Работа с одарёнными детьми

Содержание
  1. Как работать с одаренными детьми
  2. Что такое одаренность
  3. Какая бывает одаренность
  4. Творческая 
  5. Физическая, или психомоторная
  6. Коммуникационная 
  7. Социальная
  8. Академическая
  9. Интеллектуальная 
  10. Практическая
  11. Как распознать одаренного ребенка
  12. Обратная сторона одаренности
  13. Учите его отдыхать
  14. Откройте ему способы для самовыражения
  15. Помогайте ему сосредоточиться
  16. Найдите ему сильного наставника
  17. Как и чему учить одаренного ребенка, если вы учитель
  18. Как нельзя учить одаренных детей
  19. 4 правила работы с одарёнными детьми
  20. 1. Дети разного уровня
  21. 2. Ближние и дальние цели
  22. 3. Психолого-педагогическая поддержка
  23. 4. Современный учитель должен говорить с детьми понятным им языком
  24. Что такое одарённость?Что нужно знать педагогу для работы с одарёнными детьми?
  25. Что такое одаренность
  26. Какая бывает одаренность
  27. Как распознать одаренного ребенка
  28. Особенности работы с одаренными детьми в школе
  29. Каким должен быть педагог для работы с одарёнными детьми?
  30. Как стать педагогом по работе с одаренными детьми?
  31. Одаренный ребенок: талант себя проявит или его можно «закопать»?
  32. Как правильно работать с одарёнными детьми
  33. Кто такие одарённые дети?
  34. Какая бывает одарённость?
  35. Как работать с одарёнными детьми?
  36. Методы работы с одаренными детьми
  37. Что такое одаренность?
  38. Характеристика одаренных детей
  39. Разновидности одаренности в тех или иных областях
  40. Музыкальная деятельность
  41. Художественная деятельность
  42. Математическая деятельность
  43. Литературная деятельность
  44. Социальные дарования
  45. Методы работы с одаренными детьми в начальной школе
  46. Что включает в себя урочная деятельность?
  47. Проблемно-развивающее обучение
  48. Проектно-исследовательская деятельность
  49. Что включает в себя внеурочная деятельность?
  50. Схема работы с одаренными детьми

Как работать с одаренными детьми

Работа с одарёнными детьми

Очень умный для своих лет, необычайно музыкальный или сильный? Талантливый ребенок! Одаренный, талантливый − что это значит? Как его учить, чтобы ему было интересно и полезно? В этой статье разберемся с важным для каждого педагога и родителя понятием «одаренность».

Как работать с одаренными детьми

Что такое одаренность

Российские психологи (Ларионова, Шадрикова и некоторые другие) дают такое определение одаренности: 

Одаренный ребенок – это тот, кто выделяется яркими достижениями или имеет внутренние предпосылки для таких достижений в какой-то деятельности. 

Все дети одарены в той или иной степени от природы, но задатки для развития способностей у каждого свои. При этом на развитие ребенка, кроме задатков влияют целый ряд факторов − нельзя исключать роли в этом ценностей среды, особенностей здоровья ребенка, материального достатка семьи и многого другого.

Национальная Ассоциация одаренных детей США так определяет одаренность детей: 

Одаренные дети – это те, чьи способности значительно выше нормы.

Во всем мире уровень развитости способностей, темпы роста и развития ребенка принято определять, обращаясь к нормам, описанным Всемирной организацией здравоохранения.

В документах этой организации отмечается, например, что для «умения говорить», и не просто говорить, а говорить связно, является возраст 2,5 года, а в 3 года  ребенок должен уметь считать как минимум до трех, знать названия геометрических фигур и различать их, сравнивать предметы по цвету и величине. 

Ключ к пониманию одаренности – норма, а не, например, оценки в школе. Хорошая успеваемость – это лишь один из показателей способностей ребенка, но он не единственный, видов одаренности гораздо больше.

Какая бывает одаренность

Как работать с одаренными детьми

Творческая 

Музыка, пластика, театральное искусство, рисование, танцы, лепка, конструирование – если вы понимаете, что интерес к этим областям у ребенка выше, чем у сверстников, а результаты работы лучше, чем даже у иного взрослого, − это одаренность.

Физическая, или психомоторная

Когда 5-летние малыши без промаха бьют по воротам десять раз из десяти, осваивают велосипед, в то время как сверстники только делают первые шаги, – это она, одаренность.

Коммуникационная 

Дети, которые рано начали говорить, легко и с удовольствием учат стихи, быстро запоминают и пересказывают услышанные или прочитанные, болтают без умолку обо всем, что узнали, – одаренность налицо.

Социальная

Если ваш ребенок моментально всех мирит, организовывает общую интересную игру, находит общий язык с каждым, если без него и праздник не праздник – он одарен. 

Академическая

Пятерки стройными рядами, всегда готовое домашнее задание, победы во всевозможных олимпиадах − вот так она проявляется.

Интеллектуальная 

Не путайте с академической. Ребенку интересно узнавать новое, он читает про динозавров, сам ставит химические опыты, но при этом не любит учиться в школе и не радует вас хорошими отметками? Не спешите ругать его или нанимать репетитора. Ваш ребенок, возможно, одарен. 

Практическая

Ребенок быстро понял, почему не работает дверной звонок и починил его, открутил все ручки у кухонного гарнитура и построил космолет, приготовил салат буквально из ничего – ваш ребенок талантлив. 

Как распознать одаренного ребенка

Первые признаки обычно замечают родители − ребенку гораздо больше интересны какие-то занятия или области знания, чем ровесникам, или ему дается что-то легче остальных. Если он схватывает информацию на лету, ведет себя, как взрослый, возможно, он одарен. 

Дальше общество, то есть все те, кто ребенка окружает, – семья, воспитатели, учителя и врачи, или подтверждают его способности, или нет. В обществе действуют нормы, именно на них взрослые и ориентируются. Но здесь есть ряд важных оговорок.

Во-первых, не все умения можно измерить. Во-вторых, норму можно неправильно понять. Это связано с тем, что часто указывают верхнюю границу.

Если ребенок пошел не в 1,5 года, а 6 месяцев, это значит, он одаренный? И, если да, насколько он талантливее того, кто сделал первые шаги в возрасте 10 месяцев?

Для того чтобы понять, одарен ли ребенок, нужно за ним регулярно и системно наблюдать. Если вы постоянно видите, что ребенок лучше, сильнее, смекалистее и мастеровитее остальных – это повод говорить о том, что он особенный. 

Что делать дальше? Продолжать наблюдать. Разговаривать. Заметив интерес, подкидывать то, что может его увлечь. Развивать, хвалить и поощрять.

Обратная сторона одаренности

Как работать с одаренными детьми

А как себя вести, если ребенок ведет себя не так, как все, но в другом смысле? Если он отличается от остальных, но по-плохому: дерзит, ссорится, отказывается учиться? 

Мы привыкли думать, что талант себя проявит. Это правда. Как правда и то, что он может проявить себя таким образом, который нам не приходил в голову.

За одаренностью часто прячется плохое поведение, ужасные оценки в школе, конфликты с учителями и одноклассниками, замкнутость, тревожность, гиперактивность. Это все считается отклонением от нормы – социальной, психологической, педагогической.

Но то, что обычно приписывают плохому воспитанию, может оказаться признаком одаренности. 

Ребенок плохо ведет себя на уроке, не выполняет домашние задания, а то и вообще прогуливает школу. Плохой ученик? Возможно. А может быть причина в другом.

Ему скучно на уроках, темп изучения материалов для него слишком медленный, ему просто нужны более сложные и интересные задания.

А может быть ребенок сконцентрирован только на том, что ему интересно, он не может переключиться. Талант приносит своему обладателю и такое.

Учите его отдыхать

Талантливые дети часто очень требовательны к себе. Они не могут сидеть сложа руки, постоянно практикуются в том, что у них получается лучше всего, поэтому напряжены и беспокойны. Гуляйте вместе, освойте дыхание животом, выучите вместе несколько расслабляющих поз из йоги, на своем примере покажите, как иногда прекрасно просто побалбесничать.

Откройте ему способы для самовыражения

У талантливых детей, как ни странно, полно страхов и комплексов. Они понимают, что отличаются от других, и часто их это не радует – ведь таким детям сложно вписаться в компанию сверстников.

Старый добрый дневник или модный блог – это отличный способ высказать все, что творится в душе. Не хочет или не любит писать? Не беда: есть много других способов творческого самовыражения – танцы, спорт, рисование, музыка.

Помогите ребенку найти то, что поможет ему раскрыться.

Помогайте ему сосредоточиться

Талант – это не синоним дисциплине. Часто даже наоборот: чем одареннее ребенок, тем труднее ему заняться делом. Четкое расписание, понятные инструкции, здоровый распорядок дня, где есть место и учебе, и отдыху, точные сроки окончания выполнения заданий – все это очень нужно одаренным детям.

Найдите ему сильного наставника

Школьные учителя не всегда являются авторитетом для талантливых детей: материал урока преподносят, на их взгляд, скучно, сам материал неполный и устаревший, да еще и за невнимательность на уроке учитель ругает. 

Ребенку важно за кем-то тянуться. Одаренному – вдвойне: если его не вести за собой, от таланта ничего не останется.

Найдите такого взрослого, который превратил свое увлечение в настоящее дело, открыл его с новаторской стороны, достиг в нем невероятных успехов.

Будет ли это кто-то из окружения или лектор с канала на – не так уж и важно. Главное, чтобы, глядя на этого взрослого, ребенок вдохновлялся.

Как и чему учить одаренного ребенка, если вы учитель

Как работать с одаренными детьми

Выясните, что ему интересно. Разделять его интерес или перекраивать учебный план совсем необязательно. Но знать, чем увлекается одаренный ребенок, и использовать это знание в учебе – нужно. Только так  педагог может найти подход к ребенку и правильно мотивировать его на обучение.

Позвольте ему выбирать дополнительные задания. Предложите ученику, кроме подготовки ответов на вопросы из учебника сделать презентацию по изученной теме. Подберите сложные задачки, требующие нестандартного решения. Напишите вместе очерк или эссе по пройденному на уроках литературы произведению. 

Не бойтесь отдавать материал на самостоятельное изучение. Одаренные дети интуитивно выбирают самый эффективный формат. И самое главное, не забывайте хвалить одаренного ребенка и отмечать его особые старания и результаты.

Предложите ему стать вашим помощником. Одаренные дети любопытны, они часто смотрят на материал под необычным углом, задают много вопросов и могут объяснить его простыми словами. Лучшего помощника на уроке вам не найти.

Как нельзя учить одаренных детей

Как работать с одаренными детьми

Главное правило – никогда не занимать позицию «Ах, ты самый умный?» Задания не должны быть наказанием для ребенка или проверкой его умений. Они должны разжигать его любопытство, отвечать его интересами и соответствовать способностям.

Поэтому:

  • Никаких занудных, одинаковых, повторяющихся заданий в больших объемах. Талантливый ребенок талантлив не потому, что делает больше, а потому что делает по-другому – эффективнее, изобретательнее, парадоксальнее. 
  • Никаких заданий на скорость – одаренный не спринтер. Часто талантливые дети теряются и в ситуации стресса показывают результат ниже среднего. 
  • Никаких заданий «для галочки». Меньше всего таланту нужно, чтобы его занимали какой-то ерундой только потому, что он раньше всех справился с заданием. Заранее и каждый раз будьте готовы дать материал, который по-настоящему его увлечет. 
  • Никакого показательного отделения от остального класса. Не отсаживайте его. Даже самый талантливый ребенок – прежде всего, ребенок, и ему важна компания, чувство общности и локтя, командный дух и поддержка ровесников.
  • Никакой «обогащенной среды». «Хорошо играешь на скрипке, а сможешь ли так же, но стоя на голове?» – под таким девизом часто проходят уроки для одаренных детей. Для телевизионного шоу этот формат сгодится. Но он никак не скажется на самом даре, не разовьет его, ни чему не научит – в лучшем случае. В худшем – смутит, расстроит или разозлит ребенка. 

Самое важное в работе с одаренными детьми − быть внимательным и чутким, наладить контакт, понять, от чего у них горят глаза, поддерживать этот интерес. Проявляя такую чуткость, родители и педагоги всегда получают награду − доверие, эмоциональный взаимообмен, и возможность наблюдать, как растет и крепнет талант ученика. 

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на нашTelegram-канал.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/activityedu/kak-rabotat-s-odarennymi-detmi-5d6f4d8a394b2a00af261166

4 правила работы с одарёнными детьми

Работа с одарёнными детьми

Средняя школа на то и средняя, что все учатся примерно одинаково? Чушь! Одарённые дети могут появиться в любом классе. Как их учить, если они схватывают всё на лету и опережают программу? Наш постоянный блогер, учитель физики Филипп Белов, делится своим опытом и даёт советы.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

На следующей неделе мне предстоит участие в конференции, посвящённой психолого-педагогическому сопровождению одарённых детей. Как заявлено в программе, основные цели конференции — совершенствование форм и методов работы с одарёнными детьми, изучение условий для их творческого развития и обмен позитивным педагогическим опытом в данном направлении.

Доклад должен быть посвящён особенностям организации образовательного процесса при работе с одарёнными детьми. Это и заставило меня провести некоторую рефлексию и поделиться идеями, технологиями и способами работы, которые я использую в обучении детей профильного уровня.

Моя практика работы с одарёнными детьми связана с физико-математическим профилем, но полагаю, что идеи общеметодического характера можно распространить и на другие дисциплины школьного курса.

Предположим, что одарённые дети уже отобраны, переданы в руки учителю и готовы к работе. Что с ними делать? Как развить таланты? Как выстроить индивидуальные траектории обучения? На эти вопросы отвечает методика психолого-педагогического сопровождения одарённости. Остановимся на некоторых определяющих особенностях организации образовательного процесса в этом контексте.

1. Дети разного уровня

О какой бы школе, лицее или гимназии мы ни говорили, даже при углублённом изучении отдельного предмета или комплекса дисциплин в классе в любом случае дети будут разного уровня. Действительно одарённых даже в профильном физмат лицее, как правило, от одного до пяти на класс.

Остальные — просто мотивированные или только начинающие проявлять интерес. Правда, и представители другой крайности тоже встречаются — дети, активное внимание которых приходится завоёвывать долго и сложно, а мотивы и цели — кропотливо формировать.

Каждый педагог всё равно вынужден выстраивать образовательный процесс так, чтобы учесть интересы всех.

Этот фактор оказывает прямое влияние на процесс проектирования отдельных уроков. Для того чтобы самым сильным не было скучно, а самые слабые тоже включались в высокий темп работы, который обычно характерен для таких классов, приходится осуществлять специальную подготовку дифференцированных заданий для разных категорий обучающихся.

Дифференциация — первое приближение к индивидуализированному подходу в обучении, без него развитие одарённости будет невозможно

Эффективная реализация принципа индивидуализации в образовании, когда в классе 25 человек, фактически невыполнима.

При этом вполне возможно построить урок так, чтобы тебя понимали все, а группа наиболее сильных обучающихся была занята делом.

Когда ученикам на уроке интересно, когда они понимают всё, о чём говорит учитель, когда каждый занят тем или иным видом деятельности, никаких дисциплинарных проблем не возникает.

Из последнего вытекает объективная необходимость организации кружков для группы обучающихся, проявляющих способности к предмету, в дополнение к базовой части учебного плана занятий.

В этом случае появляется возможность уйти от ориентации на среднего обучающегося к работе по поддержке развития одарённых.

Работа в кружке требует от учителя более серьёзной подготовки, но её результативность в разы выше, чем самый хороший, качественно подготовленный урок для целого класса.

2. Ближние и дальние цели

Кружки, которые я веду, в первую очередь направлены на подготовку лицеистов к участию в олимпиадах.

Грамотно построенная система ближних и дальних целей развития образовательной траектории одарённых обучающихся — это второй значимый фактор, который определяет эффективность образовательного процесса.

Если учитель не помогает каждому ученику выработать персональные целевые установки, то он может хоть тысячу кружков провести и подготовить гигабайты дифференцированных заданий, но в какой-то момент дети потеряют интерес, не видя практического выхода от своих усилий.

Мои ученики участвуют не только в традиционной всероссийской олимпиаде школьников. Мы пробуем свои силы, получаем высокие результаты и занимаем места в олимпиадах Физтеха, «Фоксфорда», московских дистанционных олимпиадах и многих других.

При этом надо расставлять приоритеты и не просто закидывать учеников ссылками на бесконечные олимпиады и конкурсы.

Следует объяснять отличия в уровнях и престижности разных соревнований, показывать возможности и бонусы, которые даёт (или не даёт) победа в каждом из них, предоставлять возможность самостоятельного поиска и выбора направлений своей деятельности.

Для этого учитель сам должен хорошо разбираться в актуальных трендах олимпиадного движения, обосновывать постановку локальных и глобальных целей.

3. Психолого-педагогическая поддержка

Если учитель работает от звонка до звонка, отказывая в ответах на вопросы на перемене или после окончания уроков, не допуская общения со своими учениками за пределами аудиторных часов, то рассчитывать на серьёзные результаты не стоит.

Мы обсуждаем с детьми их вопросы в соцсетях. Я всё время онлайн, как и они, готов в разумных пределах отвечать на их вопросы организационного и предметного характера. Особенно важным это оказывается при подготовке к олимпиадам. Часто делюсь с ними в социальных сетях идеями, которые приходят в голову или которые где-то нахожу, читаю и слышу.

Нельзя отрицать полезность соцсетей для образования. Такая работа может показаться весьма сложной и вызвать неоднозначные мнения, но если не гиперболизировать, то можно увидеть разумную логику

Важно соблюдать непрерывность образовательного процесса для одарённых детей. Сегодня в школе часто отменяют уроки из-за карантинов, морозов и иных внешних факторов. Это не должно приводить к тому, что дети уходят из внимания учителя.

Надо грамотно организовать дистанционную работу, не ограничиваться формулировкой домашнего задания в электронном дневнике.

Проверять домашнее задание можно в электронном виде, когда дети загружают ответные файлы в электронный дневник.

В современных технических условиях можно записывать видеофрагменты уроков без особых проблем и сложностей. Дети могут их смотреть и вне школы, здесь помогут соцсети.

4. Современный учитель должен говорить с детьми понятным им языком

Я говорю не про дидактический принцип доступности обучения, а про более широкое требование: понимать ребёнка и его интересы, уметь обосновать и объяснить свою позицию по интересующему его вопросу так, чтобы ответной реакцией не стало неприятие стороннего взгляда.

В этом случае можно рассчитывать на результативность педагогической поддержки. В большинстве случаев дети, проявляющие таланты, обладают высокой степенью уверенности в своих действиях, знаниях и мнениях. Эта уверенность подкрепляется с каждым новым успехом и победой.

Наставник должен понимать актуальные интересы таких детей, чтобы быть понятным для них.

Позиция «нет неодарённых детей, каждый одарён по-своему» в какой-то степени верна. Однако интерпретация этого утверждения не должна быть совсем буквальной. Искать зарытые таланты в каждом и полагать, что любого можно вывести на уровень призёра или победителя олимпиады, дипломанта всероссийских конкурсов и соревнований, по меньшей мере наивно.

Выделение особой категории талантливых — объективная необходимость. Если ребёнок не проявляет склонности ни к одному виду деятельности, то, возможно, развить в нём неординарный талант действительно не удастся.

В то же время, проектируя специальную психолого-педагогическую поддержку, можно выявить интересы и сформировать мотивы, что будет способствовать успешности ребёнка. Выделенные аспекты работы учителя важны при обучении любого класса. Одарённых детей, как показывает практика, в любом случае бывает не больше 4–5 человек в классе.

Наличие даже этой небольшой доли всегда самым позитивным образом влияет и на развитие профессионализма учителя, и на удовлетворённость его своей работой, и на результативность образовательного процесса в целом.

Пожелаем же каждому педагогу чаще испытывать радость обучения таких детей!

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Источник: https://mel.fm/blog/filipp-belov/74286-4-pravila-raboty-s-odarennymi-detmi

Что такое одарённость?Что нужно знать педагогу для работы с одарёнными детьми?

Работа с одарёнными детьми

Выявление и обучение одаренных детей — специфическое направление в образовании. Такая работа требует от педагога, преподавателя особых компетенций, позволяющих раскрыть потенциал ребенка. Одаренные дети поддерживаются государством. Это положение закреплено Указом Президента РФ №204 от 7.05.2018года. Поэтому профессия педагога по работе с одаренными детьми востребована.

Что такое одаренность

Психологи и педагоги подходят к определению одаренности по-разному. Основатель школы дифференциальной психологии Б. М. Теплов характеризует ее как качественно-своеобразное сочетание способностей, которое создает предпосылки для достижения успеха. Известный российский педагог С. Казарновский определяет одаренность как потребность, повышенный интерес к ряду сфер.

Психологи (Л. Ларионова, Р. Стернберг, Е. Григоренко и другие) трактуют понятие как яркие достижения или внутренние предпосылки для них. Но одаренность складывается не только из интеллектуальных качеств. В ее возникновении, формировании важна среда, особенности личности и «рычагов» ее мотивации, стиль мышления ребенка.

Одаренность — качественное, своеобразное сочетание врожденных способностей, предпосылок для достижений, обеспечивающее успешность человека при правильном развитии. Пример одаренного ребенка, чей талант сумел проявиться — Вольфганг Амадей Моцарт.

Какая бывает одаренность

Проявления одаренности сильно различаются. Можно выделить несколько ее видов:

  • Академическая. Дети с такой одаренностью становятся отличниками, победителями олимпиад, у них нет проблем с выполнением домашних заданий.
  • Творческая. Проявляется как интерес и выраженные способности к музыке, рисованию, пластике и танцам, лепке. У одаренных детей часто сопровождается лучшими результатами, чем у взрослых.
  • Интеллектуальная. Дети с одаренностью с удовольствием учатся, им интересно новое, но на успеваемости это сказывается по-разному. Яркий пример — Томас Эдисон, которого в школе признали неспособным к обучению.
  • Физическая. Одаренность часто проявляется в лучшем владении телом. Физически одаренные люди точнее попадают мячом в цель, у них больше сила удара, выше скорость бега. Многие из них становятся первоклассными спортсменами, победителями Олимпийских игр — как, например, Усейн Болт или Пеле.
  • Социально-коммуникационная. Одаренные дети рано начинают говорить, отлично запоминают стихи. Они не стесняются выступать на публике. Одаренность также проявляется в умении организовать совместные игры (или шалости), помирить ссорящихся людей.
  • Практическая. Умение понимать работу механизмов, любовь к кулинарии, конструированию аппаратов. Таким одаренным детям присуща исследовательская активность. Они исследуют строение предметов, в младшем возрасте часто разбирают игрушки, чтобы понять, как они сделаны.

Как распознать одаренного ребенка

Понять, насколько ребенок одаренный, можно с помощью базовых количестенных методов. Это, прежде всего, измерение уровня развития детей.

Во всем мире его определяют по документам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Психологи используют показатели IQ-тестов. Принято считать, что у одаренных детей они выше 130-144 баллов.

Однако, абсолютные характеристики — не догма. Дети с одаренностью демонстрируют качества:

  • быстрое усваивание знаний — про одаренных детей говорят, что они «схватывают на лету»;
  • выраженная мотивация — если ребенку интересно, он отлично концентрируется, с удовольствием решает сложные задачи;
  • психоэмоциональные признаки — у ребенка отличная память, способность к действию, он часто спит меньше сверстников;
  • широкий кругозор и некоторая неконформность — у одаренных детей наблюдают независимость в суждениях, они не любят навязанных мнений, часто у них обостренное чувство справедливости.

Для распознания одаренности можно пользоваться готовыми методиками. Это, в частности, опросная карта Хаана и Каффа, рассчитанная на детей от 5 до 10 лет. В ней 80 вопросов, разделенных на относительно самостоятельным областям деятельности и поведения детей. Для ответа и оценки предусмотрена четырехступенчатая шкала.

Тесты Торренса выявляют креативность. Ребенок завершает незаконченную картинку, а педагог расшифровывает результат по многоступенчатой бальной методике автора.

Тест Ржичана определяет интеллектуальный потенциал детей 7-15 лет и включает тренировочные задания с абстрактными схемами.

Есть и другие методики — их очень много, и для их правильного выбора требуется профессиональная педагогическая подготовка.

Особенности работы с одаренными детьми в школе

Одаренные дети демонстрируют способности выше нормы, но направленность склонностей зависит от врожденных данных и изменяется под влиянием социальной среды.

Не каждый талантливый ребенок — отличник «по умолчанию». Успеваемость связана с высокой способностью к самоорганизации и тайм-менеджменту. Одаренность может даже сопровождаться бунтарством, асоциальным поведением.

Чтобы талант сформировался и проявил себя, нужно:

  • оценивать поведение и характер ребенка комплексно, увеличивая продолжительность наблюдений во времени — использовать диагностические карты, вести дневники наблюдений;
  • максимально разнообразить занятия с одаренными детьми — учебный процесс должен выстраиваться гибко, с чередованием заданий и их форматов;
  • дифференцировать обучение для поддержки и развития личности — заниматься с детьми индивидуально, факультативно;
  • уделять много внимания внеурочному обучению, созданию условий для самостоятельной и совместной работы детей — в кружках, секциях по интересам, во время совместных культурных мероприятий;
  • опираться на валидные методы психодиагностики — работа педагога с одаренными детьми должна базироваться на оценке их поведения в реальных ситуациях.

Каким должен быть педагог для работы с одарёнными детьми?

Среди ключевых компетенций и качеств педагога по работе с одаренными детьми называют:

  • творческое мышление, креативность, умение работать с новыми образовательными технологиями;
  • умение диагностировать склонности детей, области, в которых лежит одаренность — чтобы не «стереть» ее и своевременно выявить талант как, например, знаменитый тренер Боб Боуман, который помог достичь успеха Майклу Фелпсу;
  • навык организации самообучения и дополнительного образования — работа с одаренными детьми должна включать подбор сложных, нетиповых заданий, материала для изучения, индивидуальные консультации;
  • умение подбирать программы, курсы, пособия, составлять планы занятий для подготовки к конкурсам, профессионального самоопределения детей;
  • искренний интерес к детям и их родителям, желание их поддержать — для этого требуется владение методиками установления психологического контакта и доверия;
  • инициативность, педагогический такт, навыки личностного роста и профессионального совершенствования — стремление к дополнительному образованию, получению смежных специальностей.

Как стать педагогом по работе с одаренными детьми?

Для такой работы требуется образование в области педагогики (среднее профессиональное, высшее) или профессиональная переподготовка.

Специалисты могут трудоустроиться в дошкольных учреждениях, школах, в том числе с углубленным изучением дисциплин. Возможна работа с одаренными детьми в качестве тьютора, репетитора, педагога дополнительного образования.

Оплата труда в таких специальностях зависит от региона и места трудоустройства, но ставки постоянно растут.

АНПОО «НСПК» предлагает дистанционные* программы обучения. Вы получите сразу два диплома (о среднем профессиональном образовании и профессиональной переподготовке).

С ними вы получите конкурентное преимущество на рынке труда и сможете плодотворно работать с одаренными детьми разного возраста.

Колледж имеет официальную лицензию и дает фундаментальную подготовку по нормам российского и международного обучения.

Свяжитесь со специалистом приемной комиссии, чтобы больше узнать о поступлении и действующих акциях.

Одаренный ребенок: талант себя проявит или его можно «закопать»?

День защиты детей — хороший момент, чтобы задуматься, чем мы можем помочь одаренному ребенку, и на самом ли деле в нем спрятаны таланты?

Могут ли родители, школьные учителя и психологи выявить способности, вырастить их, как красивое и полное плодов дерево? 

Очевидно — понадобится умелый «садовник», то есть педагог по работе с одаренными детьми. У него есть необходимые знания, навыки, с которыми можно точно определить, есть ли у ребенка способности, в какой области они лежат, и что нужно делать для их превращения в искристый, реализованный потенциал.

Дети растут и меняются очень быстро, поэтому очень важно работать с ними «в моменте». Чтобы сделать все правильно и помочь ребенку стать хозяином своего таланта, педагоги проделывают немалую работу:

  • изучают одаренность конкретного ребенка — к какому типу она относится, к чему дает интерес, склонности (пример такой работы — тестирование Торренса на креативность, система Ржичана для выявления интеллектуального потенциала, опросная карта Хаана-Каффа);
  • предлагают одаренным детям занятия, повышающие их мотивацию (главную движущую силу одаренных детей) — дидактические, коммуникативные игры в малых группах, ситуационные «проживания» и сложные, нетиповые упражнения за пределами основной программы;
  • работают над укреплением психологического контакта между ребенком и его родителями, педагогами — одаренность лучше всего раскрывается в благоприятной эмоциональной среде.

Хотите открыть в подающем надежды ребенке нового Томаса Эдисона, Моцарта или Майкла Фелпса? Вам помогут программы обучения работе с одаренными детьми. Они подробно описаны на сайте АНПОО «НСПК». Узнать о профессии такого педагога можно здесь.

* Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Источник: https://distant-college.ru/news/kak-rabotat-s-odarennymi-detmi

Как правильно работать с одарёнными детьми

Работа с одарёнными детьми

Некоторые психологи считают, что все дети одарены с рождения, а задача родителей и школы вовремя раскрыть их потенциал и талант. Другие придерживаются мнения, что одарённость — это редкое явление. И таким детям нужен индивидуальный подход и особое внимание. Мы расскажем, что такое одарённость и как правильно работать с талантливыми детьми.

Кто такие одарённые дети?

Одарённые дети — это не просто талантливые ученики или спортсмены. Они отличаются яркими достижениями и значительно обгоняют сверстников в развитии.

По мнению американского специалиста по изучению одарённых детей Джозефа Рензулли, одаренность складывается из трёх факторов: способности выше средних, креативность, включённость в задачу.

Признаками одарённости считаются разные факторы, в зависимости от возраста. Например, у дошкольников одаренность проявляется через особую предрасположенность к усвоению языков, высокий уровень любознательности, яркость фантазии. В старшем подростковом возрасте характерными являются проявления творческих способностей, тяга к поэзии, сочинительству.

Чаще всего родители первыми распознают детскую одарённость. Они замечают, что ребёнок увлечён занятиями, не свойственными его сверстникам или благодаря высоким способностям какие-то навыки ему даются легче и быстрее, чем другим детям.

Профессиональные вызовы педагогам в работе с одарёнными детьми

Какая бывает одарённость?

Чтобы разобраться в термине одарённость, можно выделить несколько её видов.

Интеллектуальная одарённость не означает, что ребёнок приносит из школы только хорошие отметки и исправно выполняет домашние задания. Такой ребёнок любознателен, увлечён науками и вероятно даже не любит ходить в школу, ведь ему там скучно.

Академическая одарённость легко определяется по тому, как ученик усваивает школьную программу. Она даётся ему легче, чем одноклассникам. Такие дети участвуют в олимпиадах, сдают экзамены на высший балл и учатся лучше других, не прикладывая особых усилий.

Творческая одарённость часто выражается в том, что способности к рисованию, музыке, письму и так далее у ребёнка значительно выше, чем у остальных. А иногда и выразительнее, чем у взрослого.

Физическая одарённость связана не только со спортивными достижениями, но и с более быстрым развитием, которое не свойственно детям его возраста. Физические способности таких детей значительно выше нормы.

Как работать с одарёнными детьми?

Не всегда школа и учителя способны помочь талантливому ребёнку. Ему нужна индивидуальная учебная программа и безопасная среда. Ведь одарённый ученик зачастую отличается от других детей.

Учителя ставят его в пример всему классу или наоборот просят «не задаваться«. Обе модели поведения могут привести к буллингу со стороны сверстников.

Чтобы обеспечить одарённому ребёнку нормальное взросление и развитие талантов, необходим индивидуальный подход учителей и грамотное поведение родителей.

Для учителей сформированы методологии работы с одарёнными детьми. Они основаны на стимулировании таких учеников и объединении их в отдельные группы.

Высокомотивированным ученикам предлагаются интеллектуальные игры, факультативные занятия и кружки по интересам. Им важна доступность к олимпиадам, конкурсам и конференциям.

Если у ребёнка наблюдается творческая одарённость, то лучше всего перевести его в класс с эстетическим уклоном и найти сильного педагога для развития его таланта.

Также благоприятно на одарённых детей влияет перевод в гимназию или школу, ориентированную на способных учеников. Например, в Беларуси начинается строительство детского технопарка, в котором для каждого их них будет разработан индивидуальный план обучения.

Если ребёнок увлечён технологиями и точными науками, рассмотрите школы, в которых есть STEAM-классы (Science, Technology, Engineering, Art, Mathematics). Такой подход к образованию направлен на погружение детей в науки, технологии, искусство и математику. А также обратите внимание на центры дополнительного образования и детские ИТ-школы.

Если вы хотите, чтобы образование вашего ребёнка не отставало от мирового прогресса, приходите в детскую ИТ-школу Адукар. Мы погружаемся в новые технологии, создаём игры, изучаем профессиональные языки программирования и готовимся к олимпиадам по робототехнике. С нами ваш ребёнок раскроет свой потенциал и сделает первый шаг в карьере.

Также для одарённых детей немаловажна роль семьи. Они нуждаются в повышенном внимании родителей. Крайне важно наблюдать за эмоциональным состоянием такого ребёнка и помочь справиться с перепадами настроения.

Чтобы лучше понять психологию одарённого ребёнка, можно посмотреть комедийный сериал «Детство Шелдона». В нём показан школьный период одарённого мальчика и то, с какими сложностями сталкивается его семья.

Самое важное для любого ребёнка, это внимание к его образованию и стремлениям. Прислушивайтесь к тому, чего хотят ваши дети и помогайте им развиваться в заданном направлении.

Спасибо, что дочитали до конца. Мы рады, что оказались полезны. Чтобы получить больше информации, посмотрите ещё:

5 лекций TED, которые необходимо посмотреть хорошему родителю

«Через игровую индустрию можно дотянуться до всего мира и воздействовать на него»

14 мая пройдёт бесплатная онлайн-встреча «Кем быть в ИТ, если ты гуманитарий?»

Не пропускайте важные новости и подписывайтесь на наш , ВК, Instagram, и уведомления на adukar.by.

***

Если хотите разместить этот текст на своём сайте или в социальной сети, свяжись с нами по адресу info@adukar.by. Перепечатка материалов возможна только с письменного согласия редакции.

Источник: https://adukar.by/news/kak-pravilno-rabotat-s-odaryonnymi-detmi

Методы работы с одаренными детьми

Работа с одарёнными детьми

Рождение одаренного ребенка — это огромная радость для семьи и общества. И основная задача их представителей должна заключаться в том, чтобы своевременно рассмотреть способности у одаренных детей.

Акцент на выявлении таких способностей делают в первую очередь в школе — месте, где воспитывают думающих, креативных и самостоятельных личностей.

Естественно, что в школе есть свои особенности работы с одаренными детьми, которых на самом деле не так часто встречается в жизни каждого преподавателя.

Одаренный ребенок требует к себе особого внимания и условий для учебы. Важно не только своевременно выявить определенные способности у такого ребенка, но и приложить максимум усилий для того, чтобы вырастить из него личность.

На протяжении многих лет школьные программы разрабатывались с целью обучения детей со средним уровнем способностей  и с отдельными материалами и нормами для детей, отстающих в развитии. При этом программы для одаренных детей стали появляться не так давно. Но тот факт, что стали разрабатываться методики работы с ними, не может не радовать.

Что такое одаренность?

Выявить одаренность у детей на практике не так просто. В этом деле особенно актуальным является психологическое обследование школьника с последующим опросом его одноклассников, родителей и учителей.

Под одаренностью следует понимать постоянно развивающееся качество психики, за счет которого перед человеком открываются совершенно реальные возможности достичь незаурядных результатов в сравнении с результатами других людей в одной или сразу нескольких видах деятельности.

На фоне сверстников одаренные дети обычно выделяются особыми достижениями либо имеющимися внутренними для них предпосылками. Определить такого ребенка можно по ряду признаков, которые проявляются в его деятельности – об этом чуть позже.

Считается, что одаренность лучше рассматривать как объединение повышенного уровня интеллектуальных способностей с особой находчивостью и настойчивостью. Такие дети чаще всего проявляют интерес ко всем областям науки, у них много идей и огромное желание познавать новое. Именно поэтому так важно, чтобы взрослые поддерживали это желание и помогли таким детям найти себя.

Работая с одаренными детьми, крайне важно не воспитать в них «звездную болезнь», превознося их на пьедестал почета, и вместе с тем действительно адекватно оценивать их достижения и интеллектуальные способности, избегая публичного их принижения.

Нужно понимать, что одаренные дети совсем не обязательно будут эмоционально и социально развиты согласно своему возрасту.

Скорее наоборот: ученик с особыми способностями часто имеет трудности в общении как со сверстниками, так и со взрослыми, не всегда способен  себя контролировать и вести самостоятельную работу, часто нуждается в помощи и поддержке.

Нередким является и физическое отставание в развитии, что отражается на почерке и несовершенной координации движений.

Характеристика одаренных детей

Охарактеризовать одаренных детей можно следующим образом:

  1. Отличаются широким восприятием, тонко чувствуют все, что происходит вокруг них, любознательны, пытаются выяснить, из чего сделаны приборы и предметы. Проявляют особый интерес к устройству мира и изменениям в нем в силу тех или иных обстоятельств, могут держать под контролем сразу несколько процессов, с удовольствием исследуют все, что их окружает.
  2. Легко проводят логические связи между предметами и явлениями, делают умозаключения, придумывают альтернативные схемы их развития.
  3. Обладают отличной памятью, рано начинают говорить, имеют солидный объем информации, которой активно пользуются.
  4. Имеют богатый словарный запас, четко и ясно выражают мысли, получают удовольствие от изобретения новых авторских слов.
  5. Не любят, когда им пытаются навязать готовые решения или ответы, так как с большим удовольствием самостоятельно ищут решения на протяжении продолжительного времени, не теряя высокого уровня восприятия.
  6. В некоторых случаях имеют особые способности в области логики и математики, что позволяет им совершенствовать навыки в чтении.
  7. Способны подолгу концентрировать внимание, проявляя упорство в поиске решений задач.
  8. Не осознавая отсутствие опыта, могут пытаться выполнить излишне сложное для себя задание, с которым не смогут справиться без помощи и поддержки.

Психосоциальная чувствительность:

  1. Отличаются нравственным развитием, которое опережает познание, имеют острое чувство справедливости.
  2. Остаются требовательными не только к себе, но и к окружающим, считая, что необходимо оставаться справедливыми и честными всегда.
  3. Имеют богатое воображение и фантазию, которыми часто пользуются, работая над решениями задач.
  4. Имеют отличное чувство юмора, особенно увлечены шутками и забавными несоответствиями.
  5. Из-за недостатка эмоционального баланса часто проявляют нетерпение.
  6. Могут демонстрировать проявления повышенной степени уязвимости и страхов, особенно чувствительны к сигналам неречевого характера.
  7. Эгоцентричны.
  8. Могут негативно воспринимать себя как личность, не имея возможности и желания наладить контакты со сверстниками.

Особенности физического развития:

  1. Всегда энергичны, мало спят.
  2. Имеют сбои в моторике рук, которая отстает от познавательных способностей.
  3. Нестабильное зрение (проблемы со сменой фокуса).

Разновидности одаренности в тех или иных областях

Одаренность детей может проявиться в самых разных областях их деятельности и даже сразу в нескольких.

Музыкальная деятельность

У детей, одаренных музыкально с раннего детства, можно отметить интерес ко всему, что издает звуки. Уже в 2-3 года эти дети различают мелодии и пробуют их повторять, соблюдая ритм и попадая в ноты. Некоторые из малышей петь пробуют раньше, чем произносят первые предложения.

В 3-5 лет у музыкально одаренных детей просыпается желание заставить предметы извлекать звуки. Они с удовольствием осваивают музыкальные инструменты, сначала детские, а потом и настоящие. Их не отпускает желание придумывать что-то новое, от себя. Первые музыкальные произведения станут подтверждением перехода на новую ступень развития музыкальной одаренности.

Художественная деятельность

Такие дети отлично справляются с созданием зрительных образов с самого раннего детства.

Для них характерна повышенная наблюдательность, чуткость и способность подмечать все красивое и яркое, подолгу сохраняя эти образы в памяти.

Особенно важны для развития художественного дарования активность и желание познавать что-то новое в этой области. Творческий поиск станет основным источником энергии для таланта любой величины.

Математическая деятельность

Одаренные в этом отношении дети проявляют способности уже в три года. Их интерес к числам очевиден. Они ищут их в книгах, на улице, в экране телевизора, пробуют самостоятельно различные комбинации.

Первые примитивные арифметические действия выполняют с большим восторгом.

Уже к 4-5 годам такие дети с легкостью в уме работают с двух- трехзначными числами, а в первом классе интересуются содержимым учебников по математике для более старших классов.

Для математически одаренных детей не составит труда придумать в уме сложную шахматную комбинацию. Если научить их игре в шахматы, то к 4-5 годам они уже могут показывать феноменальные результаты.

Литературная деятельность

Литературные дарования можно раскрыть в основном в школьном возрасте, и лишь в некоторых случаях способности такого рода проявляются у дошкольников.

Обычно такие дети проявляют интерес к звучанию слов, обожают рифмы, получают удовольствие от возможности услышать новые слова и словосочетания.

Сочинения таких детей в школе отличаются от сочинений одноклассников — они обычно самые содержательные, креативные и выразительные.

Социальные дарования

Социально одаренные дети всегда лидеры. Они уверены в себе, всегда стараются проявить инициативу, имеют развитую речь, без стеснения обращаются как ко взрослым, так и к детям. Такие дети имеют свой подход ко всему, с чем они сталкиваются, и им всегда все интересно.

Методы работы с одаренными детьми в начальной школе

Одаренные дети младшей школы по сравнению со сверстниками имеют высокий уровень интеллектуальных способностей: они легко воспринимают учебный материал, пробуют проявлять себя творчески, демонстрируют активное желание узнавать что-то новое, получают радость и удовлетворение от собственного умственного труда. Именно поэтому так важно разрабатывать методы работы с одаренными детьми уже в начальной школе.

В учебном процессе таким детям нужно обеспечить индивидуальный подход, который будет способствовать развитию их способностей. Деятельность педагогов в этом отношении должна быть как урочной, так и внеурочной.

Что включает в себя урочная деятельность?

К урочной деятельности можно отнести:

  • проблемно-развивающее обучение;
  • проектно-исследовательскую деятельность;
  • деловые игры;
  • презентации и тесты для развития способностей;
  • творческие задания.

Проблемно-развивающее обучение

Достаточно часто учителя, практикующие обучение одаренных детей, используют такую технологию.

Суть ее заключается в умышленном создании на уроке сложной ситуации, из которой младшим дошкольникам нужно будет самостоятельно найти выход путем применения мыслительных операций (сравнения, анализа, обобщения и пр.), в процессе усваивая новую тему.

Этот подход способствует организации самостоятельной деятельности детей, которые получают возможность развивать мыслительные способности, совершенствуя навыки.

Проектно-исследовательская деятельность

Речь идет о проектировании, в ходе которого дети учатся без помощи учителя формулировать проблему, собирать информацию для работы над ее решением, анализировать, классифицировать и находить ответ. Таким образом дети получают возможность обогатиться учебным и жизненным опытом.

Что включает в себя внеурочная деятельность?

К внеурочной деятельности относятся:

  • праздники и постановки;
  • олимпиады;
  • факультативы;
  • предметные недели.

Олимпиады проводятся с целью выявления одаренных детей в той или иной области.

Факультативы нужны для создания оптимальных условий для работы с одаренными детьми. Обычно это небольшие группы, в процессе обучения которых педагог имеет возможность обеспечить каждому ребенку индивидуальный подход, экспериментируя с методами и наблюдая за результатами с учетом потребностей учеников.

Предметные недели необходимы для раскрытия у школьников творческого потенциала.

Праздники и постановки позволяют привлекать одаренных детей к процессу реализации актерских и творческих навыков. В процессе дети учатся не только играть роли, но и писать сценарии, ставить пьесы в роли режиссера. Такого рода деятельность способствует повышению у одаренных детей мотивации к совместной работе с учителями и работе по совершенствованию собственной личности.

Схема работы с одаренными детьми

Прежде чем планировать схему работы с одаренными детьми, необходимо выявить их в коллективе. Проще всего это сделать путем наблюдения. Как только найдутся ученики с неординарными способностями, можно перейти к следующему этапу — предложить родителям заполнить специальные опросники для оценки одаренности ребенка.

Следующие действия должны быть согласованы с родителями и администрацией учебного заведения. Для разработки плана по работе с учеником нужно будет привлечь психолога, который проведет ряд тестов, а также детский коллектив, который может воспитать в одаренном ребенке дух здорового соперничества.

Выбирая методы работы с одаренными детьми, необходимо принимать во внимание:

  • тип одаренности;
  • возраст;
  • социальное положение семьи;
  • степень одаренности;
  • желание ученика работать;
  • подготовку педагога.

В процессе работы педагоги должны помнить о том, что их похвала и поддержка станут наградой для ученика, помогут формированию его самооценки. Очень важно правильно мотивировать таких детей, направляя их на новые подвиги, проявление самостоятельности и готовность к творческому риску.

Работа с одаренными детьми будет успешной в случае выявления у них сильной стороны, благодаря чему они смогут проявить себя, вкусив успех и оценив собственные возможности. Важно не ограничивать детей с высоким уровнем способностей рамками школьной программы, позволяя им выходить за ее пределы.

В заключение отметим, что одаренность не может проявляться на поверхности. Поэтому тесты не должны стать единственными методами ее определения. Одаренные дети совсем не обязательно должны обходить одноклассников по школьным предметам. Выявить способности помогут сведения об учащихся и многократные наблюдения, в процессе которых можно будет сделать выводы.

Источник: https://rebenkoved.ru/obuchenie-rebyonka/metody-raboty-s-odarennymi-detmi.html

Ваш педагог
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: