Презентация Саид Эсамбаев. Есть такие герои…

Содержание
  1. «В темноте мы все одинаковые». Памяти Махмуда Эсамбаева
  2. Рожденный летать не может ползать
  3. «Отцу пришлось смириться»
  4. Первое золото Махмуда
  5. «Оставляйте после себя только хорошее»
  6. Аскет с чувством юмора
  7. «Я всегда был, остаюсь и всегда буду со своим народом»
  8. Махмуд Эсамбаев
  9. Детство и юность
  10. Танцы и фильмы
  11. Личная жизнь
  12. Смерть
  13. Фильмография
  14. Награды и звания
  15. Память
  16. Махмуд Эсамбаев: биография, личная жизнь, семья, фото
  17. Лучший танцор XX века
  18. Детство, фронтовая юность
  19. Утраты Эсамбаева
  20. Классический балет
  21. Мастер народного танца
  22. Подготовка к фестивалю
  23. Звездный час артиста
  24. Гастрольная деятельность
  25. Съемки в фильмах
  26. Депутатская деятельность
  27. О родственниках
  28. Отношение к войне на малой родине
  29. Заключение
  30. Махмуд Эсамбаев – гений, которому покорились все танцы народов мира
  31. Биография и творчество Махмуда Эсамбаева
  32. Отношение к войне и своему народу

«В темноте мы все одинаковые». Памяти Махмуда Эсамбаева

Презентация Саид Эсамбаев. Есть такие герои...

Имя этого выдающегося танцора знают миллионы людей на всей планете.

В Индии его боготворили за «Золотого Бога», в Мексике приходили в восторг от «Хорабио тапатио» и в благодарность танцору пели «Подмосковные вечера», колумбийцы помогали ему разучить «Бамбуко», бразильцы — освоить «Макумбу». Его понимали в каждой стране: он так виртуозно исполнял национальные танцы народов мира, будто говорил с каждым на его родном языке.

Его искрометные, непревзойденные хореографические новеллы завораживали зрителей на сценических площадках всего мира. О Махмуде Эсамбаеве сложены легенды, написаны книги.

Рудольф Дик /Фотохроника ТАСС

Махмуд Эсамбаев. Москва, 1974 год

Его имя и папаха, которую он не снимал даже перед королями, но снимал перед ветеранами Великой Отечественной войны и друзьями, вызывали уважение и восхищение.

С его именем связаны щедрые эпитеты, присвоенные ему восторженной публикой, искусствоведами, близкими и друзьями — «Паганини танца», «Чародей танца», «Бог танца», «Маршал танца», «Мыслитель в танце», «Шаляпин в танце», «Легенда ХХ века», «Звезда мировой величины».

Он был не только выдающимся и талантливым танцором. Дочь Стелла называла его выдающимся и талантливым отцом, друзья считали его самым верным и преданным другом.

15 июля исполнилось 95 лет со дня рождения уникального танцора и человека Махмуда Эсамбаева. Своими воспоминаниями о нем делится с «Это Кавказ» его племянник Саид-Абдул Эсамбаев — Президент Всемирного благотворительного фонда Махмуда Эсамбаева.

Рожденный летать не может ползать

— Последние годы жизни дяди я был рядом с ним. Меня отец поэтому и отправил в Москву. Когда у дяди случился инсульт, он не мог ни разговаривать, ни ходить. Но он не сдавался. Проявлял неистовое желание восстановить свои силы. При этом воли и силы духа ему было не занимать. Делал все упражнения, выполнял все процедуры.

После этого мы с ним обязательно выходили на прогулку и совершали по три круга вокруг парка. Я говорил: «Когда ходишь, старайся вытягивать носок». На что он с горечью усмехался: даже просто нормально идти ему было трудно, особенно на третьем круге. Обычно же он порхал по земле, а плестись, еле передвигая ноги, было не в его стиле.

И как-то он сказал: «Знаешь, чем так ходить, чем жить, ползая по земле, лучше умереть».

Я ответил, что это успеется, и посоветовал: «Лучше вспомни свою прежнюю волю, какую ты проявлял, когда стремился быть танцором. Никто ведь не ожидал, что ты будешь таким великим.

Включи свою память, вспомни, как ты стремился, как добивался». И в течение недели такая динамика у него появилась. Волевым был человеком, сильный духом.

Поэтому мог преодолевать себя и обстоятельства и добиваться того, чего хотел.

«Отцу пришлось смириться»

— Я-то не помню, но по рассказам старших родственников, отец дяди был недоволен его увлечением танцами. А он ребенком еще в Старых Атагах танцевал каждую минуту. Импровизировал. Какие-то халаты на себя накидывал, ритмично двигался. За своей тенью следил — движения корректировал. За это ему попадало. Отец хотел более мужскую профессию для него. Видел его прокурором, судьей или врачом.

У чеченцев это совсем не просто — пойти наперекор отцу и поступить в хореографическое училище. В 1939 году дядя так и сделал. И только через много лет, когда к нему пришло мировое признание, отцу пришлось смириться и простить.

На пути к славе были Чечено-Ингушский государственный ансамбль песни и танца, выступление в составе фронтовой концертной бригады на фронтах Великой Отечественной войны, Пятигорский театр музыкальной комедии, Киргизский театр оперы и балета.

О выступлениях дяди на фронтах мне рассказывал Герой Советского Союза, бывший губернатор Московской области Борис Громов, у которого я два года проработал советником.

Борис Всеволодович очень уважал и любил дядю, знал исторические факты о нем и рассказывал мне, что дядя дал на передовой более 400 концертов. Был ранен осколком в ногу. Ее должны были ампутировать.

Но он не согласился и со словами «Я больше ничего не умею делать, кроме как танцевать» написал расписку-отказ.

Бабушка наша исцелила его народными средствами. За месяц дядя восстановился и снова начал танцевать. Он нам рассказывал, что, увидев его на обеих ногах, да еще и танцующим, начальник госпиталя сказал: «Я теперь уверовал в то, что Бог есть на свете».

Первое золото Махмуда

— Как и весь народ, он был репрессирован и поэтому оказался в Киргизии, где был артистом Киргизского театра, но выступал там не как чеченец, а как представитель киргизского народа.

Его рывком к вершине стал Всемирный фестиваль молодежи и студентов, который проходил в Москве в 1957 году, куда дядю пригласили участником. Чтобы поехать в столицу, даже надеть-то особо нечего было. Пишут, что жена дяди продала ковер и швейную машинку. Но еще и бабушка наша продала корову и материалы из заветного сундука. Так и справили ему костюм.

Дядя рассказывал, что якобы на этом конкурсе должен был выиграть англичанин и что перед выступлением дяди на сцену бросили битое стекло. И он танцевал на нем.

Когда танец закончился, вся сцена была в крови, потому что ноги у него были порезаны осколками. За кулисами ему стало плохо.

«Но мне всегда помогала вера во Всевышнего и жажда показать миру, кто такие чеченцы и в каком формате их можно рассматривать».

В итоге дяде присудили одну золотую и две серебряные медали, а англичанин пожал ему руку и признал лучшим.

Гораздо позже, чтобы соответствовать сценическим образам, рассказывал дядя, он сам себе делал костюм, своей фантазией. Так, для всемирно известного индийского танца «Золотой Бог» он изначально сделал костюм из консервных банок.

«Оставляйте после себя только хорошее»

— А вообще, дядя всегда со всеми находил общий язык. Хоть маленького ребенка к нему подведи, хоть старика — со всеми мог поговорить.

Рудольф Дик/Фотохроника ТАСС

Махмуд Эсамбаев исполняет бразильский танец «Макумба», 1974 год

Ему было без разницы, какой человек перед ним — черный, белый, желтый, высокий, толстый, худой. Он всегда говорил: «Главное — будьте людьми, несите в себе добро, а в темноте мы все одинаковые».

Наставления он давал очень хорошие. Мудрость его не имела предела.

Он очень не любил, просто терпеть не мог сплетни, грязь. Не любил, когда люди ссорятся из-за каких-то бытовых моментов и выносят это на всеобщее обозрение.

Его печалила неприязнь людей друг к другу, особенно когда люди сами создавали ее между собой.

Он говорил: «Жизнь такая короткая, лучше посмотрите друг другу в глаза, простите искренне друг друга, обнимитесь и идите в мир с доброй душой и хорошими намерениями».

Больше всего он ценил внимание людей друг к другу, понимание. Всегда говорил: «Оставляйте после себя только хорошее. Когда уходите, чтобы люди не говорили вам вслед: „Дай Бог, чтобы его больше здесь не было“. Наоборот, чтобы говорили: „Еще бы раз увидеть этого человека, посидеть бы с ним рядом“».

Аскет с чувством юмора

— В дяде всегда преобладали человеческие качества. Простым, чистой души человеком был, исключительно хорошим. Он ничего не наигрывал, как есть, так и преподносил. Несмотря на нехватку времени, всегда пытался успевать везде. Когда были нелегкие времена, где бы и сколько бы ни встречал своих земляков, всех поддерживал. Искренне за всех переживал.

Относились ли и к нему так же? Человеческий фактор всегда и во всем присутствует, конечно, но в основном я не видел таких, которые дядю не любили. Были люди, которые за спиной что-то говорили.

Я спрашивал его: «Тебя это не задевает?» Он с такой веселой лукавинкой отвечал: «А пусть придут и в глаза мне скажут». Но такие люди появлялись перед ним со словами «О, Махмуд!» и начинали трепетать.

И он говорил мне: «Видишь, Абдулла, во что превращаются те, кто плохое желает. Что я их, пугал, бил? Нет, они меня увидели — и все».

Ему любили вопросы задавать, он почти всегда с юмором отвечал. Например, однажды спросили: «Махмуд Алисултанович, вы такой великий человек. Почему у вас нет телохранителей?»

Он взглядом всех окинул и в ответ спросил: «А где вы видите тело?»

— Самая ваша заветная мечта?

— Хоть один раз в жизни досыта наесться. Чтобы понять мое желание, попробуйте поститься изо дня в день, постоянно.

Рудольф Дик /Фотохроника ТАСС

Махмуд Эсамбаев среди молодежи аула. Чечено-Ингушская АССР, 1974 год

Он именно так жил. Был строгим по отношению к себе, ограничивал себя во всем — в еде, во сне, в отдыхе. Мог лечь спать в половине пятого утра, а в половине седьмого уже встать. Приучил себя высыпаться за два-три часа.

Я не видел ни одного другого человека, который бы постоянно с таким усердием над собой работал. Если рассказать о некоторых вещах, никто не поверит. Но пусть попробуют так жить и так порхать, как он порхал, и делать то, что он делал. Пока никто не повторил.

А он старался быть лучшим во всем, считал, что это необходимо, так как он представлял свой народ, который очень любил. Всегда называл его многострадальным. После концерта всегда говорил: «Еще лет двадцать буду танцевать, Дала мукълахь» (с чеченского — Бог даст, — Ред.).

Еще в советское время говорил эту фразу по-чеченски даже на Кремлевской сцене. У нас есть эти записи.

Есть запись и его разговора с Джохаром Дудаевым, когда тот сказал дяде: «Дай, я обниму твое львиное тело». В ответ прозвучало: «Ты мое тело так не называй, я не кошка. Ты лучше мой народ оставь в покое и вернись туда, откуда пришел». Если кто этому не верит, могу показать запись этого момента.

«Я всегда был, остаюсь и всегда буду со своим народом»

Некоторые думают: «О, Махмуд Эсамбаев ходил, парил, двери все открывал». Но он прожил нелегкую жизнь.

Не мог без слез говорить о депортации, о том, что не видел, как умерла мама, что не смог ее похоронить, о последних военных кампаниях в Чечне.

«Молиться, чтобы не думать о холоде, голоде, болезнях и смерти»

Воспоминания чеченцев, переживших депортацию в Среднюю Азию в середине XX века

Очень переживал, когда видел по телевидению последствия войны, теракты, слышал, что происходит на родине. Недоумевал. Говорил, что в самые трудные времена чеченцы всегда держались друг за друга. «Если бы не это, нас бы как народа не стало. Мы своим уважением, пониманием и любовью друг к другу сохранили наш народ. А сейчас что происходит, я не пойму».

Источник: https://etokavkaz.ru/kultura/v-temnote-my-vse-odinakovye

Махмуд Эсамбаев

Презентация Саид Эсамбаев. Есть такие герои...

Первое обидное прозвище Скоморох, которым в детстве Махмуда Эсамбаева наделили соседские мальчишки за его увлечение, со временем перекрыли новые, громкие, заслуженные Король танца и Гений танца. Про таких, как он, говорят, что они рождаются раз в сто, а то и тысячу лет – с необычайным даром, в течение жизни доведенным до совершенства.

Детство и юность

В самой середине июля 1924-го в многодетной семье Алисултана и Бикату родился сын Махмуд, с ранних лет страстно полюбивший танцевальное искусство. Позднее в родном чеченском селе Старые Атаги без него не обходилась ни одна свадьба. Однако мужская половина семейства восторга от его способностей не разделяла – не подобает, дескать, настоящему джигиту заниматься подобным.

Махмуд Эсамбаев в детстве

Но Махмуд не сдавался, терпя насмешки братьев и гнев отца, выражавшийся в побоях, запирании в доме и спрятанной одежде. Поддерживали мальчика только матери – биологическая, а затем и вторая, «еврейская», Софья Михайловна из Одессы, звавшая ребенка Мойше.

«Её и только её я всегда называю мамой. Она говорила: «Ты думаешь, я хочу, чтоб ты танцевал еврейский танец, потому что я еврейка? Нет. Евреи будут говорить о тебе: «Вы видели, как он танцует бразильский или испанский танец?». О еврейском они не скажут. Но любить тебя они будут за еврейский танец». В те годы, когда не поощрялось еврейское искусство, зрители-евреи спрашивали меня: «Как вам разрешили еврейский танец?». Я отвечал: «Я сам себе разрешил», – делился воспоминаниями прославленный артист балета.

Окончив 6 классов, подросток гастролировал по республике в труппе цирка-шапито. Существует легенда, что номер юного Эсамбаева увидела сама Любовь Орлова, предрекшая звездное будущее.

Махмуд Эсамбаев в молодости

В 15 лет, несмотря на преграды, Махмуд поступил в хореографическое училище в Грозном, параллельно попал в государственный ансамбль песни и пляски. Через год началась война, и Эсамбаев, уйдя защищать родину, не оставил любимое занятие и на фронте – выступал перед солдатами, стараясь поднять боевой дух и вдохновить на победу.

Именно там, после ранения ноги осколком снаряда, разорвавшегося возле сцены, прозвучали страшные слова хирурга о том, что о призвании ему нужно забыть. Но в очередной раз Махмуд доказал, что предсказаниям, где ему необходимо отказаться от искусства, сбыться не суждено.

Махмуд Эсамбаев в папахе

В 1943-м перед его невероятной пластикой и талантом не устоял Пятигорский театр, где были предложены не одна роль, а сразу несколько.

Маститые артисты уважали своего молодого коллегу, а вот его непокорный характер не всегда радовал начальство, однажды сославшее Эсамбаева в далекий аул на сплав леса.

Здесь он чуть не погиб, но все обошлось благодаря стараниям очарованной местной публики и сослуживцев.

Вскоре началась депортация ингушей и чеченцев, унесшая многие человеческие жизни. Верный сын своего народа Эсамбаев, отказавшись от заманчивого предложения остаться, отправился вслед за остальными. Новая страница творческой биографии открылась в Киргизии, где Махмуд сначала преподавал танцы, а затем виртуозно исполнял композиции на сцене местного театра.

Танцы и фильмы

С его появлением киргизская хореография преобразилась, наполнилась национальным колоритом. Помимо этого, артисту доверяли главные партии в ведущих балетах. Танцы народов мира стали визитной карточкой Эсамбаева, упорствовавшего в достижении поставленных целей и доводившего свою технику до совершенства.

Махмуд Эсамбаев танцует лезгинку

В зрительном зале отдельное место неизменно принадлежало матери Махмуда Софии. Как-то раз женщина заметила, что ему, в отличие от других исполнителей, не подносят цветы после выступлений. Узнав у Махмуда, что так делают родственники артистов, она потратила свои сбережения на возможность доставить сыну радость.

«Как-то мама заболела и лежала. А мне дают цветы. Я приношу цветы домой и говорю: «Мама, зачем ты вставала? Тебе надо лежать. «Мойше, я не вставала. Я не могу встать». «Откуда же цветы?». «Люди поняли, что ты заслуживаешь цветы. Теперь они тебе носят сами», – говорил он.Индийский ритуальный танец «Золотой бог». Исполняет Махмуд Эсамбаев

С 1957-го Махмуд – солист Чеченской филармонии, а через два года он отправился в Москву и за рубеж, где ему неизменно рукоплескала восхищенная публика.

По возвращении он воплотил в жизнь идею создания собственного коллектива, а также программу, где единолично исполнял национальные танцы.

Любимым номером после, конечно, лезгинки, стал 9-минутный индийский «Золотой бог», который танцор выучил поистине молниеносно – за 20 дней.

Публика, критики и жюри многочисленных конкурсов сходили с ума по Эсамбаеву. Не остались в стороне и кинорежиссеры, приглашавшие прославленного танцора в собственные фильмы (всего их набралось 13).

Дебют в кинематографе как актера и автора сценария состоялся в космическом 1961 году.

Позднее в «Земле Санникова» Махмуд Алисултанович перевоплотился в шамана, способного движениями тела отпугнуть главных героев.

Махмуд Эсамбаев в фильме «Земля Санникова»

Колоритная внешность кавказской знаменитости не давала покоя противоположному полу. Ямочка на подбородке, осанка и выправка приковывали взгляд, а, как писали восторженные СМИ, о талии в 47 см при росте 182 см и весе 65 кг мечтали, пожалуй, все французские модели.

По окончании активной трудовой деятельности Эсамбаев пребывал на посту народного депутата в течение 35 лет и за это время успел помочь практически каждому обратившемуся к нему, содействовал строительству культурных центров.

Личная жизнь

В отличие от отца, женившегося 11 раз, Махмуд отличился постоянством в личной жизни. Он выбрал себе единственную любимую женщину, армянку по национальности и доктора по специальности Нину Ханумянц, с которой был знаком с 17 лет. Поначалу «еврейская мама» не одобряла выбор обожаемого сына, но, как только невестка подарила ей внучку Стеллу, в доме поселились любовь и дружба.

Махмуд Эсамбаев с женой и дочерью

По воспоминаниям дочери, мать, как и полагалось верной жене, всегда оставалась в тени знаменитого мужа, незримо оберегала и участвовала в его становлении, оказывая колоссальную поддержку и понимание.

«На самом деле как-то по жизни она очень хорошо его понимала и всегда способствовала его росту. Безумно радовалась его успехам, была просто настоящим ему другом и необыкновенной для меня мамой», – добавляла Стелла Махмудовна.

Отношение к Эсамбаеву властей символизирует интересный факт: ему единственному позволили сделать фото на паспорт, не снимая любимой папахи.

Смерть

Сложилось так, что в православное Рождество покинули земной мир два великих гения: 6 января 1993-го после продолжительной болезни ушел Рудольф Нуреев, а 7 января 2000-го – Махмуд Эсамбаев.

Причина смерти – онкологическое заболевание и инсульт, случившийся за 3 года до кончины.

Однако родные считали, что ее приблизили постоянные переживания за солдат, гибнувших в ненавистной братоубийственной чеченской войне.

Могила Махмуда Эсамбаева

Могила талантливейшего деятеля искусств, организатора благотворительного фонда, обожавшего детей, чей портрет написал сам Пикассо, находится по его завету на Даниловском кладбище. Хотя правительство настаивало на Новодевичьем, возле Галины Улановой и Бориса Брунова.

Фильмография

  • 1994 – «Зов предков. Великий Туран»
  • 1994 – «Увертюра»
  • 1988 – «Дорога в ад»
  • 1984 – «Репортаж из бездны»
  • 1983 – «Приключения маленького Мука»
  • 1976 – «Честное волшебное»
  • 1976 – «Пока бьют часы»
  • 1975 – «На край света…»
  • 1973 – «Земля Санникова»
  • 1972 – «Вино из одуванчиков»
  • 1968 – «Лебединое озеро»
  • 1962 – «Я буду танцевать»
  • 1961 – «В мире танца»

Награды и звания

  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени за выдающийся вклад в развитие искусства танца
  • Орден Дружбы народов за выдающиеся достижения в искусстве танца и плодотворную общественную деятельность
  • Орден Отечественной войны II степени
  • Три ордена Трудового Красного Знамени
  • Герой Социалистического Труда (орден Ленина и золотая медаль «Серп и Молот»)
  • Народный артист СССР
  • Народный артист Киргизской ССР
  • Народный артист РСФСР

Память

В честь М. А. Эсамбаева назван астероид 4195 (Esambaev), открытый 19 сентября 1982 года Л. И. Черных.

Михаил Трухин

Актер, Заслуженный артист РФ

Источник: https://24smi.org/celebrity/26437-makhmud-esambaev.html

Махмуд Эсамбаев: биография, личная жизнь, семья, фото

Презентация Саид Эсамбаев. Есть такие герои...

Бывают книги, гениальный замысел которых открывается лишь при прочтении последних страниц. До этого – читаешь – вроде бы интересно написано, но не более. Но стоит дойти до последних страниц и понять их в полной мере, как хочется взять паузу для осознания, ибо вызывает восхищение раскрывшийся вдруг замысел ее творца.

Бывают люди, истинное величие личности которых проявляется именно в последние годы жизни. Достойно жил Эсамбаев Махмуд, танцор века, артист мирового уровня. Но особое восхищение вызывает его человеческая и гражданская позиция по отношению к Чеченской войне.

Яркую жизнь артиста прервала кончина от пережитого осознания беды земляков и своей неспособности остановить кровопролитие. Делать людям добро – было его кредо.

Однако глаза горца, лучащиеся жизнелюбием ребенка, при виде вопиющей несправедливости становились стальными клинками, а слово разило негодяев, не различая чина.

Лучший танцор XX века

Человек непростой и яркой судьбы – Махмуд Эсамбаев. Национальность его – чеченец. Ему был дан великий талант танцора, хореографа и балетмейстера.

Откуда в горном селении проявился такой дар? Мальчишка, обладающий абсолютным слухом, гибкий как лоза, в танце легко достающий большим пальцем ноги мочки своего уха…

Мастера танца к этому идут десятилетиями, а у парня был врожденный артистизм, он умел по наитию одними лишь движениями тела отображать человеческие чувства.

Откуда у него было столько твердости и веры в себя? Вопреки запрету отца, он упрямо твердил: «Я буду танцевать!»

Большому таланту сопутствовала чистая, умеющая прощать и видеть все светлое душа. Представитель народа, подвергшегося депортации, сумел превозмочь обиды и назвать Россию, где состоялся как артист, своей второй Родиной. Эсамбаев образно называл Чечню и Россию двумя крыльями своего творчества.

Неустанно совершенствуясь в искусстве, Махмуд Алисултанович поставил себе сверхзадачу, цель, которой ни до него, ни после никто не смог достичь: освоить технику танцев всех народов мира. Он блистал своим мастерством на известнейших сценах.

Эсамбаева называла звездой пресса Нью-Йорка и Парижа. Его, вдохновенно исполняющего испанский танец, запечатлел на своей картине Пикассо. Абсолютную профессиональную гениальность танцора подтверждала прима-балерина Большого театра Галина Уланова.

Это был светлый и добрый человек, всю свою жизнь помогавший людям. Эсамбаев Махмуд неоднократно избирался депутатом союзного и республиканских уровней. Он был интернационалистом в самом высоком смысле этого слова.

Свою честную жизнь, наполненную творчеством, он охарактеризовал так: «Я не боюсь смерти! Я столько пережил в своей жизни счастья, горя, потерь близких, я столько успел сделать добра людям, что, если смерть придет через тридцать секунд, я умру гордый и счастливый».

Детство, фронтовая юность

Академик Международной академии танца родился 15.07.1924 в селении Старые Атаги, находящемся в Грозненском районе. Любовь к танцу у него проявилась в детстве. В 15 лет его одновременно приняли в Чечено-Ингушский танцевальный ансамбль и в хореографическое училище (г. Грозный). По окончании учебы его направили работать в Музыкальный театр комедии (г. Пятигорск).

В начале Великой Отечественной войны Эсамбаев Махмуд танцевал в составе концертной бригады перед бойцами на фронтах, в госпиталях. В феврале 1944 г. он по семейным обстоятельствам покинул службу в бригаде.

Имеющий правительственные награды, получивший боевое ранение артист вынужден был прекратить выступления, чтобы спасать попавших в беду родственников. Начался геноцид чеченцев.

Войска НКВД под руководством Берии, действуя с особой жестокостью, произвели печально известную операцию «Чечевица» – депортацию его народа.

Утраты Эсамбаева

Артист в это время находился в Пятигорске. Полмиллиона его земляков в неотапливаемых вагонах насильно отправили в Среднюю Азию. Четверть из них была расстреляна, погибла от холода и голода.

Юноша потерял многих своих родственников, он по своей воле отправился вслед за родными в ссылку, подвергнув себя риску, хотя его лично, как артиста, НКВД не трогало. Изначально никакой информации о месте, где находится родня, не было. Чудом узнал, куда сосланы родители, Эсамбаев Махмуд Алисултанович.

Биография его гласит, что жизнь танцора в первые годы пребывания в Киргизии омрачена тяжелыми утратами, реально способными сломить человека.

Отца он нашел где-то под Карагандой, а маму – не успел. Та замерзла на поле, куда пошла в надежде выкопать оставшиеся корнеплоды.

Однако из-за пережитого, несмотря на должный уход со стороны заботливого сына, отец вскоре умер также. Перед смертью он благословил Махмуда на профессию танцора.

Этот момент много значил для артиста, он его потом часто вспоминал, ведь родитель ранее считал дело всей его жизни несерьезным увлечением, блажью.

Классический балет

Несмотря на лишения депортации, постоянно развивался творчески Эсамбаев Махмуд. В 1944-1946 гг. преподавал бальные танцы в Доме культуры поселка Ак-Тюз (Киргизия). С 1946 по 1956 год он был солистом Киргизского театра оперы и балета.

Там он танцевал главные партии в балетах «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Бахчисарайский фонтан». Всего Эсамбаев исполнил более 100 балетных партий. Его работы – заметная страница в истории киргизского театра.

Впрочем, даже в его балетном репертуаре присутствовал особо любимый им горский танец лезгинка.

Мастер народного танца

В 50-е годы талантливый и успешный артист балета ощутил не просто влечение к народному танцу, он понял, что ему подвластны специфические фольклорные особенности различных культур.

Воодушевленный образованием автономной республики своего народа, он уехал в Чечню, где занялся уникальным танцевальным искусством, создавая тематические новеллы на тему «Танцы народов мира», позже сделавшие его мировой звездой. На высочайшем техническом уровне, признанном знатоками, исполнял Махмуд Эсамбаев:

  • «Танец огня» на музыку де Фальи;
  • башкирский «Воин»;
  • таджикский «Танец с ножами»;
  • индийский «Золотой бог»;
  • испанский «Ля-коррида».

Подготовка к фестивалю

К тому времени артист был семейным. Его супруга, женственная и мягкая армянка Нина Аркадьевна, всю жизнь прожила душа в душу с ним. В любви и согласии родился их единственный ребенок, дочь Стелла.

После смерти отца Стелла Эсамбаева рассказала о том, как отец в 1957 г. принял решение выступать на международном молодежном конкурсе. Как-то вечером он, вернувшись с репетиции, подошел к жене и сказал ей: «Нина, в Москве будет международный фестиваль, и я хотел бы попробовать свои силы». Несмотря на то что семья Махмуда Эсамбаева в ту пору материально жила плохо, жена дала добро:

– Хорошо, ты езжай. Деньги добудем, я продам свою швейную машинку и ковер. Выступай и за нас не беспокойся. Я медсестра, буду уколы делать, заработаю себе и дочке на жизнь.

Кандидатура артиста зависела от того, примет ли комиссия подготовленный им сольный концерт. Тот состоялся в зале Калужской филармонии. Он прошел с успехом. Артиста утвердили на участие в фестивале. В дальнейшем танцор всегда с особым чувством благодарности выступал в Калуге.

Звездный час артиста

На конкурсе в Москве чеченец-танцор оказался сенсацией. Пресса разных стран писала о том, что зажглась звезда мирового уровня: чеченский артист победил лучших танцоров мира сразу в трех номинациях!

Дочь вспоминает, как мама, услышав по радио об успехе мужа, на радостях целовала ее и плакала: «Стелла, наш папа выиграл все». Действительно, после такого успеха стал желанным гостем для лучших сцен мира танцор Махмуд Эсамбаев. Биография его последующих лет убедительно доказывает, что талант и неустанное творчество в итоге приносят успех и благосостояние.

Нина Аркадьевна была замечательной женой для великого артиста. Эсамбаев всегда ощущал тепло и уют своего дома. Благодаря ее стараниям гостеприимная атмосфера жилища притягивала творческих людей – друзей Эсамбаева: Эдиту Пьеху, Юрия Григоровича, Марка Донского, Александра Броневицкого.

Также супруга танцора имела творческую натуру: не имея артистического образования, она тонко разбиралась в нюансах танца. От жены знаменитый танцор нередко принимал дельные советы, реально использованные в постановках.

Гастрольная деятельность

После выступлений в Москве артист в составе группы «Звезды балета СССР» посетил с гастролями ряд стран. Особым успехом танцор СССР Махмуд Эсамбаев пользовался в Бразилии и во Франции.

Вернувшись из-за рубежа, артист создал свой собственный танцевальный коллектив. Гастроли по городам СССР были расписаны на несколько лет вперед. Все хотели увидеть знаменитого горца. Современники вспоминают, что в некоторых республиках СССР мамы несли к нему, как к шаману, детей на излечение. Они просто обманулись перевоплощением артиста в одном из танцев.

Съемки в фильмах

Первым режиссером, снявшим фильм, где Эсамбаев играл самого себя, был Тофиг Тагизаде. Съемки проводились в 1963 г. студией «Азербайджан-фильм». В 1973 г. режиссер Альберт Мкртчян пригласил его на колоритную роль шамана в картине «Земля Санникова». У танцора были и другие запоминающиеся роли в картинах «Честное волшебное», «На край света», «Великий Туран».

Замечательный документальный фильм о великом танцоре снял режиссер Руслан Наршхоев. Всего же артист сыграл в 13 фильмах.

Депутатская деятельность

35 лет люди избирали Махмуда Эсамбаева депутатом. В своей общественной должности он всегда придерживался главного принципа – быть слугой народа. Его депутатские обязанности включали работу в комиссиях и фондах:

  • «Материнство и детство» (помощь матерям-одиночкам).
  • «Акция доброты» (помощь детям-инвалидам).
  • Фонд помощи беженцам.

Были даже случаи, когда он, отозвавшись на реальную беду человека, отменял концерты. Об одном из таких случаев в интервью рассказала его дочь Стелла, когда отец на два дня вылетел в Красноярск.

Своим избирателям на встречах он говорил, что ему все равно, будут ать за него или нет. Вопрос для него состоит не в статусе, а в потребности – делать людям добро. И в том и в другом случае он будет продолжать помогать в беде.

О родственниках

Родственники Махмуда Эсамбаева, проживавшие в его родовом доме в Старых Агатах, хранят добрую память о нем. Дядя Махмуд помогал в воспитании своих пятерых племянников, искренне радуясь их успехам. Во время Чеченской войны их уютный и светлый дом дотла сожгли, а дядя помог родне поселиться в Подмосковье.

Старший из племянников, Саид Эсамбаев, добился громких побед в мировом спорте, 11 раз завоевывая звание чемпиона мира в боях без правил. Второй по возрасту племянник работает врачом в подмосковном спортивно-оздоровительном комплексе.

Родственники Махмуда Эсамбаева приняли от своего дяди эстафету благотворительной деятельности. Они ежегодно организуют для юных танцоров из республик бывшего СССР танцевальный конкурс «Юность».

Отношение к войне на малой родине

Когда началась Чеченская война, у высокого, по-юношески пластичного старика-горца, по-мужски достойно переносящего свою болезнь, в глазах стояли слезы: как в его стране (Чечню и Россию танцор называл своими двумя крыльями) может иметь место такое варварство, такая кровавая мистерия! Родные Махмуда Эсамбаева вспоминают, что он, чья жизнь уже была на излете, тогда успел помочь многим своим бедствующим землякам. С началом войны каждый свой концерт хореограф начинал с чеченского танца «Легенда», повествующего о джигите, которого беда заставила покинуть свой дом.

Людям запомнилось его гражданское мужество.

Однажды в период ведения боевых действий его, как главного хореографа, вынудили присутствовать и произнести тост на фуршете после концерта в Большом Колонном зале, там же находились все министры и мэр Лужков.

Эсамбаев тогда громко и отчетливо сказал: «Пусть сдохнут все, кто начал войну. И тот, кто за это не выпьет!» По воспоминаниям присутствующих, его авторитет и сила слова были таковы, что за сказанное выпили все…

Ведь все знали, что имел право это сказать Махмуд Эсамбаев. Родители его и многие родственники погибли от бериевского геноцида.

Очевидно, что не только за творчество, но и за такую четкую гражданскую позицию Эсамбаева, никогда не разделявшего людей по национальностям, ныне чтут в родном для танцора Грозном.

Его именем назван один из центральных проспектов и возведен созданный земляком памятник.

Кстати, созвучно великому танцору отнесся к войне и Юрий Шевчук, сложивший о Грозном пронзительную песню «Мертвый город. Рождество». Русский музыкант, очевидец штурма Грозного, впоследствии давая интервью, сказал, что «проклял все это», собственно, как это сделал и Эсамбаев.

Заключение

Великий танцор так и ушел уникальной личностью, не передав своего умения последователям. Осталось лишь громкое имя в искусстве – Махмуд Эсамбаев.

Профессионалы отмечают, что в этом нет личной вины знаменитого танцора и хореографа.

Его творчество – народный танец – весьма многогранно и емко, богатейшие нюансы танцев народа мира невозможно охватить человеку, не обладающему выдающимися способностями. Очевидно, что Мастеру не удалось найти Ученика.

Впрочем, кто знает? Может быть, и появится вскоре на танцевальной сцене подобный ему самородок, который языком движения сможет выразить душу всех народов, населяющих такой прекрасный и такой беззащитный земной шар.

Источник: https://FB.ru/article/424895/mahmud-esambaev-biografiya-lichnaya-jizn-semya-foto

Махмуд Эсамбаев – гений, которому покорились все танцы народов мира

Презентация Саид Эсамбаев. Есть такие герои...

Здравствуйте, уважаемые читатели блога. В этой статье я расскажу вам о человеке, имя которого во всех уголках Земли произносят с воодушевлением. При этом, каждый раз используют эпитеты – «маэстро танца», «патриарх мировой хореографии», «величайший танцор века», «народный артист восьми республик». Как вы уже поняли, зовут его – Махмуд Эсамбаев.

Говорят, что есть люди, которых невозможно перехвалить. Именно к таким относится Махмуд Алисултанович. Его жизнь – это настоящее воплощение победы сильного духа над трусостью и злом.

Махмуд Эсамбаев на протяжении 35 лет избирался депутатом Верховного Совета и за это время его назвали «народным слугой». Ведь, девизом его жизни всегда было – помогать людям и не ждать за это благодарности. Фраза «доброта спасет мир» принадлежит ему.

Махмуд всю жизнь протягивал руку помощи людям и хотел обогреть их теплотой своей души. Но, самое главное, каждый раз, делая добро, он сам становился от того счастливее.

Такие танцоры рождаются раз в 1000 лет. Во всем вире великие хореографы и танцоры, такие как Игорь Моисеев, Галина Уланова, династия Сухишвили давно это признали. Эсамбаев очень любил Россию и свой чеченский народ. Ведь, вспомним знаменитые слово маэстро: «У меня два крыла – Чечня и Россия».

Без участия Махмуда Алисултановича не проходило ни одно значимое в Советском Союзе мероприятие. Концерты, фестивали, праздники, знаменательные даты, юбилеи, «Голубой огонек» — везде Махмуд был самым желанным гостем. И, практически всегда, он задавал тон, неоднократно просили его выступить на «бис».

Биография и творчество Махмуда Эсамбаева

Родился будущий король танца в селении Старые Атаги Чеченской республики 15 июля 1924 года в семье чеченца Алисултана из тейпа Ишхой (кстати, о чеченских тейпах напишу большую статью). Любовь к танцу у кавказцев в те годы прививалась еще с младенческих лет. Ведь, людей, которые не умели танцевать, на Кавказе считали неполноценными.

Когда Махмуду было 7 лет, отец очень часто брал его с собой на свадьбы, где маленький танцор поражал всех своим талантом. Но, мог ли кто-нибудь тогда предположить, что этот юнец прославится на весь мир.

В те времена по селам и городам Северного Кавказа разъезжали кочевые цирки. В 8 лет Эсамбаев в составе одного из таких цирков начинает гастролировать по Чечне.

Данный факт вызывает ярость у его отца, так как он считает, что танцы – это не дело настоящих мужчин и так семью нельзя прокормить.

Вообще, складывается такое ощущение, что сама судьба вела его за руку к вершинам мастерства. Все, что происходило в жизни Махмуда, случалось «вопреки, а не благодаря».

В 1934 году в Чечню приезжает Любовь Орлова и ей говорят, что есть мальчик, который просто превосходно пародирует ее. Конечно же, Орловой стало интересно посмотреть на него. Когда Махмуд спародировал ее, она очень долго смеялась и сказала, что у этого мальчика большое будущее.

Именно встреча с цирком и Любовью Орловой укрепили в сознании маленького Махмуда ясное и четкое желание стать актером.

В 1939 году в возрасте 15 лет Эсамбаев поступает в Грозненское хореографическое училище и начинает участвовать в концертах Чечено-Ингушского ансамбля. Но, в 1941 года начинается Великая Отечественная война.

Махмуд в составе ансамбля уезжает на фронт, но во время выступления его ранят в ногу. Лечащий хирург тогда объявит ему, что он больше не сможет танцевать. Это был первый удар судьбы.

Но, Эсамбаев не опускает руки и в 1943 году в Пятигорске в театре оперетты ему предлагают сразу несколько ролей. Кстати, он был награжден «Орденом Отечественной войны» II степени.

Но, в 1944 году приходит новая беда. Всю семью Эсамбаевых насильственно депортируют в Киргизию. Этого удара судьбы не перенесла его мать, которая ушла из жизни, видя страдания своей семье. Отец тоже очень сильно заболел. Но, Махмуд и здесь не сломался. Он упорно трудился и верил, что его звезда когда-нибудь взойдет.

Здесь талант молодого чеченца раскрылся в новой огранке. Долгих 12лет, вплоть до 1956 года, Эсамбаев является солистом Киргизского театра оперы и балета.

До сих пор, в этой среднеазиатской республике считают его одним из основателей киргизского балета. Махмуд Алисултанович исполнял главные партии в балетах «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Бахчисарайский фонтан».

Кстати, именно здесь отец признал, что был не прав, когда противился выбору своего сына.

Позже сам Эсамбаев вспоминал: «Я благодарен киргизскому народу за то, что он на протяжении 12 лет давал мне возможность познать искусство балета. Я не могу вспомнить ни одного плохого дня в Киргизии».

Махмуд стал самым первым танцующим мужчиной в Киргизии, которому было присвоено звание Народного артиста Киргизской ССР.

Хочется сказать, что он во всем был первым, ведь не зря в дальнейшем он станет Народным артистом еще 7 республик.

Наступает 1957 год и, начиная с этого времени, фортуна сопровождает его везде. Как раз в тот год в Москве проводился Всемирный фестиваль молодежи. Махмуд очень хотел попасть на него, но понимал, что средств на это у него нет. В это тяжелое для семьи время его поддержала жена Нина.

Они продали все ценности, хоть и было их немного (ковер, швейная машинка), и он поехал покорять столицу. Конечно же, сейчас мало кто помнит о том, что ему пришлось спать на вокзалах и жить впроголодь, лишь случайная встреча с балетмейстером Большого театра Крамаревским, который был знаком с Эсамбаевым, помогла молодому таланту.

Дальше была победа в двух номинациях, золотые медали, слезы счастья родных. Лучше всех тот момент описала дочь Стелла Эсамбаева:«Я была маленькая, а мама, я помню, услышав по радио, что папа получил три медали, завоевал первые места, закричала: «Стеллочка, папа наш получил все!».

И вот я помню этот момент, я как ребенок воспринимала тот момент, но я была тоже очень счастлива, а мама просто плакала от радости. На самом деле как-то по жизни она очень хорошо его понимала и всегда способствовала его росту.

Безумно радовалась его успехам, то есть она была просто настоящим ему другом и необыкновенной для меня мамой.

На фестивале Махмуд Эсамбаев удостоился самых лестных отзывов и почестей. Прочитайте, что о нем сказала великая Галина Уланова:

«Такие люди, как Махмуд Эсамбаев, встречаются, даже не знаю, во сколько лет, может быть единожды. Он имеет уникальные данные.

Он, по существу, так пластичен, так музыкален и так выразителен, и самое замечательное, что он своими силами нашел форму выражения своего искусства, искусства своего народа. Мне кажется, что его танцы, все, что он исполняет, никто другой не смог бы сделать как он.

Даже имея физические данные, которые бывают только у считанных людей, и то не всякий артист балета сможет делать то, что удается Махмуду. К тому же он начал заниматься искусством нашего классического балета довольно поздно.

Может, это даже и лучше, что он начал в детстве танцевать не в классической школе, может быть, у него тогда много и пропало бы. А так у него осталась народность, народность во всех смыслах этого слова. И это здорово»

После фестиваля Эсамбаев решает расширить свой репертуар и начинает обучаться различным танцам народов мира. Самым сложным здесь является то, что мало исполнить танец технически, нужно прочувствовать его так, чтоб народ посмотрел и признал его своим. Вот, как описывает свое решение перейти в жанр народных танцев сам Махмуд Эсамбаев:

«Оставив академическую оперу, я двинулся в трудный и полный неожиданностей путь. Трудный оттого, что традиций сольного исполнения танцев разных национальностей у нас не существовало, и, потому, что работа танцора на концертной эстраде не легче, чем работа исполнителя большой партии в спектакле.

Там в его распоряжении три-четыре действия, на протяжении которых он постепенно показывает становление и развитие характера. Там он в окружении своих коллег, образующих живую среду спектакля. Здесь, на эстраде, номер занимает от минуты до четверти часа. Танцор находится один на один с залом.

И он должен, совместив в себе исполнителя, режиссера, постановщика, убедительно, последовательно рассказать о жизни своего героя и вместить эту жизнь в считанные минуты номера.

Такая краткость рассказа требует особой точности в сохранении рисунка танца, безукоризненной логики актерской работы, абсолютного чувства меры и, главное, отношения к танцу как к истории человеческого характера. Танец любого народа выражает его самые характерные, самые высокие и прекрасные черты. Поэтому я знаю, что профессиональной школы танцору мало. Его школой должна быть сама жизнь»

На этом поприще талант Эсамбаева раскрылся в новых красках. Рассказать о всех танцах, которые исполнил Махмуд, лучше не сможет никто, кроме него самого. Здесь же хотелось бы сказать о том, что каждый юбилей Махмуда отмечался с большим размахом и помпезностью.

Нет, он сам не хотел этого, просто друзья и товарищи каждый раз устраивали в его честь грандиозные мероприятия. На свое 50-летие в 1974 году он был удостоен звания Народного артиста СССР, в день своего 60-летия в 1984 году ему присвоили звание Героя Социалистического Труда.

В 70 лет его награждают орденом Дружбы за выдающиеся достижения в искусстве танца и плодотворную общественную деятельность, а в 75 лет – он получает орден «За заслуги перед Отечеством» III степени.

Отношение к войне и своему народу

Однажды в Большом театре на фуршете в присутствии бывшего мэра Москвы Лужкова и многих министров Правительства Эсамбаев произнес следующие слова: «Пусть сдохнут все, кто начал войну в Чечне!». Все были просто обескуражены, но никто не посмел сказать ему слова.

Война в Чечне принесла большие страдания Эсамбаеву. Он видел и чувствовал боль своего народа. Переживания усиливались еще и потому, что он всю жизнь старался помогать людям, а тут был бессилен.

Махмуд пытался докричаться и достучаться до Правительства и мирового сообщества, но его никто не слышал.

Каждый раз, когда у него спрашивали о его состоянии, ответ был таким: «Это все мелочи, там гибнут мои родные люди – и это самое страшное». Близкие люди стали видеть, как на глазах Махмуд стал угасать.

Вот, о чем мечтал великий танцор в последние годы жизни: «Приезжая всякий раз с гастролей, я ходил по Грозному и любовался каждым вновь построенным домом. Сам помогал строить и аэропорт, и театр, и здание Республиканского комитета. Теперь все это разрушено. Нет, я не смогу видеть все, что там натворили, я сразу же упаду и умру».

Он со слезами на глазах произносил: «Только вот еще бы раз хотел увидеть мои тополя, которые я посадил в родном селе Старые Атаги. Но, видно, этому не суждено сбыться».

Действительно, за время двух Чеченских компаний был нанесен невосполнимый урон культуре не только чеченского народа, но и культуре всего Кавказа. Посмотрите, что пишет дочь Эсамбавева о его тогдашних переживаниях:

«Наш дом в Чечне безжалостно сожгли. Исчезли уникальные костюмы Махмуда, исчезли книги, исчез весь архив Махмуда. Хороший был дом, добрый и красивый. Его называли «чеченским Эрмитажем». Там были подлинники великих художников.

Люди просто приходили, как в музей: посидеть в комнате, посмотреть. Ему Индира Ганди, например, подарила костюм, вышитый бриллиантами и другими драгоценными камнями. Потеря родного дома стала для дяди большой трагедией.

Каждый свой концерт он впоследствии начинал с чеченского танца «Легенда», рассказывающего о трагической судьбе горца, семье которого пришлось покинуть родные места. Он очень переживал, что пришлось уехать из Чечни.

Ему было невероятно больно, что на чеченской земле лилась кровь, и он надеялся, что доживет до того дня, когда будут судить тех, кто развязал эту войну»

К великому сожалению, Махмуд Эсамбаев не дожил до этого дня. 7 декабря 2000 года ушел из жизни великий сын Кавказа, а вместе с ним – величайшая эпоха.

Это день ознаменовался трагедией не только для всех народов Северного Кавказа, но и для всего мира.

Согласно традиции, его должны были похоронить в родном селе на чеченской земле, но пламя войны не позволило исполнить последнее пожелание Махмуда. Его похоронили в Москве на Даниловском мусульманском кладбище.

Несомненно, что война в Чечне ускорила смерть мэтра. Сегодня в его честь в Грозном установлен памятник. Дело его продолжают племянники Саид-Абдул и Саид-Магомед Эсамбаевы, а также дочь Стелла Эсамбаева. Созданы и успешно функционируют Всемирный Благотворительный Фонд и ансамбль имени М.Эсамбаева. Также, его именем назван астероид 4195 (Esambaev).

Махмуд Эсамбаев навсегда останется в наших сердцах как человек, который любил и восхвалял людей. Он стал гражданином мира и таковым будет всегда! Для нас Махмуд всегда будет жив!

Источник: https://tanci-kavkaza.ru/maxmud-esambaev-genij-tancealnogo-iskusstva/

Ваш педагог
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: