Презентация по ОРК Киево-Печерская Лавра – колыбель русского монашества

Чудеса в Киево-Печерской Лавре: от времен основания до наших дней

Презентация по ОРК Киево-Печерская Лавра - колыбель русского монашества

В каждую из эпох истории Киево-Печерской Лавры – колыбели древнерусского монашества и известнейшей православной святыни Украины – здесь, в укрепление веры молящихся, совершались чудеса благодати Божией. И цель очерка — пройти по многовековой цепи, вспомнив наиболее яркие эпизоды. 

Первые из них, по времени явления, описаны в «Киево-Печерском Патерике» – составленном в XIV-XV вв. сборнике произведений XI-XIII вв. о лаврских подвижниках. Многие чудеса конца XVI – первой половины XVII вв.

отмечены в записках Киевского митрополита свт. Петра Могилы (†1647) и печатной книге лаврского иеромонаха Афанасия Кальнофойского «Тератургиме» (1638). Свидетельства о чудесах в Лавре имеются и в литературе XIX в.

Подобные же свидетельства публикуются и сегодня.

Главное чудо

На страницах «Патерика», как чудо Божьего Промысла, описано поэтапное устроение Лавры; также не раз упоминается особое попечительство свыше о насущных нуждах обители, защите ее от недоброжелателей; сообщается о многочисленных проявлениях со стороны подвижников даров прозорливости и исцелений, о явлениях почивших святых живущим – с извещениями о помощи в трудные минуты.

Составители «Патерика» опирались не только на свидетельства очевидцев и устное предание, имели место и заимствования из переводных патериков, что в то время считалось нормальным явлением для жанра агиографии.

Важно, однако, не забывать, что главным чудом, неоднократно описываемым в «Патерике Печерском», является преображение сердца человека, который вступил на путь подвига, и преображение мира вокруг подвижника.

Показательно, например, что в числе первых учеников прп. Антония – основателя Лавры – были выходцы из аристократических семей: они предпочли сырую пещеру благоустроенным городским монастырям, созданным князьями и заселенным византийскими иноками при равноапостольном Владимире и благоверном Ярославе Мудром; столь сильным оказалось впечатление, произведенное прп. Антонием на современников!..

Если одолевали бесы..

Прп. Феодосий, ученик и виднейший соратник прп.

Антония в созидании монастыря, радел о том, чтобы в Лавре не оскудевала живая святость (по выражению историка Георгия Федотова), нестяжание и братолюбие не «уходили в историю», был готов отдать нуждающемуся последнее из монастырских припасов, – и по молитвам игумена Господь избавлял братию от бесовских наваждений, восполнял истощенные блага, а сильные мира сего прекращали притеснение тех, за кого подвижник вступался.

Прп. Исаакий, потерпев поражение от бесов в пещерном затворе, смирил свою гордыню юродством, и когда монастырские повара в шутку попросили его принести ворона, – птица послушно села на руки аскета. Прп. Тит, дерзая служить в алтаре после непримиримой ссоры с другом-диаконом, при наступлении смертельной болезни первый попросил прощения и был исцелен. Прп.

Арефа, после ограбления его кельи, где он тайно скопил немалое богатство, впал в уныние, но, вразумленный видением, раскаялся и впоследствии взошел на высоты святости. Прикованный с детства к постели, прп.

Пимен Многоболезненный молился о продлении своего недуга, чтобы остаться в монастыре, куда родные принесли больного в надежде на исцеление, – и удостоился пострига от самих ангелов.

Что бывало за глумление над мощами?

В истории Лавры часто вспоминается чудо на Пасху 1463 года, когда прп. Дионисий Щепа спустился в пещеру для каждения над могилами братии и на свой возглас «Христос Воскресе!» услышал со стороны усыпальниц соборный голос: «Воистину Воскресе!»

В «Тератургиме», изданной в качестве продолжения «Патерика» (его первого печатного издания, выпущенного на польском языке в 1635 году), описаны многочисленные исцеления от телесных болезней и бесовской одержимости, ряд случаев внезапного появления недуга за глумление над мощами святых в пещерах, две истории освобождения из турецкого плена (побег и выкуп), спасение заваленного землей землекопа, обращение в Православие католика и кальвиниста, паломничества в Лавру киевского католического епископа, усиленное мироточение от главы мощей в присутствии врача-скептика, горячий дождь над Печерским местечком во время угрозы пожара из-за боев 1630 г. между казаками и поляками (в 2013 г. в Киеве издан русский перевод «Тератургимы»).

Чудеса на Пасху..

Чудеса в Лавре совершались и в последующие века.

Так, случай исцеления на Пасху 1823 года в Успенском соборе глухонемого Максима Филиппова засвидетельствован послушником просфорни, – при которой трудился исцеленный, – Петром Краснопевцевым, будущим прп. Парфением Киевским.

На Пасху 1853 года, в лаврской домовой церкви митрополита Киевского, по молитвам свт. Филарета (Амфитеатрова), исцелился немой отрок Владимир Шепелев – будущий прп. Алексий Голосеевский.

В «Русской старине» за июнь 1876 года опубликован рассказ академика-живописца Федора Солнцева о том, как его знакомый доктор Савенко, не веря в мироточение от мощей, провел, с разрешения монастырского начальства опыт: насухо вытер одну из глав и оставил на ночь в опечатанной комнате; наутро в сосуде с главой было обнаружено миро, что убедило доктора в подлинности чуда…

О радиации и микробах в пещерах

В 1982-1990 гг. научные исследования мощей в лаврских пещерах показали, что вблизи этих святынь снижаются уровень радиации и число микробов, а миро из глав, с одной стороны, не содержит продуктов распада органических веществ, с другой – содержит белок в количестве, характерном для живого организма (результаты исследований опубликованы в книге «Дива печер лаврських», 1997, 2011).

Недавно лаврская типография выпустила особое издание – «Печерский календарь 2015: чудеса Киево-Печерской Лавры», которое, напоминая о некоторых чудесах былых времен, предлагает нам множество свидетельств о чудесах последних лет, явленных, как и прежде, в самых разнообразных жизненных ситуациях – при телесных недугах (включая онкологические), в опасности и лишениях.

Источник: https://pravlife.org/ru/content/chudesa-v-kievo-pecherskoy-lavre-ot-vremen-osnovaniya-do-nashih-dney

Презентация на тему

Презентация по ОРК Киево-Печерская Лавра - колыбель русского монашества

  • Скачать презентацию (5.66 Мб)
  • 10 загрузок
  • 4.0 оценка

ВКонтакте

Твиттер

Телеграм

Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

Презентационная работа по истории и основам православия на тему: “Киево-Печерская Лавра – колыбель русского монашества”, призванная рассказать школьникам об этой жемчужине русского православия, познакомить с ее историей и рассказать о значимости.

Краткое содержание

  • Колыбель русского монашества
  • Преподобный Антоний
  • Страничка истории
  • 1654 год. Рассвет для Киево-Печерской обители
  • Монастырь во время советской власти
  • Великая Отечественная война
  • 1988 год. Возрождение обители
  • Путеводитель по Лавре
  • Лавра в наши дни
  • Форматpptx (powerpoint)
  • Количество слайдов65
  • АвторКозлова И. А.
  • Аудитория 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс
  • Слова
  • КонспектОтсутствует
  • Предназначение
    • Для проведения урока учителем
  • Слайд 1 Козлова Ирина Александровна Учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя образовательная школа №43 им Г.К. Жукова» г.Курска
  • Слайд 2

    КОЛЫБЕЛЬ РУССКОГО МОНАШЕСТВА

  • Слайд 3 УВЕНЧАННАЯ ЗОЛОТЫМИ КУПОЛАМИ ЛАВРА РАСКИНУЛАСЬ НА ВЫСОКОМ ПРАВОМ БЕРЕГУ ДНЕПРА
  • Слайд 4 БЛИЗ БЕРЕСТОВА СТАРЕЦ ИЛАРИОН ИСКОПАЛ СЕБЕ ПЕЩЕРУ ДЛЯ УЕДИНЁННОЙ МОЛИТВЫ
  • Слайд 5 СВЯЩЕННИКА ИЛАРИОНА
  • Слайд 6
  • Слайд 7
  • Слайд 8 ПРЕПОДОБНЫЙ АНТОНИЙ, ТЯГОТЯСЬ РОЛЬЮ НАСТОЯТЕЛЯ, ПОСТАВИЛ ПЕРВЫМ ИГУМЕНОМ ПРЕПОДОБНОГО ВАРЛААМА, А САМ УДАЛИЛСЯ НА СОРОК ЛЕТ В ПЕЩЕРУ НА СОСЕДНЕМ ХОЛМЕ
  • Слайд 9 1062 ГОД – ОБИТЕЛИ ПЕРЕДАНА ВСЯ ГОРА НАД ПЕЩЕРОЙ; ПОСТРОЕНА ЦЕРКОВЬ НА МЕСТЕ НЫНЕШНЕГО УСПЕНСКОГО СОБОРА
  • Слайд 10 СПУСТЯ ДЕСЯТОК ЛЕТ ПЕЩЕРНЫЙ МОНАСТЫРЬ РАЗРОССЯ. СТРОИТЕЛЬСТВО НАЗЕМНЫХКЕЛИЙ И ХРАМОВ ОСУЩЕСТВИЛ ПРЕПОДОБНЫЙ ФЕОДОСИЙ, ПОСТАВЛЕННЫЙ ИГУМЕНОМ ПОСЛЕ ВАРЛААМА.
  • Слайд 11 Келья преподобного Феодосия
  • Слайд 12 ПАМЯТНАЯ ДОСКА ПЕРВОМУ РУССКОМУ ИКОНОПИСЦУ, ЛЕГЕНДАРНОМУ АЛИПИЮ
  • Слайд 13

    1089 ГОД – ПРОИЗОШЛО ОСВЯЩЕНИЕ КАМЕННОГО УСПЕНСКОГО СОБОРА

  • Слайд 14 ПОЛОВЦЕВ1151 ГОД – МОНАСТЫРЬ РАЗГРАБЛЕН ТУРКАМИ – ОГУЗАМИ1169 ГОД– В ОБИТЕЛИ ПРОИЗОШЁЛ ПОЖАР
  • Слайд 15
    • 1240 ГОД РАЗОРЕНИЕ ОТ БАТЫЕВА НАШЕСТВИЯ
    • 1299 ГОД ПЕРЕНЕСЕНИЕ МИТРОПОЛИЧЬЕЙ КАФЕДРЫ ИЗ КИЕВА ВО ВЛАДИМИР
  • Слайд 16

    1320 ГОД – КИЕВСКОЕ КНЯЖЕСТВО НАХОДИТСЯ ПОД ВЛАСТЬЮ ЛИТОВСКОГО КНЯЗЯ ГЕДИМИНА

  • Слайд 17

  • Слайд 18

    1654 ГОД – РАССВЕТ ДЛЯ КИЕВО-ПЕЧЕРСКОЙ ОБИТЕЛИ.БЫЛА ПОСТРОЕНА ПЕЧЕРСКАЯ

    КРЕПОСТЬ

  • Слайд 19

    Монастырь во время советской власти

  • Слайд 21

    В 1918 ГОДУ УБИТ НАСТОЯТЕЛЬ ЛАВРЫ, МИТРОПОЛИТ КИЕВСКИЙ И ГАЛИЦКИЙ ВЛАДИМИР (БОГОЯВЛЕНСКИЙ)

  • Слайд 22

    ПРОСТОЙ ДЕРЕВЯННЫЙ КРЕСТ НА МЕСТЕ ГИБЕЛИ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА И ПОНЫНЕ СТОИТ ТАМ

  • Слайд 23

    В 1926 ГОДУЛАВРУ ПРИЗНАЛИ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ЗАПОВЕДНИКОМ И РЕШИЛИ ПРЕВРАТИТЬ ВО «ВСЕУКРАИНСКИЙ МУЗЕЙНЫЙ ГОРОДОК».

    В 1930 ГОДУ ПРОИЗОШЛА ПОЛНАЯ ЛИКВИДАЦИЯ МОНАСТЫРЯ.

  • Слайд 25

    СТАРИННЫЕ КОЛОДЦЫ ПРЕПОДОБНЫХ АНТОНИЯ И ФЕОДОСИЯ БЫЛИ ЗАСЫПАНЫ

  • Слайд 26

    1988 ГОД –НОВОСОЗДАННОЙ ОБЩИНЕ ПЕРЕДАНА ТЕРРИТОРИЯ ДАЛЬНИХ ПЕЩЕР.

    ПРОИЗОШЛО ВОЗРОЖДЕНИЕ ОБИТЕЛИ.

    2000 ГОД-В ЛОНО ЦЕРКВИ ВЕРНУЛИСЬ БЛИЖНИЕ ПЕЩЕРЫ

  • Слайд 27

    ДАЛЬНИЕ И БЛИЖНИЕ ПЕЩЕРЫ

  • Слайд 28

    Памятник Нестору-Летописцу, автору «Повести временных лет»

  • Слайд 29

    ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ЛАВРЕ

  • Слайд 30

    В НАШИ ДНИ ЛАВРА ПРИОБРЕЛА СТАТУС НАЦИОНАЛЬНОГО ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО

    ЗАПОВЕДНИКА, КОТОРЫЙ НАХОДИТСЯ ПОД ОХРАНОЙ ЮНЕСКО.

    НА ЕЁ ТЕРРИТОРИИ НАХОДЯТСЯ 122 ПАМЯТНИКА АРХИТЕКТУРЫ

  • Слайд 31

    КУПОЛА

    Крестовоздвиженской ЦЕРКВИ ХРАМ ВОЗВЕДЁН В 1700 ГОДУ

  • Слайд 32

    ВОСЬМИГРАННАЯ ДВУХЪЯРУСНАЯ КОЛОКОЛЬНЯ НАД ДАЛЬНИМИ ПЕЩЕРАМИ

  • Слайд 33

    АННОЗАЧАТЬЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ ВОЗВЕДЕНАв 1679 ГОДУ

  • Слайд 34

    НЕТЛЕННЫЕ МОЩИ ЛАВРСКИХ СВЯТЫХ

  • Слайд 35

    Рака с мощами преподобного Илии Муромца

  • Слайд 38

    Облик былинного богатыря

  • Слайд 39

    ХРАМ ОСВЯЩЁН В 1108 ГОДУ

  • Слайд 40

    Преподобные отцы Киево-Печерские ( роспись стены возле Троицкой церкви)

  • Слайд 41

    Троицкая Надвратная церковь сохранила свой первоначальный вид до наших дней

  • Слайд 42

    Собор Успения Божией Матери – Жемчужина Древней архитектуры

  • Слайд 43
    • Большая
    • Лаврская
    • Колокольня

    Создана в 1745 году по проекту архитектора Шеделя

  • Слайд 44

  • Слайд 45

    Церковь всех святых

  • Слайд 46

    РОСПИСЬ СВОДАЦЕРКВИ ВСЕХ СВЯТЫХ

  • Слайд 47

  • Слайд 48

    ЦЕРКОВЬ СПАСА НА БЕРЕСТОВЕ – ГЛАВНЫЙ ХРАМ БЫВШЕГО СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ

  • Слайд 49

    Трапезная церковь с Палатой

  • Слайд 50

  • Слайд 51

    В ХРАМЕ

  • Слайд 52

    Под куполом Трапезной Церкви

  • Слайд 53

    ЧУДЕСА

  • Слайд 54

    БАРОЧНАЯ РОСПИСЬ СОБОРНЫХ СТЕН УСПЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ

  • Слайд 55

    НАДКЛАДЕЗНАЯ ЧАСОВНЯПРЕПОДОБНОГОАНТОНИЯ ПЕРВОНАЧАЛЬНИКА

  • Слайд 56

    Подземная церковь преподобного Антония Печерского

  • Слайд 57

    В 1718 ГОДУСОБОР ПОСТРАДАЛ ПРИ РАЗРУШИТЕЛЬНОМ ПОЖАРЕ. ПОСЛЕ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЗНАЧИТЕЛЬНО УВЕЛИЧИЛСЯ В РАЗМЕРАХ.

  • Слайд 58

    В 2000 ГОДУ СОБОР ВОССТАНОВЛЕН В СТИЛЕ БАРОККО

  • Слайд 59

    КИЕВО -ПЕЧЕРСКАЯ ИКОНА УСПЕНИЯ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

  • Слайд 60

  • Слайд 61

    ПРЕПОДОБНЫЕ АНТОНИЙ И ФЕОДОСИЙ ПОДЛЕ ЦАРИЦЫ НЕБЕСНОЙ

  • Слайд 62

    ОБРАЗ БОГОРОДИЦЫ

  • Слайд 63

    СКЛАДЕНЬ ПРЕПОДОБНЫХ ОТЦОВ КИЕВО-ПЕЧЕРСКИХ

  • Слайд 64

  • Слайд 65

    Использованные источники:

Посмотреть все слайды

Источник: https://pptcloud.ru/history/kievo-pecherskaya-lavra-kolybel-russkogo-monashestva

Родоначальники монашества

Презентация по ОРК Киево-Печерская Лавра - колыбель русского монашества

Основатели Киево-Печерской Лавры, преподобные Антоний и Феодосий Печерские по праву почитаются родоначальниками монашества на русской земле. Это было то благословенное Богом время, когда безбрачные постники и труженики почитались настоящим христианским обществом на Руси.

Благословение Святой Афонской горы

Преподобный Антоний Печерский, почитаемый как начальник всех русских монахов, родился в конце X в. (ок. 983 г.) недалеко от Чернигова в местечке Любече; по некоторым данным, его мирское имя было Антипа.

С юных лет будущий святой чувствовал влечение к духовной жизни и, горя желанием увидеть места земной жизни Иисуса Христа, посетил Палестину, а на обратном пути решился идти на Святую Гору Афон в Греции. В одной из Афонских обителей Антоний принял постриг и начал уединенную жизнь в пещере.

Когда же он приобрел в своих подвигах духовную опытность, было извещение от Бога игумену – отпустить преподобного на Русь.

«Понятия об отречении от мира, об удручении плоти, отшельничестве и монастырском житии пришли к нам, конечно, разом с крещением, – пишет выдающийся русский историк Николай Иванович Костомаров . – Истинными утвердителями монастырского житья были Антоний, а более всего Феодосий, основатели Печерского монастыря».

Как рассказывает «Печерский патерик» (сборник рассказов об основании Киево-Печерского монастыря и житий его святых иноков), Антоний сначала сам выкопал пещеру недалеко от Берестова, в которой и прожил некоторое время. Во время же княжеской междоусобицы и гибели святых мучеников Бориса и Глеба, преподобный вернулся на Афон.

Но снова было игумену извещение от Бога: «Пошли снова Антония в Русь: он Мне нужен там». Игумен, позвав к себе преподобного, сказал ему: «Антоний, есть Божия воля, чтобы ты шел опять в Русь, и да будет над тобой благословение от Святой Горы».

И предрек игумен, что много от него произойдет черноризцев, и, благословив его, отпустил со словами: «Иди с миром».

Вернувшись в Киев, преподобный взошел на холм, где теперь находится Киево-Печерский монастырь, а тогда был густой лес, отыскал пещеру Илариона и поселился в ней, помолившись со слезами: «Господи, да будет на месте этом благословение Святой Афонской Горы и молитва моего старца, который меня постриг, и утверди, Господи, жительство мое здесь».

В этой пещере святой Антоний продолжал подвиги строгой иноческой жизни, «моляся Богу, ядый сухий хлеб, пия одну воду, и то мерою, через день или два, иногда по неделям копая пещеру, не давая себе покоя ни днем ни ночью, пребывая всегда в трудах, молитвах, бдении». Слава о нем распространилась по многим русским городам, к преподобному потянулись люди.

Преподобный Антоний

Некоторые приходили за благословением, другие же хотели жить рядом со святым, «и чтим стал повелику Антоний».

Н.И. Костомаров: «В эпоху, когда Русь приняла христианство, Православная Церковь была пропитана монашеским духом, и религиозное благочестие находилось под исключительным влиянием монастырского взгляда…

Образцом богоугодного человека сделался отшельник, отрешившийся от всякой связи с людьми; в пример высокой христианской добродетели ставили затворников, добровольно сидевших в тесной келье, пещере, на столбе, в дупле, питавшихся самою скудною, грубою пищею, налагавших на себя обет молчания, истязавших тело тяжелыми железными веригами… Совершенный отшельник был самым высшим идеалом христианина; за ним, в благочестивом воззрении, следовала монастырская община – общество безбрачных постников и тружеников, считавшееся настоящим христианским обществом, а за пределами его был уже «мир», спасавшийся только молитвами отшельников и монахов и посильным приближением к приемам монастырского житья».

Первыми учениками Антония стали блаженный Никон, священник, и преподобный Феодосий, пришедший к Антонию 23 лет от роду и постриженный блаженным Никоном по указанию Антония. Так начала образовываться Киево-Печерская Лавра.

Когда число монахов достигло 12 человек, под руководством Антония была выкопана большая пещера, в которой была устроена церковь, трапезная и отдельные келии для монахов (они сохранились в Дальних пещерах Лавры). После этого Антоний поставил игуменом Варлаама, удалился из обители и, выкопав новую пещеру, ушел в затвор. Однако рядом с ним вновь стали селиться иноки. Так образовались Ближние пещеры Лавры.

Еще при жизни Антония игуменом образованной им обители был поставлен преподобный Феодосий. Когда число насельников достигло ста человек, с благословения Антония братия построила на горе первую деревянную церковь Успения Пресвятой Богородицы и наземный монастырь над первой пещерой в 1062 г.

Житие Антония повествует, что он обладал даром чудотворения: исцелял больных, давая им есть зелень, которой питался сам; предсказал поражение русским войскам в битве с половцами на реке Альте в 1066 г.

Из-за конфликта с киевским князем Изяславом Антоний дважды покидал Киев: сначала князь был разгневан пострижением в монахи своих приближенных, а в 1068 г. заподозрил старца в сочувствии к киевлянам, поднявшим мятеж.

Преподобному пришлось уйти в Чернигов, где он выкопал пещеру в Болдиных горах. Через несколько лет святой вернулся в свою вторую лаврскую пещеру. Здесь он почил и возлег мощами в 1073 г. Мощи преподобного остаются сокрытыми.

Позже эту пещеру назвали Антониевой и Ближней, поскольку она оказалась ближе к каменному Успенскому собору и устроенному вокруг него новому двору монастыря. Первая же пещера, над которой остался старый двор, обрела имя Дальней.

Второй из основателей Лавры

Преподобный Феодосий Печерский, потрудившийся в деле устройства обители на поверхности, почитается как второй из основателей Лавры. Родился он ок. 1008 г. в городе Василеве, неподалеку от Киева, затем с родителями переселился в Курск. По всей видимости, святой происходил из весьма состоятельной и родовитой семьи, однако с детства, как пишет Н.И.

Костомаров, «религия стала привлекать к себе эту сосредоточенную натуру: благочестивое чувство рано пробудилось в нем и овладело всем его бытием. Первое, чем выразилось оно, было стремление к простоте; ему противны казались внешние отличия, которые давало ему перед низшими его общественное положение… Мать сердилась на это и даже била своего сына».

В 14 лет он лишился отца и остался под надзором матери – женщины строгой и властной, но очень любившей сына. За стремление к подвижничеству она много раз наказывала его (то за выпечку просфор, то за ношение вериг), но преподобный твердо стал на путь подвига.

Через 10 лет он тайно покинул родительский дом и постригся, по благословению преподобного Антония, в Киево-Печерском монастыре с именем Феодосий.

Через четыре года мать отыскала его и со слезами просила возвратиться домой, но святой сам убедил ее остаться в Киеве и принять иночество в обители святителя Николая на Аскольдовой могиле.

Преподобный Феодосий

Преподобный Феодосий трудился в обители более других и нередко брал на себя часть трудов братии: носил воду, рубил дрова, молол рожь и относил каждому иноку муку.

В знойные ночи он обнажал свое тело и отдавал его в пищу комарам и мошкам, кровь текла по нему, но святой терпеливо занимался рукоделием и пел псалмы.

В храм он являлся прежде других и, став на месте, не сходил с него до окончания богослужения; чтение слушал с особым вниманием.

В 1054 г. преподобный Феодосий был рукоположен в сан иеромонаха, а в 1057 г. избран игуменом. Слава о его подвигах привлекла множество иноков в обитель, в которой он построил новую церковь и келии и ввел общежительный устав, списанный, по его поручению, с общежительного устава Студийского монастыря в Константинополе, впоследствии принятом всеми древнерусскими монастырями.

Примечательно, что и в сане игумена преподобный Феодосий продолжал исполнять самые трудные послушания в обители. Святой обыкновенно вкушал только сухой хлеб и вареную зелень без масла.

Ночи проходили у него без сна, в молитве, что много раз замечала братия, хотя избранник Божий и старался скрыть свой подвиг от других.

Никто не видел, чтобы преподобный Феодосий спал лежа, обычно он отдыхал сидя.

Во время Великого поста святой удалялся в пещеру, расположенную недалеко от обители, где подвизался, никем не зримый. Одеждою его была жесткая власяница, надетая прямо на тело, так что в этом нищем старце нельзя было узнать знаменитого игумена, которого почитали все знавшие его.

Однажды преподобный Феодосий возвращался от великого князя Изяслава. Возница, еще не знавший его, сказал грубо: «Ты, монах, всегда празден, а я постоянно в трудах.

Ступай на мое место, а меня пусти в колесницу». Святой старец кротко послушался и повез слугу.

Увидев же, как преподобному кланялись, сходя с коней, встречные бояре, слуга испугался, но святой подвижник успокоил его и по приезде накормил в монастыре.

Преподобные Антоний и Феодосий

Н.И. Костомаров: «Внешние знаки власти не только не пленяли его, но были ему противны; зато он умел властвовать на самом деле, как никто, и своим нравственным влиянием держал монастырь в безусловном повиновении».

Надеясь на помощь Божию, преподобный не хранил больших запасов для обители, поэтому братия иногда терпела нужду в насущном хлебе. По его молитвам, однако, являлись неизвестные благотворители и доставляли в обитель необходимое для братии.

Великие князья, особенно Изяслав, любили наслаждаться духовной беседой преподобного Феодосия. Святой не страшился обличать сильных мира сего. Незаконно осужденные всегда находили в нем заступника, а судьи пересматривали дела по просьбе чтимого всеми игумена.

Особенно заботился преподобный о бедных: построил для них в монастыре особый двор, где любой нуждающийся мог получить пищу и кров.

Заранее предуведав свою кончину, преподобный Феодосий мирно отошел ко Господу в 1074 г. Он был погребен в выкопанной им пещере, в которой уединялся во время поста. Мощи подвижника были обретены нетленными в 1091 г. и лежат в Дальних пещерах. К лику святых преподобный Феодосий был причислен в 1108 г.

Из произведений преподобного до нас дошли 11 сочинений: два послания к князю Изяславу Ярославичу («О неделе» и «О вере крестьянской и о латыньской»), восемь слов и поучений монахам («О терпении и о любви», «О терпении и о смирении», «О душевной пользе», «О хождении к церкви и о молитве») и молитва «За вся крестьяны».

Стиль его сочинений ясен, лаконичен, лишен риторических украшений и вместе с тем эмоционален. Преподобный Феодосий проповедовал основы христианской морали, призывал монахов полностью, «без уныния» отречься от мира, выступал против княжеских междоусобиц.

Сведения о нем сохранились в «Житии преподобного Феодосия» Нестора Летописца и в «Повести временных лет».

Ирина Воробьева

Источник: Покров

Источник: https://ruskline.ru/opp/2017/sentyabr/20/rodonachalniki_monashestva/

Ваш педагог
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: