Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики – Плешаков А., Румянцев А. – Страница 9
Подробности Категория: Узнай-ка!
Коля нашёл в лесу ежа и принёс домой. Ёж забрался под кровать и там просидел весь день, а ночью вылез и стал бегать по всей квартире, топая своими маленькими ножками. Топал и возился он так, что вся семья не могла ночью спокойно спать.Ну и досталось же потом Коле от родителей, бабушки и старшего брата.
Утром, словно сговорившись, невыспавшиеся и рассерженные родные набросились на бедного мальчишку. А старший брат даже хотел дать ему подзатыльник, но бабушка не разрешила.Все дружно требовали, чтобы он отнёс ежа обратно в лес. Что ж, пришлось Коле сделать это, хотя ему было жаль расставаться с ежом, которого он уже успел напоить молоком.
Придя в лес, мальчик с сожалением опустил ёжика в траву, тот сильно засопел, посмотрел на Колю, как бы прощаясь, и скрылся.Не будем осуждать мальчика, ведь он не хотел ничего плохого. Он думал, что ежу у него дома будет хорошо. На самом же деле всё не так просто.Конечно, за один день и одну ночь колючий зверёк не успел особенно пострадать.
Пострадали Колины родственники, которым ёж не давал спать. Но со временем и ёжику стало бы плохо в доме. Для него родной дом — лес. А в человеческом жилье ему неуютно. Да и прокормить ежа в неволе совсемне просто. Ведь в природе он питается насекомыми и к тому же очень прожорлив.Частенько бывает так: принесут ежа в дом и держат до осени.
Кормят как могут. А потом выпускают обратно в лес. И не догадываются, что выпускают на верную гибель.Дело в том, что ежу нужно накопить к осени много жира, чтобы затем всю зиму спокойно спать. Съесть столько, сколько ему нужно, и того, что ему нужно, звёрек может только в природе.
Тот ёж, который провёл лето в неволе, останется худым и долгой зимы не выдержит.Иногда люди приносят в дом и других диких зверьков и птиц. Ничего хорошего из этого обычно не получается. Герой рассказов Николая Сладкова мальчик Жалейкин, о котором мы уже вспоминали, однажды подобрал в лесу птенчика.
«Для тебя, — сказал Жалейкин птенчику, — мне не жалко даже конфет! Ешь досыта ириски, подушечки, леденцы… Пей на здоровье лимонад, какао и кофе. Помни мою доброту и пой весёлые песни!»Если ты читал этот рассказ, то знаешь, чем всё закончилось. Погиб бедный птенчик. А ведь он вовсе не был сиротой в лесу. Просто ему пришло время вылетать из гнезда.
И если бы не Жалейкин, был бы он жив-здоров и давно бы вырос, превратился во взрослую птицу…Давай-ка лучше придумаем к этому рассказу другой конец, счастливый. Или другое начало…
И вообще, лучше всего никаких диких животных не держать дома. Дикие — они и есть дикие. Не надо пытаться превратить их в домашних. От наших «забот» (как правило, неумелых) они чаще всего плохо себя чувствуют и могут даже погибнуть.
Белый сказочный двoрец
Есть определенная культура общения с зимним лесом. Главное правило: не повреди его красоте! Белые шапки на ветвях, ровная снежная гладь, причудливый узор следов разных животных… Конечно, природе не будет вреда, если человек попусту раскидает снег, стряхнёт его с ветвей, затопчет следы животных.
Красота леса восстановится после первого снегопада. И всё-таки, общаясь с зимним лесом, старайся не разрушать его красоты даже на день, даже на час. Пусть люди, которые придут в лес после тебя, увидят не следы твоего пребывания, а белый сказочный дворец, в котором так приятно находиться.
И ещё: не оставляй в лесу никакого мусора! Зимой мусор не заметен — снег спрячет его, зато весной, когда снег растает, станет видно, как много мусора принесли сюда люди. Много труда надо будет затратить, чтобы убрать его. Да и удастся ли убрать всё?…Однажды в лесу несколько школ устроили лыжные соревнования.
Ребята из старших классов проложили лыжню, а чтобы никто не заблудился и не перепутал, куда бежать и где поворачивать, они маршрут пометили. На стволах деревьев вдоль лыжни красной краской нарисовали стрелки. Большие, яркие, издалека заметные. Правда, на весь маршрут краски не хватило, и ребята топором сделали на стволах зарубки.
Тоже большие, тоже заметные издалека. На лесной опушке, где были «Старт» и «Финиш», срубили несколько деревьев и стволы положили между пеньками так, чтобы получилось что- то вроде скамеек. Надо же участникам соревнований отдохнуть после пробежки! Рядом развели огромный костёр, чтобы все могли погреться.
Принесли большой котёл и штук сто пластиковых стаканчиков, чтобы всех напоить чаем… Хорошие получились соревнования. Кто-то занял первое место, кто-то второе, кто-то третье… Победителям тут же, на опушке, вручили коробки с конфетами, а они — вот молодцы! — все конфеты раздали ребятам, к чаю…
На другой день второклассники пошли в лес на экскурсию — посмотреть на заснувшую до весны природу, полюбоваться красотой зимнего леса. И что же они увидели?На вытоптанной опушке — срубленные деревья и пеньки от них, чёрный след от костра, заваленный обуглившимися ветками.
Повсюду кругом — разбросанные пластиковые стаканчики, и среди них — несколько больших коробок из- под конфет. А на деревьях и тут, и там — красные пятна, словно раны, и настоящие раны — зарубки на стволах.Вот вам и белый сказочный дворец…Может быть, не нужно было проводить лыжные соревнования? Нет, нужно. Конечно же, нужно. Но делать это надо было совсем не так!А как?
Наверное, подумав, ты и сам ответишь на этот вопрос. Вот и тем ребятам-лыжникам всё-таки нужно было подумать. И не только о себе, но и о лесе. И о других людях, которые любят его.
На прогулке с собакой
У многих людей есть свои домашний четвероногий друг — пёс. Маленький или большой, пушистый или не очень, но всегда и неизменно любимый и любящий своего хозяина.Каждый знает, что за своей собакой надо тщательно ухаживать. Её надо вовремя и правильно кормить, чистить и мыть.
И, конечно же, с собакой надо обязательно ежедневно гулять — целых три раза.Прогулки с собакой замечательны в любое время года. Но, пожалуй, особенно приятны они весной, когда природа просыпается после долгих месяцев зимы.С какой радостью весь живой мир — поющий, жужжащий, мяукающий и лающий — встречает весну. Хорошо весной и людям, и животным.
Но чтобы ничто не омрачало эту весеннюю радость, чтобы действительно всем было хорошо, надо, гуляя с собакой, кое о чём помнить.Весна — пора заботы наших пернатых о своих детях. Птицам надо занять участок в лесу, построить гнездо, отложить яйца, вывести птенцов, усердно их кормить. И только тогда кончатся эти заботы, когда дети начнут летать…
Так вот, птицы делают свои гнёзда не только на деревьях. Есть среди них и такие, чьи гнёзда находятся на земле, среди травы и кустарников.Совсем не трудно себе представить, что может произойти, если отпущенный с поводка и резвящийся пёс окажется у такого гнезда. Если в гнезде птенцы, то они могут погибнуть, ведь собака всё-таки — хищный зверь.
А если среди кустарников и травы перепархивают слётки — молоденькие птички, которые ещё только учатся летать, — то и они могут пострадать при встрече с псом. И он не будет виноват, ведь такова его природа. Человек, его хозяин, окажется невольным виновником того, что пёс схватит беспомощную, несмышлёную птицу или поранит её.
Весной и у лесных зверьков появляется потомство. Для него встреча с вольно бегающей собакой тоже может плохо закончиться.
Поэтому, дорогие ребята, весной и в начале лета, в это особенное для птиц и зверей время, не отпускайте свою собаку с поводка в лесу, парке и в других местах, где могут быть птичьи гнёзда, слётки или беззащитные детёныши зверей. Таким простым способом вы наверняка спасёте жизнь немалого числа диких животных.
А если вы хотите с кем-нибудь из взрослых просто неторопливо погулять по лесу, чтобы полюбоваться первыми цветами, понаблюдать за пробуждением насекомых, послушать пение птиц, лучше на такую прогулку вообще не брать с собой собаку. Вы не сможете отпустить её с поводка, а ведь ей захочется побегать, поиграть, обследовать всё вокруг. Не так- то легко будет её удержать. И вам скорее всего придётся забыть и про цветы, и про насекомых, и про пение птиц.
Шум в лесу
Тёплый, солнечный, майский день. Дубрава… Ещё совсем не тенистая: маленькие нежные листочки появились недавно. Под кронами больших дубов всё цветёт, и чудесный аромат пробудившегося весеннего леса наполняет воздух. Поют птицы, гудят пчёлы и шмели. На солнышке нежатся разноцветные мухи. Хлопочут по своим делам многочисленные муравьи.
До чего же хорошо вокруг!Вот что-то солидное, важное, круглое, всё мохнатое зависло в воздухе и опустилось на цветок ветреницы. Шмель? Да нет же, не он, а необычная муха — жужжало. А жужжит- то как, будто шмель!И облака, такие добрые, плывут и плывут куда-то по чистому, голубому, высокому небу.
И вдруг рёв раздаётся, где-то там, на опушке, не звериный, не машинный, не человеческий, но рёв. Это группа юношей и девушек пришла в лес отдохнуть. И конечно, они взяли с собой магнитофон, а в лесу включили его на полную мощность. И всё куда-то сразу исчезло: и пение птиц, и гудение насекомых, и шелест молодых листочков…
Около тропинки, по которой проходила молодёжь, в небольшом дубовом дупле устраивали своё гнездо две синицы. Оглушённые непривычными звуками, птички быстро улетели с понравившегося им места. Наверное, очень испугались.
Не потеряют ли от испуга друг друга, вернутся ли на старое место? Хорошо, что ещё не успели отложить яйца и вывести птенцов, а то ведь те так и погибли бы в этом дупле без родительской заботы.Маленькая лесная мышь, выбравшаяся из норки, чтобы погреться на солнце, в считанные секунды юркнула обратно.
Только хвостиком, задрожавшим от страха, успела вильнуть.Белка — с ветки на ветку, с ветки на ветку — поспешила подальше, подальше от опасного места.Веселящаяся компания прошла по лесной тропинке, хохоча, громко разговаривая под грохот магнитофона. Прошла и скрылась среди дубов.
А режущие слух звуки постепенно затухали и, наконец, совсем исчезли в большом отдалении.Лес потихоньку стал приходить в себя. Запели птицы, сначала робко, а потом всё более уверенно. Вновь послышалось гудение насекомых, зашумели ветви дубов высоко над землёй, зашелестели травы. Маленькая мышка осторожно выглянула из норки…
Хочется сказать всем ребятам: обычную музыку и обычные песни можно послушать и дома. А в природе лучше слушать её музыку и её песни.Да и шум не так уж безвреден для природы, как может иногда показаться. Особенно для лесных малышей. Потревоженные звери и птицы чаще всего стараются убежать или улететь. А птенцы и зверята, не поспевая за взрослыми, нередко теряются и гибнут.
Не будем создавать ненужный шум в природе. Ни в лесу, ни на лугу, ни на речке. Лучше будем слушать природу. Слушать, думать и радоваться.
Источник: http://www.PlanetaSkazok.ru/educat/velikannapolyaneilipervyeurokiekologicheskojetikieduk?start=8
The Selfish Giant
Небольшая и очень поучительная сказка, написанная английским писателем Оскаром Уайльдом.
У одного Великана был прекрасный сад, в котором летом распускались цветы, спели сочные плоды деревьев, пели сладостные песни птицы и играли дети. Так был до тех пор, пока Великан, живший 7 лет у своего друга великана-людоеда, не вернулся.
The Selfish Giant (Part 1)
The Selfish Giant (Part 1) [Скачать]
The Selfish Giant | Эгоистичный великан |
Every afternoon, as they were coming home from school, | Каждый день, по дороге из школы, |
the children used to go and play in the Giant's garden | дети любили приходить играть в сад Великана. |
It was a large lovely garden, | Это был большой восхитительный сад, |
with soft green grass. | с мягкой зеленой травой. |
Here and there over the grass stood beautiful flowers stars, | Здесь и там над травой стояли прекрасные цветы словно звёзды, |
and there were twelve peach-trees | и еще там стояло двенадцать персиковых деревьев, |
that in the spring-time broke out into delicate blossoms | которые весной раскрывались в нежные цветения |
of pink and pearl, and in the autumn bore rich fruit. | розово-жемчужным цветом, а осенью щедро одаривали плодами. |
The birds sat on the trees | Птички, сидящие на деревьях, |
and sang so sweetly that the children | пели так сладко, что порой дети |
used to stop their games in order to listen to them. | нередко переставали играть, для того чтобы послушать их. |
“How happy we are here!” they cried to each other. | “Как счастливы мы здесь!” кричали они друг другу. |
One day the Giant came back. | Однажды вернулся Великан. |
He had been to visit his friend | Он навещал своего друга, |
the Cornish ogre, | Корнуоллского великана-людоеда, |
and had stayed with him for seven years. | и пробыл у него семь лет. |
After the seven years were over he had said all that he had to say, | За семь лет, он рассказал ему всё, что хотел, |
for his conversation was limited, | поскольку он был ограничен в общении, |
and he determined to return to his own castle. | и решил вернуться в свой замок. |
When he arrived he saw the children playing in the garden. | Приехав, он обнаружил детей, играющих в саду. |
“What are you doing here?” | “Что вы здесь делаете?” |
he cried in a very gruff voice, | очень сердито закричал он, |
and the children ran away. | и дети убежали. |
“My own garden is my own garden,” | “Мой сад – это мой сад,” |
said the Giant; | сказал Великан; |
“any one can understand that, | “каждый может понять это, |
and I will allow nobody to play in it but myself.” | и я никому, не позволю в нём играть, кроме себя.” |
So he built a high wall all round it, | Итак, он построил вокруг сада высокую стену, |
and put up a notice-board: | и установил предупреждающею табличку: |
“Trespassers will be prosecuted”. | “Нарушители будут наказаны!” |
He was a very selfish Giant. | Он был очень эгоистичным Великаном. |
The Selfish Giant (Part 2)
The Selfish Giant (Part 2) [Скачать]
The poor children had now nowhere to play. | Теперь бедным детям негде было играть. |
They tried to play on the road, | Они пытались играть на дороге, |
but the road was very dusty | но она была слишком пыльной |
and full of hard stones, and they did not it. | и была усыпана грубыми камнями, и им это не понравилось. |
They used to wander round the high wall when their lessons were over, | После уроков они часто бродили вокруг стены, |
and talk about the beautiful garden inside. | и говорили о чудесном саде. |
“How happy we were there,” | “Как счастливы мы там были!” |
they said to each other. | напоминали они друг другу. |
Then the Spring came, and all over the country | Вскоре пришла Весна, повсюду |
there were little blossoms and little birds. | распустились цветки и порхали птицы. |
Only in the garden of the Selfish Giant it was still winter. | И лишь в саду Эгоистичного Великана по-прежнему оставалось зима. |
The birds did not care to sing in it as there were no children, | Птицы не желали в нём петь, так как там не играли дети, |
and the trees forgot to blossom. | а деревья забыли расцвести. |
Once a beautiful flower put its head out from the grass, | Один цветок показал свою прекрасную головку из травы, |
but when it saw the notice-board | но когда он увидел табличку с предупреждением, |
it was so sorry for the children | ему так стало жалко детей, |
that it slipped back into the ground again, | что он опять спрятался в землю |
and went off to sleep. | и заснул. |
The only people who were pleased were to | Единственно, кто радовался, это были |
Snow and the Forest. | Метель и Мороз. |
“Spring has forgotten this garden,” they cried, | “Весна позабыла этот сад,” кричали они, |
“so we will live here all the year round.” | “так что мы будем ютиться здесь круглый год.” |
The Snow covered up the grass with her great white cloak, | Метель укрыла траву своим большим белым покровом, |
and the Frost painted all the trees silver. | а Мороз посеребрил все деревья. |
Then they invited the North Wind to stay with them, | Затем они пригласили Северный Ветер в гости, |
and he came. He was wrapped in furs, | и он пришёл. Укутанный в меха, |
and he roared all day about the garden, | он весь день шумел в саду, |
and blew the chimney-pots down. | и задул огонь в каминах. |
“This is a delightful spot,” he said, | “Восхитительное местечко,” сказал он, |
“we must ask the Hail on visit.” | “нужно пригласить сюда Град”. |
So the Hail came. | И пришёл Град. |
Every day for three hours he rattled on the roof of the castle | Каждый день по три часа он гремел по крыше замка, |
till he broke most of the slates, | до тех пор пока почти всю ее не испортил, |
and then he ran round and round the garden as fast as he could go. | а потом он кружил по саду, так быстро, как мог. |
He was dressed in grey, | Он был облачен во всё серое, |
and his breath was ice. | а его дыхание было подобно льду. |
1 2 3 4 5 6 7 8
Источник: https://english-da.ru/skazki/the-selfish-giant-part-1