Разработка урока по теме: Век нынешний и век минувший в романе Л.Н.Толстого Война и мир

Содержание
  1. Сочинение Век нынешний и век минувший в комедии Горе от ума Грибоедова
  2. Вариант 2
  3. Сочинение 3
  4. Аргументы из литературы по направлению «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения»
  5. А.С. Грибоедов «Горе от ума»
  6. И.С. Тургенев «Отцы и дети»
  7. Л.Н. Толстой «Война и мир»
  8. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
  9. И.А. Гончаров «Обломов»
  10. Н.В. Гоголь «Мёртвые души»
  11. Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»
  12. Джоан Роулинг «Гарри Поттер»
  13. Итоговое сочинение 2020: темы и аргументы ⋆ MAXIMUM Блог
  14. Основные правила
  15. Итоговое сочинение 2020: критерии
  16. 1. Соответствие теме
  17. 2. Привлечение литературного материала
  18. 3. Композиция и логика рассуждения
  19. 4. Качество письменной речи
  20. 5. Грамотность
  21. 1. Забвению не подлежит
  22. 2. Я и другие
  23. 3. Время перемен
  24. 4. Разговор с собой
  25. 5. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения
  26. Портал образования | «Век нынешний» и «век минувший» в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Сочинение Век нынешний и век минувший в комедии Горе от ума Грибоедова

Разработка урока по теме: Век нынешний и век минувший в романе Л.Н.Толстого Война и мир

Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» была написана автором в эпоху смены взглядов и отражает события того времени, когда часть людей все ещё продолжала жить по старым законам, в то время как другая уже начала испытывать жажду перемен.

В произведении олицетворением «века минувшего» является Фамусов и его окружение, которых полностью устраивала жизнь по давно устоявшимся традициям. 

«Век нынешний» же представлен молодым человеком по фамилии Чацкий. Прожив несколько лет за границей, общаясь с иностранцами и декабристами, он вернулся в Россию с совершенно новыми взглядами на жизнь, которые шли вразрез с общепринятыми.

С этого момента берёт начало конфликт взглядов двух сторон. Чацкий подвергает критике образ жизни дворянства, их отношение ко многим привычным вещам.

Так, первое столкновение их взглядов пришлось на тему воинской службы.  Если приверженцы взглядов Фамусова считают, что главное в службе – имение высокого звания, притом, совершенно неважно, каким способом полученного, то Чацкий настаивает на том, что служба должна быть исключительно во благо народу, а любое прислуживание вышестоящим лицам ради получения высокого чина унизительно.

Чацкий подвергает остракизму и отсутствие у дворянства желания получать образование, интеллектуально развиваться, читать литературу. 

Обсуждение вопроса о крепостном праве также вызвало волну негодования со стороны обеих сторон. Дворяне «минувшего века» не считали крепостных крестьян за людей,  для них они приравнивались по статусу к собакам.

Сам же помещик мог считаться уважаемым и обеспеченным человеком только в том случае, если у него во владении имеется достаточное количество крепостных.

Чацкого возмущает столь бесчеловечное отношение к людям, он борется за то, что каждый должен иметь свободу.

Фамусовский круг общения отличает также восхищение всем иностранным и пренебрежение российским, тогда как Чацкий настаивает на необходимости гордости за российскую культуру и её постоянного совершенствования.

Все эти споры приводят к тому, что Чацкого отказываются принимать в светском обществе и начинают считать сумасшедшим только по причине того, что он на порядок умнее всех окружающих, честен и не боится в открытую высказывать своё мнение.

Таким образом, данное произведение носит сатирический характер и ставит перед собой цель высмеивания порочной жизни дворянства того времени, а также демонстрирует острую необходимость перехода к новым порядкам.

Вариант 2

Великий писатель, Александр Сергеевич Грибоедов, завершил написание «Горе от ума» в 1824 году. Когда он создавал ее, одно мировоззрение менялось на другие взгляды. Когда этот поток перемен завершился, произошло декабристское восстание. Соревнование двух эпох стало главной поднятой проблемой в произведение.

Фамусов и все те, кто его поддерживал, были приверженцами старого века. Их жизнь основывалась на поддержании устойчивых обычаев. Чацкий был представителем нынешнего времени. Старался всегда говорить людям в лицо то, что о них думает и всегда был готов к новым переменам.

Когда Чацкий вернулся в столицу России к женщине своего сердца Софии, он увидел, как она изменилась, когда начала выступать на стороне своего отца. Ее папа являлся его противником. На приеме у Фамусовых начинается борьба с Чацким в первый раз. Гости завязывают диалог, в результате которого обмениваются своим мировоззрением по поводу жизни.

Чацкий высказывает свое мнение по поводу Фамусова и ему подобным. Так начинается борьба веков в рассказе. Первой проблемой, которую они подымают это служба. Мнение Фамусова заключается в том, что служба и чин в ней являются главным приоритетом, при этом не важно каким образом достигнута цель.

Это означает, что для достижения богатства, необходимо всю жизнь прислуживать людям более высоким, чем ты сам. Чацкий, категорически, против выступает против прислуживания. Его противники считали, что он сумасшедший. Сумасшествием они считали образованность и просвещенность Чацкого.

Чацкий пытается всячески осудить крепостное право, необразованность людей старого века, их нежелание к переменам и типичные устои. Было такое, что Хлестова, при случае, умудрилась попытаться опозорить Чацкого перед всеми окружающими.

Он выступает против нынешней системы образование молодого поколения и категорически осуждает учителей из других стран. Выращивание детей в стиле ненависти к народу, к культуре своего народа, к родному языку вызывают у него недовольстве.

Крик своей души он объясняет тем, что вокруг царит глупое и пустое воображение кому-либо”.

Когда мы читаем комедию, мы наблюдаем, что речью Чацкого писатель выявляет существующие недостатки дворянского рода. Можно сделать вывод, что все, что думает Чацкий, является мыслями автора.

Сочинение 3

Смена эпох всегда отображается для людей, большими трудностями. В произведении “Горе от ума” Александра Грибоедова, этот период показывается как отображение противостояния между старым поколением и молодым.

Прошлое, а точнее старое, поколение, продолжало жить тем временем, в котором оно осталось, для них не произошло никаких значимых перемен, которые тем или иным способом могли бы изменить их жизнь. Чего нельзя было сказать про молодое поколение.

Они старались идти в ногу со временем, быть современными, но самое главное они считали, что люди прожившие много лет на этом свете, ничего не знают и не понимают в жизни.

Для них уехать и забыть там где они родились, казалось легким приключением, начать свою жизнь с чистого листа и пойти дальше чем твои родители. Именно эта идея положена в произведении. Она является главной проблемой.

Главным представителем прошлого поколения предстает Фамусов, который никогда даже не собирался думать о том, чтобы изменить свое видение мира. Для него стабильность была прежде всего.

Те традиции, которые были до него, с его точки зрения были самыми правильными и отражали истину и смысл жизни.

Молодое поколение прежде всего пытается показать себя уже взрослыми людьми, повидавшими мир и готовыми к серьезной жизни. Главарем же данной категории людей был, молодой юноша по фамилии Чацкий. Он долгое время отсутствовал в России и совсем недавно вернулся на свою родину.

Прожив несколько лет вдали от своей родины, он изучил нравы и быт иностранцев. Он углубился в их культуру и считал правильным их образ мыслей.

По его мнению жизнь в России была далека от идеала и, для того чтобы улучшить жизнь местного населения, от крестьян до дворян им необходимо измениться прежде всего самим.

С момента их встречи начинают происходить различные неловкие ситуации, в которых тот или иной оказываются виновными.

Старое поколение во главе с Фамусовым, придерживаются мнения относительно того, что воинское звание важно доверять людям имеющим высокое положение в обществе, при всем этом, совершенно не важно, чем занимается человек и каким образом он достиг своего высокого назначения.

В тот самый момент, Чацкий, имеет полностью противоположное мнение, согласно которому, важно не только иметь высокое положение, но и служить на благо обществу, важно не только иметь, но и уметь исполнять свои обязанности. Именно мнение Чацкого и приводит его к тому, что его начинают считать сумасшедшим.

← Сравнительная характеристика Чацкого и Молчалина← Почему Чацкий обречен на одиночество↑ ГрибоедовОбраз и характеристика Чацкого в комедии Горе от ума →Фамусов и его окружение →

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/griboedov/vek-nyneshnij-i-vek-minuvshij-v-komedii-gore-ot-uma

Аргументы из литературы по направлению «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения»

Разработка урока по теме: Век нынешний и век минувший в романе Л.Н.Толстого Война и мир

Аргументы по направлению «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения» для итогового сочинения 2020-2021.

А.С. Грибоедов «Горе от ума»

Спор «века нынешнего» и «века минувшего» вечен, потому что каждое новое поколение отличается от предыдущего привычками, нравами, ценностями и некоторыми особенностями культуры.

В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» как раз показан такой конфликт. Александр Андреевич Чацкий, главный герой пьесы, человек «века нынешнего»: он целеустремлён, патриотичен, желает принести пользу, не готов мириться с дворянской вседозволенностью.

Во многом Чацкий напоминает человека моего поколения: молодые люди двадцать первого века, как и главный герой комедии, хотят быть услышанными, им досадно, когда их не понимают или не слушают.

С одной стороны, это можно посчитать юношеским максимализмом, который проявляется у любого человека в молодом возрасте, но с другой, – именно сейчас «век нынешний» становится более смелым, независимым от мнений и указаний от людей, которые старше, богаче или влиятельнее их. 

Александр Чацкий прекрасно чувствовал бы себя среди людей двадцать первого века. Он не терпит унижений и непонимания, готов бороться с произволом столько, сколько понадобится.

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» вышел в эпоху перемен, когда многое зависело от молодого поколения, потому что именно этим людям предстояло развивать страну, совершенствовать её и двигать вперёд. 

Во все времена важны такие люди, как Евгений Базаров, главный герой романа: он посвящал свою жизнь науке во благо общества, искренне хотел помочь России. Был патриотом, его волновала судьба Родины.

Однако, у Базарова допустил огромную ошибку: он не верил ни во что, кроме науки, ему казалось, что вера в Бога, искусство, любовь – это вовсе не серьёзно, они не приносят никакой пользы. 

Когда Евгений Базаров встречает Одинцову, он влюбляется в неё. Любовь делает его мягче, чувствительнее, к тому же ему становится понятно, что жизнь сложнее схемы. Однако главный герой до конца жизни сохраняет своё мировоззрение, и это достойно уважения. 

Базаров побеждён; побеждён не случайностями жизни, а самой идеей жизни. Он бунтует, отрицает красоту, чувства, всё то, чем живёт человеческая душа, и это отталкивает от героя, но его сила духа, страстное желание быть полезным, наоборот, привлекает и завораживает. 

В двадцать первом веке многие люди похожи на Базарова стремлением быть полезным, нужным для общества. Пытаюсь принести пользу этому миру, важно помнить, что духовный мир так же важен, как наука и развитие.

Л.Н. Толстой «Война и мир»

В романе-эпопее великого писателя Л.Н. Толстого «Война и мир» множество интересных героев, один из таких – Пьер Безухов. С самого начала мы понимаем, что он отличается от общества, в котором находится: в салоне Анны Павловны Шерер все поражаются его смелым высказываниям о том, что Наполеон велик, потому что он стал выше революции, подавил её злоупотребления, удержав всё хорошее. 

Однако, главный герой против войны. он считает, что любой конфликт можно решить, не применяя насилия. И в этом Пьер Безухов похож на самого Толстого: писатель упоминает в романе, что война – это «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». 

Пьер Безухов похож и на человека двадцать первого века, в котором во многих странах человек и его жизнь первичны. Чем больше будет людей с убеждениями Безухова, тем чище и светлее будет наш мир, потому что ни один политический ил религиозный конфликт не стоит разрушений, голода и человеческих жизней.

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Само название романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» указывает на то, что главный герой – типичный представитель своей эпохи. И, конечно, такие герои встречаются всегда. Лермонтову удалось создать типичного представителя любого времени. Некоторые характера главного героя встречаются в каждом из нас.

Григорий Печорин – противоречивый герой.

С одной стороны, он холоден, безразличен, обо всём рассуждает трезво, без особых проявлений эмоций, но с другой стороны, из его разговоров становится понятно, что это лишь маска, он боится показать свои чувства: раньше он был настоящим, искренним, но люди подавили эту кристальность души. Герой говорит: «Я был готов любить весь мир, – меня никто не понял: и я выучился ненавидеть». Печорин силён, стоек, но бывают ситуации, когда он становится похож на беззащитного ребёнка, которому нужна помощь и поддержка.

Главный герой любил лишь одну женщину, Веру, однако их союз оказался невозможным, потому что героиня уже была замужем. Он пытался быть вместе с ней, но не смог. Когда он пытается добраться до неё, его конь умирает от усталости. Григорий Печорин несчастен в любви.

Печорин – дворянин, однако ему вовсе не понятно «водяное общество», в котором все лицемерят, ему скучно среди этих людей.

И.А. Гончаров «Обломов»

В нашем мире важны не только целеустремлённые, трудолюбивые люди, но и спокойные, размеренные, но зато добрые и открытые.

Главный герой романа И.А. Гончарова «Обломов» ленив, пассивен, большую часть жизни он проводит на диване. Когда он влюбляется, то на какое-то время у него появляется желание что-то делать, однако даже любовь не смогла заставить Обломова трудиться постоянно. 

Настоящий писатель всегда наделяет героя как положительными, так и отрицательными качествами, он никогда никого не очерняет и не идеализирует.

Да, Обломов ленив, медлителен, он не стремится быть образованным и в обществе чувствует себя некомфортно. Но зато Илья Ильич добрый, у него хрустальная, прозрачная душа.

Это видел Штольц, лучший друг главного героя, подчёркивая, что «таких людей мало, они редки». 

«Сон Обломова» помогает лучше понять характер главного героя. В этой главе жизнь, похожая на сон, и сон, похожий на жизнь. В детстве Обломов видел, что никто ни о чём не волнуется, всё спокойно и умиротворённо. Обломовка – это идиллия для Ильи Ильича, он стремится к этой жизни.

Когда Илья Ильич встретил Ольгу Ильинскую, он на какое-то время ожил: стал читать, гулять в саду, старался привести его в порядок. Но через какое-то время духовный подъём сменился сомнением, сожалением, грустью обоих, осознанием невозможности счастья, потому что всё-таки Обломовка была мечтой главного героя.

Ильинская старалась изменить его, пробудить, но Илье Ильичу это было не особо нужно. Ему было хорошо, когда он спал до полудня, ничем не занимался. Обломов отказался от активной жизни, но при этом он сохранил самое главное в себе: доброту, прозрачность души, а эти качества не менее трудолюбия важны в человеке.

 

Н.В. Гоголь «Мёртвые души»

К сожалению, не все люди двадцать первого века честны. Можно сказать, что в какой-то степени общество раскололось на таких, как Александр Чацкий из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», которые хотят служить «делу, а не лицам», и на героев поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души».

Писатель иронизирует над вороватыми, циничными чиновниками, для которых главное в жизни – это деньги и выгода. . Многие из них служат не людям и государству, а себе, неспроста в канцелярских комнатах часто пишут «какой-нибудь протокол об оттяганье земли или описке имения, захваченного каким-нибудь мирным помещиком». Кроме того, они пользуются своей властью в личных корыстных целях.  

Например, Коробочка была накопительницей. Она не особо охотно тратила свои сбережения, всё бережно хранила у себя как главную ценность. Когда она продала мёртвых душ Чичикову, она не думала о том, насколько это гуманно, она боялась лишь о том, не продешевила ли она. 

Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»

Главные герои поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», мужики-правдоискатели, путешествуют, чтобы понять, «кому живётся весело, вольготно на Руси». По дороге они встречают совершенно разных людей, узнают их судьбы, переживания, проблемы. Так Некрасов создаёт портрет людей того времени.

В дороге они встречают попа, крестьянку, балаганного Петрушку, нищих, надорвавшегося работника и разбитого параличом бывшего дворового, честного человека Ермилу Гирина, помещика Гаврилу Оболт-Оболдуева, выжившего из ума Последыша-Утятина и его семейство, холопа Якова верного, божьего странника Иону Ляпушкина, но никто из них не был счастливым человеком. С каждым из них связана полная неподдельного трагизма история страданий и злоключений. Цель путешествия достигается лишь тогда, когда странники наткнулись на семинариста Гришу Добросклонова, который счастлив своим самозабвенным служением родине. Добрыми песнями он вселяет в народ надежду.

Джоан Роулинг «Гарри Поттер»

Эпопея двадцать первого века Джоан Роулинг «Гарри Поттер» поразила мир. Через волшебный мир знаменитая английская писательница отразила современную реальность.

Гарри Поттер – настоящий герой нашего времени: он смел, бесстрашен, стремится к справедливости и правде, никогда не предаёт близких людей. Более того, он именно тот, кто способен победить зло, и именно этого от него все ждут, в том числе и само зло, которое изображено в книге через абсолютно реального персонажа, Лорда Волан-де-Морта.

Однако, эпопея отражает современное поколение не только через главного героя, а через весь мир поттерианы в целом. В «Гарри Поттере» мир разделён на маглов и магов.

Это метафора: в реальной жизни роли поделились также.

Маги – люди, которые созидают, двигаются вперёд, развиваются, совершенствуют свои умения и применяют их, а маглы – это те, которые не верят в возможность лучшей жизни, а поэтому не хотят меняться. 

Смотри также:

  • Цитаты
  • Темы
  • Литература
  • 5 направлений итогового сочинения 2020-2021 от ФИПИ

Как писать итоговое сочинение?

План (структура)

Алгоритм написания

Клише для итогового сочинения

Критерии оценивания от ФИПИ

Источник: https://bingoschool.ru/blog/argumentyi-iz-literaturyi-po-napravleniyu-mezhdu-proshlyim-i-budushhim-portret-moego-pokoleniya/

Итоговое сочинение 2020: темы и аргументы ⋆ MAXIMUM Блог

Разработка урока по теме: Век нынешний и век минувший в романе Л.Н.Толстого Война и мир

Вы уже видели эти направления? Кажется, эксперты ФИПИ доказали, что они умеют удивлять! Просто так допуск до ЕГЭ не получишь, поэтому давайте разберемся, что нас ждет в декабре. В статье вы найдете примеры тем и аргументы, которые помогут вам написать итоговое сочинение 2020.

Основные правила

2 декабря 2020 года вам предстоит за 3 часа 55 минут  написать развёрнутое, структурное и аргументированное сочинение по одной из выбранных тем.

  • ВАЖНО! Объём не может быть меньше 250 слов (иначе незачёт!)
  • Сочинение должно быть написано самостоятельно

По формату итоговое сочинение 2020 отличается от сочинения ЕГЭ. Каждый из вас получит пять тем: по одной теме для каждого направления. Темы вы узнаете только за 15 минут до экзамена. Несмотря на то, что пишите сочинение вы только по одной из них, мы рекомендуем готовиться к нескольким направлениям — вдруг тема по вашему любимому направлению окажется сложной!

Итоговое сочинение 2020: критерии

Всего есть пять критериев, по каждому можно получить или «зачет» (1), или незачет (0). Первые два критерия главные — если не получить по ним «зачет», за сочинение его тоже не поставят. Для того, чтобы получить «зачет» за сочинение в целом, нужно выполнить два первых критерия — и хотя бы один из остальных.

1. Соответствие теме

Самое важное — не уходить от темы, соотнести доказательство и вывод с тезисом, не подменять понятия.

2. Привлечение литературного материала

Чтобы получить зачет, нужно привести минимум 1 литературный аргумент — из русской классики, школьной программы или мировой литературы. Можно использовать даже «Гарри Поттера» или «Голодные игры». Главное — написать развернутый аргумент, который подтвердит ваше мнение.

3. Композиция и логика рассуждения

Чтобы получить балл по этому критерию, предлагаем вам использовать классическую структуру сочинения.

 5 абзацев:

  • вступление (тезис)
  • собственное мнение, которое будем доказывать аргументами
  • аргумент 1 (доказательство и микровывод)
  • аргумент 2 (доказательство или контраргумент)
  • вывод (итог рассуждений)

Если сочинение выстроено логично и в нем есть абзацное членение, критерий засчитают.

4. Качество письменной речи

Если всё настолько плохо, что речевые ошибки затрудняют понимание смысла, ставят «незачёт», если мысль ясна – «зачет».

5. Грамотность

«Незачет» поставят, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных. Помните, что на сочинении можно пользоваться орфографическим словарём! Этот поможет вам свести орфографические ошибки к минимуму.

Как писать сочинение ЕГЭ? Лайфхаки для высоких баллов

1. Забвению не подлежит

Это направление заставляет нас задуматься о значимых исторических событиях, деятелях, общественных явлениях, достижениях науки и культуры. Они оказали влияние как на судьбы конкретных людей, так и на развитие общества в целом. Память о них вечна, она передается от поколения к поколению, напоминая о горьких уроках прошлого и его славных страницах.

Примерные темы:

  • Почему так важно помнить свои корни?
  • Как вы понимаете смысл фразы: «Кто не помнит прошлого своего народа, вынужден вновь и вновь повторять его ошибки»?
  • Чему нас учат уроки истории?
  • Что пробуждает героизм в людях?
  • Согласны ли вы с утверждением, что главная задача каждого поколения – не допустить войны на родной земле?
  • Забвение – утрата не информации, а ценности (А.Круглов)
  • Человек не умирает до тех пор, пока жива память о нём.

Литературные аргументы:

  • «Война и мир» Л.Н. Толстой
  • «Судьба человека» М.Шолохов
  • «Телеграмма» К.Г. Паустовский
  • «Капитанская дочка» А.С. Пушкин
  • «Гарри Поттер» Дж. Роулинг
  • «Обелиск» В.Быков
  • «1984» Дж.Оруэлл
  • «Момент истины (В августе 44-го…)» В.О. Богомолов
  • «Мы» Е.И. Замятин

2. Я и другие

Речь пойдёт о формах человеческого взаимодействия, вопросах взаимоотношений личности и общества, проблемах самоопределения человека в социальной среде. В основу сочинения лягут рассуждения о причинах и способах разрешения конфликтов, о достижении понимания и согласия между людьми.

Примерные темы:

  • Почему может закончиться дружба?
  • Согласны ли вы с тем, что чаще всего стремятся изменить других те люди, которые не могут изменить себя?
  • Все люди разные или все люди похожи?
  • Согласны ли вы с утверждением: «Мы никогда не бываем более недовольны другими, как когда мы недовольны собой»? (Анри Амьель)
  • Мы не любим людей не потому, что они злы, но мы считаем их злыми потому, что не любим их. (Лев Толстой)
  • Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Если между двумя людьми есть вражда, то виноваты оба»? 
  • Что сближает людей?
  • Согласны ли вы с высказыванием: «Горе нужно пережить в одиночестве, но радость — чтобы познать в полной мере — нужно разделить с другим человеком»?

Литературные аргументы:

  • «Война и мир» Л.Н. Толстой
  • «Гарри Поттер» Дж. Роулинг
  • «Крыжовник» А.П. Чехов
  • «Господин из Сан-Франциско» И.А. Бунин
  • «Алые паруса» А.С. Грин
  • «Горе от ума» А.С. Грибоедов
  • «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Дубровский» «Повести Белкина» А.С. Пушкин
  • «Герой нашего времени», «Маскарад» М.Ю. Лермонтов
  • «Шинель», «Мертвые души», «Тарас Бульба» Н.В. Гоголь
  • «Гроза» А.Н. Островский
  • «Отцы и дети» И.С. Тургенев
  • «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский
  • «Уроки французского» В.Г. Распутин

3. Время перемен

Здесь нужно поразмышлять о меняющемся мире, о причинах и следствиях изменений, происходящих внутри человека. Полезно подумать о том, перед каким выбором он оказывается, когда его мировоззрение только формируется.

Примерные темы:

  • Почему люди боятся перемен?
  • Согласны ли вы тем, что «в мире нет ничего постоянного»?
  • Может ли один человек изменить мир?
  • К чему может привести человека нежелание менять свою жизнь?
  • Каковы причины внутренних перемен в человеке?
  • Согласны ли вы утверждением: «Люди, которые не хотят меняться, обречены страдать»?
  • Есть перемены необходимые, а есть перемены, которые уничтожают личность.

Литературные аргументы:

  • «Мастер и Маргарита» М.А. Булгаков
  • «Моцарт и Сальери» А.С. Пушкин
  • «Слепой музыкант» В.Г. Короленко
  • «Скрипка Ротшильда», «Попрыгунья» А.П. Чехов
  • «451 по Фаренгейту» Р. Брэдбери
  • «Тарас Бульба» Н.В. Гоголь
  • «Земля обетованная» Э.М. Ремарк «Три товарища»
  • «Дорога перемен» Р. Йейтс
  • «Убить пересмешника» Х. Ли
  • «Унесенные ветром» М. Митчелл
  • «О дивный новый мир» О. Хаксли

Что нужно знать, чтобы получить высокий балл на ЕГЭ по русскому-2021?

4. Разговор с собой

Данное направление побуждает к размышлению о том, что значит быть самим собой. Данная тематика связана с вопросами об опасности внутреннего конфликта, о совести и поиске смысла жизни.

Важно задуматься о самоаналие, осмыслении опыта других людей, стремящихся понять себя.

Темы позволяют задуматься о сильных и слабых сторонах собственной личности, о ценности и уникальности своего внутреннего мира, о необходимости самопознания и самосовершенствования.

Примерные темы:

  • Бывают ли ситуации, в которых можно поступиться своими жизненными принципами?
  • Согласны ли вы с мыслью, что сложнее всего человек найти ответ на вопрос: «Кто я?»
  • Что значит быть самим собой?
  • К чему приводит душевный разлад?
  • Как найти «свой путь»?
  • Почему важно быть честным с самим собой?
  • Как вы понимаете словосочетание «внутренний голос»?
  • Легко ли достичь гармонии с собой?
  • Можно ли жить без совести?
  • Какого человека можно назвать «сильной личностью»?

Литературные аргументы:

  • «Капитанская дочка», «Евгений Онегин» А.С. Пушкин
  • «Война и мир» Л.Н. Толстой
  • «Гарри Поттер» Дж. Роулинг
  • «Мастер и Маргарита» М.А. Булгаков
  • «Граф Монте-Кристо» А. Дюма
  • «На дне» М. Горький
  • «Мастер и Маргарита» М.А. Булгаков
  • «Черный человек» С. Есенин

5. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения

Здесь вам предлагают поразмышлять о культурных запросах современного человека. О его литературных пристрастиях, жизненной позиции, о сходстве и различиях между ним и его предшественниками, о влиянии молодого поколения на формирование будущего мира. Нужно будет задуматься о духовных ценностях и нравственных ориентирах молодежи, о ее месте в современном мире.

Примерные темы:

  • Какие книги читают современные подростки?
  • О чем мечтает современное поколение?
  • Кто является героем для молодежи?  
  • Как формируются нравственные ориентиры современного человека?
  • Почему старшее поколение так редко бывает довольно молодёжью?
  • Какие вопросы волнуют человека в любую эпоху?
  • Актуальна ли классическая литература в наши дни?
  • «Век нынешний» и «век минувший»: возможно ли согласие?
  • Может ли художественное произведение дать ответы на вопросы, волнующие современного человека?
  • Согласны ли вы с утверждением: «Каждое поколение восстает против отцов и дружит с дедами». (Льюис Мамфорд) 
  • Согласны ли вы с утверждением: «Каждое поколение высмеивает старые моды и благоговейно следует новой». (Генри Дэвид Торо)

Литературные аргументы:

«Война и мир» Л.Н. Толстой«Недоросль» Д.И.Фонвизин«Похороните меня за плинтусом» П. Санаев«451 по Фаренгейту» Р. Брэдбери«Над пропастью во ржи» Дж. Сэлинджер«1984» Дж. Оруэлл«Голодные игры» С. Коллинз«Дневник памяти» Н. Спаркс«Повелитель мух» У. Голдинг

«Хроники Нарнии» Льюис Клайв Стейплз

Готовьте аргументы, изучайте возможные темы и побольше тренируйтесь — тогда вы точно напишете итоговое сочинение 2020!

Источник: https://blog.maximumtest.ru/post/itogovoe-sochinenie-2020-temy-i-argumenty.html

Портал образования | «Век нынешний» и «век минувший» в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Разработка урока по теме: Век нынешний и век минувший в романе Л.Н.Толстого Война и мир

Максимцова Наталья Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Петровобудская ООШ
Населённый пункт: С.Петрова Буда
Наименование материала: урок литературы
Тема: «Век нынешний» и «век минувший» в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
22.09.2019
Раздел: среднее образование

ТЕМА: «Век нынешний» и «век минувший»

в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Планируемые результаты:

Предметный:

1.-анализируя текст II действия комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»,

проследить, как автор изображает протест передовых людей XIX века

против реакционных политических и духовных устоев помещичьего

общества

Тип урока: изучение нового материала

Ход урока

1.

Орг.момент. Приветствие.

2.

.Добрый день. я рада видеть вас в полном составе. Давайте улыбнемся и

настоимся на положительный результат урока.

3.

Вступительное слово учителя.

4.

Мы познакомились вчера с комедией Грибоедова «Горе от ума». Проанализировали

первое действие, сегодня продолжим работу на комедией.

3. Актуализация знаний

Начнем мы урок с разминки.

А) Разминка. Слайд 1

Кому принадлежать следующие характеристики.

Б) закончи афоризмы. ( устно) СЛАЙД 2

Итак,

Давайте вспомним из чего состоит любое классическое произведение7

Экспозиция— завязка—кульминация — развязка

— Вспомните, что такое экспозиция в драматическом произведении?

(Экспозиция — события, происходящие в произведении до завязки действия.)

– где находится экспозиция в комедии? ( первое действие)

— Как вы думаете, почему у А. С. Грибоедова в комедии «Горе от ума» такая большая

экспозиция, практически все 1-е действие?

(Писателю важно показать атмосферу в доме Фамусова, особенности взаимоотношений в

семье.)

— Каковы эти взаимоотношения?( отношение строятся на лжи, обмане)

4) Наблюдение над развитием драматического конфликта.

Учитель:

«Горе от ума» – произведение, написанное в первой четверти 19 века, тогда, когда в

искусстве еще очень сильно было влияние классицизма. И в «Горе от ума» Грибоедов

бесспорно соблюдает два из трех знаменитых единств, характерных для

классицистической пьесы. Назовите их, пожалуйста».

Учитель:

Единство времени и места – действие совершается в течение одних суток в одном месте в

Москве, в доме Фамусова. – А какое же единство не соблюдено?

Ученик:

Не соблюдено единство действия: в пьесе две сюжетные линии – любовная и

общественная.

Две комедии как будто вложены одна в другую: одна, так сказать, частная, мелкая,

домашняя, между Чацким, Софьей, Молчалиным и Лизой: это интрига любви, вседневный

мотив всех комедий. «Когда первая прерывается, в промежутке является неожиданно

другая, и действие завязывается снова, частная комедия разыгрывается в общую битву в

один узел».Вот этой – второй комедии – мы и уделим сегодня особое внимание, ибо она

является основой структуры «Горе от ума».

Итак, в комедии две сложные линии, развивающиеся параллельно, так что одну видно

сквозь другую.

Что же является завязкой комедии.

Учитель:

Завязкой как первой, так и второй линии является приезд Чацкого.

Во-первых, Чацкий становится 3-ей вершиной в любовном треугольнике Софья –

Молчалин – Чацкий, во вторых он вступает в конфликт с московским дворянством.

— Каким был конфликт в традиционной драме классицизма? направлении классицизм.

(Любовный конфликт.),

—Назовите любовный конфликт в комедии Грибоедова«Горе от ума»? (Да.)

— Кто является основными действующими лицами в любовном конфликте комедии?

(Софья, Молчалин, Чацкий.)——— Определите, когда завязывается любовный конфликт?

—зачит из книги.

(Завязка конфликта: слова Софьи на нелестный отзыв Чацкого о Молчалине («Не человек

— змея») стр 100

— Является ли любовный конфликт основной движущей силой комедии

А. С. Грибоедова «Горе от ума»? Почему? т.е главной темой в комедии.?

(Любовный конфликт в «Горе от ума» не является основным, так как цель написания

комедии, которую поставил перед собой А.С.Грибоедов, не просто показать характер

любовных взаимоотношений героев, а раскрыть нравы современной ему Москвы, показать

наметившиеся противоречия в обществе.)

— Какой конфликт в комедии «Горе от ума» является основным?

(Основным в «Горе от ума» является социально-политический конфликт как отражение

всех противоречий того времени.

Слайд просмотр видео

Из какого произведения отрывок.

Вы догадались, из какого произведения этот отрывок? Каких героев узнали?

—. Как думаете, зачем Грибоедову понадобилась эта сцена и почему с неё мы начали

урок? Какого возраста герои?

О чём это говорит? Итак, именно о разных поколениях, об их принципах и взглядах на

разные вещи мы и будем сегодня говорить.

Тема нашего урока: Век нынешний и век минувший—тема запишу на доске

Нравственный конфликт поколений в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»».

Вам ничего не напоминают слова нашей темы? Основной конфликт в комедии

общественный: столкновение «века нынешнего» и «века минувшего». Как вы понимаете:

«век нынешний и век минувший»?

— Давайте назовем тему урока? О чем будем говорить на уроке? СЛАЙД 3

— Кто из героев комедии участвует в социально-политическом конфликте? (Чацкий и

представители фамусовского общества.)

– Кто является идеологом “века нынешнего”, а кто – “века минувшего”?

(Идеологи, выразители взглядов своего века – Чацкий и Фамусов.

Учитель.Исторический рубеж между “веком нынешним” и “веком минувшим” – война

1812 года.

То есть именно после войны в обществе сложились два политических лагеря: 1.лагерь

передовой дворянской молодёжи и 2.консервативный феодально-крепостнический лагерь.

Их столкновение воплотилось в конфликте между “веком нынешним” и “веком

минувшим” в “Горе от ума”)

5.

Работа с текстом комедии.

6.

Анализ второго действия.

Вспомните конец 1-го действия

(ответ ученика)– зачитать

Во втором действии очень много монолог и 1 явление начинается с монолога Фамусова.

Давайте зачитаем его

Ответьте на вопросы:

-Каково настроение Фамусова вначале монолога? Чем он обеспокоен?

-Как меняется его настроение к концу речи? Что успокаивает героя?

– Какие приёмы использует автор для создания комической ситуации?

Учитель:

Самым ярким представителем московского дворянства является Фамусов. Во втором

явлении второго действия происходит диалог Фамусова и Чацкого, перерастающий в

столкновение их позиций.

Давайте побеседуем по 2-му явлению (диалог Чацкого и

Фамусова):—- зачитать по ролям

-Кто является инициатором спора — Фамусов или Чацкий?

-Это люди одной эпохи или разных?

-Что важно для «века минувшего»?

-А что важно для Чацкого?

-Почему оба собеседника оказываются в этой сцене в комическом положении?

(Чацкий, в пылу горячности, углубляется в свои размышления и философствует, не

замечая, что его идеи не встречают ни сочувствия, ни понимания. Фамусов, не способный

уловить ход мыслей Чацкого, подхватывает отдельные слова из его монолога и

отзывается на них репликами: «Ах! Боже мой! он карбонари!», «Опасный человек!», «Да

он властей не признает!» и т.д. Возникает комическая ситуация, получившая название—

«кто про что»)

– В разгар спора Чацкого с Фамусовым на сцене появляется полковник Скалозуб.

Проследите по тексту, о чем говорит Скалозуб, какие слова употребляет в речи. Каковы его

взгляды на жизнь, на карьеру?

— К какому поколению по возрасту ближе полковник? (К поколению Чацкого.) А по

мировоззрению?

А)Выборочное чтение 2-го, 3-го и 4-го явлений 2 действия.

Учитель:

-Почему оба собеседника оказываются в этой сцене в комическом положении?

Можно ли их конфликт назвать конфликтом поколений?

Ученик:

Да, можно, это конфликт, «Века нынешнего и века минувшего

В разгар спора Чацкого с Фамусовым на сцене появляется полковник Скалозуб.

В присутствии Скалозуба страсти накаляются.

Чтение монолога Фамусова “Вкус, батюшка…” учащимися. Стр 115

В каких словах заключена главная мысль монолога?

Итак, после “оды” Фамусова Москве идёт возмущённый, полный гнева монолог Чацкого

“А судьи кто?”.– зачит

Б) Работа над монологом Чацкого «А судьи кто?» стр 117

Давайте посмотрим, а кто же эти судьи? Чтобы выяснить это, прослушаем монолог

Чацкого «А судьи кто?» Но прежде обратите внимание на слова и выражения, которые

встретятся в тексте и могут быть вам непонятны.

Аналитическая беседа:

– Имеют ли эти люди моральное право осуждать Чацкого?

– Что осуждает Чацкий в московском обществе?

Чацкий осуждает в московском обществе отсутствие движения, развития, прогресса.

Он говорит о тех, кто критикует новые порядки, новые мысли.

Гневно обличает Чацкий неправый суд, который защищает «грабительством богатых»

людей, имеющих влиятельных друзей и родственников.

– Как отнесется фамусовское общество к такому человеку? Почему?

– С каким чувством Чацкий произносит монолог? В каких строчках это наиболее всего

проявляется?

– Могут ли эти люди жить в мире и согласии?

(Чацкий в своем монологе негодует на то, что судьями в обществе, образцами для

подражания признаны те, кто ненавидит свободу, черпает суждения «из забытых

газет», кто укрывает расшитым мундиром свое слабодушие и нищету рассудка.

Чацкий осуждает в московском обществе отсутствие движения,

Чацкий с возмущением рассказывает, как дворяне, «разливаясь в пирах и мотовстве»

(безделье), распоряжаются жизнью своих крепостных. Они выменивают честных и

преданных слуг на борзых собак или продают их на аукционе.

Монолог носит обличительный характер. Чацкий отказывает всем, кого Фамусов

считает идеалом, в порядочности, честности, говорит об их косности (отсталости),

ничтожестве, безнравственности. В этом монологе Чацкий обличает крепостное право,

бесчеловечное обращение дворян с крепостными, неправый суд и суде, которые

защищают «грабительством богатых».)

– Какие черты «века минувшего» раскрыты в монологах Чацкого и Фамусова

во II действии комедии?найдите в тексте строчки чего нельзя вернуть.

(«Прошедшего житья подлейшие черты» записать таблицей стр 118

–чего они боятся

Это –и боязнь изменения старых порядков;

карьеризм и чинопочитание;

оценка людей не по их качествам, а по состоянию и чину;

невежество;

ненависть к просвещению и к передовым людям;

рабское подражание иностранцам;

безделье и узость интересов;

низкий нравственный облик изображенного в комедии косного дворянства

( запись в тетрадях)

Какой идеал Чацкого?

Идеал Чацкого – свободная независимая личность, чуждая рабской приниженности.

–Каков идеал Фамусова

Идеал Фамусова – вельможа екатерининского века, «охотники поподличать»

-записать его на доске – в начале урока—ответить в конце

Проблемный вопрос: кто же побеждает в борьбе: Чацкий или общество крепостников?

(Старый мир ещё очень силен, и ряды его сторонников многочисленны. Чацкий бежит из

дома Фамусова, из Москвы «искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок».

Казалось бы, герой в борьбе с обществом терпит поражение. Однако мы твердо убеждены

в нравственной, моральной победе Чацкого над старым миром)

– Ребята, подумайте и скажите, вышло ли действие комедии за пределы своего времени?

(Фамусовыми, скалозубами, молчалиными стали называть в разные времена людей

различных социальных слоев, похожих на героев комедии.

Итак, Чацкий не побеждает в споре. Но и фамусовское общество не берёт верх: оно не

имеет будущего.

Кластер Чацкому.

Одинок, невостребователен, активный, романтичен

Чацкий страдает от одиночества, чувствует свою общественную невостребованность, ведь

он человек активный, деятельный по натуре, переполненный романтических чувств и

порывов.

-И всё-таки, на чьей стороне автор?

Для того чтобы определить нравственный идеал (образец личных качеств, способностей)

А. С. Грибоедова, или хотя бы попытаться это сделать, необходимо вернуться к прототипу

главного героя.

-Кого принято считать прототипом Чацкого?

(П. Я. Чаадаев и …А. С. Грибоедов.

Несомненно, что в образе Чацкого отразились подлинные черты характера и воззрений

самого Грибоедова: горячий, порывистый, подчас резкий и независимый. В речи Чацкого

Грибоедов вложил всё лучшее, что сам думал и чувствовал. Можно с несомненностью

сказать, что взгляды Чацкого на бюрократию, жестокости крепостного права,

подражание иноземцам и т.п. – подлинные взгляды Грибоедова).

6. Подведение итогов

Грибоедов как мыслитель и художник был глубоко верен правде жизни, потому что он

стоял на уровне самых прогрессивных идей века, потому что он постиг существо и

характер наиболее важных социальных противоречий своего времени.

Ненависть к рабству – социальному и духовному – владела Грибоедовым с юных лет. Он

вынужден был служить тому миру, который не вызывал у него никаких чувств, кроме

презрения и ненависти.

оценки

8. Домашнее задание: чтение 3, действия выучить по выбору монолог Фамусова или

Чацкого

Источник: https://portalobrazovaniya.ru/servisy/publik/publ?id=11637

Ваш педагог
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: