- Как работается завучем в школе
- Один заместитель директора в школе не воин
- Без режима адаптации
- Авторитет
- Завуч=методист?
- Работа с родителями и детьми
- Будьте счастливы при любой возможности!
- Завуч: суть его работы в школе
- Кого называют завучем
- Обязанности завуча школы
- Требования, предъявляемые завучу
- Личностные качества завуча
- Как стать завучем школы
- Сколько зарабатывает завуч в России
- Плюсы и минусы работы завучем
Как работается завучем в школе
Начнем с того, что должности «завуча» в школе уже не существует, есть должность «заместитель директора». Но по старой памяти мы можем называть человека, который выполняет огромный объем работы, завучем и не станем считать это ошибкой. Итак, легко ли работать замом?
Один заместитель директора в школе не воин
Яндекс.
Картинки
Заместителей директора даже в небольшой школе обычно несколько, это заместитель директора по АХР (или завхоз), заместитель директора по УВР (учебно-воспитательной работе, отдельно может быть по начальной школе и по средней и старшей школе), заместитель директора по ВР (воспитательной работе), заместитель директора по НМР (научно-методической работе, здесь же может быть по информатизации и инновационной работе), могут быть обозначены в наименовании должности и другие направления работы.
Самое главное, что у каждого завуча есть свои направления работы, свой круг ответственности. А в целом – это профессиональная административная команда во главе с директором школы (в идеале именно профессиональная, именно команда).
Без режима адаптации
На самом деле работы у заместителей директора очень много, особенно той, которую надо было сделать вчера, а распоряжение по выполнению пришло сегодня вечером. И если с учителей пытаются снять избыточную отчетность, то у администрации школы отчетность ежегодно увеличивается. Особенно это заметно в период подготовки к очередной плановой проверке.
И никто не даст вам времени на раскачку, на адаптацию к увеличившейся нагрузке. Настоящая административная работа у завучей начинается после 15-16 часов, когда расходятся дети и учителя, в школе становится спокойнее и тише.
До этого времени дверь завучей не закрывается, потому что ежеминутно возникают ситуации, которые требуют личного участия. И потому «посидеть спокойно, выполнить запланированные дела» не получается.
Потом начинается бесконечная работа за компьютером (отчеты, программы, справки, списки, расписания, замещения, табель учета рабочего времени), которая чаще всего плавно переходит в работу перед сном уже дома.
В этой работе мало творчества, в ней совсем ничего нет от педагогики в прямом смысле этого слова. А потому часто именно эта рутинная работа и делает завуча несчастливым в работе человеком. Но бывает иначе.
Авторитет
Авторитет в глазах учителей не возникает самостоятельно, не идет бонусом вместе с назначением. Этот авторитет надо заработать, выстрадать. А без него ничего не получится.
Вот как от медсестры зависит в полной мере физическое и психическое здоровье пациента, так и заместителя директора зависит общий настрой коллектива.
Если медсестра перепутает назначения врача, здоровье человека заметно ухудшится, так и если человек, работающий на должности зама, не обладает нужными душевными качествами, тактичностью, профессиональными знаниями, то не получится слаженной работы.
В школе работают такие разные учителя, разного возраста, типа темперамента, разных взглядов на жизнь, но с каждым нужно найти общий язык, к каждому найти подход.
Завуч=методист?
Есть мнение, что тот, кто работает заместителем директора по УВР, должен быть очень серьезно методически подкован. В обязанности зама входит посещение уроков педагогов, то есть завуч должен быть профи и в преподавании английского, и физики, и физкультуры и проч.и проч… Но это невозможно.
Есть какие-то основные, общеметодические рекомендации, на которые можно опираться, но «фишки» предмета останутся за кадром. Потому завуч должен уметь доверять педагогам, слышать и понимать их доводы. Но быть наставником у молодых специалистов завуч обязательно должен.
Работа с родителями и детьми
Наверно, стоило бы разделить эти направления работы, уж такие они объемные.
Родители делятся на два типа: те, кто приходят решить проблему, готовые к диалогу, и те, кто приходит «поорать».
И завуч здесь должен умело вести разговор, вступаясь за своего учителя, защищая школу, при этом быть справедливым и решить вопрос, с которым пришел человек.
То есть завуч должен уметь вести конфликтный диалог, быть психологом, обладать крепкой нервной системой. Или опытом. Тут уж как кому повезет.
Именно к завучу ведут обнаглевших детей, потерявших контроль над своими эмоциями, не желающих учиться или хотя бы ходить в школу. Многие действительно считают (или надеются?), что у завуча есть в кармане волшебная палочка, он ею взмахнет, и ребенок перестанет быть запущенным хулиганом. Но то ли палочка не работает, то ли завуч не профи…
Яндекс.Картинки
Работа заместителем директора не простая и не сложная. Но она требует полной отдачи, ответственности, быстроты.
В одной и следующих статей мы проанализируем, а сколько за эту работу платят.
А с каким завучами приходится работать вам? Довольны ли вы администрацией в своей школе?
Будьте счастливы при любой возможности!
Другие статьи о школе, родителях, учениках читайте на канале “Обучение PRO“.
Источник: https://zen.yandex.ru/media/obucheniepro/kak-rabotaetsia-zavuchem-v-shkole-5f0401af6f4924119ba2f415
Завуч: суть его работы в школе
Завуч – это заместитель директора по учебно-воспитательной работе, который ведет свою деятельность в образовательном учреждении.
Сотрудник, занимающий этот пост, выполняет прямые поручения директора школы, включая множество различных функций и полномочий, связанных с ведением учебно-воспитательной деятельности в учебном заведении.
Завуч – это ответственная профессия, требующая профильных знаний и определенных навыков.
Кого называют завучем
Завуч – это второе по значимости лицо в школе после директора. Данная профессия подразделяется на несколько видов в зависимости от выполняемых сотрудниками обязанностей:
работа завуча по учебной деятельности подразумевает подготовку расписания и планов занятий; сотрудник следит за успеваемостью учеников и посещением учащихся уроков и пр.;
завуч по учебно-воспитательной работе отвечает за методическую и воспитательную деятельность;
завуч по научно-методической работе отвечает за научную деятельность учеников;
завуч по административно-хозяйственной работе отвечает за хозяйственную работу.
В зависимости от специфики образовательного учреждения и количества учащихся в нем профессиональные обязанности заместителя директора могут быть совмещены или разделены. Чаще в учебном заведении имеются два завуча: по учебной работе и по воспитательной работе.
Обязанности завуча школы
Деятельность заместителя директора должна соответствовать уставу учебного заведения и государственным образовательным стандартам РФ. Профессиональными обязанностями завуча по учебно-воспитательной работе являются:
ведение учебно-воспитательной деятельности;
обеспечение качественного, полного образования учеников в соответствии с составленными планами и образовательными программами;
контроль над деятельностью педагогов и уровнем знаний учеников, проведение открытых уроков и пр.;
оказание помощи педагогам при составлении учебной, рабочей документации, ведении занятий, подготовки внеклассных мероприятий и пр.;
обеспечение условий профессионального роста педагогов: проведение аттестации, прохождение учителями курсов повышения квалификации; оказание психолого-педагогической помощи учителям;
внедрение новых технологий и методов ведения учебной деятельности, эффективность которых подтверждена другими учебными заведениями;
организация приема и выпуска учеников, подготовительные действия к проведению экзаменационных работ, к участию учащихся в олимпиадах и конкурсах;
помощь в определении профессиональной ориентации учеников;
участие в собраниях педагогического совета, сдача отчетов и т.д.;
планирование работы дополнительных кружков, факультативов, курсов в школе;
общение с родителями;
обеспечение безопасности учащихся и сотрудников школы в период учебного процесса.
Именно завуч школы отвечает за все происшествия, которые произошли в стенах учебного учреждения, решает конфликтные ситуации между учителями, родителями и учениками, занимается рассмотрением претензий и пр.
Требования, предъявляемые завучу
Назначением на должность завуча занимается директор. При этом кандидату предъявляются следующие требования:
высшее образование в сфере «менеджмента» или «управления»;
опыт работы в должности педагога или руководителя более 5 лет;
знание государственных стандартов образования;
способность организовать и контролировать учебно-воспитательную деятельность;
знание теории и методики обучения и воспитания, педагогики, психологии, физиологии.
Завучем может стать кандидат, имеющий высшее педагогическое образование и дополнительное образование по направлениям «менеджмент», «экономика» или «управление», и имеющий опыт работы педагогом или руководителем более 5 лет.
Должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе требует наличия определенных навыков и умений. Завуч – это сложная, ответственная профессия, которая подходит целеустремленным личностям, имеющим развитые коммуникативные и организаторские способности.
Личностные качества завуча
Чтобы успешно вести профессиональную деятельность в роли завуча, кандидату требуется обладать определенными личностными качествами. Основными из них являются следующие:
умение работать с детьми, их родителями, коллегами, любить свою профессию;
трудолюбие;
ответственность;
саморазвитие;
целеустремленность;
наличие аналитического склада ума и лидерских качеств;
способность быстро принимать правильные решения;
тактичность;
организаторские способности;
стрессоустойчивость;
доброжелательность;
культура речи, общая высокая культура;
умение одновременно решать множество разноплановых задач.
Таким образом, завуч – это ответственная должность, которая подходит образованному и целеустремленному человеку, способному организовать учебно-воспитательную работу школы.
Как стать завучем школы
Чаще директор выбирает завуча среди педагогов, работающих в школе.
Для этого кандидат должен соответствовать квалификационным требованиям и иметь положительную характеристику, хорошо зарекомендовать себя за время ведения профессиональной деятельности.
Директору важно знать, что выбранный педагог справится с новой должностью, поэтому заранее присматривается к учителям, оценивает их работу и т.д.
Сколько зарабатывает завуч в России
В России работа «завуч школы» является мало востребованной, но высоко оплачиваемой. Оклад заведующего по учебно-воспитательной работе зависит от места работы, региона проживания и т.д. Средняя зарплата завуча в России составляет от 30 до 80 тыс. руб.
Плюсы и минусы работы завучем
Должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе имеет свои плюсы и минусы. К положительным сторонам можно отнести:
высокая заработная плата;
комфортные условия труда;
длительный летний отпуск;
возможность самореализации.
Многие педагоги соглашаются занять должность завуча по той причине, что любят работать с детьми. К отрицательным сторонам работы заместителем директора относятся:
высокая ответственность;
большая загруженность;
стрессовые ситуации.
Автор статьи Юркин Алексей
Источник: https://kedu.ru/press-center/profgid/zavuch/