда”, еще одну сцену из “Ивана Сусанина”. Принимается за новую оперу на сюжет “Руслана и Людмилы” по совету Шаховского. В ноябре 1839 года разводится с женой.

В период жизни с “братией” (1839-1841) создает ряд романсов. Опера “Руслан и Людмила” была долгожданным событием, билеты раскупались заранее. Премьера состоялась 27.11.1842 года. Успех был ошеломляющий. После 53 представлений оперу перестали ставить.

Композитор решил, что его детище недооценено, и у него наступает апатия. Творчество Глинки приостанавливается на год.

Путешествие по дальним странам

Летом 1843 года он едет через Германию в Париж, где находится до весны 1844.

Возобновляет старые знакомства, дружит с Берлиозом. Глинка был впечатлен его произведениями. Он изучает его программные сочинения. В Париже поддерживает приятельские отношения с Мериме, Герцем, Шатонефом и многими другими музыкантами и литераторами. Затем он посещает Испанию, где проживает на протяжении двух лет.

Он был в Андалузии, Гранаде, Вальядолиде, Мадриде, Памплоне, Сеговии. Сочиняет “Арагонскую хоту”. Здесь он отдыхает от насущных петербургских проблем. Гуляя по Испании, Михаил Иванович собирал народные песни и пляски, записывал их в книжку. Некоторые из них легли в основу произведения “Ночь в Мадриде”.

Из писем Глинки становится очевидно, что в Испании он отдыхает душой и сердцем, здесь ему живется очень хорошо.

Последние годы жизни

В июле 1847 года он возвращается на родину. Живет определенное время в Новоспасском. Творчество Михаила Глинки в этот период возобновляется с новой силой.

Он пишет несколько фортепианных пьес, романс “Ты скоро меня позабудешь” и другие. Весной 1848 года отправляется в Варшаву и проживает здесь до осени. Пишет для оркестра “Камаринскую”, “Ночь в Мадриде”, романсы.

В ноябре 1848 года приезжает в Петербург, где всю зиму болеет.

Весной 1849 года снова едет в Варшаву и живет здесь до осени 1851 года. В июле этого года заболел, получив печальное известие о смерти матери. В сентябре возвращается в Петербург, живет с сестрой Л. Шестаковой. Сочиняет крайне редко. В мае 1852 года едет в Париж и находится здесь до мая 1854. С 1854-1856 живет в Петербурге с сестрой.

Увлекается русской певицей Д. Леоновой. Для ее концертов создает аранжировки. 27 апреля 1856 года уехал в Берлин, где поселился по соседству с Деном. Он каждый день приходил к нему в гости и руководил занятиями по строгому стилю. Творчество М. И. Глинки могло бы продолжаться. Но вечером 9 января 1857 года он простудился.

3 февраля Михаил Иванович умер.

В чем заключается новаторство глинки?

М. И. Глинка создал русский стиль в музыкальном искусстве. Он был первым композитором в России, кто соединил с песенным складом (русским народным) музыкальную технику (это касается мелодии, гармонии, ритмики и контрапункта). Творчество композитора Глинки содержит достаточно яркие образцы такого плана.

Это его народная музыкальная драма “Жизнь за царя”, эпическая опера “Руслан и Людмила”. В качестве примера русского симфонического стиля можно назвать “Камаринскую”, “Князя Холмского”, увертюры и антракты к его обеим операм. Его романсы являются высокохудожественными образцами лирически и драматически выраженной песни.

Глинку по праву считают классическим мастером мирового значения.

Для симфонического оркестра композитором создано небольшое количество произведений. Но их роль в истории музыкального искусства оказалась настолько важной, что они считаются основой русского классического симфонизма.

Практически все относятся к жанру фантазий либо одночастных увертюр. “Арагонская хота”, “Вальс-фантазия”, “Камаринская”, “Князь Холмский” и “Ночь в Мадриде” составляют симфоническое творчество Глинки.

Композитором заложены новые принципы развития.

Основные черты его симфонических увертюр:

  • Доступность.
  • Принцип обобщенной программности.
  • Неповторимость форм.
  • Сжатость, лаконичность форм.
  • Зависимость от общей художественной концепции.

Симфоническое творчество Глинки удачно охарактеризовал П. Чайковский, сравнив “Камаринскую” с дубом и желудем. И подчеркнул, что в этом произведении целая русская симфоническая школа.

Оперное наследие композитора

“Иван Сусанин” (“Жизнь за царя”) и “Руслан и Людмила” составляют оперное творчество Глинки. Первая опера – это народная музыкальная драма. В ней переплетается несколько жанров.

Во-первых, это героико-эпическая опера (в основе сюжета лежат исторические события 1612 года). Во-вторых, в ней содержатся черты эпической оперы, лирико-психологической и народной музыкальной драмы.

Если “Иван Сусанин” продолжает европейские тенденции, то “Руслан и Людмила” являет собой новый тип драматургии – эпический.

Она была написана в 1842 году. Публика не смогла ее оценить по достоинству, она была непонятна большинству. В. Стасов был одним из немногих критиков, кто заметил ее значимость для всей русской музыкальной культуры. Он подчеркивал, что это не просто неудачная опера, это новый тип драматургии, совершенно неизвестный. Особенности оперы “Руслан и Людмила”:

  • Неторопливое развитие.
  • Отсутствие прямых конфликтов.
  • Романтические тенденции – красочность и картинность.

Романсы и песни

Вокальное творчество Глинки создавалось композитором на протяжении всей жизни. Он написал более 70 романсов. В них воплощены разнообразные чувства: любовь, печаль, душевный порыв, восторг, разочарование и т. д. В некоторых из них запечатлены картины быта и природы. Глинке подвластны все виды бытового романса.

Это баллада, “русская песня”, серенада, элегия. Он охватывает и такие бытовые танцы, как вальс, полька и мазурка. Композитор обращается к жанрам, которые характерны музыке иных народов. Это итальянская баркарола и испанское болеро. Формы романсов достаточно многообразны: трехчастная, простая куплетная, сложная, рондо.

Вокальное творчество Глинки включает тексты двадцати поэтов. Ему удалось передать в музыке особенности поэтического языка каждого автора. Главным средством выражения многих романсов служит напевная мелодия широкого дыхания. Огромную роль играет фортепианная партия.

Практически все романсы имеют вступления, которые вводят в обстановку действия и задают настроение. Очень известны такие романсы Глинки, как:

  • “В крови горит огонь желанья”.
  • “Жаворонок”.
  • “Попутная песня”.
  • “Сомнение”.
  • “Я помню чудное мгновенье”.
  • “Не искушай”.
  • “Ты скоро меня позабудешь”.
  • “Не говори, что сердцу больно”.
  • “Не пой, красавица, при мне”.
  • “Признание”.
  • “Ночной смотр”.
  • “Воспоминание”.
  • “К ней”.
  • “Я здесь, Инезилья”.
  • “Ах ты ночь ли, ноченька”.
  • “В минуту жизни трудную”.

Камерно-инструментальное творчество Глинки (кратко)

Ярчайшим примером инструментального ансамбля служит крупное произведение для фортепиано и струнного квинтета Глинки. Это замечательный дивертисмент по мотивам известной оперы Беллини “Сомнамбула”. Новые замыслы и задачи воплощены в двух камерных ансамблях: “Большом секстете” и “Патетическом трио”.

И хотя в этих произведениях чувствуется зависимость от итальянской традиции, они вполне самобытны и оригинальны. В “Секстете” наблюдается насыщенная мелодия, рельефный тематизм, стройная форма. Это ансамбль концертного типа. В этом произведении Глинка попытался передать красоту итальянской природы.

“Трио” – полная противоположность первому ансамблю. Его характер мрачный и взволнованный.

Камерное творчество Глинки значительно обогатило исполнительский репертуар скрипачей, пианистов, альтистов, кларнетистов. Камерные ансамбли привлекают слушателей необычайной глубиной музыкальных мыслей, разнообразием ритмо-формул, естественностью мелодического дыхания.

Заключение

Музыкальное творчество Глинки сочетает лучшие европейские тенденции с национальными традициями. С именем композитора связан новый этап в истории развития музыкального искусства, который называется “классический”.

Творчество Глинки охватывает различные жанры, которые заняли свое место в истории русской музыки и заслуживают внимания со стороны слушателей и исследователей. Каждая из его опер открывает новый тип драматургии. “Иван Сусанин” – это народная музыкальная драма, соединяющая в себе различные черты.

“Руслан и Людмила” – это сказочно-эпическая опера без ярко выраженных конфликтов. Она развивается спокойно и неторопливо. Ей присуща красочность и картинность. Его оперы приобрели огромное значение, так как правдиво воссоздают героические события прошлых лет. Симфонических произведений написано немного.

Однако они смогли не только понравиться слушателям, но и стать настоящим достоянием и основой русского симфонизма, так как им присуща невероятная живописность.

Вокальное творчество композитора насчитывает около 70 произведений. Все они очаровательны и восхитительны. В них воплощаются различные эмоции, чувства и настроения. Они наполнены особой красотой.

Композитор обращается к разным жанрам и формам. Что касается камерно-инструментальных произведений, то они также немногочисленны. Однако их роль не менее важна.

Они пополнили исполнительский репертуар новыми достойными образцами.

Источник: https://FB.ru/article/160591/biografiya-i-tvorchestvo-glinki-kratko-proizvedeniya-glinki

Скачать презентацию на тему м и глинка. Михаил иванович глинка

Презентация по музыке Михаил Иванович Глинка

1 слайд

Лыченкова Ирина Витальевна МОУ «СОШ № 56» Г. Новокузнецка учитель музыки первой квалификационной категории педагогический стаж – 18 лет

2 слайд

3 слайд

Композитор- основоположник русской классической музыки. ГЛИНКА Михаил Иванович родился .

4 слайд

Начальное образование получил дома. Слушая пение крепостных крестьян и звоны колоколов местной церкви, рано проявил тягу к музыке. Увлекался игрой оркестра крепостных музыкантов в имении дяди, Афанасия Андреевича Глинки.

Музыкальные занятия – игра на скрипке и фортепиано – начались довольно поздно и носили любительский характер. Однако музыка оказывала на него столь сильное влияние, что однажды на замечание о рассеянности он заметил: «Что же делать?…

Музыка – душа моя!».

5 слайд

В 1818 Глинка поступил в Петербурге в Благородный пансион при Главном Педагогическом институте Закончил пансион в 1822 вторым учеником. После окончания пансиона Глинка не сразу поступил на службу.

Весной 1830 Глинка отправился в длительное заграничное путешествие, целью которого было как лечение (на водах Германии и в теплом климате Италии), так и знакомство с западноевропейским искусством. В 1835 Глинка женился на М. П. Ивановой.

Этот брак оказался крайне неудачным и омрачил жизнь композитора на многие годы.

6 слайд

7 слайд

Еще в 1837 Глинка вел беседы с Пушкиным о создании оперы на сюжет «Руслана и Людмилы». В 1838 году началась работа над сочинением, премьера которого состоялась 27 ноября 1842 в Петербурге.

Несмотря на то, что царская семья покинула ложу до окончания спектакля, передовые деятели культуры встретили сочинение с восторгом (хотя единства мнений на этот раз не было – из-за глубоко новаторского характера драматургии).

На одном из представлений побывал Ференц Лист, чрезвычайно высоко оценивший не только эту оперу Глинки, но и его роль в русской музыке в целом.

8 слайд

В творчестве Глинки определились два важнейших направления русской оперы: народная музыкальная драма и опера-сказка; он заложил основы русского симфонизма, стал первым классиком русского романса.

9 слайд

10 слайд

В 1838 Глинка познакомился с Екатериной Керн, дочерью героини известного пушкинского стихотворения, и посвятил ей свои вдохновеннейшие произведения:«Вальс-фантазию» (1839) и дивный романс на стихи Пушкина «Я помню чудное мгновенье» (1840).

11 слайд

Зиму 1851-1852 Глинка провел в Петербурге, где сблизился с группой молодых деятелей культуры, а в 1855 произошло его знакомство с М. А. Балакиревым, ставшим позже главой «Новой русской школы» (или «Могучей кучки »), творчески развившей традиции, заложенные Глинкой.

12 слайд

В 1852 композитор вновь уехал на несколько месяцев в Париж, с 1856 жил в Берлине, где скончался в феврале 1857 и был похоронен на лютеранском кладбище.

13 слайд

По настоянию младшей сестры М.И. Глинки Людмилы, прах Глинки, в 1857 был перевезен в Россию и погребен на кладбище Александро-Невской Лавры. В Петербурге.

Cлайд 1

Cлайд 2

Композитор, традиционно считающийся одним из основоположников русской классической музыки. Сочинения Глинки оказали сильное влияние на последующие поколения композиторов, в том числе ― на членов «Новой русской школы», развивавших в своей музыке его идеи.

Cлайд 3

Михаил Глинка родился 20 мая 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии. До шести лет воспитывался бабушкой Фёклой Александровной.

Cлайд 4

Михаил рос нервным, мнительным и болезненным баричем-недотрогою – «мимозой», по собственной характеристике Глинки. С десяти лет Михаил начал учиться игре на фортепиано и скрипке. Первой учительницей Глинки была приглашённая из Санкт-Петербурга гувернантка Варвара Федоровна Кламмер.

Cлайд 5

После долгих поисков сюжета для оперы Глинка, по совету В. Жуковского, остановился на предании об Иване Сусанине. В конце апреля 1835 года Глинка обвенчался с Марьей Петровной Ивановой. Вскоре после этого молодожёны отправились в Новоспасское, где Глинка с большим рвением принялся за написание оперы.

Cлайд 6

В 1836 году опера «Жизнь за царя» была закончена, однако Михаилу Глинке с большим трудом удалось добиться принятия её к постановке на сцене Петербургского Большого театра.Премьера «Жизни за царя» состоялась 27 ноября 1836 года. Успех был огромным, опера была с восторгом принята передовой частью общества.

Cлайд 7

Михаил Иванович Глинка скончался 16 февраля 1857 года в Берлине и был похоронен на лютеранском кладбище. На могиле установлен памятник, созданный архитектором А. М. Горностаевым. В настоящее время плита с могилы Глинки в Берлине утеряна. На месте могилы в 1947 году Военной комендатурой советского сектора Берлина был сооружён памятник композитору. Первоначальный памятник на могиле М. Глинки в Берлине. Памятник-надгробие М. И. Глинке на Тихвинском кладбище.

Слайд 1

Презентацию подготовила: Вовк Ольга Григорьевнаучитель музыкиг.п Федоровский ХМАО-Югра«Между небом и землёй…»

Слайд 2

Цель: Познакомить учащихся с жанром романса, его ролью в творчестве М.И.

Глинки;Задачи: Сформировать у учащихся понятие о романсе как о жанре вокальной музыки;Совершенствовать умение слушать и анализировать музыкальное произведение на примере романса «Жаворонок»;Развивать интерес к творчеству композитора М. И. Глинки;Обогащать духовный мир учащихся, воспитывать их музыкальный, художественный и эстетический вкус;

Слайд 3

К жанру романса обращались и обращаются многие композиторы. Для них эта форма вокальной музыки являлась и является своеобразным дневником ярких впечатлений, душевной исповедью.

Почему романсы живут в памяти людей? Потому что они воспевают великое человеческое чувство – любовь, а вместе с ней смятение души и радостное волнение, восторг встреч и горечь разлуки, воспоминания о прошлом и надежду на счастье.

Слайд 4

Романс – это вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания, преимущественно любовногоРодина романса – Испания

Слайд 5

А. АлябьевА. ГурилёвС. РахманиновА. ВарламовП. ЧайковскийН. Римский-КорсаковГ. СвиридовЗамечательные образцы русских романсов создали композиторы

Слайд 6

В ряду великих русских композиторов, составляющих славу и гордость русского романса, немеркнущим светом сияет имя Михаила Ивановича Глинки

Слайд 7

Глинка был основоположником русской классической музыки. Он первым глубоко и разносторонне выразил в своих произведениях душу русского народа.

Именно он поставил русскую музыку в один ряд с лучшими произведениями мировой культуры, именно он стоял в начале нового исторического периода развития русской музыки.Разнообразное по жанрам вокальное творчество М.И.

Глинки – бесценный вклад его в область русской романсово-песенной лирики. Первым из русских композиторов он достиг высокого слияния музыки и текста в единое поэтическое целое.

Слайд 8

Будучи сам прекрасным певцом и вокальным педагогом, Глинка не только стал первым классиком русского романса, но и создателем русской вокальной школы, русского бельканто, то есть “красивого пения”, где плавность, гибкость, пластика красивых мелодий сочетаются с глубоким реалистическим раскрытием душевного смысла поэтического слова.Кадры из кинофильма «Композитор Глинка»

Слайд 9

М Глинка – Н. Кукольник«Прощание с Петербургом»
“Прощание с Петербургом”, цикл из 12 романсов созданный Глинкой в 1840 году.… «Я хотел уехать из Петербурга (…) Я был не то чтобы болен, не то чтобы здоров: на сердце была тяжелая осадка от огорчений, и мрачные неопределенные мысли невольно теснились в уме…

» В этих романсах слышны не только “мрачные мысли”, но и нежные, лирические мотивы. Светлая грусть звучит в романсе “Жаворонок» – одном из самых задушевных и трогательных произведений русской музыкальной классики.

Естественная, напевная его мелодия невольно очаровывает своей безупречной “вокальностью” – его хочется петь!

Слайд 10

10Нестор КукольникМихаил Глинкароманс«Жаворонок»

Романс «Жаворонок» – это задушевная и задумчивая песня, с легко льющейся, плавной мелодией, естественной и простой, окрашенной светлой печалью. В фортепианной партии выразительно воссоздаётся равнинный русский пейзаж – его бескрайние дали, поля и луга со стелющимися по ветру стеблями трав и злаков.

Перед вступлением певца в сопровождении слышатся трели жаворонка. В романсе заключены две музыкальные линии: тематическая – это песня жаворонка и лирическая переживания героя.

В первой слышны подлинные, натуральные трели жаворонка, «который в безумном упоении чувства бытия – то мчится вверх стрелою, то падает с неба, то трепеща крыльями, не двигаясь с места, как будто купается и тонет в голубом эфире» (В. Г. Белинский).

Слайд 11

Именно песня жаворонка побуждает лирического героя к активному выражению чувств к своей возлюбленной.

Вокальная партия выражает не просто трогательное состояние, а вечную тоску человеческого сердца о верной и нежной любви, робкую надежду на истинное чувство.

Прекрасная певучая мелодия льется «неисходною струей» на фоне прозрачного сопровождения, в котором взлетающие октавные скачки передают ощущение воздушности, состояния «между небом и землей».

Центр АРТ-образования, Всероссийский конкурс «Гордость Отчизны»: Юбилейные даты России в 2014 году (история и культура)

Презентация к классному часу

Жизнь и творчество

Михаила Ивановича Глинки

(к 210-летию со дня рождения композитора)

Масликова Юлия Алексеевна,

учитель музыки;

Мирошниченко Ярослав, 4А класс

МБОУ СОШ №3 городского округа

г. Урюпинск

М.И. Глинка

является основоположником русской музыкальной классики. Он создал первые образцы русской оперы, симфонической музыки и романса.

Вильгельм Карлович

Кюхельбекер

С 1817 Михаил Глинка учится в Благородном пансионе в Петербурге.

Его воспитателем и преподавателем русской словесности был Вильгельм Карлович Кюхельбекер – друг Александра Сергеевича Пушкина, благодаря этому произошло их знакомство.

Александр Сергеевич Пушкин

В 1822 году Глинка поступил на службу в ведомство путей сообщения, но вскоре ушел в отставку. Служба отрывала его от любимых занятий музыкой и мешала творчеству.

Позже он сочинит «Попутную песню» на слова Н.Кукольника по случаю открытия первой железной дороги между Петербургом и Царским Селом.

«Попутная песня»

слова Нестора Кукольника

В 1830 году Михаил Глинка отправляется в путешествие, стремясь усовершенствоваться в искусстве.

Романс «Венецианская ночь» – это истинная баркарола, созданная под впечатлением русского композитора от южной природы, ласкового моря и “сладостных напевов” Италии.

Романс написан на стихи замечательного поэта Ивана Козлова, о творчестве которого с восторгом отзывался

Александр Сергеевич Пушкин.

Романс

«Венецианская ночь»

слова Ивана Козлова

Вернувшись в 1834 году в Россию, Глинка с увлечением стал сочинять оперу о патриотическом подвиге Ивана Сусанина.

В своём произведении композитор прославил героический подвиг простого русского крестьянина, пожертвовавшего своей жизнью во имя Родины.

Опера с большим успехом была исполнена 27 ноября 1836 года на сцене Большого театра в Петербурге. Передовые люди русского общества высоко оценили её.

Хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин»

1839 года Глинка познакомился с Екатериной Керн, дочерью Анны Петровны Керн, чье имя освящено стихотворением

Александра Сергеевича Пушкина.

Волновавшие композитора чувства он выразил в двух посвященных Екатерине Керн сочинениях. Первым из них был пленительно изящный наполненный нежной влюбленностью «Вальс – фантазия» и дивный романс на стихи Пушкина «Я помню чудное мгновенье».

Романс «Я помню

чудное мгновенье»

стихи А.С.Пушкина

В 1842 году с остоялась премьера оперы «Руслан и Людмила» на поэму Пушкина. Это сказочно-эпическая опера о любви Руслана и Людмилы и коварстве волшебника Черномора.

Опера получила искреннее одобрение со стороны передовых музыкальных кругов.

Заключительный хор «Слава великим богам» из оперы «Руслан и Людмила»

Последние годы Глинка жил то в Петербурге, то в Варшаве, Париже и Берлине. Композитор был полон творческих планов, но обстановка вражды и недоброжелательства мешала творчеству. Несколько начатых партитур он сжёг.

Близким, преданным другом последних лет жизни композитора была его любимая младшая сестра Людмила Ивановна Шестакова. Для её маленькой дочки Оли Глинка сочинил некоторые свои фортепианные пьески. В доме композитора собирались поэты, писатели, актёры и певцы, передовые молодые музыканты.

Л.И.Шестакова и М.И.Глинка

Михаил Иванович Глинка умер в 1857 году в Берлине. Его прах перевезли в Петербург и захоронили на кладбище Александро-Невской лавры.

Творчество Глинки – свидетельство могучего подъёма национальной культуры. Подобно Пушкину в литературе, Глинка в музыке стал зачинателем нового исторического периода, определившего пути развития и мировое значение русской национальной культуры.

Источник: https://giantessa.ru/skachat-prezentaciyu-na-temu-m-i-glinka-mihail-ivanovich-glinka-kratkaya/

Презентация на тему: Жизнь и творчество Михаила Ивановича Глинки

Презентация по музыке Михаил Иванович Глинка

Жизнь и творчество Михаила Ивановича Глинки

Изображение слайда

Изображение для работы со слайдом

Изображение для работы со слайдом

2

Слайд 2

В 1804 году, 20 мая, в селе Новоспасском Смоленской губернии родился мальчик, который стал впоследствии замечательным музыкантом, гордостью русской музыки. Был он в детстве слабым и болезненным ребенком. Первые годы жизни провел в имении отца, капитана в отставке, среди деревенской природы Смоленского края. Здесь он узнал и полюбил народную песню, заслушивался ею.

Изображение слайда

Изображение для работы со слайдом

Изображение для работы со слайдом

3

Слайд 3

У Михаила Глинки по линии предков никто не выказывал особых дарований. Бабушка держала его под своей опекой. Она оберегала ребенка от сквозняков, простуды. Его выносили во двор только в сухую и теплую погоду, а комнаты, где он находился, жарко топили от ранней осени до поздней весны.

Миша начал ходить только в полтора года. Его младенческие впечатления от внешнего мира были очень ограничены. Возможно, это способствовало его обостренной чувствительности. Он с особой чуткостью прислушивался и присматривался к окружающему. Яркие его переживания были связаны с народными песнями, сказками, потехами.

Бабушка Фекла Александровна Глинка

Изображение слайда

Изображение для работы со слайдом

Изображение для работы со слайдом

4

Слайд 4

В праздничные дни к Глинкам приезжали родственники. У братьев бабушки был крепостной оркестр. Они привозили с собой музыкантов. И днем, и вечером, во время обеда и прогулок на лодках по Десне, за ужином и на танцах звучала разнообразная музыка. Особенно нравились будущему композитору знакомые народные мелодии.

В оркестровом исполнении они звучали по-особенному, радуя и тревожа душу.Однажды вечером, находясь в детской, он услышал необычайно нежную, мелодичную музыку. Она его заворожила. Он лег спать, вокруг стало тихо, а музыка все еще звучала в нем. Утром на уроке рисования был рассеян. Учитель поинтересовался, что его так отвлекает? «Музыка, — ответил Глинка.

И добавил: Что же делать? Музыка — душа моя».

Изображение слайда

Изображение для работы со слайдом

Изображение для работы со слайдом

5

Слайд 5

У родителей композитора, Евгении Андреевны и Ивана Николаевича было тринадцать детей. Но мать пережили только четверо – Михаил, Мария, Людмила, Ольга.

Для любящей матери потеря детей была страшным горем, но Евгения Андреевна находила в себе силы, чтобы вести хозяйство, и с удвоенной заботой пеклась об остальных детях и их семьях.

“Милая и бесценная маменька”, “ангел-маменька”, “ваше нежное родительское сердце”, “что бы ни стало со мной, чувства сыновней к вам преданности ничто не изменит”, “любовь к вам не допустит меня до отчаяния” – с такими словами обращался к матери Михаил Иванович Глинка в своих письмах.

Евгения Андреевна всегда была для него духовной опорой и заботливой помощницей, а великий композитор всегда оставался для матери “деткой”, которого нужно утешать и ободрять.М. Глинка с матерью и сестройЕвгения Андреевна Глинка, мать композитора

Изображение слайда

Изображение для работы со слайдом

Изображение для работы со слайдом

Изображение для работы со слайдом

6

Слайд 6

В 1817 году родители привозят Михаила в Санкт-Петербург и помещают в Благородный пансион при Главном педагогическом институте Учился в пансионе Михаил хорошо, но самые очевидные способности демонстрировал как музыкант-исполнитель. С ним занимались лучшие педагоги, обучая главным образом игре на фортепиано. Среди них был пианист и композитор Шарль Майер.М.И. Глинка – выпускник Благородного пансиона в г. Петербурге

Изображение слайда

Изображение для работы со слайдом

Изображение для работы со слайдом

7

Слайд 7

Окончив пансион, Глинка стал титулярным советником, чиновником пятого класса. В родном имении всю зиму провел в занятиях с крепостными оркестрантами. Некоторые пьесы и вариации Михаил Глинка сочинял сам.

С весны 1824 года он стал работать секретарем Совета путей сообщения. Его часто приглашали в салоны, где он пользовался успехом как остроумный интересный собеседник, а главное — как виртуозный музыкант. Он охотно играл и аккомпанировал.

Постепенно его все больше увлекало сочинение сонат и романсовКадры из фильма «Композитор Глинка»

Изображение слайда

Изображение для работы со слайдом

Изображение для работы со слайдом

Изображение для работы со слайдом

Реклама. Продолжение ниже

8

Слайд 8

Летом 1828 года Глинка не раз встречался с Пушкиным и Грибоедовым. Тогда же написал романс на слова Пушкина «Не пой, красавица, при мне…».

Позже он четыре года путешествовал по Италии, брал уроки композиции, посещал оперу и концертные залы, сочинял сам, но по-прежнему остерегался браться за крупные произведения. Только вернувшись в Россию, продумал тему Ивана Сусанина и принялся писать оперу.

Она была принята к постановке в Санкт-Петербургском Большом Императорском театре. Отчасти поэтому название оперы стало «Жизнь за царя».

Изображение слайда

Изображение для работы со слайдом

Изображение для работы со слайдом

9

Слайд 9

В 1838 году Глинка познакомился с Екатериной Керн, дочерью героини известного пушкинского стихотворения, и посвятил ей свои вдохновеннейшие произведения: “Вальс-фантазию” (1839) и романс на стихи Пушкина ” Я помню чудное мгновенье”.

Изображение слайда

Изображение для работы со слайдом

Изображение для работы со слайдом

10

Слайд 10

27 ноября 1842 г. – ровно через 6 лет со дня первой постановки “Ивана Сусанина”- состоялась премьера второй оперы Глинки – “Руслан и Людмила” – первая русская сказочно-этическая опера. Она проникнута народной героикой, величием былинного эпоса, патриотизмом.

Изображение слайда

Изображение для работы со слайдом

Изображение для работы со слайдом

Изображение для работы со слайдом

11

Слайд 11

Последние годы жизни Глинка жил то в Петербурге, то в Варшаве, Париже, а с 1856 года – в Берлине. Он был полон творческих планов, но не хватало сил довести до конца задуманные произведения. Глинка все слабел, и 3 (15) февраля 1857 года его не стало.

Изображение слайда

Изображение для работы со слайдом

Изображение для работы со слайдом

12

Слайд 12

Оперы:«Иван Сусанин» (1836)«Руслан и Людмила» (1837-1842)Симфонические пьесы:Музыка к трагедии Кукольника «Князь Холмский» (1842)Испанская увертюра №1 «Арагонская хота» (1845)«Камаринская» (1848)Испанская увертюра №2 «Ночь в Мадриде» (1851)«Вальс-фантазия» (1839, 1856)Романсы и песни:«Венецианская ночь» (1832), «Я здесь, Инезилья» (1834), «Ночной смотр» (1836), «Сомнение» (1838), «Ночной зефир» (1838), «В крови горит огонь желанья» (1839), свадебная песня «Дивный терем стоит» (1839), «Попутная песня» (1840), «Признание» (1840), «Слышу ли голос твой» (1848), «Заздравный кубок» (1848), «Песнь Маргариты» из трагедии Гете «Фауст» (1848), «Мери» (1849), «Адель» (1849), «Финский залив» (1850), «Молитва» («В минуту жизни трудную») (1855), «Не говори, что сердцу больно» (1856).Основные произведения Глинки

Изображение слайда

Изображение для работы со слайдом

13

Последний слайд презентации: Жизнь и творчество Михаила Ивановича Глинки

В июне 1982 года состоялось открытие возрожденной усадьбы М.И.Глинки в селе Новоспасском. Там были восстановлены дом и парк, где прошли юные годы великого русского композитора.

Изображение слайда

Изображение для работы со слайдом

Изображение для работы со слайдом

Источник: https://slide-share.ru/zhizn-tvorchestvo-mikhaila-ivanovicha-glinki-250276

Презентация на тему

Презентация по музыке Михаил Иванович Глинка

  • Скачать презентацию (0.71 Мб)
  • 388 загрузок
  • 3.7 оценка

ВКонтакте

Твиттер

Телеграм

Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

Презентация на тему “Михаил Иванович Глинка” рассказывает об основных моментах развития творческого пути великого русского композитора. Показ призван способствовать расширению кругозора школьников и воспитанию уважения и интереса к творческому наследию Михаила Ивановича.

Краткое содержание

  1. начальное образование Глинки
  2. учеба в институте
  3. создание оперы «Иван Сусанин»
  4. дебют оперы«Руслан и Людмила»
  5. музыкальные направления в творчестве Глинки
  6. значение произведений Михаила Ивановича для развития русской музыки
  7. создание романсов
  8. последние годы композитора
  9. памятники музыканту.
  • Форматpptx (powerpoint)
  • Количество слайдов18
  • АвторЛыченкова Ирина Витальевна
  • Аудитория 4 класс 5 класс 6 класс 7 класс
  • Слова музыка композиторы русские композиторы глинка биография
  • КонспектОтсутствует
  • Предназначение
    • Для проведения урока учителем
  • Слайд 1 МОУ «СОШ № 56»Г. Новокузнецкаучитель музыкипервой квалификационной категории педагогический стаж – 18 летЛыченкова Ирина Витальевна
  • Слайд 2

    Михаил Иванович Глинка

  • Слайд 3 ГЛИНКА Михаил Иванович родился [20 мая (1 июня) 1804.В селе Новоспасском Смоленской губернии, в имении своих родителей, которое принадлежало его отцу – отставному капитану Ивану Николаевичу Глинке.Скончался 15 февраля (3 февраля) 1857, Берлине].
  • Слайд 4 Начальное образование получил дома. Слушая пение крепостных крестьян и звоны колоколов местной церкви, рано проявил тягу к музыке. Увлекался игрой оркестра крепостных музыкантов в имении дяди, Афанасия Андреевича Глинки. Музыкальные занятия — игра на скрипке и фортепиано — начались довольно поздно и носили любительский характер.Однако музыка оказывала на него столь сильное влияние, что однажды на замечание о рассеянности он заметил: «Что же делать?… Музыка — душа моя!».
  • Слайд 5
    • В 1818 Глинка поступил в Петербурге в Благородный пансион при Главном Педагогическом институте
    • Закончил пансион в 1822 вторым учеником.
    • После окончания пансиона Глинка не сразу поступил на службу.
    • Весной 1830 Глинка отправился в длительное заграничное путешествие, целью которого было как лечение (на водах Германии и в теплом климате Италии), так и знакомство с западноевропейским искусством.
    • В 1835 Глинка женился на М. П. Ивановой. Этот брак оказался крайне неудачным и омрачил жизнь композитора на многие годы.
  • Слайд 6

    Опера «Иван Сусанин», I836 год

  • Слайд 7

    Еще в 1837 Глинка вел беседы с Пушкиным о создании оперы на сюжет «Руслана и Людмилы».

    В 1838 году началась работа над сочинением, премьера которого состоялась 27 ноября 1842 в Петербурге.

    Несмотря на то, что царская семья покинула ложу до окончания спектакля, передовые деятели культуры встретили сочинение с восторгом (хотя единства мнений на этот раз не было — из-за глубоко новаторского характера драматургии).

    На одном из представлений побывал Ференц Лист, чрезвычайно высоко оценивший не только эту оперу Глинки, но и его роль в русской музыке в целом.

  • Слайд 8

    В творчестве Глинки определились два важнейших направления русской оперы: народная музыкальная драма и опера-сказка; он заложил основы русского симфонизма, стал первым классиком русского романса.

  • Слайд 9

    Все дальнейшие поколения русских музыкантов считали его своим учителем

  • Слайд 10

    В 1838 Глинка познакомился с Екатериной Керн, дочерью героини известного пушкинского стихотворения, и посвятил ей свои вдохновеннейшие произведения:«Вальс-фантазию» (1839) и дивный романс на стихи Пушкина «Я помню чудное мгновенье» (1840).

  • Слайд 11

    Зиму 1851-1852 Глинка провел в Петербурге, где сблизился с группой молодых деятелей культуры, а в 1855 произошло его знакомство с М. А. Балакиревым, ставшим позже главой «Новой русской школы» (или «Могучей кучки »), творчески развившей традиции, заложенные Глинкой.

  • Слайд 12

    В 1852 композитор вновь уехал на несколько месяцев в Париж, с 1856 жил в Берлине, где скончался в феврале 1857 и был похоронен на лютеранском кладбище.

  • Слайд 13

    По настоянию младшей сестры М.И. Глинки Людмилы , прах Глинки, в 1857 был перевезен в Россию и погребен на кладбище Александро-НевскойЛавры. В Петербурге.

  • Слайд 14

    Монета Банка России к 200-летию М.И. Глинки (2 рубля)

  • Слайд 15

    Государственный музей музыкальной культуры им. М. И. Глинки

  • Слайд 16

  • Слайд 17

    1.Большая Советская энциклопедия.

  • Слайд 18

    Спасибо за внимание!

    Хорошего настроения!!!

Посмотреть все слайды

Источник: https://pptcloud.ru/music/glinka1

Михаил Глинка-

Презентация по музыке Михаил Иванович Глинка

Презентация «Михаил Глинка» познакомит с ролью выдающегося композитора в судьбе русской музыки первой половины XIX века. Свою работу я оживила музыкальными иллюстрациями, но гиперссылки сработают только при просмотре презентации в программе PowerPoint. Не лишайте себя удовольствия погрузиться в мир музыкальных шедевров Глинки!

Прежде, чем погрузиться в волшебный мир музыки Глинки, думаю, полезно вспомнить то, что мы знаем о европейском музыкальном искусстве эпохи романтизма, а также неплохо ещё раз обратиться к творчеству русского живописца-романтика Ореста Кипренского.

Музыка – душа моя

«… Глинка имеет в русской музыке такое же значение, как Пушкин в русской поэзии.

Оба – великие таланты, оба – родоначальники нового русского художественного творчества, оба – глубоко национальные и черпавшие свои великие силы прямо из коренных элементов своего народа, оба создали новый русский язык – один в поэзии, другой в музыке».

                                                                                                                                                                                                                     В. Стасов

 «Музыка – душа моя!» – эти слова Миши Глинки, сказанные им, когда он учился в Благородном  пансионе при Главном Педагогическом институте в Петербурге, определяют его отношение к музыке в течение всей жизни.

Будучи ребёнком  Михаил Глинка имел возможность слушать крепостной оркестр его дяди, и любовь к симфонической музыке и особый дар симфониста сохранились навсегда. В пансионе воспитателем Глинки был Вильгельм Кюхельбекер, товарищем его в стенах этого замечательного заведения стал брат Александра Пушкина Лев.

Окружение Глинки, общение после окончания пансиона с Жуковским, Одоевским, Гоголем, Пушкиным  не могло не сказаться на мировоззрении и интересах нашего героя.

Симфоническая и оперная музыка

Глинка в Испании

На иллюстрации вы видите карикатуры на Михаила Глинку, выполненные его приятелем художником Николаем Степановым. Кстати, Глинка нередко становился объектом для карикатурных изображений. Но карикатуры Карла Брюллова ему не нравились, казались злыми.

Степанов с юмором показывает нам, как проводил время наш герой во время путешествия по Испании. Глинка, увлекавшийся с детства книгами о путешествиях, любивший географию, не однажды побывал за границей: в Париже, Венеции, Неаполе, Милане, Вене, Берлине.

Кстати, в Берлине он подружился с педагогом-музыковедом Зигфридом Деном, оказавшим на него огромное влияние.

«Нет сомнения, Дену я обязан более других моих маэстро: он … не только привёл в порядок мои познания, но и идеи об искусстве вообще, и с его лекций я начал работать не ощупью, а с сознанием»                                                                                                                                                                          М. Глинка

Но, вернёмся к испанским впечатлениям. Именно им мир музыки обязан появлением таких шедевров как «Арагонская хота», «Ночь в Мадриде». Идея «Ивана Сусанина» родилась у композитора ещё за границей. Вернулся на родину Глинка с твёрдым намерением написать оперу на отечественный сюжет.

Сюжет этот был предложен композитору Василием Жуковским. Интересный и трогательный, на мой взгляд, факт. С 1815 года в Большом Петербургском театре шла опера «Иван Сусанин» Катерино Альбертовича Кавоса, капельмейстера театра.

Но, познакомившись с музыкой Глинки, Кавос добровольно отказался от своей постановки, признав, что музыка Глинки лучше и высказывает истинно народный характер.

Сразу же после постановки «Ивана Сусанина» Глинка приступает к работе над второй оперой на пушкинский сюжет. С «Русланом и Людмилой» он познакомился ещё в стенах пансиона, когда Лев Пушкин зачитывал товарищам строки рождающейся поэмы своего брата. Эта опера стала своеобразным памятником погибшему поэту.

Вальс «Фантазия»

«…Мелодика «Вальса-фантазии» имеет тесную связь с милым романтическим прошлым: она намечала уютную тропинку в пути, по которому ещё предстояло пройти музыке такого рода … Тем ценнее это сочинение Глинки и с точки зрения стилистической, как прекрасный и волнующий душу момент, когда чувствуется, что случайно оброненный гением намёк таит в себе и томное воспоминание и чуткое прозрение в даль, когда в привычном вдруг обнаруживается почти неуловимое дуновение неведомого, но уже родного. Кроме того, в самой структуре напева «Вальса-фантазии есть острота звучания, до сих пор не утратившая обаяния и привлекательности для слуха»                                                                                                                                                                                                                     Асафьев Б.

Можно было бы поговорить о романсах Глинки, которых он написал около восьмидесяти на стихи своих знаменитых современников: Баратынского, Батюшкова, Дельвига, Жуковского, Пушкина.

Но, пощажу ваше терпение, мой драгоценный читатель. Посмотрите фильм о Михаиле Глинке.

Будет здорово, если после знакомства с моей записью, вам захочется послушать музыку этого гениального композитора, узнать больше о его судьбе и творчестве.

Почитать о Глинке:

  • Энциклопедия для детей. Том 7. Искусство. Ч. 3. Музыка. Театр. Кино. – М.: Аванта+, 2001.
  • Великович Э.И. Музыкальные путешествия в историях и картинках. СПб.: Информационно-издательское агентство «Лик», 2009.
  • И я открою землю … (Глинка). Композиция. Авт. композиции Н. Колосова. – М.: «Молодая гвардия», 1976.
  • Львова Е.П.

    , Сарабьянов Д.В., Борисова Е.А., Фомина Н.Н., Березин В.В., Кабкова Е.П., Некрасова Л.М. Мировая художественная культура. XIX век. Изобразительное искусство, музыка, театр. ‒ СПб.: Питер, 2007.

  • Слово о музыке: Рус. композиторы XIX в.: Хрестоматия. – М.: Просвещение, 1990
  • Сто великих композиторов / Автор-составитель Д.К. Самин. ‒ М.

    : Вече, 1999

Удачи!

Источник: https://jauchitel.ru/mihail-glinka-prezentaciya-po-mirovoi-hudojestvennoi-kulture/

Ваш педагог
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: