Семинар-практикум Использование метода куклотерапии в работе с детьми

Содержание
  1. Арт-терапевтическая методика «Позитивная куклотерапия»
  2. Кабинетный вариант:
  3. Дополнительная информация
  4. Куклотерапия — куклы спешат на помощь
  5. История метода
  6. Показания к применению, цели куклотерапии
  7. Виды и методы куклотерапии
  8. Занятия и упражнения
  9. Успехи куклотерапии в работе с особенными детками
  10. Скачать конспект и литературу по куклотерапии
  11. Куклотерапия для взрослых и детей
  12. Возникновение и суть куклотерапии
  13. Функции куклотерапии
  14. Куклотерапия в домашних условиях
  15. Вот варианты домашней игры с куклой:
  16. Примеры заданий в куклотерапии
  17. Создание тряпичной куклы
  18. Алгоритм работы:
  19. Архетипическая марионетка
  20. Смотрите и другие наши статьи по арт-терапии:
  21. Семинар-практикум: «Инновационные технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста»
  22. Ход семинара-практикума
  23. Интерпретация цвета:
  24. Этапы работы с использованием изотерапии:
  25. Психотехника рисования «Волшебные краски»
  26. Заключительная часть — «Притча о морских звёздах»

Арт-терапевтическая методика «Позитивная куклотерапия»

Семинар-практикум Использование метода куклотерапии в работе с детьми
https://psy.su/

Психотерапия внутриличностных проблем с использованием народной куклы

Кабинетный вариант:

  • Методическое руководство
  • Фото-инструкции по изготовлению народной куклы (5 шт)
  • Базовый набор кукол (5 структурных архетипов):

Кукла ДоляКукла ВоляКукла ЛадаКукла РодКукла «Волшебный помощник»

  • Рекламный CD «Иматон»
  • Фирменная ручка «Иматон»
  • Сертификат качества «Иматон»
  • Регистрационный талон
  • Гарантийная карта
  • Коробка-футляр

Товар в наличии Цена:17700рубм КУПИТЬ

Дополнительная информация

Методика «Позитивная куклотерапия» раскрывает широкие возможности использования народной куклы в психотерапевтической практике, психологическом консультировании, педагогической деятельности и других сферах.

В методическом руководстве описана методика последовательной активации пяти структурных архетипов в процессе изготовления народной куклы по аутентичной технологии. Авторы методики (В.Ю. Слабинский и Н.М.

Воищева) дополняют арт-терапевтические техники элементами традиционной культуры, воссозданными на большом количестве этнографических данных, что расширяет возможности терапевтического процесса и наполняет его новым символическим смыслом.

Методика “Позитивная куклотерапия” вышла в финал Национального конкурса “Золотая Психея” в 2016 году и заслужила высокую оценку жюри и профессионального сообщества.

В методическом руководстве описаны:

  • психодиагностика при помощи базового комплекта кукол;
  • изготовление кукол как психотерапевтическая техника;
  • базовые расстановки в куклотерапии;
  • психотерапия внутриличностных и поведенческих проблем;
  • психотерапия сексуальных проблем;
  • техники групповой работы с народной куклой;
  • особенности использования «Позитивной куклотерапии» при работе с детьми.

Авторы методики: В.Ю. Слабинский – к.м.н., руководитель Петербургской школы психотерапии и психологии отношений, автор метода «Позитивная динамическая психотерапия»

Н.М. Воищева – супервизор, базовый тренер и обучающий психотерапевт в методе позитивной динамической психотерапии, научный консультант по проектам Всероссийского историко-этнографического музея.

Назначение методики

Методика «Позитивная куклотерапия» разработана для взрослых женщин, у которых на диагностическом этапе психотерапии выявляется базовый конфликт в сфере Я: отвержение или чрезмерная идеализация Я-женского; неумение выстраивать гармоничные Ты-отношения; проблемы в семейной жизни.

  Методика направлена на восстановление женской целостности, гармонизацию внутреннего мира, разрешение актуальных конфликтов.

Народная кукла несет в себе мощный ресурс, связанный с традиционными обрядовыми практиками, естественно поддерживающими человека традиционного общества в переходные и критические периоды жизни.

Описанный в методическом руководстве опыт привлечения народной куклы в психотерапевтический процесс можно эффективно использовать для работы с детьми и подростками, при решении проблем в сфере детско-родительских отношений, в поддерживающей работе с кризисными состояниями, травмами и другими психологическими проблемами.

Авторы методики проводят обучение по практическому применению методики «Позитивная куклотерапия» в Институте практической психологии «Иматон»: «Позитивная куклотерапия. Возможности использования народной куклы в психолого-педагогической практике».

В период  обучения участники семинара могут приобрести методику «Позитивная куклотерапия» со скидкой 10%.

Семинары, участникам которых предоставляется скидка 10 % на методику «Позитивная куклотерапия»:

  • «Глубинные источники женской магии и сексуальности»  (преподаватель Е.Я. Мищенко);
  • “Помощь женщине в трудной жизненной ситуации. Использование инновационных терапевтических техник в групповой и индивидуальной работе” (преподаватель Е.Л. Глибина);
  • программа дополнительного профессионального обучения «Детская практическая психология»;
  • Танцевально-двигательный тренинг «Женские архетипы. Узнай в себе богиню»(преподаватель С.Е. Никитина);
  • методика проведения групп для женщин «Исцеление женских ран» (преподаватель И.А. Венщикова);
  • Методика проведения групп для женщин «Пробуждение и развитие женственности» (преподаватель И.А. Венщикова).

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5d54255e14f98000ad3440d4/artterapevticheskaia-metodika-pozitivnaia-kukloterapiia-5e208bd411691d00b406e89a

Куклотерапия — куклы спешат на помощь

Семинар-практикум Использование метода куклотерапии в работе с детьми

В психологической работе с ребёнком бывают определенные сложности – это достучаться до него, завоевать доверие, получить своего рода разрешение на оказание помощи. Поэтому крайне важен выбор корректной формы общения с проблемным малышом.

Сегодня во всём мире для психологической коррекции детей и подростков активно используются сказкотерапия и куклотерапия.

Эти два метода позволяют мягко и тактично заглянуть во внутренний мир ребёнка и, главное, позволяют сделать так, что помощь взрослого будет принята, а все важные слова и советы – по-настоящему услышаны.

Куклотерапия – это одна из направлений арт-терапии и игротерапии, помогающая решить психологические проблемы, такие как:

  1. Зажатость, закомплексованность;
  2. Последствия психотравмы (в том числе и скрытой, до конца не осознаваемой);
  3. Отторжение реальности;
  4. Сложность выражения эмоций;
  5. Трудности в построении общения с другими людьми;
  6. Аутичность или аутизм.

Кукла в данном методе психологической помощи выступает посредником между ребёнком и кооректирующим взрослым. Сначала нуждающийся в коррекции малыш создаёт свою куклу, а затем под руководством помощника «играет» с ней, проговаривая волнующие его ситуации и таким образом справляясь с ними.

История метода

Кукла – обязательный и привычный всем атрибут детства, пришедший в современную жизнь с древнейших времён. Столетия назад новорождённому малышу обязательно дарили куколку-оберег, которая охраняла малыша от болезней и злых духов. Этот подарок человек берёг на протяжении всей своей жизни как верный и самый главный талисман.

Воспринимая куклы как игрушки, родители тем не менее прекрасно знают об их «магических» свойствах: ребёнок будет есть, если «покушает» его кукла; с радостью пойдёт на прогулку, если любимого друга можно будет взять с собой.

В определённый период развития практически все дети верят в то, что на самом деле куклы живые, просто скрывают свою тайну от взрослых (вспоминайте и «Щелкунчика», и «Голубую стрелу», и «Буратино», и даже диснеевскую «Историю игрушек»). Куклам дети рассказывают о своих печалях, рядом с ними сладко засыпают по ночам.

Несомненно, обо всём этом размышляла Анна Фрейд – дочь великого Зигмунда, основавшая детский психоанализ и предложившая куклотерапию как один из его ведущих методов.

На наших просторах куклотерапию развивали и популяризировали такие советские учёные, как И.Медведева и Т.Шишова, впервые предложившие кукольные детские театры как форму досуга, укрепляющую психологическое здоровье подрастающего поколения.

Как вы видите, куклотерапия – это не просто модное слово, возникшее вчера и не имеющее под собой научной основы. За этим методом – годы и годы упорной плодотворной работы, плодами которой грех не воспользоваться современным родителям, психологам и педагогам.

Показания к применению, цели куклотерапии

Можно выделить ряд случаев, при которых применение куклотерапии будет целесообразно. Например, в жизни ребёнка присутствовала некая психическая травма, справиться с которой самостоятельно он не сможет.

Или же ребёнок замкнут, потерян, закрыт для всего окружающего. Малыш может, наоборот, быть гиперактивным, не справляться со своими эмоциями, иметь склонность к истерикам, тяжело переживать кризисы.

И наконец, куклы окажутся очень полезны для аутичного маленького человека.

В работе на всеми этими проблемами психолог, правильно применяющий куклотерапию, может достигнуть следующих целей:

  • Релаксация (психологическая разрядка напряжённого ребёнка, повышение градуса его доверия к миру);
  • Построение коммуникативных мостиков (налаживание отношений между ребёнком и взрослым или между ребёнком и ребёнком; создание детского коллектива);
  • Развитие (актуализация памяти, сообразительности, воображения, фантазии детей);
  • Получение новых знаний о мире.

Виды и методы куклотерапии

Использование кукол в общении с ребёнком — путь очень творческий и непредсказуемый. Он будет зависеть и от личности взрослого, и от возраста и характера ребёнка, и, конечно же, от ситуации, которую необходимо проработать и скорректировать.

В самом общем виде методы кукольной терапии напрямую зависят от типов кукол, которые использует психолог. Это могут быть:

  • Куклы-марионетки. Такие куклы изготавливаются из нескольких частей, подвешиваются за ниточку и могут шевелить руками и ногами. Они свободны в движениях, поэтому при их помощи можно показать много событий и эмоций.
  • Перчаточные куклы. Это традиционные участники кукольного театра «Петрушка»: твёрдая голова, к которой крепится мягкое полое тело. Такая кукла надевается на руку как перчатка и по сути становится частью кукловода. Для того что бы руководить такой куклой, ребёнок должен обладать определённой степенью мастерства, поэтому на занятиях этому должно посвящаться должное количество времени.
  • Пальчиковые куклы. Самый простой вариант игрушки. Некоторые психологи даже практикуют использование экспресс-куклы: на шарике для пинг-понга рисуется лицо, и такой шар надевается на палец ребёнка. Казалось бы, это какая-то халтура, но на самом деле, по тому, каким будет лицо на шаре, многое можно будет сказать об эмоциональном состоянии пациента. И сразу станет понятно, в каком направлении нужно выстраивать работу дальше. Пальчиковые куклы могут изготавливаться из фольги, картона, даже из небольшой спринцовки. У ребёнка может быть целый ассортимент таких кукол-актёров – с разными выражениями лица – для любого настроения.
  • Верёвочные куклы. Они представляют собой комбинацию петель.Такие куклы-абстракции больше подходят для детей постарше. Поскольку лиц как таковых у них нет, маленькому ребёнку сложно пройти путь отождествления, а вот подросток наоборот оценит эту таинственность и недосказанность. Такая кукла может быть любого размера, в том числе даже ростовой. Ребёнок, снабдив её каким-то своим атрибутом, например, резинкой для волос, обязательно рассмотрит в ней своё отражение.
  • Плоскостные куклы. Бумажные, картонные или пластиковые, эти фигурки просты в плане изготовления, ведь нужно уметь только рисовать и вырезать, а этими навыками к трём годам владеет абсолютно любой ребёнок. Не нужно недооценивать возможности таких кукол-рисунков: может, они не так человекоподобны, как марионетки или перчаточные куклы, но связь с ними пациент обязательно почувствует.
  • Теневые куклы. Особый вид театральных кукол, предназначенных для теневого театра. Подойдут для более подготовленных детей, уже «подкованных» в создании театральных представлений. Теневые спектакли создают особую атмосферу доверительности и интимности, полумрак способствует ощущению уюта и желанию поделиться самым для себя важным и сокровенным.

Не нужно думать, что кукла для занятий обязательно должна быть красивой, качественной и мастерски изготовленной.

Куклу ребёнок делает сам, и важно объяснить ему, что любой результат будет прекрасен, потому что это его результат, и его кукла будет единственной в мире.

Только изготовив куклу самостоятельно, ребёнок сможет достичь с ней успехов, потому что очень важно, чтобы он чувствовал родство с этим произведением, видел в нём не частичку себя, а всего себя – с достоинствами и недостатками.

Первым этапом работы куклотерапевта является создание куклы.

Затем идёт обучение управления ею.

Третий этап – самый тонкий и сложный – правильная беседа с куклой, её «оживление».

И наконец венцом работы становится собственно создание спектакля (мини-спектакля или просто сценки) с участием созданной игрушки – по сути это сказкотерапия с участием кукол, сказкотерапия пластичная и наглядная, близкая и понятная каждому малышу.

Рекомендуем вам почитать про еще один метод арт-терапии для работы с детьми: Изотерапия — исцеление через творчество

Несомненными достоинствами куклотерапии в работе именно с детьми являются следующие её особенности:

  • Естественность. Игра – самая нормальная среда для ребёнка, такая форма занятий вызывает его доверие, что способствует быстрому и мягкому раскрепощению.
  • Наличие симпатичного посредника. Ребёнку часто очень трудно открыться взрослому. Взрослые – это представители другого мира, порой воспринимаемого детьми как враждебный. Взрослые даже могут быть виновниками наличия у ребёнка психотравмы. А кукла – это «свой парень», она не может обидеть, высмеять, выдать твой секрет. Кукле можно открыться, её нельзя бояться. Игрушка – замечательный помощник психолога, а если это ещё и «своя игрушка», то её помощь сложно переоценить.
  • Интерес. Сегодня гиперактивным является чуть ли не каждый второй дошкольник. Для того, чтобы просто поговорить с таким ребёнком, приходится тратить кучу энергии и нервов. В случае куклотерапии проблема «усадить» малыша отпадает: ему просто будет интересно.

Занятия и упражнения

Куклотерапия – процесс сложный, интересный, захватывающий. Укажем лишь несколько основных упражнений, без которых сложно представить этот метод. Но помните, всегда можно придумать и что-то своё, подходящее именно вашему ребёнку.

  1. Установление доверительных отношений с ребёнком. Создание проекта будущей куклы;
  2. Изготовление уникальной куклы-помощника;
  3. Беседа или даже интервью с куклой;
  4. Монолог ребёнка о жизни куклы;
  5. Сочинение историй (сказок) о кукле;
  6. Знакомство куколок разный детей;
  7. Создание совместной истории о нескольких куклах сразу;
  8. Обсуждение сценария кукольного спектакля;
  9. Репетиции спектакля;
  10. Исполнение спектакля;
  11. Обсуждение спектакля с ребёнком наедине или в группе детей.

Спектакль (представление) служит своеобразным катарсисом куклотерапии, её кульминацией. Он дарит ребёнку удовольствие и неповторимые эмоции, которые и делают его более открытым и творческим.

Важно! Самостоятельное применение куклотерапии – не такое простое дело, как может показаться на первый взгляд. Очень важно, чтобы ребёнок создал куклу именно сам, а типичная мама легко может увлечься помощью настолько сильно, что в итоге это будет её кукла, и ребёнок не будет чувствовать никакого родства с этой игрушкой.

Успехи куклотерапии в работе с особенными детками

Являясь одновременно частью игротерапии и арт-терапии, куклотерапия сегодня успешно используется в работе с детьми-аутистами.

Больших успехов в раскрепощении и социальной адаптации таких деток добиваются кукольные театры, в которых и куклы-актёры, и сценарии постановок создаются самими маленькими участниками.

Работа в таких театрах помогает малышам открыть глаза на реальность и своё место в ней, научиться распознавать свои эмоции и правильно владеть ими.

Мамы детей-аутистов отмечают, что после участия в кукольном представлении они замечают значительные улучшения в речи, а также в социальной адаптации особенных малышей.

У них появляются друзья, они становятся тактичнее и сдержаннее в проявлении негативных эмоций.

Скачать конспект и литературу по куклотерапии

1. Куклотерапия в работе психолога, педагога и логопеда.

Татаринцева А.Ю. [Tatarinceva_A.YU.]_Kukloterapiya_v_rabote_psiholo(b-ok.org)

2. Детские страхи: куклотерапия в помощь детям. 

Татаринцева А. Ю., Григорчук М. Ю korrekciya_trevozhnosti

Куклотерапия, по сути, – это творчество. А любое творчество – это создание маленького чуда. Мы искренне желаем вам чудес в решении любых психологических проблем ваших замечательных детей.

Статью прочитали: 9 222

Расскажите друзьям:

Источник: https://naturopiya.com/art-terapiya/vidy-i-metody/kukloterapiya-dlya-detej-metody-i-uprazhneniya.html

Куклотерапия для взрослых и детей

Семинар-практикум Использование метода куклотерапии в работе с детьми

Что такое куклотерапия? Чем она отличается от просто игры в куклы? Как она может помочь маленьким и взрослым клиентам? Можно ли практиковать куклотерапию в домашних условиях? Об этом – в нашей статье рассказывает профессиональный психолог Анна Кутявина.

Куклы – большие и маленькие, пупсы и «взрослые» Барби  — неизменный атрибут детства. Редкие дети не любят играть в куклы, особенно девочки. А мальчишки с удовольствием устраивают домашние театры с пальчиковыми куклами и увлеченно играют с роботами и фигурками лего. И эти игры очень и очень увлекают.

Испокон веков люди наделяли куклы особым, ритуальным значением. Так, например, на Руси новорожденному малышу дарили тряпичную куклу-символ защиты от нечистой силы. Молодой невесте предлагали куколку, оберегающую от бесплодия. И даже в родах женщине клали в постель специальную куклу для облегчения боли и успешного разрешения.

Время прошло, но кукла не осталась забытой. Более того, теперь ее используют в психологии, как чудесного и верного помощника в лечении многих проблем. Что же полезного несет в себе куклотерапия, и с какими запросами к ней обращаются?

Арт-терапия. Что это такое и зачем нужна?

Возникновение и суть куклотерапии

Куклотерапия — это направление психотерапии, которое использует куклу в качестве основного приема психокоррекционного воздействия. При этом, кукла служит своеобразным посредником между ребенком и взрослым, клиентом и терапевтом.

Точное время возникновения термина «куклотерапия» не сохранилось в истории. Но известно, что еще в 1926 году невропатолог Малколм Райт из Уэльса использовал кукольный театр, чтобы снимать детские неврозы, связанные с прививками.

Куклотерапия для детей широко используется в разных направлениях психотерапии: игротерапии, арт-терапии, психодраме, сказкотерапии.

По сути, куклотерапия — это способ психокоррекции состояний человека при помощи кукол. И применяться она может в разных формах. Одна из самых частых и наиболее действенных форм — «кукольный театр». При этом, сюжет спектакля может быть написан специально для данной ситуации, а может быть взят из готовой сказки или пьесы.

Функции куклотерапии

В психотерапии выделяют пять главных функций куклотерапии:

  1. Воспитательная функция. Она, пожалуй, самая важная. С помощью этого свойства куклотерапии происходит психокоррекция разных проявлений личности, через импровизированное «проживание» сложных жизненных перипетий.
  2. Обучающая функция – через игру с куклами ребенок получает новые знания о мире вокруг него.
  3. Развивающая функция — отвечает за развитие у ребенка сложных физических и психических процессов: мелкой моторики пальцев, концентрации внимания, долгосрочной памяти.
  4. Функция общения, или коммуникативная — куклотерапия помогает ребенку проще и легче установить контакт с ровесниками, чувствовать себя уютнее даже в незнакомом обществе.
  5. Релаксационная функция – отвечает за расслабление, снятие эмоционального напряжения. А это важно и ребенку, и взрослому.

Кукла в руках человека – своеобразная ширма, за которой он может спрятаться, отгородиться от себя и полностью раскрыться.

В чем еще может помочь куклотерапия?

  • В диагностике – в процессе игры с куклами человек может точно рассказать о событиях в своей жизни, своих чувствах и желаниях.
  • В обучении навыкам саморегуляции, управления эмоциями.
  • В разрешении внутренних конфликтов — здесь чаще всего используют тряпичную куклу.
  • В развитии речи – играя с куклой, малыш легче и быстрее научится разговаривать. В данном направлении большую помощь оказывают родные и «до боли» знакомые русские народные сказки.
  • В профилактике и лечении страхов.
  • В коррекции семейных отношений.
  • В лечении таких проблем, как заикание, энурез.
  • В социальной реабилитации инвалидов.
  • В раскрепощении, расслаблении замкнутого или застенчивого человека.
  • В формулировании желаемого образа будущей жизни.
  • И, конечно, в развитии креатива, творческих способностей, образного мышления.

Само по себе создание рукотворной куклы – акт целительства. И многие клиенты, попавшие на прием к куклотерапевту, со временем сами «заболевают» куклами: начинают изучать эту тему, изготавливать свои куклы, искать новые техники, даже открывать свои кружки и курсы куклотерапии.

Для работы с детьми кукла – невероятная находка. Ведь малышу с проблемами нередко бывает трудно открыться, заговорить с незнакомым человеком. А кукла – совсем другое дело. Она привлекает внимание, может первая «заговорить» с ребенком. И он может взять поговорить от ее имени.

Сама по себе кукла – это миниатюрный образ человека, и она может восприниматься как носитель архетипа – нашего бессознательного.

Куклотерапия в домашних условиях

Куклотерапевты часто для работы с эмоциями используют специальный набор из однотипных кукол, у которых разное выражение лица. Здесь есть куклы, которые символизируют радость, грусть, гнев, спокойствие, удивление, страх. Задача такой работы – попробовать «на вкус» разные эмоции, научиться свободно и спокойно их испытывать и переключаться между ними.

Еще один способ работы с куклой – изготовление плоской куклы, к примеру, из плотного картона. Можно вырезать фигуру, олицетворяющую страх, тревогу, а затем подвесить ее на нитку или тонкую веревку и смело управлять своим чувством. Это позволяет выйти за рамки привычных эмоций и посмотреть на них как бы со стороны.

Но не только в кабинете психолога можно заниматься куклотерапией. Вполне можно использовать ее и в домашних условиях.

Вот варианты домашней игры с куклой:

  • Присмотритесь, во что любит играть ребенок, как он играет, и просто поиграйте вместе. Так вы сможете почувствовать, что у него сейчас на душе.
  • Поставьте вместе с ребенком, а лучше – всей семьей кукольный театр. Можно выбрать тему, которая актуальна для вас, и проиграть ее вместе.
  • Создайте куклу своими руками, предложите этот процесс ребенку. Порукодельничайте вместе.

Примеры заданий в куклотерапии

Предлагаю вам попробовать несколько интересных вариантов создания куклы.

Создание тряпичной куклы

Вам понадобятся материалы: лоскут ткани (лен или хлопок), квадрат ткани белого цвета, приблизительно с носовой платок, несколько ярких кусочков ткани, нитки.

Алгоритм работы:

  1. Сверните хлопковую или льняную ткань в трубочку.
  2. Уложите ее по диагонали на середину белого квадрата.
  3. Сверху загните ткань, заверните в нее часть трубочки.
  4. Отступив треть от края, перетяните все ниточкой. У вас получилась голова и шея.
  5. Перевяжите нитками два угла ткани, привязанной к трубочке, — это будут руки куклы.
  6. Посередине обмотайте туловище свободной частью белого квадрата и зафиксируйте нитками на месте талии.
  7. Повяжите на голову платочек из яркого лоскутка.
  8. Из второго кусочка сделайте юбку, из третьего – фартук.

Далее с этой куклой можно играть.

Архетипическая марионетка

В данном случае нужно настроиться и сделать куклу, которая будет очень похожа на то или иное ваше состояние, или она могла бы сыграть это состояние в кукольном театре, или вместе с вами объяснила бы окружающим, что с вами происходит.

Здесь работа с куклой-марионеткой состоит из двух фаз: изготовления куклы и   последующей работы с ней. Но бывает так, что достаточно даже простого создания куклы, и происходит высвобождение. Тогда больше ничего делать и не надо.

Важный момент – эту куклу необходимо сделать за один присест, не отрываясь надолго, чтобы не растерять заложенные в нее эмоции, настроение и чувства.

Смастерить такую куклу можно из двух лоскутов ткани, сложив их в четыре раза и посредине сделав небольшое отверстие.

Далее через это отверстие протягивается кончик ранее подготовленного кусочка ваты, обтянутого светлой тканью — это голова.

Сбоку из обтянутых кусочков ваты поменьше пришиваются ручки-кулачки.

Руки подвязываются на нить, голова – на вторую нить.

Готовую куклу «водят», как в театре.

Архетипическая марионетка помогает человеку найти ответ на главный вопрос:

«Кто я? Что я есть?»

Работая с ней, каждый может научиться понимать и принимать себя, свою самоценность и самодостаточность.

Обязательно попробуйте дома сами и с детьми предложенные техники. Желаю вам много энергии, творчества и радости!

Смотрите и другие наши статьи по арт-терапии:

Арт-терапия. Что это такое и зачем нужно?

Упражнения арт-терапии.

Песочная арт-терапия для детей и взрослых.

Мандалотерапия и ее польза.

Сказкотерапия — мамина помощница

Анна Кутявина

Специально для сайта «Цветы жизни».

Источник: https://tsvetyzhizni.ru/igry/kukloterapiya-dlya-vzroslyx-i-detej.html

Семинар-практикум: «Инновационные технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста»

Семинар-практикум Использование метода куклотерапии в работе с детьми

1. Теоретическая часть.

2. Практическая часть:

А) Обмен опытом педагогов и специалистов МКДОУ.

Б) Психотехника « Рисование волшебными красками».

3. Подведение итогов: Притча о морских звёздах.

Материал: игрушки, гуашь, мука, клей ПВА, вода, соль, дощечки, памятки для педагогов.

Ход семинара-практикума

– Уважаемые коллеги, тема сегодняшнего мероприятия — «Инновационные технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста».

К ним относятся:

  • игротерапия,
  • сказкотерапия,
  • куклотерапия
  • музыкотерапия,
  • арттерапия,
  • пескотерапия,
  • анималотерапия и т. д.

1. Игротерапия – это метод коррекции эмоционального состояния и поведенческих расстройств у детей через игру. Она позволяет заранее предупредить или справиться с проблемой (практическая часть — обмен опытом между педагогами и специалистами, показ коротких игровых сюжетов и так далее).

2. Музыкотерапия — это контролируемое использование музыки в коррекции психо-эмоциональной сферы ребёнка. Музыка- это лекарство, которое слушают (информация музыкального руководителя «Значение музыки для развития дошкольников», подборка музыкальных произведений, влияющих на психофизическое состояние детей.)

3. Анималотерапия – терапия различных отклонений при помощи животных (практическая часть — обмен опытом среди воспитателей по использованию игрушек — животных для развивающей работы с детьми и т. д.)

4. Куклотерапия — метод комплексного воздействия на детей, который предполагает использование кукол и театральных приёмов (этюдов, игр, упражнений, специальных заданных ситуаций с помощью персонажей кукольного театра) для профилактики и коррекции проблем у ребёнка (практическая часть — показ инсценировок, подготовленных воспитателями разных возрастных групп).

5. Терапия песком – использование песка для профилактики различных проблем у детей (практическая часть — показ фрагментов занятий с использованием элементов песочной терапии педагогом- психологом и учителем- логопедом ,в роли детей- педагоги МКДОУ).

6. Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности детей, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром (примеры сказок, которые используются педагогами в работе с дошкольниками).

– А сегодня мы хотели бы более подробно остановиться на арттерапии.

Она делится на: хромотерапию и изотерапию.

а) Хромотерапия  изучает свойства цвета. Цвет оказывает благотворное или отрицательное влияние на человека, так как зрение является самым важным из всех видов чувств. Каждый цвет имеет свою целебную силу или негативное влияние на человека, и детей в том числе.

– Предлагаем вам тест на выбор цветовых предпочтений. Выберите по одной фишке с наиболее привлекательным для вас цветом (педагогам предлагается 8 цветов).

Интерпретация цвета:

  • Синий цвет — оказывает успокаивающее воздействие, расслабляет, снимает напряжение;
  • Зелёный цвет – успокаивает, создаёт хорошее настроение, оказывает благотворное влияние на ослабленных детей и детей с ослабленным зрением;
  • Розовый цвет – тонизирует при подавленном состоянии;
  • Жёлтый цвет – цвет радости и покоя, нейтрализует негативные действия;
  • Красный цвет – активизирует, повышает физическую работоспособность, вызывает ощущение теплоты, стимулирует психические процессы, однако может вызывать раздражение;
  • Фиолетовый цвет – оказывает угнетающее действие, снижает настроение;
  • Коричневый цвет – вызывает чувство вины;
  • Чёрный цвет – оказывает угнетающее действие, вызывает страх.

– Педагогам необходимо владеть элементарной информацией о цветотерапии и использовать эти знания в воспитательно-образовательном процессе. Поэтому мы раздаём вам эти памятки (со значением каждого цвета).

б) Изотерапия — метод коррекционного воздействия на ребёнка с использованием разнообразных средств, где дети имеют возможность отразить своё настроение и реализовать свои возможности.

Рисование само по себе несёт множество развивающих функций: совершенствует чувственно-двигательную координацию, образное мышление, выступает способом постижения и преобразования своих возможностей и окружающего мира, является способом выражения различного рода эмоций.

Этапы работы с использованием изотерапии:

I. Выбор материала: используются карандаши, гуашь, уголь, штампики, клей, нити, свечи и т. д.

II. Процесс творческой работы — создание образов, выражение своих впечатлений.

III. Процесс рассматривания.

IV. Анализ работы — педагог просит описать картинку так, как будто картинкой является он сам, с использованием слова «Я». Затем выделяются специфические предметы на картинке для того, чтобы ребёнок их сравнил с чем-нибудь («будь красным кругом») и описал себя. Обращается внимание на цвет, который был использован и просит объяснить, почему был выбран именно он. (Можно вносить изменения).

Детям нравится всё необычное, нетрадиционное, они любят рисовать по-новому. Такое рисование снимает нервное напряжение, страхи, отвлекает от грустных мыслей, обеспечивает эмоционально-положительное состояние, вызывает радость.

Так, при рисовании пальчиками или ладошками дети преодолевают чувство неуверенности, боязни, неприятные ощущения (не каждый ребёнок может сразу решиться обмакнуть палец в краску или раскрасить свою ладошку). Хорошо расслабляет занятие со свечой, когда при наложении цвета появляется придуманный образ (педагоги рассказывают о применении элементов ТРИЗа в своей работе с детьми).

Психотехника рисования «Волшебные краски»

– И вот сегодня мы вам предлагаем психотехнику рисования «Волшебные краски». Её можно использовать в коррекционно- развивающей и профилактической работе, как с детьми, так и с родителями.

Обратите внимание на предметы, находящиеся перед вами и послушайте нас. Мы с вами будем волшебниками, создадим нечто новое – необычные краски. Состав красок несёт символическое значение. Именно с помощью чудесных красок можно рассказать миру о том, что чувствуешь, о чём думаешь, к чему стремишься.

Однако мысленно думая о высоком, уносясь в своём воображении в заоблачные дали, необходимо помнить о том мире, в котором мы появились на свет! Помнить о «хлебе насущном», «соли жизни», «умасливании дел» и «склеивании ситуаций».

Поэтому, положив в сосуд для смешивания красок муку и перетирая её пальцами, мы будем думать о хлебе, зерне, дающих жизнь, о наших корнях. Добавив соль и перемешивая её с мукой, вспомним про «соль земли».

Капая подсолнечное масло, важно думать о том, что дела, связанные с нашим созидательными устремлениями должны идти как «по маслу». Постепенно насыщая тесто водой, будем помнить о том, что из воды возникла жизнь, об «энергии текучести», гибкости, творчества.

Добавляя в чудесное тесто клей ПВА, полезно думать о том, как «склеиваются» люди, средства и события, приводя ситуацию нашей жизни к созидательному результату.

Мир, который мы творим внутри себя, и вокруг себя не может быть чёрно- белым. Он цветной, многократный, искрящийся. Будем помнить об этом, добавляя в чуденое тесто краски.

Такими красками приятно рисовать, выражать себя и свои чувства, оставлять след.

Эта техника помогает ребёнку понять свои мысли и чувства, стремление быть самим собой. В дальнейшем, получившиеся картины используются в качестве декораций или тем для сочинения рассказов и сказок.

(Выполнение работы педагогами).

Заключительная часть — «Притча о морских звёздах»

– И в конце нашей встречи хотелось бы рассказать вам притчу о морских звёздах, которая по своему смыслу очень близка нам с вами — педагогам.

Человек шёл по берегу, и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошёл ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морских звёзд. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке — миллионы морских звёзд, берег буквально усеян ими на много километров.

– Зачем ты бросаешь этих морских звёзд в воду? — спросил человек, подходя ближе.

– Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнётся отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия.

– Но это просто глупо! – закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звёзд, берег просто усеян ими! Твои попытки ничего не изменят!

Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил её в море и сказал:

– Нет, мои попытки иззменят очень многое… именно для этой звезды.

– Давайте же стремиться помочь как можно большему количеству детей. Ведь это так важно каждому из них. Удачи вам, уважаемые коллеги в нелёгком, порой не всегда заметном, но таком необходимом труде!

Разработчики:

1) Паршина Елена Анатольевна,
педагог-психолог I категории.

2) Денисова Наталья Владимировна,
учитель-логопед I категории

(3 понравилось, средний балл: 4,67 из 5)
 Loading …

Источник: http://LogoPortal.ru/10553.html

Ваш педагог
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: