Презентация по музыке по теме Творчество И.С.Баха для 6-7 классов

Содержание
  1. Доклад на тему Бах 6 класс
  2. Вариант №2
  3. Сообщение-доклад Бах
  4. Популярные темы сообщений
  5. Презентация на тему
  6. Краткое содержание
  7. Иоганн Себастьян Бах(1685-1750)
  8. Спасибо за внимание
  9. Презентация на тему: Бах. Клавирное творчество
  10. Слайд 2
  11. Слайд 3
  12. Слайд 4
  13. Слайд 5
  14. Слайд 6
  15. Слайд 7
  16. Слайд 8
  17. Слайд 9
  18. Слайд 10
  19. Слайд 11
  20. Слайд 12
  21. Слайд 13
  22. Слайд 14
  23. Слайд 15
  24. Слайд 16
  25. Слайд 17
  26. Слайд 18
  27. Слайд 19
  28. Слайд 20
  29. Слайд 21
  30. Слайд 22
  31. Слайд 23
  32. Слайд 24
  33. Слайд 25
  34. Слайд 26: Инвенции И.С. Баха
  35. Слайд 27
  36. Слайд 28
  37. Слайд 29
  38. Слайд 30
  39. Слайд 31
  40. Слайд 32
  41. Слайд 33
  42. Слайд 34
  43. Слайд 35
  44. Слайд 36
  45. Слайд 37
  46. Слайд 38
  47. Слайд 39
  48. Слайд 40
  49. Слайд 41
  50. Слайд 42
  51. Слайд 43
  52. Слайд 44: Основные моменты в клавирном изложении баха :
  53. Презентация
  54. Иоганн Себастьян Бах
  55. Иоганн Бах
  56. Зарубежные композиторы со всего мира
  57. Моцарт, Бах, Бетховен
  58. Композитор Бах
  59. Бах и Бетховен
  60. Кубанские композиторы
  61. Великие композиторы Венской школы
  62. Классическая музыка в современности
  63. Классическая музыка в детском саду
  64. Классическая музыка в современном мире
  65. Классическая музыка
  66. Для чего нужна музыка
  67. Джаз – музыка XX века
  68. Итальянская классическая музыка
  69. Бах творит
  70. Советы как сделать хороший доклад презентации или проекта
  71. Изучение инвенций И.С. Баха на уроках музыкальной литературы
  72. D Es E F G A B
  73. Виды имитации
  74. Список литературы

Доклад на тему Бах 6 класс

Презентация по музыке по теме Творчество И.С.Баха для 6-7 классов

31 марта 1685 года в провинциальном городке Эйзенах в семье музыканта на свет появился Иоганн Себастьян Бах. Отец Иоганн Аброзиус Бах был скрипачом. С ранних лет он готовил сына к профессии музыканта. Иоганн Бах был в семье восьмым ребенком и самым младшим.

В 1695 году, после кончины отца и матери, мальчик переезжает к родному брату. В 10 лет Иоаганн Себастьян Бах начинает обучаться в гимназии, где изучает такие науки как богословие, латынь, историю.

В 1700 году уезжает в город Люнебург и поступает в вокальную школу Св. Михаила. В это время сочиняет свои первые произведения, учиться играть на органе, клавесине и поет в хоре. После окончания школы в 1703 году поступает на службу в качестве придворного музыканта к герцогу Иоганну Эрнсту.

Но через полгода покидает княжескую капеллу Иоганна Эрнста и занимает пост органиста в церкви Св. Бонифация в местечке Арнштадт. Здесь он разучивает с хором культовые произведения, аккомпанирует хору во время богослужений.

В 1707 году Иоганн Себастьян Бах вступает в брак со своей кузиной Марией Барбарой. В это время Иоганн Себастьян Бах пишет следующие произведения: кантату «Ты не оставишь души моей в аду» и сюиту «Каприччио». Но из-за разногласий с церковным начальством Бах покидает город Арнштадт и переезжает в Мюльгаузен, где работает органистом в церкви Св. Власия.

Год спустя, в 1708 году, Бах возвращается в Веймар на службу гофорорганиста герцога Веймарского. В обязанности органиста входило: писать пьесы для клавесина и скрипки, устраивать репертуар для капеллы, сочинять музыку для органа и составлять песни для исполнения в придворной церкви. В 1716 году написана первая светская кантата «Тешит меня лишь веселая охота».

В конце 1717 года Иоганн Себастьян Бах вместе со своим семейством  переезжает в Кетен.

При дворе принца Леопольда Кетенского назначается на должность капельмейстера, где должен был руководить оркестром, играть на клавесине, аккомпанировать пению принца.

В Кетене Бах сочиняет сюиты для оркестра и для виолончели, сонаты и партиты для скрипки, сюиты для клавира. В это время написаны произведения «Хорошо темперированный клавир» и «Браденбургские концерты».

В июле 1720 году скончалась Мария Барбара. На попечении Баха осталось четверо малышей.

В 1721 году происходит знакомство с оперной дивой Анной Магдаленой Вильке, которая в этом же году становится его женой.

Через пару лет семья переезжает в Лейпциг, где Иоганн Себастьян Бах исполняет «Страсти по Иоанну». Получает должность кантора хора в церкви Св. Фомы. В его обязанности входит: преподавание в школе латыни, пения и проведение концертов.

В Лейпциге композитор совместно с музыкальным деятелем Георгом Телеманом создает музыкальное общество, которое состояло из студентов и любителей музыки. На концертах Иоганн Себеастьян Бах выступает как дирижер и исполнитель оркестровой, клавишной и вокальной музыки.

В 1723 году заканчивает великое вокальное инструментальное произведение  – ораторию для хора, солистов и оркестра. А также еще несколько крупных произведений: «Траурная ода», «Страсти по Матвею», «Хорошо темперированный клавир»,  «Итальянский концерт» и «Гольдберговски вариации».

В 1744 году посещает Пруссию, короля Фридриха II, чтобы повидаться со своим сыном. Во дворце Бах с огромным успехом исполняет свои произведения. И получает от короля музыкальное предложение – написать импровизацию. И тогда слагаются произведения «Музыкальное приношение» и «Искусство фуги».

Незадолго до смерти зрение Иоганна Баха стремительно ухудшалось, но он продолжал сочинять музыку. В 1750 году офтальмологом Джоном Тейлором было проведено две операции на глаза, но чуда не случилось.

В городе Лейпциг 28 июля 1750 года мир потерял Иоганна Себастьяна Баха. Захоронен он был рядом с церковью Св. Иоанна, но в 1949 году был перезахоронен на территории церкви Св. Фомы. На месте погребения в 1950 году установлено надгробие.

Иоганн Себастьян Бах – величайшая особа мировой культуры, знаменитый немецкий композитор, музыкальный педагог, органист и мастер полифонии.

Вариант №2

Немецкое музыкальное искусство славилось всегда своими знаменитыми композиторами и музыкантами. Не менее известно имя композитора Иоганна Себастьяна Баха, творчество которого до сих пор интересует ценителей музыки.

Родом великий гений был из небольшого городка Эйзенахе. Несколько поколений почтенного семейства полностью посвятили свою жизнь музыке. Не остался в стороне и Иоганн. В раннем возрасте он научился у отца игре на скрипке, и кроме того занимался хоровым пением в школе.

Окружающие и родственники, увидев у мальчика незаурядные творческие способности предрекли ему великое будущее. Да и сам Иоганн решил посвятить себя музыке в дальнейшем. Когда ему исполнилось 9 лет, он потерял родителей, и ему пришлось самому зарабатывать на пропитание.

Брат будущего композитора взял на себя заботу о нем и определил его на учебу в гимназию, одновременно продолжая обучение музыке. Однако, занятия в этом заведении для Иоганна показались слишком скучными, и он по ночам изучал ноты известных в то время композиторов, переписывая их в отдельную тетрадь.

Христофор был против таких занятий брата, но Себастьян продолжал им заниматься. Но, к великому сожалению, брату удалось отобрать и спрятать тетрадь до лучших времен.

По истечении 15 лет Бах вступив во взрослую жизнь, решает переехать в Люнебург, где вскоре после окончании гимназии хочет продолжить дальше образование. Но нехватка денег заставили его пойти на службу.

Имея прекрасные вокальные данные и отличное исполнение на музыкальных инструментах, он поступает хористом в школу при монастыре. Именно там он обнаружил библиотеку, где хранились интереснейшие произведения самых известных композиторов.

Ежедневно Бах позвал все новое из их сочинений.

Неутомимая тяга к знаниям не остановила его перед трудностями. Один раз Себастьян отправился пешком к величайшему мастеру игре на органе Дитриху Букстехуде, чтобы перенять у него опыт. В 1708 году он стал проживать в Веймаре, служа при дворе органистом.

В этот период он создает немало замечательных произведений, глубоких по своему содержанию. Когда Бах был свободен, то пробовал сочинять музыкальные произведения. Творчество так его захватило, что он не мог уже думать о другом, творя почти во всех известных жанрах.

Себастьян создавал сочинения для органа, хора, оркестра. Всеми известные «Страсти по Иоанну», «Страсти по Матфею», множество духовных и светских кантат продолжают радовать истинных почитателей музыкального искусства.

Вскоре композитор перебирается в Лейпциг, где становится руководителем школой певчих.

Такая плодотворная работа подорвала здоровье Иоганна. Он стал слепнуть. Великий композитор отказавшись от операции, создавал все новые произведения. Однако в обществе не все понимали суть его сочинений.

Бах же пытался отразить в них важные жизненные проблемы.

  После его смерти Феликс Мендельсон-Бартольди решил заняться пропагандой своего учителя и в 1829 году исполнил одно из творений Баха «Страсти по Матфею».

Сообщение-доклад Бах

Иоганн Себастьян Бах – великий композитор XVIII века, произведения которого актуальны и в наши дни. Словно из маленького ручейка (так переводится фамилия Бах с немецкого) в огромное море превратился талант музыканта.

Родившись в последний день марта 1685 года Иоганн был восьмым ребенком в музыкальной семье Баха.

Начало семейной музыкальной династии фамилии ведется с XVI века, поэтому с детских лет мальчик рос среди прекрасных музыкальных звуков.

Рано лишившись родителей ( мама умерла мальчику было 9 лет, через год ушел из жизни папа), Иоганна воспитывал старший брат, который обучал его игре на клавире и органе.

Пятнадцатилетним юношей переезжает он на учебу в люнебургскую вокальную школу Святого Михаила, по окончании которой устраивается придворным музыкантом к герцогу Иоганну Эрнсту.

Юный музыкант покоряет своей игрой на скрипке и уже через полгода службы его приглашают органистом в церковь Святого Бонифация, расположенную в Арнштадте. В это время композитор создает более тридцати своих произведений для органа, сюит, кантат.

Новаторство композитора, а именно использование вокала и органа в произведении, не нравилось местной власти и через три года Бах переезжает Мюльхаузен органистом в церковь Святого Власия.

В 1708 году композитор возвращается в Веймар к герцогскому двору в должности устроителя концертов и органиста. Переезд обусловлен значительным повышением денежного довольствия. На тот момент Бах был женат и ему необходимо было содержать семью. От своего первого брака у композитора было 7 детей, двое из которых стали композиторами.

Веймарский период творческого пути великого композитора значителен. Написанное в этот период «Органная книжечка»- музыкальное произведение , состоящее из 46 прелюдий с разной техникой обработки протестантских одноголосных песен. Композитор переложил их для исполнения хора в сопровождении органа. Бах становиться известнейшим музыкантом, он виртуозно играет как на клавесине, так и на органе.

Из Веймера композитор переезжает в Кетен, где проживает плодотворных шесть лет. В это время написаны множество сюит ( в том числе Английская и Французская), первый том «Хорошо темперированный клавир» , соло для виолончели. Внезапная смерть супруги отразилась в ре минорных партитурах для соло скрипки.

Повторный брак через год после кончины подарил Баху 13 детей. Последним периодом в жизни и творчестве композитора стал Лейпцигский. Наиболее известные произведения данного периода « Искусство фуги», цикл «Музыкальные приношения», «Кофейная кантата».

За творческую деятельность им было написано более 1000 произведений разного жанра. Бах писал музыку как светского, так и церковного направления.

Современные музыковеды присвоили произведениям Баха индивидуальные номера и поместили их в каталог его работ. До настоящего времени произведения Баха являются классикой мировой музыки.

Музыканты не только исполняют его произведения на инструментах для которого создавалось произведение, но и оранжируют ее под современные.

6 класс кратко, его творчество

Популярные темы сообщений

  • БелоруссияРеспублика Беларусь расположилась в Восточной Европе. Это поистине славянское государство. Когда-то эта территория входила в состав Советского Союза, но с 1991 году это самостоятельное государство. История Белоруссии началась давно, это был X век. Здесь
  • Снегирь – описание птицыЗимняя природа открывает много удивительных и прелестных мест, но самое главное, появляются красивые птички, которых летом не встретишь. На кустарниках и деревьях, которые аккуратно и красиво укрыты снегом, можно приметить красавцев снегирей.
  • Камыши (рогоз)Камыш и рогоз – это разные растения, средой обитания которых являются берега водоемов. Их часто путают, а многие даже считают, что это одно и то же растение. В чем же заключается их различие?

Источник: https://more-dokladov.ru/doklad-soobshchenie/ludi/bax-6-klass

Презентация на тему

Презентация по музыке по теме Творчество И.С.Баха для 6-7 классов

  • Скачать презентацию (0.97 Мб)
  • 11893 загрузки
  • 4.2 оценка

ВКонтакте

Твиттер

Телеграм

Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

На четверочку

Хорошая презентация о великом композиторе, но, как по мне, много текста на слайдах, можно было этот текст разбить еще на несколько слайдов и украсить его фотографиями Иоганна Баха.

20.02.17 16:33

Добавить свою рецензию

Презентация подготовлена на тему “Иоганн Себастьян Бах” с целью ознакомления с жизнью и творчеством композитора, его вдохновителями и наставниками, его шагами на пути к успеху.

Краткое содержание

  • Жизнь и творчество И.С.Баха
  • Форматpptx (powerpoint)
  • Количество слайдов16
  • Аудитория
  • Слова музыка композиторы зарубежные композиторы бах 17 век
  • КонспектОтсутствует
  • Слайд 1

    Иоганн Себастьян Бах(1685-1750)

  • Слайд 2 Бах Иоганн Себастьян (1685 — 1750) — крупнейший немецкий композитор и органист. Его творчество — завершение и высшая точка полифонической эпохи в западно-европейской музыке.
  • Слайд 3 Иоганн Себастьян Бах родился 21 марта 1685 года в Эйзенахе (Тюрингия). Он был восьмым ребенком и принадлежал пятому поколению семьи музыкантов-профессионалов. Иоганн Себастьян получил первые уроки музыки у своего отца.
  • Слайд 4 В семилетнем возрасте Иоганн Себастьян начал посещать латинскую школу в Эйзенахе. Неизгладимое впечатление об органном искусстве осталось у него после знакомства с двоюродным братом отца Иоганном Кристофом, который был органистом и композитором.
  • Слайд 5 В 1695 г. Иоганн Себастьян Бах, осиротев, переехал сюда на попечение старшего брата Иоганна Кристофа. Брат был на 14 лет старше и стал учить Иоганна Себастьяна игре на органе, клавесине, а также композиции. Бах работал в церкви св. Михаила; через 5 лет, 15 марта 1700 г., он покинул город. Эта церковь пережила пожар в 1753 г. и была восстановлена, но в результате бомбардировки в 1945 г. она была полностью уничтожена.
  • Слайд 6 Первое место после окончания школы Бах получил в 1703 году. Он служил скрипачом, альтистом и органистом в частной капелле герцога Вильгельма Эрнста в Веймаре. В этом же году он переехал в Арнштадт на место органиста Новой церкви и руководителя школьного хора.
  • Слайд 7 Однажды церковь предоставила отпуск, и жаждущий знаний Бах пешком отправился в находящийся в двухстах милях городок послушать великого органиста того времени Дитриха Букстехуде.
  • Слайд 8 В 1707 году Бах получил место органиста в Мюльхаузене и женился на своей кузине Марии Барбаре Бах. У них было семь детей, из которых выжили четверо.
  • Слайд 9 В 1708 году Бах вернулся в Веймар и стал придворным органистом и камерным музыкантом, а в 1714-м — придворным концертмейстером. Из-за споров с герцогом в 1717 году Бах решил уволиться. Герцог был настолько рассержен, что даже посадил композитора на один месяц в тюрьму.
  • Слайд 10 Новую работу капельмейстера Бах нашел при дворе князя Леопольда из Кётена. В этот период Бах создал инструментальные произведения, в которых предстал как открыватель нового времени: «Бранденбургские концерты», сольные концерты для различных инструментов, произведения для клавира, в том числе «Хорошо темперированный клавир».
  • Слайд 11 В декабре 1721 года, через год после смерти жены, Бах женится на Анне Магдалене Вилькен (двадцатилетней певице), c которой у него было шесть сыновей и семь дочерей.
  • Слайд 12 В 1723 году в возрасте 38 лет Бах переехал в Лейпциг, где и оставался до конца своей жизни. Он выиграл конкурс на должность кантора — учителя певческой школы церкви св. Фомы. В его обязанности также входило создание музыки для церковных служб и городских торжеств. Фактически Бах руководил всей музыкальной жизнью города. В этот период Бахом написаны пять годовых циклов кантат для каждой воскресной службы и всех праздников церковного календаря и такие знаменитые духовные произведения, как «Страсти по Иоанну», «Страсти по Матфею», «Рождественская оратория», «Магнификат» и «Высокая месса».
  • Слайд 13 Его творчество, отличающееся всеохватностью жанров (кроме оперы), обобщило достижения музыкального искусства нескольких веков на грани барокко и классицизма. Ярко национальный художник, Бах соединил традиции протестантского хорала с традициями австрийской, итальянской, французской музыкальных школ. Для Баха, непревзойденного мастера полифонии, характерно единство полифонического и гомофонного, вокального и инструментального мышления, чем объясняется глубокое взаимопроникновение различных жанров и стилей в его творчестве.
  • Слайд 14 В его творчестве представлены все значимые жанры того времени, кроме оперы. Он обобщил достижения музыкального искусства периода барокко . Бах-мастер полифонии . После смерти Баха его музыка была практически забыта, но в XIX веке её вновь открыл для широкой публики Феликс Мендельсон- Бартольди.Его творчество оказало сильное влияние на музыку последующих композиторов , в том числе и в XX веке .Педагогические произведения Баха используются до сих пор.
  • Слайд 15
    • 28 июля 1750 Бах скончался , но оставил в напоминании о себе очень много выдающихся произведений.
    • Всё творчество Баха охватывает более тысячи произведений различных жанров для разных составов исполнителей. Лишь в 1950 году, спустя 200 лет после смерти Баха, был опубликован полный каталог его работ. Вольфганг Шмидер систематизировал их в Васh-Werке-Verzeichnis (Каталог работ Баха).
  • Слайд 16

    Спасибо за внимание

Посмотреть все слайды

Источник: https://pptcloud.ru/music/bah

Презентация на тему: Бах. Клавирное творчество

Презентация по музыке по теме Творчество И.С.Баха для 6-7 классов

Инвенции

Изображение слайда

2

Слайд 2

Заметный подъем клавирного искусства наблюдается с первой половины XVIII века ; он связан с деятельностью выдающихся мастеров: Франсуа Куперена, Доменико Скарлатти, Георга Фридриха Генделя, Иоганна Себастьяна Баха и других.

Не умаляя исторической роли Куперена, Скарлатти, Генделя, следует особенно выделить значение Баха как величайшего новатора в области клавирного творчества.

Так же как и другие знаменитые музыканты XVIII века, Бах опирался на богатый, веками накопленный опыт.

Изображение слайда

3

Слайд 3

В Германии складывалась своя национальная школа клавнрной музыки. Правда, господство органа замедлило этот процесс, и клавир долгое время занимал подчиненное положение.

Тем не менее большинство крупных немецких композиторов трудилось над созданием репертуара и для этого инструмента.

Фробергер, Керль, Муффат, так же как Пахельбель или Букстехуде, сочиняли множество пьес для клавира, но в них значительно сильнее сказывалось влияние итальянских и французских композиторов.

Изображение слайда

4

Слайд 4

Более самостоятельным и новым было творчество Иоганна Кунау — непосредственного предшественника Баха на посту кантора школы св. Фомы. Кунау принадлежит много клавирных сочинений, и при жизни его они пользовались большой известностью.

Изображение слайда

Изображение для работы со слайдом

5

Слайд 5

Особенно популярны были так называемые «Библейские сонаты» — программные произведения; их поэтическое содержание навеяно некоторыми эпизодами из Библии.

Изображение слайда

6

Слайд 6

Бах заимствует из богатейшего арсенала органной, скрипичной, оперной литературы стилистические и технические приемы, особенности формы, жанров и делает их достоянием клавирного искусства. Он безгранично расширяет художественные средства инструмента, обогащает его новой виртуозной техникой, преображает самое содержание музыкальных образов.

Изображение слайда

7

Слайд 7

Благодаря Баху сделалось очевидным, что клавиру, так же как органу, доступна сфера высокой лирики и патетики, что к клавиру применимы новые принципы итальянской скрипичной школы — виртуозный, концертный стиль, кантиленносгь мелодики.

Изображение слайда

Реклама. Продолжение ниже

8

Слайд 8

Жанровое богатство баховской клавирной музыки дополняется огромным количеством всевозможных вариаций и педагогических пьес.

Изображение слайда

9

Слайд 9

Бах писал для клавира на протяжении всей своей творческой жизни — в Арнштадте и Веймаре, в Кётене и Лейпциге. Но только в Кётене композитор достиг в этой области того совершенства, которым обладал уже в органной музыке.

Изображение слайда

10

Слайд 10

В Кётене были созданы Французские и Английские сюиты, двухголосные и трехголосные инвенции, первый том «Хорошо темперированного клавира», «Хроматическая фантазия и фуга» и многие другие клавирные произведения.

Изображение слайда

11

Слайд 11

клавирный стиль Баха отличается некоторыми общими чертами: по преимуществу энергичным и величавым, сдержанным и уравновешенным эмоциональным строем, богатством и разнообразием фактуры

Изображение слайда

12

Слайд 12

Контур клавирной мелодии выразительно певуч. Как известно, инвенции и симфонии были предназначены специально для выработки кантабильной манеры игры.

Изображение слайда

13

Слайд 13

С этим принципом связана была в большой мере баховская аппликатура и постановка руки. В отличие от виртуозов французской школы, он играл закругленными пальцами (при свободной кисти) и с чрезвычайной плавностью соскальзывал с клавиши.

Сохраняя старый прием перекрещивания пальцев, он широко и систематически ввел новый — подкладывание первого пальца и тем самым продвигался в направлении к современной аппликатуре.

Рисунок линии тонко детализирован, а мелизматика, в применении которой Бах был весьма умерен, особенно в лейпцигский период, интонационно наполнена и требует спокойно-неторопливой, ровной и отчетливой манеры исполнения.

Изображение слайда

14

Слайд 14

в скрипичных сонатах, партитах, некоторых кантатах и Бранденбургских концертах. Все это позволяет подтвердить давно оправданный концертной практикой вывод, что в клавирных сочинениях Баха фразировка очень гибка, детальна, подчинена не только общему контуру мелодии, но и отдельным извивам его рисунка ( фразки, фазы движения) и планировке местных кульминационных вершин.

Изображение слайда

Реклама. Продолжение ниже

15

Слайд 15

Коротко о клавирных штрихах. Колкая острота, «жемчужная» россыпь пассажной фактуры в такой же степени не в стиле Баха, как и сладкозвучная тягучесть кантилены. Его staccato тяжелое, весомое. Его legato полнозвучно, певуче, но в нем почти всегда заложен импульс активного развертывания мелодического голоса.

Изображение слайда

16

Слайд 16

динамические нюансы проставлены композитором лишь в трех произведениях для клавира: Хроматической фантазии, Итальянском концерте и Седьмой партите h- moll.

Изображение слайда

17

Слайд 17

Чрезмерная детализация динамических нюансов, частые нарастания и затухания звучности (особенно в малых построениях).

Изображение слайда

18

Слайд 18

Если восходить постепенно от произведений более простых к более сложным, то мы прежде всего встречаемся с восемнадцатью Маленькими прелюдиями, с фугеттами и другими пьесами, предназначенными для начинающих. Часть таких сочинений вошла в так называемую «Клавирную тетрадь» Вильгельма Фридемана Баха.

Изображение слайда

19

Слайд 19

Сочинения для клавесина:Маленькие прелюдии (части I, II) и фуги15 двухголосных инвенций и 15 трехголосных симфоний« Das Wohltemperierte Klavier » (« Хорошо темперированный клавир»):I часть. 24 прелюдии и фугиII часть. 24 прелюдии и фугиФантазии и фуги ( фугетты ): a-moll, d-moll, c-moll, B- dur, D- dur

Изображение слайда

20

Слайд 20

Хроматическая фантазия и фуга d-mollИскусство фуги ( Die Kunst der Fuge )Отдельные прелюдии и фугиТоккаты: fis -moll, c-moll, D- dur, d-moll, e-moll, g-moll, G- durФантазии: g-moll, c-moll, g-mollФантазия-рондо c-mollПрелюдии (фантазии): c-moll, a-moll

Изображение слайда

21

Слайд 21

Сюиты:6 Французских сюит: d-moll, c-moll, h-moll, Es-dur, G- dur, E- dur6 Английских сюит: A- dur, a-moll, g-moll, F- dur, e-moll, d-moll

Изображение слайда

22

Слайд 22

Klavierübung ( Клавирная школа):I часть. Партиты: B- dur, c-moll, a-moll, D- dur, G- dur, e-mollII часть. Итальянский концерт и Партита (французская увертюра) h-mollIII часть. 21 Хоральная прелюдия (также и для органа). Прелюдия и тройная фуга Es-dur.

4 дуэта: e-moll, F- dur, G- dur, a-mollIV часть. Ария с 30 вариациями (« Гольдберговские вариации»)Каприччо на отъезд возлюбленного брата B- durКаприччо E- dur ( в честь И. К.

Баха)Aria Variata alia maniera italiana ( Ария, варьированная в итальянской манере) a-moll

Изображение слайда

23

Слайд 23

Менуэты: G- dur, g-moll, G- dur ( из клавирной книжки Вильгельма Фридемана Баха)СонатыСкерцо d-moll ( вариант e-moll)Клавесинные обработки собственных произведений :Соната d-moll ( аранжировка 2-й скрипичной сонаты a-moll)Сюита E- dur ( аранжировка 3-й скрипичной партиты)Adagio G- dur ( из 3-й скрипичной сонаты)

Изображение слайда

24

Слайд 24

Обработки для клавира произведений других авторов:Соната a- moll (из « Hortus musicus » — «Музыкального сада» И. А. Рейнкена )Соната C- dur (оттуда же)Фуга B- dur (оттуда же)Фуга B- dur (аранжировка фуги Эрзелиуса )16 концертов Вивальди, Марчелло, Телемана, Иоганна Эрнеста Веймарского

Изображение слайда

25

Слайд 25

Концерты:Концерты для клавесина с сопровождением оркестра:№ 1, d-moll; № 2, E- dur ; № 3, D- dur ; № 4, A- dur ; № 5, f-moll; № 6, F- dur ; № 7, g-mollКонцерты для двух клавесинов с сопровождением оркестра:№ 1, c-moll; № 2, C- dur ; № 3, c-mollКонцерты для трех клавесинов с сопровождением оркестра:№ 1, d-moll; № 2, C- durТройной концерт для клавесина, флейты и скрипки с сопровождением оркестра a-moll

Изображение слайда

26

Слайд 26: Инвенции И.С. Баха

Изображение слайда

Изображение для работы со слайдом

27

Слайд 27

«22 января 1720 года Бах начал записывать в нотную тетрадь пьесы для обучения музыке своего старшего сына Вильгельма Фридемана, которому тогда исполнилось 9 лет.

Изображение слайда

28

Слайд 28

В этой тетради наряду с «музыкальной азбукой», примерами аппликатуры, таблицей украшений, несложными произведениями различного характера — прелюдиями, хоралами и др.

— были помещены 15 двухголосных пьес совершенно нового жанра, каждая из которых носила название « Praeambulum », и 14 трехголосных пьес под названием « Fantasien ».

Это — первый, во многом еще неразвитый, неразработанный вариант двухголосных и трехголосных инвенций.

Изображение слайда

29

Слайд 29

вскоре появляется их новая версия, где многие пьесы уже значительно расширены, более совершенным становится едение, более богата мелизматика.

Об этом свидетельствует рукопись, на которой, к сожалению, не имеется даты, но которая, как это было установлено, написана не позже 1723 года.

В этой рукописи трехголосных пьес тоже пятнадцать; своеобразен порядок пьес: за каждой двухголосной следует написанная в той же тональности трехголосная, образуя цикл, несколько напоминающий цикл прелюдии и фуги.

Изображение слайда

30

Слайд 30

трехголосные инвенции №№ 4, 5, 7, 9, 11, в этой рукописи одетые в богатейший орнаментальный наряд, предстают перед нами в совершенно новом освещении (в дальнейшем при ссылках мы будем называть ее «Мнимый автограф»).

Изображение слайда

31

Слайд 31

самая поздняя рукопись, являющаяся бесспорным автографом, датирована 1723 годом. В ней пьесы расположены в том порядке, в каком они известны по всем изданиям; двухголосные называются инвенциями, трехголосные — синфониями.

Изображение слайда

32

Слайд 32

слово « синфония » (созвучие, совместное звучание — греч.)слово «инвенция» (изобретение, выдумка — лат.)

Изображение слайда

33

Слайд 33

«Подлинное руководство, в котором любителям клавира и, в особенности, жаждущим учения предлагается ясный способ, как можно не только научиться играть на два голоса, но при дальнейшем прогрессе правильно и красиво обращаться и с тремя облигатными голосами, при сем же не только знакомиться с хорошими инвенциями, но и прилично их разрабатывать; а главным образом — добиться певучей манеры в игре и вместе с этим получить сильное предрасположение к сочинительству.( Облигатный ( obbligato — обязательный, непременный — ит.) — голос, имеющий ведущее, самостоятельное значение (в отличие от аккомпанирующих ))

Изображение слайда

34

Слайд 34

Это обилие дошедших до нас рукописей (а ведь во времена Баха их существовало гораздо больше!) свидетельствует о большой педагогической популярности инвенций.

Изображение слайда

35

Слайд 35

В этих пьесах Бах соединяет обучение на инструменте ( выработка певучего звукоизвлечения, приобретение навыков одновременного исполнения нескольких самостоятельных ) с наставлением в композиции ( естественное развитие, не связанное рамками общепринятых схем, интересные поиски новых форм ).

Изображение слайда

36

Слайд 36

Одно из основных требований Баха-педагога — «добиться певучей манеры в игре». Здесь ясно видно, что для Баха основой музыки является мелодия— вокальное начало, и из этого начала (имеется в виду не только мелодия кантиленного типа, но и разнообразные виды выразительной речевой декламации, которыми так богаты сочинения Баха) проистекает все его творчество.

Изображение слайда

37

Слайд 37

Примечательно, что Бах даже не указывает, для какого инструмента предназначены эти произведения, ведь клавир — понятие родовое и во времена Баха включал два совершенно различных струнных клавишных инструмента — клавесин и клавикорд, не говоря уже о духовом клавишном инструменте — органе (вспомним, что почти всю третью часть своего капитального сочинения «К1аvieriibung » Бах написал для органа).

Изображение слайда

38

Слайд 38

Первой педагогической редакцией инвенций И. С. Баха является редакция К. Черни, увидевшая свет в 1840 году. Ученик Бетховена, блестящий фортепианный педагог, воспитавший бесчисленное множество пианистов

Изображение слайда

39

Слайд 39

Изображение слайда

Изображение для работы со слайдом

40

Слайд 40

В основу нотного текста Черни положил публикацию известного исследователя музыки Баха и его страстного почитателя И. Н. Форкеля (1749— 1818), автора первой книги о композиторе—«О жизни, искусстве и о произведениях Иоганна Себастьяна Баха» (1802).

Изображение слайда

41

Слайд 41

Проблема интерпретации баховских произведений занимала одно из центральных мест в творчестве Бузони. Ему принадлежит целый ряд транскрипций баховских сочинений: хоральные прелюдии, органные прелюдии и фуги, токкаты, скрипичная чакона и др.

Изображение слайда

42

Слайд 42

Изображение слайда

Изображение для работы со слайдом

43

Слайд 43

С наибольшей полнотой взгляды Бузони на исполнение Баха выражены в его редакциях инвенций (два выпуска: «15 двухголосных инвенций» и «15 трехголосных инвенций», 1891, переиздание —1914), которые он рассматривал в качестве «подготовительной школы», и — следующего этапа полифонической трудности — « Хорошо темперированного клавира» (I часть— 1894—1897, II часть —1915).

Изображение слайда

44

Слайд 44: Основные моменты в клавирном изложении баха :

Источник: https://slide-share.ru/bakh-klavirnoe-tvorchestvo-488770

Презентация

Презентация по музыке по теме Творчество И.С.Баха для 6-7 классов
Слайд 1Слайд 2Слайд 3Слайд 4Слайд 5Слайд 6Слайд 7Слайд 8Слайд 9Слайд 10

Презентацию на тему “Иоганн Себастьян Бах” (6 класс) можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Музыка.

Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад – нажмите на соответствующий текст под плеером.

Презентация содержит 10 слайд(ов).

Слайд 1

Иоганн Себастьян Бах

Слайд 2

Иоганн Себастьян Бах один из величайших композиторов в истории музыки, родился 21 марта 1685 года в небольшом немецком городке Эйзенахе

Дом в котором родился И.Бах

Слайд 3

Иоганн Себастьян Бах был младшим, восьмым ребёнком в семье музыканта Иоганна Амброзиуса Баха. Многие предки Иоганна Себастьяна были профессиональными музыкантами

Слайд 4

Когда Иоганну Себастьяну было 9 лет, умерла его мать. Мальчика взял к себе старший брат, Иоганн Кристоф, он обучал его игре на органе и клавире. Иоганн Себастьян очень любил музыку и не упускал случая заниматься ею или изучать новые произведения.

Орган Клавир

Слайд 5

В 15 лет Бах переехал в Люнебург, где в 1700—1703 годах учился в певческой школе св. Михаила

Личная печать Баха

Рукопись Баха

Слайд 6

В Веймаре (1708 – 1717) Бах служил городским органистом. Писал произведения для органа

Слайд 7

В Кётене (1717 – 1723) Бах служил капельмейстером при дворе принца Кётенского, где не было органа. Поэтому Бах писал, главным образом, клавирную и оркестровую музыку.

В обязанности композитора входило руководить небольшим оркестром, аккомпанировать пению принца и развлекать его игрой на клавире.

Без труда, справляясь со своими обязанностями, Бах всё свободное время отдавал творчеству.

Слайд 8

В Лейпциге (1723 – 1750) Бах занял должность кантора (руководителя хора) певческой школы при церкви Св. Фомы. В Лейпциге Бах создал свои лучшие вокально-инструментальные композиции

Слайд 9

В течение жизни Бах написал более 1000 произведений. В конце жизни Бах остался слепым Умер 28 июля 1750 года

Слайд 10

В 1977 году был запущен космический корабль «Вояджер», на его борту находится золотой диск с музыкой Баха. Первыми звуками, представляющими человечество другим внеземным цивилизациям, будет «Бранденбургский концерт №2» И.С. Баха

Иоганн Себастьян Бах

« Я как мост между Землей и Солнцем. И по мне спускается Солнце, а Земля поднимается к Солнцу!» И. С. Бах. Дом композитора. Кабинет- музей И. С. Баха. …

Иоганн Бах

СОДЕРЖАНИЕ: Детство Юность Начало творчества Произведения Задание – игра. Иоганн Себастьян Бах родился в 1658 году в небольшом немецком городке Эйзенахе. …

Зарубежные композиторы со всего мира

БАХ ИОГАНН СЕБАСТЬЯН (1685 – 1750). БЕТХОВЕН ЛЮДВИГ ВАН (1770 – 1827). БИЗЕ ЖОРЖ (1838 – 1875). БРАМС ИОГАННЕС (1833 – 1897). ВЕРДИ ДЖУЗЕППЕ (1813 …

Моцарт, Бах, Бетховен

Век Просвещения. 18 век в истории не случайно называют эпохой Просвещения: научное знание, ранее бывшее достоянием узкого круга ученых, вышло за пределы …

Композитор Бах

В миллионах километрах от нашей планеты летит космический корабль «Вояджер».Он был запущен с Земли в 1977 году. На своем борту он несёт диск с музыкой …

Бах и Бетховен

Иоганн Себастьян Бах. Бах Иоганн Себастьян (1685—1750), немецкий композитор и органист.Родился 21 марта 1685 г. в Эйзенахе, где отец занимал должность …

Кубанские композиторы

Как назвать этих людей по профессии? Виктор Подкопаев, Кронид Обойщиков, Вадим Неподоба Марина Голуб Иван Беляков Николай Доризо. ПОЭТЫРОДНОГО КРАЯ. …

Великие композиторы Венской школы

Йозеф Гайдн (1732-1809). ГАЙДН ЙОЗЕФ — австрийский композитор. Сын бедного каретника. С 6 лет начал петь в церковных хорах, добывал средства к жизни …

Классическая музыка в современности

«Классическое – современное». Что же всё-таки представляет собой «современная музыка». Можем ли мы считать, что это понятие исчерпывается только теми …

Классическая музыка в детском саду

Педагог – универсал!.. Не солидно? Кто сказал? Двадцать стульчиков у стенки – это ваш колонный зал мир меняется вокруг музыкальных ваших рук. двадцать …

Классическая музыка в современном мире

Можем ли мы считать классическую музыку современной? Чему нас может научить музыка великих классиков? Может ли она дать ответы на вопросы, волнующие …

Классическая музыка

Термин «классическая музыка» имеет несколько значений, которые характеризуют классическую музыку с разных сторон. На самом деле понятие классической …

Для чего нужна музыка

Музыка стимулирует «День Победы». Музыка бодрит. В. Высоцкий «Утренняя гимнастика». Музыка расслабляет, успокаивает – колыбельные («Спи, моя , радость, …

Джаз – музыка XX века

Актуальность обращения к теме. Джаз оказывал и продолжает оказывать влияние на всю современную музыку Джаз- фундамент для современной поп-музыки. …

Итальянская классическая музыка

И Т А Л Я. Италия – музыкальная страна, она подарила миру:. певцов исполнителей оперу композиторов. откуда музыка ведёт. начало? Представь, что этот …

Бах творит

ОКОУ «Школа – интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей №2» г. Курска. Конспект урока по музыке в 6 классе«Бах …

Советы как сделать хороший доклад презентации или проекта

  1. Постарайтесь вовлечь аудиторию в рассказ, настройте взаимодействие с аудиторией с помощью наводящих вопросов, игровой части, не бойтесь пошутить и искренне улыбнуться (где это уместно).
  2. Старайтесь объяснять слайд своими словами, добавлять дополнительные интересные факты, не нужно просто читать информацию со слайдов, ее аудитория может прочитать и сама.
  3. Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
  4. Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  5. Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  6. Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  7. Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  8. Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.

Источник: https://prezentacii.org/prezentacii/prezentacii-po-musice/76708-iogann-sebastjan-bah.html

Изучение инвенций И.С. Баха на уроках музыкальной литературы

Презентация по музыке по теме Творчество И.С.Баха для 6-7 классов

ГБУДО г. Москвы

«ДМШ им. С. Я. Лемешева»

Преподаватель

Теоретических дисциплин

Игнатова Е.А.

Методическая разработка

«Изучение инвенций

И. С. Баха

на уроках

музыкальной литературы»

В традиционной программе по музыкальной литературе знакомство с полифонией приходится на второй год обучения в связи с изучением творчества И. С. Баха. О полифонии, безусловно, ученики уже неоднократно слышали на уроках по специальности.

Каждый педагог, стремясь к осмысленному и качественному исполнению полифонического произведения, должен выявлять и пояснять особенности этого стиля. Уроки музыкальной литературы призваны обобщить накопленные знания, дополнить их, и в тоже время конкретизировать некоторые важные моменты, касающиеся особенностей полифонии.

Отправным пунктом на этом пути являются двухголосные инвенции И. С. Баха: №1 До-мажор, №4 ре-минор, №8 Фа-мажор; трехголосная №15 си-минор.

Изучение инвенций базируется на определенном слуховом и практическом опыте учащихся.

Прослушивание и разбор Токкаты и фуги ре минор, Пассакалии до-минор, хоральных прелюдий, «Французской сюиты» №2 до-минор выявляют характерные черты полифонического стиля И. С.

Баха: философскую глубину, возвышенность, сосредоточенность; особые качества полифонии: текучесть, непрерывность, повторяемость мелодии разными голосами, самостоятельность , тем самым настраивая сознание учеников на «полифонический лад».

Разбор двухголосных инвенций И. С. Баха – это более серьезное, последовательное и подробное проникновение на теоретическом уровне в область полифонии.

Положительным моментом является доступность этих небольших пьес для исполнения учащимися: инвенции всегда активно включаются в педагогический репертуар, и в группе обязательно найдутся желающие проиллюстрировать знакомые произведения.

Поэтому, педагог имеет прекрасную возможность использовать «полифонический опыт» своих подопечных.

Первые вопросы, как правило, не вызывают трудностей:

Кто из вас исполнял инвенции И. С. Баха?

В какой тональности они написаны?

Каков характер музыки?

Какие замечания и пожелания Вашего педагога вы старались выполнять?

Чтобы каждый ученик смог извлечь максимум пользы и знаний с урока, ему нужно помочь разобраться во всех тонкостях строения инвенций. С этой целью работу по каждому произведению следует проводить в три этапа: прослушивание, подробный разбор, повторное прослушивание. Обязательным является использование полного нотного текста инвенций.

Разбор инвенции предваряется краткими общими сведениями об истории и цели их создания, наличие 3-х редакций и в связи с этим – выбор Бахом названия «Inventio». Когда разъясняется смысл этого слова как «выдумка», «находка», «изобретение», возникает вопрос: «Что же Бах изобрел, вернее, усовершенствовал в инвенциях?» Ответ можно записать по пунктам:

30 разных, неповторимых и ярких настроений и характеров;

порядок расположения пьес по одноименным тональностям:

№1 №3 №5 №6 №8 №10 №12 №14

Мажор

D Es E F G A B

№2 №4 №7 №9 №11 №13 №15

Минор

c d e f g a h

(отсутствие некоторых тональностей нужно пояснить; эта «раскладка» пригодится на последующих занятиях для сравнения «Инвенций» и «ХТК»);

3) богатый набор полифонических приемов как образец для сочинения подобных произведений.

На этапе разбора инвенций уместно применение различных аналогий: сравнение полифонии с беседой друзей, с разумным обсуждением общей темы, представление о голосах как мелодиях, сочетающихся по вертикали и развивающихся по горизонтали («нити» в музыкальной «ткани» произведения), определение имитации как подражания, копии, «эха», «учителя и ученика», роли противосложения как поддержки, «спутника» темы, интермедий как моментов «отдыха» и т. п. – все это можно представить визуально.

После прослушивания инвенции №1 До-мажор следует обсудить ее характер: светлая, чистая, возвышенная, безмятежная. Затем предложить ученикам спеть начальную одноголосную мелодию – тему всего из восьми звуков.

Основанная на поступенном движение от «до», в ровном ритме, она очень удобна для пения.

Педагог обязательно должен отметить интонационные и ритмические особенности темы, подчеркнув ее яркость и индивидуальность, а также – особую роль в полифоническом произведении как воплощения основной мысли композитора, которая повторяется, разъясняется, развивается и в итоге утверждается.

Для большей наглядности можно изобразить «рисунок» темы: в данной инвенции он будет отражать плавность ее методической линии.

Пение второго голоса убеждает в точности повторения темы; она словно откликается эхом – налицо прием имитации (этот голос рисуется ниже; он точно должен повторить, «сымитировать» верхний).

Переключая внимание учащихся на голос, звучащий одновременно с темой, объясняется смысл противосложения, его созвучия с темой, поддержки темы (совсем не «против», а «за» тему!). Дополняется начатый рисунок.

Для детей интересно будет «проиграть» начало инвенций по ролям: «учитель» и «ученик», повторяющий фразу учителя.

Однако, в звучании темы от «соль» выявляется ошибка ученика: в конце вместо «ре» спел «до»! Педагог должен объяснить, что это допустимо в полифонии, так как имитация – не дословное и не бессмысленное повторение сказанного в звуках, а выражение своего мнения, своего отношения к теме музыкального разговора.

При дальнейшем разборе инвенций дается установка на поиск других проведений темы (ученики всегда с удовольствием и наперебой это делают).

Оказывается, тема звучит почти от всех белых клавиш: от «до», «ре», «ми», «соль», «ля», высвечиваясь разными оттенками мыслей и настроений.

Это можно наблюдать в изменении лада, отдельных интонации самой темы и противосложения. Так же видны эпизоды, когда тема не звучит – интермедии.

Если разбор Инвенции №1 До-мажор – уяснение основных полифонических понятий, то при рассмотрении Инвенций №4 ре-минор и №8 Фа-мажор следует поставить задачу сравнения видов имитации.

Начать лучше с Инвенции №8 Фа-мажор. Ее характер подсказан пометкой «scherzando»: шутливый, игривый, задорный. Тема состоит из двух элементов: фанфарного, призывного, на звуках Т53 и струящегося нисходящего пассажа в диапазоне ч 8. В графическом рисунке начало пьесы изображается зигзагообразной «молнией» и волнистым «ручейком»:

Демонстрировать в данной инвенции каноническую имитацию можно, проигрывая и пропевая вначале верхний голос, затем – нижний, до конца первого раздела, а также прослеживая точность повторения с помощью линейки (поместить ее на начало обоих и вести параллельно, следя за совпадением звуков!). Поводом для восхищения полифоническим мастерством и изобретательностью Баха служит и симметричность построения пьесы: такты 12 – 15 имеют ответное повторение в тактах 16 – 19 при вертикальной перестановке .

Инвенция №4 ре-минор – грациозная, изящная. Ее тема отличается от тем предыдущих инвенций большей протяженностью, началом с сильной доли, минорной окраской. Ровное плавное движение шестнадцатыми от I к VI ступени, «поклон» на VII (ум 7) и такой же «взлет» с возобновленным гаммообразным движением до III ступени, с которой звучит

противосложение по t6 и ум VII64 ровными восьмыми. В целом тема имеет черты танцевальности, «менуэтности» и напоминает «Менуэт» из «Французской сюиты» №2.

Исследуя имитацию в ре-минорной инвенции, ученики, конечно, обнаружат в ней неточности, так как противосложение повторяет лишь один такт, а далее ведет свою самостоятельную линию. В данном случае – это простая имитация.

Итогом разбора двухголосных инвенций И. С. Баха должны стать выводы об особенностях полифонических произведений в целом:

первоначальное одноголосное изложение «темы» как основной мысли произведения;

многократное повторение темы в разных голосах с помощью приема

«имитации»;

Виды имитации

Каноническая («строгая») Простая («свободная»)

A D C D E A D C D E

A D C D E A L M N O

3) поддержка темы «противосложением»; 4) чередование темы и «интермедий».

После этого переходим к трехголосной инвенции (симфонии) си-минор №15. Ее характер отличается особой лирической взволнованностью, а теме присущи интонации жалобы, горестной мольбы.

При разборе этого произведения, завершающего весь цикл, можно предложить учащимся проявить большую самостоятельность, рассказать о своих наблюдениях. Наверняка, у них возникнут вопросы, о двухголосном начале пьесы, о неполном звучании темы в среднем голосе и др. При обсуждении записывается новый термин «удержанное противосложение».

В итоге подробного анализа инвенций ученики должны понять, что полифония требует большой сосредоточенности и внимательности. Для этого нужно развивать и совершенствовать особый «полифонический слух».

Перевод слова «полифония» как многоголосие может быть дополнен другими его «многосоставляющими»: многослойность, многогранность, а отсюда – ее многозначительность и многоуважаемость!

Завершая урок музыкальной литературы по изучению «Инвенций» И. С. Баха, каждый педагог надеется, что приобретенные знания повысят общий музыкальный интеллектуальный уровень учащихся, помогут при исполнении полифонических произведений, а также подготовят к изучению более сложного жанра полифонии – фуги.

Желательно подчеркнуть и важную особенность жанра инвенции в искусстве, о которой писал еще Ф. Бузони в предисловии к редакции инвенций: «Художник в своем творении следовал хорошо продуманному плану… В каждой отдельной комбинации скрыта своя тайна и свой определенный смысл». Это же свойство жанра отмечают современные исследователи. В.

Голованов пишет: «Само наименование цикла – инвенции – надо понимать как загадки, которые Бах давал разгадать своим ученикам». М. Лобанова «завораживает» следующим утверждением: «Инвенция таила в себе некую загадку, нечто чудесное, забавное, странное и причудливое, а равно, – искусное, ловкое, хитроумное, умелое, изощренное и мастерское.

Инвенция была частью «поэтики чудесного». В инвенциях ставились задачи и отгадывались загадки: задачи поучительные и загадки забавные».

Но«Invention» – еще и риторическая категория, обозначавшая в учении

об ораторском искусстве раздел «Об изобретении». Близость законов «искусства о красноречии» и законов музыкальной композиции хорошо известна и подробно исследована. В частности, в термине «invention» подчеркиваются такие значения, как «открытие», «изобретение», «нововведение».

Природа инвенций и других клавирных сочинений И. С. Баха такова, что они могут стать незаменимым материалом для развития музыкального мышления, для воспитания инициативы и самостоятельности учеников, стать ключом к пониманию всех стилей.

Список литературы

Бузони Ф. Предисловие к сб.: И. С. Бах. «Инвенции для фортепиано». – М. – 1968.

Ванечкина И., Трофимова И. Дети рисуют музыку. – Акад. наук Татарстана. – НИИ эксперим. эстетики «Прометей». – Казань : ФЭН, 2000.

Голованов В. Структурно-полифонические особенности двухголосных инвенций И. С. Баха. – М. – 1998.

Друскин М. И. С. Бах. – М. – 1982.

Царева Н. Уроки госпожи Мелодии : учебник и метод. пособ. для 1-3 класса. – М. – 2002.

Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/410288-izuchenie-invencij-is-baha-na-urokah-muzykaln

Ваш педагог
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: