- Чудеса в Киево-Печерской Лавре: от времен основания до наших дней
- Главное чудо
- Если одолевали бесы..
- Что бывало за глумление над мощами?
- Чудеса на Пасху..
- О радиации и микробах в пещерах
- Презентация на тему
- Краткое содержание
- КОЛЫБЕЛЬ РУССКОГО МОНАШЕСТВА
- 1089 ГОД – ПРОИЗОШЛО ОСВЯЩЕНИЕ КАМЕННОГО УСПЕНСКОГО СОБОРА
- Монастырь во время советской власти
- СТАРИННЫЕ КОЛОДЦЫ ПРЕПОДОБНЫХ АНТОНИЯ И ФЕОДОСИЯ БЫЛИ ЗАСЫПАНЫ
- ДАЛЬНИЕ И БЛИЖНИЕ ПЕЩЕРЫ
- ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ЛАВРЕ
- ВОСЬМИГРАННАЯ ДВУХЪЯРУСНАЯ КОЛОКОЛЬНЯ НАД ДАЛЬНИМИ ПЕЩЕРАМИ
- Рака с мощами преподобного Илии Муромца
- В ХРАМЕ
- ЧУДЕСА
- В 2000 ГОДУ СОБОР ВОССТАНОВЛЕН В СТИЛЕ БАРОККО
- ОБРАЗ БОГОРОДИЦЫ
- Родоначальники монашества
- Благословение Святой Афонской горы
- Второй из основателей Лавры
Чудеса в Киево-Печерской Лавре: от времен основания до наших дней
В каждую из эпох истории Киево-Печерской Лавры – колыбели древнерусского монашества и известнейшей православной святыни Украины – здесь, в укрепление веры молящихся, совершались чудеса благодати Божией. И цель очерка — пройти по многовековой цепи, вспомнив наиболее яркие эпизоды.
Первые из них, по времени явления, описаны в «Киево-Печерском Патерике» – составленном в XIV-XV вв. сборнике произведений XI-XIII вв. о лаврских подвижниках. Многие чудеса конца XVI – первой половины XVII вв.
отмечены в записках Киевского митрополита свт. Петра Могилы (†1647) и печатной книге лаврского иеромонаха Афанасия Кальнофойского «Тератургиме» (1638). Свидетельства о чудесах в Лавре имеются и в литературе XIX в.
Подобные же свидетельства публикуются и сегодня.
Главное чудо
На страницах «Патерика», как чудо Божьего Промысла, описано поэтапное устроение Лавры; также не раз упоминается особое попечительство свыше о насущных нуждах обители, защите ее от недоброжелателей; сообщается о многочисленных проявлениях со стороны подвижников даров прозорливости и исцелений, о явлениях почивших святых живущим – с извещениями о помощи в трудные минуты.
Составители «Патерика» опирались не только на свидетельства очевидцев и устное предание, имели место и заимствования из переводных патериков, что в то время считалось нормальным явлением для жанра агиографии.
Важно, однако, не забывать, что главным чудом, неоднократно описываемым в «Патерике Печерском», является преображение сердца человека, который вступил на путь подвига, и преображение мира вокруг подвижника.
Показательно, например, что в числе первых учеников прп. Антония – основателя Лавры – были выходцы из аристократических семей: они предпочли сырую пещеру благоустроенным городским монастырям, созданным князьями и заселенным византийскими иноками при равноапостольном Владимире и благоверном Ярославе Мудром; столь сильным оказалось впечатление, произведенное прп. Антонием на современников!..
Если одолевали бесы..
Прп. Феодосий, ученик и виднейший соратник прп.
Антония в созидании монастыря, радел о том, чтобы в Лавре не оскудевала живая святость (по выражению историка Георгия Федотова), нестяжание и братолюбие не «уходили в историю», был готов отдать нуждающемуся последнее из монастырских припасов, – и по молитвам игумена Господь избавлял братию от бесовских наваждений, восполнял истощенные блага, а сильные мира сего прекращали притеснение тех, за кого подвижник вступался.
Прп. Исаакий, потерпев поражение от бесов в пещерном затворе, смирил свою гордыню юродством, и когда монастырские повара в шутку попросили его принести ворона, – птица послушно села на руки аскета. Прп. Тит, дерзая служить в алтаре после непримиримой ссоры с другом-диаконом, при наступлении смертельной болезни первый попросил прощения и был исцелен. Прп.
Арефа, после ограбления его кельи, где он тайно скопил немалое богатство, впал в уныние, но, вразумленный видением, раскаялся и впоследствии взошел на высоты святости. Прикованный с детства к постели, прп.
Пимен Многоболезненный молился о продлении своего недуга, чтобы остаться в монастыре, куда родные принесли больного в надежде на исцеление, – и удостоился пострига от самих ангелов.
Что бывало за глумление над мощами?
В истории Лавры часто вспоминается чудо на Пасху 1463 года, когда прп. Дионисий Щепа спустился в пещеру для каждения над могилами братии и на свой возглас «Христос Воскресе!» услышал со стороны усыпальниц соборный голос: «Воистину Воскресе!»
В «Тератургиме», изданной в качестве продолжения «Патерика» (его первого печатного издания, выпущенного на польском языке в 1635 году), описаны многочисленные исцеления от телесных болезней и бесовской одержимости, ряд случаев внезапного появления недуга за глумление над мощами святых в пещерах, две истории освобождения из турецкого плена (побег и выкуп), спасение заваленного землей землекопа, обращение в Православие католика и кальвиниста, паломничества в Лавру киевского католического епископа, усиленное мироточение от главы мощей в присутствии врача-скептика, горячий дождь над Печерским местечком во время угрозы пожара из-за боев 1630 г. между казаками и поляками (в 2013 г. в Киеве издан русский перевод «Тератургимы»).
Чудеса на Пасху..
Чудеса в Лавре совершались и в последующие века.
Так, случай исцеления на Пасху 1823 года в Успенском соборе глухонемого Максима Филиппова засвидетельствован послушником просфорни, – при которой трудился исцеленный, – Петром Краснопевцевым, будущим прп. Парфением Киевским.
На Пасху 1853 года, в лаврской домовой церкви митрополита Киевского, по молитвам свт. Филарета (Амфитеатрова), исцелился немой отрок Владимир Шепелев – будущий прп. Алексий Голосеевский.
В «Русской старине» за июнь 1876 года опубликован рассказ академика-живописца Федора Солнцева о том, как его знакомый доктор Савенко, не веря в мироточение от мощей, провел, с разрешения монастырского начальства опыт: насухо вытер одну из глав и оставил на ночь в опечатанной комнате; наутро в сосуде с главой было обнаружено миро, что убедило доктора в подлинности чуда…
О радиации и микробах в пещерах
В 1982-1990 гг. научные исследования мощей в лаврских пещерах показали, что вблизи этих святынь снижаются уровень радиации и число микробов, а миро из глав, с одной стороны, не содержит продуктов распада органических веществ, с другой – содержит белок в количестве, характерном для живого организма (результаты исследований опубликованы в книге «Дива печер лаврських», 1997, 2011).
Недавно лаврская типография выпустила особое издание – «Печерский календарь 2015: чудеса Киево-Печерской Лавры», которое, напоминая о некоторых чудесах былых времен, предлагает нам множество свидетельств о чудесах последних лет, явленных, как и прежде, в самых разнообразных жизненных ситуациях – при телесных недугах (включая онкологические), в опасности и лишениях.
Источник: https://pravlife.org/ru/content/chudesa-v-kievo-pecherskoy-lavre-ot-vremen-osnovaniya-do-nashih-dney
Презентация на тему
- Скачать презентацию (5.66 Мб)
- 10 загрузок
- 4.0 оценка
ВКонтакте
Твиттер
Телеграм
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
Презентационная работа по истории и основам православия на тему: “Киево-Печерская Лавра – колыбель русского монашества”, призванная рассказать школьникам об этой жемчужине русского православия, познакомить с ее историей и рассказать о значимости.
Краткое содержание
- Колыбель русского монашества
- Преподобный Антоний
- Страничка истории
- 1654 год. Рассвет для Киево-Печерской обители
- Монастырь во время советской власти
- Великая Отечественная война
- 1988 год. Возрождение обители
- Путеводитель по Лавре
- Лавра в наши дни
- Форматpptx (powerpoint)
- Количество слайдов65
- АвторКозлова И. А.
- Аудитория 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс
- Слова
- КонспектОтсутствует
- Предназначение
- Для проведения урока учителем
- Слайд 1 Козлова Ирина Александровна Учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя образовательная школа №43 им Г.К. Жукова» г.Курска
- Слайд 2
КОЛЫБЕЛЬ РУССКОГО МОНАШЕСТВА
- Слайд 3 УВЕНЧАННАЯ ЗОЛОТЫМИ КУПОЛАМИ ЛАВРА РАСКИНУЛАСЬ НА ВЫСОКОМ ПРАВОМ БЕРЕГУ ДНЕПРА
- Слайд 4 БЛИЗ БЕРЕСТОВА СТАРЕЦ ИЛАРИОН ИСКОПАЛ СЕБЕ ПЕЩЕРУ ДЛЯ УЕДИНЁННОЙ МОЛИТВЫ
- Слайд 5 СВЯЩЕННИКА ИЛАРИОНА
- Слайд 6
- Слайд 7
- Слайд 8 ПРЕПОДОБНЫЙ АНТОНИЙ, ТЯГОТЯСЬ РОЛЬЮ НАСТОЯТЕЛЯ, ПОСТАВИЛ ПЕРВЫМ ИГУМЕНОМ ПРЕПОДОБНОГО ВАРЛААМА, А САМ УДАЛИЛСЯ НА СОРОК ЛЕТ В ПЕЩЕРУ НА СОСЕДНЕМ ХОЛМЕ
- Слайд 9 1062 ГОД – ОБИТЕЛИ ПЕРЕДАНА ВСЯ ГОРА НАД ПЕЩЕРОЙ; ПОСТРОЕНА ЦЕРКОВЬ НА МЕСТЕ НЫНЕШНЕГО УСПЕНСКОГО СОБОРА
- Слайд 10 СПУСТЯ ДЕСЯТОК ЛЕТ ПЕЩЕРНЫЙ МОНАСТЫРЬ РАЗРОССЯ. СТРОИТЕЛЬСТВО НАЗЕМНЫХКЕЛИЙ И ХРАМОВ ОСУЩЕСТВИЛ ПРЕПОДОБНЫЙ ФЕОДОСИЙ, ПОСТАВЛЕННЫЙ ИГУМЕНОМ ПОСЛЕ ВАРЛААМА.
- Слайд 11 Келья преподобного Феодосия
- Слайд 12 ПАМЯТНАЯ ДОСКА ПЕРВОМУ РУССКОМУ ИКОНОПИСЦУ, ЛЕГЕНДАРНОМУ АЛИПИЮ
- Слайд 13
1089 ГОД – ПРОИЗОШЛО ОСВЯЩЕНИЕ КАМЕННОГО УСПЕНСКОГО СОБОРА
- Слайд 14 ПОЛОВЦЕВ1151 ГОД – МОНАСТЫРЬ РАЗГРАБЛЕН ТУРКАМИ – ОГУЗАМИ1169 ГОД– В ОБИТЕЛИ ПРОИЗОШЁЛ ПОЖАР
- Слайд 15
- 1240 ГОД РАЗОРЕНИЕ ОТ БАТЫЕВА НАШЕСТВИЯ
- 1299 ГОД ПЕРЕНЕСЕНИЕ МИТРОПОЛИЧЬЕЙ КАФЕДРЫ ИЗ КИЕВА ВО ВЛАДИМИР
- Слайд 16
1320 ГОД – КИЕВСКОЕ КНЯЖЕСТВО НАХОДИТСЯ ПОД ВЛАСТЬЮ ЛИТОВСКОГО КНЯЗЯ ГЕДИМИНА
Слайд 17
- Слайд 18
1654 ГОД – РАССВЕТ ДЛЯ КИЕВО-ПЕЧЕРСКОЙ ОБИТЕЛИ.БЫЛА ПОСТРОЕНА ПЕЧЕРСКАЯ
КРЕПОСТЬ
Слайд 19
Монастырь во время советской власти
- Слайд 21
В 1918 ГОДУ УБИТ НАСТОЯТЕЛЬ ЛАВРЫ, МИТРОПОЛИТ КИЕВСКИЙ И ГАЛИЦКИЙ ВЛАДИМИР (БОГОЯВЛЕНСКИЙ)
- Слайд 22
ПРОСТОЙ ДЕРЕВЯННЫЙ КРЕСТ НА МЕСТЕ ГИБЕЛИ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА И ПОНЫНЕ СТОИТ ТАМ
- Слайд 23
В 1926 ГОДУЛАВРУ ПРИЗНАЛИ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ЗАПОВЕДНИКОМ И РЕШИЛИ ПРЕВРАТИТЬ ВО «ВСЕУКРАИНСКИЙ МУЗЕЙНЫЙ ГОРОДОК».
В 1930 ГОДУ ПРОИЗОШЛА ПОЛНАЯ ЛИКВИДАЦИЯ МОНАСТЫРЯ.
Слайд 25
СТАРИННЫЕ КОЛОДЦЫ ПРЕПОДОБНЫХ АНТОНИЯ И ФЕОДОСИЯ БЫЛИ ЗАСЫПАНЫ
- Слайд 26
1988 ГОД –НОВОСОЗДАННОЙ ОБЩИНЕ ПЕРЕДАНА ТЕРРИТОРИЯ ДАЛЬНИХ ПЕЩЕР.
ПРОИЗОШЛО ВОЗРОЖДЕНИЕ ОБИТЕЛИ.
2000 ГОД-В ЛОНО ЦЕРКВИ ВЕРНУЛИСЬ БЛИЖНИЕ ПЕЩЕРЫ
Слайд 27
ДАЛЬНИЕ И БЛИЖНИЕ ПЕЩЕРЫ
- Слайд 28
Памятник Нестору-Летописцу, автору «Повести временных лет»
Слайд 29
ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ЛАВРЕ
- Слайд 30
В НАШИ ДНИ ЛАВРА ПРИОБРЕЛА СТАТУС НАЦИОНАЛЬНОГО ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО
ЗАПОВЕДНИКА, КОТОРЫЙ НАХОДИТСЯ ПОД ОХРАНОЙ ЮНЕСКО.
НА ЕЁ ТЕРРИТОРИИ НАХОДЯТСЯ 122 ПАМЯТНИКА АРХИТЕКТУРЫ
- Слайд 31
КУПОЛА
Крестовоздвиженской ЦЕРКВИ ХРАМ ВОЗВЕДЁН В 1700 ГОДУ
Слайд 32
ВОСЬМИГРАННАЯ ДВУХЪЯРУСНАЯ КОЛОКОЛЬНЯ НАД ДАЛЬНИМИ ПЕЩЕРАМИ
- Слайд 33
АННОЗАЧАТЬЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ ВОЗВЕДЕНАв 1679 ГОДУ
- Слайд 34
НЕТЛЕННЫЕ МОЩИ ЛАВРСКИХ СВЯТЫХ
Слайд 35
Рака с мощами преподобного Илии Муромца
- Слайд 38
Облик былинного богатыря
- Слайд 39
ХРАМ ОСВЯЩЁН В 1108 ГОДУ
- Слайд 40
Преподобные отцы Киево-Печерские ( роспись стены возле Троицкой церкви)
- Слайд 41
Троицкая Надвратная церковь сохранила свой первоначальный вид до наших дней
- Слайд 42
Собор Успения Божией Матери – Жемчужина Древней архитектуры
- Слайд 43
- Большая
- Лаврская
- Колокольня
Создана в 1745 году по проекту архитектора Шеделя
Слайд 44
- Слайд 45
Церковь всех святых
- Слайд 46
РОСПИСЬ СВОДАЦЕРКВИ ВСЕХ СВЯТЫХ
Слайд 47
- Слайд 48
ЦЕРКОВЬ СПАСА НА БЕРЕСТОВЕ – ГЛАВНЫЙ ХРАМ БЫВШЕГО СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ
- Слайд 49
Трапезная церковь с Палатой
Слайд 50
Слайд 51
В ХРАМЕ
- Слайд 52
Под куполом Трапезной Церкви
Слайд 53
ЧУДЕСА
- Слайд 54
БАРОЧНАЯ РОСПИСЬ СОБОРНЫХ СТЕН УСПЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ
- Слайд 55
НАДКЛАДЕЗНАЯ ЧАСОВНЯПРЕПОДОБНОГОАНТОНИЯ ПЕРВОНАЧАЛЬНИКА
- Слайд 56
Подземная церковь преподобного Антония Печерского
- Слайд 57
В 1718 ГОДУСОБОР ПОСТРАДАЛ ПРИ РАЗРУШИТЕЛЬНОМ ПОЖАРЕ. ПОСЛЕ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЗНАЧИТЕЛЬНО УВЕЛИЧИЛСЯ В РАЗМЕРАХ.
Слайд 58
В 2000 ГОДУ СОБОР ВОССТАНОВЛЕН В СТИЛЕ БАРОККО
- Слайд 59
КИЕВО -ПЕЧЕРСКАЯ ИКОНА УСПЕНИЯ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Слайд 60
- Слайд 61
ПРЕПОДОБНЫЕ АНТОНИЙ И ФЕОДОСИЙ ПОДЛЕ ЦАРИЦЫ НЕБЕСНОЙ
Слайд 62
ОБРАЗ БОГОРОДИЦЫ
- Слайд 63
СКЛАДЕНЬ ПРЕПОДОБНЫХ ОТЦОВ КИЕВО-ПЕЧЕРСКИХ
Слайд 64
- Слайд 65
Использованные источники:
Посмотреть все слайды
Источник: https://pptcloud.ru/history/kievo-pecherskaya-lavra-kolybel-russkogo-monashestva
Родоначальники монашества
Основатели Киево-Печерской Лавры, преподобные Антоний и Феодосий Печерские по праву почитаются родоначальниками монашества на русской земле. Это было то благословенное Богом время, когда безбрачные постники и труженики почитались настоящим христианским обществом на Руси.
Благословение Святой Афонской горы
Преподобный Антоний Печерский, почитаемый как начальник всех русских монахов, родился в конце X в. (ок. 983 г.) недалеко от Чернигова в местечке Любече; по некоторым данным, его мирское имя было Антипа.
С юных лет будущий святой чувствовал влечение к духовной жизни и, горя желанием увидеть места земной жизни Иисуса Христа, посетил Палестину, а на обратном пути решился идти на Святую Гору Афон в Греции. В одной из Афонских обителей Антоний принял постриг и начал уединенную жизнь в пещере.
Когда же он приобрел в своих подвигах духовную опытность, было извещение от Бога игумену – отпустить преподобного на Русь.
«Понятия об отречении от мира, об удручении плоти, отшельничестве и монастырском житии пришли к нам, конечно, разом с крещением, – пишет выдающийся русский историк Николай Иванович Костомаров . – Истинными утвердителями монастырского житья были Антоний, а более всего Феодосий, основатели Печерского монастыря».
Как рассказывает «Печерский патерик» (сборник рассказов об основании Киево-Печерского монастыря и житий его святых иноков), Антоний сначала сам выкопал пещеру недалеко от Берестова, в которой и прожил некоторое время. Во время же княжеской междоусобицы и гибели святых мучеников Бориса и Глеба, преподобный вернулся на Афон.
Но снова было игумену извещение от Бога: «Пошли снова Антония в Русь: он Мне нужен там». Игумен, позвав к себе преподобного, сказал ему: «Антоний, есть Божия воля, чтобы ты шел опять в Русь, и да будет над тобой благословение от Святой Горы».
И предрек игумен, что много от него произойдет черноризцев, и, благословив его, отпустил со словами: «Иди с миром».
Вернувшись в Киев, преподобный взошел на холм, где теперь находится Киево-Печерский монастырь, а тогда был густой лес, отыскал пещеру Илариона и поселился в ней, помолившись со слезами: «Господи, да будет на месте этом благословение Святой Афонской Горы и молитва моего старца, который меня постриг, и утверди, Господи, жительство мое здесь».
В этой пещере святой Антоний продолжал подвиги строгой иноческой жизни, «моляся Богу, ядый сухий хлеб, пия одну воду, и то мерою, через день или два, иногда по неделям копая пещеру, не давая себе покоя ни днем ни ночью, пребывая всегда в трудах, молитвах, бдении». Слава о нем распространилась по многим русским городам, к преподобному потянулись люди.
Преподобный Антоний
Некоторые приходили за благословением, другие же хотели жить рядом со святым, «и чтим стал повелику Антоний».
Н.И. Костомаров: «В эпоху, когда Русь приняла христианство, Православная Церковь была пропитана монашеским духом, и религиозное благочестие находилось под исключительным влиянием монастырского взгляда…
Образцом богоугодного человека сделался отшельник, отрешившийся от всякой связи с людьми; в пример высокой христианской добродетели ставили затворников, добровольно сидевших в тесной келье, пещере, на столбе, в дупле, питавшихся самою скудною, грубою пищею, налагавших на себя обет молчания, истязавших тело тяжелыми железными веригами… Совершенный отшельник был самым высшим идеалом христианина; за ним, в благочестивом воззрении, следовала монастырская община – общество безбрачных постников и тружеников, считавшееся настоящим христианским обществом, а за пределами его был уже «мир», спасавшийся только молитвами отшельников и монахов и посильным приближением к приемам монастырского житья».
Первыми учениками Антония стали блаженный Никон, священник, и преподобный Феодосий, пришедший к Антонию 23 лет от роду и постриженный блаженным Никоном по указанию Антония. Так начала образовываться Киево-Печерская Лавра.
Когда число монахов достигло 12 человек, под руководством Антония была выкопана большая пещера, в которой была устроена церковь, трапезная и отдельные келии для монахов (они сохранились в Дальних пещерах Лавры). После этого Антоний поставил игуменом Варлаама, удалился из обители и, выкопав новую пещеру, ушел в затвор. Однако рядом с ним вновь стали селиться иноки. Так образовались Ближние пещеры Лавры.
Еще при жизни Антония игуменом образованной им обители был поставлен преподобный Феодосий. Когда число насельников достигло ста человек, с благословения Антония братия построила на горе первую деревянную церковь Успения Пресвятой Богородицы и наземный монастырь над первой пещерой в 1062 г.
Житие Антония повествует, что он обладал даром чудотворения: исцелял больных, давая им есть зелень, которой питался сам; предсказал поражение русским войскам в битве с половцами на реке Альте в 1066 г.
Из-за конфликта с киевским князем Изяславом Антоний дважды покидал Киев: сначала князь был разгневан пострижением в монахи своих приближенных, а в 1068 г. заподозрил старца в сочувствии к киевлянам, поднявшим мятеж.
Преподобному пришлось уйти в Чернигов, где он выкопал пещеру в Болдиных горах. Через несколько лет святой вернулся в свою вторую лаврскую пещеру. Здесь он почил и возлег мощами в 1073 г. Мощи преподобного остаются сокрытыми.
Позже эту пещеру назвали Антониевой и Ближней, поскольку она оказалась ближе к каменному Успенскому собору и устроенному вокруг него новому двору монастыря. Первая же пещера, над которой остался старый двор, обрела имя Дальней.
Второй из основателей Лавры
Преподобный Феодосий Печерский, потрудившийся в деле устройства обители на поверхности, почитается как второй из основателей Лавры. Родился он ок. 1008 г. в городе Василеве, неподалеку от Киева, затем с родителями переселился в Курск. По всей видимости, святой происходил из весьма состоятельной и родовитой семьи, однако с детства, как пишет Н.И.
Костомаров, «религия стала привлекать к себе эту сосредоточенную натуру: благочестивое чувство рано пробудилось в нем и овладело всем его бытием. Первое, чем выразилось оно, было стремление к простоте; ему противны казались внешние отличия, которые давало ему перед низшими его общественное положение… Мать сердилась на это и даже била своего сына».
В 14 лет он лишился отца и остался под надзором матери – женщины строгой и властной, но очень любившей сына. За стремление к подвижничеству она много раз наказывала его (то за выпечку просфор, то за ношение вериг), но преподобный твердо стал на путь подвига.
Через 10 лет он тайно покинул родительский дом и постригся, по благословению преподобного Антония, в Киево-Печерском монастыре с именем Феодосий.
Через четыре года мать отыскала его и со слезами просила возвратиться домой, но святой сам убедил ее остаться в Киеве и принять иночество в обители святителя Николая на Аскольдовой могиле.
Преподобный Феодосий
Преподобный Феодосий трудился в обители более других и нередко брал на себя часть трудов братии: носил воду, рубил дрова, молол рожь и относил каждому иноку муку.
В знойные ночи он обнажал свое тело и отдавал его в пищу комарам и мошкам, кровь текла по нему, но святой терпеливо занимался рукоделием и пел псалмы.
В храм он являлся прежде других и, став на месте, не сходил с него до окончания богослужения; чтение слушал с особым вниманием.
В 1054 г. преподобный Феодосий был рукоположен в сан иеромонаха, а в 1057 г. избран игуменом. Слава о его подвигах привлекла множество иноков в обитель, в которой он построил новую церковь и келии и ввел общежительный устав, списанный, по его поручению, с общежительного устава Студийского монастыря в Константинополе, впоследствии принятом всеми древнерусскими монастырями.
Примечательно, что и в сане игумена преподобный Феодосий продолжал исполнять самые трудные послушания в обители. Святой обыкновенно вкушал только сухой хлеб и вареную зелень без масла.
Ночи проходили у него без сна, в молитве, что много раз замечала братия, хотя избранник Божий и старался скрыть свой подвиг от других.
Никто не видел, чтобы преподобный Феодосий спал лежа, обычно он отдыхал сидя.
Во время Великого поста святой удалялся в пещеру, расположенную недалеко от обители, где подвизался, никем не зримый. Одеждою его была жесткая власяница, надетая прямо на тело, так что в этом нищем старце нельзя было узнать знаменитого игумена, которого почитали все знавшие его.
Однажды преподобный Феодосий возвращался от великого князя Изяслава. Возница, еще не знавший его, сказал грубо: «Ты, монах, всегда празден, а я постоянно в трудах.
Ступай на мое место, а меня пусти в колесницу». Святой старец кротко послушался и повез слугу.
Увидев же, как преподобному кланялись, сходя с коней, встречные бояре, слуга испугался, но святой подвижник успокоил его и по приезде накормил в монастыре.
Преподобные Антоний и Феодосий
Н.И. Костомаров: «Внешние знаки власти не только не пленяли его, но были ему противны; зато он умел властвовать на самом деле, как никто, и своим нравственным влиянием держал монастырь в безусловном повиновении».
Надеясь на помощь Божию, преподобный не хранил больших запасов для обители, поэтому братия иногда терпела нужду в насущном хлебе. По его молитвам, однако, являлись неизвестные благотворители и доставляли в обитель необходимое для братии.
Великие князья, особенно Изяслав, любили наслаждаться духовной беседой преподобного Феодосия. Святой не страшился обличать сильных мира сего. Незаконно осужденные всегда находили в нем заступника, а судьи пересматривали дела по просьбе чтимого всеми игумена.
Особенно заботился преподобный о бедных: построил для них в монастыре особый двор, где любой нуждающийся мог получить пищу и кров.
Заранее предуведав свою кончину, преподобный Феодосий мирно отошел ко Господу в 1074 г. Он был погребен в выкопанной им пещере, в которой уединялся во время поста. Мощи подвижника были обретены нетленными в 1091 г. и лежат в Дальних пещерах. К лику святых преподобный Феодосий был причислен в 1108 г.
Из произведений преподобного до нас дошли 11 сочинений: два послания к князю Изяславу Ярославичу («О неделе» и «О вере крестьянской и о латыньской»), восемь слов и поучений монахам («О терпении и о любви», «О терпении и о смирении», «О душевной пользе», «О хождении к церкви и о молитве») и молитва «За вся крестьяны».
Стиль его сочинений ясен, лаконичен, лишен риторических украшений и вместе с тем эмоционален. Преподобный Феодосий проповедовал основы христианской морали, призывал монахов полностью, «без уныния» отречься от мира, выступал против княжеских междоусобиц.
Сведения о нем сохранились в «Житии преподобного Феодосия» Нестора Летописца и в «Повести временных лет».
Ирина Воробьева
Источник: Покров
Источник: https://ruskline.ru/opp/2017/sentyabr/20/rodonachalniki_monashestva/