Роль универсальных учебных действий в системе современного общего среднего образования

Содержание
  1. Роль универсальных учебных действий в системе современного общего среднего образования
  2. 2.2. Возможности формирования УУД на уроках психологии в начальной школе
  3. Виды УУД по ФГОС – таблица. Классификация универсальных учебных действий
  4. Теоретические аспекты
  5. Компоненты учебной работы
  6. Функции
  7. Виды УУД
  8. Учебные действия
  9. Регулятивные УУД
  10. Особенности УД
  11. Знаково-символические действия
  12. Заключение
  13. Универсальные учебные действия
  14. Понятие универсальных учебных действий
  15. Универсальные учебные действия выполняют следующие функции:
  16. Универсальные учебные действия включают следующие виды:
  17. Личностные универсальные учебные действия
  18. Чтобы формировать личностные УУД, предлагается использовать следующие методические приёмы и задания:
  19. Характеристика регулятивных универсальных учебных действий
  20. Чтобы сформировать УУД планирования, целесообразно использовать следующие приемы:
  21. Характеристика познавательных универсальных учебных действий
  22. Коммуникативные универсальные учебные действия
  23. Критерии сформированности УУД

Роль универсальных учебных действий в системе современного общего среднего образования

Роль универсальных учебных действий  в системе современного общего среднего образования

Жизнь скоро предъявит  свои неумолимые требования. Психология начинает приобретать слишком важное научное значение, чтобы её отсутствие среди предметов гуманитарного образования не было замечено. Я уверен, что этот пробел будет очень скоро заполнен.

Г. И. Челпанов

В настоящее время психология, как научная, так и практическая, должна занимать всё более заметное место в общей культуре нашей страны. В наибольшей степени влияние научно-практической психологии должно быть заметно в развитии современной системы образования.

«Психологи пришли в учреждения образования как гаранты права ребёнка на психическое и личностное развитие, на развитие его индивидуальности»[10]. В свете новых стандартов их задача становится ещё более значимой, так в новые стандарты заложен мониторинг личностных результатов.

Одной из задач современного образования является формирование критичности, самостоятельности мышления и устойчивости детей к информационным воздействиям. В связи с этим преподавание психологии в школе приобретает особую значимость.

Курс психологии в начальной школе строился в контексте её научного осмысления такими крупными отечественными психологами как, Л,С.Выготский, Б.Г.Ананьев, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, А.В.Запорожец, П.Я.Гальперин, Д.Б.Эльконин, Г.И.Челпанов, А.Р.Лурия, В.В.Давыдов и др.

Рассмотрим некоторые особенности преподавания психологии в начальной школе. Для этого за основу возьмём две программы психологии в начальной школе:

1. Преподавание психологии в школе /Под ред. И.В.Дубровиной;

2. Преподавание психологии в начальной школе /Под ред. В.Н. Карандашева, А.С. Лисянской.

Преподавание психологии младшим школьникам является первой ступенью обучения психологии в школе. Поэтому учащимся не дается полного обзора психологии как науки в целом, т. е.

не копируется курс введения в психологию для учащихся старших классов школ.

В связи с этим преподавание психологии в начальной школе имеет специфику не только в формах и методах обучения, но в содержании учебного материала.

Основная цель  занятий по психологии – знакомство с  элементарными психологическими знаниями и использование их для целенаправленного психического развития  детей.

Круг психологических знаний и умений, которые должны быть усвоены детьми в начальной школе небольшой.

Но все они должны быть закреплены на практике, и стать важнейшей основой успешного обучения и психического развития учащихся в начальной школе [6].

Необходимым условием преподавания психологии в начальных классах является его тесная связь с другими предметами.

Изучение многих тем, связанных с психологией познавательной деятельности (например, внимание, восприятие, память, мышление, речь) должно идти с опорой на изучение математики, естествознания, родного и иностранного языка и других предметов начальной школы.

С другой стороны, на этих уроках должны закрепляться соответствующие знания психологии, выполняться развивающие задания и упражнения по развитию не только познавательных функций детей, а и направленные на развитие индивидуально-типологических особенностей, развитие личности детей.

Данная программа рассчитана на четыре года обучения и может реализовываться с первого класса общеобразовательной школы, но при необходимости изучение программы можно начинать и со второго класса, тогда четвёртый год обучения детей изучается в пятом классе как общеобразовательный или факультативный курс.

Преподавание психологии в начальной школе основывается на ряде принципов:

  1. Принцип научности требует, чтобы изучаемый учебный материал соответствовал современным достижениям научной и практической психологии;
  2.  Принцип систематичности предполагает, что учебный материал дается в определенной последовательности;
  3.  Принцип доступности заключается в необходимости соотнесения содержания и методов обучения возрастным особенностям обучающихся, а также уровню их развития;
  4.  Принцип наглядности заключается в использовании образов при обучении.
  5.  Принцип активности в обучении заключается в том, что эффективное усвоение знаний учащимися происходит только тогда, когда они проявляют самостоятельную активность в учении;
  6.  Принцип связи учебного материала с жизнью в школьном преподавании психологии заключается в том, что психологические понятия и закономерности должны поясняться и иллюстрироваться не только научными исследованиями, но и примерами из реальной жизни, с которой сталкиваются ученики.

Обучение психологии должно носить развивающий характер. У уроков психологии здесь особая миссия.

В итоге курса психологии главную ценность представляет не знание психологических теорий, понятий, закономерностей, а лучшее понимание учащимися внутреннего мира других людей и себя: усвоение психологических средств самопознания и саморазвития, совершенствование своей познавательной деятельности,  успешное и гармоничное развитие отношений с другими людьми, а также лучшее понимание себя как личности.

На уроках психологии создаются учебные ситуации, способствующие проявлению собственно активности ребёнка-обучающегося: ситуация «оптимистического старта» урока, проблемная ситуация, ситуация выбора, ситуация успеха, ситуация интеллектуального напряжения.

Особое внимание уделяется на уроках психологии переживаниям ребёнка в процессе обучения, эмоциональному отношению к уроку и к учителю [5].

«Именно живое непосредственное общение порождает эмоции, чувства, переживания, аффекты, что является непременным условием личностного и будущего профессионального роста» [10, 79].

Данные цели заложены и в программе формирования универсальных учебных действий в новых ФГОС НОО.

Формирование УУД во многом зависит от взаимодействия учителя и ученика. Уроки психологии во многом способствуют формированию эффективных способов этого взаимодействия.

Прогнозируемыми результатами по окончании изучения курса психологии в начальной школе являются:

– Пополнение запаса знаний об окружающем мире.

– Овладение мыслительными операциями, развитие внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения.

– Развитие умения обобщать, дифференцировать предметы и явления окружающего мира.

– Развитие умения планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль.

– Развитие саморегуляции поведения и проявления волевых усилий для поставленных задач.

– Развитие положительного отношения к учению.

– Развитие навыков речевого общения.

– Развитие мелкой моторики руки и зрительно – двигательной координации.

– Развитие умения ориентироваться в пространстве.

Перечисленные выше результаты взаимосвязаны и тесно перекликаются с прогнозируемыми результатами при формировании универсальных учебных действий на основных учебных предметах в начальной школе. Ниже рассмотрим эти моменты чуть подробнее.

2.2. Возможности формирования УУД на уроках психологии в начальной школе

 уроков психологии в начальной школе может стать дополнительным учебным, дидактическим, мотивирующим  материалом для эффективного формирования универсальных учебных действий.

Рассмотрим более подробно группы универсальных учебных действий.

Коммуникативные универсальные учебные действия.

Результатом формирования коммуникативных универсальных учебных действий будут являться умения:

  • понимать различные позиции других людей, отличные от собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении;
  • учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что — нет;
  • задавать вопросы;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи; 
  • уметь аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • уметь продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех его участников;
  • достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимую партнёру;
  • уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

В курсе психологии формированию данных умений будет способствовать изучение следующих тем:

1 класс 

Тема: Уроки общения.

  1. Способы человеческого общения.
  2. Отношение к окружающим людям, умение слушать собеседника.
  3. Сочувствие, внимание, взаимоуважение.
  4. Настроение моё и окружающих. Цветопись настроения
  5. Саморегуляция состояния: релаксация.
  6. Поступки мои и окружающих.
  7. Вежливое обращение к людям, умение задавать вопросы.
  8. “Волшебные слова”, вежливое отношение к людям.
  9. Обобщающее занятие по теме «Уроки общения».

2 класс

Тема: Азбука общения.

1. Повторение изученного материала в первый год обучения. Что изучает психология. Применяли ли вы на практике знания психологии?

2.  Что такое общение. Язык общения его секреты.

3.  Эмоции. Виды эмоций и их проявление в поведении человека. Удивление, страх, отвращение, радость, горе, гнев.

4.  Индивидуальные особенности человека. Темперамент. Характер. Способности.

5. Характер. Умение владеть собой. Саморегуляция состояния: детский аутотренинг.

6.  Культура общения. Правила вежливости.

7.  Кто я в мире взрослых. Обязанности мои и окружающих меня людей.

3 класс.

Тема: Абстрактное мышление.

  1. Повторение изученного материала: Что такое мышление. Мышление образное и абстрактное.
  2. Логическое мышление.
  3. Что такое понятие. Его взаимосвязь с другими понятиями.
  4. Понятие общее – частное.
  5. Обобщение и ограничение понятий.
  6. Составление определений.
  7. Существенные и несущественные признаки.
  8. Родовидовые отношения.
  9. Отношения между понятиями: часть – целое.
  10. Отношения рядоположенности.
  11. Отношения между понятиями: противоположность.
  12. Причинно-следственные отношения.
  13. Отношения последовательности.
  14. Функциональные отношения.

4 класс

Тема: Абстрактное мышление – 11 часов.

  1. Что такое мышление. Мышление абстрактное и образное. Повторение изученного.
  2. Понятия. Понятия конкретные и абстрактные.
  3. Отношения между понятиями. Повторение изученного материала.
  4. Что такое суждение.
  5. Что такое умозаключение.
  6. Что такое аналогия. 
  7. Что такое закономерность (Приложение 2) [11].

Личностные универсальные учебные действия.

Одними из самых сложных для формирования в учебном процессе являются личностные универсальные учебные действия. В процессе обучения учитель редко говорит с детьми на уроке о чувствах и эмоциях, которые испытывают дети (да и сам учитель) в разных ситуациях, и о способах их проявления, принятых в обществе. Всё это становится логичным на уроках психологии.

Предполагается, что к окончанию начальной школы у ребёнка будут сформированы следующие личностные УУД:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; ориентация на содержательные моменты школьной действительности;
  • формирование широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные, внешние и внутренние мотивы;
  • ориентация на понимание причин успеха и неудачи в учебной деятельности;
  • интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
  • способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
  • формирование основ гражданской идентичности личности в форме осознания своего «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, общества; осознание своей этнической принадлежности;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
  • развитие этических чувств — стыда, вины, совести — как регуляторов морального поведения;
  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация внутренних моральных и общественных (конвенциональных) норм;
  • установка на здоровый образ жизни;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
  • эмпатия как понимание и сопереживание чувствам других людей.

Источник: https://www.referat911.ru/Pedagogika/rol-universalnyh-uchebnyh-dejstvij-v/74234-1606492-place3.html

Виды УУД по ФГОС – таблица. Классификация универсальных учебных действий

Роль универсальных учебных действий  в системе современного общего среднего образования

Рассмотрим основные виды УУД по ФГОС. Таблица с разными видами универсальных учебных действий представлена на фото.

Под данным термином подразумевают сумму разных способов действий школьников, которые обеспечивают способность самостоятельно усваивать новые умения и знания.

Теоретические аспекты

Основные виды УУД по ФГОС связаны со способностью обучающегося, без помощи педагога, формировать новые компетентности, в том числе самостоятельно организовывать познавательный процесс.

Приобретение умения учиться позволяет учащимся открывать большие возможности для разных предметных областей.

Ребенок осознает значимость и важность учебного процесса, его целевую направленность, ценностно-смысловые и операционные характеристики.

Каково значение слова “сепаратизм”

Компоненты учебной работы

Формирование УУД связано со следующими элементами:

  • познавательными мотивами;
  • учебными целями и задачами;
  • умениями выстраивать образовательные траектории, преобразовывать материал;
  • контролем и оценкой результатов своей работы.

Умение учиться является существенным фактором увеличения результативности освоения школьниками предметных знаний, формирования компетенций и умений, ценностно-смысловых оснований собственного морального выбора.

Функции

Канал ДНЕВНИК ПРОГРАММИСТА Жизнь программиста и интересные обзоры всего. , чтобы не пропустить новые видео.

Все виды УУД по ФГОС в начальной школе обеспечивают возможности обучающегося к самостоятельному осуществлению учебного процесса, постановке цели, поиску и применению необходимых средств и способов ее достижения, контролю и оцениванию результатов своей работы. Кроме того УДД способствуют созданию условий для самореализации и гармоничного развития ребенка, посредством постоянного образования.

Познавательные универсальные учебные действия обеспечивают навыки и компетентности во всех предметных областях.

Виды УУД

Остановимся подробнее на данном вопросе. Какие существуют виды УУД по ФГОС? Таблица, представленная на слайде, подтверждает их многообразие и структурированность.

Благодаря личностным УУД обеспечивается ценностно-смысловая ориентация учащихся. Они получают навыки соотнесения поступков и событий с существующими в обществе этическими принципами, учатся выделять в межличностных отношениях нравственные аспекты поведения.

Учебные действия

Какие выделяют для них виды УУД по ФГОС? Таблица с подробной классификацией демонстрирует выделение трех видов действий:

  • самоопределение: жизненное, профессиональное, личностное;
  • смыслообразование, предполагающее установление детьми взаимосвязи между целью учебного процесса и его мотивом;
  • нравственная и этическая ориентации, обеспечивающие моральный выбор на основе личностных и социальных ценностей морального выбора.

Чрево: что такое или кто такой

Регулятивные УУД

Они способствуют организации обучающимися собственной учебной работы. К ним причисляют:

  • целеполагание (постановку учебной задачи на известных и неведомых школьникам знаниях);
  • планирование (выявление последовательности отдельных этапов в образовательной деятельности, продумывание алгоритма, последовательности действий);
  • прогнозирование (предвосхищение уровня усвоения материала);
  • сравнение последовательности действий и результата с эталоном, выявление отклонений;
  • коррекция, связанная с внесением дополнений и некоторых изменений в разработанный план;
  • оценка усвоенного материала, качества и уровня знаний и умений.

Все виды УУД по ФГОС, таблица которых представлена на фото, способствуют саморегуляции школьников, мобилизации их энергии и сил. Школьники приобретают мотивационные навыки к преодолению поставленных перед ними препятствий.

Особенности УД

Они включают логические, общеучебные действия, постановку и решение проблемы. В настоящее время выделяют следующие общеучебные универсальные действия:

  • индивидуальное выделение и формулировку познавательной цели;
  • поиск и сбор нужной информации, использование информационного поиска, включая и компьютерные средства;
  • выстраивание структуры знаний;
  • осознанная и последовательная речь в письменном и устном виде;
  • подбор результативных вариантов решения задач с учетом существующих условий;
  • рефлексия условий и способов действия, контроль, а также оценка результатов собственной работы;
  • осознанная оценка СМИ, формулировка и постановка задачи, разработка алгоритмов работы в рамках решения проблем поискового и творческого вида.

Знаково-символические действия

Они составляют особую группу УУД. К ним относятся:

  • моделирование;
  • символические действия;
  • изменение модели для выявления общих закономерностей, касающихся определенной предметной области.

Формирование УУД логического вида:

  • синтез;
  • анализ;
  • сравнения;
  • классификации по признакам разных объектов;
  • выявление следствий;
  • определение причинно-следственных связей;
  • выстраивание логического плана действий;
  • постановка гипотезы, ее обоснование;
  • доказательство.

Логические учебные действия способствуют созданию школьниками самостоятельных вариантов решения различных задач поискового и творческого вида.

Коммуникативные УУД способствуют развитию социальной компетентности, формированию навыков ведения диалога. Школьники выстраивают сотрудничество с взрослыми и сверстниками на основе социального партнерства. К коммуникативным действиям относятся:

  • планирование образовательного сотрудничества с одноклассниками и педагогом (постановка целей, распределение функций между участниками образовательного процесса);
  • постановка вопросов, сотрудничество в подборе и сборе необходимой информации;
  • разрешение возникающих конфликтов, оценка альтернативных вариантов, их реализация;
  • контроль, анализ, коррекция работы партнера;
  • полное выражение своих мыслей, согласно задачам и условиям коммуникации, владение диалогом и монологом с учетом синтаксических и грамматических норм родного языка.

Заключение

Развитие системы УУД в системе регулятивных, личностных, коммуникативных, познавательных действий, которые определяют развитие психологических качеств личности, происходит в рамках возрастного и нормативного развития познавательной и личностной сфер школьника. Процесс обучения определяет основное содержание и характеристики учебного труда школьника, определяет зону ближайшего формирования УУД.

В качестве критериев оценки сформированности универсальных учебных действий у школьников выступает их соответствие психологическим и возрастным требованиям. Формирование УУД определяется в образовательном процессе тремя положениями:

  • в качестве цели, содержания, организации;
  • в рамках усвоения различных предметных областей;
  • в контексте формирования личностной, социальной компетентности школьников.

Результативность любой деятельности человека связана не только со способностями, но и с рациональными способами ее выполнения. В. А. Сухомлинский считал, что во многих случаях учащийся не способен овладеть знаниями только потому, что он не научен учиться.

Это особенно актуально в наше время, характеризующееся переходом от индустриального к постиндустриальному обществу.

В ФГОС нового поколения формирование УУД, которые обеспечивают школьникам умение учиться, самостоятельно развиваться, самосовершенствоваться, представлены в качестве важнейшей задачи современной образовательной системы.

Источник

Источник: https://1Ku.ru/obrazovanie/19274-vidy-uud-po-fgos-tablica-klassifikaciya-universalnyx-uchebnyx-dejstvij/

Универсальные учебные действия

Роль универсальных учебных действий  в системе современного общего среднего образования

Сегодня обществом и государством выдвигаются всё новые требования к результатам обучения в школе. В стандартах первого поколения,  целью образования была непосредственно передача знаний от педагога к ученикам а итогом, показывающим результаты обучения обозначалось овладение системой знаний, умений, навыков.

В стандартах второго поколения понятие «ЗУНы» уже не используется. Меняется и цель обучения. Теперь школы должны выпускать в жизнь людей, не только усвоивших набор определенных знаний и умений, но и умеющих добывать их самостоятельно.

Подразумевается, что выпускники должны обладать определенными универсальными учебными действиями (УУД).

Понятие универсальных учебных действий

Универсальные учебные действия – это совокупность способов различных действий, способствующих активному саморазвитию обучающегося, помогающих самостоятельному овладению новыми знаниями, освоению социального опыта, становлению социальной идентичности. Что же такое УУД по ФГОС, говоря простыми словами? Это действия, помогающие «научить человека учиться». Под универсальностью понимаются:

  • Метапредметный, характер. Понятие УУД не относят к какому – либо одному учебному предмету
  • Формируют психологические способности обучающихся
  • Они находятся в основе любой деятельности обучающегося

Универсальные учебные действия выполняют следующие функции:

  • Создают условия для всестороннего развития личности на базе готовности к непрерывному образованию.

  • Способствуют успешному формированию умений, компетентностей, усвоению знаний в различных предметных областях.

  • Обеспечивают возможности учащегося осуществлять самостоятельно деятельность учения, целеполагания, контроля и оценивания процесса и результатов обучения.

Универсальные учебные действия включают следующие виды:

  • личностные
  • регулятивные
  • познавательные
  • коммуникативные

Личностные универсальные учебные действия

Личностные УУД – это действия, обеспечивающие определение ценностно – смысловой ориентации обучающихся. Также они способствуют определению человека своего места и роли в обществе и установлению благополучных межличностных отношений.

В учебной деятельности выделяют несколько видов действий:

  • самоопределение в разных сферах: профессиональное, личностное;
  • смыслообразование: осознание смысла и мотива обучения, связи между ними;
  • Нравственное оценивание усваиваемого материала, способность делать личностный моральный выбор, исходя из социальных ценностей.

Чтобы формировать личностные УУД, предлагается использовать следующие методические приёмы и задания:

  • Групповые проекты. Обучающиеся совместно выбирают интересную и актуальную тему, распределяют роли внутри группы. Каждый вносит свой вклад в осуществление проекта.
  • Ведение портфолио.

    Дневник индивидуальных достижений способствует созданию ситуации успеха, тем самым повышая самооценку и устанавливаю уверенность в себе. Портфолио подталкивает к стремлению к самосовершенствованию, формированию положительных характеристик личности.

  • Привлечение краеведческого материала на учебные и внеурочные занятия
  • Творческие задания

Характеристика регулятивных универсальных учебных действий

Регулятивные универсальные учебные действия – это действия, которые обеспечивают организацию и коррекцию учебной деятельности. К этой группе относятся:

  • Целеполагание: определение цели и учебной задачи;
  • Планирование: установление последовательности действий в соответствии с установленной целью и учётом предполагаемого результата;
  • Прогнозирование: способность предположить результат и его характеристики;
  • Коррекция: умение внести изменения в план в случае несоответствия с эталоном;
  • определение и осознание усвоенного и ещё подлежащего усвоению; оценивание усвоенного;
  • Саморегуляция: способность преодолевать возникшие препятствия и конфликты;

Для формирования регулятивных УУД предлагается несколько методических приемов. В первую очередь, обучающийся должен установить и понять цель изучения какой-либо темы. Без этого невозможно успешное освоение материла. Для формирования целей занятия, учащимся в начале урока может быть предложена такая таблица:

Я знаю

Я могу узнать

Какие темы для этого нужно повторить

Последнюю колонку можно заполнить и в конце урока, тогда следует изменить её название: «Что нового и интересного я узнал на уроке?» Возможны вариации и в соответствии с темой урока. Например, в начале урока истории по теме « Религия древних греков» может быть работа с такой таблицей:

Что такое религия?Что я хочу узнать о религии древних греков?Что нового я узнал на уроке?

Чтобы сформировать УУД планирования, целесообразно использовать следующие приемы:

  • Составление плана
  • Обсуждение плана решения учебной задачи
  • Работа с нарочно изменённым (деформированным учителем) планом, его корректировка

Характеристика познавательных универсальных учебных действий

Познавательные УУД  – это общеучебные действия, которые включают в себя:

  • Самостоятельную постановку познавательной цели
  • Поиск и структурирование необходимой информации при помощи различных средств
  • Смысловое чтение
  • Моделирование

В ряде познавательных УУД выделяют группу логических универсальных действий. Это:

  • Создание гипотез и их проверка
  • Установление причинно-следственных связей
  • Определение логических рассуждений
  • Осуществление классификаций, сравнений

Развитию познавательных УУД способствуют такие приёмы и методы: задания на нахождение соответствий, составление кластера, логической цепочки, разработка тестовых вопросов и ответов на них, работа с историческими документами.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Коммуникативными УУД называют действия, обеспечивающие социальную компетентность, способствующие получению навыков построения диалога; позволяющие интегрироваться в социальную среду. К ним относят:

  • Поиск благополучного выхода из конфликтов
  • Умение правильно формулировать вопросы
  • Способность полно и точно выражать свои мысли
  • Контроль и коррекция поведения партнера в группе

Для развития коммуникативных УУД предлагается использовать такие приёмы:

  • Составление уточняющих вопросов или вопросов к выступающему
  • Высказывание суждений
  • Выступление с докладами или сообщениями перед аудиторией
  • Продолжение и развитие суждения одноклассника

Очень нравится детям приём, который называется «горячий стул». Он подходит для закрепления пройденного материала. К доске выходят два человека. Один из них садится на стул, называемый «горячим», лицом к классу. Он не должен видеть доску. Второй обучающийся пишет на доске какой-либо термин либо дату. Класс должен объяснить сидящему значение, а тот в свою очередь, назвать само понятие.

Такой простой приём, как рассказ по иллюстрации, тоже помогает развить коммуникативные УУД. При его составлении обучающийся пользуется зрительной опорой, вызывая пассивный словарный запас. Кроме того, иллюстрации способны оживить сам рассказ, заинтересовать детей, побудить к изучению материала.

Видное место среди средств, формирующих коммуникативные УУД, занимает учебная дискуссия. Так называют обмен мнениями об определённой проблеме. Дискуссия способствует приобретению новых знаний, развитию способности отстаивать своё мнение. Существует множество форм: форум, «суд», дебаты, симпозиум, «круглый стол», мозговой штурм, техника «аквариума», «заседание экспертной группы».

Критерии сформированности УУД

Для определения степени сформированности УУД используются такие основные критерии:

  • Соответствие нормативным требованиям
  • Соответствие результатов освоения УУД требованиям, прописанным заранее
  • Осознанность, полнота и разумность действий
  • Критичность действий

Способствуя формированию и развитию УУД, учитель помогает обучающимся стать активными деятелями учебного процесса. Овладев универсальными учебными действиями, ученик не потеряется в непрекращающемся потоке информации, приобретёт очень важное умение – «умение учиться».

Источник: https://aujc.ru/universalnye-uchebnye-dejstviya/

Ваш педагог
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: