Разработка урока по физике Параллельное соединение проводников

Содержание
  1. Соединения проводников
  2. Темы кодификатора ЕГЭ: параллельное и последовательное соединение проводников, смешанное соединение проводников
  3. Последовательное соединение
  4. Параллельное соединение
  5. Смешанное соединение
  6. Последовательное и параллельное соединение проводников
  7. Актуализация знаний
  8. Закрепление изученного материала
  9. Рефлексия
  10. Конспект урока физики 8 класс по теме: параллельное соединение проводников – ВашПедагог
  11. Актуализация знаний
  12. Закрепление изученного материала
  13. Конспект урока по физике «Параллельное соединение проводников» (8 класс)
  14. План- конспект урока физики в 8 классе по теме «Параллельное соединение проводников»
  15. А теперь, поменяйтесь с соседом тетрадями и мы с вами вместе проверим (включаются слайды с правильными ответами, учитель дает пояснения.)
  16. Конспект
  17. Последовательное соединение проводников
  18. Для последовательного соединения проводников справедливы законы: 
  19. Параллельное соединение проводников
  20. Для параллельного соединения проводников справедливы законы:
  21. Смешанное соединение проводников

Соединения проводников

Разработка урока по физике Параллельное соединение проводников

Автор статьи — профессиональный репетитор, автор учебных пособий для подготовки к ЕГЭ Игорь Вячеславович Яковлев

Темы кодификатора ЕГЭ: параллельное и последовательное соединение проводников, смешанное соединение проводников

Есть два основных способа соединения проводников друг с другом — это последовательное и параллельное соединения. Различные комбинации последовательного и параллельного соединений приводят к смешанному соединению проводников.

Мы будем изучать свойства этих соединений, но сначала нам понадобится некоторая вводная информация.

Проводник, обладающий сопротивлением , мы называем резистором и изображаем следующим образом (рис. 1):

Рис. 1. Резистор

Напряжение на резисторе — это разность потенциалов стационарного электрического поля между концами резистора. Между какими именно концами? В общем-то, это неважно, но обычно удобно согласовывать разность потенциалов с направлением тока.

Ток в цепи течёт от «плюса» источника к «минусу». В этом направлении потенциал стационарного поля убывает. Напомним ещё раз, почему это так.

Пусть положительный заряд перемещается по цепи из точки в точку , проходя через резистор (рис. 2):

Рис. 2.

Стационарное поле совершает при этом положительную работу .

Так как и , то и , т. е. .

Поэтому напряжение на резисторе мы вычисляем как разность потенциалов в направлении тока: .

Сопротивление подводящих проводов обычно пренебрежимо мало; на электрических схемах оно считается равным нулю. Из закона Ома следует тогда, что потенциал не меняется вдоль провода: ведь если и , то . (рис. 3):

Рис. 3.

Таким образом, при рассмотрении электрических цепей мы пользуемся идеализацией, которая сильно упрощает их изучение.

А именно, мы считаем, что потенциал стационарного поля изменяется лишь при переходе через отдельные элементы цепи, а вдоль каждого соединительного провода остаётся неизменным.

В реальных цепях потенциал монотонно убывает при движении от положительной клеммы источника к отрицательной.

Последовательное соединение

При последовательном соединении проводников конец каждого проводника соединяется с началом следующего за ним проводника.

Рассмотрим два резистора и , соединённых последовательно и подключённых к источнику постоянного напряжения (рис. 4). Напомним, что положительная клемма источника обозначается более длинной чертой, так что ток в данной схеме течёт по часовой стрелке.

Рис. 4. Последовательное соединение

Сформулируем основные свойства последовательного соединения и проиллюстрируем их на этом простом примере.

1. При последовательном соединении проводников сила тока в них одинакова.
В самом деле, через любое поперечное сечение любого проводника за одну секунду будет проходить один и тот же заряд. Ведь заряды нигде не накапливаются, из цепи наружу не уходят и не поступают в цепь извне.

2. Напряжение на участке, состоящем из последовательно соединённых проводников, равно сумме напряжений на каждом проводнике.

Действительно, напряжение на участке — это работа поля по переносу единичного заряда из точки в точку ; напряжение на участке — это работа поля по переносу единичного заряда из точки в точку . Складываясь, эти две работы дадут работу поля по переносу единичного заряда из точки в точку , то есть напряжение на всём участке:

Можно и более формально, без всяких словесных объяснений:

3. Сопротивление участка, состоящего из последовательно соединённых проводников, равно сумме сопротивлений каждого проводника.

Пусть — сопротивление участка . По закону Ома имеем:

что и требовалось.

Можно дать интуитивно понятное объяснение правила сложения сопротивлений на одном частном примере. Пусть последовательно соединены два проводника из одинакового вещества и с одинаковой площадью поперечного сечения , но с разными длинами и .

Сопротивления проводников равны:

Эти два проводника образуют единый проводник длиной и сопротивлением

Но это, повторяем, лишь частный пример. Сопротивления будут складываться и в самом общем случае — если различны также вещества проводников и их поперечные сечения.

Доказательство этого даётся с помощью закона Ома, как показано выше.

Наши доказательства свойств последовательного соединения, приведённые для двух проводников, переносятся без существенных изменений на случай произвольного числа проводников.

Параллельное соединение

При параллельном соединении проводников их начала подсоединяются к одной точке цепи, а концы — к другой точке.

Снова рассматриваем два резистора, на сей раз соединённые параллельно (рис. 5).

Рис. 5. Параллельное соединение

Резисторы подсоединены к двум точкам: и . Эти точки называются узлами или точками разветвления цепи. Параллельные участки называются также ветвями; участок от к (по направлению тока) называется неразветвлённой частью цепи.

Теперь сформулируем свойства параллельного соединения и докажем их для изображённого выше случая двух резисторов.

1. Напряжение на каждой ветви одинаково и равно напряжению на неразветвлённой части цепи.
В самом деле, оба напряжения и на резисторах и равны разности потенциалов между точками подключения:

Этот факт служит наиболее отчётливым проявлением потенциальности стационарного электрического поля движущихся зарядов.

2. Сила тока в неразветвлённой части цепи равна сумме сил токов в каждой ветви.
Пусть, например, в точку за время из неразветвлённого участка поступает заряд . За это же время из точки к резистору уходит заряд , а к резистору — заряд .

Ясно, что . В противном случае в точке накапливался бы заряд, меняя потенциал данной точки, что невозможно (ведь ток постоянный, поле движущихся зарядов стационарно, и потенциал каждой точки цепи не меняется со временем). Тогда имеем:

что и требовалось.

3. Величина, обратная сопротивлению участка параллельного соединения, равна сумме величин, обратных сопротивлениям ветвей.
Пусть — сопротивление разветвлённого участка . Напряжение на участке равно ; ток, текущий через этот участок, равен . Поэтому:

Сокращая на , получим:

(1)

что и требовалось.

Как и в случае последовательного соединения, можно дать объяснение данного правила на частном примере, не обращаясь к закону Ома.
Пусть параллельно соединены проводники из одного вещества с одинаковыми длинами , но разными поперечными сечениями и . Тогда это соединение можно рассматривать как проводник той же длины , но с площадью сечения . Имеем:

Приведённые доказательства свойств параллельного соединения без существенных изменений переносятся на случай любого числа проводников.

Из соотношения (1) можно найти :

(2)

К сожалению, в общем случае параллельно соединённых проводников компактного аналога формулы (2) не получается, и приходится довольствоваться соотношением

(3)

Тем не менее, один полезный вывод из формулы (3) сделать можно. Именно, пусть сопротивления всех резисторов одинаковы и равны . Тогда:

откуда

Мы видим, что сопротивление участка из параллельно соединённых одинаковых проводников в раз меньше сопротивления одного проводника.

Смешанное соединение

Смешанное сединение проводников, как следует из названия, может являться совокупностью любых комбинаций последовательного и параллельного соединений, причём в состав этих соединений могут входить как отдельные резисторы, так и более сложные составные участки.

Расчёт смешанного соединения опирается на уже известные свойства последовательного и параллельного соединений. Ничего нового тут уже нет: нужно только аккуратно расчленить данную схему на более простые участки, соединённые последовательно или параллельно.

Рассмотрим пример смешанного соединения проводников (рис. 6).

Рис. 6. Смешанное соединение

Пусть В, Ом, Ом, Ом, Ом, Ом. Найдём силу тока в цепи и в каждом из резисторов.

Наша цепь состоит из двух последовательно соединённых участков и . Сопротивление участка :

Ом.

Участок является параллельным соединением: два последовательно включённых резистора и подключены параллельно к резистору . Тогда:

Ом.

Сопротивление цепи:

Ом.

Теперь находим силу тока в цепи:

A.

Для нахождения тока в каждом резисторе вычислим напряжения на обоих участках:

B;

B.

(Заметим попутно, что сумма этих напряжений равна В, т. е. напряжению в цепи, как и должно быть при последовательном соединении.)

Оба резистора и находятся под напряжением , поэтому:

A;

A.

(В сумме имеем А, как и должно быть при параллельном соединении.)

Сила тока в резисторах и одинакова, так как они соединены последовательно:

А.

Стало быть, через резистор течёт ток A.

Источник: https://ege-study.ru/ru/ege/materialy/fizika/soedineniya-provodnikov/

Последовательное и параллельное соединение проводников

Разработка урока по физике Параллельное соединение проводников

Цели урока:

Образовательные:

  • познакомить учащихся с последовательным и параллельным соединениями проводников;
  • познакомить учащихся с закономерностями, существующими в цепи с последовательным и параллельным соединениями проводников;

Развивающие:

  • развивать способности учащихся анализировать, сравнивать, делать выводы.
  • развивать умение решать задачи.

Воспитательные:

  • воспитывать самореализацию у учащихся, взаимопонимание и уверенность в знаниях

Наглядные пособия и оборудование:

  • презентация (приложение);
  • мультимедийный проектор;
  • цепи с последовательно и параллельно соединёнными лампочками.

План урока:

  • Вводная часть. – Сообщение учителя.
  • Актуализация знаний. – Фронтальный опрос.
  • Последовательное и параллельное соединение проводников. – Демонстрация, беседа, презентация,  объяснение нового материала, работа с таблицей.
  • Физкультминутка.
  • Закрепление изученного материала. – Работа с презентацией. Решение задач.
  • Подведение итогов, домашнее задание. – Сообщение учителя.

Актуализация знаний

Вопросы для учащихся находятся на слайдах презентации:

  • Что называется сопротивлением?
  • В чём причина сопротивления?
  • От каких параметров зависит сопротивление проводника?
  • Сформулируйте закон Ома для участка цепи.
  • Силу тока в цепи увеличили в два раза. Как изменилось сопротивление проводника?
  • Напряжение в цепи уменьшили в два раза. Как изменилось сопротивление проводника?
  • Длину проводника уменьшили в три раза. Как изменилось сопротивление проводника?
  • Проволоку согнули пополам. Как изменилось сопротивление проволоки?

Последовательное и параллельное соединения проводников:

На слайде появляется таблица, учащиеся переносят её в тетрадь.

Последовательное соединениеПараллельное соединение
Схема
Сила тока
Напряжение
Сопротивление

Обсуждается последовательное соединение проводников.

Последовательное соединение – соединение, при котором конец первого проводника соединяют с началом второго, конец второго – с началом третьего и т.д.

Учитель демонстрирует опыты с цепью с последовательно соединёнными лампочками.

Учащиеся делают выводы:

  • сила тока в цепи при последовательном соединении проводников в любых частях цепи одинакова: I = I1 = I2
  • общее напряжение в цепи равно сумме напряжений на каждом участке: U = U1 + U2

Обсуждается вопрос: Чему рано общее сопротивление цепи при последовательном соединении проводников?

С помощью закономерностей и закона Ома для участка цепи выводится формула для общего сопротивления проводников: R = R1 + R2.

Обсуждается вопрос: Как найти сопротивление n последовательно соединённых одинаковых проводников? R = nR1

Обсуждается параллельное соединение проводников.

Параллельное соединение – соединение, при котором начала всех проводников присоединяются к одной точке цепи, а их концы к другой.

Учитель демонстрирует опыты с цепью с параллельно соединёнными лампочками.

Учащиеся делают выводы:

  • cила тока в неразветвлённой цепи равна сумме токов в разветвлениях: I = I1 + I2
  • yапряжение на каждом из параллельно соединённых проводников одинаково: U = U1 = U2

Обсуждается вопрос: Чему рано общее сопротивление цепи при параллельном соединении проводников?

С помощью закономерностей и закона Ома для участка цепи выводится формула для общего сопротивления проводников:

Обсуждается вопрос: Как найти сопротивление n параллельно соединённых одинаковых проводников?

Преимущества и недостатки соединений.

Пример последовательного соединения: гирлянда.

Пример параллельного соединения: потребители в жилых помещениях.

Преимущества и недостатки соединений:

Последовательное – защита цепей от перегрузок: при увеличении силы тока выходит из строя предохранитель, и цепь автоматически отключается. При выходе из строя одного из элементов соединения отключаются и остальные.

Параллельное– при выходе из строя одного из элементов соединения, остальные действуют. При включении элемента с меньшим возможным напряжением в цепь элемент перегорит.

Учащиеся заполняют таблицу в тетради с помощью учебника и самостоятельно проверяют по слайду презентации:

Закрепление изученного материала

Решение задач на последовательное и параллельное соединения с использованием слайдов презентации .№ 1382,1386 из «Сборника задач по физике 7-9» В.И. Лукашик и др.

Домашнее задание: § 48,49, упр. 22 (1), 23 (1).

Рефлексия

Проведите стрелочки к тем утверждениям, которые соответствуют вашему состоянию в конце урока.

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/posledovatelnoe-i-parallelnoe-soedinenie-provodnikov-7825/

Конспект урока физики 8 класс по теме: параллельное соединение проводников – ВашПедагог

Разработка урока по физике Параллельное соединение проводников

автор: Лариса Владимировна Зубко , учитель физики

Разработки уроков (конспекты уроков)

Линия УМК А. В. Перышкина. Физика (7-9)

Физика

Внимание! Администрация сайта drofa-ventana.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Цели урока:

Образовательные:

  • познакомить учащихся с последовательным и параллельным соединениями проводников;
  • познакомить учащихся с закономерностями, существующими в цепи с последовательным и параллельным соединениями проводников;

Развивающие:

  • развивать способности учащихся анализировать, сравнивать, делать выводы.
  • развивать умение решать задачи.

Воспитательные:

  • воспитывать самореализацию у учащихся, взаимопонимание и уверенность в знаниях

Наглядные пособия и оборудование:

  • презентация (приложение);
  • мультимедийный проектор;
  • цепи с последовательно и параллельно соединёнными лампочками.

План урока:

  • Вводная часть. – Сообщение учителя.
  • Актуализация знаний. – Фронтальный опрос.
  • Последовательное и параллельное соединение проводников. – Демонстрация, беседа, презентация,  объяснение нового материала, работа с таблицей.
  • Физкультминутка.
  • Закрепление изученного материала. – Работа с презентацией. Решение задач.
  • Подведение итогов, домашнее задание. – Сообщение учителя.

Актуализация знаний

Вопросы для учащихся находятся на слайдах презентации:

  • Что называется сопротивлением?
  • В чём причина сопротивления?
  • От каких параметров зависит сопротивление проводника?
  • Сформулируйте закон Ома для участка цепи.
  • Силу тока в цепи увеличили в два раза. Как изменилось сопротивление проводника?
  • Напряжение в цепи уменьшили в два раза. Как изменилось сопротивление проводника?
  • Длину проводника уменьшили в три раза. Как изменилось сопротивление проводника?
  • Проволоку согнули пополам. Как изменилось сопротивление проволоки?

Последовательное и параллельное соединения проводников:

На слайде появляется таблица, учащиеся переносят её в тетрадь.

Последовательное соединениеПараллельное соединение
Схема
Сила тока
Напряжение
Сопротивление

Обсуждается последовательное соединение проводников.

Последовательное соединение – соединение, при котором конец первого проводника соединяют с началом второго, конец второго – с началом третьего и т.д.

Учитель демонстрирует опыты с цепью с последовательно соединёнными лампочками.

Учащиеся делают выводы:

  • сила тока в цепи при последовательном соединении проводников в любых частях цепи одинакова: I = I1 = I2
  • общее напряжение в цепи равно сумме напряжений на каждом участке: U = U1 + U2

Обсуждается вопрос: Чему рано общее сопротивление цепи при последовательном соединении проводников?

С помощью закономерностей и закона Ома для участка цепи выводится формула для общего сопротивления проводников: R = R1 + R2.

Обсуждается вопрос: Как найти сопротивление n последовательно соединённых одинаковых проводников? R = nR1

Обсуждается параллельное соединение проводников.

Параллельное соединение – соединение, при котором начала всех проводников присоединяются к одной точке цепи, а их концы к другой.

Учитель демонстрирует опыты с цепью с параллельно соединёнными лампочками.

Учащиеся делают выводы:

  • cила тока в неразветвлённой цепи равна сумме токов в разветвлениях: I = I1 + I2
  • yапряжение на каждом из параллельно соединённых проводников одинаково: U = U1 = U2

Обсуждается вопрос: Чему рано общее сопротивление цепи при параллельном соединении проводников?

С помощью закономерностей и закона Ома для участка цепи выводится формула для общего сопротивления проводников:

Обсуждается вопрос: Как найти сопротивление n параллельно соединённых одинаковых проводников?

Преимущества и недостатки соединений.

Пример последовательного соединения: гирлянда.

Пример параллельного соединения: потребители в жилых помещениях.

Преимущества и недостатки соединений:

Последовательное – защита цепей от перегрузок: при увеличении силы тока выходит из строя предохранитель, и цепь автоматически отключается. При выходе из строя одного из элементов соединения отключаются и остальные.

Параллельное– при выходе из строя одного из элементов соединения, остальные действуют. При включении элемента с меньшим возможным напряжением в цепь элемент перегорит.

Учащиеся заполняют таблицу в тетради с помощью учебника и самостоятельно проверяют по слайду презентации:

Закрепление изученного материала

Решение задач на последовательное и параллельное соединения с использованием слайдов презентации .№ 1382,1386 из «Сборника задач по физике 7-9» В.И. Лукашик и др.

Домашнее задание: § 48,49, упр. 22 (1), 23 (1).

Конспект урока по физике «Параллельное соединение проводников» (8 класс)

Конспект урока по физике 8 класс

Тема урока: параллельное соединение проводников

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Методы изучения: объяснительно-иллюстративный с элементами эвристической беседы

Вид урока: урок-беседа.

Дидактическая цель: начать формирование знаний учащихся о параллельном соединении проводников.

Познавательная цель: усвоить, что такое параллельное соединение проводников и законы этого соединения.

Задачи:

Образовательные:

1. Ввести понятие параллельного соединения.

2. Определить вместе с учащимися законы параллельного соединения (каковы сила тока, напряжение и сопротивление на отдельном участке и в общей цепи при параллельном соединении).

3. Определить вместе с учащимися, каково общее сопротивление n проводников с одинаковым сопротивлением при параллельном соединении.

4. Обратить внимание на то, что общее сопротивление при параллельном соединении всегда меньше наименьшего из сопротивлений.

5. Определить вместе с учащимися, как используется параллельное соединение в быту, технике и т.д.

Воспитательные: вызвать у учащихся познавательный интерес к новым знаниям; воспитывать дисциплину поведения.

Развивающие: Создать условия для формирования интелектуальных операций.

Оборудование: Лампочки, вольтметр, амперметр, источник тока, ключ, соединительные провода, компьютер с проектором, интерактивная доска, презентация.

Название этапа

деятельность учителя

Деятельность ученика

организационные формы

время

Организационный

мобилизация детей на учебную работу

продемонстрировать готовность к уроку

коллективная

1 мин

Проверка домашнего задания

Проверяет наличие выполнения домашнего задания

Контроль над правильностью выполнения домашней работы.

Фронтальная

3 мин

Повторение ранее изученного

задает вопросы

Отвечает на вопросы

Коллективная

7 мин

Мотивация

рассказывает, задает вопросы

Слушает, анализирует, отвечает на вопросы

Коллективная

2 мин

Совместное формулирование целей и задач урока

Задает наводящие вопросы

формулирует цели и задачи урока

Коллективная

3 мин

Изучение нового материала

Рассказывает, задает вопросы, проводит вместе с учениками фронтальные опыты

Слушает, отвечает на вопросы, проделывает опыт, анализирует, сравнивает полученные результаты

Коллективная

10 мин

Проверка понимания

Задает вопросы, дает задание

отвечает на вопросы, выполняет задание

Коллективная

3 мин

Закрепление изученного материала

Задает задание, условие задач

Выполняет задание, решает задачи

Коллективная

7 мин

Домашнее задание

объясняет домашнее задание

записывают домашнее задание, задают вопросы по домашнему заданию

Фронтальная

1 мин

Рефлексия

учитель задает вопросы

отвечает на вопросы, делают выводы из ответов

Индивидуальная

3 мин

Ход урока.

Организационный этап:

Учитель: Здравствуйте, садитесь!

Проверка домашнего задания:

Учитель: откройте тетради для проверки наличия домашнего задания.

Повторение ранее изученного:

Учитель: Прежде, чем мы приступим к изучению новой темы, нам необходимо повторить ранее изученный материал.

Учитель: Ребята, наверняка вы все без исключения разгадывали кроссворды. И сейчас вашему вниманию я представляю «кроссворд-наоборот». Суть его состоит в следующем: по горизонтали даны 11 определений, а вы должны к этим определениям дать формулировки.

Учитель: Что такое Ом?

Ученик: Единица измерения сопротивления.

Учитель: Что такое Реостат?

Ученик: Прибор для регулирования силы тока в цепи.

Учитель: Что такое Амперметр?

Ученик: Прибор для измерения силы тока в цепи.

Учитель: Что такое Проводник?

Ученик: Тело, через которое электрические заряды могут переходить от заряженного тела к незаряженному.

Учитель: Что такое Напряжение?

Ученик: Это физическая величина, показывающая, какую работу совершает электрическое поле при перемещении единичного положительного заряда из одной точки в другую.

Учитель: Что такое Вольтметр?

Ученик: Прибор, предназначенный для измерения напряжения в цепи.

Учитель: Что такое Изолятор?

Ученик: Это тела, через которые электрические заряды не могут переходить от заряженного тела к незаряженному.

Учитель: Что такое Вольт?

Ученик: Единица измерения напряжения

Учитель: Что такое Ток?

Ученик: Упорядоченное движение заряженных частиц.

Учитель: Всё верно, молодцы!!!

Учитель: На прошлом уроке мы изучили тему: «Реостаты. Последовательное соединение проводников». Скажите мне, какие виды реостатов вы знаете?

Источник: https://65-school.ru/metodiki/konspekt-uroka-fiziki-8-klass-po-teme-parallelnoe-soedinenie-provodnikov.html

План- конспект урока физики в 8 классе по теме «Параллельное соединение проводников»

Разработка урока по физике Параллельное соединение проводников

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Покровская основная общеобразовательная школа» Ивнянского района Белгородской области

План- конспект урока физики в 8 классе по теме «Параллельное соединение проводников»

Подготовила: учитель физики МБОУ «Покровская ООШ» Мозговая Галина Васильевна

План- конспект урока физики в 8 классе по теме «Параллельное соединение проводников»

ФИО: Мозговая Галина Васильевна, учитель физики МБОУ «Покровская основная общеобразовательная школа» Ивнянского района Белгородской области

Класс: 8-й

Учебник: Пёрышкин А.В.Физика-8: – М.: Дрофа, 2007.

Тема урока: Параллельное соединение проводников

Цель: экспериментально изучить параллельное соединение проводников в электрической цепи.

Задачи:

Образовательные:

  • проконтролировать степень усвоения учащимися знаний по таким понятиям, как электрический ток, закон Ома для участка цепи, последовательное соединение проводников;
  • экспериментально определить соотношение между величинами силы тока , напряжения и сопротивления на отдельных участках цепи при параллельном соединении проводников;
  • продолжить формирование умений и навыков собирать простейшие электрические цепи, а также пользоваться измерительными приборами (амперметром и вольтметром);
  • сформировать у учеников умения и навыки по решению задач на тему параллельного соединения проводников;

Воспитательные:

  • продолжить воспитание отношения к физике как к экспериментальной науке;
  • продолжить работу по формированию умений работать в коллективе (умение высказать свою точку зрения и выслушать точку зрения товарища, умение уважительного отношения к мнению товарища и др.).

Развивающие:

  • продолжить работу по формированию умений делать выводы и обобщения на основе результатов проведённого исследования;
  • продолжить развитие мышления, творческих и исследовательских способностей учащихся.

Оборудование: компьютер учителя, проектор, экран, карточки с заданиями, презентация-сопровождение к уроку.

Оборудование для учеников:

  • источники питания (4В);
  • амперметры лабораторные;
  • вольтметры лабораторные ;
  • ключи;
  • лампочки от карманного фонарика ;
  • резисторы, сопротивлением 1 Ом ;
  • резистор, сопротивлением 2 Ом ;
  • провода соединительные;

Тип урока: урок изучения новой темы.

Формы работы учащихся на уроке: устная, письменная, экспериментальная работа

Основные вопросы урока

Проверить как учащиеся усвоили понятия электрический ток, закон Ома для участка цепи, законы последовательного соединения. Дать понятие параллельного соединения, законы параллельного соединения. Обратить внимание на то, что общее сопротивление всех проводников при параллельном соединении всегда меньше любого значения сопротивления в данной схеме.

Девиз урока. Расскажи и я забуду.

Покажи и я запомню. Вовлеки меня и я пойму

Ход урока:

I. Организационный момент. Объявление темы и целей урока.

Тема урока: Параллельное соединение проводников.

Сегодня на уроке мы должны экспериментально определить соотношение между величинами силы тока, напряжения и сопротивления на отдельных участках цепи при параллельном соединении проводников .

II. Повторение изученного материала.

Прежде чем приступить к изучению новой темы, вспомним то, что мы уже знаем

Фронтальный опрос по изученному материалу:

– Что называют силой тока? Единицы измерения силы тока?

– Что называют напряжением? Единицы измерения напряжения?

– Как включают в цепь амперметр?

– Как включают в цепь вольтметр?

– Что называют сопротивлением проводника? Единицы измерения сопротивления?

– Какое соединение проводников называют последовательным?

– Вспомните законы последовательного соединения проводников в цепи.

Тест в картинках.

Посмотрите на экран. Я хочу вам предложить тест в картинках. В тетради записывайте только номер правильного ответа. (Включаются слайды с заданиями. Учащиеся записывают в тетрадях номера правильных ответов ).

1. Выбери правильно изображенную схему.

А теперь, поменяйтесь с соседом тетрадями и мы с вами вместе проверим (включаются слайды с правильными ответами, учитель дает пояснения.)

III. Физминутка.

1. И.п. – сидя руки на поясе. 1 – поворот головы направо, 2 – и.п., 3 – поворот головы налево, 4 – и.п. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.

2. И.п. – стоя. Сложите руки в замок, обхватите ими затылок, направьте локти вперед. Подтяните голову к локтям. Не сопротивляйтесь растягивайте шейный отдел позвоночника. Тяните ровно – так, чтобы было приятно. 10-15 секунд.

3. “Колечко” – Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем. Выполняется в прямом и обратном порядке, каждой рукой отдельно и вместе.

Мы с вами повторили изученный ранее материал. А сейчас приступим к изучению новой темы.

IV. Изучение нового материала:

Постановка познавательной задачи– сформировать определение параллельного соединения проводников в электрической цепи, вывести законы параллельного соединения.

  Последовательное соединение нельзя использовать в тех случаях, когда в электрическую цепь необходимо включить (или выключить) несколько приборов независимо друг от друга, например для освещения комнат в квартире, так как часто нет необходимости, чтобы одновременно светили все лампы. При последовательном их соединении, отключая одну лампу, мы отключаем и все остальные.

Во всех случаях, когда нужно независимое включение и выключение электрических приборов в цепь, используют параллельное соединение электрических устройств.

-Вспомним ещё раз как включают вольтметр в цепь?

– Можно ли вольтметр заменить другим проводником (лампочкой, резистором)?

– Осталось ли при такой замене соединение проводников параллельным?

Посмотрите на слайд. Здесь изображено параллельное соединение проводников.

-Предложите определение параллельного соединения проводников.

Вместе с учащимися формируется определение параллельного соединения на основе их высказываний.

Параллельным соединением проводников называется такое соединение проводников, при котором начала всех проводников, присоединяются к одной точке электрической цепи, а их концы – к другой.

Экспериментальная работа учащихся

Для выполнения экспериментальной работы мы разделимся на две группы (по три человека). Вспомним ТБ при работе с электричеством.

Инструкция по ТБ. Осторожно с током!

Важно помнить, что

  • Очень опасно одновременно прикасаться двумя руками к неисправленному проводу.
  • Очень опасно дотрагиваться до провода, стоя на сырой земле.
  • Очень опасно пользоваться неисправленными приборами.
  • Очень опасно собирать, разбирать, что-либо в электрических приборах во время работы прибора.

Добавим :

  • Нельзя включать, выключать электрические приборы мокрыми руками.
  • Нельзя засовывать металлическую проволоку в розетки.
  • Прежде чем, что-то исправить, нужно отключить прибор.

– Соблюдая эти простые правила, мы с вами будем здоровы, в хорошем настроении и это позволит нам заниматься изучением законов параллельного соединения проводников.

Ознакомьтесь с порядком выполнения работы и карточками своего варианта.

Карточка №1

Карточка №2

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

  1. Рисуем соответствующую схему электрической цепи.

  2. Показываем схему учителю.

  3. Определяем, какие приборы требуются и в каком количестве. Берём необходимые приборы на демонстрационном столе.

  4. Собираем электрическую цепь и показываем её учителю.

  5. Замыкаем электрическую цепь. Показания приборов записываем в тетрадь. Делаем соответствующие выводы.

  6. Аналогичным способом определяем другие электрические величины для исследуемого способа соединения проводников в электрической цепи.

Ход выполнения работы учащимися.

Для того, чтобы экспериментально определить значение силы тока на различных участках цепи при параллельном соединении проводников, учащиеся собирают электрическую цепь по составленной ими электрической схеме. И на основании полученных результатов делают вывод о том, что при параллельном соединении сумма токов I1 + I2, протекающих по обоим проводникам, равна току в неразветвленной цепи:

I=I1 +I2

Аналогичным образом учащиеся определяют напряжение на различных участках цепи и на основании полученных результатов делают вывод о том, что при параллельном соединении напряжение на всех включенных приборах одно и то же:

U=U1=U2

Далее, определив силу тока в цепи и напряжение, по закону Ома определяют общее сопротивление цепи.

Поскольку сопротивление каждого резистора известно (оно указано на корпусе резистора), то на основании полученного данного учащиеся делают вывод о том, что при параллельном соединении как бы увеличивается площадь поперечного сечения проводника.

Поэтому общее сопротивление цепи уменьшается и становится меньше сопротивления каждого из проводников, входящих в цепь. Так, например, сопротивление цепи R, состоящей из двух одинаковых ламп сопротивлением R1 каждая, в два раза меньше сопротивления одной лампы:

R =

Подставляя выражение для закона Ома I=U/R в формулу I=I1+I2получим: = +

или = +, Выражаем отсюда общее сопротивление R =  .

После этого все полученные в ходе выполнения работы результаты оформляем в тетради в следующем виде:

Сила токаНапряжениеСопротивление
I=I1 +I2U1=U2=U

V. Закрепление изученного

  1. Какая из электрических величин одинакова для всех проводников, соединенных параллельно?

  2. Вспомните, какая из величин одинакова для проводников, соединенных последовательно?

Решим задачу.

Чему равны сопротивления резисторов R1, R2 и сила тока в цепи до разветвления?

1. Дано:

U = U1 = U2 = 2 В,
I
1 = 0,5 А,
I
2 = 2 А.
_____________

R1 – ? R2 – ? I ?

Решение По закону Ома:

По формуле параллельного соединения для токов: I = I1 + I2 = 0,5А + 2А = 2,5 А.

Ответ. R1 = 4 Ом; R2 = 1 Ом; I = 2,5 А.

VI. Рефлексия. Подведение итога урока.

    1. Возвращаясь к целям урока, выяснить с учащимися, достигнута ли она.

    2. Объявить учащимся оценки за работу на уроке.

    3. Что интересного запомнилось вам на уроке?

    4. Что оказалось для вас полезным?

    5. Как вы оцениваете свою деятельность, активность на уроке?

    6. На какие вопросы вы не получили ответа?

VII . Домашнее задание

  1. §49, вопросы к параграфу

  2. Упражнение 23 (1-3)

Использованные источники:

  1. Перышкин А.В., Физика: учебник для 8-го класса средней школы, М., изд. Дрофа, 2007

  2. Перышкин А.В. и др. “Преподавание физики в 6–7 классах средней школы”

  3. Кирик Л. А. “Физика 8. разноуровневые самостоятельные и контрольные работы» «Гимназия», Харьков, 2005 г.

  4. Кабардин О.Ф., Кабардина С.И., Орлов В.А. «Задания для итогового контроля знаний учащихся АО физике в 7- 11 классах» , Москва «Просвещение» 1994 г.

  5. http://class-fizika.narod.ru

Источник: https://kopilkaurokov.ru/fizika/uroki/plan-konspiekt-uroka-fiziki-v-8-klassie-po-tiemie-paralliel-noie-soiedinieniie-provodnikov

Конспект

Разработка урока по физике Параллельное соединение проводников

В предыдущем конспекте «Электрическое сопротивление» был установлено, что сила тока в проводнике зависит от напряжения на его концах.

Если в опыте менять проводники, оставляя напряжение на них неизменным, то можно показать, что при постоянном напряжении на концах проводника сила тока обратно пропорциональна его сопротивлению.

Объединив зависимость силы тока от напряжения и его зависимость от сопротивления проводника, можно записать: I = U/R. Этот закон, установленный экспериментально, называется закон Ома (для участка цепи).

Закон Ома для участка цепи: сила тока в проводнике прямо пропорциональна приложенному к его концам напряжению и обратно пропорциональна сопротивлению проводника. Прежде всего закон всегда верен для твёрдых и жидких металлических проводников. А также для некоторых других веществ (как правило, твёрдых или жидких).

Потребители электрической энергии (лампочки, резисторы и пр.) могут по-разному соединяться друг с другом в электрической цепи. Два основных типа соединения проводников: последовательное и параллельное. А также есть еще два соединения, которые являются редкими: смешанное и мостовое.

Последовательное соединение проводников

При последовательном соединении проводников конец одного проводника соединится с началом другого проводника, а его конец — с началом третьего и т.д. Например, соединение электрических лампочек в ёлочной гирлянде.

  При последовательном соединении проводников ток проходит через все лампочки. При этом через поперечное сечение каждого проводника в единицу времени проходит одинаковый заряд.

То есть заряд не скапливается ни в какой части проводника.

Поэтому при последовательном соединении проводников сила тока в любом участке цепи одинакова: I1 = I2 = I.

Общее сопротивление последовательно соединённых проводников равно сумме их сопротивлений: R1 + R2 = R. Потому что при последовательном соединении проводников их общая длина увеличивается. Она больше, чем длина каждого отдельного проводника, соответственно увеличивается и сопротивление проводников.

По закону Ома напряжение на каждом проводнике равно: U1 = I*R1, U2 = I*R2. В таком случае общее напряжение равно U = I (R1 + R2).

Поскольку сила тока во всех проводниках одинакова, а общее сопротивление равно сумме сопротивлений проводников, то полное напряжение на последовательно соединённых проводниках равно сумме напряжений на каждом проводнике: U = U1 + U2.

Из приведённых равенств следует, что последовательное соединение проводников используется в том случае, если напряжение, на которое рассчитаны потребители электрической энергии, меньше общего напряжения в цепи.

Для последовательного соединения проводников справедливы законы

1) сила тока во всех проводниках одинакова; 2) напряжение на всём соединении равно сумме напряжений на отдельных проводниках; 3) сопротивление всего соединения равно сумме сопротивлений отдельных проводников.

Параллельное соединение проводников

Примером параллельного соединения проводников служит соединение потребителей электрической энергии в квартире. Так, электрические лампочки, чайник, утюг и пр. включаются параллельно.

При параллельном соединении проводников все проводники одним своим концом присоединяются к одной точке цепи. А вторым концом к другой точке цепи. Вольтметр, подключенный к этим точкам, покажет напряжение и на проводнике 1, и на проводнике 2. В таком случае напряжение на концах всех параллельно соединённых проводников одно и то же: U1 = U2 = U.

При параллельном соединении проводников электрическая цепь разветвляется. Поэтому часть общего заряда проходит через один проводник, а часть — через другой. Следовательно при параллельном соединении проводников сила тока в неразветвлённой части цепи равна сумме силы тока в отдельных проводниках: I = I1 + I2.

В соответствии с законом Ома   I = U/R,   I1 = U1/R1,   I2 = U2/R2. Отсюда следует: U/R = U1/R1 + U2/R2, U = U1 = U2,  1/R = 1/R1 + 1/R2  Величина, обратная общему сопротивлению параллельно соединенных проводников, равна сумме величин, обратных сопротивлению каждого проводника.

При параллельном соединении проводников их общее сопротивление меньше, чем сопротивление каждого проводника.

Действительно, если параллельно соединены два проводника, имеющие одинаковое сопротивление г, то их общее сопротивление равно: R = г/2.

Это объясняется тем, что при параллельном соединении проводников как бы увеличивается площадь их поперечного сечения. В результате уменьшается сопротивление.

Из приведённых формул понятно, почему потребители электрической энергии включаются параллельно. Они все рассчитаны на определённое одинаковое напряжение, которое в квартирах равно 220 В. Зная сопротивление каждого потребителя, можно рассчитать силу тока в каждом из них. А также соответствие суммарной силы тока предельно допустимой силе тока.

Для параллельного соединения проводников справедливы законы:

1) напряжение на всех проводниках одинаково; 2) сила тока в месте соединения проводников равна сумме токов в отдельных проводниках; 3) величина, обратная сопротивлению всего соединения, равна сумме величин, обратных сопротивлениям отдельных проводников.

Смешанное соединение проводников

Смешанное соединение – соединение, которое является совокупностью последовательных и параллельных соединений. Для нахождения эквивалентного сопротивления нужно, “свернуть” схему поочередным преобразованием параллельных и последовательных участков цепи.

Существует и 4-й вид соединения проводников — мостовое, которое является самым сложным.

Конспект урока по физике в 8 классе «Закон Ома. Соединение проводников».

Следующая тема: «Работа и мощность электрического тока».

Источник: https://uchitel.pro/%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD-%D0%BE%D0%BC%D0%B0-%D1%81%D0%BE%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2/

Ваш педагог
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: