- Руководство по оформлению школ
- Исследование архитектуры московских школ
- 1. Общие рекомендации
- 2. Помещения
- Комплексный подход
- Выделение функциональных зон
- Ремонтные работы
- Подбор цвета
- Мебель
- Освещение
- Работа над деталями
- Навигация
- Графические материалы
- Декорирование стен
- Полезная информация на стенах
- Шаблоны для документов
- Оформление
- Дизайн образовательного пространства: создавая условия — Дизайн на vc.ru
- Пространство: от догмы к творчеству
- Начать с детских садов
- Типовая школа может быть другой
- Новое пространство университетов: конкурс Союза Дизайнеров России
- “Дальше действовать будем мы” (с)
- Сделай сам и начни с исследования
- Уроки фирменного стиля от Артемия Лебедева
- Пособие «Как создать эффектный вирус»
- Высший пилотаж
- История Студии Артемия Лебедева. Часть 1
- Студия Артемия Лебедева сегодня
- Начало: «А-квадрат» и «Артографика»
- Студия «WebDesign»
- Ценовая политика студии WebDesign
- Студия Артемия Лебедева
Руководство по оформлению школ
Бета-версия
• ОписаниеПроцессОбратная связь
Задача.
Провести исследование и разработать руководство.
Дата выпуска: 24.06.2016
Исследование архитектуры московских школ
По заказу Департамента образования Москвы Студия Артемия Лебедева и Московский архитектурный институт (МАрхИ) разработали руководство по оформлению типовых школ, предварительно проведя масштабное исследование. В результате сформулированы принципы хорошего дизайна образовательной среды, которые помогут сделать школы красивыми и удобными для учителей и учеников.
Руководство по оформлению школ (бета-версия) (ПДФ, 105 МБ)
1. Общие рекомендации1.1 Общие принципы1.2 Графические и текстовые материалы1.3 Навигация 2. Помещения2.1 Входная группа2.2 Гардероб2.3 Коридоры и рекреации2.4 Учебные кабинеты начальной школы2.5 Типовые учебные кабинеты средней школы2.6 Специализированные кабинеты средней школы2.7 Столовая2.8 Спортивные залы2.9 Актовый и танцевальный залы2.10 Библиотека2.11 Медицинский кабинет2.12 Административные кабинеты2.13 Санузлы | 2.5 Типовые учебные кабинеты средней школы2.6 Специализированные кабинеты средней школы2.7 Столовая2.8 Спортивные залы2.9 Актовый и танцевальные залы2.10 Библиотека2.11 Медицинский кабинет2.12 Административные кабинеты2.13 Санузлы |
Комплексный подход
Руководство включает рекомендации по планировке и отделке помещений, подбору освещения, закупке мебели и оборудования. Представлены решения по графическому оформлению пространства.
Комплексный подход экономит бюджет, сокращает время на этапе проектирования и способствует формированию цельной визуальной среды.
Выделение функциональных зон
Система зонирования пространства помогает организовать помещения для учебы, отдыха, игр, хранения инвентаря и места ожидания для родителей.
В учебной зоне находятся парты и информационные материалы для уроков |
В учебной зоне находятся парты и информационные материалы для уроков
Разделы сопровождаются иллюстрациями образцовых интерьеров, которые разработаны на основе проведенного исследования и знакомства с европейскими школами.
Детализированные иллюстрации демонстрируют примеры удачного оформления
Ремонтные работы
Разные типы помещений представлены в отдельных разделах. Подробно рассказано об оформлении учебных кабинетов начальных и старших классов, столовой, актового и спортивного залов, санузлов, коридоров, рекреаций, библиотеки, гардероба, медицинского и административных кабинетов.
У каждого из них есть свои особенности, и это учтено в документе. Например, на входе, в столовых и санузлах напольное покрытие должно быть влагостойким, а в спортзале — амортизирующим.
Выделение оконных и дверных проемов с помощью цветаДля пола в вестибюле рекомендуется подбирать износостойкие, долговечные, экологически чистые, гипоаллергенные и простые в эксплуатации материалы |
Описаны преимущества и недостатки материалов, срок их службы, особенности монтажа и требования к закупкам. Для ясности приводятся фотографии школьных интерьеров с удачной и неудачной отделкой. Наглядный материал помогает учесть нюансы и избежать распространенных ошибок, допускаемых в процессе ремонта.
Подбор цвета
Готовые палитры для отделочных работ учитывают назначение помещений и особенности их освещения.
Стена окрашивается одинаковыми или разными по ширине полосами. При этом стулья должны быть одного цвета — указанного в палитре для выделенной стены |
Стена окрашивается одинаковыми или разными по ширине полосами. При этом стулья должны быть одного цвета — указанного в палитре для выделенной стены
Мебель
Много внимания в руководстве уделяется мебели: подробно объясняется, как подбирать предметы с нужными характеристиками, рационально их компоновать и безопасно расставлять.
ХарактеристикиЦвет: однотонный, яркий или нейтральный, без орнаментов и принтовМатериал: фанера, ДСП, МДФ в сочетании с пластиком, ламинацией или покраскойРекомендованная высота: до 220 см — для удобства использования | РасположениеВдоль задней стены в зоне хранения. Если там располагается вывод воды, то верхний ряд модулей размещается над раковиной | КомпоновкаНеобходимые модули подбираются в зависимости от потребностей учителя |
Парты подобраны с учетом эргономики.
Тип 1Соединенная конструкцияОткрытая зона хранения с крючкомЦеновой диапазон: 2000–3000 руб. | Тип 2Раздельная конструкцияОтдельный крючок для рюкзакаЦеновой диапазон: 3000–4000 руб. | Тип 3Раздельная конструкцияРегулировка высоты парты и стулаРегулировка угла наклона столешницыОткрытая зона хранения с крючкомЦеновой диапазон: 6000–8000 руб. | Тип 4Раздельная конструкцияРегулировка высоты парты и стулаРегулировка угла наклона столешницыЗакрытая зона хранения с крючкомЦеновой диапазон: 8000–10 000 руб. |
Освещение
Лампы, рекомендуемые в документе, соответствуют санитарным нормам и практичны в эксплуатации.
Работа над деталями
Руководство учитывает все мелочи интерьера и даже советует, как разместить крючки, вешалки, мусорные ведра, мягкие подушки. Внимательный подход к деталям делает школьные помещения удобными и уютными.
Детализированные иллюстрации включают множество сценариев оформления интерьеров |
Детализированные иллюстрации включают множество сценариев оформления интерьеров
Навигация
Спроектированы таблички для размещения в любой школе. Они помогают новым ученикам и родителям найти нужный кабинет или зал, а также разнообразят пространство коридоров и рекреаций.
Графические материалы
Подробные рекомендации помогают гармонично подобрать и разместить схемы, карты, таблицы и плакаты.
Декорирование стен
Созданы материалы для оформления коридоров и кабинетов — банк с изображениями доступен для всех школ. С помощью готовых трафаретов стены оформляются яркими и познавательными иллюстрациями, отобранными архитекторами и дизайнерами на конкурсной основе.
Полезная информация на стенах
Правила, схемы и формулы превращаются в элементы графического оформления интерьера. Сложный материал, проиллюстрированный примерами из повседневной жизни, лучше усваивается и запоминается.
Расчетная формула для определения давления жидкости в любой ее точке, а также на дно и стенки сосуда. Размещается в кабинете физики или санузле |
Расчетная формула для определения давления жидкости в любой ее точке, а также на дно и стенки сосуда. Размещается в кабинете физики или санузле
Шаблоны для документов
Готовые макеты упрощают работу в текстовом редакторе и привносят порядок в визуальное пространство школы. Для подготовки содержательной части сформулированы рекомендации по составлению текстов.
Образцовая типографика в документах облегчает восприятие информации и приучает детей к хорошему стилю.
Оформление
Для объявлений и расписания используется единый шрифт и набор пиктограмм. Небольшие изображения не бросаются в глаза, но разбавляют текст и сглаживают формализм официальных объявлений.
Разработчики рады мнениям специалистов и приглашают инженеров, преподавателей и администраторов школ оставлять отзывы и пожелания через форму обратной связи.
Источник: https://www.artlebedev.ru/schools/
Дизайн образовательного пространства: создавая условия — Дизайн на vc.ru
Эстетические и эргономические свойства пространства западных ВУЗов являются одним из сильнейших аттракторов, подстегивающих желание российской молодежи в них поучиться. Свойства пространства, которые они видят, красоту, функциональность, удобство — создают образ другого опыта, другого знания и других компетенций. Другого себя.
Российские университеты могут по праву гордиться своими научными достижениями и результативными студентами, но сильно проигрывают во всем, что касается комфортной среды для обучения и преподавания. Доставшиеся нам учебные пространства часто поражают своим масштабом и величием, но совершенно не пригодны для удовлетворения потребностей современного образовательного процесса.
Мы взяли интервью у нескольких экспертов области дизайна и образования, и все они сошлись в одном мнении — надо что-то делать и менять сложившуюся ситуацию, пока все студенты не разъехались.
Дизайн школы без педагогической концепции бессмысленен, то есть любой дизайн — это есть некое материальное проявление твоей педагогической идеи, пока нет идеи, нельзя сделать дизайн, который всем хорош
О самом процессе обучения: Обучение происходит у человека телесно, мыслительные процессы связаны с нашим физическим состоянием, соответственно, если мы говорим про обучение, то там 100% должен предполагаться не только контейнер для аудитории, как сейчас это делается
Пример кардинальных отличий в подходе к строительству университета у нас и у западных коллег: Я учился в Финляндии и видел: постоянно пристраивались новые корпуса.
Это все было на берегу озера, с другой стороны лес, поэтому можно было совершенно спокойно построить 3, 4, 5 корпус, и это развитие по какому-то генплану, который был у них давно сделан.
То же самое касается среды всей рекреационной, тоже постепенно по мере роста, по мере потребностей выделялись ресурсы для того, чтобы строить новые куски.
У нас такого практически никогда не бывает, потому что, во-первых, все вузы находятся в разных зданиях и само понятие кампуса для России достаточно такое редкое, а те вузы, которые делались где-то далеко — у них не было времени, ресурсов, чтобы делать такие амбициозные проекты, и только сейчас кто-то пробует делать что-то большое
Пример проектирования «умного» пространства — это «Институт Аалто» на острове Эспо, даже по фотографиям можно увидеть, как там все здорово сделано.
На самом деле там очень хорошая концепция: существует физическая сторона с производственными комплексами, то есть там абсолютно физически видно из учебных залов, как работает производство.
Это не иллюзия, а действительно работающие цеха, которые видят студенты в момент учебы, то есть это полное слияние учебного и производственного процесса даже в рамках аудио-визуального пространства
Институт Аалто
Пространство: от догмы к творчеству
Американский лингвист, политический публицист, философ и теоретик, профессор лингвистики Массачусетского технологического института Ноам Хомский в одном из своих публичных выступлений затронул тему изменения системы образования с точки зрения идеологии государства и текущей финансовой системы.
«В университетах, построенных по всему миру в 70-80-х годах ХХ века, отсутствуют помещения, где студенты могут собраться вместе для общения. У этого явления нет экономических причин (то есть строительство не было обусловлено экономией или использованием каких-либо специальных материалов), только идеологические — создание искусственных преград для внеучебного взаимодействия студентов.
Между тем, это существенно влияет на образовательный процесс, забывается цель университета и образования — необходимость мыслить творчески и исследовать, открывать новые догмы. Государству нужны миллионы избирателей, имеющих неширокие взгляды, четко выполняющих инструкции.
Еще со школы, вместо того чтобы давать детям исследовательский опыт, им выдают поваренные книги с известным результатом, в результате чего происходит снижение интереса к учебе и развитием собственной мысли занимаются лишь очень талантливые индивиды.
Обучаемый лишается двух составляющих интереса — любопытства и возможности обсуждения процессов и результатов», — отметил Хомский.
Институт Аалто
Начать с детских садов
Если в вашем сознании детский сад — это скучные трехъярусные кровати и еще советские стульчики с хохломой, то нет, сегодня есть более интересные решения.
Заведующий кафедрой мебели МГХПА им. Строганова Кирилл Чебурашкин делает пространства детских садов современными и функциональными, причем вне зависимости от того, расположен сад в старом здании или свежепостроенном.
Отдельно Кирилл отмечает, что целью является не только комфорт и образование детей, но и то, какие неудобства испытывают сотрудники, что необходимо кардинально изменить, ведь психологический комфорт воспитателей — это залог позитивного контакта с детьми, а эргономичная и комфортная среда не отвлекает от общения, занятий и позволяет сократить время, которое в противном случае уходит на бытовые заботы.
Мы уже писали про примеры от Кирилла Чебурашкина в нашем прошлом дайджесте:
А сейчас предлагаем посмотреть отличную лекцию с яркими примерами про изменения в детских садах и про то, как важен каждый сантиметр пространства:
Типовая школа может быть другой
Ситуация с пространством школ в России явно стремится в сторону улучшения. Конечно, влияет тут распространение частных учебных заведений и применение в них разных методик образования.
Но стоит отметить, что изменения под силу и государственным проектам, причем без больших финансовых вливаний.
МАРХИ и Студия Артемия Лебедева по заказу Департамента образования Москвы разработали руководство по оформлению типовых школ, предварительно проведя масштабное исследование.
В результате сформулированы принципы хорошего дизайна образовательной среды, которые помогут сделать школы красивыми и удобными для учителей и учеников.
Данное пособие — подробная инструкция, где, как и что можно менять, частично или полностью.
Руководство по оформлению типовых школ:
Новое пространство университетов: конкурс Союза Дизайнеров России
Университет не является конечной точкой образовательного процесса, но именно здесь закладываются многие основополагающие компетенции, в том числе популяризируемые сегодня soft skills — надпрофессиональные навыки, не связанные с должностными обязанностями человека.
Инициируя совместно с Союзом Дизайнеров конкурс «Дизайн образовательного пространства», мы хотели прежде всего привлечь внимание самих пользователей пространств — студентов, аспирантов, преподавателей. Считаем, что у нас получилось.
Организованный в рамках подготовки к DESIGN BRICS 2019 конкурс собрал более 100 участников как из профессиональных дизайнерских и архитекторских вузов, так и с других специальностей. В финальный второй тур прошли 32 работы. Публикации о конкурсе сделали ведущие архитектурные порталы http://www.architime.ru/, http://www.forma.
spb.ru, https://archi.ru и некоторые СМИ (https://www.ridus.ru и https://mstrok.ru). Поддержали проект петербургские, сибирские и дальневосточные вузы, проект был презентован на конференции Design Principles & Practices Research Network. Сайт http://designeduspace.tilda.ws с момента начала конкурса посетило более 2000 человек.
Исследовательские работы участников — это наглядная демонстрация текущего состояния высших учебных заведений России. По окончании конкурса мы их все обработаем и на примерах покажем, где и что можно менять в ограниченных условиях.
“Дальше действовать будем мы” (с)
А менять может каждый. В большинстве своем участники конкурса «Дизайн образовательного пространства» не являются профессиональными архитекторами или дизайнерами-проектировщиками. И тем не менее они готовы тратить свой ресурс на улучшение мира вокруг себя. Не обязательно глобально перестраивать корпуса университета, можно поставить лавочки в коридоре вуза, и жить уже станет легче.
Пример маленьких изменений — проект МАРХИ «Конструктор учебного пространства». Анастасия Успенская, помощник проректора Московского архитектурного института, так рассказывала про него:
Аудитория КУП — она вся состоит из маленьких решений: просто чуть-чуть изменили размер парты, просто сделали стеллаж определённого размера и в определённом месте, просто предложили на стены повесить деревянные рейки, на которые можно было бы в разном сочетании вешать экспозиции, и это решило бы очень много проблем. Таких примеров миллион, их можно собирать, и это то, чем занимаются конструкторы учебного пространства — они собирают такие маленькие решения. Примеров таких много, но это не меняет того, что важно делать хорошо
Сделай сам и начни с исследования
Можно отмахнуться от проблемы и сделать вид, что это вас не касается: обучение в университете в среднем длится 5-6 лет, работать там остаются немногие, проблему должно решать государство — и так далее. А можно взять ответственность за происходящее на себя и изменить отношение к вопросу.
Мы уже изменили — «Сетевые исследования» и Союз Дизайнеров России планируют делать конкурс ежегодно, победители получат возможность продемонстрировать свои работы лучшим специалистам на DESIGN BRICS 2019, а мы продолжим свои исследования в этой области.
Если тема вас зацепила и вы не знаете, с чего начать — посмотрите вебинар сооснователя компании «Сетевые Исследования» Александра Лукоянова про то, как лучше исследовать окружающее пространство:
А затем напишите нам на почту — обсудим, куда и как двигаться дальше.
Бобрецова Александра, руководитель проекта INRU, член совета директоров компании «Сетевые исследования», alex-27375@mail.ru
Уваров Александр, доцент Национального Института дизайна, abbaka@mail.ru
Родькин Павел, кандидат искусствоведения, доцент факультета коммуникаций, медиа и дизайна Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», prdesign@yandex.ru
Источник: https://vc.ru/design/67026-dizayn-obrazovatelnogo-prostranstva-sozdavaya-usloviya
Уроки фирменного стиля от Артемия Лебедева
родолжим говорить о добром (хоть и весьма своенравном) гении российского дизайна — Артемии Лебедеве.
Если нашу прошлую статью мы посвятили его социально значимым экспериментам и общественным разработкам, то сегодня речь пойдёт о частных заказах — тех, что составляют основную тему его заработка.
Причём, не только денежного, но и скандального — того, что заставляет резонировать интернет наподобие старого доброго ЖЖ конца нулевых.
Пособие «Как создать эффектный вирус»
Начнём, пожалуй, с самого свеженького на данный момент: побывав в декабре на интервью с Юрием Дудём, Артемий показал крайне «прогрессивный и успешный» (по его словам) логотип, разработанный для одного гомельского бистро. Заказчик не оценил стараний Студии, остался недоволен результатом по разработке брендинга своей торговой марки и попросту отказался использовать его в качестве своего креативного фирменного стиля.
К слову, буквально пару недель назад (18 января) на сайте Студии Лебедева была размещена ещё одна работа — логотип для геодезической компании «Кадастр-Сити». Сказать, что два этих знака выдержаны в одном стиле и цветовой гамме — значит, не сказать ничего. Глядите сами:
Что это: насмешка, взгляд ничего не понимающего неофита (вас) или тонкий троллинг? — думается, последнее. Артемий, как никто, умеет придать ситуации нужный вектор и воспользоваться ею дважды.
Клиент не остался впечатлён результатом разработки фирменного стиля? Так что ж, в качестве компенсации предложим ему массированную рекламу его заведения (а это, между прочим, 3,6 миллионов просмотров на Ютубе + публикации в авторитетных журналах типа The Village + разлетевшиеся по всему рунету мемы и обсуждения).
Как прославить своего второго клиента? — да попросту сделать всем известный экивок, пока впечатления ещё свежи. Вуаля! — за 100 000 рублей бренд получает массированную рекламную кампанию по всему русскоязычному онлайн-пространству.
По крайней мере, нам это видится именно так: связываясь с Артемием, можно готовиться к какому угодно колоссальному результату.
При том, что эстетическая и функциональная ценность создаваемого креативного брендинга может быть сомнительна для большинства пользователей — как обывателей, так и дизайнеров или людей с художественным чутьём.
Ведь пара вышеназванных логотипов получилось откровенно неудачными в этом плане: очень радужными, нечитабельными, с никому не нужными смыслами и отсылками; ну, и, как дополнение, совершенно непредставимыми в чёрно-белом варианте. Однако, их теперь все знают!
Вот, к слову, ещё несколько недавних хайповых вещиц (чтобы вы осознали весь масштаб работы по продвижению). Думается, что всё это не просто не всерьёз, но элементарно из другой оперы — ведь Студия Лебедева может заниматься не только услугами по разработке фирменного стиля, но и рекламной поддержкой брендов. В этом смысле данные кампании получились идеальными!
Высший пилотаж
А теперь поговорим о по-настоящему крутых дизайнерских вещах.
Первый проект представляет собой графический дизайн, посвящённый себе любимым: это плакат на красивую дату Дня Рождения Студии (22 года со дня основания компании).
В этом крохотном знаке прекрасно всё: его праздничная торжественность, скупая строгость и ярая принципиальность (Лебедев славится тем, что не может высказаться по любому вопросу, не используя самые ёмкие слова славного и могучего). Как говорится, не добавить — не убавить.
Следующая работа — паттерн «Иллюзия букв».
Выполненный в пяти цветовых вариантах рисунок будет прекрасно смотреться как на канцелярских мелочах вроде тетрадей, так и тканевой основе. Он является очень стильной и глубокой интерпретацией этнического узора — причём, не просто национального русского цветочного орнамента, но и органично вписанного аналога арабской вязи. Поистине шедевр!
Новый логотип ресторана японской кухни «Якитория».
Ребрендинг, как известно, — дело тонкое. Важно не навредить смыслу старого фирменного стиля, но одновременно вдохнуть в айдентику бренда новое видение и дополнительнуюпривлекательность.
И, да, это прекрасно получилось — мы ни капли не сомневаемся что новый дизайн логотипа — преемник старого, но также замечаем и эффектный рост бренда: его изящество, многоплановость и смысловую мощь.
И это уже не говоря о высокой эстетичной составляющей знака (что, к слову, была отмечена даже номинацией на LogoLounge в 2017 году).
Разработка фирменного стиля для «Озёрского сувенира».
Замечательный пример того, как можно придать своему обычному на вид товару абсолютно новое звучание, симпатичное лицо и милый узнаваемый стиль. Как? — просто вдыхаете в свою продукцию душу и наслаждаетесь результатом.
Лицо «Газпрома» в Сети.
«Газпром» — национальное достояние России, представляющее лицо нашей страны по всему миру.
Бешеный темп жизни и обилие информации, солидность, современность, многоплановость ракурсов общения концерна, необходимость удобной и быстрой выборки нужной информации — всё это получилось воплотить в жизнь красиво и достойно.
Работа над ресурсами (сайт, аккаунты в социальных сетях, печатная презентационная продукция) продолжается с 2009 года по настоящий момент. И вызывает настоящие уважение и гордость.
Источник: https://lemonrain.ru/blog/uroki-firmennogo-stilya-ot-artemiya-lebedeva
История Студии Артемия Лебедева. Часть 1
Я решил написать для нашего блога ряд статей об известных студиях дизайна и их работах. С кого начинать – долго не думал
Любой дизайнер и любая дизайнерская студия обязательно имеют мнение о Студии Артемия Лебедева. Мнение это, как правило, негативное.
Артемия «изобличают» в дурновкусии, ругают за излишний пафос и провокационность, говорят, что стоимость услуг в его Студии неоправданно дорогая, а работы называют откровенно слабыми. Критика эта в адрес Артемия и его Студии звучит очень часто.
И во многом, негатив в адрес Студии провоцирует сам Артемий своими заявлениями. Например, знаменитое высказывание про «большую единицу» дизайн-студий России повлекло за собой неслабую обиду со стороны студий, которые этой статистикой не были учтены.
Но я думаю, что история, статус и достижения Студии Артемия Лебедева, несмотря на всю критику в её адрес, достойны того, чтобы на них оглянуться! Ведь очень часто активная критика говорит и об активном внимании к объекту критики.
И возможно, некоторые простые, понятные и повторяемые работы Студии Лебедева действительно не так уж хороши, но отрицать то, что многим другим студиям дизайна хотелось бы иметь тот успех, каким пользуются Лебедев и его команда, и получать такие же гонорары за свои проекты — было бы просто глупо.
Студия Артемия Лебедева сегодня
Логотип Студии Артемия Лебедева. Между прочим – просто отличный логотип!
На сегодняшний день в компании работают более 200 человек (по данным из «Википедии»).
Основные направления работы Студии — промышленный дизайн, графический дизайн, городской дизайн, создание сайтов, проектирование интерфейсов и систем навигации. У компании три представительства – в Москве, Киеве и Нью-Йорке.
Стоимость разработки сайта в Студии Лебедева — одна из самых высоких в СНГ. С 1995 года на их сайте побывало более 150 миллионов посетителей. Среди клиентов Студии – «Microsoft», «Nissan», «Дельта-Банк», «Газпром», писатель Борис Акунин.
Именно Студия Артемия Лебедева оформила первый по популярности русский поисковый сервис Яндекс, их дизайн можно наблюдать и на одном из самых известных новостных сайтов «Lenta.Ru». Блог Артемия Лебедева – один из самых читаемых блогов ЖЖ.
Как и многие истории успеха, эта строится на огромном труде, уверенности в собственных силах, дальновидности и деловой хватке основателя Студии (этих качеств Артемию, что ни говорите, не занимать) и удачно выбранном моменте.
Начало: «А-квадрат» и «Артографика»
Началось всё в 1992 году, когда Артемий Лебедев вместе с партнером основал дизайнерскую студию «А-квадрат». На тот момент Артемию было 17 лет. Каких-либо примеров работ этой студии в открытом доступе мне отыскать не удалось. Впрочем, предприятие это всё равно просуществовало недолго, и уже в 1993 Лебедев основал новую студию, которая называлась «Артографика».
Эта студия стала своего рода прообразом Студии Артемия Лебедева. Как водится, поначалу «Артографика» состояла из одного сотрудника (Артемия) и занималась разработкой фирменных стилей, знаков, логотипов, календарей и т.п. Чтобы привлечь клиентов, юный Лебедев создал набор логотипов и других работ для вымышленных им компаний, и это портфолио демонстрировал на встречах с клиентами.
Ещё не имея наёмных работников, Артемий писал:
«Как показывает опыт, заказчику легче работать с одним конкретным дизайнером, а не с безликим агентством. Всегда понятно, на кого ложится ответственность, кто может дать консультации или ответить на технический вопрос. Студия, несмотря на то что она состоит из одного человека, в состоянии взять на себя изготовление фирменного стиля от начала до конца. От идеи до тиража».
Сам сайт студии «Артографика» можно отыскать в веб-архиве:
http://web.archive.org/web/19970412035754/http://www.artografika.ru/
Логотип студии «Артографика». На первый взгляд – ничего особенного. А вот так он выглядит в негативе. Из полос проступает чье-то лицо
Некоторые примеры работ, созданных студией Артографика. Особенно интересны тем, что их Тёма создавал лично.
Параллельно в период с 1993 по 1995 год Артемий работал в конторе, носившей название «Макцентр». Это было время, когда Артемий сам активно занимался дизайном.
С 1995 года интересы Артемия сместились в область веб-дизайна, и в формат студии «Артографика» новое направление деятельности уже не помещалось.
Студия «WebDesign»
В 1995 году Лебедев основал студию WebDesign и стал профессионально заниматься интернет-дизайном. Ему было тогда 20 лет.
Так выглядел сайт студии WebDesign
Поначалу Артемий работал один, и периодически деловые встречи проводились прямо у него в квартире. Дела шли хорошо, и достаточно скоро фрилансер Лебедев понял, что «безликая студия», пожалуй, всё-таки лучше, чем «один конкретный дизайнер», и начал нанимать сотрудников.
Работы было много, и справляться с ней сам Артемий уже не мог, да, наверное, и не хотел.
По некоторым данным, уже в 1997 году оборот его фирмы составлял более 50 000 тысяч долларов в год.
Параллельно с работой в новом направлении (веб-дизайн), Лебедев поддерживал и то направление, с которого начал, — графический дизайн.
Работы Студии WebDesign выглядели так:
Злые языки скажут, что что-то наподобие логотипов студии «Артографика» и сайтов студии «WebDesign» они наблюдали в «Бизнес-линче», где Лебедев беспощадно клеймил эти подобия «говном». Но не нужно забывать, что это были 90-е.
Компьютеры были существенно менее производительными, больше половины пользователей интернета (коих на тот момент было в тысячи раз меньше) сидели на диалапе, дизайнеры работали в Photoshop 4.
0 и не отошёл ещё в прошлое выбор кодировки на стартовой странице сайта.
Я привожу здесь эти работы не для того, чтобы сказать: «Лебедев-то в бизнес-линче вон всех говнит, а у самого-то, у самого какие работы были!». Если бы я хотел так сделать — я бы скорее прошёлся по логотипу Перми, относительно свежей работе. Но я этого не делаю
Я привожу эти скриншоты, чтобы показать эволюцию Студии через её работы.
За годы жизни и профессиональной деятельности у Артемия и его команды менялся не только уровень работ, но и подход.
К ёмкому девизу «Долго. Дорого. Охуенно» Артемий тоже пришёл не сразу. В период студии «WebDesign» ему, как и большинству начинающих специалистов, приходилось детально объяснять клиентам, как долго делаются страницы, сколько услуги стоят и чем их студия отличается от других:
http://web.archive.org/web/19970414225827/http://www.design.ru/terms.html.
Веб-сайты в описаниях студии ребята называли WWW и еще иногда «серверами».
О себе молодая команда тогда писала так:
«Мы оформили, создали, придумали и “раскрутили” больше серверов, чем любая другая специализированная студия в России. И это не случайно. Во-первых, мы были первыми. Во-вторых, с нами очень приятно и удобно работать. В-третьих, мы справляемся с любой работой в срок, и уже сейчас вы можете видеть то, что могло быть сделано через год, не будь мы такими ответственными».
И даже так:
«Поскольку мы люди молодые, у нас еще не много предубеждений».
Ценовая политика студии WebDesign
В ту пору ценовая политика у студии была открытой. Так, «небольшой сайт» обходился клиенту в 4 000 – 10 000 долларов. Крупный проект уже стоил больше 10 000 долларов.
Для 90-х – это немалые деньги, ведь, к примеру, квартира в Киеве в то самое время стоила 13 000 – 15 000 долларов, а в Москве – немногим дороже.
Это обстоятельство тем интереснее, что на самом-то деле, технологический процесс создания сайтов в 1996-1998 году был существенно проще. Представительские сайты в ту пору состояли из элементарных HTML-страниц, и их, как правило, было на сайте не больше 20-30. Разработка дизайна сводилась, по сути, к созданию 3-5 иллюстраций и подбору цветов для фонов сайта и таблиц.
Да Лебедев этого и не скрывал. На сайте студии было написано:
«В принципе, при четко поставленной задаче и ясной цели, основная концепция страницы и ее дизайн создаются за пару дней.
[…] После того как становится ясно, что делать и из чего делать, начинается создание собственно страниц. В среднем это занимает от 2 дней до месяца — в зависимости от сложности и объема.
Мы в состоянии делать от 20 до 50 страниц в день, при условии готового и утвержденного вами стиля.»
В таких условиях, добившись минимально стабильного потока заказов (хотя бы даже 1 сайт в 2 месяца), можно было достаточно скоро накопить оборотный капитал.
Профессионалов, которые занимались бы в ту пору разработкой веб-сайтов, было не слишком много, и в некотором смысле, студию «WebDesign» действительно можно было бы называть большой единицей дизайн-студий России.
Студия Артемия Лебедева
В 1998 году фирма WebDesign была переименована в Студию Артемия Лебедева.
Это, безусловно, стало новым витком в развитии, ведь с этой самой поры и само имя Артемия превратилось в некий бренд.
Почему было принято решение сменить название студии? Какие ещё изменения произошли со Студией? Об этом читайте во второй части статьи о Студии Артемия Лебедева, которая будет опубликована 13 января
Продолжение:
История Студии Артемия Лебедева. Часть 2
История Студии Артемия Лебедева. Часть 3
Источник: https://popel-studio.com/blog/article/istorija-studii-artemija-lebedeva.html