Развитие зрительного восприятия (игры и пособия)

Содержание
  1. Развитие зрительного восприятия у дошкольников
  2. Особенности развития зрительного восприятия в детстве
  3. Особенности восприятия изображения
  4. Цветовосприятие у детей дошкольного возраста
  5. Средства развития восприятия цвета
  6. Игры на развитие зрительного восприятия у дошкольников
  7. ТОП-10 игр для детей на развитие сенсорного восприятия по всем направлениям
  8. Формирование сенсорных эталонов восприятия
  9. Слуховое восприятие
  10. Зрительное восприятие
  11. Тактильное восприятие
  12. Игры на развитие обоняния
  13. Вкусовое восприятие
  14. Развитие фонематического восприятия у дошкольников
  15. Особенности развития восприятия у ребенка
  16. Виды восприятия
  17. Уровни развития восприятия у дошкольника
  18. Упражнения и игры на развитие восприятия у дошкольников
  19. Развитие слухового восприятия
  20. Развитие зрительного восприятия
  21. Развитие фонематического восприятия
  22. Развитие музыкального восприятия
  23. Развитие тактильного восприятия
  24. Восприятие детей. Особенности и игры на развитие восприятия
  25. Особенности восприятия ребенка в раннем детстве
  26. Игры на развитие восприятия у детей
  27. Развитие слухового восприятия ребенка
  28. Игры на развитие слухового восприятия
  29. Игры и занятия для развития тактильного восприятия у детей
  30. Игры на развитие обонятельного и вкусового восприятия

Развитие зрительного восприятия у дошкольников

Развитие зрительного восприятия (игры и пособия)

Большая часть людей относится к визуалам – той категории человечества, которая воспринимает мир, прежде всего, глазами. Чем вызвано данное преобладание? Как протекает развитие зрительного восприятия у дошкольников, если в дальнейшей жизни у большинства из нас этот канал восприятия доминирует по отношению к другим? 

Особенности развития зрительного восприятия в детстве

Развитие зрительного и тактильного восприятия опережает другие познавательные процессы. Они начинают функционировать с первых дней жизни и уже в дошкольном возрасте приобретают характеристики управляемости и целенаправленности.

В раннем детстве ребенок воспринимает предмет по его отдельному наиболее яркому признаку. Переход на дошкольный этап развития совпадает с расширением зрительного восприятия. Взгляд  ребенка охватывает все больше деталей и признаков объекта, попавшего в поле его внимания.

Это самый быстрый способ получения комплексного представления об окружающем, поэтому зрительное является ведущим видом восприятия в дошкольном возрасте.

Восприятие становится более точным и полным благодаря предметным действиям. Ребенок прикладывает друг к другу и примеряет детали, из чего получает первичные знания о размерах и формах.

Особенности зрительного восприятия у дошкольников основаны на том, что в этом возрасте еще только формируются эталоны, на которые ребенок ориентируется, познавая новый предмет.

Информация поступает из внешнего мира и разрастается как снежный ком. Дети оперируют тем, что уже знают, и непроизвольно структурируют то, что они наблюдают. Новые объекты и их свойства они соотносят с ранее знакомыми. Коробки и кубики напоминают им домик, все округлые предметы – мячик, а колечки – колесо.

То есть, происходит зрительное соотнесение с неким образцом, который ребенок непроизвольно выбрал в качестве мерки.

Также важнейшей особенностью данного вида восприятия является то, что зрительные перцептивные функции в детстве объединяют в себе действие других ориентировочных сигналов. Если взрослый определенно пожелает прислушаться к звукам природы, принюхаться к аромату фрукта, то дошкольник, без специального побуждения, только смотрит на все широко открытыми глазами.

Особенности восприятия изображения

На 3-ем году жизни формируются зрительно-двигательные координации более высокого уровня, чем те, которые проявляют малыши в раннем возрасте. Зрительные анализаторы обеспечивают сосредоточение и последовательное движение взора при рассматривании всего вокруг.

Глаза начинают управлять мелкими движениями руки, в результате чего ребенок способен не случайно, а целенаправленно нарисовать карандашом какие-то линии или завитки.

Первые изображения, с которыми имеют дело дети, являются свободной проекцией реальных предметов на плоскость. Они отражают зрительно воспринимаемый облик окружающих объектов.

Еще несколько месяцев – и зрительное восприятие порадует новым достижением. Младший дошкольник уже не только изобразит каракули, но и увидит в них знакомые ему образы. Это очень важный этап, потому что ребенок учится устанавливать связь изображения с настоящим предметом.

Прежде всего, дошкольник пытается передать в своем рисунке форму предметов. А вот цвет еще не завоевал столь важного значения, чтобы его реалистично передавать. Или наоборот: он находится вне конкуренции, и ребенок выбирает исключительно по своему усмотрению. Поэтому в детских рисунках сплошь и рядом наблюдаются красные деревья, синие дома и разноцветные человечки.

Цвет и размер изображений до старшего дошкольного возраста передает не реальные признаки, а отношение юного художника к тому, что он рисует.

Любимая мамочка появится на листе наряженной в красные одежды, а изображение строгой воспитательницы – в черно-коричневых тонах.

Это не означает каких-либо нарушений зрительного восприятия, так как дошкольник изображает свое комплексное представление и отношение к объекту.

Цветовосприятие у детей дошкольного возраста

Вряд ли у кого-то есть сомнения, что цвет – первый признак, бросающийся в глаза. Однако дети от рождения не наделены способностью цветоразличения. Восприятие цвета детьми происходит постепенно.

На первом году жизни малыши осознают только отличительность расцветки одной игрушки от другой. О конкретных цветах они еще не знают.

Первые цвета, которые малыш различает и запоминает, – красный и желтый. К младшему дошкольному возрасту он уже знает оранжевый, зеленый и синий, но два последних может спутать, если ему показывать абстрактный предмет, а не известный образ. Елочку ребенок точно назовет зеленой, а с кружочком какого же цвета может ошибиться.

Пятилетние дети не только воспринимают всю палитру спектра, но и заинтересовываются различением цветовых оттенков. Такой интерес связан с развитием как цветовосприятия, так и речи. Ведь каждый оттенок имеет свое название, да еще так занятно образующееся: светло-коричневый, темно-синий…

Некоторые сложные оттенки дети начинают воспринимать не ранее старшего дошкольного возраста. К ним относятся бордовый, бирюзовый, горчичный, лиловый и др. Сложность вызывает как различение подобного цвета, так и вспоминание названия.

Средства развития восприятия цвета

Чтобы быстрее освоить с детьми дошкольного возраста цветовую палитру, проводите познавательные игры и упражнения. Вот несколько примеров:

  1. Превращение воды в разноцветную. Налейте воду в прозрачные стаканчики и вместе с ребенком придайте ей различные цвета, растворив немного краски. Получите разные оттенки одного цвета – от светлого к интенсивно насыщенному. Этот эксперимент станет для дошкольника незабываемым открытием и поможет понять закономерность получения оттенков.
  2. Создание модного гардероба для куклы. Озадачьте малыша желанием куклы иметь одежду или аксессуары одного цвета. Вместе подберите подходящий шарфик, заколку, ремешок и пр.
  3. Рисование с использованием выбранного цвета. Предложите нарисовать семью так, чтобы у каждого в наряде была деталь одного и того же оттенка.

Полезно практиковать соревнование, кто найдет больше предметов своего цвета. Например, ребенок выберет красный цвет, а вы – синий. Достаточно просто указывать на предмет соответствующего цвета, обнаруженного в непосредственном окружении. Не забудьте первый раз проиграть, чтобы не отбить охоту у ребенка упражняться в поиске соответствующих объектов.

Игры на развитие зрительного восприятия у дошкольников

Игра «Фотограф». Назначение: Развитие восприятия, наблюдательности и памяти.

Ход игры (желательно, чтобы принимали участие не менее трех человек). Два участника становятся друг против друга. Один из них выступает в роли фотографа, а другой – позирует для «снимка».

«Фотографу» необходимо внимательно осматривать своего «клиента» в течение 1-1,5 минут. Отвернувшись, он описывает внешность и одежду своего партнера по игре.

Третий участник отмечает, сколько деталей названо верно, и сколько допущено ошибок.

Игра «Цветное фигурное лото». Назначение: развитие зрительного восприятия, закрепление формы и цвета.

Ход игры. 1) Подготовьте набор из 35 геометрических фигур: круги, треугольники, квадраты, прямоугольники и овалы (для ведущего). Используйте для каждой фигуры все цвета радуги.

2) Сделайте несколько карточек, на которых изображены  5 перечисленных фигур, но окрашены в различные цвета.

Дайте ребенку одну такую карточку, если он младший дошкольник, 2 – пятилетнему ребенку и 3 карточки, если играете со старшим дошкольником.

Игра состоит в том, что ведущий показывает одну фигуру, ребенок смотрит, есть ли у него изображение такой фигуры.

Участник сообщает о найденном изображении (или его отсутствии), получает фигуру и кладет на соответствующее место. Дети постарше проговаривают: «Это овал синего цвета» и пр.

В случае участия нескольких детей в игре обязательно определяйте победителя. Им станет тот, кто первым закроет все свои карточки.

Источник: https://alldoshkol.ru/process/razvitie-zritelnogo-vospriyatiya

ТОП-10 игр для детей на развитие сенсорного восприятия по всем направлениям

Развитие зрительного восприятия (игры и пособия)

Новорожденный ребенок уже обладает возможностями слышать, видеть и ощущать вкус. Но для правильного мироощущения ему нужно сформировать сенсорные эталоны восприятия.

Формирование сенсорных эталонов восприятия

Правильное восприятие мира основано на умении сравнивать и оценивать, что предполагает наличие в сознании каких-то мерок и шаблонов. Это и есть сенсорные эталоны восприятия.

Рассмотрим на примерах по органах чувств.

Слуховое восприятие

Ребенок должен научиться слышать и понимать, что он слышит: уметь отличить звон от стука, музыку от шума стройки и т.д. Это важно также для формирования речи.

Зрительное восприятие

Примеры зрительных эталонов – это цвет, форма предметов, размеры. Ребенку нужно знать, что такое красный и как выглядит, например, треугольник и пр.

Тактильное восприятие

Здесь важно все, что можно распознать, касаясь предмета пальцами.

Это: твердое и мягкое, гладкое и шершавое, теплое и холодное и т.д.

Обонятельное восприятие

Развитое обоняние – это не только умение отличать чистый воздух от запаха дыма, гари, запах еды от несъедобного и пр, но и ориентировать в более тонких ароматах. Такие навыки способны спасти жизнь.

Вкусовое восприятие

Среди сенсорных эталонов вкусовое восприятие позволяет познать, что такое сладкое, кислое, горькое и соленое. Важно также понимать различия в консистенции и температуре: густое, горячее и т.д.

Слуховое восприятие

Игра «Угадай, какая баночка звенела»

Необходимо:

  • Подготовить пластиковые баночки с различными видами круп и мелких предметов (рис, фасоль, пуговицы).
  • Встряхивать поочередно баночки.
  • Ребенок с завязанными глазами слушает.
  • Поставить перед ним все баночки.
  • Попросить указать, какой баночкой вы звенели. Он может сам потрясти их и проверить.

«Отвернись и угадай»

Нужно:

  • Взять карандаш или ручку.
  • Постучать вместе с ребенком по предметам из разного материала: по баночкам, стакану, столу и пр.
  • Попросить малыша отвернуться.
  • Стучать по этим же предметам.
  • Ребенку нужно угадать, по какому предмету стучите.

ИНТЕРЕСНО! Можно поменяться местами: малыш стучит, а вы угадываете.

Зрительное восприятие

Игра «Дорисуй картинку»

Взрослому нарисовать несколько предметов или животных, в каждом рисунке намеренно упуская какую-то важную часть: лапу, рога, рукав, усы и т.д.

Малыш угадывает, что вы нарисовали и завершает рисунок.

Игра «Загадочный силуэт»

Для игры:

  • На пляже или детской площадке разровнять поверхность песка.
  • На песке выложить контуры знакомых ребенку предметов: гриб, бантик, лист, яблоко и т.д.
  • Задание: узнать и назвать предмет по контуру.

Тактильное восприятие

Игра «Лоскутки»

Нарежьте много кусочков разных тканей.

Дайте ребенку потрогать лоскутки и опишите их свойства (шелк – тонкий, гладкий; сукно – грубое, жесткое).

Завяжите ребенку глаза, и опять дайте кусочки тканей.

Задание: сказать, что за ткань и описать ее. Например: грубое сукно.

Игра «Угадай на ощупь, из чего сделан предмет»

Ребенку дают по очереди предметы из разных материалов: деревянный кубик, бутылка из пластика, стеклянный стакан, пушистая игрушка и пр.

Малышу нужно угадать, из чего это сделано. Можно использовать разные по текстуре предметы: гладкие, пушистые, шершавые и т.д.

Игры на развитие обоняния

Игра «Съедобное-несъедобное»

Необходимо:

  • Разложить в одноразовые стаканчики по кусочку разных предметов: в некоторые – продукты питания, а в некоторые – несъедобные.
  • Завязать ребенку глаза.
  • Давать стаканчики и спрашивать, съедобное там или нет. Пусть ставит одну группу влево, а другую – вправо.
  • Когда стаканчики распределены, малыш с открытыми глазами смотрит, где он ошибся.

Игра «Прятки с запахами»

Ребенку нужно найти в квартире спрятанный ароматный продукт.

Договариваетесь, какой продукт прячете (например, апельсин)

Ребёнок выходит из комнаты.

Вы чистите мандарин и прячете так, чтобы от него шел запах.

Только не прячьте фрукт далеко: ребенок утратит интерес.

Вкусовое восприятие

Игра «Живая вода»

Необходимо:

  • взять 8 посудин (одноразовых стаканчиков);
  • в каждые 2 емкости налить воду с добавлением: яблочного сока, сахара, соли, лимонного сока;
  • ребенку нужно сделать по глотку с каждой емкости и определить 2 посудины с одинаковым содержимым.

ИНТЕРЕСНО! Полезно играть в жаркую пору с детьми, что не любят пить воду.

Игра «Фрукт, ягода или овощ»

Порежьте кубиками овощи и фрукты. Каждый кубик и ягоду проткните зубочисткой и разложите на подносе. Ребенок с завязанными глазами берет по кусочку, нюхает и съедает. По запаху он должен определить фрукт это или овощ, а по вкусу сказать, что он съел.

ВНИМАНИЕ! Эта игра тренирует вкус, зрение и обоняние.

Как видно, игры простые. Не нужно быть педагогом, чтобы их организовать. А эффект не заставит себя ждать: сенсорное развитие вашего малыша будет проходить всестороннее и качественнее.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5ca1a49cd677b400b3b88046/top10-igr-dlia-detei-na-razvitie-sensornogo-vospriiatiia-po-vsem-napravleniiam-5cb1c0118feaf000b3dca12d

Развитие фонематического восприятия у дошкольников

Развитие зрительного восприятия (игры и пособия)

Развитие восприятия у дошкольников. Человек не может жить отстраненно от мира, его он чувствует и понимает с помощью слуха, зрения, тактильных ощущений. Вся информация поступает в мозг и качественно перерабатывается. Дошкольник должен научиться воспринимать мир правильно, чтобы получать от этого пользу для дальнейшего развития.

Особенности развития восприятия у ребенка

Дошкольник воспринимает мир через активную игру, в которой он учится, узнает что-то новое.

В младшем возрасте дошколята не могут воспользоваться фантазией, они орудуют знаниями, которые получают, пользуясь предметами. Так, если лягушка зеленая, то для ребенка она может быть только зеленая. Если апельсин оранжевый, то другой фрукт того же цвета для малыша – тоже апельсин. У трехлеток нет четкого восприятия, они не умеют анализировать.

В средних группах детского сада воспитанники уже обладают частичным восприятием. Им известны цвета, они знают некоторые геометрические фигуры, могут сравнивать предметы между собой по размеру и форме, но не понимают временные величины. Зато могут и любят заниматься творчеством. Во многом знакомство с миром и людьми для них – это принятие или непринятие внешности и качеств характера.

Старшие дошкольники уже предпочитают увидеть, чем сто раз услышать. Слуховое восприятие отстает от зрительного. В этот период формируется поведение ребенка, качества его характера, поэтому в работе с детьми такого возраста важна мотивация.

Виды восприятия

Дошкольник знакомится с миром на основании:

  • зрительного анализатора,
  • возможности слышать,
  • благодаря осязанию.

Так, с помощью слуха ребенок слышит речь, музыку, различные звуки. Звуки окружают ребенка везде: дома, на улице, в детском саду. С помощью зрения малыш оценивает мир вокруг себя, в том числе и возможную опасность.

Он также учится любить красоту родного края, произведений искусства, других красивых вещей, без которых бы жизнь человека была тусклой.

Осязательные способности ребенка позволяют ему познакомиться с различной текстурой материалов, его окружающих: горячий асфальт летом или холодная сосулька зимой – все имеет значение. Эти тактильные ощущения запоминаются.

Уровни развития восприятия у дошкольника

Восприятие у дошкольников имеет три стадии.

Первая – предметная. Дети младшего дошкольного возраста могут только называть предметы, но не способны охарактеризовать их.

Вторая – описательная. С пяти лет дошкольники могут описать то, что видят, сравнить с чем-то, дать оценку.

Третья ступень – толковательная. Выпускники детских садов могут придумывать целые рассказы, сказки, дополнять рассказ своими ощущениями, делать выводы. Он уже использует полученные знания, пытается применять опыт. Эта практика пригодится детям в первом классе.

Упражнения и игры на развитие восприятия у дошкольников

Для развития восприятия у дошкольников нужно учитывать возраст ребенка. Ведь то, что понятно пятилетнему, для трехлеток будет очень сложным и необъяснимым.

В частности, музыкальные игры с шумовыми эффектами звуков природы подойдут для детей средних и старших групп, но не младших. Также для маленьких детей будет сложно играть с оттенками цветов.

Зато они с интересом будут находить предметы нужной формы и конкретного цвета, отбивать ритм. Старшим дошкольникам можно предложить игровые комплексные программы на развитие разных восприятий.

Развитие слухового восприятия

В мире множество звуков, причем у каждого предмета и явления свой характерный звук. Ребенок должен научиться понимать эти звуки. Как шумит дождь, как шелестят листья, как гудит паровоз, как щебечут птицы – все это важно.

Малыши плохо воспринимают природные звуки, но дошкольники постарше уже способны слышать характерные особенности, если развитию слухового восприятия уделять время.

Почему важно научиться слышать? Потому что без этого невозможно правильно и четко говорить.

С малышами нужно играть в игры, развивающие чувство ритма. Хлопки в ладоши с приговором – отличная идея. С детьми постарше можно уже изучать звуки природы. Для этого подойдут прогулки, экскурсии по лесу, улице.

Слуховое восприятие невозможно без слухового внимания. Поэтому нужно играть с дошкольниками в «Глухой телефончик», где нужно активизировать слух.

Еще интересная игра, которая понравится детям, – «Радиотеатр». Дошкольник слышит сказку, которую читают по ролям. И ребенок должен узнать, какому персонажу принадлежит голос, интонация, фраза.

Развитие зрительного восприятия

В младшем дошкольном возрасте дети уже знают название основных цветов. Цветовосприятие для них живет в четырех цветах: красном, желтом, синем и зеленом. Все остальные оттенки неважны. Кроме того, главная оценка – это «красиво» и «некрасиво», причем здесь играет роль субъективное мнение ребенка.

Позднее ребенок, узнавая новые цвета и научившись разбираться в них и в оттенках, начинает более реалистично оценивать то, что видит. Для развития зрительного восприятия можно предложить также нарисовать рисунок по точкам. Интересной станет игра, в которой игроку предлагают пройти по «лабиринту». Лабиринт – это дорожка, изображенная на картинке.

С одной стороны лабиринта может быть персонаж, с другой – цель персонажа. Например, ребенку предлагают помочь медвежонку добраться до бочонка с медом. Так, с одной стороны лабиринта – медвежонок, с другой – бочонок.

Ребенок должен вести пальчиком по нарисованной дорожке, отыскивая правильный путь. Также полезно будет предложить детям найти тени какого-либо персонажа, изображенного на картинке.

Внимательность, умение подмечать мелочи – вот что развивает эта игра. 

Развитие фонематического восприятия

Развитие восприятия у дошкольников. Фонематическое восприятие включает в себя:

  • умение слышать и определять звуки в словах,
  • умение определять, где именно в слове находится тот или иной звук,
  • умение различать слова близкие по звучанию, но разные по смыслу. 

Если ребенок это умеет, он сможет научиться правильно говорить, а значит не будет иметь проблем в школе.

Для развития фонематического восприятия хорошо подходят игры, где дети учатся узнавать предметы по звукам. Например, свисток свистит, крупа шуршит, вода шумит, машина гудит. Также важно научить ребенка слышать тихие и громкие звуки и распознавать их правильно. Еще одна особенность фонематического восприятия – понимание удаленности или приближенности звуков.

Для развития фонематического восприятия педагог часто использует аудиозаписи со звуками природы, а потом предлагает детям ответить, что именно они слышали, предлагая картинки, на которых изображены различные явления природы.

Хорошей игрой будет предложить дошкольникам узнать, что лежит в коробочке. Коробочку встряхивают, по звуку дети пытаются узнать, что спрятано.

Чтобы дети научились определять источник звука, можно сыграть в «Колокольчик». В этом случае ведущий ставит игрока с завязанными глазами в центре зала, а одному из детей вручает колокольчик. Ребенок звонит. Игрок, на глазах которого повязка, должен указать направление, откуда идет звук. 

Развитие музыкального восприятия

Развитие восприятия у дошкольников. Если совсем маленькие дети различают музыку по контрасту, то к трем годам они уже запоминают отдельные понравившиеся мелодии.

К пяти годам дети не только напевают песенки, но и понимают музыкальное настроение, могут выделять темп музыки, динамику, длительность звуков, ритм. Старшие дошкольники способны различать музыкальные произведения по эмоциональной окраске, знают термины.

Дети могут даже рассказать, что они чувствуют, когда слышат ту или иную мелодию.

Многие педагоги считают, что в дошкольном возрасте детям полезно слушать классические произведения: Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского, Д. Д. Шостаковича и других. Также полезно знакомить детей с фольклором. Народные танцы, песни – это хорошая возможность не только познакомить дошкольников с народным творчеством, но и развить музыкальное восприятие детей.

Третий шаг – это разучивать с детьми песни, написанные специально для этого возраста. Это могут быть также песни из детских фильмов и мультфильмов. При этом все песни должны быть в известных детям жанрах.

Развитие тактильного восприятия

Источник: https://psypedprofi.ru/razvitie-vospriyatiya-u-doshkolnikov.html

Восприятие детей. Особенности и игры на развитие восприятия

Развитие зрительного восприятия (игры и пособия)

Несмотря на то, что восприятие детей начинает развиваться с момента их рождения, к концу первого года жизни оно все еще не совершенно. Однако именно восприятие ребенка лежит в основе всего его поведения и преобладает над другими психическими процессами.

Особенности восприятия ребенка в раннем детстве

Малыш в таком возрасте ещё не способен сделать систематический осмотр предмета с анализом его свойств. Чаще всего ребёнок воспринимает одно наиболее ярко выраженное свойство предмета и согласно ему опознает предмет.

Хотя ребёнок 1-2 лет способен узнавать животных на рисунках, это ещё не означает, что он сопоставляет их с реальными объектами. Скорее, он воспринимает их как отдельные, самостоятельные вещи.

Для ребёнка не важна пространственная ориентация изображения: он может смотреть книгу вверх ногами, абсолютно не смущаясь этому. Это доказывает, что он узнаёт предметы по какому-либо одному признаку, отбрасывая остальные.

Во время самого начала манипулирования с предметами для малыша имеет значение форма и величина предмета, его цвет выступает второстепенным признаком.

Ребёнок одинаково узнаёт предметы как окрашенные, так и неокрашенные. Его абсолютно не смущает неестественная окраска предметов.

Однако это не указывает на отсутствие различения цветов ребёнком этого возраста, а говорит о том, что он не воспринимает их как признаки предмета.

Другой вид действий малыша – это орудийные. Ребёнок делает попытки достать палкой игрушку, постоянно подбирая размер палки.

На 2-ом году у ребёнка появляются мерки предметов. Он уже не примеривает каждое колечко пирамидки или необходимую длину палки, а делает это «на глаз», то есть сравнение предметов «переходит внутрь».

На 3-ем году жизни ребёнок достаточно точно выбирает по образцу предметы по какому-либо из свойств (цвет, форма, размер). Однако если предметов будет много, либо они будут состоять из множества деталей, цветов, то это вызовет у малыша затруднение.

Ребёнку этого возраста даются хорошо освоение действий по определению величины, цвета, формы. Но если ему предложить что-то новое, то его восприятие окажется неточным, что может смутить некоторых родителей.

Например, ребёнок хорошо различает цвета, даже не очень контрастные, но ему предлагают два кубика – синий и красный – и дают ещё один синий и предлагают из двух выбрать такой же и поставить его на образец.

Малыш, скорее всего, поставит кубики друг на друга независимо от цвета, так как задача для него незнакома, и он понимает его как простое «накладывание» кубиков.

Во время рисования малыш использует не тот цвет, который присущ рисуемому предмету, а тот, который ему больше по вкусу.

Если на 2-ом году ребёнок использует для сравнения каждый раз новые предметы, то на 3-ем году у него уже постоянные «эталоны», которые не обязательно должны быть всегда перед глазами. Например, при показе ему треугольных предметов, он скажет «как крыша», круглых – «как мячик».

Большинство детей на третьем году не сразу начинают использовать в речи обозначение свойств предметов. Но это не должно смущать родителей.

Это такая психологическая особенность: названия предметов и действий дети начинают говорить раньше, чем свойства этих предметов. Ведь лопатка всегда остаётся лопаткой, хоть и красной, синей или зелёной. Ей нужно копать независимо от её свойств.

А к понятию, например, «зелёный» нужно прийти путём многих обобщений, причём это свойство совершенно не связано с назначением самого предмета.

Игры на развитие восприятия у детей

Игры на развитие зрительного восприятия

Для развития зрительного восприятия подойдут любые окружающие предметы: игрушки или бытовые предметы. Используйте их, чтобы учиться определять цвет, размер (большой — маленький), форму (круглый, квадратный, «как крыша» — если ребенок еще не знает названия соответствующей фигуры), пространственное положение объектов (ниже — выше, ближе — дальше, левее — правее).

Дидактические игры на развитие зрительного восприятия

1. Найди одинаковые предметы

2. Лабиринты

3. Найди различия

4. Дорисуй картинки

5. Узнай по контуру

6. Что нарисовано на картинке

Эти и подобные игры способствуют развитию зрительного восприятия, учат обобщать, анализировать и сравнивать, развивают глазомер ребенка.

Развитие слухового восприятия ребенка

Слуховое восприятие необходимо развивать, чтобы ребенок учился правильно говорить. Помимо этого восприятие неречевых звуков помогает ориентироваться в пространстве.

Для развития слухового восприятия предлагайте ребенку слушать различные звуки:

  • звуки природы;
  • голоса животных и птиц;
  • звуки, которые издают различные приборы и предметы (шум и сигнал автомобиля, тиканье часов, погремушка, дверной звонок и т.п.)
  • музыка

Особое внимание следует уделить восприятию речевых звуков. Игры для развития фонематического слуха рекомендуются для детей после 3 лет. Можно разучивать чистоговорки, скороговорки, считалки.

Чистоговорки содержат сочетания звуков, трудных для произношения.

Они способствуют развитию речевого аппарата и развитию фонематического восприятия, а значит, четкому и правильному произношению, что необходимо для последующего обучения чтению.

Игры на развитие слухового восприятия

  1. Кто летит?»( жуки жужжат “Ж – Ж – Ж”, комарики звенят: “З – З- З- З”)
  2. Игра «Испорченный телефон»
  3. Игра «Где позвонили?» или «Жмурки» с колокольчиком
  4. Тихо – громко говори. Это игра для развития фонематического слуха. Ребенок заучивает чистоговорку (с учётом отрабатываемого звука). Нужно произнести чистоговорку сначала шепотом, потом тихо, а потом громко.

Игры и занятия для развития тактильного восприятия у детей

                      Массажные мячики

  1. Мозаика
  2. Конструктор
  3. Лепка
  4. Аппликации из различных материалов
  5. Сортировка мелких предметов (пуговицы, камушки, желуди, ракушки) по величине, форме, материалу с открытыми глазами и закрытыми
  6. Оригами и макраме для детей постарше
  7. Массажные мячики
  8. Узнавание других людей с закрытыми глазами.

Игры на развитие обонятельного и вкусового восприятия

Игра «Определи на вкус»:

— сырые и вареные продукты;

— что за фрукт;

— из чего варенье;

— растворы: сладкий, кислый, соленый.

Игра «Определи на запах» проводится с завязанными глазами:

— съедобное и несъедобное;

— что сегодня на обед;

— в какой банке какой продукт (можно использовать кофе, апельсин, специи)

Восприятие ребенка развивается и в дошкольном, и в школьном возрасте. Помимо восприятия развиваются и другие психические процессы: память, речь, мышление. Для развития восприятия ребенка используйте любые игры и игрушки, бытовые предметы, в общем, все, что вас окружает. В процессе этих игр у ребенка также развиваются и его способности.

Источник: https://be-happywoman.ru/razvitiye-rebenka/osobennosti-vospriyatiya-rebenka-v-rannem-detstve

Ваш педагог
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: