Презентация Работа над сочинением-этюдом в 6 классе

Сочинение-этюд как вид работы по развитию речи

Презентация Работа над сочинением-этюдом в 6 классе

В помощь учителю-словеснику.

pixabay.com

Друзья! В очередной раз “блуждала” в своих “закромах”, нашла старенький документ. Почитала, вроде бы актуальности не потерял. Может быть, кому-то пригодится.

СОЧИНЕНИЕ-ЭТЮД – это один из видов творческой деятельности учащихся по развитию связной речи, которая реализуется на основе непосредственных наблюдений как словесная зарисовка предмета с натуры с целью разработки какой-либо темы. Сочинение-этюд – это связное самостоятельное высказывание, мотивированное наблюдением объекта непосредственно в момент создания текста высказывания.

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ СОЧИНЕНИЙ-ЭТЮДОВ

и тематика сочинений-этюдов позволяет привлекать на уроке русского языка широкий познавательный материал, что делает урок не только информативным, но и расширяет у школьников представления о мире, обнаруживает связи между различными явлениями, дает дополнительные сведения о жизни общества и развитии языка, об истории народов и развитии культуры, объясняет мир, вызывая интерес к познанию неизвестного, нового, углубляя взгляд на знакомое и привычное.

Особенностью методики сочинений-этюдов в связи с познавательными его задачами является предварительная подготовка класса к написанию сочинения.

Учитель в системе предварительных уроков и во внеклассное время готовит учеников к сочинению, возбуждая у школьников интерес к предмету описания, постепенно включая в сферу подготовки и самостоятельную поисковую деятельность учеников.

Учитель не только сам рассказывает о предмете, но проводятся экскурсии, встречи с интересными людьми, посещаются коллективно музеи, исторические и культурные памятники, выставки, просматриваются видеоматериалы.

В процессе подготовки к теме ученики самостоятельно читают литературу, подбирают материал для сообщений, ведут наблюдения, выполняют ряд небольших заданий учителя по подготовке к сочинению. Важно всю предварительную работу проводить не в ритме принуждения, а в ритме интереса, поиска, в ритме радости.

Объектом описания могут стать общественно значимые предметы (солдатская каска времен Отечественной войны, значки-символы, хлеб, хлебные колосья), различные предметы живой и неживой природы (домашние животные, птицы, аквариумные рыбки, букеты цветов, кораллы, ракушки, камни, янтарь). Яркие, красочные предметы декоративно-прикладного искусства, изделия местных народных промыслов (хохломская посуда, расписные матрешки, дымковские игрушки, Павловские шали, вологодские кружева, жостовские подносы, гжельская посуда, ручное ткачество, вышивка, белорусская соломка, изделия из керамики). pixabay.com

В качестве подготовительной работы целесообразно проводить экскурсию. (Перед сочинением-этюдом – описание каравая и хлебных колосьев можно провести экскурсию на хлебозавод и т.д.)

Наблюдая, школьники учатся сравнивать предметы и явления, выделять главное в наблюдаемом, учатся словесно оформлять свои наблюдения в связных высказываниях. Привлечение широкого познавательного материала на уроках – одна из существенных особенностей сочинений-этюдов.

Уроки способствуют формированию читательских интересов школьников в различных областях знаний, индивидуальные и поисковые задания приучают работать самостоятельно с учебником, справочной литературой, со словарями, что развивает интерес к языку, к литературе, искусству, к познанию мира вообще.

Второй существенной особенностью методики сочинений-этюдов является широкое применение наглядности вплоть до организации небольших тематических выставок на уроке. Отметим своеобразие использования наглядных пособий во время СЭ, их синтетический характер.

На первом плане – натуральные наглядные пособия (живые животные, птицы, рыбы, цветы), широко используются и другие виды зрительной и слуховой наглядности (выставка книг для внеклассного чтения по теме, схемы, тематические словари, слайды, фильмы, иллюстрации картин, географические карты, музыкальные произведения). Конечно, нужна не только методическая и эстетическая мера, но и психологическая дозировка.

Часть наглядных пособий включается в урок лишь эпизодически, часть раздается на парты в виде дидактического материала для выполнения самостоятельных заданий учащимися; музыкальные произведения могут включаться как «тихий фон» во время письменной работы. pixabay.

com

Наглядность на широком фоне познавательной информации урока вызывает различные ассоциации, что влечет к использованию межпредметных связей в обучении. Темы СЭ требуют привлечения общественно-политических, исторических и естественнонаучных, филологических и этнографических, эстетических знаний.

Межпредметные связи как средство обучения – это третья существенная особенность уроков по обучению СЭ.

К методическим особенностям урока можно отнести и его структуру:

Особенности структуры:

1)вступительное слово учителя, в котором привлекается внимание учеников к предмету описания. Цель этой части урока – подготовить к восприятию темы, объяснить задачи сочинения, увлечь предметом;

2) важно направить наблюдения учеников на восприятие предмета в целом, увидеть интересные детали, сообщить дополнительные к высказываниям учащихся сведения – все это служит подготовкой к письменной самостоятельной работе;

3) на каждом уроке проводится лингвистическая подготовка, она включает наблюдения над языком, анализ текстов-образцов, работу над словом, словосочетанием, предложением и связным высказыванием, работу по обогащению словарного запаса, предупреждение речевых, орфоэпических и правописных ошибок.

Тесно связана с этой работой и подготовка учащихся по теории сочинений: работа над темой, основной мыслью, композицией сочинений, жанровыми особенностями, заголовком сочинения.

4) Следующий этап урока – обобщение всего сделанного, четкое объяснение задачи самостоятельной работы, ответ на возможные вопросы учащихся. Возможна и устная работа над отдельными частями сочинения, стилистическая правка.

Урок завершается самостоятельной письменной работой, написанием сочинения-этюда. В конце урока можно прочитать две-три работы, сделать несколько замечаний, подвести итоги, дать домашнее задание. Возможно проводить сдвоенные уроки.

ПЛАН РАБОТЫ НА УРОКЕ:

1) Подготовительная работа

2) Вступительное слово учителя

3) Индивидуальные сообщения учеников

Источник: https://zen.yandex.ru/media/goodtutor/sochinenieetiud-kak-vid-raboty-po-razvitiiu-rechi-5e2dd8b298fe7900adea2986

Развитие речи. Подготовка к сочинению-описанию по картине И. И. Левитана «Лесистый берег». Русский язык. 6 класс. Разработка урока

Презентация Работа над сочинением-этюдом в 6 классе

Тип урока: традиционный (комбинированный).

Цели учителя: развивать навыки описания картины. Развивать речевую культуру. Воспитывать чувство красоты, интерес к творчеству художников-пейзажистов.

Цели учащихся: воспроизвести знания, умения, навыки, достаточные для построения нового способа действия, проверить знание теоретического материала по теме «Описание картины». Развивать навыки описания картины, развивать речевую культуру. Воспитывать чувство красоты, интерес и любовь к родной природе через творчество художников-пейзажистов.

Использованные источники:

  1. Картина И. И. Левитана «Лесистый берег».
  2. Методика развития речи/ Под ред. Т.А. Ладыженской. – М., 1991.
  3. Проблемное обучение русскому языку и литературе в жанрах педагогической речи. Учебно-методическое пособие для учителей-словесников. Т. Ю. Перова. Новокузнецк МАОУ ДПО ИПК 2009.
  4. Русский язык. 6 кл.: учеб. общеобразоват. учреждений/ М.М. Разумовская, С. И. Львова, В.И. Капинос и др. Дрофа, 2011. М.

Планируемые результаты:

  • личностные:положительное отношение к уроку, следование в поведении моральным и этическим нормам.
  • регулятивные УУД:определять и формулировать цель деятельности с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий, учиться обнаруживать и формулировать проблему совместно с учителем.
  • познавательные УУД:перерабатывать информацию для получения необходимого результат, выстраивать логическую цепь рассуждений, относить объекты к известным понятиям.
  • коммуникативные УУД:доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи (оформлять свои мысли в устной и письменной речи, отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее); договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща (организовать учебное взаимодействие в группе, ставить вопросы и искать ответы).
  • предметные:создание осмысленного связного высказывания, уместное использование изобразительно-выразительные средства языка, соблюдение нормы при письме.

2. Повторение. Лингвистическая разминка

Фонетический разбор слов «лесистый», «пейзаж».

3. Актуализация знаний

Работа по вопросам:

  • Чем описание отличается от других типов речи?
  • Что можно описывать?
  • Как называется картина, на которой изображена природа?
  • Каких художников-пейзажистов вы знаете?

4. Индивидуальная проектная работа

Индивидуальная проектная работа группы учащихся. Слово о И. И. Левитане. (Все остальные записывают основные выдержки.).

5. Работа над репродукцией И. И. Левитана «Лесистый берег»

Проблемное слово учителя. Посмотрите на картину. Подберите ряд вопросов, помогающих нам проанализировать данное произведение.

Совместная работа учителя и учащихся. Учащиеся предлагают сои варианты вопросов и ответы.

– Кто является «героем» нашего с вами разговора на уроке?

(Лирический герой, любящий природу и способный на переживания).

– Какое впечатление производит на вас эта картина?

– Какое время года изображено на картине, время суток?

– Что мы видим на картине?

(Перечисляются образы, созданные живописцем : река, берега, деревья, небо.)

Работа в группах.Подбор рабочего материала.

I группа. Учащиеся работают над подбором изобразительно-выразительных средств к образу «Река».

II группа. Учащиеся работают над подбором изобразительно-выразительных средств к образу «Берега».

III группа. Учащиеся работают над подбором изобразительно-выразительных средств к образу «Деревья».

IV группа. Учащиеся работают над подбором изобразительно-выразительных средств к образу «Небо».

V группа. Учащиеся работают над тем, какие краски использовал художник.

Отчет учащихся, работающих в группах. Составление плана и запись рабочего материала.

План

Рабочий материал

Вступление

Может включать, какое время года и суток изобразил художник, какие образы представил на полотне.

Основные образы:

Река

Берег

Деревья

Небо

Поворачивает, устремляется вдаль; извивается, как змея; вода, как зеркало, отражает…

Пологий, песчаный, обрывистый, крутой, заросший растительностью…

Сосны, стройные, густые, растущие, стремящиеся вверх, стройный ряд, как стена; стоят частоколом; взирают на речку сверху вниз..

Темнеющее; подсвечивается алым краешком заходящего солнца; убаюкивающее, сонное…

Какие краски использовал Левитан

Золотистые, желтые, темные, густые, сумеречные, завораживающие, усыпляющие…

Заключение. Почему картина названа «Лесистый берег»? Какое впечатление она вызывает у вас?

Умиротворенность, спокойствие, тишина, осознание глубины и красоты русской природы…

Попробуйте составить связный текст, опираясь на составленный план.

7. Речевая подготовка

– Как иначе можно назвать художника?

(Мастер, живописец, автор полотна).

– Как иначе можно назвать картину?

(Полотно, шедевр, произведение искусства).

– Название каких цветов и оттенков можно употребить при описании?

(Желтый, золотистый, багряный, красный, оранжевый, синий, голубой, темно-синий, бледно-голубой, коричневый).

Обратите внимание на правописание слов: здесь, справа, слева, рядом, вблизи, вдали, вверху.

8. Рефлексия

– Какая была тема урока, цель урока?

– Ответьте себе каждый на вопрос, а добился я чего хотел, получил необходимые знания?

– Кого отметим? За что мы можем похвалить сегодня себя и других ребят?

10. Домашнее задание

Дописать сочинение.

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/razvitie-rechi-podgotovka-k-sochineniyu-opisaniyu-po-kartine-i-i/

Ваш педагог
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: