Программа логопедических занятий для будущих первоклассников «Играя, развиваем речь»

Развиваем речь, играя

Программа логопедических занятий для будущих первоклассников «Играя, развиваем речь»

Маленький ребенок весь окружающий мир познает с интересоммаленького гения, неутомимо и жадно. И основная форма этого познания – игра. Впроцессе игры малыш учится владеть своим телом, получает основные навыки,первые уроки социализации, учится владеть речью и словом.

Задержка в развитииречи может быть последствием осложнений, возникающих во время родов. Поэтомунужно внимательнее относиться к ведению беременности, выбору роддома и врача.

Комфортные роды избавят от необходимости применения стимулирующих иболеутоляющих препаратов, а также  хирургического вмешательства.

Но есливсе же при родах такое произошло, вам нужно больше внимания уделить развитиюмалыша.

Для формированияречевых навыков важно развивать мелкую моторику. Такие занятияс детьми можно проводить еще задолго до того, как будет произнесено первоесознательное слово.

  Вместе с малышом  можно ощупывать различные вещи– гладкие, бархатистые, шершавые; пересыпать мелкие предметы – манку, гречку,рис, пуговицы, монетки; играть в пальчиковые игры. Ребенок получает новыетактильные ощущения, учится взаимодействовать с окружающими предметами.

Чутьпозже можно предложить крохе поиграть со шнуровкой, пластилином, тестом длялепки.

Конечно, очень важночитать вместе с малышом, так наравне с навыками речи, развивается инаглядно-образное мышление. Во время чтения рассказывайте ребенку обо всехпредметах, которые он видит.

После прочтения книги задавайте ребенку вопросы,например, где котик, как котик разговаривает, какой котик больше и прочее,вызывайте его на диалог.

Играйте в потешки, где каждое движение сопровождаетсянебольшим стихом.

Маленькие дети оченьлюбят стихи, где взрослый произносит начало слова, а малыш – окончание. Однакотакие игры для детей стоит дополнять просьбами произносить слово целиком, иначеполучится ситуация как в знаменитом анекдоте, когда ребенок говорит окончаниямислов.

Часто ребенку прощеобъяснить что-либо жестами, а не словом. В таком случае, можно играть втелефон. Пусть кто-то позвонит малышу и задает вопросы, во время такогоразговора кроха не сможет объясняться жестами.

Для развития речидетей  большое значение имеют сенсорные игры, основнаяцель которых – дать ребёнку новые чувственные ощущения:  зрительные,слуховые, тактильные и двигательные, обонятельные и вкусовые. Данные игрыпозволяют установить с ребёнком эмоциональный контакт, который позволяет вдальнейшем всесторонне воздействовать на развитие речи ребёнка.

Для проведения игрыпотребуются: акварельные краски, кисточки, несколько прозрачных пластиковыхстаканов. Стаканы расставляют в ряд на столе и наполняют водой, затем в нихпоочерёдно разводятся краски разных цветов. Обычно ребёнок заворожено следит затем, как облачко краски постепенно растворяется в воде.

Можно разнообразитьэффект и в следующем стакане развести краску быстро, помешивая кисточкой, –ребёнок своей реакцией даст вам понять, какой из способов ему больше нравится.

В этой игре ребёнок довольно быстро может проявить желание более активноучаствовать в происходящем – начинает «заказывать» следующую краску иливыхватывает кисточку и принимается действовать самостоятельно.

Возня с водой,переливание и брызгание особенно любимы детьми. К тому же игры с водой имеют итерапевтический эффект. Чтобы ребёнку было удобнее достать до крана, придвиньтек раковине стул. Достаньте приготовленные заранее небольшие пластиковые бутылкии пузырьки – наполняйте их водой из-под крана.

Можно переливать воду из однойпосуды в другую, сделать «фонтанчик», подставив под струю воды ложку, либопузырёк с узким горлышком – обычно такой эффект приводит детей в восторг.Наполнив водой таз, организуйте игру в «бассейн», в котором плавают игрушки.

Наполненный водой таз теперь станет «озерком», в котором плавают рыбки илиуточки.

Детям нравитсянаблюдать за кружением в воздухе мыльных пузырей. Чтобы вызвать у ребёнкаинтерес к самостоятельному выдуванию пузырей, предложите ему разнообразныетрубочки – например, трубочку для коктейля, или сверните и склейте из плотнойбумаги толстую трубку для получения большого пузыря.

– Держа в рукепотушенную свечу, порисуйте в воздухе дымом.

– Наполнив таз водой,опустите на поверхность воды одну или несколько плавающих свечей – в тёмнойкомнате получится эффектное, с переливающимися в воде световыми бликамизрелище.

– Наполните столовуюложку водой и подержите над пламенем свечи, обратите внимание ребёнка на то,что холодная вода стала тёплой. Подобным образом можно растопить кусочек льдаили сливочного масла.

Солнечный зайчик.Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, поймайте с помощью зеркальцалучик и покажите малышу, как солнечный зайчик прыгает по стене, по потолку, состены на диван и т.д. Возможно, ему захочется дотронуться до светового пятна. Вэтом случае, не спеша отодвигайте луч в сторону, предложите ему пойматьубегающего «зайчика».

Тени на стене. Вечером,когда стемнеет, включите настольную лампу и направьте её свет на стену. Припомощи кистей рук, различных предметов и игрушек вы получите на стене теньлающей собаки, летящей птицы и т.д.
Театр теней. Можно придумать несложный сюжет и организовать «театр теней»,используя также приготовленные заранее бумажные фигурки-силуэты.

– Подогрейте кусочекльда над свечой. В прозрачную стеклянную кружку или стакан налейте горячий чай(можно покрасить воду), опустите кусочек льда и понаблюдайте, как быстро онтает. Можно взять несколько стаканов, понаблюдать и увидеть, что лёд по-разномутает в воде разной температуры.

– Приготовьтеразноцветный лёд, добавив в воду краски; рисуйте красками на большом кускельда.

Обратите вниманиеребёнка на звуки в окружающем мире: скрип двери, стук ложек о стенки чашки,звон бокалов друг о друга, скрип тормозов, стук колёс поезда и т. д.

Источник: http://skazka-8.ucoz.ru/publ/konsultacii_logopeda/razvivaem_rech_igraja/3-1-0-173

Слово педагога |

Программа логопедических занятий для будущих первоклассников «Играя, развиваем речь»

Шишлянникова Евгения Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: НРМ ДОБУ “ЦРР-д/с “Теремок”
Населённый пункт: п.г.т.

Пойковский Нефтеюганский район
Наименование материала: Методическая разработка тематического досуга с родителями по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста “Играя, развиваем речь детей”
Тема: “Играя, развиваем речь детей”
26.10.2017
Раздел: дошкольное образование

Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное бюджетное

учреждение «Центр развития ребенка – детский сад «Теремок»

Методическая разработка

тематического досуга с родителями

по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста

«Играя, развиваем речь детей»

Воспитатель: Шишлянникова Евгения Владимировна

г.п. Пойковский 2017

Пояснительная записка

«Счастлив тот, кто счастлив дома»

Эти слова принадлежат Л. Н. Толстому. Смысл их широкий: великий писатель имел в виду ту счастливость,

которую творят в семье, прежде всего взрослые, помогая детям стать увлечёнными, деятельными, гармонично

развитыми людьми. Подрастающее поколение будет таким, какой будет его семья.

Влияние на ребёнка семейного воспитания настолько сильно, что способно свести на нет любые

педагогические усилия ОУ. Мы – педагоги понимаем, что без согласования с семьёй педагогические воздействия

теряют всякую силу. Только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения

маленького человека в большой мир.

Педагогическим основанием изменений дошкольного образования в соответствии с ФГОС, на современном

этапе является активное вовлечение родителей в работу ОУ. Детский сад и семья – два воспитательных феномена,

каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт.

По нашим наблюдениям, современные родителистали все больше прислушиваться к воспитателям, специалистам,

учитывая их мнение; проявлять интерес образовательного процесса, к вопросам детской

психологии. А это значит, они хотят знать все о своем ребенке. Это побуждает нас наиболее полно использовать

весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и искать новые востребованные

формы сотрудничества с родителями.

В федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования особую актуальность

приобретают интерактивные формы работы с родителями, позволяющие вовлечь их в процесс развития и познания

собственного ребенка. Предлагаю вашему вниманию сценарий тематического досуга.

Досуг для родителей по развитию речи детей старшего дошкольного возраста

«Играя, развиваем речь детей»

Цель: создание условий для активизации интерактивных форм работы с родителями для эффективного развития

звукопроизносительной стороны речи.

Задачи:

– Познакомить родителей с разными видами игр и игровых заданий для развития речи детей;

– Способствовать получению практических навыков по их применению в домашних условиях.

Предварительная работа:

Подготовить выставку для родителей (сенсорные игры, использующиеся в детском саду в работе с детьми).

Информационные буклеты «Играя, развиваем речь детей». (Приложение №1)

Оборудование:

Выставка «Игры для развития речи детей»;

Игры: «Чудесный мешочек» (с предметами разной величины и формы), «Золушка», «Волшебник» и др.

Ход мероприятия

Ведущий (педагог): Мы благодарны вам за то, что вы пришли на нашу встречу. Рассчитываем на вашу поддержку

и помощь, на взаимопонимание. Уверены, что наше сотрудничество будет успешным.

Ведущий (доклад об актуальности темы мероприятия):

– Приглашаю вас на наш тематический досуг, посвященный совместным играм взрослого и ребенка, развивающим

звукопроизносительную сторону речи.

Ваш малыш растет, открывает для себя мир, ищет себя в многообразии отношений, самоутверждается. И так

хочется, чтобы он, делая первые, самые важные шаги в своей жизни, чувствовал себя комфортно и уверенно.

Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи.

Речь – одна из центральных, важнейших функций, «зеркало» протекания мыслительных операций,

эмоциональных состояний, средство самореализации и вхождения в социум. Она имеет огромное влияние на

формирование психических процессов ребенка и на его общее развитие. Развитие мышления в значительной

степени зависит от развития речи; речь лежит в основе овладения грамотой и всеми другими дисциплинами; она

является основным средством общения людей между собой; речь играет большую роль в регуляции поведения и

деятельности ребенка на всех этапах его развития. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать

ему свои мысли тем шире его возможности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и

взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Невозможность полноценного речевого

общения, бедный словарный запас и другие нарушения отражаются на формировании самосознания и самооценки

ребенка. У детей могут возникнуть замкнутость, неуверенность в себе.

В свою очередь, отклонения в развитии личности ребенка с нарушениями речи в известной мере усугубляет

https://www.youtube.com/watch?v=NuxhWAuvVMM

речевой дефект. Такие дети, как правило, либо стараются меньше говорить, либо замыкаются совсем. В результате

нарушается одна из основных функций речи – коммуникативная, что еще в большей степени затормаживает

речевое развитие.

Дошкольные годы — особый период, имеющий непреходящее значение для развития коммуникативного и

языкового творчества детей, и наиболее продуктивный путь лежит через диалог умного понимающего взрослого с

ребенком и детей друг с другом.

Развитие произносительной стороны речи – это сложный процесс, в ходе которого ребенок учиться

воспринимать обращенную к нему звучащую речь и управлять своими речевыми органами для ее

воспроизведения. Овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Чтобы речь

правильно развивалась, нужна правильная речевая среда. Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и

в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и

обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

Важно, когда взрослые:

– следят за своим произношением;

– говорят не торопясь;

– четко произносят все слова и звуки.

Хочу обратить внимание родителей, что в общении с ребенком (особенно в раннем дошкольном возрасте)

нельзя произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов слова – звукоподражания. Это будет

тормозить развитие звуков, задерживать своевременное овладение словарем. Отрицательно сказывается на речи

малыша частое употребление взрослыми слов с уменьшительными или ласкательными суффиксами, а также слов,

недоступных для понимания или сложных в звуко- слоговом отношении. Если ребенок неправильно произносит

какие-либо звуки, слова, не стоит передразнивать или смеяться. В то же время не стоит требовать правильного

произношения звуков в тот период жизни малыша, когда этот процесс не закончен.

Развитие звукопроизношения – это в первую очередь воспитание внимания к звуковой стороне речи.

Формируя произношение звуков, необходимо учить детей вслушиваться в речь, различать и воспроизводить

отдельные элементы речи, слышать звучание собственной речи и уметь исправлять ошибки. Все эти задачи

решаются в первую очередь путем осознания собственного произношения, отработки четкой артикуляции

отдельных звуков. Ошибки в произнесении слов могут выражаться не только в неправильном звукопроизношении,

но и в несоблюдении норм литературного произношения. Чтобы исправить, а потом закрепить правильное

произношение этого слова, можно предложить ребенку в игровой форме неоднократно произнести его.

Сегодня я покажу вам некоторые игры и упражнения, с помощью которых можно весело и непринужденно

выполнять с ребенком артикуляционную и пальчиковую гимнастику. Для того, чтобы научить ребенка

правильному и точному их выполнению и ненавязчиво контролировать, надо самим знать, как расслаблять или

напрягать язык, удерживать его в нужном положении, правильно работать губами и вырабатывать нужную

воздушную струю. С детьми младшего возраста используются простые упражнения, для детей старшего возраста –

они усложняются.

Педагог показывает презентацию с изображением артикуляционных укладов и предлагает родителям и педагогам

Источник: https://slovopedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=2368

Ваш педагог
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: