Разработка мероприятия по профилактике алкоголизма среди учащихся

Содержание
  1. Образовательный портал
  2. «Профилактика алкоголизма»
  3. Программа профилактики алкоголя: мероприятия по борьбе с пьянством и алкоголизмом, проведение в школах
  4. Определение алкогольной зависимости
  5. Основные негативные факторы
  6. Необходимость разъяснительной деятельности
  7. Цели профилактики зависимости
  8. Виды профилактической работы
  9. Предупреждение зависимости
  10. Медико-социальная помощь
  11. Общение с пациентами
  12. Профилактика в школах
  13. Ученики младших классов
  14. Средние и старшие классы
  15. Профилактика алкоголизма в семье и школе среди подростков, несовершеннолетних
  16. Признаками регулярного или достаточно частого употребления подростком алкоголя могут быть:
  17. Мероприятия по профилактике алкоголизма среди подростков в детских учебных заведениях (школах, колледжах, училищах и пр.)
  18. СМОТРИ ВИДЕО: Детский алкоголизм. Профилактика алкоголизма у подростков и молодежи
  19. Профилактика алкоголизма и наркомании среди подростков
  20. Причины распространения алкоголизма и наркомании среди подростков
  21. Мероприятия по профилактике наркомании
  22. Важность профилактики вредных привычек
  23. Мероприятия по профилактике алкоголизма несовершеннолетних
  24. Актуальность проблемы
  25. Задачи школ
  26. Теоретические аспекты
  27. Подростковый период
  28. Организация психолого-педагогической работы
  29. Лекция
  30. Организация опросов
  31. Тренинги
  32. Ролевые игры
  33. Проектная деятельность
  34. Заключение

Образовательный портал

Разработка мероприятия по профилактике алкоголизма среди учащихся

Каменецкий Михаил Викторович

«Профилактика алкоголизма»

Цель урока: познакомить учащихся с вредным влиянием на организм человека алкоголя и мерами профилактики, используемыми в России и за рубежом.

Методы и методические приемы:рассказ учителя, сообщения учащихся, демонстрация (показ).

ТСО:мультимедиа(компьютер, проектор, экран).

·         Ход урока:

  • Организационный момент.
  • Целеполагание.
  • Актуализация знаний.
  • Закрепление.
  • Подведение итогов.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проводим урок, посвященный, к сожалению, не ставшей менее актуальной проблеме алкогольной зависимости. И в первую очередь среди молодежи. Проблема употребления алкоголя относится к малой наркомании и токсикомании.

Почему к малой? Дело в том, что алкогольные напитки – это официально разрешенные вещества. Однако вред, наносимый ими здоровью, не уступает по тяжести более тяжелым наркотикам. Более медленно (от нескольких месяцев до нескольких лет), но зависимость неизбежно формируется.

И тогда лечение практически не приносит результатов. Кроме того, хочется обратить ваше внимание на печальный факт существования так называемого пивного алкоголизма в нашей стране.

Средний возраст, с которого начинается в России употребление пива – 10 лет! Первой причиной его появления стало отсутствие реально соблюдаемых возрастных ограничений на продажу и употребление пива. Вторая причина – традиция употреблять большое количество пива, например, после баньки.

И третья, пожалуй, главная причина – это наглая, агрессивная, но мастерски сделанная реклама образа жизни с пивом. Надеюсь, что наш урок поможет развеять до сих пор существующие мифы о великом зле и следовать здоровому образу жизни.

Ребята, прежде всего, давайте вспомним, что такое здоровье? В учебнике ОБЖ приведено универсальное определение здоровья: “Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов”.

Это определение официально принято сегодня всемирной организацией здравоохранения. Для каждого из нас нет большей ценности, чем здоровье. Зададимся вопросом, “какие факторы влияют на здоровье человека?”.

По мнению специалистов, основные факторы, влияющие на здоровье, распределяются следующим образом:

20% – состояние окружающей природной среды (экологическое благополучие проживания человека);

20% – генетика (наследственность данного человека);

10% – здравоохранение;

50% – образ жизни (имеется в виду здоровый образ жизни человека).

Что входит в понятие “ здоровый образ жизни человека”? Это материальное благополучие, условия жизни, труда, отдыха, быта, жилищные условия, питание, сон, семейное положение, взаимоотношение с друзьями и т.п. Совокупность этих взаимосвязанных факторов составляет образ жизни.

С темой нашего изучения напрямую связан еще один термин – “трезвый”, что означает воздержанный в употреблении спиртных напитков. Казалось все понятно: борьба за трезвость означает борьбу за отказ от всякого употребления спиртных напитков, содержащих алкоголь. Между тем есть немало людей, по-другому понимающих слова “трезвый” и “трезвость”.

Они считают трезвым такого человека, который после приема какой-то дозы алкоголя сохраняет “ясную голову”, нормальное поведение, так что окружающие люди не замечают, что он выпил. Это более чем странное и все же распространенное понимание трезвости, совершенно не совместимое с научными, биомедицинскими и социальными представлениями о влиянии спиртного на организм человека.

Известно, что любой прием алкоголя оставляет негативный след в организме индивида, отрицательно влияет на его мозг, поведение.

Каждый человек ответственен за свое здоровье. Именно от него самого зависит его физическое и психическое состояние, а значит, и продолжительность жизни. Ни один врач не может сделать для человека того, что человек должен и может сделать для себя сам. Каждый из нас мечтает и хочет жить долго и счастливо, но не всякий может жить правильно.

Особенно это относится к людям, которые подвержены различным вредным привычкам, в том числе пьянству и алкоголизму. Вредная привычка, нередко переходящая в болезнь, из поколения в поколение ломает судьбы самых разных людей.

О ней говорят, о ней пишут, с ней борются… Вспомним хотя бы отрывок из известного произведения Сергея Есенина “Черный человек”.

Друг мой, друг мой, Я очень и очень болен. Сам не знаю, откуда взялась эта боль. То ли ветер свистит Над пустым и безлюдным полем, То ль, как рощу в сентябрь,

Осыпает мозги алкоголь…

Итак, что же такое алкоголь?

Спиртные напитки – это напитки, большей частью состоящие из ароматизированной воды и алкоголя

Алкоголь – это жидкость, полученная при сбраживании сахаров дрожжами в процессе, при котором сахара превращаются в спирт.

Все алкогольные напитки содержат этиловый спирт – этанол.

Концентрация 6-7 мл чистого этанола в 1 л крови является смертельной дозой для человека.

Безопасная норма потребления алкоголя для женщин – 14 стандартных единиц спиртного (СЕС)/нед. Для мужчин – 21 стандартная единица спиртного (СЕС)/нед.

1 СЕС =

  • 30 мл водки или виски
  • 285 мл пива или сидра
  • рюмка вина
  • 143 мл алкогольного лимонада

МОТИВЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЯ:

1.     Снятие психодинамического напряжения

2.     Познавательные мотивы (интерес)

3.     Самоутверждение

4.     Символические мотивы (соответствие среде и сложившимся стереотипам)

ПУТЬ АЛКОГОЛЯ В ОРГАНИЗМЕ ЧЕЛОВЕКА:

1.     Ротовая полость

2.     Пищевод

3.     Печень

4.     Желудок

5.     Кровь

6.     Удаление из организма

Этиловый спирт быстро и полностью всасывается в желудке, легко преодолевая

биологические мембраны и через 1 час достигает максимальной

концентрации в крови.

Беспрепятственно преодолеть биологические мембраны молекулам

этилового спирта позволяют:

1.     Малый размер

2.     Слабая поляризация

3.     Образование водородных связей с молекулами воды

4.     Хорошая растворимость в жирах

МЕТАБОЛИЗМ АЛКОГОЛЯ В ПЕЧЕНИ

Алкоголь в отличие от большинства пищевых продуктов и напитков не подвергается перевариванию, а из желудка поступает прямо в кровь.

Алкоголь сохраняется в организме до тех пор, пока не будет переработан печенью. Это происходит очень медленно: 1CЕС/час. В печени происходят химические процессы окисления этилового спирта.

ВЫВЕДЕНИЕ СПИРТА ИЗ ОРГАНИЗМА

  • 10% в неизменном виде
  • Через легкие, почки и кожу
  • 90% в виде СО2 и Н2О
  • Через легкие и почки

Этанол окисляется до конечных продуктов распада только в том случае, если его суточное потребление не превышает нормы!

УПОТРЕБЛЕНИЕ АЛКОГОЛЯ БОЛЬШЕ НОРМЫ

Первичное поражение

  • С2Н5ОН этанол
  • Гибель клеток мозга (100 г водки = гибель 7500 клеток мозга)
  • Гибель эритроцитов
  • Денатурация белков-ферментов

Вторичное поражение

  • Промежуточные продукты распада
  • СН3СООН укс.кислота
  • Жировое перерождение печени
  • СН3СООН укс.кислота – укс.альдегид СН3СОН

НАИБОЛЬШУЮ ОПАСНОСТЬ ПРЕДСТАВЛЯЕТ уксусный альдегид

  • Взаимодействие с биогенными аминами
  • Изменение концентрации нейропептидов (энкефалинов и эндорфинов)
  • Наследственность

СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ АЛКОГОЛЯ БОЛЬШЕ НОРМЫ

Алкоголизм — это химическая зависимость от алкоголя, приводящая к вынужденному и неумеренному его потреблению!

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЗАВИСИМОСТИ

пол — возраст — количество — крепость — частота употребления — стаж — качество

— индивидуальные особенности

АЛКОГОЛИЗМ — это динамический процесс, протекающий в несколько стадий:

I стадия: 1-2 года

  • патологическое влечение к алкоголю, его систематическое употребление

II стадия: 3-5 лет

  • нарастающее влечение к алкоголю, частичная потеря памяти и контроля над собой

III стадия

  • полная (психическая и физическая) зависимость от алкоголя. Деградация личности

ВЛИЯНИЕ АЛКОГОЛЯ

  • головной мозг – Гибель нервных клеток
  • сердце – Жировое перерождение
  • печень – Цирроз, алкогольный гепатит
  • желудок – Гастрит, язва, рак
  • почки – Гибель почечных клубочков, отравление продуктами обмена веществ

Что может помочь избавиться от алкогольной зависимости?

  • наличие желания
  • смена круга общения
  • лечение в стационаре
  • кодирование

ПОПРОБОВАВ АЛКОГОЛЬ ОДНОКРАТНО, ВЫ МОЖЕТЕ ПОЙТИ ПО ПЕЧАЛЬНОМУ ПУТИ:

  • пьющие культурно
  • часто пьющие
  • пьяницы
  • алкоголики

А теперь, ребята, ответьте на следующие вопросы.

1.     На какие внутренние органы человека воздействует алкоголь и как это происходит?

2.     Какие вам известны стадии развития алкоголизма?

3.     Какими могут быть последствия от злоупотребления алкоголем для здоровья и социального статуса человека?

4.     В чем различие между пьянством и алкоголизмом?

5.     Какими признаками характеризуется алкогольная болезнь?

6.     Полезные советы людям, которые хотят начать трезвую жизнь.

 И в заключение хочется сказать словами У. Гладстоуна: “Алкоголизм делает больше опустошения, чем три исторических бича, вместе взятые: голод, чума, войны…”. Думаю, вывод вам сделать нетрудно: никогда и ни при каких обстоятельствах не употребляйте спиртное, даже если это предложат вам близкие люди ? товарищи или родные!

You have no rights to post comments

Источник: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/97-biology/2219--l-r.html

Программа профилактики алкоголя: мероприятия по борьбе с пьянством и алкоголизмом, проведение в школах

Разработка мероприятия по профилактике алкоголизма среди учащихся

Алкоголизм является серьезной проблемой всемирного масштаба. В 2000 году число больных во всем мире составляло примерно 140 миллионов человек, а уже в 2010 году показатели возросли до 210 миллионов. При таком стремительном росте к 2050 году количество жертв этой эпидемии может превысить полмиллиарда. В этой ситуации жизненно важной является профилактика алкоголизма.

Определение алкогольной зависимости

Алкоголизм определяется как хроническое заболевание, одна из разновидностей наркомании. Точными признаками этой зависимости являются:

  • систематическая алкоголизация организма;
  • неконтролируемый объем спиртных напитков;
  • навязчивое желание выпить, невзирая на последствия;
  • наличие токсического поражения внутренних органов;
  • синдром регулярных провалов в памяти;
  • отсутствие критичного подхода к этим проблемам.

Алкогольную зависимость можно разделить на физическую, которая проявляется абстинентным синдромом (проще говоря — ломкой), и психологическую, основанную на регулярном закреплении условного рефлекса. Часто эти виды сочетаются между собой.

Основные негативные факторы

В общественном сознании алкоголизм часто ассоциируется с лежащим на улице бездомным человеком. Это представление не совсем верное, ведь эта болезнь распространена среди разных слоев населения. Стоит выделить социальные причины, располагающие к появлению проблем с алкоголем:

  1. Проблемы в общении с родными и близкими.
  2. Наличие хронических заболеваний, прежде всего нервной системы.
  3. Проживание и воспитание детей в пьющих семьях.
  4. Вовлечение несовершеннолетних в компании, толерантные к распитию спиртных напитков.
  5. Преждевременные и беспорядочные половые контакты.
  6. Низкий уровень жизни.
  7. Постоянные семейные конфликты.
  8. Отсутствие у ребенка желания посещать школу.

Находясь в таких жизненных условиях, человек имеет большие шансы стать зависимым от спиртных напитков. Но этот факт не является окончательным и безнадежным. В этом случае большую роль играет профилактика употребления алкоголя.

Необходимость разъяснительной деятельности

Одна из главных проблем при лечении зависимости состоит в том, что алкоголики не считают себя больными. Часто этот фактор делает заболевание неизлечимым. Зависимый человек лишен критической самооценки. Он считает негативное мнение окружающих о себе предвзятым, а чрезмерные дозы спиртного лишь усугубляют раздражение.

В этой ситуации обвинение и критика бесполезны. Лишь разъяснительная работа с пониманием всей сложности происходящего способны переломить ситуацию. Это является иногда единственной возможной профилактикой пьянства.

Гораздо легче разъяснительную работу проводить среди людей, которых еще не затронула проблема алкогольной зависимости. Занимаясь проведением таких мероприятий, следует учитывать факторы, способствующие трезвому образу жизни:

  • отсутствие семейных конфликтов и взаимное уважение;
  • финансовая независимость, наличие собственного жилья;
  • забота о личном физическом и психическом здоровье;
  • постоянное самосовершенствование;
  • повышение образовательного уровня;
  • стрессоустойчивость;
  • соблюдение правил приличия и моральных норм;
  • самоуважение, умение отстаивать свои права;
  • контроль собственных негативных эмоций.

Стремление к достижению таких результатов является лучшей профилактикой алкоголя. Пропаганда этих жизненных установок должна проходить начиная с детского возраста.

Цели профилактики зависимости

Главной задачей профилактической работы является формирование у человека здорового образа жизни, где нет места спиртным напиткам. Для этого необходимо применять следующие методы воздействия:

  1. Пропаганда трезвости, с примерами успешных людей, ведущих подобный образ жизни.
  2. Создание негативного образа алкоголя. Такая практика должна распространяться на все социальные слои и возрастные группы.
  3. Идентификация лиц, толерантных к алкогольным напиткам и ведение профилактики с ними.
  4. Пропаганда семейных ценностей, стремления к финансовому благополучию и физическому здоровью.

Виды профилактической работы

Осуществление программы профилактики алкоголизма должно проводиться как на общегосударственном, так и на межличностном уровне. В первом случае требуется разработка государственной стратегии, основанной на законодательных, административных и медицинских мерах воздействия. Межличностный уровень состоит из трех видов профилактики.

Предупреждение зависимости

Этот вид ставит своей целью предупреждение появления алкогольной зависимости у тех лиц, кто еще не сталкивался с этой проблемой. Прежде всего первичная профилактика алкоголизма направлена на молодое поколение. Для достижения положительного результата используются следующие методы:

  1. Помощь молодому человеку в процессе становления личности, осознании себя полноправным членом общества, познанию своих эмоциональных особенностей.
  2. Мотивация к положительным изменениям в своей жизни и социальной среде.
  3. Помощь в создании навыков управления собственными эмоциями.
  4. Развитие быстрой адаптации к внешним факторам, располагающим к употреблению спиртных напитков.

Подобную профилактическую работу необходимо проводить в школах, училищах, институтах, внеклассных подростковых коллективах, а также среди родителей и преподавателей. Очень важны мероприятия по профилактике алкоголизма среди несовершеннолетних детей из неблагополучных семей, не посещающих учебные заведения, у которых нет родителей или опекунов.

Медико-социальная помощь

Этот вид профилактики распространяется на тех, кто имеет опыт употребления алкоголя. Такая работа предполагает оказание медико-социальной помощи человеку, психологической поддержки родным и близким людям. Его надо убеждать в необходимости посещения сеансов анонимной помощи.

Методами вторичной профилактики алкоголизма являются:

  1. Убеждение в необходимости полного и окончательного отказа от употребления спиртных напитков.
  2. Внедрение в сознание мысли о необходимости изменить свою модель поведения.
  3. Осознание необходимости улучшить мнение окружающих о себе.

Такую работу требуется проводить с разными слоями общества: подростки, молодежь, учащиеся и работающие, взрослые люди, семейные пары.

Общение с пациентами

В этом случае помощь адресуется тем, кто лечится от алкоголизма. Методами третичной профилактики алкоголизма являются:

  1. Признание больным факта нездоровой тяги к спиртным напиткам и наличия алкогольной зависимости.
  2. Поиск и развитие личностных ресурсов для преодоления болезни.
  3. Изменение негативного образа мышления на позитивный.
  4. Постановка жизненных целей и способов их достижения.

Возможно, на этом этапе потребуется прохождение курса стационарного лечения алкогольной зависимости.

Профилактика в школах

Отдельно хочется остановиться на профилактике алкоголизма среди несовершеннолетних. Этот участок работы должен разделяться по возрастным критериям.

Ученики младших классов

Вероятность употребления спиртных напитков ребенком до 11 лет минимальна, но он может воспитываться в семье, злоупотребляющей алкоголем. Для идентификации таких родителей необходимо регулярно проводить классные собрания.

Если представители семьи их посещают, постоянно участвуют в жизни ребенка, в семье все в порядке. В случае регулярного игнорирования таких мероприятий, можно предполагать наличие неблагополучной ситуации в семье.

Также тревожными сигналами для преподавателя могут быть:

  • плохая успеваемость;
  • систематические прогулы;
  • плохое поведение.

В такой ситуации классному руководителю необходимо провести индивидуальную встречу с родителями и обсудить вопросы успеваемости и воспитания.

Средние и старшие классы

В этом случае профилактика алкоголизма в школе возможна привлечением учеников к обязательным общественным мероприятиям. Тогда у них не останется свободного времени на употребление алкоголя. Необходимо создавать ситуации, когда старшеклассники будут проводить большую часть времени на виду у родителей и преподавателей.

Надо всегда помнить, что начать пить очень легко. Для этого всегда найдется масса причин. Затем очень сложно найти в себе силу воли и отказаться. Многие люди так и не смогли справиться с такой проблемой. Не стоит повторять их ошибки.

Источник: https://chebo.pro/zdorove/programma-meropriyatij-po-profilaktike-alkogolizma.html

Профилактика алкоголизма в семье и школе среди подростков, несовершеннолетних

Разработка мероприятия по профилактике алкоголизма среди учащихся

19.02.201919.02.2019| АдминАдмин|

Алкоголизм – психическое заболевание, обусловлено зависимостью к употреблению спиртосодержащих напитков. Характеризуется психическим и физиологическим пристрастием.

Смотрите также: План мероприятий по профилактике алкоголизма и табакокурения

Употребление алкоголя, как и табакокурение, имеет широкое распространение в подростковой среде. Основополагающими причинами развития вредных привычек являются:

  • переходной возраст, особенности психики
  • окружение, среда общения
  • отсутствие занятости (подросток не посещает никаких спортивных секций или кружков, отсутствие хобби, увлечений)
  • врожденные заболевания нервной системы
  • безнадзорность со стороны родителей и педагогов
  • особенности воспитания в семье, атмосфера в семье

Под особенностями семейного воспитания следует понимать, что пристраститься к алкоголю может подросток как из неблагополучной семьи, так и вполне благополучной. Например, стимулирующим фактором для употребления алкоголя может стать гиперопека со стороны слишком заботливых родителей, тирания, или же наоборот полное попустительство и безнадзорность.

Признаками регулярного или достаточно частого употребления подростком алкоголя могут быть:

  • снижение успеваемости в школе
  • снижение трудоспособности
  • гиперсенсетивность, инициирование конфликтов в семье, психическая неуравновешенность (могут естественными переходновозрастными признаками)
  • потеря интереса к ранее интересовавшим сферам
  • неопрятный внешний вид, неряшливость
  • ухудшение здоровья
  • изменение лексики, появление ненормативных элементов

Задача школьных педагогов и родителей состоит в предупреждении развития алкоголизма у подростков, проведение соответствующих профилактических мероприятий, своевременном распознавании признаков, характеризующих пристрастие к алкоголю.

Основополагающей частью профилактики является позитивная атмосфера в семье и доверительные коммуникации между детьми и родителями. Положительными факторами, предупреждающими развитие алкогольной зависимости являются:

  • полноценная семья, состоящая из двух родителей
  • насыщенный досуг, совместное времяпровождение, занятия спортом, туристические походы
  • отсутствие в семье хронических алкоголиков или наркозависимых
  • отсутствие в семье стрессогенных факторов (скандалы, насилие и пр.)
  • правильно выстроенные коммуникации между членами семьи
  • умеренная опека со стороны родителей, проявление неподдельного внимания к интересам подростка, мотивация, своевременная похвала и т.д.

Мероприятия по профилактике алкоголизма среди подростков в детских учебных заведениях (школах, колледжах, училищах и пр.)

  • проведение среди персонала ДОУ (классные руководители, учителя) опытными наркологами и психологами просветительских мероприятий (семинары, лекции, тренинги), направленных на донесение информации о социальной проблематике вредных привычек, эффективных методах профилактики, обучение навыкам выявления признаков подросткового алкоголизма и практическим аспектам в решении поставленных задач
  • мотивирование и вовлечение подростков, находящихся в социально-неблагополучном положении в различные кружки, спортивные секции, музыкальные студии и пр.
  • на период каникул организация лагерей при учебном заведении. При формировании групп, отдавать приоритет несовершеннолетним из неблагополучных и малообеспеченных семей
  • пропаганда здорового образа жизни, спортивных увлечений. Проведение классных часов при участии мастеров спорта или других заслуженных деятелей в области науки, искусства, спорта, пропагандирующих ЗОЖ
  • проведение спортивных соревнований
  • проведение презентаций о вреде алкоголизма, табакокурения и наркомании. Вовлечение подростков в коллективную подготовку к презентации, поиск информационного материала и т.д. Активные дискуссии, рассмотрение разных точек зрения, пр.
  • просмотр видеоматериала о вредных привычках, дискуссия
  • проведение экскурсий по историко-культурным объектам. В том числе экскурсии в музеи анатомии, патологической анатомии для демонстрации последствий употребления алкоголя, ПАВ, наркотических средств и табакокурения
  • коллективное рассмотрение вопросов о профилактике алкоголизма среди подростков на педсовете, родительских собраниях и пр.

СМОТРИ ВИДЕО: Детский алкоголизм. Профилактика алкоголизма у подростков и молодежи

Источник: http://profilaktika.su/profilaktika-alkogolizma-sredi-podrostkov-v-seme-i-shkole/

Профилактика алкоголизма и наркомании среди подростков

Разработка мероприятия по профилактике алкоголизма среди учащихся

Алкоголизм и наркомания являются одними из довольно распространенных вредных привычек среди подростков. Для этого существует множество различных причин — от физиологических до социальных. Качественная профилактика этих пагубных зависимостей должна быть одной из основных задач родителей и педагогов.

Причины распространения алкоголизма и наркомании среди подростков

Алкоголизм и наркомания могут развиваться из-за возрастных особенностей в психике подростка, который стремится доказать родителям, что он взрослый и уже не нуждается в их опеке. Фоном для закрепления вредных привычек могут стать гиперопека со стороны взрослых или, напротив, дефицит любви и внимания.

Помимо гормональных изменений в организме, подростковый возраст характеризуется еще и неустойчивостью психики. В возрасте 12-16 лет авторитетом для подростка являются не взрослые — родители и учителя, а компании сверстников. Подавляющее большинство подростков крайне болезненно воспринимают статус «белой вороны» и хочет как можно скорее повысить свой авторитет в их глазах.

В группе риска развития алкоголизма и наркомании находятся подростки, имеющие поражения центральной нервной системы в результате родовых травм или заболеваний, перенесенных в детстве. Поэтому для них важен существенный контроль за поведением со стороны родителей.

Со временем из вредных привычек алкоголизм и наркомания могут перерасти в болезненную зависимость и привести к серьезным проблемам. Как правило, юноши и девушки, впервые пробующие спиртные напитки или наркотики, редко задумываются о долгосрочных последствиях этих увлечений.

Алкоголизм и наркомания приводят к следующим негативным последствиям для жизни человека:

  • потере самоконтроля в состоянии алкогольного и наркотического опьянения;
  • риску развития различных заболеваний;
  • потере трудоспособности;
  • конфликты в семье;
  • риск правонарушений и преступлений.

Внешний вид алкоголика непривлекателен. Как правило, у людей, употребляющих спиртные напитки в больших количествах, красноватый цвет лица, тусклые волосы, плохое состояние кожи, в далеко зашедших стадиях человек худеет, но у него накапливаются отеки в полости живота, появляются и другие признаки поражения печени.

У наркоманов красные и мутные глаза, бледная кожа, следы от уколов шприцем на руках или в паху, его поведение становится неадекватным. Все вышеперечисленное уже является симптомами необратимых изменений в организме, за которыми следует полный распад личности, а затем и возможный летальный исход.

Важно как можно чаще демонстрировать подросткам все негативные стороны зависимостей.

Мероприятия по профилактике наркомании

Геморрой в 79% случаев убивает пациента

К сожалению, подростковая наркомания распространяется быстрее, чем принимаются меры по борьбе с ней. Но наркоманию, как и любую другую болезнь, легче предупредить, чем лечить. Поэтому профилактика наркомании должна стать обязательной частью образовательных программ.

Значительную роль в профилактике наркомании сегодня играет наглядная агитация при помощи документальных и художественных фильмов, а также социальных рекламных роликов. Визуальный контент пользуется достаточно широкой популярностью среди подростков и молодежи и направлен на развитие и поддержание навыков здорового образа жизни.

Если профилактика наркомании является основной целью фильма или видеоролика, то его содержание должно соответствовать следующим требованиям:

  • позитивное настроение;
  • информация о трагических последствиях наркомании;
  • отсутствие сцен употребления наркотиков;
  • участие квалифицированных специалистов — наркологов, психологов и работников правоохранительных органов;
  • понятный и доступный вывод.

Другим профилактическим направлением в борьбе с наркоманией является санитарно-просветительская работа в учебных заведениях. Она включает в себя следующее:

  • лекции и семинары о проблемах подростковой наркомании;
  • рассказ о тяжелых последствиях наркомании для здоровья человека — отравлениях и смертях от наркотиков;
  • обучение приемам выявления наркотического опьянения.

Проводить семинары и лекции должны медицинские специалисты — психологи, наркологи, сотрудники реабилитационных центров.

Разумеется, если наркотики изначально не интересны подростку, то и риск возникновения зависимости сводится к минимуму.

Поэтому не менее эффективным средством борьбы с наркотизацией молодежи будет достойная альтернатива употреблению наркотиков. Чаще всего это серьезные увлечения в виде спорта, творчества или хобби.

Для родителей и педагогов особенно важно поддерживать подростка в его увлечениях.

Пропаганда здорового образа жизни и профилактические меры следует начинать в начальной школе и продолжать до старших классов. Таким образом, грамотная профилактика поможет существенно уменьшить число наркоманов, лишая наркотики привлекательности в глазах подростков.

Важность профилактики вредных привычек

Вредные привычки неизбежно приводят к ухудшению качества жизни человека, его здоровья и отношений с окружающими. Высокий уровень информированности об их последствиях существенно снижает риск их развития у подростков и молодежи.

Для успешной профилактики следует донести до них мысль о том, что курение, алкогольная и наркотическая зависимость, а также игромания — не безобидные шалости, а болезни, имеющие далеко идущие социальные и психологические последствия.

Профилактические меры могут быть самыми разными — от серьезных бесед с психологами и педагогами, произведений искусства — песен популярных исполнителей и кинофильмов — до самых необычных, но от этого не менее эффективных.

Например, в США были выпущены специальные пепельницы со встроенным звуковым устройством. При тушении сигареты раздавался кашель курильщика. А японские изобретатели предложили курильщикам зажигалку, которая при прикуривании играла похоронный марш.

Для многих людей эти, на первый взгляд, шутливые предупреждения — повод задуматься.

Безусловно, основы личности подростка закладываются в семье. Если с раннего детства он не видит вокруг себя людей, которые курят, злоупотребляют спиртными напитками или наркотиками, то вредные привычки не будут привлекательными для них. Также будет минимальным и риск их общения в компаниях курильщиков или наркоманов.

Но, к сожалению, немногие семьи могут считаться гармоничными. Конфликты в семье, разводы родителей или другие стрессовые ситуации могут привести юношу или девушку к вредной привычке или негативному влиянию сверстников.

Поэтому работа с подростками, подверженными вредным воздействиям, должна стать результатом совместных усилий учителей, психологов и специалистов правоохранительных органов.

Чем больше поддержки получает подросток в семье и школе и чем больше в его жизни позитивных увлечений и информации об окружающем мире, тем меньше риск развития зависимости и тем лучше его перспективы в учебе, карьере и личной жизни в будущем.

Источник: https://illnessnews.ru/profilaktika-alkogolizma-i-narkomanii-sredi-podrostkov/

Мероприятия по профилактике алкоголизма несовершеннолетних

Разработка мероприятия по профилактике алкоголизма среди учащихся

Профилактика правонарушений – это важный вопрос, который включает в свою работу любой классный руководитель. Проанализируем значимость подобной деятельности, а также те мероприятия, которые можно проводить в общеобразовательных учреждениях в данном направлении.

Актуальность проблемы

Государство считает детство важным и ответственным этапом жизни человека, исходит из принципов приоритетной подготовки к полноценной жизни в обществе. Отдельное внимание уделяется формированию у подрастающего поколения общественно-творческой активности, высоких нравственных качеств: гражданственности и патриотизма.

Экономические и социальные проблемы, характерные для современного российского общества, существенно снизили институт семьи, ослабили ее влияние на воспитание подростков.

В результате данного процесса растет численность безнадзорных детей, увеличивается распространение наркотиков и разных психотропных препаратов, алкогольных напитков.

В стране ежегодно происходит больше 300 тысяч уголовных преступлений, совершаемых несовершеннолетними.

Около ста тысяч деяний совершают дети, которые не достигли возраста уголовной ответственности. Например, насилие в семьях, рост числа детей, которые остались без попечения родителей.

Именно педагоги должны продумывать и организовывать мероприятия по профилактике алкоголизма, вести разъяснительную работу с родителями, подростками на уроках, классных часах, во внеурочное время.

Задачи школ

Профилактика алкоголизма несовершеннолетних – это прямая обязанность образовательных учреждений. Педагоги проводят серьезную работу с классными коллективами, направленную на формирование в подрастающем поколении представлений о здоровом образе жизни.

Кроме того, учителя оказывают учащимся психологическую поддержку, выявляют семьи, которые находятся в социально опасном положении.

Полноценная программа профилактики алкоголизма способствует формированию благополучного климата в семье.

Профилактика заболеваний, зависимостей, асоциального поведения не может проводиться без системного формирования у подростков, детей, молодежи особенностей здорового образа жизни.

Все мероприятия, которые педагог планирует в классе, имеют определенное направление.

Профилактика алкоголизма среди подростков осуществляется не только в рамках классных часов, внеурочных мероприятий, но и путем привлечения подрастающего поколения к различным акциям, связанным с формированием навыков правильного общественного поведения.

Говоря о профилактике злоупотребления наркотических и психотропных веществ, в первую очередь нужно приобщать к деятельности родителей школьников.

Теоретические аспекты

Профилактика алкоголизма среди несовершеннолетних должна начинаться с пояснения терминов алкоголизма, наркомании, табакокурения.

Наркоманией называют пристрастие, болезненное влечение к постоянному употреблению наркотиков, которое приводит к существенным нарушениям физических и психических функций.

Токсикомания – это заболевание, которое вызывается потреблением токсических веществ, то есть употребление кофеина, транквилизатора, вдыханием ароматических веществ.

При опьянении появляются зрительные галлюцинации. В процессе употребления наркотиков, токсичных соединений у подростка появляется физическая и психическая зависимость, желание любыми способами удовлетворить потребность в наркотике.

Профилактика алкоголизма среди подростков способствует своевременному предотвращению развития зависимости. При рассказе о вреде алкоголя педагог может привлекать медицинских работников.

Они разъяснят подросткам, что злоупотребление спиртными напитками приводит к социально-нравственной деградации личности. Развивается такая зависимость постепенно, сопровождается сложнейшими процессами в организме, которые отличаются необратимыми изменениями.

Спирт становится обязательным элементом для регулирования и поддержания обменных процессов.

Подростковый период

Профилактика алкоголизма среди подростков необходима, так как для данного возраста характерны поведенческие, физиологические особенности развития. Все дети проходят через стадию «обезьянок», которые, подражая остальным ровесникам, копируют их черты.

Такая поведенческая особенность детского возраста в психологии называется реакцией имитации. Она считается естественной, необходимой для полноценного психологического развития.

В подобных ситуациях ребенок учится примерять на себя разные социальные роли, выстраивать взаимоотношения с другими людьми.

Из-за недостаточной сформированности в таком возрасте аналитико-прогностического компонента мыслительной деятельности подростки не могут подбирать правильные образцы для подражания.

Для того чтобы профилактика алкоголизма среди подростков была эффективной и результативной, на помощь педагогам должны приходить родители учащихся.

Именно они знакомят детей с «легальными наркотиками»: никотином, алкоголем.

Наблюдая за взрослыми, подросток узнает о традиции употребления алкогольных напитков по праздникам. Ребенок начинает воспринимать это как необходимость при создании атмосферы веселья, праздника в доме.

Стремясь быть похожим на папу, маму, их друзей, подростки впервые пробуют алкоголь.

Результаты психологических исследований свидетельствуют том, что большая часть подростков, совершающих правонарушения, воспитывались в неблагополучных семьях.

Ошибки семейного воспитания подталкивают ребенка к пропасти алкогольной и наркотической зависимости. Никакие инновационные методики не принесут желаемого результата, если формируемые установки не поддерживаются в семье.

Организация психолого-педагогической работы

Профилактика алкоголизма в школе осуществляется в рамках воспитательной программы. Эту деятельность курирует социальный педагог.

От того, насколько эффективно продуман план мероприятий по профилактике алкоголизма, зависит успех всей антинаркогенной деятельности учителя.

Лекция

Данная форма является самым популярным вариантом проведения педагогической профилактики. Как повысить коэффициент ее полезного действия? Можно выбрать ее в качестве самостоятельной формы при работе со старшеклассниками, которые могут воспринимать на слух большой объем теоретической информации.

Продолжительность лекций в начальной школе не должна превышать 10-15 минут. Их нужно комбинировать с ролевой игрой, тренингом.

Для проведения подобных мероприятий можно пользоваться услугами сотрудников полиции, медицинских работников. Подростки воспринимают этих специалистов гораздо лучше, чем обычных школьных учителей.

Организация опросов

Процесс организации педагогической профилактики правонарушений предполагает проведение разнообразных анонимных опросов. Они выполняют несколько важных функций:

  • позволяют анализировать эффективность профилактической деятельности;
  • полученная информация дает возможность выявлять важнейшие направления дальнейшей работы педагога;
  • результаты анкетирования могут стать показателем результативности проводимой профилактической деятельности.

Тренинги

Данная форма организована для общения в группах. Подобные занятия позволяют успешно решать многие проблемы формирования личности подростка, справиться с которыми иными путями педагогу не удается. Тренинги должны проводить только квалифицированные специалисты – психологи. Подобные занятия проводят только с подростками, достигшими пятнадцатилетнего возраста.

Ребята получают отличные навыки межличностного взаимодействия, приобретают дополнительную компетентность в сфере общения. При работе в группе подростки осваивают разные стили общения, осознают опасность употребления алкогольной продукции.

Ролевые игры

Их педагоги применяют в работе с подростками не только во время уроков, но и в процессе внеурочной деятельности. «Примеряя» на себе различные роли, школьники осваивают конструктивное общение, учатся сопротивляться внешнему давлению, изучают эффективные поведенческие схемы в сложных ситуациях наркогенного заражения.

Подобная подготовка, которая предваряет реальное столкновение подростка с попыткой его одурманивания, довольно полезна.

Проигрывая разнообразные варианты отказа ребенка от предложения употребить алкогольные напитки, педагог формирует в своих воспитанниках негативное отношение к вредным привычкам. Особенно эффективны ролевые игры в работе с подростками, которые уже имеют опыт употребления одурманивающих веществ.

Проектная деятельность

Появился он в начале прошлого века в США. В настоящее время проектная технология стала полноценным компонентом педагогических систем. Ориентируется этот метод на самостоятельную работу подростков, направленную на профилактику употребления алкогольной продукции.

Заключение

Организация эффективной профилактической деятельности предполагает включение в план работы с классным коллективом определенных мероприятий.

Беседы, направленные на предотвращение употребления подростками алкогольной продукции, могут быть проведены по следующим темам: “Об алкоголе начистоту”, “Здоровье и алкоголь”, “Скажем пьянству “Нет!”, “Уголовная ответственность за распитие спиртных напитков несовершеннолетними лицами”.

Для привлечения внимания к проблеме детского алкоголизма в план работы школы включают различные акции. Они направлены на формирование в подрастающем поколении интереса к ведению здорового образа жизни, формированию навыков правильного питания. Например, такой масштабной акцией может стать общешкольный поход, в котором примут участие не только дети и педагоги, но и родители школьников.

Источник: https://FB.ru/article/22048/chto-takoe-profilaktika-alkogolizma

Ваш педагог
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: