Решение простых задач в 1 классе

Содержание
  1. Решаем задачи по математике (1 класс)
  2. Простые задачи на нахождение суммы и разности
  3. Простые задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц
  4. Простые задачи на нахождение остатка
  5. Простые задачи на разностное сравнение
  6. Простые задачи на нахождение неизвестного слагаемого
  7. Простые задачи на нахождение неизвестного вычитаемого
  8. Простые задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого
  9. Задачи на логическое мышление
  10. Простые  задачи с косвенными вопросами
  11. Как научить детей решать задачи по математике: советы именитых педагогов и простых мам
  12. Основные типы задач по математике: краткий конспект
  13. 1. Простые задачи на сложение и вычитание
  14. 2. Составные задачи на сложение и вычитание
  15. 3. Задачи на понимание смысла действий умножения и деления
  16. 4. Простые задачи на умножение и деление
  17. 7. Задачи на движение
  18. Типичные ошибки в решении задач
  19. Творческий подход в решении задач
  20. На школу надейся, а сам не плошай
  21. Практические советы по решению задач от реальных мам
  22. Задачи для первого класса по математике
  23. Задачи на сложение для первоклассников
  24. Вариант 1
  25. Вариант 2
  26. Вариант 4
  27. Математика 1 класс.
  28. Образцы оформления задачи
  29.  
  30. Задачи в 2 и 3 действия
  31. I тип:
  32. Советуем посмотреть:
  33. Правило встречается в следующих упражнениях:

Решаем задачи по математике (1 класс)

Решение простых задач в 1 классе

Рекомендую использовать как дополнительный материал или для индивидуальных занятий по математике для учащихся начальной школы материала по работе с задачами. Учебники, рабочие тетради Быкова Т.П., И.Б. Истоминой, Е.В. Колесниковой…

Простые задачи на нахождение суммы и разности

1. Ира прочитала 6 книг, а Петя 3 книги. Сколько всего книг прочитали дети?

2. В вазе лежало 5 груш, положили ещё 4 груши. Сколько груш стало в вазе?

3. На первом окне стояло 2 горшка с цветами, а на втором окне — 7 горшков. Сколько горшков с цветами стояло на окнах?

4. В одной квартире  живёт 4 человека, а в другой 5 человек, а в третьей столь-   ко, сколько в первой и второй вместе. Сколько человек живёт в третьей квартире?

5.В одном первом классе 10 отличников, а в другом — 9. Сколько отличников в двух классах?

6. Ване сейчас 12 лет. Сколько лет ему будет через 5 лет?

7. Мальчик заплатил за цветные карандаши 15 рублей, 3 рубля и 2 рубля. Сколько стоят цветные карандаши?

8. На площадке играло 6 мальчиков и 10 девочек. Сколько всего детей играло на площадке?  

9. На уроках труда Толя сделал 18 счетных палочек. Из них 12 палочек были красные, а остальные синие. Сколько синих палочек сделал Толя на уроке труда?

10. Стол накрыли к празднику на 12 персон, а пришли 10 человек. Сколько на столе лишних приборов, которые необходимо убрать?

11. На озере плавало 8 лебедей и несколько уток. Всего было 20 птиц. Сколько уток плавало на озере?

12. На одной стороне улицы посадили 10 деревьев, а на другой 8 деревьев. Сколько деревьев на двух сторонах улицы?

13. В коробке было 20 конфет. 4 конфеты съели за завтраком. Сколько конфет осталось в коробке?

14. У Миши 17 марок, ему подарили еще 3 марки. Сколько марок стало у Миши?

15. В зале горели 15 лампочек. 3 лампочки перегорели. Сколько лампочек продолжало гореть?

16. У Славы было несколько марок. Ему подарили еще 2 марки, и у него стало 15 марок. Сколько марок было у Славы первоначально?

17. В класс принесли 19 учебников. Из них 11 учебников русского языка, а остальные — математики. Сколько учебников математики принесли в класс?

18. Маша посадила 20 кустов помидоров. 17 кустов принялись, а остальные завяли. Сколько кустов из посаженных Машей не принялись?

19. На столе стояло 18 тарелок, а ложек лежало 20 штук. Сколько лишних ложек было на столе?

20. Велосипедист в первый день проехал 11 км, а во второй 7 км. Сколько километров он проехал за два дня?

21. В гараже стояло 1.8 машин. Из них 12 легковых, а остальные — грузовые. Сколько грузовых машин стояло в гараже?

22. В зоопарке 12 обезьян, а лисиц на 7 меньше, чем обезьян. Сколько лисиц в зоопарке?

Простые задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц

1. В одном доме 7 этажей, а в другом на 3 этажа больше. Сколько этажей во втором   доме?

2. У Вани 8 машин, а у Серёжи на 4 меньше. Сколько машинок у Серёжи?

3. Ане 3 годика, а брат старше на 2 года. Сколько лет брату?

4.На верхней полке лежало 5 книг. Столько же книг было на нижней полке. Сколько книг было на нижней полке?

5. На верхней полке было 5 книг, а на нижней столько же и еще 4 книги. Сколько книг было на нижней полке?

6. На верхней полке было 5 книг, а на нижней на 4 книги больше. Сколько книг было на нижней полке?

7. Брату 13 лет,  а сестра на 4 года моложе. Сколько лет сестре?      

8. У Дениса 19 марок, а у Алеши на 3 марки меньше. Сколько марок у Алеши?

9. Дима нашел» 10 белых грибов, а Сережа на 3 гриба больше. Сколько грибов нашел Сережа?

10. В нашем подъезде 20 квартир, а в соседнем на 2 квартиры меньше, чем в нашем. Сколько квартир в соседнем подъезде?

11. В первый день с яблони сняли 15 яблок, а во второй день на 5 яблок больше. Сколько яблок сняли во второй, день?

12. Ящик с яблоками весит 14 кг, а ящик с абрикосами на 3 кг меньше, чем ящик с яблоками. Сколько весит ящик с абрикосами?

13. У Маши 12 марок, это на 5 марок меньше, чем у Наташи. Сколько марок у Наташи?

14. В инсценировке участвовало 12 мальчиков, а девочек на 3 больше. Сколько девочек участвовало в инсценировке?

15. В одном выставочном зале висело 17 картин, а в другом на 3 картины больше. Сколько картин висело во втором выставочном зале?

16. В одной вазе было 11 астр, а в другой на 2 астры больше. Сколько астр было во второй вазе?

17. Зубная паста стоит 14 рублей, а кусок мыла на 4 рубля дешевле. Сколько стоит кусок мыла?

18. Бабушка испекла 12 пирожков с мясом, а с яблоками на 2 пирожка больше. Сколько пирожков испекла бабушка с яблоками?

19. На поливку огурцов израсходовали 12 ведер воды, а на поливку помидоров на 2 ведра меньше. Сколько ведер воды израсходовали на поливку помидоров?

20. В автобусе ехало 20 женщин, а мужчин на 6 человек меньше, чем женщин. Сколько мужчин ехало в автобусе?

Простые задачи на нахождение остатка

1. На ветке сидели 6 птиц. 2 птицы улетели. Сколько птиц осталось на ветке?

2. В пакете 7 яблок. 3 яблока съели. Сколько яблок осталось в пакете?

Простые задачи на разностное сравнение

1. На ветке сидели 3 синицы и 4 вороны. На  сколько больше ворон, чем синиц?
2. На лугу паслось 6 коров и 2 козы. На  сколько меньше паслось коз, чем коров?

Простые задачи на нахождение неизвестного слагаемого

1. У Оли было 3 мандарина. Когда ей дали ещё несколько, то у неё их стало 5. Сколько мандаринов дали Оле?

2. На опушке сидело несколько зайцев. Когда к ним прибежали ещё 2 зайца, то их стало 7. Сколько зайцев сидело на опушке?

3. В гараже стоит 10 автомашин. Сколько грузовых машин в гараже, если легковых 4?

Простые задачи на нахождение неизвестного вычитаемого

1. В книге 8 страниц. Валя прочитала несколько страниц и осталось 6 страниц. Сколько страниц прочитала Валя?

2. В автобусе ехало 10 человек. На остановке несколько человек вышло и осталось 6 человек. Сколько человек вышло из автобуса?

Простые задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого

1. Диме  принесли на день рождения ещё 2 подарка и у него их стало 6.Сколько подарков уже было у Димы?

2. После того как Миша решил 7 задач, ему осталось решить 3 задачи. Сколько задач задали решить Миша?

Задачи на логическое мышление

1. Что легче – один килограмм перьев или один килограмм железа?

2. В стакан, кружку и чашку налили молоко, простоквашу и кефир. В кружке не кефир. В чашке не кефир, и не простокваша. Что куда налили?

3. Сколько пальцев на 5 руках?

4. Сколько лап у трех кошек?

5. Сколько крыльев у семи гусей?

6.На столе стояло 4 стакана с соком. Сережа выпил 3 стакана сока и стаканы поставил обратно на стол. Сколько стаканов на столе?

7. Иру спросили: «Сколько учеников в твоем классе?». Ира ответила: «Это число меньше 25, но больше 21 и оно является НЕчетным». Сколько учеников у Иры в классе?

8. Если поздней осенью в 10 часов вечера идет дождь, то возможна ли через 48 часов солнечная погода?

Задачи с лишними или недостающими данными

1. Чтобы дети лучше понимали решение задач, в которые входят числа, условие и вопрос, необходимо постепенно, время от времени, предлагать им конкретные, специальные задания, а именно задачи без числовых данных или с недостающими данными, например:

а) У Миши и у Вани было по несколько кубиков. Сколько всего кубиков было у Миши и у Вани?

б) В детском саду было 5 красных мячей и несколько синих. Сколько всего мячей было в детском саду?

(Цель будет достигнута, если дети скажут, что эти задачи нельзя решить, так как в них нет или недостает чисел.)

2. В книге 10 страниц. 4 страницы ученик прочитал. (В этом случае цель будет достигнута, если ученики скажут: «А что надо узнать в этой задаче?»)

3. Составить задачи к числовым данным. Задание учителя:

а) Дети, решите задачу про 7 мячей и 3 мяча.

б) Придумайте задачу, в которой надо к 5 прибавить 3, от 9 отнять 2.

(Детьми вносятся соответствующие поправки, после чего они вместе с учителем решают эти задачи.)

4. На первой полке лежало 30 книг, на второй 10 книг, а на третьей на 5 книг больше, чем на второй полке. Сколько книг лежало на третьей полке?

(Здесь требуется установить, какие величины связаны моду собой, а какие нет. Здесь есть лишние данные.)

5. Сколько груш росло в саду, если их было на 12 деревьев больше, чем яблонь?

(Это задача с недостающими данными, и она не имеет решения. Хорошо, если ученик укажет эти недостающие данные,)

6. Маша в саду собирала ягоды,. Она набрала две банки смородины и 5 стаканов малины. Сколько ягод набрала Маша?

(Данную задачу нельзя решить, так как масса ягод измерена разными мерками и над указанными числами нельзя производить математические действия.)

7. В автобусе ехало 36 человек. Сколько человек осталось в автобусе после того, как на остановке вышли 39 человек?

(Данную задачу тоже нельзя решить, так как предложенные числовые данные не соответствуют смыслу задачи.)

8. На столе лежало 7 груш, 3 розы, 5 яблок и 4 гвоздики. Сколько цветов лежало на столе?

9. Чтобы украсить класс, ребята принесли 5 ваз с цветами и еще 3 гвоздики. Сколько всего цветов принесли ребята?

10. В ларек привезли ящики с яблоками. Сколько продали ящиков, если осталось 9 ящиков?

Простые  задачи с косвенными вопросами

1. Длина красного отрезка 4 см, что на 2 см меньше длины синего отрезка. Какова длина синего отрезка?

2. Хозяйка засолила 9 кг огурцов, что на 3 кг больше, чем кабачков. Сколько кг кабачков засолила хозяйка?

Учебник «Нестандартные задачи по математике»Быкова Т.П. Скачать

Рабочая тетрадь И.Б. Истоминой «Учимся решать логические задачи». Скачать

Н.Б.Истомина, Е.П.Виноградова «Учимся решать комбинаторные задачи. Математика и информатика» Скачать

Колесникова «Я решаю арифметические задачи». Скачать

Источник: https://www.klass39.ru/reshaem-zadachi-po-matematike-1-klass/

Как научить детей решать задачи по математике: советы именитых педагогов и простых мам

Решение простых задач в 1 классе

Научить детей решать задачи по математике — дело учителя, но и родители не должны оставаться в стороне, если их чадо «тормозит» в этом вопросе. Одним учебником математики сыт не будешь.

Ведь если научить ребенка самостоятельно решать задачи в 1-3 классах, дальше он будет щелкать как семечки не только задачи по математике, но и по физике, химии, геометрии и др.

И самое главное — этот навык пригодится ребенку в жизни!

vogazeta.ru

В статье Как научить ребенка математике мы подробно писали, из каких 4 частей состоит любая задача и что нужно сделать в первую очередь, чтобы ребенок понял, чего от него хотят и как ответить на вопрос задачи. Уяснив алгоритм решения задач, ребенок сможет самостоятельно решить практически любую задачу, даже несмотря на то, что они все кажутся такими разными. 

Основные типы задач по математике: краткий конспект

Небольшой ликбез, т.к. далеко не все родители учились в педагогических ВУЗах и владеют методикой преподавания. Пробежимся по теории, чтобы понимать, кто, кому и чего «должен». Зная ключевые моменты, вам будет проще помочь ребенку в решении задач, которые вызывают у него сложности, вы сможете определить, где пробелы в знаниях и что нужно «подтянуть» в каждом конкретном случае.

iqsha.ru

Рассмотрим самые распространенные виды задач в начальных классах.

1. Простые задачи на сложение и вычитание

К этой группе относятся несколько задач, но для всех есть общие рекомендации:

  • Решаются в одно действие.
  • Иногда удобно составить уравнение.
  • На их примере ребенок должен научится выполнять краткую запись. 
  • Если краткого условия недостаточно, нарисовать рисунок. Если не помог рисунок, показываем на конкретных предметах и производим действия с ними.
  • Четко усвоить, что «+» — это прибавить, увеличить, а «-» — уменьшить, отнять, вычесть.
  • Хорошо запомнить компоненты арифметических действий:

слагаемое + слагаемое = сумма
уменьшаемое — вычитаемое = разность

  • Понять разницу между словами «стало» и «осталось». Четко понимать, что значит «на … меньше», «на … больше».
  • Важно понять и запомнить: чтобы узнать, НА СКОЛЬКО одно число больше или меньше другого, нужно из большего числа вычесть меньшее.
  • Важно понять и запомнить: чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы вычесть известное слагаемое.
  • Важно понять и запомнить: чтобы найти неизвестное уменьшаемое, нужно к вычитаемому прибавить разность.
  • Важно понять и запомнить: чтобы найти неизвестное вычитаемое, нужно из уменьшаемого вычесть разность.

Задачи с косвенным вопросом

Это самые коварные задачи из этой группы. Внимательно прочитайте условие — и поймете почему.

На стоянке у первого подъезда 7 машин. Это на 2 машины больше, чем на стоянке у второго подъезда. сколько машин на стоянке у второго подъезда.

2. Составные задачи на сложение и вычитание

Эти задачи решаются двумя и более действиями.

Есть несколько способов решения:

  • по действиям с пояснениями;
  • по действиям с вопросами;
  • выражением.

В решении таких задач главное:

  • найти главное и сделать краткую запись;
  • разложить эту задачу на несколько простых и составить план решения;
  • помнить главное: по двум данным находим третье.

3. Задачи на понимание смысла действий умножения и деления

  • Важно запомнить названия компонентов действий и понять их смысл:

1-й множитель х 2-й множитель = произведение
делимое : делитель =частное

  • Ребенок должен понимать, что 1-й множитель показывает, КАКОЕ число повторяется а 2-й множитель показывает — СКОЛЬКО РАЗ оно повторяется.

Это очень важно для правильной записи в задачах, иначе получится бессмыслица.

Советы о том, как научить ребенка осознанно относиться к умножению и делению, вы найдете в нашей статье Как научить детей быстро считать: математика до школы. Если возникли проблемы с решением задач на умножение — сдайте чуть-чуть назад, закрепите осознание этого арифметического действия.

4. Простые задачи на умножение и деление

  • Очень важно понять и запомнить разницу «в «, «на».

«Во сколько раз» или «на сколько»?  Предлог «на» — это сложение или вычитание, а «в» — умножение или деление.

  • Важно понять и запомнить: чтобы узнать, во сколько раз одно число больше или меньше другого, нужно большее число разделить на меньшее.

7. Задачи на движение

Это отдельная обширная тема, вернемся к ней позже.

Типичные ошибки в решении задач

Ошибка №1. Ребенок невнимательно прочитал условие задачи.

Часто бывает так, что ошибки возникают от невнимательности.  Так часто бывает в задачах с косвенным вопросом. Ребенок смотрит на цифры, вроде все логично, но… не верно.

Например: «У Маши 8 конфет, это на 2 меньше, чем у Кати. Сколько конфет у Кати».

Ребенок видит «на 2 меньше» и делает «логичный» вывод, что надо отнять. Отнять можно от бОльшего числа, т.е. сразу напрашивается решение 8-2=6. И ответ: 6 конфет у Кати. А ответ-то не тот! Если внимательно почитать условие, то станет понятно, что у Кати конфет больше чем у Маши. И вовсе тут не отнимать надо.

Как исправить ошибку. Сразу разберитесь с условием, поможет краткая запись.

Ошибка №2. Ребенок допустил ошибку в решении.

Когда в задаче несколько неизвестных, решение затрудняется, требуется выполнить не одно действие, а придумать целую цепочку рассуждений. 

Как исправить ошибку. Для начала определим, каких данных нам не хватает. Решаем по действиям. Находим нужные числа (помним правило: по двум неизвестным находим третье), подставляем их и отвечаем на вопрос задачи.

Ошибка №3. Неправильная запись ответа.

Часто ребенок пишет не то пояснение.

Как исправить ошибку.  Нужно внимательно прочитать вопрос задачи. Уяснить раз и навсегда, что ответ начинается с числа, а дальше пишем, что требовалось найти (переписываем формулировку вопроса задачи). 

Творческий подход в решении задач

www.craftykidsathome.com

  • Учите ребенка рассуждать.
  • Придумывайте задачи с лишними или недостающими данными.

Пусть ребенок сам вычеркнет лишнее, те данные, которые не влияют на решение.

  • Дайте условие, а ребенок пусть сам придумает ответ.
  • Пусть ребенок сам составит обратную задачу.
  • Придумать несколько задач на одно решение.
  • Придумать, как решить задачу другим способом и объяснить его.

На школу надейся, а сам не плошай

Заглянем в педагогику и «расшифруем» мысли умных и заслуженных, исходя из сегодняшних реалий.

В далеком 1867 году К. Ушинский сказал: «У хороших преподавателей дело выходит так, что арифметическая задача есть вместе занимательный рассказ, урок сельского хозяйства или домашней экономии, или историческая или статистическая тема и упражнение в языке».

«Расшифровка» следующая.

  • Ученика нужно поставить в такие условия, чтобы он оказался в эпицентре событий, т.е., решая задачу, видел ее применение в жизни.

Не всегда задачи в школьном учебнике «вдохновляют» современных школьников. Многим не ясно условие по одной простой причине: ребенок не имеет представления о том, что говорится.

Например, задача про надои и бидоны с молоком, а городской «деть» и корову-то в глаза не видел, не то, что тонны молока в бидонах.

Или в задаче использованы такие значения, которые в жизни нереальны — это затрудняет восприятие, т.к. ребенок все воспринимает буквально.

Задача родителей — помочь ребенку ПОНЯТЬ условие. Любым способом: хоть рисуй, хоть танцуй.

  • К решению задач нужно подходить творчески.

Интерес заставляет ребенка быть активным, а активность в свою очередь усиливает внимание.

В каждодневной жизни нам то и дело приходится решать задачи. Привлекайте ребенка, задавайте вопросы, просите совета. Например, тема ремонта.

Вычислить метраж комнаты; просчитать нужное количество краски, зная расход на метр квадратный; купить линолеум, зная длину и ширину комнаты; просчитать, какой метраж выгоднее, если есть напольное покрытие шириной 2, 5 метра и 3 метра, чтобы меньше остатков было и по цене вышло выгоднее.

Купить ткань на пошив постельного белья, зная размеры матраса. Примеров масса! И это работает гораздо эффективнее, чем «бездушная» задача в учебнике, которая совершенно не привязана к жизни и не вызывает эмоциональный отклик.

  • При решении жизненных задач у ребенка помимо всего прочего развивается наблюдательность, речь, появляется рабочее настроение, развиваются творческие способности и самостоятельность.

Через некоторое время вы заметите, что ребенок различными способами комбинирует информацию, с легкостью составляет задачи сам, находя идеи в окружающем мире, а не высасывая из пальца.

  • Когда ребенка просят составить собственную задачу, нужно следить и за содержанием, и за решением. Задача должна быть осмысленной и целесообразной.

Например, нельзя допускать таких «ляпов», как «Я съел 13 желтых груш и 20 зеленых яблок. Сколько фруктов я съел?» Задача теряет смысл, если она оторвана от жизни.

  • От задачи надо идти к примеру, а не наоборот.

Дети мыслят не абстрактно, а конкретными образами. Пример 12-6 ни о чем не говорит, а вот ситуация, когда из 12 человек 6 уже купили билеты на футбольный матч — это совсем другое дело.

Тут ребенок не задумываясь ответит, что оставшиеся шестеро очень рискуют, нужно поторопиться, иначе билетов может не хватить и придется сидеть у телевизора, вместо того, чтобы активно скандировать на трибунах в поддержку любимой команды.

Лебединцев в своей книге «Введение в современную методику математики» писал: «То влияние, которое может оказывать обучение счислению и вообще математике на умственное развитие детей, находится в прямой зависимости от материала, которым мы пользуемся при обучении; если в учебном материале будут преобладать отвлеченные упражнения в действиях и хитроумные задачи с условиями, лишенными внутренней связи и, по существу, далекими от жизни, то, упражняя учащихся на таком материале, мы, может быть, и выработаем у них формальные навыки в вычислениях и, пожалуй, изощрим их ум для разгадывания разных ребусов и головоломок, но отнюдь не сделаем их более способными к правильному мышлению в жизни или какой-либо области знания…».

Французский педагог Жан Мосе тоже был уверен, что «заставлять ребенка начинать с отвлеченного правила и затем предлагать ему задачи — это значит идти наперекор ходу развития человеческого ума…».

Практические советы по решению задач от реальных мам

.ru

Что нам Ушинский, Лебединцев и Мосе, спросим у тех, кто «из нашей песочницы». Как они помогают своим детям решать задачи по математике, что «работает», какие приемы на практике доказали свою эффективность и помогли повысить успеваемость.

Татьяна, мама учеников 4 кл. и 6 кл. 

«Я знаю, что особую сложность у детей вызывают задачи на скорость, поэтому начала готовить своих мальчишек к этому уже с 1 класса.

Когда ехали к бабушке в Пинск, говорили о скорости, засекали время, считали сколько мы проехали км, смотрели на знаки и вычисляли сколько нам останется времени, если мы будем ехать с такой же скоростью и сколько, если папа будет ехать с другой.

 В общем, я очень удивлялась, когда мои пацаны на скорость задачи решали как орехи. Я поняла, что в моем детстве не хватало практического представления того, о чем говорилось в задачах».

Ольга, мама ученика 1 кл. и ученицы 4 кл.

«С задачами старшая плохо дружит))  Почти всегда приходит за помощью. Стараюсь выработать алгоритм решения, но частенько упираюсь в «лень подумать». Если совсем «затык», рисуем схемы.

На дополнительные задачи совсем нет времени, а сама по своей воле заниматься ими дочь точно не будет)) Иногда встречаются задачи с некорректно поставленным вопросом, тут приходится помогать с формулировкой ответа.

Младшего усадить за математику очень сложно. В те редкие моменты, когда дело доходит до задач, он их решает в уме и выдает ответ устно).»

Вероника, мама учеников 2 кл. и 4 кл.

«Младший задачи решает без проблем, но ненавидит чертить схемы к ним и писать пояснения. Старший ходит на факультатив по математике, дома домашку сам делает». 

Катерина, мама ученика 2 кл. и ученицы 5 кл.

«Сын отлично справляется сам. Он такие схемы рисует, что я иногда в шоке)). Если за помощью обращается дочь, стараюсь упростить условие задачи до понятных образов, а потом она сама догадывается, как сложную модель решить».

Татьяна, мама ученицы 5 кл.

«Чаще всего прибегаем к рисованию. Прямо вот как по условию… садимся и рисуем, как есть. Так сказать, наглядность помогает.

 Велосипедист выехал… значит рисуем человечка на велосипеде, город из которого он выехал и тд)))) Если катер плывет по течению, рисуем море, волны)))))) С пояснениями никогда исправлений со стороны учителя не было, да и у нас, собственно, тоже вопросов не возникало. Смотри по условию, что спрашивают — и пиши ответы возле каждого действия».

Наталья, мама ученика 5 кл.

«Приходилось объяснять дроби на примере сломанных карандашей, порванных в клочья бумажек. В гостях в тот момент был друг-проектировщик, он именно так решил наглядно пояснить сыну задачу. Я обычно прибегаю к помощи рисования.

В задачах на скорость/время/расстояние рисовали целые истории: кто куда и на чем поехал, кого встретил по дороге и в какой момент. Порой решение задач превращалось в мультфильм, одного черновика обычно мало.

Несколько раз решали задачи всей семьей: мама отдельно от папы, потом сравнивали результаты и каждый объяснял ребенку свой «самый рациональный и простой» способ. Как правило, у мужчин своя логика)), мое решение обычно отличается от папиного».

Источник: http://rastishka.by/articles/kak-nauchit-detej-reshat-zadachi-po-matematike-sovety-imenityx-pedagogov-i-prostyx-mam/

Задачи для первого класса по математике

Решение простых задач в 1 классе

Оправляя ребенка в первый класс, родители всегда мечтают о том, что их чадо будет отлично учиться и по всем предметам получать только высшие оценки. И если чтению научить малыша совсем не сложно, то понимать и решать математические задачи детям не всегда легко.

Чтобы первоклассник успевал по математике в школе, родители либо нанимают репетитора, что не всегда финансово оправдано, либо пытаются заниматься с детьми самостоятельно. В этом материале мы расскажем, как подтянуть первоклассника по математике в домашних условиях, расскажем о различных типах задач и о методах их решений.

Родители первоклассников должны помнить о том, что в возрасте 5-7 лет у детей еще плохо развито абстрактное мышление. Вспомните сказку о Буратино, когда он считал яблоки, которые якобы забрал «Некто». Так и ребенок 5-7 лет еще не в состоянии представить условие задачи.

Лучше всего пользоваться наглядными пособиями, которые ребенок сможет увидеть, потрогать. Это могут быть счетные палочки, кубики или картинки, вырезанные из картона (например, набор картонных ежиков, цветочков, листиков и прочего).

Выкладывайте перед ребенком все условие задачи из наглядных материалов: было столько-то, добавили или отняли столько-то. Так ему будет проще понимать условие задачи и легче находить ее решение.

Еще один важный момент при обучении детей состоит в том, что ребенок должен научиться отличать задачи друг от друга по типам. Для этого можно ориентировать его на какие-то ключевые слова.

Например, если в задаче упоминаются слова «добавили», «принесли», «прилетели», «прибежали» и другие, обозначающие присоединение, то это задача на сложение.

Понимая, к какому типу относится та или иная задача, ребенок научится определять нужный алгоритм решения и успешно справляться с заданием.

Задачи на сложение для первоклассников

Как уже говорилось, задачи на сложение имеют общий признак – присоединение. Еще одним признаком задач на сложение есть словосочетание «сколько всего» в вопросе задания. Ребенок должен научиться четко понимать, что если в условии есть присоединение чего-либо, то ему нужно складывать имеющиеся цифры.

Ребенок должен понимать, что такое первое слагаемое, второе слагаемое и сумма, и уметь находить их в условии задания. Чтобы ребенок хорошо осваивал устный счет, ему необходимо регулярно заниматься счетом «в уме». Если вы на каникулах, хотя бы один раз в день задавайте ему примеры для развития памяти.

Заниматься можно даже по дороге в школу или в секции. Пять-десять примеров ежедневно не слишком утомят первоклассника, но принесут много пользы для его дальнейшей учебы.

Ниже приведены задачи для первоклассников на сложение.

Для удобства мы их разбили на варианты, чтобы при занятиях на дому вы могли прорешивать с ребенком уже скомплектованные задания.

Вариант 1

  • Наташа прочитала за каникулы 5 книг, а Катя прочитала 4 книги. Сколько книг дети прочитали вместе за каникулы?
  • На одной ветке яблони висело 6 яблок, а на другой – 7. Сколько яблок было на обеих ветках яблони?
  • В классе на окне стоят цветы в горшках. На первом окне стоит 2 цветка, на втором 3 цветка, а на третьем 1 цветок. Сколько всего цветов в классе?
  • В семье Алеши живет 2 мальчика и 1 девочка. В семье Тани – 1 девочка и 1 мальчик. У Сережи в семье живут 2 мальчика, а у Кати – только 1 девочка. Сколько всего девочек живет в семьях всех детей? А сколько мальчиков?
  • По результатам оценок за 1 четверть в 1-А классе 10 отличников, 14 хорошистов и 2 троечника. В 1-Б классе – 8 отличников, 12 хорошистов и 3 троечника. А в 1-В – 11 отличников, 11 хорошистов и 4 троечника. Сколько отличников, хорошистов и троечников во всей параллели первых классов?

Вариант 2

  • Наташе 8 лет, сколько ей будет через 3 года? Через 4 года, через 10 лет?
  • В магазине канцелярии Насте понравились фломастеры за 18 рублей. У нее есть 10 рублей, 5 рублей, 2 рубля и 1 рубль. Хватит ли девочке денег на покупку?
  • На прогулку вышли 6 девочек и 12 мальчиков. Сколько всего детей вышли на прогулку?
  • У Саши пачка счетных палочек. Из них 10 красные, 8 синие и 12 желтые. Сколько всего палочек в пачке?
  • На день рождения к Полине пришли 4 подружки и 5 друзей. Сколько всего детей будет сидеть за праздничным столом? (здесь важно, чтобы ребенок не забыл посчитать саму Полину, ответ в задачке – 10 детей).
  • Дети пришли в парк и увидели птиц, плавающих на озере: 8 лебедей и 12 уток. Сколько всего птиц плавало на озере?
  • На субботнике в школе дети сажали саженцы. Петя посадил 2 саженца, Антон – 3, Наташа с Катей 2 саженца. Сколько всего саженцев посадили дети?
  • В коробке на столе лежали конфеты. Маша съела 5 конфет, Алена – 3 конфеты, Настя – 6 конфет, а Коля съел 6 конфет и коробка опустела. Сколько конфет было в коробке с самого начала?
  • В коллекции Марины 20 открыток. У Юли тоже 20 открыток. Сколько всего открыток у девочек?
  • У Севы было 20 марок, ему подарили еще 4 марки. Сколько всего марок стало у Севы?

Вариант 4

  • Мама посадила 20 кустов огурцов и 17 кустов помидоров. Сколько всего кустов растений посадила мама?В понедельник в столовую привезли 8 столов, во вторник – 7 столов, а в четверг – еще 10. Сколько всего столов получила столовая за неделю?
  • Паша и папа пошли в поход. В первый день они прошли 12 км. Во второй – 10 км, в третий – 8, а в четвертый 11. Какой путь преодолели папа и Паша?
  • В зоопарке живет 12 обезьян, 8 тигров, 2 слона, 6 медведей и 4 енота. Сколько всего животных в зоопарке?

Важно! Если каждый день прорешивать один вариант заданий на сложение с ребенком, то на контрольных он будет показывать блестящие результаты.

  • В 1-А классе 13 мальчиков и 12 девочек. В 1-Б классе 12 мальчиков и 15 девочек, а в 1-В классе 10 мальчиков и 12 девочек. Сколько всего мальчиков и сколько девочек во всех первых классах?

Задачи на вычитание тоже имеют свои признаки и особенности.

В условии всегда можно встретить какое-то из характерных словосочетаний: «сколько осталось», «было столько-то, из них…», «было столько-то, столько-то ушло/улетело/убежало/испортилось и т.д.» и прочие. Здесь тоже важно понимать, что такое первое слагаемое, второе слагаемое и сумма, уметь находить их в условии задания, потому что задачи на вычитание являются обратными от сложения.

И понятия здесь немного другие: уменьшаемое, вычитаемое, разность. Ниже приведены задачи для первоклассников на вычитание. Для удобства мы их тоже разбили на варианты, чтобы при выполнении домашних заданий дети могли прорешивать уже скомплектованные задания. Здесь есть задачи как на нахождение остатка («сколько осталось»), так и на уменьшение («на сколько изменилось число»).

  •  Андрей живет на 7 этаже, а Алена на 3 этажа ниже. На каком этаже живет Алена?
  • У Володи 17 машинок, а у Саши нет ни одной. Володя подарил Саше 8 машинок. Сколько у него осталось?
  • Наташе 12 лет, а ее брату Сереже на 7 лет меньше. Сколько лет Сереже?
  • В саду росло 10 яблонь, а груш – на 4 меньше. Сколько груш росло в саду?
  • За первый день Мила прочитала 24 страницы в книге, а за второй на 3 меньше. Сколько страниц прочитала Мила во второй день?
  •  В школьной библиотеке дети получают книги. Петя взял 8 книг, Алеша – на 2 книги меньше, чем Петя, а Ваня на 3 книги больше чем Алеша. Сколько книг взял каждый мальчик? Сколько книг они взяли вместе?
  • На столе в вазе лежало 25 ягод. Марина съела 4 ягоды, Алиса съела 6 ягод, Мила съела 3 ягоды, а остальные ягоды доела Катя. Сколько ягод съели Марина и Алиса? Мила и Катя? Сколько ягод съела Катя?
  • На столе стояло 10 тарелок, а в раковине – на 6 меньше. Сколько тарелок было в раковине?
  • Сереже 15 лет, его сестре Ларисе на 4 года меньше. А самому младшему брату Борису – на 7 лет меньше, чем Ларисе. Сколько лет Ларисе и Борису?
  • Мама посадила 30 кустов огурцов, 17 кустов взошли. Сколько всего кустов огурцов пропало?
  • Дети пошли в лес за грибами. Дима нашел 10 сыроежек и 7 белых грибов. Таня нашла на 3 сыроежки меньше, и на 2 белых меньше. Сколько и каких грибов нашла Таня?
  • В первом доме 12 подъездов, во втором доме на 4 подъезда меньше, чем в первом. А в третьем доме на 6 подъездов меньше чем в первом. Сколько подъездов в каждом из домов?
  • В первой корзине 23 яблока, а во второй на 11 яблок меньше. Сколько яблок в обеих корзинах?
  • В спектакле участвовали 12 девочек, а мальчиков на 3 меньше. Сколько мальчиков участвовало в спектакле?
  • В одной вазе стоит 15 роз, а в другой на 8 меньше. Сколько роз во второй вазе?
  •  Конфеты стоял 30 рублей, а хлеб на 15 рублей дешевле. Сколько стоит хлеб?
  • Бабушка испекла пирожки. С картошкой 30 штук, с повидлом на 10 меньше, чем с картошкой, а с капустой на 5 меньше, чем с картошкой. Сколько и каких пирожков испекла бабушка?
  • В автобусе ехало 20 мужчин. Женщин было на 5 меньше, чем мужчин, а детей – на 7 меньше, чем женщин. Сколько всего людей ехало в автобусе?
  • В школьной библиотеке дети получают книги. Саша взял 5 книг, Миша – на 2 книги меньше, чем Саша, а Сережа на 2 книги больше чем Миша. Сколько книг взял каждый мальчик? Сколько книг они взяли вместе?
  • На поливку огорода израсходовали 20 ведер воды. На грядки с капустой пошло 12 ведер. Сколько пошло на грядки с морковкой?
  •  Задачи на сравнение направлены на нахождение какого-либо числа, меньшего или большего от исходного. В принципе, в какой-то мере их можно отнести к задачам на сложение или вычитание, поэтому эти задачи мы решили не расписывать по вариантам, а привести несколько подобных примеров:
  • На крыше сидело 10 кошек: 7 черных и 3 серых. На сколько черных кошек больше, чем серых?
  • В деревне у бабушки есть куры и утки. Кур 18, а уток – 15. На сколько кур больше, чем уток.
  • У Тани 3 куклы, а у Дины – на 4 больше. Сколько кукол у Дины? На сколько кукол у Тани меньше?
  • Марине 14 лет, а Мише 9. На сколько лет Марина старше Миши?
  • В гараже стоит 8 машин. Из них 3 грузовых и 5 легковых. На сколько грузовых машин меньше, чем легковых?
  • Диме на день рождения подарили подарки. Сначала мама и папа подарили 2 подарка, потом друзья принесли 5 подарков. На сколько подарков больше стало у Димы?
  • В первый день каникул Юра решил 5 задач, во второй – 7, а в третий – 2. На сколько задач больше решил Юра во второй день?
  • На сколько задач меньше чем в первый решил Юра в третий день? А на сколько меньше задач он решил в третий день, чем во второй?
  • У Сони было 3 апельсина и 10 яблок. На сколько яблок больше, чем апельсинов?
  • У Оли 3 зайца и 2 белки. У Милы 5 кукол и 1 мишка. У кого больше игрушек и на сколько?
  • На лугу паслись коровы. К ним пришли 7 коз и всего стало 15 животных на лугу. Сколько было коров?  Развитию логического мышления уже посвящались статьи с рекомендациями педагогов и перечнями упражнений и заданий. Здесь мы приведем несколько логических задач, которые позволят не только развивать, но и тренировать логику первоклассников.
  • Что легче? Килограмм ваты или килограмм гвоздей?В стакан, кружку и чашку налили чай, компот и какао. В кружке не какао. В чашке не какао, и не компот. Что и во что налили?
  • Сколько пальцев на 3 руках?
  • Сколько лап у 4 кошек?
  • Сколько рук у 10 детей?
  • Лена и Миша увидели в море 2 парохода. Сколько пароходов увидел каждый из детей?
  • Из-под кровати торчат хвостики котят. Сколько всего котят, если видно 7 хвостиков?
  • За забором спрятались собаки. Из-под забора видно 12 лап, сколько всего собак за забором?
  • На столе лежат 5 персиков и 8 груш. Сколько всего будет яблок и слив?
  • На столе стоят 2 стакана с молоком. Петя выпил молоко и поставил стан на стол. Сколько стаканов на столе?
  • Из школы вышел Ваня. Навстречу ему шли 3 девочки. Сколько детей шло из школы?
  • Из дома в школу шли семь первоклассников: Петя, Маша, Лиза, Гриша, Толя, Миша и Лариса, и 4 второклассника: Сережа, Таня, Мила и Ваня. Сколько девочек шло в школу?
  • Чтобы попасть в театр 2 дочерям и 2 матерям понадобилось 3 билета. Как такое могло случиться?
  • Миша старше Лены на 2 года. На сколько он будет старше Лена через 5 лет?
  • Лена и Милана посадили по 10 цветков и закончили работу одновременно. Милана начала работу раньше. Кто из девочек работал медленнее? Математическое развитие первоклассников имеет огромное значение в их образовании. Решая примеры и задачи, ребенок приобретает новый опыт, знания и навыки. Учится логически и математически мыслить, находить решение из различных ситуаций, более успешно осваивать смежные науки в дальнейшей учебе. Нельзя пускать на самотек успеваемость детей, и нужно всячески стремиться помочь им в этом сложном деле, как учеба в первом классе. Ведь именно в это время закладывается фундамент его дальнейшей учебы в школе.

    Математика 1 класс.

Источник: https://azbyka.ru/deti/zadachi-dlya-pervogo-klassa-po-matematike

Образцы оформления задачи

Решение простых задач в 1 классе

В разделе “Задачи” мы рассмотрели несколько видов задач. Теперь поучимся оформлять решения к ним.

1. Задачи на нахождение суммы

В вопросе задач такого типа всегда есть “Сколько всего?”

На школьном участке ребята посадили 7 лип и 4 клёна.

Сколько всего деревьев посадили ребята?

2. Задачи на нахождение остатка

https://www.youtube.com/watch?v=AKCdCUeA3-U\u0026list=PLcF8AS1AI6ZrPklIkCUYaclHLv_fCPOEy

В вопросе “Сколько … осталось?”

Мама с Юлей посадили 7 кустов смородины. Затем они полили 4 куста.

Сколько кустов смородины осталось полить?

3. Задачи на увеличение или уменьшение числа на несколько единиц

В условии “на … больше”

Папа с Володей собирали грибы. Папа нашёл 8 грибов, а Володя на 3 гриба больше.

Сколько грибов нашёл Володя?

В условии “на … меньше”

У Ани было 10 рублей, а у Оли на 2 рубля меньше. 

Сколько денег было у Оли?

4. Задачи на разностное сравнение

В вопросе “На сколько больше…?”

Краски стоят 15 рублей, а альбом 8 рублей.

На сколько рублей краски дороже альбома?

                  “На сколько меньше…?”

Дыня весит 3 кг, а арбуз 7 кг.

На сколько кг дыня легче арбуза?

5. Задачи на нахождение неизвестного слагаемого

В условии “Было…Стало…”

В вопросе “Сколько добавили?”

У Саши было 4 карандаша. Когда ему купили еще несколько карандашей, у него их стало 9.

Сколько карандашей купили Саше?

6. Задачи на нахождение неизвестного вычитаемого

В условии “Было… Осталось…”

В вопросе “Сколько уехало?”

                  “Сколько человек вышло?”

В гараже было 9 машин. Когда несколько машин уехало, в гараже осталось 5 машин.

Сколько машин уехало?

 

7. Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого

В условии “Убрали… Осталось…”

В вопросе “Сколько было сначала?”   

После того, как Дима отдал 2 свои машинки младшему брату, у него осталось 6 машинок.

Сколько машинок было у Димы сначала?

Задачи в 2 и 3 действия

Первый вид

Бабушка испекла пончики и разложила их по тарелкам. На первую тарелку она положила 5 пончиков, а на вторую на вторую на 2 пончика меньше.

Сколько всего пончиков испекла бабушка?

Второй вид

В классе два маленьких аквариума. В первом аквариуме 4 рыбки, а во втором – на 2 рыбки больше.

Сколько рыбок в двух аквариумах?

Третий вид

У Тани было 10 тетрадей. Она использовала 4 тетради. 

На сколько больше тетрадей осталось, чем Таня использовала?

Четвёртый вид

У Юры было 12 счетных палочек. Для решения примеров он использовал сначала 3, а потом еще 4 палочки.

Сколько палочек у него осталось?

или

У Вани было 20 рублей. На покупку карандаша и ручки он истратил 6 и 8 рублей.

Сколько рублей осталось у Вани?

I тип:

 На 3 одинаковые шторы израсходовали 18 м ткани. Сколько таких штор можно сшить из 30 м такой же ткани?

II тип:

В двух одинаковых пакетах 4 кг муки. Сколько килограммов муки в пяти таких пакетах?

Задачи с составлением рисунка по условию:

Два года назад Юле было 10 лет. Сколько лет будет Юле через 6 лет?

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Советуем посмотреть:

Обратные задачи

Цена. Количество. Стоимость

Скорость, время, расстояние

Задачи

Правило встречается в следующих упражнениях:

1 класс

Страница 15, Моро, Волкова, Степанова, Учебник, часть 2

Страница 19, Моро, Волкова, Степанова, Учебник, часть 2

Страница 23, Моро, Волкова, Степанова, Учебник, часть 2

Страница 24, Моро, Волкова, Степанова, Учебник, часть 2

Страница 25, Моро, Волкова, Степанова, Учебник, часть 2

Страница 30, Моро, Волкова, Степанова, Учебник, часть 2

Страница 33, Моро, Волкова, Степанова, Учебник, часть 2

Страница 35, Моро, Волкова, Степанова, Учебник, часть 2

Страница 44, Моро, Волкова, Степанова, Учебник, часть 2

Страница 5, Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 2

2 класс

Страница 54. Вариант 1. № 2, Моро, Волкова, Проверочные работы

https://www.youtube.com/watch?v=rF-tYQ-LLlA\u0026list=PLcF8AS1AI6ZrPklIkCUYaclHLv_fCPOEy

Страница 4, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 16, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 22, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 43, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 58, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 68, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 106, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 11, Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 2

Страница 67, Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 2

3 класс

Страница 34, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1

Страница 83, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1

Страница 33. Вариант 2. № 2, Моро, Волкова, Проверочные работы

https://www.youtube.com/watch?v=rF-tYQ-LLlA\u0026list=PLcF8AS1AI6ZrPklIkCUYaclHLv_fCPOEy

Страница 40. Вариант 1. № 6, Моро, Волкова, Проверочные работы

https://www.youtube.com/watch?v=rF-tYQ-LLlA\u0026list=PLcF8AS1AI6ZrPklIkCUYaclHLv_fCPOEy

Страница 8, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 28, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 67, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 31, Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 2

Страница 49, Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 2

Страница 57, Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 2

4 класс

Страница 34, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1

Страница 54, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1

Страница 4, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 37, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 76, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 79, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 92, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 98, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 26, Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 2

Страница 80, Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 2

5 класс

Упражнение 250, Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

Упражнение 266, Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

Упражнение 5, Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

Упражнение 479, Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

Упражнение 485, Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

Упражнение 488, Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

Упражнение 496, Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

Упражнение 500, Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

Упражнение 505, Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

Упражнение 3, Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

6 класс

Задание 363, Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Задание 370, Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Задание 385, Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Задание 393, Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Задание 395, Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Задание 419, Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Задание 423, Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Задание 428, Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Задание 437, Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Задание 453, Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

© budu5.com, 2020

Пользовательское соглашение

Copyright

Нашли ошибку?

Связаться с нами

Источник: https://budu5.com/manual/chapter/1167

Ваш педагог
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: