Педразвитие |
Авторы: Бабенко Оксана Николаевна, Макковеева Людмила Виталиевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ “Детский сад “Росинка” с.
Новицкое Партизанского муниципального района
Населённый пункт: С.НОВИЦКОЕ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
Наименование материала: проект
Тема: “Мой родной край” для детей старшей группы
03.01.
2019
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Росинка» с.Новицкое Партизанского муниципального района
Проект
«Мой родной край»
для детей старшей группы
Автор проекта:
Бабенко Оксана Николаевна,
воспитатель первой квалификационной категории
2018 г
.
Проект для детей старшего дошкольного возраста
«Мой родной край»
Вид проекта: познавательно–творческий
Тип проекта: групповой, краткосрочный.
Автор проекта: Бабенко Оксана Николаевна, старший воспитатель, первой
квалификационная категория.
Участники проекта: дети старшей группы, родители.
Время реализации проекта: 1неделя (06.11.2018г. – 09.11.2018 г.)
Актуальность
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников – основная задача
в условиях современной России. Меняется жизнь, меняемся мы сами. Мы
гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим,
над большим задумываемся. Чувство любви к Родине – это одно из самых
сильных чувств, без него человек не ощущает своих корней. Поэтому важно,
чтобы
ребенок
уже
в
дошкольном
возрасте
почувствовал
личную
ответственность за родную землю и ее будущее.
Каждый регион, город, село неповторимы, их отличают друг от друга
традиции, историческое прошлое, культура. Задача взрослого направить их
познание в нужное русло. Следует рассказать детям, что каждый уголок
родного края, родного города уникален и хранит свою тайну. Невозможно
полюбить свой край, свое село не зная их судьбы, исторического прошлого.
Начиная работу по воспитанию любви к родному краю, взрослый обязан сам
хорошо
его
знать.
Ведь
дошкольный
возраст,
как
период
становления
личности,
имеет
свои
потенциальные
возможности
для
формирования
нравственных чувств, к которым, и относится чувство патриотизма.
Цель: Формирование нравственно-патриотического отношения и чувства
сопричастности
к
семье,
селу,
к
природе,
культуре
на
основе
историко-
национальных и природных особенностей родного края. Воспитание чувства
собственного
достоинства
как
представителя
своего
народа,
уважения
к
прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к
представителям других национальностей. Закрепление и расширение знаний
о родном селе.
Задачи.
Дети:
Образовательные: Формировать интерес детей к прошлому и настоящему
села Новицкое, жизни жителей в разные исторические времена, людскому
быту и культуре:
познакомить с историей возникновения села;
обратить
внимание на то, что в названиях отдельных улиц есть отражение история.
Расширять представления детей об использовании полученных знаний и
умений
в
разных
видах
деятельности
(двигательной,
изобразительной,
игровой, речевой), а также в конструировании, экспериментировании, ручном
труде и т.д.
Развивающие: Развивать
познавательную
активность
детей
посредством
проектной деятельности с привлечением родителей и старшего поколения
(бабушки, дедушки и др.).
Развивать диалогическую, связную речь и коммуникативные навыки детей:
умение участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и
задавать их, читать наизусть стихи.
Воспитательные: Прививать детям чувство гордости за свое родное село,
за
свой
родной
край,
чувство
сопричастности
к
происходящим
в
них
событиям.
Воспитывать бережное отношение к достопримечательностям и природе
родного края.
Родители:
1.
Развивать
познавательно-исследовательскую
деятельность
путем
ознакомления с историей родного села и края.
2. Ориентировать родителей воспитанников на воспитание патриотических
качеств в семье.
Воспитатели: пополнить развивающую среду по теме проекта.
Предполагаемый результат:
Для детей: Ребенок
имеет
определенные
знания
о
родной
стране,
крае,
городе, селе, знает флаг, герб. У ребенка сформировано чувство уважения к
родному краю, городу, селу, дому, семье, детскому саду, людям, живущим
рядом, к окружающему миру, к культурным ценностям и традициям своего
края.
Развитие
познавательной
активности,
творческих
способностей,
воображения, коммуникативных навыков, речи. Ребенок бережно относится к
природе родного края, умеет вести себя в окружающем мире. Приобретение
детьми
социального
опыта. Повышение познавательного интереса детей к
родной истории.
Для родителей: Родители станут активными участниками образовательного
процесса. Повыситься уровень знаний и умений по теме проекта.
Для
педагогов: Пополнится
библиотека
методической
и
художественной
литературы, обогатиться предметно – пространственная среда
Этапы проекта:
I этап. Подготовительный.
1.
Подготовка
материала
для
реализации
проекта:
подбор
методической,
справочной,
художественной
литературы,
иллюстративного
материала,
пособий,
игр
по
данной
теме;
подготовка
материалов
для
продуктивной
деятельности; подбор материалов, атрибутов для игровой, познавательной
деятельности.
2. Информирование родителей о предстоящей деятельности.
3. Привлечь родителей к участию в проекте.
4. Подготовить наглядный и консультационный материал для родителей.
II этап. Основной.
1. Знакомство с историей, традициями, особенностями жизни жителей села
Новицкое.
2.Подготовить папку – передвижку «Достопримечательности Приморского
края».
3. Консультация для родителей «Что рассказать ребенку о Приморском крае»
4.
Привлечь
родителей
к
оформлению
фотовыставки «Путешествие
по
родному краю»
5 . Проведение НОД по теме проекта, беседы познавательного характера,
творческая деятельность, чтение литературы, рассматривание иллюстраций,
дидактические игры, самостоятельных игр в центрах активности.
(Смотри приложение)
III этап. Заключительный:
Фотовыставка «Путешествие по родному краю»
Итоговое
мероприятие: Просмотр видеоролика «Мой край родной, мое
Приморье»
Источник: http://pedrazvitie.ru/servisy/publik/publ?id=11519
Проект «Исследовательская работа «Мой край»
Разработчик: Заместитель директора по воспитательной и реабилитационной работе Бурмистрова Марина Викторовна
Координаты разрабочика: Тел. 8(496)635-41-42, luhsrcn2007@mail.ru
Основные цели и задачи проекта
Цель реализации проекта:
краеведческая поисковая деятельность, направленная на воспитание гражданско-патриотических качеств личности, на познание традиций своего народа, истории родного края.
Задачи реализации программы:
создание максимальных условий для освоения воспитанниками духовных и культурных ценностей предков, их быта, обычаев;
создание нравственного и эмоционально благоприятной среды для формирования детского коллектива, развитие личности ребёнка в них;
развитие исследовательских навыков в процессе работы;
развитие творческих способностей, коммуникативности через дифференцируемый подход к подопечным.
Целевая группа
Педагоги и воспитанники учреждения
Краткое описание проекта
Проект реализуется в учреждении в рамках подпрограммы «Родная земля». Им предусмотрено формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма.
Актуальность темы исследования подтвердили данные, полученные краеведами в ходе социологического опроса среди воспитанников и жителей села. Подавляющее большинство, которых плохо знакомы с историей родного края:
– более 90% опрошенных ничего не знают не только об истории села, но и
храма, часовни и других объектах, расположенных на исследуемых территориях;
– каждый четвертый респондент уверен, что можно считаться человеком, знающим свою национальную историю, не имея при этом познаний в истории православной культуры.
В связи с выявленной проблемой участниками реабилитационного процесса было принято решение уделить серьезное внимание изучению родного края. Выбрали тему исследования, определили цели и задачи, пути сбора информации.
Работа по краеведческому поиску проходила по разным направлениям, с использованием разных источников информации: работа с краеведческой литературой, архивными документами, беседа с краеведами и старожилами, фотофиксация материалов.
Основные направления:
– изучение отдельных вопросов истории родного края,
– изучение биографий заслуженных жителей поселка,
– сбор информации о школе, представителях педагогических династий,
– работа по составлению родословных.
– изучение истории храмов.
Имея в наличии материал из разных источников по всему кругу вопросов, ребята его обобщили и систематизировали. Особенностью стало осмысление информации и поиск дополнительных источников, уточнение каких-либо вопросов. Итог – написание текста работы, где ребята изложили наработанный материал.
Алгоритм проектного решения
1. Фондовая работа: Сбор документов, работа с фондовыми материалами.
2. Проведение теоретических занятий: дни учёбы актива краеведов с целью изучения теоретических основ, составления плана описания объектов, правила работы с источниками и т.п.
3. Исследовательская работа: посещение ветеранов, старожилов, известных людей поселка, и т.п. с целью накопления материала.
4. Просветительская работа: проведение экскурсий, тематических часов, лекций, викторин бесед и т.п.
5. Методическая работа: помощь краеведам-активистам, педагогам в организации, проведении и подведении итога при выполнении краеведческого задания.
6. Экспозиционная работа: сбор и оформление новых материалов по истории села, о знаменитых односельчанах, жителях города и района.
7. Участие в мероприятиях, связанных с краеведческой работой.
Результаты внедрения
По теме «Родной край» воспитанники собрали основную информацию по истории и природе родного края, проанализировали местную историю на фоне региональной и общероссийской, оформили раздел, связанный с природой, экономикой края, подобрали необходимый иллюстративный материал, провели опрос населения, анкетирование, познакомились с местными старожилами, местными знатоками истории края, воспоминания которых записали. На страницах летописи почетное место заняли и воспоминания о военных годах , рассказы детей о своих родных и близких, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны и трудившихся в тылу. Анкетирование помогло в системе собрать обширные сведения по различным вопросам местной истории, получить своеобразный срез на определенном историческом этапе.
Краеведы выявили людей, которые жили в этих краях, но уехали. Ребята организовали переписку. Из писем много интересного они узнали о Луховицкой земле.
Встречи с интересными людьми расширили круг общения, кругозор.
Много интересного ребята узнали из современных СМИ. Новую информацию, рассказанную об исследуемой местности, исследователи почерпнули с экрана. Просмотр встреч с местными поэтами подчеркнул уникальность здешних мест. Так привычные средства массовой информации стали источником самых неожиданных сведений. В период исследовательской работы педагог ввел в жизнь воспитанников элементы игры.
Например, оформили в сказочной, игровой манере зал, поставили бабушкин сундучок. В нем находки – загадочные предметы из прошлого: берестяная грамота, глиняная игрушка, музыкальные инструменты и многое, многое другое.
Тут и русская печь с чугунами и ухватами, стол с самоваром, деревянные скамейки, кровать, заправленная лоскутным одеялом, на полу домотканые половички, самопряхи, крынки, стены украшали искусно вышитые гладью и крестиком рушники, салфетки;
Исследователи выявили и описали наиболее ценные предметы из семейного наследия: самые различные документы, свидетельства, награды, письма, предметы домашнего быта, о многих из которых рассказали интереснейшие истории.
Ребята записали рассказы бабушек и дедушек о своей жизни, составили их генеалогическое древо. Их яркие воспоминания украсили первые страницы семейной летописи старшего поколения.
К сожалению, в силу разных причин во многих семьях практически не сохранились архивы предков (письма, документы, личные дела, награды и т.п.).
Занимаясь данным видом деятельности, воспитанники не только знакомились с историей жизни односельчан, но и оказывали помощь в формировании семейных коллекций, домашних архивов, благодаря чему и решалась такая задача как воспитание любви к родному дому (в широком смысле этого понятия).
Так, при изучении любой темы, казалось бы, не связанной напрямую с родной семьей, исследователями затрагивалась семейная проблема.
Ребята знакомили своих друзей на заседаниях подросткового клуба «Радуга» с историей жизни заслуженных людей, земляков (писателей, героев войны или труда), помимо общих биографических сведений, воспитанники вспоминали о годах их детства, интересных фактах биографии, семейных традициях, знакомили своих друзей с материалами тематических выставок: “Семейные реликвии”, “Орден и слава”, “Старая фотография”, “Лучший по профессии».
Безусловно, узнавая историю жизни односельчан, у детей возникло желание больше узнать и о своей семье. Активисты краеведческого движения вместе с участниками подросткового клуба составили генеалогическое древо их семьи.
Результат:
повышение престижа семьи, укрепление родственных связей, воспитание чувства гордости за своих предков.
Семья и школа – понятия взаимосвязанные, ведь каждый человек прошел через нее, именно она стала хранилищем памяти о людях, учившихся в ней, поэтому и этот объект вызвал интерес у юных исследователей.
В ходе проведенной работы ребята узнали историю создания МКОУ «Матырская» ООШ», составили ее полноценную летопись, собрав следующие материалы:
– изображение школы в разные годы ее существования (рисунки, фотографии, планы);
графии учителей и учеников с первых лет существования школы;
– свидетельства школьной жизни как процесса (своеобразная летопись образования);
– атрибуты школьной жизни разного времени (учебники, дневники, ручки, тетради и т.п.);
– детские сочинения, творческие работы.
Летописцами записывались главные, наиболее яркие события в хронологической последовательности.
Результат:
совместная деятельность в этой сфере исследователей и уважаемых граждан сел: Матыры и Городны позволила спасти многие ценные реликвии из домашнего архива опрашиваемых, объединив людей разных поколений.
В ходе поисковой, исследовательской, экскурсионной работы воспитанники, имея в наличии материал из разных источников по всему кругу вопросов, его обобщили и систематизировали.
Результаты исследовательской работы:
В ходе поисковой, исследовательской, экскурсионной работы у воспитанников сформировались особые психологические качества, способствующие успешной их социализации:
– чувство принадлежности к семье, друзьям, школе, коллективу единомышленников, малой родине, России;
– произошло осознание своей жизненной цели, миссии, призвания знания того, что я могу и хочу сделать в своей жизни, каково моё предназначение и ответственность перед собой, людьми, обществом, родиной;
– сформировалось чувство уверенности и защищённости – опора на себя, свои знания и опыт, на поддержку коллектива;
– чувство индивидуальности – понимание самого себя, ребята почувствовали уверенность в своих возможностях, произошла адекватная оценка восприятия себя другими людьми.
Источник: https://socsp.ru/projects/22