Русская классика XIX века

Содержание
  1. Великие русские писатели и поэты 19 века и их произведения
  2. Александр Сергеевич Пушкин
  3. Михаил Юрьевич Лермонтов
  4. Фёдор Михайлович Достоевский
  5. Иван Сергеевич Тургенев
  6. Лев Николаевич Толстой
  7. 10 главных отечественных романов XIX века — блог компании Storytel
  8. «Герой нашего времени», Михаил Лермонтов
  9. «Мертвые души», Николай Гоголь
  10. «Преступление и наказание», Федор Достоевский
  11. «Война и мир», Лев Толстой
  12. «Идиот», Федор Достоевский
  13. «Анна Каренина», Лев Толстой
  14. «Господа Головлевы», Михаил Салтыков-Щедрин
  15. «Отцы и дети», Иван Тургенев
  16. Русская литература XIX века
  17. Василий Андреевич Жуковский
  18. Александр Сергеевич Грибоедов
  19. Александр Сергеевич Пушкин
  20. Михаил Юрьевич Лермонтов
  21. Николай Васильевич Гоголь
  22. Иван Сергеевич Тургенев
  23. Александр Николаевич Островский
  24. Пётр Ершов
  25. Иван Александрович Гончаров
  26. Лев Николаевич Толстой
  27. Николай Семёнович Лесков
  28. Николай Гаврилович Чернышевский
  29. Фёдор Михайлович Достоевский
  30. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин
  31. Антон Павлович Чехов
  32. Читать История русской литературы XIX века. В трех частях. Часть 1 1800 1830 е годы онлайн (полностью и бесплатно)
  33. Ю. В Лебедев. История русской литературы XIX века. В трех частях. Часть 1 1800-1830-е годы
  34. О национальном своеобразии и духовных основах русской классической литературы XIX века
  35. Вера в божественную, преобразующую мир силу художественного слова

Великие русские писатели и поэты 19 века и их произведения

Русская классика XIX века

Девятнадцатый век для России характеризуется лихорадочным ритмом жизни, а также началом развития разных направлений — от культурных до сугубо технических.

Помимо этого, изменениям подвергается и русский литературный язык — историк Николай Михайлович Карамзин сблизил его с живой разговорной речью, введя в оборот множество ранее незнакомых слов (впечатление, гармония, катастрофа и т. д. ).

Дело Карамзина продолжил Жуковский, превращая неудобный и тяжеловесный язык в гибкий и послушный для поэта и прозаика инструмент. Одновременно с этим появляются и первые шедевры русского театра («Горе от ума» Грибоедова, «Недоросль» Фонвизина), которые послужат основой для возникновения имён Островского и Гоголя.

Развитие поэзии связывается с именами Пушкина и Лермонтова. Следует отметить, что годы жизни поэтов по продолжительности очень небольшие — Пушкин прожил 37 лет, а Лермонтов и вовсе 26. Сюда же следует добавить «поэта одного дня» Фета, страдающего за народ Некрасова и символиста Тютчева.

В этот период обогащается искусство рассказчиков и романистов так называемой натуральной школы. В XIX веке всё внимание русских писателей и их произведений направлено не на знатных и титулованных особ, а на простого человека.

Романы значительно усложняются в психологическом плане во многом благодаря Достоевскому и Тургеневу. В мире русской литературы возникают первые героические романы-эпопеи (ярким примером является «Война и мир» Льва Толстого).

Быт духовенства, ремесленников и простого люда сумел раскрыть Николай Лесков в своих сатирических повестях («Полунощники», «Заячий ремиз»). Ближе к концу XIX века становится знаменитым Антон Павлович Чехов — один из самых известных русских драматургов (особенно в западных странах), основатель жанра трагикомедии и обличитель «обывательщины».

Александр Сергеевич Пушкин

Основоположник современного русского литературного языка Пушкин возглавляет не только список русских поэтов 19 века, но и литературных деятелей России за всё время её существования. Александр Сергеевич происходил из рода нетитулованных дворян. Как писал сам поэт, его родственники «честно служили Отечеству, но не снискали благосклонности правителей и были гонимы».

Пушкин родился 6 июня 1799 года (по старому стилю — 26 мая) в Москве. Рождение великого поэта зафиксировано в метрической книге церкви Богоявления в Елохове.

В царскосельском лицее дар будущего поэта был замечен.

Сам Пушкин признавался, что наибольшее влияние на его творчество оказали Жуковский, Батюшков (мастер лёгкой поэзии) и Карамзин, а из зарубежных авторов — Вольтер, Мольер, Руссо и Лафонтен.

Сложно выделить основные произведения у поэта, так как у него практически не наблюдается «проходных», неинтересных либо недоработанных поэм, стихотворений или романов.

Тем не менее к великому наследию следует отнести произведения «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Дубровский», сказки о царе Салтане и рыбаке и рыбке, а также отдельные стихи.

Среди последних особенно выделяются следующие:

  • «Пророк»;
  • «Песнь о вещем Олеге»;
  • «Я помню чудное мгновенье»;
  • «Я вас любил (любовь ещё, быть может)»;
  • «Зимняя дорога»;
  • «Узник»;
  • «Бесы»;
  • «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»;
  • «Клеветникам России».

К внушительному творческому наследию следует добавить классические поэмы («Полтава», «Медный всадник», «Граф Нулин», «Руслан и Людмила», «Кавказский пленник», «Гавриилиада» и многие другие) и «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» («Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка»).

Скончался великий поэт в результате дуэли с приёмным сыном нидерландского посланника Дантесом (Жоржем де Геккерном) 10 февраля 1837 года в Санкт-Петербурге.

По подсчётам историков, это была минимум 21-я дуэль в жизни поэта и вторая по счёту с Дантесом.

Пушкин получил смертельное ранение (пуля перебила шейку бедра и проникла в живот) и умер в течение двух дней. На месте дуэли установлен памятник.

Михаил Юрьевич Лермонтов

Лермонтов родился 15 октября 1814 года (по старому стилю — 3 октября) в Москве. Будущий великий поэт и современник Пушкина с детства характеризовался как человек вспыльчивый, мечтательный, своевольный, во многих отношениях жестокий и очень гордый. Михаила воспитывала преимущественно бабушка в селе Тарханы, однако мальчика тяготили излишние заботы и внимание.

Лермонтов рано пристрастился к чтению и уже к 15 годам он читал французских, английских и немецких литераторов только в оригинале. Более всего поэт предпочитал русскую литературу, особенно сказки.

Во время обучения в пансионе Лермонтов проявил свою склонность к воспоминаниям.

В его ранних стихах наметились основные черты эмоционального характера — чувство одиночества, разочарования в мире, безутешный поиск близкого по духу человека, разлад с окружающей действительностью. К этому периоду относятся следующие произведения:

  • «Черкесы»;
  • «Кавказский пленник» (хороший пример ученического подражания Пушкину);
  • «Корсар»;
  • «Хаджи Абрек»;
  • «Аул Бастунджи».

К лету 1831 года одной из основных тем у поэта становится неверность. По многим стихам заметно, насколько болезненно переживал Лермонтов неразделённую любовь — сказывались страстность и врождённая гордость.

К вершине творчества поэта относятся произведения, созданные в 1836—1840 годах, среди которых «Герой нашего времени», «Демон», «Ангел Смерти», «Фаталист», поэма «Мцыри», стихотворения «Смерть поэта», «Парус» и т.

д.

Лермонтов повторил судьбу Пушкина и скончался в результате дуэли с Николаем Мартыновым 27 июля 1841 года в Пятигорске. Многие исследователи убеждены, что главным виновником и инициатором поединка являлся именно Лермонтов, который, имея желчный и невыносимый характер, спровоцировал самолюбивого отставного майора на выяснение отношений.

Существует легенда, будто поэту на дуэли выпала честь стрелять первым. Лермонтов взвёл курок и выстрелил в небо, показывая тем самым, что лично он не имеет претензий к сопернику. Мартынов же использовал свой шанс и одним выстрелом в грудь убил поэта.

Фёдор Михайлович Достоевский

Один из самых значительных русских писателей, философов, публицистов и мыслителей родился 11 ноября 1821 года в семье бедного врача-ординатора в Москве. На семейных вечерах Достоевские читали произведения Пушкина, Карамзина, Державина, а также Анны Радклиф — писательницы, которая основала жанр готического романа.

Во многих биографиях писателей чтение книг и сказок играло огромную роль для подрастающих гениев. Так происходило и в семье Достоевских.

По воспоминаниям Фёдора Михайловича, его детские годы проходили в атмосфере постоянных слушаний различных поэм и рассказов.

В сентябре 1834 года будущий писатель поступает в частный пансион, где проявляет себя как вдумчивый, глубокий и любознательный ученик.

С возрастом, поступив в инженерное училище и продолжая свою литературную деятельность, Фёдор стал посещать различные кружки (к примеру, С. Ф. Дурова, Петрашева и коммуниста Спешнева), читал запрещённую литературу, за что попал в ссылку на каторгу (первоначальный приговор — смертная казнь).

Все значительные произведения были написаны после отбывания наказания в Петропавловской крепости. Будучи заключённым, Достоевский вёл записи в «каторжной тетради», которые стали основой для повести «Записки мёртвого дома», а также романа «Бедные люди». К вершине творчества писателя относится так называемое пятикнижие (в хронологическом порядке):

  • «Преступление и наказание» (1866);
  • «Идиот» (1868);
  • «Бесы» (1871—1872);
  • «Подросток» (1875);
  • «Братья Карамазовы» (1879—1880).

В последних произведениях в полной мере проявились основные характерные черты творчества Достоевского — острый психологизм, реализм, многолюдность (бо́льшая часть его повестей и романов содержит множество персонажей, среди которых сложно выделить главных и второстепенных). Особое внимание писатель уделял сюжету и детективной тематике. Умер Достоевский 28 января 1881 года от туберкулёза лёгких.

Иван Сергеевич Тургенев

Великий русский писатель и пропагандист русской литературы второй половины XIX века, оказавший огромное влияние на поэтику, родился 9 ноября 1818 года в городе Орле. Он был из рода древних тульских дворян. Первоначально Тургенев хотел стать поэтом (в 1834 году даже написал стих «Стена»), однако впоследствии перешёл на рассказы, пьесы, романы и повести.

К самым известным пьесам классика относятся «Завтрак у предводителя», «Месяц в деревне» и «Нахлебник». Сам Иван Сергеевич считал себя последователем Гоголя-драматурга. Писателю принадлежит приоритет в создании нового типажа в русской литературе — «лишние люди», хоть у многих поэтов и писателей имеются свои примеры ненужных людей (Чацкий, Печорин, Онегин и т. д. ).

Ключевым произведением Тургенева является роман «Отцы и дети», ставший знаковым в своё время и отразивший драму между поколениями. Среди знаменитых рассказов и повестей особо выделяются «Записки охотников», «Муму», «Певцы», «Бирюк» и «Ася».

У писателя сформировался интересный женский типаж, получивший название «тургеневская девушка». Она самоотверженная, нравственно чистая, сильная, тонко чувствующая и замкнутая барышня, которая выросла без пагубного влияния городской и светской жизни.

Лев Николаевич Толстой

Величайший российский романист, просветитель и один из самых выдающихся писателей и мыслителей XIX века родился 9 сентября 1828 года в усадьбе Ясная Поляна Тульской области. Его фамилия была известна во многих странах мира. На протяжении четырёх лет подряд он номинировался на Нобелевскую премию по литературе (с 1902 по 1905 год), а впоследствии отказался от номинаций.

Творчество Толстого является переходным мостом между русской литературой XIX и XX веков. Помимо этого, писатель оказал влияние на эволюцию европейского гуманизма и на развитие реализма в общемировой литературе.

Самое значительное произведение Толстого — роман-эпопея «Война и мир», основной темой которого является поиск исторической судьбы русского народа в Отечественной войне 1812 года.

Поражают не только размеры романа, но и невероятная детализация черт характера каждого из персонажей. При этом писателю удалось сделать все главы и части романа сюжетно законченными.

К другим важнейшим произведениям Льва Николаевича относятся:

  • роман «Воскресение» (последнее произведение);
  • трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность»;
  • роман «Анна Каренина»;
  • повести «Крейцерова соната», «Казаки», «Хаджи-Мурат», «Отец Сергий»;
  • драмы «Власть тьмы», «Плоды просвещения», «Живой труп»;
  • автобиографические очерки.

Основной целью творчества Толстого становится жизнь человеческой души, её реакции на социальные противоречия, а также нравственное совершенствование человека и переосмысление своего места в жизни. Религиозно-философская позиция писателя проявляется в осуждении духовенства и пышных религиозных обрядов.

Толстого также возмущало разное отношение священнослужителей к людям с различным достатком. В двадцатых числах февраля 1901 года Лев Николаевич Толстой был отлучён от Православной церкви. Скончался писатель 20 ноября 1910 года в рязанской деревне на станции Астапово, которая теперь носит его имя.

Источник: https://nauka.club/literatura/usskie-pisateli-i-poety-19-veka.html

10 главных отечественных романов XIX века — блог компании Storytel

Русская классика XIX века

На самом деле пушкинский «Евгений Онегин» чуть ли не одна из самых значимых русских книг. Мало того что это первый роман в стихах (да, да, онегинская строфа — 14 строк особой рифмовки), так еще и структура у него идеальная.

8 глав, у каждой — классическая завязка, кульминация и финал.

Композиционная симметрия (сны, письма Онегина и Татьяны, которые заставляют зазубривать в школе), напевность, ладность, запараллеленный сюжет: Онегин и Ленский, Онегин и Татьяна.

Перед нами действительно «энциклопедия русской жизни», полная «привычек милой старины» и светских «штучек» пушкинских времен. Но главное — типажи. Скучающий эгоист Онегин и пылкая, нежная Татьяна, которую, конечно же, Пушкин (добрая душа) пожалел, выдав замуж за генерала. «Но я другому отдана, / Я буду век ему верна» — абсолютно русская и, наверное, не очень понятная на Западе проблема.

https://www.youtube.com/watch?v=ZsQfMo1cOVE

Я квампишу — чегожеболе?

Чтоямогуещесказать?

Теперь, я знаю, в вашей воле

Меня презреньем наказать.

«Евгений Онегин», Александр Пушкин

«Герой нашего времени», Михаил Лермонтов

«Герой нашего времени» — первый отечественный психологический роман с лирическим заделом. В центре еще один тоскующий эгоцентрик и индивидуалист — Григорий Печорин, который попадает в Пятигорск после некоторых «проделок» в Петербурге (очевидно, под проделками подразумевается какой-то проступок, повлекший понижение в чине).

Однако типаж этот, как и в случае с Онегиным, не столько отталкивающий, сколько привлекающий. Почему? Потому что Михаил Юрьевич Лермонтов совершил небольшое открытие. Его персонаж — противоречивый, едкий, умный, порой брюзгливый, но не лишенный смелости и отваги. Одномоментно может быть любящим и бездушным. Он одинаково искренен как в своих страстных желаниях, так и в скуке.

Печальное нам смешно, смешное грустно, а вообще, по правде, мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя.

«Герой нашего времени», Михаил Лермонтов

«Евгений Онегин»: как сегодня стоит читать главный текст Александра Пушкина

«Мертвые души», Николай Гоголь

Тайна окружает эту поэму в прозе (особенно сожженный Гоголем второй том).

Образ Павла Ивановича Чичикова, в прошлом коллежского советника, а ныне проходимца, выдающего себя за помещика и разъезжающего по всей России-матушке с целью «приобретения» (читайте безвозмездного заполучения) мертвых душ, будоражит не одно поколение исследователей. Уже давно существует целое направление в литературоведении, доказывающее причастность Чичикова к бесовству.

Тут, конечно, сыграли роль и христианские взгляды Гоголя, и его странная жизнь, и не менее загадочная смерть. Да и описываемая афера тоже наводит на подобные мысли.

Заполучить мертвых крестьян, числящихся по бумагам живыми (согласитесь, уже какое-то демоническое, нечистое дельце), чтобы потом еще больше всех объегорить — заложить несуществующих людей и взять в банке огромную ссуду.

Что же до самой прозы, то отдельное удовольствие читать гоголевские описания — от «птицы-тройки» до смешных деталей помещичьей жизни.

Господи боже! Какое необъятное расстояние между знанием света и умением пользоваться этим знанием!

«Мертвые души», Николай Гоголь

«Преступление и наказание», Федор Достоевский

Детектив наоборот (потому что мы сразу знаем, кто убийца, и дальше будем узнавать, зачем он это сделал и как преступника за содеянное накажут), один из важнейших философских, социальных и психологических романов XIX века, задавший всей мировой культуре отдельный вектор развития.

Например, французский писатель Альбер Камю (автор не менее прекрасной повести «Посторонний») называл себя учеником Достоевского, а наш современник, американский режиссер Вуди Аллен, даже снял фильм про подражателя Раскольникова. К тому же идеи Достоевского о природе зла, праве человека на преступное деяние («Тварь ли я дрожащая или право имею?») и раскаянье регулярно будоражат умы читателей всех континентов.

«Преступление и наказание»

Любопытно, чего люди больше всего боятся? Нового шага, нового собственного слова они всего больше всего боятся.

«Преступление и наказание», Федор Достоевский

«У нас нет литературы»: Алиса Ганиева о Виссарионе Белинском

«Война и мир», Лев Толстой

Это поистине великий и, наверное, самый русский роман Льва Толстого, над которым писатель трудился много лет (а его супруга Софья Андреевна несколько раз от руки переписывала текст). В центре — эпоха наполеоновских сражений (точнее, война 1812 года) и судьбы русских людей.

Это действительно один из грандиознейших текстов в мировой литературе: 4 тома, несколько сотен персонажей, масса тем и сюжетов, потрясающие батальные сцены, невероятные описания, тонкий психологизм, глубокая философия и, разумеется, навсегда запоминающиеся характеры: князь Болконский, Наташа, задумчивый Пьер и многие, многие другие.

Я знаю в жизни только два действительные несчастья: угрызение совести и болезнь. И счастие есть только отсутствие этих двух зол.

«Война и мир», Лев Толстой

«Идиот», Федор Достоевский

«Идиот» — еще один философский роман Достоевского, к слову сказать, один из любимых у писателя. В отличие от гоголевского «демонического» Чичикова, в главном герое романа Федора Михайловича князе Мышкине некоторые исследователи угадывают образ Христа, явившегося в мир без чудес и величия.

Они настаивают на том, что перед нами не просто трагическая история «неотмирного» человека, страдающего от приступов падучей (кстати, эпилепсией болел и сам Достоевский) и любви к Настасье Филипповне, а нечто более глубокое — в христианском смысле. А еще этот роман стоит обязательно послушать, если вы действительно хотите разобраться в нравственно-философских взглядах писателя.

Знаете, я не понимаю, как можно проходить мимо дерева и не быть счастливым, что видишь его? Говорить с человеком и не быть счастливым, что любишь его!

«Идиот», Федор Достоевский

Бог мелочей: как Гоголь придумал русскую литературу

«Анна Каренина», Лев Толстой

Поздний роман Льва Толстого, наиболее ярко иллюстрирующий взгляды писателя на семью. Трагическая история любви замужней женщины из высшего общества Анны Карениной и гладенького офицера Вронского противопоставляется счастливому дворянскому гнезду Константина Левина, которого принято считать персонажем, близким самому автору, и Кити Щербацкой.

В книге дан серьезный срез социальной и политической жизни дворянства, зарисовки крестьянского быта, картины Москвы и Петербурга, а также философские размышления о роли семьи и месте женщины в ней, с которыми сегодня многим очень хочется поспорить.

Она ревновала его не к какой-нибудь женщине, а к уменьшению его любви. Не имея еще предмета для ревности, она отыскивала его.

«Анна Каренина», Лев Толстой

«Господа Головлевы», Михаил Салтыков-Щедрин

«Господа Головлевы» — самый известный роман Салтыкова-Щедрина. В нем рассказывается о разложении рода помещиков. Мотовство, жадность, пьянство, крепостническая жестокость, коварство и невероятное предательство.

Это история не только о том, как бездумное стяжательство убивает все и всех вокруг, но и о том, что Иудушкой (очень тонкий и невероятно удачно найденный образ), подленьким и тихим душегубом, может оказаться не кто-нибудь, а твой родственник. Кстати, именно этот роман хвалил американский классик Теодор Драйзер, называя Салтыкова-Щедрина «фигурой мирового значения».

Страшно, когда человек говорит и не знаешь, зачем он говорит, что говорит и кончит ли когда-нибудь. Ведь страшно? Неловко ведь?

«Господа Головлевы», Михаил Салтыков-Щедрин

«Я не понял этой жизни»: разговор с Ильей Обломовым и Андреем Штольцем

Наверное, образ Ильи Ильича Обломова — один из самых странных не только в русской, но и во всей мировой литературе. Да и как может быть иначе? Если писатель, подметив столь близкую русским черту — лень, — не высмеивает ее, противопоставляя штольцевской деятельности, как думали многие критики, а, наоборот, лелеет и оберегает ее.

Да и героя своего Гончаров по-настоящему жалеет, как бы подразумевая, что все русские люди в той или иной степени вышли из засаленного халата Ильи Ильича.

Воспоминания — или величайшая поэзия, когда они — воспоминания о живом частье, или — жгучая боль, когда они касаются засохших ран.

«Обломов», Иван Гончаров

«Отцы и дети», Иван Тургенев

В школе нас учили, что в период реформ (1860–1880 годы) роман «Отцы и дети» Ивана Тургенева вызвал немало споров, а его главный герой Евгений Базаров, нигилист, естественник и представитель «детей», стал символом нового деятельного поколения и пополнил пресловутую галерею лишних людей. «Отцы» же в книге представлены вялыми и тусклыми.

И все бы ничего, вот только печальная судьба деятельного Базарова наводит на противоположные мысли. К слову сказать, современник Тургенева Николай Чернышевский, почувствовав это скрытое противоречие, даже выдвинул лозунг: «Ни отцы, ни дети».

А Достоевский и вовсе высмеял Тургенева в «Бесах», изобразив его в образе карикатурного персонажа Кармазинова, заискивающего перед передовой молодежью.

Но что бы ни говорили современники, образ Базарова получился куда шире и интереснее простого нигилиста.

По-моему, или все, или ничего. Жизнь за жизнь. Взял мою, отдай свою, и тогда уже без сожаления и возврата. А то лучше и не надо.

«Отцы и дети», Иван Тургенев

Источник: https://blog-russia.storytel.com/vspomnit-klassiku/10-glavnykh-otechestvennykh-romanov-xix-veka/

Русская литература XIX века

Русская классика XIX века

“Поистине, то был Золотой век нашей литературы,

период её невинности и блаженства!..”

М. А. Антонович

М. Антонович в своей статье называл “золотым веком литературы” начало XIX века —период творчества А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя. Впоследствии это определение стало характеризовать литературу всего XIX столетия — вплоть до произведений А. П. Чехова и Л. Н. Толстого.

В чем заключаются основные черты русской классической литературы этого периода?

Модный в начале века сентиментализм постепенно уходит на второй план — начинается становление романтизма, а с середины века балом правит уже реализм.

В литературе появляются новые типы героев: “маленький человек”, который чаще всего погибает под давлением принятых в обществе устоев и “лишний человек” — это вереница образов, начиная с Онегина и Печорина. 

Продолжая традиции сатирического изображения, предложенные еще М. Фонвизиным, в литературе XIX века сатирическое изображение пороков современного общества становится одним из центральных мотивов. Нередко сатира принимает и гротескные формы. Яркие примеры — гоголевский “Нос” или “История одного города” М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Еще одна отличительная черта литературы этого периода — острая социальная направленность. Писатели и поэты все чаще обращаются к общественно-политическим темам, нередко погружаясь в область психологии. Этот лейтмотив пронизывает произведения И. С.

Тургенева, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого. Появляется новая форма – русский реалистический роман, с его глубоким психологизмом, жесточайшей критикой действительности, непримиримой вражды с существующими устоями и громкими призывами к обновлению.

Ну и главная причина, побудившая многих критиков называть XIX столетие золотым веком русской культуры: литература этого периода, несмотря на ряд неблагоприятных факторов, оказала мощное влияние на развитие мировой культуры в целом. Впитывая все лучшее, что предлагала мировая литература, русская литература смогла остаться самобытной и уникальной.

Василий Андреевич Жуковский

В.А. Жуковский — наставник Пушкина и его Учитель. Именно Василий Андреевич считается основоположником русского романтизма. Можно сказать, что Жуковский “подготовил” почву для смелых опытов Пушкина, так как он первым стал расширять рамки поэтического слова. После Жуковского и началась эпоха демократизации русского языка, которую так блестяще продолжил Пушкин.

Биография:

Василий Андреевич Жуковский: жизнь и творчество

Избранные стихотворения:

  • “Приход весны”
  • “Светлана”

Александр Сергеевич Грибоедов

А.С. Грибоедов вошел в историю как автор одного произведения. Но какого! Шедеврального! Фразы и цитаты из комедии “Горе от ума” давно стали крылатыми, а само произведение считается первой в истории русской литературы реалистической комедией.

Биография:

Александр Сергеевич Грибоедов: жизнь и творчество

Произведение:

Александр Сергеевич Пушкин

А.С. Пушкин. Его называли по-разному: А. Григорьев утверждал, что “Пушкин — наше всё!”, Ф. Достоевский “великим и непонятным еще Предвозвестителем”, а император Николай I признался, что, по его мнению, Пушкин — “самый умный человек в России”. Попросту говоря, это Гений.

Величайшая заслуга Пушкина в том, что он кардинально изменил русский литературный язык, избавив его от пафосных сокращений, вроде “млад, брег, сладк”, от нелепых “зефиров”, “Психей”, “Амуров”, так почитаемых в высокопарных элегиях, от заимствований, которыми тогда так изобиловала русская поэзия. Пушкин вывел на страницы печатных изданий лексику просторечную, ремесленный сленг, элементы русского фольклора.

А. Н. Островский указал и еще на одно немаловажное достижение этого гениального поэта. До Пушкина русская литература была подражательной, упорно навязывающая чуждые нашему народу традиции и идеалы.

Пушкин же “дал смелость русскому писателю быть русским”, “раскрыл русскую душу”. В его рассказах и романах впервые так ярко поднимается тема нравственности общественных идеалов того времени.

А главным персонажем с легкой руки Пушкина теперь становится обычный “маленький человек” — с его мыслями и надеждами, желаниями и характером.

Биография:

Александр Сергеевич Пушкин: жизнь и творчество

Избранные произведения:

Избранные сказки:

Михаил Юрьевич Лермонтов

М.Ю. Лермонтов — яркий, загадочный, с налетом мистицизма и неимоверной жаждой воли. Все его творчество — уникальный сплав романтизма и реализма. Причем оба направления вовсе не противостоят, а как бы дополняют друг друга. Этот человек вошел в историю как поэт, писатель, драматург и художник. Его перу принадлежат 5 пьес: самая известная — драма “Маскарад”.

А среди прозаических произведений настоящим бриллиантом творчества стал роман “Герой нашего времени” — первый в истории русской литературы реалистический роман в прозе, где впервые писатель пытается проследить “диалектику души” своего героя, нещадно подвергая его психологическому анализу. Этот новаторский творческий метод Лермонтова в дальнейшем будут использовать многие русские и зарубежные писатели.

Биография:

Михаил Юрьевич Лермонтов: жизнь и творчество

Избранные произведения:

  • “Герой нашего времени”
  • “Мцыри”

Николай Васильевич Гоголь

Н.В. Гоголь известен как писатель и драматург, но не случайно одно из самых известных его произведений — “Мертвые души” считается поэмой. В мировой литературе нет другого такого Мастера слова. Гоголевский язык певуч, невероятно ярок и образен. Наиболее ярко это проявилось в его сборнике “Вечера на хуторе близ Диканьки”.

С другой стороны Н. В. Гоголь считается родоначальником “натуральной школы”, с ее сатирой, граничащей с гротеском, обличительными мотивами и высмеиванием людских пороков.

Биография:

Николай Васильевич Гоголь: жизнь и творчество

Избранные произведения:

Иван Сергеевич Тургенев

И.С. Тургенев — величайший русский романист, установивший каноны классического романа. Он продолжает традиции, установленные Пушкиным и Гоголем. Он часто обращается к теме “лишнего человека”, стремясь через судьбу своего героя передать актуальность и значимость социальных идей.

Заслуга Тургенева еще и в том, что он стал первым пропагандистом русской культуры в Европе. Это прозаик, открывший для зарубежья мир русского крестьянства, интеллигенции и революционеров. А вереница женских образов в его романах стала вершиной мастерства писателя.

Биография:

Иван Сергеевич Тургенев: жизнь и творчество

Избранные произведения:

  • “Отцы и дети”
  • “Муму”
  • “Бежин луг”
  • “Бирюк”
  • “Ася”
  • “Первая любовь”

Александр Николаевич Островский

А.Н. Островский — выдающийся русский драматург. Точнее всего заслуги Островского выразил И. Гончаров, признав его создателем русского народного театра. Пьесы этого писателя стали “школой жизни” для драматургов следующего поколения. А Московский Малый театр, где были поставлены большинство пьес этого талантливого писателя, с гордостью величает себя “Домом Островского”.

Биография:

Александр Николаевич Островский: жизнь и творчество

Избранные произведения:

  • “Гроза”
  • “Бесприданница”
  • “Снегурочка”

Пётр Ершов

Пётр Павлович Ершов — относится к когорте творческих деятелей, которые мало знакомы среднестатистическому читателю.

Блестящий драматург, поэт и писатель, он незаслуженно забыт потомками, а его имя сегодня связывается с одним-единственным произведением – детской сказкой «Конек-Горбунок».

А ведь библиография Петра Павловича очень обширна и включает десятки разножанровых произведений.

Биография:

Пётр Ершов: жизнь и творчество

Известное произведение:

Иван Александрович Гончаров

И.А. Гончаров продолжал развивать традиции русского реалистического романа. Автор знаменитой трилогии, сумевший как никто другой описать главнейший порок русского народа — лень. С легкой руки писателя появился и термин “обломовщина”.

Биография:

Иван Александрович Гончаров: жизнь и творчество

Избранные произведения:

Лев Николаевич Толстой

Л.Н. Толстой — настоящая глыба русской литературы. Его романы признаны вершиной искусства создания романов. Стиль изложения и творческий метод Л. Толстого до сих пор считаются эталоном мастерства писателя. А его идеи гуманизма оказали огромное влияние на развитие гуманистических идей во всем мире.

Биография:

Лев Николаевич Толстой: жизнь и творчество

Избранные произведения:

Николай Семёнович Лесков

Н.С. Лесков — талантливый продолжатель традиций Н. Гоголя. Сделал огромный вклад в развитие новых жанровых форм в литературе, таких как картинки с натуры, рапсодии, невероятные события.

Биография:

Николай Семёнович Лесков: жизнь и творчество

Избранные произведения:

  • “Левша”
  • “Очарованный странник”

Николай Гаврилович Чернышевский

Н.Г. Чернышевский — выдающийся писатель и литературный критик, предложивший свою теорию об эстетике отношения искусства к действительности. Эта теория стала эталонной для литературы нескольких следующих поколений.

Биография:

Николай Гаврилович Чернышевский: жизнь и творчество

Избранные произведения:

Фёдор Михайлович Достоевский

Ф.М. Достоевский — гениальный писатель, чьи психологические романы известны во всем мире. Достоевского нередко называют предтечей таких направлений в культуре, как экзистенцилизм и сюрреализм.

Биография:

Фёдор Михайлович Достоевский: жизнь и творчество

Избранные произведения:

  • “Преступление и наказание”
  • “Идиот”
  • “Белые ночи”
  • “Бедные люди”

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

М.Е. Салтыков-Щедрин — величайший сатирик, доведший искусство обличения, высмеивания и пародии до вершин мастерства.

Биография:

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин: жизнь и творчество 

Избранное произведения:

Антон Павлович Чехов

А.П. Чехов. Этим именем историки традиционно завершают эпоху золотого века русской литературы. Чехов еще при жизни был признан во всем мире. Его рассказы стали эталоном для писателей-новеллистов. А чеховские пьесы оказали огромное влияние на развитие мировой драматургии.

Биография:

Антон Павлович Чехов: жизнь и творчество

Избранные произведения:

К концу XIX столетия традиции критического реализма стали постепенно угасать. В обществе, насквозь пронизанном предреволюционными настроениями, в моду вошли настроения мистические, отчасти даже декадантские. Они стали предтечей появления нового литературного направления — символизма и ознаменовали начало нового периода в истории русской литературы — серебряного века поэзии.

Источник: https://xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0%20XIX%20%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0.html

Читать История русской литературы XIX века. В трех частях. Часть 1 1800 1830 е годы онлайн (полностью и бесплатно)

Русская классика XIX века

Рекомендовано УМО по специальностям педагогического образования в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 032900 (050301) – “русский язык и литература”. В учебнике даются современные подходы в освещении основных этапов историко-литературного процесса.

В соответствии с новыми данными филологической науки пересматривается традиционная периодизация историко-литературного развития, расширяется и уточняется представление о ренессансной природе русского реализма.

Введение 1

Литературный процесс первой четверти XIX века 6

Василий Андреевич Жуковский(1783-1852) 19

Константин Николаевич Батюшков (1787-1855) 26

Поэзия декабристов 31

Иван Андреевич Крылов (1769-1844) 37

Александр Сергеевич Грибоедов (1795-1829) 41

Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837) 49

Поэты пушкинского круга 81

Литература второй половины 1820-1830-х годов 88

Поэзия второй половины 1820-1830-х годов. 92

Проза второй половины 1820-1830-х годов 94

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841) 101

Алексеи Васильевич Кольцов (1809-1842) 116

Николай Васильевич Гоголь (1809-1852) 119

Ю. В Лебедев.
История русской литературы XIX века. В трех частях. Часть 1 1800-1830-е годы

Рекомендовано УМО по специальностям педагогического образования в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 032900 (050301) – “русский язык и литература”. В учебнике даются современные подходы в освещении основных этапов историко-литературного процесса.

В соответствии с новыми данными филологической науки пересматривается традиционная периодизация историко-литературного развития, расширяется и уточняется представление о ренессансной природе русского реализма.

О национальном своеобразии и духовных основах русской классической литературы XIX века

М.

Горький писал: “В истории развития литературы европейской наша юная литература представляет собой феномен изумительный; я не преувеличу правды, сказав, что ни одна из литератур Запада не возникала в жизни с такою силою и быстротой, в таком мощном и ослепительном блеске талантов… нигде на протяжении неполных ста лет не появилось столь яркого созвездия великих имен, как в России… Наша литература – наша гордость…”

“Пока жива и здорова наша поэзия, до тех пор нет причины сомневаться в глубоком здоровье русского народа”, – писал критик Н. Н. Страхов, а его единомышленник Аполлон Григорьев считал русскую литературу “единственным средоточием всех наших высших интересов”. По словам Н. Г.

Чернышевского, наша литература была возведена в достоинство общенационального дела, объединившего наиболее жизнеспособные силы русского общества. Она была не только “изящной словесностью”, но и основой духовного бытия нации. Русский писатель относился к своему творчеству по-особому: оно было для него не профессией, а служением.

“Учебником жизни” называл литературу Чернышевский, а Лев Толстой впоследствии удивлялся, что эти слова принадлежат не ему, а его идейному противнику.

Вера в божественную, преобразующую мир силу художественного слова

Художественное освоение жизни в русской классической литературе никогда не превращалось в сугубо эстетическое занятие, оно всегда преследовало живую духовно-практическую цель. Русский писатель В. Ф.

Одоевский так сформулировал смысл своей писательской работы: “Мне бы хотелось выразить буквами тот психологический закон, по которому ни одно слово, произнесенное человеком, ни один поступок не забываются, не пропадают в мире, но производят непременно какое-либо действие; так что ответственность соединена с каждым словом, с каждым, по-видимому, незначащим поступком, с каждым движением души человека”. Слово воспринималось нашими писателями “не как звук пустой, а как дело – чуть ли не столь же “религиозно”, как и древним карельским певцом Вейнемейненом, который “делал пением лодку”. Эту веру в чудодейственную силу слова таил в себе и Гоголь, мечтая создать такую книгу, которая сама, силой лишь высказанных в ней, единственно и неоспоримо верных мыслей должна преобразовать Россию”, – замечает современный мыслитель Г. Д. Гачев.

Главному герою своего романа “Господа Головлевы” Салтыков-Щедрин неспроста дает кличку Иудушка, вызывающую прямые ассоциации с Иудой Искариотом, предавшим Иисуса Христа за тридцать сребреников. Он получает такое прозвище за постоянное надругательство над словом.

Салтыков-Щедрин, русский православный христианин и просветитель, верит в божественную природу и божественную силу человеческого слова: “В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.

И свет во тьме светит, и тьма не объяла его” (Евангелие от Иоанна, гл. 1, ст. 1-5).

Весь колорит романа “Господа Головлевы” окрашен в серые, пасмурные тона, и по мере движения сюжета к финалу сумерки в нем сгущаются, а действие прерывается в глухую, темную, метельную мартовскую ночь. Этот темный фон – отражение главной художественной мысли писателя: смысл жизни господ Головлевых – надругательство над святыней, данной Богом человеку, над светоносной, духовной природой Слова.

Атмосфера всеобщей лжи особенно тяжело переживалась человеком, для которого слово было Богом. “Как ни страстно привязан я к литературе, однако должен сознаться, что по временам эта привязанность подвергается очень решительным испытаниям, – с горечью писал сатирик во время работы над романом.

– Когда прекращается вера в чудеса – тогда и самые чудеса как бы умолкают. Когда утрачивается вера в животворящие свойства слова, то можно с уверенностью сказать, что и значение этого слова умалено до металла звенящего. И кажется, что именно этого мы и достигли”.

Лживое обращение человека со словом Салтыков-Щедрин приравнивал к самому злостному богохульству.

Классик украинской литературы Иван Франко, вспоминая годы своей молодости, писал: “…Если произведения литератур европейских нам нравились, волновали наш эстетический вкус и нашу фантазию, то произведения русских мучили нас, задевали нашу совесть, пробуждали в нас человека…”

Не внешний жизненный успех, не богатство, не мнение в глазах окружающих, не звания и чины, а внутренний мир человека независимо от его положения в обществе, жгучая христианская совестливость оказались в центре внимания нашей классической литературы.

И за этим стояла высота православно-христианских идеалов, которая нашу классику питала, на которой воспитывались многие поколения русских писателей. Наш замечательный философ середины XIX века И. В. Киреевский писал об этом так: “Западный человек искал развитием внешних средств облегчить тяжесть внутренних недостатков.

Русский человек стремился внутренним возвышением над внешними потребностями избегнуть тяжести внешних нужд”.

Хотя высота духовных идеалов, утверждаемых нашей классикой, признана во всем мире, в советский период, как в академическом, так и в школьном ее изучении, при всех неоспоримых и общепризнанных успехах, наметился один существенный и досадный перекос.

Делался неизменный акцент на обличительном, критическом пафосе русских писателей, на срывании ими “всех и всяческих масок”. Этот акцент даже закрепился в названии художественного метода, которым они пользовались, – “критический реализм”.

В забвении оставались духовно-созидательные, нравственные идеалы.

Поскольку атеизм был у нас официальной доктриной и “религией”, идеалы русских писателей стыдливо умалчивались или оставались в тени, ибо природа их и не могла быть иной, кроме христианской, да еще и православной в русском ее качестве и существе.

В нашем учебнике русская литература рассматривается как уникальное явление отечественного ренессанса XIX столетия, аналогичного западноевропейскому реализму эпохи Возрождения, но обладающего специфическими национальными особенностями.

Человек начиная с эпохи Возрождения был провозглашен на Западе “мерою всех вещей”.

Русская классика утверждала иное, она ощутила тревогу за судьбы человечества на том этапе его истории, когда стали обнаруживаться катастрофические последствия такого обожествления человека, когда на попрании христианского догмата о помраченности человеческой природы “первородным грехом” возникла фанатическая вера в науку, в абсолютную ее безупречность, когда радикально настроенным мыслителям революционно-просветительского толка показалось, что силою раскрепощенного разума можно легко устранить общественное неравенство, несовершенство и зло. Русская классическая литература всеми силами стремилась удержать этот искусительный порыв. Пушкин и Гоголь, Достоевский и Толстой, Тургенев и Гончаров остро почувствовали трагизм исторического развития, в зерне которого лежало самообожествление человека, основанное на антихристианской идеализации его “природы”, на соблазне – “и будем, как боги”.

Источник: https://mir-knig.com/read_239656-1

Ваш педагог
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: