Профессиональная компетенция современного педагога

Содержание
  1. Требования к профессиональной компетенции и мобильности учителя
  2. Требования к профессиональной компетенции учителя
  3. Требования к профессиональной мобильности учителя
  4. Топ-8 профессиональных компетенций современного учителя
  5. 1. Умение создавать комфортную психологическую среду в процессе обучения
  6. 2. Умение организовать урок так, чтобы весь класс был вовлечен в учебный процесс
  7. 3. Навыки стратегического планирования, подбора методов обучения и создания материалов для урока
  8. 4. Навык применения формирующей оценки
  9. 5. Умение чувствовать атмосферу в классе
  10. 6. Умение выстраивать коммуникации со всеми участниками образовательного процесса
  11. 7. Поддержание профессионального имиджа, в том числе и во внешних проявлениях (одежда, речь)
  12. 8. Постоянное стремление совершенствоваться
  13. Подводим итоги
  14. Профессионально-педагогическая компетентность педагога. Что это такое, , модель, схема, требования
  15. Что такое профессионально-педагогическая компетентность учителя
  16. Роль учебной практики в формировании общих и профессиональных компетенций
  17. Виды компетенций
  18. Ценностно-смысловые компетенции
  19. Общекультурные
  20. Коммуникативные
  21. Социально-трудовые
  22. Компетенция личностного самосовершенствования
  23. Характеристики профессионально-педагогической компетентности
  24. Узкопрофессиональная и личностная человеческая компетентность педагога
  25. Уровни профессионально-педагогической деятельности
  26. Проблемы педагогической компетентности
  27. Этапы и система формирования профессиональной компетентности
  28. Пути развития профессиональной компетентности педагога
  29. на тему: что такое профессионально-педагогическая компетентность педагога
  30. Ключевые компетенции педагога
  31. Основные требования к современному педагогу, предъявляемые ФГОС
  32. Понятие и виды компетенций педагога
  33. Основные пути развития компетенций учителя
  34. Профессиональные и личностные качества современного педагога
  35. Оценка педагогических способностей
  36. Стандарт педагогического образа
  37. Компетентностная модель современного учителя
  38. Ключевые компетенции будущего учителя

Требования к профессиональной компетенции и мобильности учителя

Профессиональная компетенция современного педагога

Педагогическая профессия является одной из тех профессий, которые требуют наличия определенных профессиональных и личностных качеств. Большое значение в эффективности педагогической работы имеют именно профессиональные качества, а особенно профессиональные компетенции и профессиональная мобильность.

Определение 1

Профессиональная компетентность учителя – это единство его теоретической и практической подготовленности к реализации педагогической деятельности, характеризуемая его профессионализмом.

Компетентный учитель – это профессионал, специалист, который имеет необходимые знания в области педагогики и смежных с ней наук, способный грамотно спроектировать собственную деятельность, эффективно управлять педагогическим процессом и чутко реагировать на любые изменения в системе образования.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Таким образом, профессиональная компетентность учителя – это пропорциональный и адекватный комплекс коммуникативных, личностных и профессиональных качеств учителя, позволяющих ему достигать высоких результатов в собственной педагогической деятельности.

Профессиональная мобильность учителя – это умение изменять позицию и быстро адаптироваться в трудовых ситуациях, связанных с переменой места деятельности.

Профессиональная мобильность учителя является одним из наиболее важных составляющих его профессиональных качеств. Благодаря мобильности учитель способен подменить отсутствующего коллегу, продвигаться по карьерной лестнице и т.д., то есть он может свободно перемещаться в пространстве профессиональной иерархии.

Замечание 1

В более широком понимании профессиональная мобильность – это один из видов социальной мобильности, который характеризуется умением изменять профессиональный путь, посредством приложения усилий. В данном контексте, профессиональная мобильность связана с любой профессией, то есть относится не только к учителям.

Требования к профессиональной компетенции учителя

Основные требования, которые предъявляются к профессиональным компетенциям учителя, заключаются в следующем:

  1. Обладать умением учиться вместе со своими учениками, самостоятельно закрывать пробелы в знаниях.
  2. Уметь правильно и эффективно организовывать самостоятельную деятельность учеников. Оказывать учащимся помощь в определении образовательной цели, осуществлять самостоятельную оценку полученным знаниям.
  3. Уметь мотивировать детей на получение новых знаний, вовлекать их в различные виды учебной деятельности.
  4. Обладать умением профессионально составлять «сценарий» учебного процесса, используя разнообразные методы и формы обучения, исходя из поставленной цели. Учитывать индивидуальные возможности и особенности детей.
  5. Правильно занимать стороннюю позицию в спорных и конфликтных ситуациях, направлять свои профессиональные умения на их сглаживание и недопущение в будущем.
  6. Подмечать учебные наклонности каждого ученика и стараться направлять их в нужное русло, с целью усвоения детьми нового учебного материала и получения необходимых практических умений и навыков.
  7. Владеть такими видами мышления как проектное и исследовательское, уметь применять их на практике при организации проектной и исследовательской деятельности учеников.
  8. Адекватно и беспристрастно применять систему оценивания знаний учащихся. Использовать данную схему не только для того, чтобы установить уровень усвоения знаний учениками, но и для того чтобы показать им их достижения.
  9. Уметь осуществлять рефлексию собственной педагогической деятельности и обучать приемам рефлексирования учеников.
  10. Эффективно организовывать процесс педагогического общения и взаимодействия с учениками, родителями, коллегами и администрацией учебного заведения.
  11. Обладать навыками организации учебного занятия таким образом, чтобы он протекал не в скучной монологической форме, а в форме дискуссии или диалога, тем самым привлекать учеников к активному участию в образовательном процессе.
  12. Владеть современными навыками работы на компьютерной технике и применять их в организации учебного процесса.

Замечание 2

Таким образом, профессиональные компетенции проявляются не только в специальных знаниях в области педагогики, но в творческом подходе к педагогическому процессу, желании раскрыть для ребенка мир знаний, умении применять разнообразные формы и методы обучения. Все это, по сути, является основным профессиональным ресурсом учителя.

Требования к профессиональной мобильности учителя

Выделяют внутреннюю и внешнюю профессиональную мобильность.

Внутренняя профессиональная мобильность направлена на личностное и профессиональное развитие учителя, стремление овладеть новыми знаниями, расширить собственный профессиональный кругозор.

Внешняя профессиональная мобильность направлена на карьерный рост педагога, стремление стать лучшим в своей профессии, умении совмещать должности, места работы и т.д.

Требования к профессиональной мобильности учителя, различны в зависимости от того к какой составляющей они относятся:

  1. Качество личности учителя. Требования предъявляются к наличию у учителя внутреннего механизма профессионального развития, стремления «расти» в рамках педагогической профессии.
  2. Деятельность учителя. Требования предъявляются не только к самореализации учителя в профессиональном плане, но и в жизни.
  3. Процесс преобразования. Требования предъявляются к личностному росту, желанию находится в профессиональной сфере, стремиться ее расширять.

Особая актуальность профессиональной мобильности определяется тем, что она является условием переориентации всего образования на подготовку мобильных членов общества, а не только профессиональных кадров.

Многие исследователи отмечают, что профессиональная мобильность педагога служит важнейшим качеством, определяющим опережающую функцию образования и приоритетную роль учителя в развитии цивилизации XXI в.

Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/trebovaniya_k_professionalnoy_kompetencii_i_mobilnosti_uchitelya/

Топ-8 профессиональных компетенций современного учителя

Профессиональная компетенция современного педагога

Не так давномы писалио том, каким должен быть учитель с точки зрения его личностных компетенций (soft skills). Сегодня мы рассмотрим то, что называют профессиональными навыками (hard skills) − умения педагога, которые крайне важны в образовательном процессе, но не связаны с методологией преподавания.

1. Умение создавать комфортную психологическую среду в процессе обучения

Комфортная среда позволяет создать атмосферу сотрудничества, построить общение и взаимопонимание с учениками.

И учитель должен уметь организовывать образовательный процесс так, чтобы подросток свободно высказывал свое мнение, не боялся возражать и спорить, а учитель слушал, относился к ученику с уважением и не допускал пренебрежительности. Педагог должен уметь устанавливать дистанцию, при этом оставаясь ребенку другом.

У некоторых педагогов это умение врожденное или воспитано в семье. Другим его придется в себе развивать. Но главное – если есть желание, всему можно научиться.

2. Умение организовать урок так, чтобы весь класс был вовлечен в учебный процесс

Учитель должен уметь создавать образовательное пространство, используя тот набор инструментов, который предоставляет школа: обычную или интерактивную доски, шкафы, парты и т. п., но не только это.

Он должен при необходимости привносить что-то свое, и это не обязательно новое оборудование.

Это может быть, например, новая методика или технология, новый взгляд на традиционно используемые при обучении средства.

Чтобы правильно создавать пространство, в котором ребенку будет интересно учиться, педагог должен четко знать, с какой целью он проводит урок или организовывает внеклассное мероприятие, равно как с какой целью и для чего он будет пользоваться тем или иным инструментарием.

3. Навыки стратегического планирования, подбора методов обучения и создания материалов для урока

Важнейшая задача педагога – определить для работы со своим классом правильные стратегию и тактику. Учитель должен подбирать учебный материал таким образом, чтобы каждый ученик, независимо от его способностей, мог разобраться в теме урока. Понимание, как сделать так, чтобы заинтересовать абсолютно всех детей, – навык хорошего учителя.

Кроме материалов по предмету, педагог определяет, какую стратегию он будет использовать в процессе урока: игровые технологии, выезд на природу, эксперименты, изучение художественного произведения, а после – просмотр спектакля по его сюжету в театре и т. п.

Педагог выбирает стратегию, исходя не только из своих знаний, компетенций и возможностей, но и с учетом того, какой способ подачи материала его ученики воспринимают лучше.

Чтобы найти свой собственный подход к организации занятий, нужно постоянно изучать новые практики, методики, уметь их применять и видоизменять.

4. Навык применения формирующей оценки

Оценка должна точно измерять, что школьники уже освоили, а в чем у них еще есть пробелы. Например, в течение нескольких уроков дети изучали тему, для закрепления учитель провел контрольную работу.

Выставив оценки, педагог понял, что часть материалов по теме усвоена хорошо, часть – слабо, а что-то не усвоено совсем.

Учитель все анализирует и далее планирует уроки с учетом полученных результатов, даже если класс приступил к изучению нового раздела. 

Хороший учитель поставит подобную оценку и себе – что удалось ему самому, а над чем стоит поработать.

5. Умение чувствовать атмосферу в классе

Педагогу необходимо учиться определять настроение детей, их интересы, потребности, настрой на обучение. Это не значит, что нужно следить за их страницами в социальных сетях или организовывать собрания, задавая ученикам вопросы.

Учитель, владеющий описываемым навыком, получает информацию во время контакта с учениками, применяя знания из области психологии (не лишним будет вспомнить, чему учили в педагогическом институте), но и не настаивая на удовлетворении собственного любопытства.

Если знаний не хватает, педагог всегда может обратиться за советом к школьному психологу. Постепенно учитель научится обходиться без помощи коллег.

6. Умение выстраивать коммуникации со всеми участниками образовательного процесса

Знание психологии и навыки взаимодействия пригодятся в общении не только с учениками, но и с их родителями. Педагог должен знать, как обсуждать проблемы ребенка, и уметь принимать решения, учитывая интересы ученика. В общении с родителями так же, как и в общении с детьми в классе, важна дистанция. Знания из педагогики, социологии, психологии социального конфликта тоже пригодятся.

Чтобы общение с родителями получилось эффективным, нужно разобраться, почему у ребенка возникли те или иные проблемы, узнать мнение родителей об этом, после чего высказать свои предположения и предложить решение. Нужно уметь не поддаваться на провокации, слышать собеседника и обсуждать проблемы в спокойном тоне.

Кроме общения с родителями, необходимо поддерживать коммуникации с другими учителями и сотрудниками школы: посещать уроки коллег, проводить совместные занятия, вместе организовывать мероприятия, применять новые технологии на совместных уроках, подбирать стратегии и учебные материалы с учетом общего плана. Взаимопомощь очень важна.

7. Поддержание профессионального имиджа, в том числе и во внешних проявлениях (одежда, речь)

Профессионал отличается от дилетанта в том числе соблюдением профессиональной этики. Ничто так не демонстрирует ее, как речь педагога и его внешний вид. 

Обычно в школе действуют утвержденные правила, которые запрещают педагогическому составу носить прозрачную, «рваную», короткую, чрезмерно облегающую одежду, шорты, головные уборы, шлепанцы, сандалии, пляжную одежду и одежду с легкомысленными текстовыми принтами. В остальном у педагога нет особых ограничений. Главное, чтобы его внешний вид соответствовал месту, где он работает. 

Речь учителя должна быть близка к литературной. В то же время владение молодежным сленгом и разумное его использование в некоторых случаях может помочь наладить контакт со школьниками. В ситуации, когда педагог не знает смысла какого-то нового слова, которое используют ученики, спасает чувство юмора.

8. Постоянное стремление совершенствоваться

Учитель должен уделять время самообразованию. Развитие личностных и профессиональных компетенций – это обязательный процесс, ведь в образовании регулярно появляются новые технологии и стратегии преподавания. Многое, что было эффективно 20 лет назад, сегодня уже не работает.

Кроме того, если учитель не понимает и не хочет знать, чем сейчас живут дети и подростки, хорошей коммуникации с ними не получится.

Да и если учитель не стремится сам познать новое, перестает учиться, он со временем становится похож на старую испорченную пластинку: вроде все верно, только устарело и неинтересно.  

Подводим итоги

Очень важно обладать необходимыми для преподавания компетенциями. Но все-таки главное, чтобы учитель помнил, зачем он пришел в профессию.

Если он просто не знал, куда поступить, и подал документы в педагогический вуз, он вряд ли станет хорошим педагогом.

Если же учитель увлечен идеей стать настоящим наставником детям и подросткам и стремится стать профессионалом своего дела, то все в его руках.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на нашTelegram-канал.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/activityedu/top8-professionalnyh-kompetencii-sovremennogo-uchitelia-5d15a9837467e000ade12a29

Профессионально-педагогическая компетентность педагога. Что это такое, , модель, схема, требования

Профессиональная компетенция современного педагога

Профессиональная компетентность – это обладание личными и профессиональными качествами, с помощью которых систематически ведётся работа по решению профессиональных задач. Для педагога компетентность как специалиста выражается в умении осуществлять педагогическую деятельность со стабильно высокими образовательными и воспитательными результатами обучающихся.

Что такое профессионально-педагогическая компетентность учителя

Профессиональная компетентность в словарях С. И. Ожегова, Д. Н. Ушакова трактуется как «Круг вопросов в которых данное лицо хорошо осведомлено». Компетентный педагог, обладает высшей степенью педагогического мастерства, постоянно развивается и повышает свой уровень образования.

Профессионально-педагогическая компетентность учителя слагается из нескольких блоков:

  • теоретического;
  • практического;
  • личностного.

Структура профессионально педагогической компетентности

Теоретический блок подразумевает знание основ педагогики и психологии обучения, современное состояние обучения, знание современных технологий и методик обучения.

Практический блок педагогической компетентности включает в себя профессионально-педагогические умения и навыки:

  • использование информационных и коммуникационных технологий;
  • адекватное оценивание имеющегося ресурсного потенциала обучающихся и работа над его повышением, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
  • реализация управленческих функций – разработка образовательных программ, индивидуальных маршрутов развития обучающихся,
  • разработка дидактических материалов;
  • организация совместной и индивидуальной деятельности учащихся.

Личные качества учителя – толерантность, терпение и требовательность, общая культура педагога – составляют личностный блок профессионально-педагогической компетентности учителя.

Роль учебной практики в формировании общих и профессиональных компетенций

Профессиональная компетентность педагога – это владение определенным набором компетенций необходимых для педагогической деятельности, личное отношение педагога к работе, умение активно использовать профессиональные знания на практике.

Начальные общие и профессиональные компетенции – совокупность знаний, умений, навыков, формирует у будущих педагогов учебная практика. Она погружает студентов в реальную профессиональную среду и даёт первоначальный опыт.

Педагогические компетенции условно делят на виды – общие и профессиональные, чёткой границы между ними нет:

Общие компетенцииПрофессиональные компетенции
  • Поликультурная (толерантность).
  • Коммуникативная.
  • Аналитико-прогностическая (умение анализировать собственную деятельность).
  • Информационно-коммуникационная.
  • Правовая.
  • Профессионально значимые личностные качества (самоорганизованность, позитивная направленность, эмоциональная устойчивость).
  • Компетенция в целеполагании педагогической работы.
  • Компетенция в мотивировании, умение создать «ситуацию успеха» для учеников.
  • Компетенция, выражающаяся в знании предмета и методах преподавания.
  • Компетенция в умении организовать учебный процесс.
  • Компетенция в умении разработки программ, методических и дидактических материалов.

Учебная педагогическая практика решает 3 задачи – контролирующую, образовательную и воспитательную. Во время прохождения практики определяется уровень профессиональной готовности студентов к проведению учебно-воспитательных мероприятий, умение оценить свой опыт и опыт коллег.

Обучающая роль практики предусматривает развитие и совершенствование общих и профессиональных компетенций: толерантности, умения работать в команде, умений развивать творческие способности обучающихся.

Воспитательным моментом учебной практики является формирование у студентов готовности сотрудничать с коллегами, совершенствовать навыки педагогического общения, ответственно относиться к работе.

В условиях учебной практики, в школах, в детских оздоровительных лагерях, будущие педагоги ежедневно сталкиваются с разными педагогическими проблемами. Постепенно вырабатываются способность анализа, нахождения верных путей решения задач.

Виды компетенций

Понятие «компетенция» — набор качеств, известных специалисту, используемых им в работе.

Ключевыми компетенциями являются:

  • ценностно-смысловые;
  • общекультурные;
  • учебно-познавательные;
  • информационные;
  • коммуникативные;
  • социально-трудовые;
  • компетенция личностного самосовершенствования.

Ценностно-смысловые компетенции

Ценностно-смысловые компетенции – система ценностей, отражающие нравственные понятия человека. Помогают пониманию окружающей действительности, осознанию своего предназначения в мире.  Это способность человека воспринимать жизнь как высшую ценность.

Общекультурные

Набор общекультурных компетенций помогает в решении профессиональных задач с использованием личных качеств.  Воспитывая личность, педагог является образцом культуры. Внешний вид, общение, умение заинтересовать являются составляющими частями общекультурной компетенции.

Учебно-познавательные компетенции – это базовые компетенции педагога. К ним относятся:

  • педагогическое целеполагание. Учитель формирует образ будущего результата и планирует работу по его достижению;
  • анализ профессиональной деятельности и умение делать правильные выводы, исправлять недочёты в работе;
  • создание условий, обеспечивающих позитивную мотивацию у учащихся;
  • владение в совершенстве методами преподавания и знание предмета;
  • постоянное развитие и совершенствование профессиональных знаний.

Информационная компетенция означает умение ориентироваться в информационном пространстве и использовать информацию для достижения педагогических целей.

Владеющий информационной компетенцией педагог легко считывает и понимает информацию в разнообразных формах: в виде презентации, графиков, таблиц.

Поиск информации осуществляется с использованием средств информационно-коммуникационных технологий и ресурсов сети Интернет.

Коммуникативные

Коммуникативная компетентность выражается в умении педагога сотрудничать с обучающимися, родителями, коллегами для достижения положительного итога работы. Коммуникативно компетентный преподаватель владеет грамотной речью и насыщает общение позитивными эмоциями.

Социально-трудовые

Социально-трудовые компетенции выражаются в гражданской позиции педагога, общественной работе. Подразумевают знания и опыт в роли клиента, покупателя, родителя.

Компетенция личностного самосовершенствования

Компетенция нацелена на изучение и применение способов самосовершенствования в духовном плане, интеллектуального и физического развития. Человек заботится о своём здоровье, соблюдает правила безопасного поведения, ищет информацию, способы для интеллектуального роста.

Характеристики профессионально-педагогической компетентности

Профессиональная компетентность педагога – это умение связать теоретическую основу с практикой, ненавязчиво и доступно подать материал, выслушать и организовать.

В характеристике профессионально-педагогической компетентности выделены группы качеств, обязательных для компетентного педагога:

  • организационные;
  • психолого-педагогические;
  • профессиональные.

Учитель организует учебно-воспитательный процесс. Урок, лекция, мероприятие у профессионала увлекают, повышают мотивацию к обучению. Достигается это разными путями: интересными фактами по теме, нестандартной структурой занятия, использованием информационно-коммуникационных средств.

Живой диалог по теме и использование имеющегося опыта обучающихся повышают качество усвоения материала.

Являясь примером для подражания, преподаватель передает свои нравственные качества воспитанникам. Тактичность, объективное оценивание и поддержка педагога создают доброжелательную атмосферу, способствую успешному развитию.

На высокую профессиональную квалификацию указывает умение сочетать в методике преподавания теорию и практику. Компетентность проявляется в способности найти общие темы для разговора и сотрудничестве в разных ситуациях, в знании последних событий в мире и разнообразии теоретического материала примерами из жизни.

Педагогическая работа – творческий поиск совершенных методов и приемов учебно-воспитательного процесса.

Узкопрофессиональная и личностная человеческая компетентность педагога

Узкопрофессиональная и личностная или личностно-профессиональная компетенция совмещает в себе профессиональные знания, умения и навыки педагога с личными качествами.

Личностно-профессиональная компетентность проявляется в готовности человека к социальному взаимодействию в разных ситуациях, интеграции с социумом. Эта компетентность складывается из 3-х составляющих: профессиональной продуктивности, эмоционального интеллекта и социального взаимодействия.

Составляющие части личностно-профессиональной компетентности компонентов
Профессиональная продуктивность
  • Уровень достижений обучающихся, профессиональных достижений педагога;
  • участие в образовательных семинарах,
  • уровень реализации образовательной программы и её качество;
  • повышение квалификации педагога;
  • использование передовых технологий;
  • распространение педагогического опыта.
Эмоциональный интеллектСпособность воспринимать свои и чужие эмоции и направлять их в помощь интеллекту.
Социальное взаимодействиеКультура поведения и речи, коммуникативная толерантность.

Развитие одного компонента личностно-профессиональной компетентности вызывает развитие и других частей, происходит общий рост компетентности педагога.

Уровни профессионально-педагогической деятельности

Уровни профессионально-педагогической деятельности характеризуют продуктивность работы педагога:

  • Репродуктивный уровень. Передача известной учителю информации по предмету обучающимся, пересказ. Часто это уровень начинающих педагогов.
  • Адаптивный уровень. Адаптирование передаваемой информации к контингенту обучающихся. Начинается активное освоение профессиональных компетенций.
  • Локально-моделирующий (ситуативный) уровень. Умение ставить цель деятельности, но нет чёткого планирования работы. Видение отдельных педагогических явлений, ситуаций, без прослеживания связи между ними.
  • Предмоделирующий уровень. Владение и понимание ситуации, постоянное развитие. Присутствует целеполагание и четкое планирование работы для достижения лучшего результата обучения и воспитания. Нет ясного представления о функциях совместной деятельности обучающихся.
  • Моделирующий уровень. Достижение педагогического мастерства, умение устанавливать причинно-следственные связи. В обучении используются проектные методики, творческие задания. Учащиеся проявляют активность в учебной и внеурочной деятельности. Сформирован коллектив обучающихся.

Проблемы педагогической компетентности

Профессиональная компетентность педагога – это способ мышления, понимание ответственности за свои действия. В современных школах испытывается кризис педагогической компетентности. Поменялся профессиональный стандарт педагога, появились новые требования, обязательными стали новые компетенции – информационно-коммуникационная компетентность, проектная компетентность.

Опытные педагоги опасаются не справится с новыми требованиями и уходят в другую сферу деятельности. У молодых специалистов в силу недостатка опыта возникают проблемы педагогической компетентности в передаче информации, в организации учебного процесса, в рефлексивной деятельности.

Этапы и система формирования профессиональной компетентности

Формирование профессиональной компетенции педагога происходит на протяжении всей педагогической деятельности.

В системе становления профессиональной компетентности педагога выделяются 3 этапа: 

  1. Первоначальный этап соответствует времени обучения профессии. На этом этапе приобретаются основы теории и практики профессии педагога.
  2. Базовый этап начинается с момента начала работы в качестве преподавателя, педагога. Начинается активное изучение и овладение традиционными методиками преподавания, анализ и обобщение передового педагогического опыта.
  3. Послебазовый этап характеризуется повышением квалификации педагога. Это уровни учителя – мастера, учителя – исследователя и учителя – профессионала. На первой ступени этапа происходит обобщение своего опыта и опыта коллег, применение новых технологий обучения. На 2 ступени разрабатываются авторские учебные программы, учебно-методическая литература. На 3 ступени достигается высший уровень профессионализма: разрабатываются учебно-методические комплексы, новые методики и технологии обучения и воспитания, пишутся научные статьи.

Пути развития профессиональной компетентности педагога

От компетенции преподавателя зависит экономическое и духовное развитие общества.

Пути развития профессионально-педагогической компетенции:

  • систематическое прохождение курсов повышения квалификации;
  • участие в профессиональных объединениях разного уровня;
  • владение информационно-коммуникационными технологиями;
  • освоение и применение на практике новых педагогических технологий;
  • обобщение и распространение опыта своей педагогической деятельности;
  • участие в смотрах, фестивалях профессионального мастерства.

Повышение профессиональной компетентности, достижение профессионализма, зависит напрямую от желания человека.

Процесс формирования профессиональной компетентности длительный, динамичный и цикличный. Педагогу на каждой ступени профессионального развития необходима поддержка специалистов высокого класса, помогающих успешно пройти очередной этап.

на тему: что такое профессионально-педагогическая компетентность педагога

Профессиональная компетентность педагога:

Источник: https://kidteam.ru/professionalno-pedagogicheskaya-kompetentnost.html

Ключевые компетенции педагога

Профессиональная компетенция современного педагога

— Организация бизнеса — Кадры — Ключевые компетенции педагога

Ежегодно требования общества и нанимателей к выпускникам школ и ВУЗов растут. Это обуславливает повышение требований и к преподавателям.

Как следствие, учитель должен обладать рядом особых характеристик, которые позволят подготовить высокопрофессиональных специалистов, а также разносторонне развитых личностей, способных и дальше раскрывать свой потенциал.

Основные требования к современному педагогу, предъявляемые ФГОС

Профессия учителя или педагога требует наличия у специалиста не только критического и проблемно-педагогического мышления, но и творческого начала, способности внедрять в процесс обучения новейшие методики, а также наличие рефлексии относительно различных непредвиденных обстоятельств.

Современного педагога высокого уровня выделяет наличие креативного подхода к обучению, нацеленность на созидательную и преобразующую деятельность, а также технологическая осведомленность.

В последнее время требования ФГОС (федеральные государственные образовательные стандарты), формируемые Министерством образования и науки РФ, направлены на результативную деятельность, а также на развитие личности учеников посредством определенных мероприятий, организуемых преподавателем и учебным заведением. На этом основании формируется перечень определенных компетенций, которыми должен обладать педагог.

Основными требованиями ФГОС, предъявляемыми к учителю, являются:

  • способность субъекта обеспечивать достаточные условия для результативной деятельности учеников и их самомотивации;
  • умение самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для проведения урока с учетом конкретных обстоятельств и запросов учеников, их уровня подготовки и способности усваивать материал;
  • разработка различных программ и систем курсов, методических и дидактических документов, демонстрация их ученикам, а также консультирование обучающихся относительно уместности того или иного источника информации, включая ресурсы сети Интернет;
  • выявление и отражение в образовательной программе нюансов конкретных региональных, культурных и личностных особенностей группы обучающихся;
  • организация научно-исследовательской деятельности студентов, стимулирование к выполнению индивидуальных проектов;
  • осуществление оценки результатов учебной и творческой деятельности обучающихся, разработка соответствующей шкалы;
  • использование в своей профессиональной деятельности информационно-технологических возможностей, организация дистанционного образования. Современный учитель должен уметь работать с текстовыми и базовыми графическими редакторами, пользоваться сетью Интернет и мультимедийным оборудованием.

Это обуславливает необходимость формирования у конкретного учителя ряда компетенций, соответствующих его профессии, и обеспечивающих педагогу возможность осуществлять свою деятельность на высоком уровне.

Понятие и виды компетенций педагога

Компетенция является понятием широкого спектра, которое может по-разному трактоваться в рамках различных сфер. В контексте профессиональной деятельности, включая преподавательский труд, компетенция – это система навыков и знаний субъекта, которые он способен грамотно применить в конкретных обстоятельствах, опираясь на имеющийся опыт.

Статус учителя или преподавателя не означает, что у данного субъекта имеются необходимые компетенции.

В педагогической сфере можно выделить такие критерии профессионализма учителя:

  • наличие знаний и практического опыта преподавания;
  • способность субъекта эффективно разрешать конфликты в группе и иные проблемы, возникающие по ходу профессиональной деятельности;
  • способность уместно применять различные педагогические методы и приемы в рамках учебно-воспитательного процесса.

Существуют такие группы педагогических компетенций:

  • социально-психологическая. Предполагает способность субъекта не только выполнять поставленные перед ним задачи в рамках его профессиональной деятельности, но и развиваться;
  • профессионально-коммуникативная. Подразумевает уровень успешности осуществления коммуникаций с учениками и иными субъектами, связанными с преподавательским процессом;
  • общепедагогическая. Данная группа компетенций включает в себя психологическую и профессиональную готовность субъекта стимулировать развитие каждого отдельного подопечного, а также подразумевает наличие знаний основ педагогики;
  • предметная группа характеристик. Подразумевается образованность лица в той области знаний, которой, как заявлено, он владеет;
  • управленческая группа. Предполагает способность субъекта проводить педагогический анализ, формулировать цели и организовывать учебный процесс;
  • рефлексивная. Эта группа компетенций означает способность здраво оценивать проводимый учебный процесс, а также реакцию учеников на него;
  • информационно-коммуникативная. Предполагает способность учителя работать с компьютерными технологиями;
  • инновационная группа компетенций. Данные характеристики подчеркивают способность педагога проводить различные эксперименты, уместные в конкретной ситуации;
  • креативная. Подразумевается умение преподавателя выводить стандартный учебный процесс на нетривиальный, креативный уровень.

Существует огромное множество рассматриваемых характеристик, которыми в перспективе должен обладать педагог. Тем не менее, для современного учителя важны такие компетенции:

  1. Профессиональные компетенции педагога. Данная категория является наиболее важной для преподавателя, так как включает в себя умение организовывать учебную деятельность учеников и сопутствующий воспитательный процесс, способность интересно преподносить материал, включая творческий подход к обучению, а также демонстрировать выгоду от образовательного процесса студентам, тем самым стимулируя их к обучению.
  2. Компетенции педагога-психолога. Данная категория характеристик также крайне важна. Она включает способность педагога критически оценивать различные аспекты общества, искусства, науки и вести конструктивную дискуссию с учениками.
  3. Компетенции сотрудничества включают в себя способность учителя принимать решения и нести за них ответственность, налаживать контакты с учениками, осуществлять профессиональную деятельность в команде.

Если учитель занимается собственным профессиональным развитием и регулярно проходит курсы повышения квалификации, обозначенные компетенции постепенно формируются у молодого специалиста или совершенствуются у опытного педагога, повышается уровень профессионализма преподавателя.

Основные пути развития компетенций учителя

С целью повышения профессионализма педагог должен постоянно развиваться. Процесс развития предполагает совершенствование ключевых компетенций учителя. Основными путями обозначенного развития являются:

  • самообразование. Подразумевается изучение различных новых источников, касающихся как предмета, который преподает учитель, так и воспитания, психологии и особенностей коммуникации с группой обучающихся;
  • курсовая подготовка. Предполагается систематическое обучение или переподготовка кадров;
  • трансляция имеющегося опыта. К данной категории относится проведение семинаров, курсов, организация мастер-классов, общественных мероприятий и т.д.

Также важную роль в приобретении нужных компетенций преподавателем является стажировка и практическая деятельность с учениками. Практика демонстрирует, что получаемый опыт во многом является основным источником совершенствования профессионального уровня учителя.

Таким образом, компетенции педагога являются необходимыми характеристиками, которыми субъект должен обладать. При их наличии учитель сможет расти в профессиональном и личностном планах. (16 голос., 4,94 из 5)
Загрузка…

Источник: https://sovetkadrovika.ru/organizaciya-biznesa/klyuchevye-kompetentsii-pedagoga.html

Профессиональные и личностные качества современного педагога

Профессиональная компетенция современного педагога

Основными критериями в современной педагогике, которыми должен руководствоваться любой преподаватель, выполняя свою деятельность, являются профессиональные, личностные качества и способности.

Совокупность этих аспектов и их детальное изучение позволяет сформировать исчерпывающее представление о профессиональном направлении.

Это впоследствии позволяет специалисту в полной мере выполнять свои обязанности посредством детального построения учебных планов и программ, соответственно предъявляемых требований.

Анализ характеристики профессиональных и личностных качеств педагога подводит к выводу, о том, что не каждый гражданин может быть обучен профессии учителя.

Для полномерного изучения профессии и ее глубокого освоения, необходимо обладать психологической предрасположенностью к обучению.

Помимо этого, человек должен иметь определенный набор личностных качеств и способностей для успешного выполнения своих профессиональных обязанностей.

Оценка педагогических способностей

Более века назад был сформирован перечень ключевых персонализированных качеств педагога, которые способствуют успешному ведению профессиональной деятельности. Для формирования модели учителя, личность должна обладать такими качествами как:

  • Наблюдательность.
  • Целеустремленность.
  • Трудолюбие.
  • Настойчивость.
  • Скромность.
  • Ораторские способности.
  • Артистичность.

Помимо личностных качеств, коих выделено более пятидесяти, педагог должен обладать и определенными профессиональными качествами.

Определение 1

В понятие профессиональных качеств педагога, вкладываются такие компоненты, как приобретенные за период профессионального обучения специальные знания, навыки, умения, модели поведения, способы мышления и методы ведения деятельности.

Кроме описанных компонентов профессионализма, хорошо подготовленный педагог должен обладать:

  • Эрудицией.
  • Преданностью к своему труду.
  • Научной увлеченностью.
  • Глубокими познаниями своей области преподавания.
  • Методиками ведения деятельности.
  • Психологической подготовкой.
  • Широким культурным кругозором.
  • Педагогическим тактом, техникой, мастерством и многими другими умениями.

Таким образом, профессиональную педагогическую деятельность может осуществлять личность, имеющая обширный комплекс вышеуказанных характеристик и прошедшая подготовку в специализированном учебном заведении.

Полученные профессиональные качества, являются своего рода фундаментом, на котором базируется высокое профессиональное мастерство педагога. Все их можно разделить на несколько совокупных групп, которые характеризуют направленность личности педагога и раскрывают педагогические способности.

Опиши задание

Стандарт педагогического образа

Если говорить о педагогической деятельностиможно отметить, что она включает научную и практическую сторону работы. Даже после произошедших изменений в структуре современного образования, педагог сегодня обязан грамотно комбинировать все методики преподавания и быть компетентным в ведении своей профессиональной деятельности.

Для создания подобных условий, в сфере образования произошел ряд преобразований, которые позволяют в полной мере реализовать компетентностный подход. Он позволяет грамотно построить обучающий процесс, в соответствии с требованиями и нормами установленными государством и раскрыть способности обучающихся.

Определение 2

Под определение “компетентность” подразумевается способность педагога действовать в профессиональных рамках даже в случае неопределенной ситуации.

Определение 3

Профессиональная компетентность представляет собой целостность личностных и профессиональных качеств учителя позволяющих обозначить способность эффективного решения задач возникающих в процессе ведения деятельности.

В компетентностную модель современного учителя можно включить:

  • Профессиональные качества.
  • Цели, ценности, принципы.
  • Ключевые компетенции.
  • Педагогические технологии, методики, способы.
  • Профессиональные позиции.

Для удобства понимания представлена схематичная компетентностная модель.

Рисунок 1

Компетентностная модель современного учителя

Определение 4

В качестве ценностей выступают суждения, идеи, являющиеся для учителя определяющим элементом границ его деятельности на уровне подсознательного понимания и принятия.

Так, компетенции будущего учителя безоговорочно включают в себя не только профессиональные умения, полученные в процессе обучения, но и личностные характеристики, позволяющие полномерно выполнять профессиональные обязанности. Существует федеральный государственный образовательный стандарт, который определяет ключевые компетенции будущего педагога.

Рисунок 2

Ключевые компетенции будущего учителя

Как можно заметить, комплекс ключевых компетенций представлен образовательным, коммуникативным, социальным и личностным элементом, которые в совокупности создают модель высокопрофессионального педагога современности.

Вывод

Подводя итоги, можно отметить, что характерными качествами современного педагога являются целенаправленность, активность, способность к саморегуляции, обладание сформированным педагогическим сознанием, определенными психологическими свойствами позволяющими осуществлять деятельность с высокой эффективностью и в рамках установленных норм. Также, важным элементом является профессиональная компетентность, определяющая качество работы преподавателя.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/vvedenie-v-pedagogicheskuju-professiju/kachestva-sovremennogo-pedagoga/

Ваш педагог
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: