Развитие творческого мышления в 1 классе

Содержание
  1. 18 средств для развития креативного мышления у детей и взрослых
  2. Как развивать креативность
  3. Методы латерального мышления
  4. Метод 1. «Шесть шляп мышления»
  5. Метод 2. Метод случайного слова
  6. Метод 3. Альтернативы
  7. Подборка материалов для развития креативности
  8. Фильмы
  9. TED
  10. Мастер-класс
  11. I. Вступление
  12. II. Основная часть.
  13. Как и зачем развивать креативное мышление у детей
  14. Что такое креативное мышление?
  15. Для чего нужно развивать креативное мышление?
  16. Когда начинать развивать креативное мышление?
  17. Игры и упражнения, которые помогут развить в ребенке креативность мышления.
  18. Начинайте развивать креативное мышление у вашего малыша, как можно раньше. Не забывайте поддерживать и хвалить ребёнка!
  19. Развитие логического мышления в начальных классах: задания на логическое мышление 1-4 класс
  20. Способы развития логического мышления
  21. Развитие логического мышления в 1 классе
  22. Задачи на логическое мышление для 1 класса 
  23. Развитие логического мышления во 2 классе
  24. Задачи на логическое мышление для 2 класса
  25. Развитие логического мышления в 3 классе
  26. Развитие логического мышления в 4 классе
  27. Задачи на логическое мышление для 4 класса 
  28. Резюме
  29. Альманах педагога | Развитие креативного мышления в начальной школе

18 средств для развития креативного мышления у детей и взрослых

Развитие творческого мышления в 1 классе

Четвёртая промышленная революция обеспечит мир передовой робототехникой, искусственным интеллектом и биотехнологиями. Изменится то, как мы живём и работаем. Некоторые специальности исчезнут. Один из необходимых навыков будущего — креативность. Роботы заменят человека в рутинных процессах, но в творчестве и изобретательстве роботизация пока невозможна.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Американский психолог, первопроходец диагностики креативности Эллис Пол Торренс говорит о креативности как о навыке, с помощью которого человек решает проблему дефицита информации. Торренс выделил шесть критериев креативности:

  • беглость — способность производить большое количество идей,
  • гибкость — способность применять различные стратегии решения проблемы,
  • оригинальность — способность создавать нестандартные и нешаблонные идеи,
  • разработанность — способность детализировать возникшие идеи,
  • сопротивление замыканию — способность не следовать стереотипам и быть открытым новой информации,
  • абстрактность названия — способность трансформировать образы в слова.

Способность придумывать идеи — не дар свыше. Конечно, есть люди с врождённым талантом, как Моцарт или Эйнштейн, но мы можем освоить творческие методы мышления и извлекать из них максимальную пользу.

Как развивать креативность

Не ограничивайтесь. Не останавливайтесь на первом же решении, записывайте даже самые безумные варианты.

Расширяйте кругозор. Чем больше информации, тем эффективнее работает творческая мысль. Знакомьтесь с людьми, читайте, смотрите фильмы, путешествуйте, ходите по музеям и выставкам.

Будьте критичны. Чем больше сомнений в предложенном варианте, тем больше альтернатив может появиться.

Учитесь видеть необычное в обычных вещах. Ходите новыми маршрутами, отмечайте нестандартные мелочи, смотрите на привычные предметы с другого ракурса.

Методы латерального мышления

Люди инертны: нам страшно озвучить нестандартную мысль, показаться смешными или нелепыми. Поэтому часто мы остаёмся в зоне комфорта, а наши идеи — шаблонными.

Использовать латеральное мышление значит думать нестандартно, используя разные подходы к вопросу и игнорируя логику.

Основоположник латерального мышления британский психолог Эдвард де Боно в книге «Гениально! Инструменты решения креативных задач» описывает десятки инструментов и методов латерального мышления. Вот некоторые из них.

Метод 1. «Шесть шляп мышления»

Чаще всего мозговые штурмы проходят неверно: один участник генерирует идеи, а остальные их пресекают. Для эффективного мозгового штурма можно использовать «шесть шляп мышления»: в ходе мозгового штурма все участники «надевают» поочередно шляпы разного цвета.

  • Синяя: организация процесса и модерация. Пример вопроса: «Для начала мы будем придерживаться такого хода обсуждения — все согласны?»
  • Белая: анализ имеющихся данных. Пример вопроса: «Какая информация доступна? Каковы факты?»
  • Красная: чувства, эмоции, интуиция. Пример вопроса: «Что я чувствую по этому поводу?»
  • Чёрная: критическое мышление и риски. Пример вопроса: «А что, если нам не удастся вместе организовать капитал, чтобы поддержать инвестиции?»
  • Жёлтая: поиск позитивных сторон. Пример: «Это снизило бы воздействие нашей деятельности на окружающую среду».
  • Зелёная: креативное мышление. Пример вопроса: «Как представитель профессии Х мог бы посмотреть на это?»

Задача участников — не выходить за рамки «полномочий» шляпы. Этот метод учит смотреть на чужие идеи под другим углом и делает штурм продуктивным.

Метод 2. Метод случайного слова

Это метод хорош во время мозгового штурма, если обсуждение зашло в тупик. Каждому участнику нужно назвать по одному произвольному слову, а затем связать его с темой обсуждения. Новые идеи, которые могут появиться, натолкнут на решение вопроса. Метод подойдет и в случае одиночного штурма: записывайте слова и ассоциации к ним на бумаге. Можно использовать генератор слов.

Метод 3. Альтернативы

Ещё один фундаментальный метод латерального мышления. Задавайте вопросы:

  • Есть ли другой способ?
  • Каковы альтернативы?
  • Можно ли сделать это иначе?

Эдвард де Боно в книге «Гениально!» пишет: «Я часто повторяю историю о том, как не мог отключить электрический будильник. Вечером я установил его на половину шестого, чтобы не опоздать в аэропорт на утренний рейс. Утром он зазвонил, и, когда я нажал на кнопку отключения, будильник продолжал звенеть.

Я проделал всё возможное, чтобы он умолк, но не помогло даже выдёргивание штепселя из розетки, будильник продолжал трезвонить. Только после этого я понял, что это звонил мой походный будильник, который я также установил на половину шестого, но о котором совершенно забыл».

Эта история здорово отражает ситуацию, когда без необходимости человек не ищет альтернативу.

Задание на креативность. Завести контейнер, куда вы будете складывать цитаты, вопросы, идеи, рекламные макеты, слова. А когда понадобится идея, достаньте наугад пару листков.

Подборка материалов для развития креативности

1. «Гениально!», Эдвард де Боно. Имя Эдварда де Боно стало символом нового образа мышления и творческого подхода к решению задач. В этой книге собраны основные методики латерального мышления, которые помогают принимать правильные решения на работе и в жизни.

2. «Фрирайтинг», Марк Леви. Метод фрирайтинга прост: начните писать так быстро и так долго, как сможете, о том, что сейчас волнует, игнорируя стандартные правила грамматики и орфографии. Марк Леви знакомит с техникой, в результате которой получаются прорывные идеи и нешаблонные решения.

3. «Кради как художник», Остин Клеон. Автор считает, что в мире нет ничего оригинального, поэтому советует не отвергать чужое влияние, коллекционировать идеи и аранжировать их по-новому. «Кради как художник» — позитивный, оригинально оформленный путеводитель, полный иллюстраций, упражнений и примеров, цель которого — помочь читателю достучаться до творческой стороны своего характера.

4. «ТРИЗ», Марк Меерович, Лариса Шрагина.

Развивая возможности теории решения изобретательских задач, созданной Генрихом Альтшуллером, авторы разработали методику формирования творческого мышления как осознанного, целенаправленного и управляемого процесса. Книгу рекомендует Андрей Гуляев, преподаватель курса «Думай и действуй как предприниматель» в школе предпринимательства и soft skills Startup Junior.

5. «Взлом креатива», Майкл Микалко.

В этой книге эксперт по креативности Майкл Микалко показывает, как мыслят творческие люди и как вы можете использовать их секреты, чтобы мыслить нестандартно и создавать новые идеи.

Чтобы написать эту книгу, Микалко исследовал истории более ста великих мыслителей — от Леонардо да Винчи до Пабло Пикассо — и адаптировал их методы к современным реалиям.

Фильмы

1. «Почему мы креативны». Путешествуя по всему миру, Герман Васке 30 лет общался с ключевыми фигурами нашей эпохи.

Находясь в разных точках земного шара, он задавал вопрос о природе креативности тем, кому удалось не только преуспеть в своей сфере, но и преобразить её.

101 собеседник поделился с Васке мыслями о креативности, в том числе Дэвид Боуи, Джим Джармуш, Стивен Хокинг, Умберто Эко, Дэвид Линч, Дэмьен Хёрст, Бьорк, Марина Абрамович, Далай-лама, Квентин Тарантино, Ник Кейв, Славой Жижек и другие.

2. «Милтон Глейзер: от информации и восторга». Милтон Глейзер известен как соучредитель The New York Magazine и автор кампании I Love NY. Фильм состоит из разговоров с дизайнером: Глейзер рассказывает, как ему приходили в голову идеи известных проектов и почему он посвятил искусству всю свою жизнь.

3. «Нация хэндмейда». В 2006 году независимая художница и режиссёр Фэйт Левин проделала путешествие в несколько тысяч километров, чтобы снять фильм о возрождении ручной работы в области дизайна и прикладного искусства.

4. «Изображение и текст». Мощный фильм о рекламе и вдохновении: как работают самые влиятельные рекламные объявления нашего времени.

5. «Овеществление». Фильм о наших взаимоотношениях с вещами массового производства. Это фильм о дизайнерах, которые переосмысливают, переоценивают и переизобретают окружающие нас предметы, и о творческой работе, стоящей за каждой вещью — от зубной щетки до техники.

TED

1. Писательница Элизабет Гилберт о завышенных ожиданиях по отношению к творческим людям и о том, что гений живёт в каждом человеке.

2. Профессор школы бизнеса и психолог Адам Грант о привычках успешных людей.

3. Основатель дизайнерской компании IDEO Дэвид Келли о способах создания уверенности в творчестве.

4. Корейский писатель Юнг-ха Ким о том, как освободить внутри себя ребёнка, который готов играть всю жизнь.

5. Экономист и журналист Тим Харфорд о преимуществах работы в затруднительных условиях.

Источник: https://mel.fm/blog/startupjunior/17205-18-sredstv-dlya-razvitiya-kreativnogo-myshleniya-u-detey-i-vzroslykh

Мастер-класс

Развитие творческого мышления в 1 классе

Коммунальное государственное учреждение

«Средняя школа №35 имени А.Гайдара отдела

образования акимата города Тараза»

Мастер-класс

Учитель начальных классов:

Кузнецова Наталья Николаевна.

Тараз 2013г.

Мастер-класс

Кузнецова Наталья Николаевна, учитель начальных классов.

Цель:

  1. Раскрытие возможности использования творческих заданий для развития креативности младших школьников.

Задачи:

1. Формировать представления о креативности.

2. Показать методические приемы реализации развития креативных способностей младших школьников через творческие задания.

Принципы педагогической деятельности:

  • признание талантливости каждого ребенка
  • принцип взаимного превосходства
  • принцип неизбежности перемен
  • принцип доступности и прочности
  • принцип успешности

Новизна опыта:

Системное использование творческих заданий как на уроках, так и во внеурочное время

Уровень новизны: Репродуктивно-творческий

Оборудование: конверты с заданиями, слайды презентации.

I. Вступление

С 2007 года я работаю над темой по самообразованию «: Инновационная модель развития креативного мышления младших школьников»

В связи с проблемой внедрения новой образовательной парадигмы в 21 веке возрастают требования к развитию творческой личности, которая должна обладать гибким продуктивным мышлением, развитым активным воображением для решения сложнейших задач, которые выдвигает жизнь.

В соответствии с этим необходимы выбор и разработка адекватных средств формирования творческого продуктивного мышления, т.к. прежние не отвечают образовательной парадигме нового тысячелетия. В обществе происходят бурные изменения.

Человек вынужден реагировать на них адекватно и, следовательно, должен активизировать свой творческий потенциал. Поэтому решать вопросы развития мышления должны не только высшие учебные заведения, но обязательно и школьные учреждения, в которых происходит становление всех психических функций.

В связи с этим, актуальной является проблема развития креативного мышления у учащихся, являющегося базой поисковой интеллектуальной активности.

Креативность проявляет себя многообразно. Это – быстрота, гибкость, точность, оригинальность мышления, богатое воображение, чувство юмора, приверженность высоким духовным и эстетическим ценностям, способность к самообладанию и уверенность в себе.

Значительная часть проявлений креативности относится к особенностям мышления. В концепции Дж.Гилфорда творческое мышление – это интеграция конвергентного /логического/ и дивергентного /целостного, интуитивного/ мышления.

Закономерно, что с развитием творческого мышления повышается самооценка учащихся, растут уверенность в себе, социометрический статус, учебная мотивация.

Таким образом, в образовательном процессе на уроках и во внеклассных мероприятиях, я стараюсь применять различные виды заданий, способствующих развитию креативности младшего школьника.

С практическим применением этих заданий я хочу познакомить вас.

II. Основная часть.

Развивающая система по РКМ предполагает наличие в образовательном процессе следующих элементов.

  1. Дорисовывание элементов

  2. «Данетка».

  3. Связи и взаимодействия между объектами.

  4. Сравнения

  5. Местонахождение объектов на картине.

  6. Составление рассказов-фантазий.

  7. «Составление рифмованных текстов»

  8. Эссе.

  9. Составление рефератов.

  10. Выполнение исследовательских проектов

Сейчас попробуем на практике отработать некоторые из этих элементов.

Участники делятся на 2 команды :

Снежинка Капелька

1. Разминка.

2.Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго. Например, обы(чай)ка.

  • ме( )олад; у( )ова;
  • фор( )ник; гор( )олад;
  • жел( )син; на( )ня;
  • там( )ка; за( )ец;
  • кар( )на; вам( )амида;

3. Найти аналогии предметов, в каких либо свойствах по таблице.

Даны предметы: карандаш, утюг, лист бумаги, розетка, стакан.

ПредметФункцияАналог
волчоквращениецентрифуга
парусперемещение предметавентилятор

4. Цепочка ассоциаций:

Река- … … тарелка

5.Читай внимательно, найди в этом рассказе девять животных и птиц.

Вечер. Сижу я на крылечке со своим щенком. Марь над лесом поднимается, туман густой, сыро. Скучно. Вижу – люстра у соседа зажглась. Пойду его проведаю. А соседа моего зовут Капитоном Ивановичем, он повар, любит пироги печь. Обрадовался он мне.

6. Игра «Мечты»

7.Электронная физминутка для глаз.

8. Дорисовывание предметов или сюжета.

9.Найдите осколок от зеркала

Темы: “Словарные слова”, “Безударные гласные в корне слова , проверяемые ударением”, “Сомнительные согласные” и «Удвоенные согласные»

П-бел. А,Я,Г,Д-зел. Е-сер. СС-син. С-зел. ЛЛ-голуб.

И-чёрн. О-красн. Ж-кор. З-жёлт. Л- жёлт. ММ-сер. М-красн.

НН-чёрн. Н-бел.

12. Сюрреалистическая игра

Первый участник игры делает первый набросок, изображает какой-то элемент своей идеи. Второй игрок, обязательно отталкиваясь от первого наброска, делает элемент своего изображения и т.д. до законченного рисунка.

Из шести целых спичек сложите 4 равносторонних треугольника, при этом каждая сторона должна равняться длине спички.

  1. Допиши две строки:

В зоопарке бегемот

Проглотил ежа. И вот

. Тест-опросник Г. Дэвиса

  • Я думаю, что я аккуратен(тна).
  • Мне интересно знать, что делается в других классах школы.
  • Я любил(а) посещать новые места не один (одна).
  • Я люблю быть лучше всех в чем-либо.
  • Если у меня есть сладости, то редко делюсь ими с кем-то еще.
  • Я очень переживаю, если работа, которую делаю, не лучшая, не может быть мною сделана наилучшим образом.
  • Я хочу понять, как все происходит вокруг, найти причину.
  • В детстве я не был(а) заводилой среди сверстников.
  • Я иногда поступаю по-детски.
  • Когда я что-либо хочу сделать, то ничто не может меня остановить.
  • Я предпочитаю работать с другими и не могу рабо­тать один (одна).
  • Я знаю, когда я могу сделать что-либо по-настоящему хорошо.
  • Если даже я уверен (а), что прав(а), стараюсь ме­нять свою точку зрения, если со мной не соглашаются другие.
  • Я очень беспокоюсь и переживаю, когда делаю ошибки.
  • Я часто скучаю.
  • Я достигну известности.
  • Я люблю смотреть на красивые вещи.
  • Я предпочитаю знакомые игры новым.
  • Я люблю обдумывать, что произойдет, если я что-либо сделаю.
  • Я стараюсь как можно меньше рисковать.
  • Я предпочитаю смотреть телевизор, а не изучать его устройство.

Рефлексия

– Заполните анкеты с вашими предложениями и пожеланиями.

Ваше мнение о технологии развития креативного мышления учащихся.

1.Технология креативного мышления меня…

2. Самым интересным было…

3. Самым неинтересным…

4. Я хочу применить …

5. Я хотела бы пожелать…

III. Заключение.

Уважаемые коллеги, большое спасибо за активную работу, помощь и поддержку. Искренне надеюсь, что наше занятие заинтересовало вас, и вы сможете некоторые элементы РКМ использовать на своих уроках.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/prochee/mastier-klass-ispol-zovaniie-tvorchieskikh-zadanii-v-obrazovatiel-nom-protsiessie-sposobstvuiushchikh-razvitiiu-krieativnogho-myshlieniia-mladshikh-shkol-nikov

Как и зачем развивать креативное мышление у детей

Развитие творческого мышления в 1 классе

К сожалению, современная система образования сводится к выполнению задания по образцу. А предложение своего варианта решения не приветствуется. Но в то же время креативный – нестандартный подход ценится у любого работодателя, в любой сфере деятельности.

Что такое креативное мышление?

Креативное мышление – процесс, способный порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации.

Креативное мышление, если говорить простым языком, это смекалка.

Креативность близка творческому человеку и дается ему от природы, но является только частью креативного мышления.

Для чего нужно развивать креативное мышление?

Такое мышление помогает видеть в обычных вещах что-то новое, находить необычные решения проблемы, ум ребенка становится “подвижным” и “гибким”, развивается фантазия и усидчивость, воображение.

Постоянное шаблонное выполнение заданий “убивает” креативное мышление в ребенке. Поэтому очень важно тренировать в ребенке оригинальность мышления. И даже в самой безвыходной ситуации он сможет найти выход, что позволит добиться успехов в любой сфере деятельности, на протяжении всей жизни.

Когда начинать развивать креативное мышление?

Умение нестандартно мыслить приходит к нам в какой-то мере с рождения. Но, к сожалению, со временем оно угасает, если его не поддерживать, не развивать.

Рекомендуется тренировать креативность мышления с начальных классов. Ребенок должен понять, что у задач есть много решений, а не одно стандартное.

Для развития креативного мышления, прежде всего, нужен метод проблемного обучения. Пусть ребёнок сам ищет ответы на любые интересующие его вопросы, а также и ваши. Если он затрудняется, помогите ему наводящими вопросами. Но не спешите, помощь должна быть только в крайнем случае.

Так же очень важно давать ребёнку самостоятельность в принятии решений.

Игры и упражнения, которые помогут развить в ребенке креативность мышления.

1.Дорисуй и раскрась

2. “Придумай назначение предмета”

Берем любой предмет и предлагаем ребенку придумать как его можно использовать не по прямому назначению. Например: заколку можно использовать как закладку, скрепку и т.д. Для начала попросите придумать, 10 способов применения, затем увеличивайте.

3.”Ассоциации”

Суть игры назвать как можно больше ассоциаций к слову, проигрывает тот, кто не может больше назвать ни одной. Например: ассоциации к слову дом: семья, уют, тепло и т.д.

4.”Существительные и прилагательные”

Подбираем к словам существительные и прилагательные.

Например, день: светлый, длинный, ясный, солнце, облака и т.д.

5.”Что будет если?”

Предложите ребенку пофантазировать, что будет если: Кошки научатся говорить человеческим голосом? Рыбы научатся летать? Не выключить плиту, после того как сварился суп и т.д.

6. Занятие любым видом творчества.

Например: рисование, лепка, аппликации (из бумаги, ниток, круп и т.д.), плетение из бисера, составление коллажей и т.д.

7. “Доскажи словечко”

Взрослый начинает фразу, ребёнок должен быстро ее закончить.

Примеры фраз:

Ворона каркает, а собака?

Если длинный, то наоборот…?

Зимой холодно, а летом?

У кошки котёнок, а у собаки?

8. “Хороший – плохой”

Предложите ребёнку назвать как можно больше положительных и отрицательных сторон предмета или объекта.

Например, собака, плюс, что охраняет дом, минус может укусить.

9. “Сочини сказку”

Предложите малышу сочинить свою сказку или придумать своё окончание или продолжение в любой известной, придумать рассказ или сказку по любой картине. Можно её записать и оформить в виде книги с иллюстрациями ребёнка.

10. “Составь рисунок”

Рисунки можно делать из чего угодно. Например: из вырезанных геометрических фигур, счётных палочек, пуговиц, пластиковых крышек, камешков, листиков и т.д.

11. “Что общего”

Назвать как можно больше предметов одинаковых по форме, цвету или размеру.

12. “Мелодия”

Можно ребёнку самому попробовать создать мелодию из любого музыкального инструмента или послушать в исполнении кого-то. Пусть расскажет какая это мелодия (громкая-тихая, грустная-весёлая, о чём она по его мнению,хочется ли под неё танцевать).

ВАЖНО ПООЩРЯТЬ НЕОБЫЧНЫЕ ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ В ИГРАХ, НО ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОСИТЬ ОБЪЯСНИТЬ ПОЧЕМУ ОН ТАК СЧИТАЕТ . ЭТО ПРАВИЛО КАСАЕТСЯ И ЗАНЯТИЙ ТВОРЧЕСТВОМ, ПУСТЬ РЕБЁНОК ПРОЯВЛЯЕТ ТВОРЧЕСТВО, СТАРАЯСЬ ИЗБЕГАТЬ ШАБЛОНОВ.

Начинайте развивать креативное мышление у вашего малыша, как можно раньше. Не забывайте поддерживать и хвалить ребёнка!

Вам может быть интересно:

15 игр для развития творческих способностей у ребёнка

Игры на развитие связной речи у детей.

Как и зачем развивать межполушарное взаимодействие у ребенка

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5ce53401a77c0800b350dc9a/kak-i-zachem-razvivat-kreativnoe-myshlenie-u-detei-5dc867fd65a00b326a51f87d

Развитие логического мышления в начальных классах: задания на логическое мышление 1-4 класс

Развитие творческого мышления в 1 классе

Развитая логика помогает выделять суть в потоке информации, принимать взвешенные решения и чётко формулировать свои мысли — эти способности пригодятся не только в школе. Во времена высоких технологий умение мыслить логически становится не просто конкурентным преимуществом, а жизненно необходимым навыком. Вот лишь несколько причин, по которым стоит развивать логику:

  • Чтобы постоянно развиваться. Технологии прогрессируют с огромной скоростью и требует того же от человека. Не оказаться за бортом цивилизации сможет только живой и пластичный ум. 
  • Чтобы правильно формулировать вопросы. Это важнейшее умение и для учёбы, и для жизни вообще. Чтобы получать быстрые и точные ответы, вопросы нужно уметь грамотно задавать. 
  • Чтобы отличать правду ото лжи. Информационное пространство переполнено противоречивыми сведениями. Развитая логика поможет сопоставить факты, сравнить источники и не стать жертвой обмана. 
  • Чтобы находить нестандартные решения. И дело даже не в том, что это ключевой навык для работы в самой высокооплачиваемой сфере — IT. Ни в одной профессии, подразумевающей интеллектуальный труд, не обойтись без изобретательности.

Преподаватель информатики Анастасия Александрова подчёркивает важность развития логики для учёбы. 

«Для успешного изучения информатики нужна логика. Если у вас трудности со школьным курсом, потренируйте сначала своё логическое мышление на простейших задачах».

Способы развития логического мышления

Логическое мышление — это не врождённый талант, его необходимо развивать. Существует много способов, позволяющих делать это с удовольствием. Перечислим лишь некоторые из них:

  • Логические задачи. Многие задачки на логику придуманы тысячи лет назад, но актуальны до сих пор. Зачастую они сформулированы очень забавно, так что искать остроумные ответы на них весело и увлекательно. Множество таких задач легко найти в интернете.
  • Интеллектуальные игры. Игра для детей — способ познания мира. Играя с ребёнком в домино, шашки, шахматы, точки, эрудит и даже просто в слова, вы не только весело проводите время, но и развиваете мышление ребёнка. 
  • Головоломки. Специализированные магазины предлагают ассортимент «игр для ума» на любой вкус и возраст — всевозможные лабиринты, пазлы, кубики Рубика и целые научно-исследовательские наборы. Во многих городах работают кружки любителей головоломок, где дети учатся их разгадывать и соревнуются в искусстве решения.
  • Развивающие сервисы. В Сети существуют специальные платформы, на которых собраны различные задачи на развитие логики у детей. Процесс их решения напоминает игру с разными уровнями сложности. 
  • Компьютерные игры. Вопреки распространённому убеждению, далеко не все они пустая трата времени. В интернете найдётся огромное количество игр на развитие логики — от простейших «Тетриса» и «Лайнс» до «Майнкрафта» с его неисчислимыми возможностями.

Развитие логического мышления в 1 классе

Мышление младшего школьника переживает переломный этап. Ещё недавно оно основывалось только на собственном опыте и ощущениях от окружающего мира.

Но осваивая азы школьной программы, ребёнок учится не просто читать и писать, а соотносить символы со значениями и оперировать абстрактными единицами.

Чтобы помочь ему освоится в мире букв и чисел, важно уделить внимание развитию логического мышления уже с 1 класса.

Прежде всего важно научить ребёнка наблюдательности: какими свойствами обладают те или иные предметы? Что в них общего? В чём различия? В процессе размышления над этим он получит представление о закономерностях, научится анализировать, сравнивать и обобщать.

Из классических настольных игр подойдёт домино. Эта игра учит быстро считать и принимать решения, предугадывая последствия. А также позволяет наглядно увидеть принцип логической цепочки.

Задачи на логическое мышление для 1 класса 

Ответ: лиса, она обращена налево.

Ответ: чтобы узнать, какая цифра скрыта за грибком, решим пример «10-3». Ответ — 7. Решив пример «7+1», получим число, спрятанное за звёздочкой; это 8.

Развитие логического мышления во 2 классе

С 8-9 лет у ребёнка формируется критическое мышление: он больше не принимает на веру всё, что ему говорят. В этот период очень важно научиться отличать правду от неправды и сопоставлять данные из разных источников. В этом ребёнку помогут логические задачи на истинность и ложность суждений.

Игры в ассоциации, в слова и забавные «данетки» также очень хорошо развивают логику и воображение. А главная их прелесть в том, что играть можно где угодно, например, в транспорте или в очереди к врачу. 

Кроме того, стоит познакомить ребёнка с задачками «с подвохом». Может показаться, что они носят исключительно шутливый характер, но это не так. С их помощью ребёнок научится понимать, что не все проблемы решаются стандартными методами. 

Задачи на логическое мышление для 2 класса

Ответ: велосипед, он не жёлтый и без мотора.

Ответ: шесть, у пяти братьев одна общая сестра.

Развитие логического мышления в 3 классе

Знания ребёнка об окружающем мире становятся всё более глубокими и разносторонними. Он уже умеет соотносить разные пласты информации и строить гипотезы на основе имеющихся данных. Задания на поиск закономерностей по-прежнему актуальны, но теперь они должны быть гораздо сложнее. 

Можно покупать более сложные головоломки, осваивать новые настольные игры. В этом возрасте многие дети увлекаются конструкторами. «Лего» и его аналоги помогают развивать логику, мелкую моторику и пространственное мышление, а главное, дают ребёнку огромное пространство для самовыражения. 

Также в этом возрасте будут очень полезны математические и текстовые ребусы и занимательные игры со спичками.

Развитие логического мышления в 4 классе

В 10-11 лет подростку хочется уже не просто играть, а сделать что-то по-настоящему.

Это лучшее время для всевозможных экспериментов: опыты с переливанием жидкостей, электроконструкторы, развлечения с магнитами и кинетической энергией, химические реакции — всё это тоже отлично развивает логическое мышление.

И конечно, пробуждает интерес к естественным наукам, которые скоро начнутся в школе. Не менее важно уделить внимание задачам на пространственное мышление, чтобы подготовиться к урокам черчения и геометрии.

А ещё в этом возрасте самое время познакомить подростка с основами программирования. Можно начать с изучения графического языка Scratch. Создавая с его помощью мультфильмы и простые игры, дети знакомятся с принципами работы системных алгоритмов. 

Задачи на логическое мышление для 4 класса 

Ответ: 30-9 = 21 — столько дополнительных выстрелов Вася заработал за попадания.

За каждое попадание давалось 3 выстрела: 21÷3 = 7 раз Вася попал по монстру.

Ответ: 2.

Резюме

Возможно, вас удивит, что ребёнок легко справляется с логическими задачами, которые казались вам трудными, и предлагает решения, о которых вы не подозревали. Дело в том, что детское мышление ещё не подвержено шаблонам и стереотипам. Важно помочь ребёнку сохранить эту пластичность ума. Чем раньше он начнёт развивать логику, тем легче ему будет учиться в дальнейшем. 

В начальной школе «Фоксфорда» мы уделяем внимание логике с первого класса.

Программа 1-4 классов включает курс алгоритмики, на котором дети учатся решать логические задачи, ребусы и головоломки, а в более старшем возрасте осваивают азы информатики и программирования.

Такие занятия отлично развивают логическое мышление и позволяют овладеть навыками одной из самых востребованных профессий. 

Напоследок ещё пару советов:

  1. Не ограничивайтесь только точными науками. Играйте с ребёнком в творческие игры: предложите нарисовать предмет по описанию его свойств, или составить рассказ, используя заданные словосочетания. Такие занятия не только тренируют логическое мышление, но и развивают фантазию и помогают ребёнку раскрыть творческий потенциал.
  2. Не стоит заниматься развитием логики ребёнка слишком серьёзно. Лучше превратите занятия в игру. В будущем вашему сыну или дочери придётся решить немало по-настоящему серьёзных задач и находить выходы из непростых ситуаций. А пока пусть учится справляться с трудностями в игре.

Источник: https://externat.foxford.ru/polezno-znat/razvitie-logicheskogo-myshleniya-v-nachalnyh-klassah

Альманах педагога | Развитие креативного мышления в начальной школе

Развитие творческого мышления в 1 классе

Хабибрахманова Айгуль Рауфовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ СОШ имени Х.Султанова с.

Копей-Кубово МР Буздякский район
Населённый пункт: Республика Башкортостан
Наименование материала: Мастер-класс
Тема: Развитие креативного мышления в начальной школе
10.01.2019
Раздел: начальное образование

Мастер-класс «Развитие креативного мышления в начальной школе»

– Добрый день, дорогие друзья!

Кто-то из «мудрых» сказал, что народ, который думает на один год вперёд –

выращивает хлеб. Народ, который думает на 10 лет вперёд – выращивает сад.

Народ, который думает на 100 лет вперёд – выращивает молодое поколение.

Ученые

отмечают,

что

в

наше

быстро

меняющееся

время,

с

которым

связывают стремительный рост информации, высокими темпами происходит

увеличение объёма знаний человека в структуре мышления.

Мыслительный

процесс

начинается

тогда,

когда

возникает

задача

или

проблема, у которой нет готового способа решения. Если есть стремление

что-то понять, в чём-то разобраться, то здесь тоже речь идёт о мышлении.

Как

повысить

мотивацию

к

обучению

у

современных школьников? Как

вовлечь учеников в образовательный процесс? Как научить учиться?

Эти вопросы ежедневно задает себе каждый учитель. И понятно, что пришло

время изменить подход к обучению.

Работая с детьми младшего школьного возраста, я нахожусь в поиске таких

методов и приёмов работы, которые бы совершенствовали мыслительные

способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно.

Сегодня

вопрос

о

развитии

творческих

способностей

учащихся

актуален, так как последние исследования показывают, что у наших учеников

значительно

больше

возможностей

усваивать

новые

понятия,

применять

знания и умения, как в привычной, так и в нестандартной ситуации.

Однажды маленький мальчик отправился в школу.

Он

был еще совсем

маленький, а школа была очень большая. На уроке учительница сказала:

«Сегодня мы будем рисовать». Мальчик очень любил рисовать. Он умел

рисовать

львов

и

тигров,

кур

и

коров,

корабли

и

самолеты.

Он

взял

карандаши

и

приступил

к

работе.

Но

учительница

подошла

и

сказала:

«Подожди, еще не время. Теперь мы будем рисовать цветы.»

«Здорово», – ответил ребенок и нарисовал желтые, оранжевые, синие цветы.

Но учительница объявила: «Я покажу, как надо рисовать. Вот так.»

Мальчик посмотрел на цветок, свои цветы ему нравились больше, но он этого

не

сказал

перевернул

листок

и

нарисовал

красный

цветок

на

зеленом

стебельке.

В

следующий раз учительница сказала: «Сегодня мы будем

заниматься лепкой.»«Хорошо», –

подумал мальчик, он любил лепить. Но

учительница

предупредила:

«Подожди,

я

покажу

как

надо.»

И

мальчик

слепил, как надо. Однажды родители мальчика решили переехать, и ему

пришлось поменять школу. В первый день новая учительница сказала:

-Сегодня мы будем рисовать.

-Ура, подумал маленький мальчик и стал ждать, когда учительница покажет,

как надо.

Но педагог не сказала ничего. Она просто прогуливалась по классу.

Когда она подошла к ученику, спросила:

-Ты не хочешь рисовать?

-Хочу, а что нужно?

-Я не знаю, пока ты не нарисуешь.

-А как я буду рисовать?

-Как

хочешь

сказала

учительница

если

бы

все

сделали

одинаковые

рисунки, как бы я узнала, кто нарисовал и чей этот рисунок

-Я не знаю – сказал мальчик. И он начал рисовать красный цветок на зеленом

стебле.

Почему мальчик не стал рисовать? (ждал инструкции). А прямого

указания

не

должно

было

быть,

потому

что

ученики

способны

к

самопознанию

и

самовыражению.

А

роль

учителя

становится

направляющей.

Проблема развития творческих способностей учащихся волнует меня

давно.

Предлагаю

систему

познавательных

задач,

позволяющую

целенаправленно осуществлять работу по развитию творческих способностей

детей.

«Расскажи – и я забуду,

Покажи – и я запомню,

Дай попробовать – и я пойму…»

(Китайская пословица)

Вот и мы с вами будем понимать, пробовать и запоминать!

Первый совет:

Больше пользы приносит рассмотрение одного и того же предмета с

десяти

разных

сторон,

чем

изучение

десяти

разных

предметов

с

одной

стороны.

Второй совет:

Задания творческого характера должны даваться всему классу, но не

следует указывать ребенку на его провал. При их выполнении оценивать

следует только успех.

Первый

этап.

Разминка.

На

этом

этапе

преобладают

репродуктивные

задачи,

хотя

доля

репродукции

успешно

снижается

за

счёт

ограничения

времени на ответ, применения “обманных” заданий, чередования вопросов из

разных областей знаний, что помогает развитию у детей способности быстро

переключать внимание с одной деятельности на другую. Использую загадки,

задачи с ответами «да»-«нет», логические задачки, вопросы , требующие

знаний различных предметов.

Цель: способствовать подготовке памяти, актуализация полученных ранее

знаний

к

выполнению

творческих

заданий,

создание

благоприятного

эмоционального фона.

– Как можно быстрее ответьте на вопросы:

− Какое сегодня число?(1 класс)

− День недели? Месяц?

− Какая буква третья в алфавите?

− Быстро назовите пять имен девочек?

− Сколько всего ушей у трех мышей?

− Часть письменного стола, которую можно выдвинуть?

− Часть суши, со всех сторон окружённая водой?

− Кто утверждал, что его не учили копать картошку?

− Произведение 8 и 2 равно …

Второй этап. Развитие психических механизмов.

Цель: формирование и усовершенствование памяти, внимания, воображения,

наблюдательности.

Найдите отличия между рисунками.

– Вы знакомы с ними? Кто это?

Числовой диктант.

В любом предмете, почти на каждом уроке есть понятия, которые можно

выразить

в

виде

числа.

Проверяя

степень

усвоения,

учитель

действует

следующим

образом:

называет

понятия

опосредованно,

через

число

и

предлагает совершить действие между полученными числами.

ПРИМЕР: к числу букв в слове «молоко» прибавьте номер склонения

этого же существительного (6+2=8).

Число сторон в треугольнике умножьте на количество углов в квадрате.

(3*4=12)

Третий этап.Решение частично-поисковых задач.

Цель:способствовать

развитию

детской

фантазии,

умению

мыслить

нестандартно, через индивидуальное восприятие мира.

1.

Волшебный конверт. Из конверта взять фразу и закончить её.

− Я словно муравей, потому, что …

− Я чувствую, что я кусочек тающего льда, если…

− Я превращаюсь в тигра, когда …

2.

Реши задачу на логическое мышление.

В

чём

смысл

этих

пар

слов?

Если

вы

это

поймёте,

то

назовёте

недостающее слово.

Черное – белое = огонь – ….

Война – смерть = … – жизнь

Рысь – кошка = волк – …

Дети – игра = взрослые – ….

3.

Составьте

ассоциативную

цепочку

со

словом

корова.

/Корова

рыжая, как солнце; солнце круглое, как мяч; мяч яркий, как цветок;

цветок нежный, как мама…/.

(Дети богаты на фантазию, собрали очень большую цепочку).

4.

Приём «Матрешка». Это нераспространённое предложение, которое

надо одеть с помощью второстепенных членов предложения.

Дуб растёт.

Могучий дуб растёт.

Могучий дуб одиноко растёт.

Могучий дуб одиноко растёт в широком поле.

5.

«Четвертое лишнее».

Задание: в каждом ряду три слова по определенному основанию

связаны между собой, а четвертое – отличается. Найдите его, ответ

обоснуйте.

Корова, медведь, лиса, заяц.

Дуремар, Мальвина, Айболит, Пьеро.

Вычитаемое, уменьшаемое, сумма, разность.

Четвертый этап.Решение творческих задач.

Надо определить, какие функции выполняет объект, а потом в окружающем

мире найти объект, который выполняет такие же функции. Например:

Ветер – вентилятор, пылесос, дыхание.

Петух – будильник, радио, солнышко, гром.

Машина – лошадь, ослик, муравей, поезд, сороконожка, велосипед, птица.

А теперь, уважаемые коллеги, составьте сами задания творческого

характера.

РЕФЛЕКСИЯ.

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.

В каждом человеке идет борьба , очень похожая на борьбу двух волков. Один

волк представляет зло…Другой добро… Маленький индеец задумался…

Перед вами лежат листочки с разными качествами

Лень

Нерешительность

Любовь

Упорство

Верность

Целеустремленность

Жадность

Упрямство

Выберите те качества, которые вам чужды, не нужны. Прочитаем их.

Скомкаем и выбросим в мусорное ведро. Этот прием так и называется,

мусорное ведро.

Спасибо за внимание!

Источник: https://almanahpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=29333

Ваш педагог
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: