Симфонический оркестр

Симфонический оркестр

Симфонический оркестр

Музыкально-исполнительская культура развивалась за последние столетия бурными темпами, однако вершиной ее завоеваний был и остается симфонический оркестр. Многочисленные ансамблевые коллективы – духовые, камерные, эстрадные, народные, джазовые – не могут выдержать соревнование с этим «звуковым чудом».

Возможности симфонического оркестра поистине безграничны. Ему доступны все оттенки звучания – от филигранных, еле слышных колебаний и шорохов до мощных громоподобных наплывов (достаточно вспомнить ажурный колорит «Волшебного озера» Лядова или ослепительный финал скрябинской «Поэмы экстаза»).

Современный симфонический оркестр насчитывает в составе более 100 музыкантов, а число инструментов разных видов доходит до 30.

Красочная палитра выразительных средств оркестра исключительно разнообразна. Здесь приходят на помощь и тембровые сочетания, мощные волнообразные нарастания и спады, и яркие сольные реплики, и слитные «органные» пласты звучаний.

Все это делает симфонический оркестр наиболее совершенным и виртуозным из всех музыкально-исполнительских коллективов. Но оркестр стал таковым не сразу. Он формировался в течение нескольких столетий и прошел сложный путь эволюционного развития.

История возникновения симфонического оркестра

Своеобразным рубежом в истории оркестра стал 1672 год, когда в Лондоне состоялись первые публичные (платные) вечера для слушателей инструментальной музыки.

До этого года подобных явлений в музыкальной практике не существовало.

Раньше инструментальная музыка была неотделима от торжественных церемоний, культовых мероприятий, оперных спектаклей и носила прикладной, несамостоятельный характер.

Лишь в конце XVII века на эстраду вышли первые инструментальные ансамбли. Так было положено начало симфоническим оркестрам, вскоре ставшим исключительно популярными. Разумеется, симфонический оркестр не возник внезапно. Его развитие происходило в течении долгого времени в недрах церковных и оперных ансамблей.

Оркестры первых опер и балетов

Ансамбли XVI-XVII века были небольшими и разнородными. В их состав входили и лютни, и виолы, и флейты с гобоями, тромбоны, арфы, барабаны. Постепенно первенство заняли струнные смычковые инструменты. Место виол заняли скрипки с их более сочным и певучим звучанием. К началу XVIII они уже безраздельно господствовали в оркестре.

Не случайно один из лучших европейских ансамблей, созданный в Париже под руководством Жана Батиста Люлли, имел название «24 скрипки Людовика XIV». Объединялись в отдельную группу и духовые инструменты (флейты, гобои, фаготы). Правда, их виртуозные способности были на тот момент достаточно скромными. Из церковного оркестра в симфонический перешли трубы и литавры.

Но фундаментом, опорой молодого коллектива по-прежнему оставались струнные, поддерживаемые гармоническими конфигурациями клавесина, обязательного участника всех ансамблей. Такой состав оркестра часто встречается у Баха, Генделя, Вивальди.

Первые симфонии и контуры современного оркестра

С середины XVIII века начинают развиваться самостоятельные жанры симфонии и инструментального концерта. Вместе с этим начали вырисовываться первые контуры классического оркестра. Отход от многоголосного стиля обусловил влечение композиторов к красочному тембровому разнообразию, рельефному выделению оркестровых .

Менялись функции многих инструментов. Постепенно терял ведущую роль клавесин с его слабым, бесцветным звуком. Вскоре композиторы и вовсе от него отказались, опираясь главным образом на струнную и духовую группы.

Возникали и новые приемы оркестровой игры.

Особенно ошеломил слушателей эффект постепенного нагнетания звучности – так называемое crescendo (до этого композиторы пользовались в основном крайними динамическими нюансами – forte и piano).

В одном из концертов мощное crescendo привело слушателей в полное замешательство: они внезапно поднялись со своих мест и только после спада звучности опустились в кресла …

XVIII век – эпоха бурного роста симфонического оркестра

Крупные музыкальные коллективы создавались по всей Европе, многие из них достигли незаурядного мастерства. Это – Королевский оркестр в Дрездене, «Духовные концерты» в Париже, придворный оркестр князя Эстергази (для которого так много писал Гайдн), Гевандхауз в Лейпциге. Особой известностью пользовалась инструментальная капелла из Мангейма. Отзывы об ее игре были восторженными.

«Ни один оркестр в мире не достигал ничего подобного Мангеймскому. Здесь forte – гром, их crescendo – водопад, diminuendo – замирающее в отдалении журчание прозрачного ручейка, их piano – весенний ветерок», — писал современник.

В Мангеймскую капеллу входили 30 струнных, 2 флейты, 2 гобоя, 2 фагота, 2 трубы, 4 валторны, литавры. Это был уже классический симфонический оркестр, сохранивший ведущее значение до наших дней. Для такого состава писали произведения Гайдн и Моцарт. Таков оркестр и у раннего Бетховена.

Оперный и симфонический оркестр. Столетняя конкуренция

Говоря об инструментальных коллективах XVIII столетия, надо отметить, что оперный оркестр был намного богаче симфонического. Опера имела «за плечами» почти двухвековую историю, а симфонические жанры только начали развиваться.

Кроме того, содержание симфонии еще не обогатилось драматически-конфликтными, «непримиримыми» образами.

Оперные же ситуации «требовали вмешательства» разнообразных средств выразительности, вплоть до применения усиленного состава медных и ударных.

Показательно, например, что тромбон впервые появился в оперных партитурах еще в начале XVII века («Орфей» Монтеверди, 1607), а в симфоническую музыку он вошел 2 (!) столетия спустя (Пятая симфония Бетховена). Глюк смело поручил арфе ответственные эпизоды в опере «Орфей» (1762), а в симфонический оркестр этот инструмент попал гораздо позже («Фантастическая симфония» Берлиоза, 1830).

Однако приоритет оперного оркестра был сравнительно недолгим. Уже к середине XIX века симфоническая музыка достигла таких высот, что оставила далеко позади все «премудрости» и эффект оперных партитур.

Этому в первую очередь способствовало непрерывно обогащавшееся содержание оркестровых сочинений. По силе и глубине оно во многом «опережало» оперную драматургию. Бетховен с его монументальными симфоническими полотнами, Шуберт, Вебер, Россини, Мендельсон и другие мастера первой трети XIX века открыли новый мир ярких, сверкающих оркестровых красок, тембров и контрастов.

https://www.youtube.com/watch?v=mbgOtjfY0AM

Параллельно с творчеством выдающихся композиторов шла кропотливая работа над усовершенствованием музыкальных инструментов. Их диапазон становился шире, а тембровые возможности богаче. Второе рождение обрели медные инструменты. С изобретением вентильного механизма они стали более мобильными, подвижными. В 30-х годах XIX века был изобретен саксофон, несколько позже – труба.

Влияние на состав оркестра программной музыки

Существенный вклад в усовершенствование состава и структуры оркестра внесли выдающиеся мастера программной музыки. Первым в их ряду должен быть назван Гектор Берлиоз. Он прочно соединил музыку с программными сюжетами, и это решительно раздвинуло рамки выразительных возможностей оркестра.

Берлиоз ввел в свои партитуры ряд новых инструментов: малую флейту, английский рожок, басовый кларнет, корнет, арфу, множество ударных. Он часто выдвигал на передний план духовые инструменты (особенно деревянные), значительно усилив их виртуозные качества. Грандиозный по составу оркестр Берлиоза во многом предвосхитил искания Листа, Вагнера, Малера…

В творчестве Берлиоза завершилось формирование современного симфонического оркестра. 3 его группы – струнная, духовая и медная – были уже оформлены полностью. Не до конца укомплектованной оставалась лишь группа ударных. Но, так или иначе, дальнейшее развитие оркестра в XIX веке шло в основном по двум линиям:

  • с одной стороны, оркестр увеличивался в составе и обогащался инструментами многих видов (разновидностями основных);
  • с другой – развивались его «внутренние» возможности. Краски становились «чище», фактура – яснее, выразительные ресурсы – экономнее.

Таков оркестр Глинки, прозрачный и удивительно свежий. По его стопам пошел и Чайковский, умевший скромными оркестровыми средствами создавать эмоционально напряженные и проникновенные образы. Выдающимся мастером оркестровки был Римский-Корсаков и его ученики, в первую очередь, Лядов и Стравинский.

В европейской музыке вторая половина XIX века была отмечена влиянием оркестрового мастерства Рихарда Вагнера. Идеи, питавшие его оперное творчество, вызвали к жизни «роскошную мощность» инструментовки.

Оркестр достиг у Вагнера неслыханных размеров. Здесь впервые применен тройной состав деревянных духовых, значительно усилена медная группа.

Грандиозность и блеск вагнеровского оркестра надолго приковали к себе внимание композиторов различных национальных школ.

XX век. Расцвет современной оркестровой музыки

Новые страницы в истории оркестрового письма открыли на стыке XIX-XX веков французские мастера, сначала — Дебюсси, а вслед за ним – Равель. В оркестре Дебюсси импрессионистская зыбкость и пряность звучаний сочетаются с блестящей парадностью, сочностью инструментального наряда.

Равель идет в этом направлении еще дальше. Его партитуры поражают смелостью и неожиданностью красочных сочетаний, свежестью колорита, редкой тембровой изобретательностью и предельным использованием всех виртуозно-технических возможностей каждого инструмента.

XX век – время пышного расцвета оркестровой музыки.

Если 100 лет назад в Европе насчитывалось несколько десятков первоклассных симфонических оркестров, то в XX веке они распространились по всем странам и континентам, их число неизмеримо возросло.

Высокий уровень музыкального образования, развитие нотопечатания, дальнейшее усовершенствование инструментов, и, наконец, непрерывно растущее значение дирижерского искусства – вот основные факторы подъема оркестрово-исполнительской культуры.

Ведущие мастера XX века опирались, в основном, на выдержавший испытание временем тройной состав симфонического оркестра. Были, правда, и существенные отклонения.

В одних случаях оркестр разрастался до грандиозных масштабов (Восьмая симфония Малера, «Альпийская симфония» Штрауса), в других – наоборот, проявлялась тенденция к минимализму, камерности звучания (многие сочинения Хиндемита, Бартока, Онеггера, Стравинского).

Современная оркестровая музыка поражает своей неоднородностью, разнообразием выразительных приемов и стилевых решений. Тут и привлечение новых, не входивших ранее в симфонический оркестр инструментов, и необычное использование традиционных ресурсов, и воскрешение традиций старинного оркестрового письма.

Сложно предугадать направление развития симфонического оркестра в будущем, важнее подчеркнуть самое главное: возможности его поистине беспредельны и далеко не исчерпаны.

Источник: https://www.muz-lit.info/%D1%81%D0%B8%D0%BC%D1%84%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%8F/%D1%81%D0%B8%D0%BC%D1%84%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D0%BE%D1%80%D0%BA%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%80/

Какие инструменты входят в состав симфонического оркестра

Симфонический оркестр

9 Апреля 2020 48198

Оркестр – особым образом собранный музыкальный коллектив для исполнения определенного произведения.

Оркестры являются довольно сложной и продуманной системой, которая, если все условия соблюдены, производит неизгладимое впечатление на слушателя.

В нашей статье мы разберем инструменты симфонического оркестра – их количество, состав и порядок расположения на сцене. Существует четыре группы инструментов в оркестре, а формировать их начал ещё Бетховен.

  • История инструментов симфонического оркестра

    • Группы инструментов симфонического оркестра

  • Какие инструменты входят в состав симфонического оркестра

    • Струнно-смычковые

    • Деревянные

    • Медные

    • Ударные

  • Схема расположения инструментов в симфоническом оркестре

    • Американская рассадка

    • Немецкая рассадка

История инструментов симфонического оркестра

Симфонический оркестр – коллектив музыкантов, организованный для исполнения симфонической музыки, либо академической западноевропейской музыки в целом.

Музыкальные коллективы, подобные современному оркестру, появились в XVI веке, вместе с развитием струнных инструментов. Увеличив количество музыкантов, композиторы получали возможность сочинять более громкие и впечатляющие композиции. В это время в оркестры, помимо струнных, входили клавесин, лютня, мандолины.

Первые «классические» составы симфонических оркестров сформировались во времена Людвига Ван Бетховена – в XVIII – XIX веках, и в музыковедческой литературе именуются «бетховенскими». В их состав входили струнные смычковые инструменты, парные деревянные духовые и группа медных духовых инструментов. Состав классического симфонического оркестра завершался литаврами – ударным инструментом.

В дальнейшем, Бетховен продолжил увеличивать масштаб оркестра, дополняя классический состав расширенным количеством каждой секции инструментов, а также добавляя новых музыкантов, играющих на малой флейте, контрфаготе, тромбоне, треугольниках, большом барабане и тарелках. Кроме того, некоторые оркестры дополнялись арфой, тубой, колоколами и английским рожком.

Группы инструментов симфонического оркестра

Симфонические оркестры формируются из нескольких групп музыкальных инструментов. Количество этих групп и количество самих инструментов может варьироваться в зависимости от исполняемых произведений. Вообще, на тембральную окраску оркестра, его громкость и экспрессионную составляющую напрямую влияет количество и тип включенных в него инструментов.

Как правило, смычковые и духовые присутствуют в оркестре сразу в нескольких тембрах, что позволяет лучше раскрывать музыкальное произведение во всех диапазонах – от глубокого баса и ударных, до высокочастотных пронзительных мелодий скрипки и флейты-пикколо.

Струнно-смычковые инструменты

В симфоническом оркестре присутствует так называемый струнно-смычковый квинтет. Все эти инструменты призваны дополнять друг друга, покрывая все диапазоны звучания. Такая конфигурация создает богатый, насыщенный звук. 

Первая и вторая скрипки. В струнно-смычковый квартет входят скрипки – первая и вторая. Каждая из этих скрипок может играть свою собственную партию. Обладая очень нежным, утонченным тембром, скрипки зачастую исполняют солирующие партии – главные мелодии произведения.

Альты. Эти внешне похожие на скрипку инструменты обладают большим размером, и, соответственно, имеют более низкий, слегка приглушенный звук. Альты хорошо раскрывают средние частоты, звуча подобно человеческому голосу.

Виолончели. Эти достаточно большие струнные, на которых музыканты играют используя напольную подставку. Виолончели еще называют большими скрипками. Большой размер корпуса создает громкий, тягучий, мужественный звук, который отлично дополняет солирующие партии.

Контрабас. Корпус этого инструмента больше роста человека, и играют на нем стоя. За счет массивных струн и большого резонатора, контрабас создает рокочущие, величественные басовые звуки. Как солирующий инструмент он почти не используется, зато без него звучание оркестровых струнных было бы не полным.

Деревянные духовые инструменты симфонического оркестра

Деревянные духовые симфонического оркестра, как и все остальные составные группы инструментов, также подбираются по их диапазону звучания.

Деревянными эти инструменты называются, скорее, не по материалу, из которого они изготовлены, а по способу звукоизвлечения, которое они исторически приобрели – путем закрывания и открывания отверстий в корпусе.

В эту группу симфонического оркестра входят следующие инструменты.

Флейты – эти инструменты обладают утонченным, звонким, чистым звучанием. Среди всех деревянных духовых их тембр – самый высокий. В симфоническом оркестре используют несколько флейт – две и больше.

Гобой – инструмент, представляющий собой полую трубку – с раструбом на одном конце и с тростью на другом.

Гобой имеет постоянный строй и не требует подстройки, поэтому, помимо чисто исполнительской функции, в оркестре этот инструмент может являться своеобразным камертоном.

Тембр гобоя можно охарактеризовать как певучий, слегка гнусавый и громкий. Его используют для выражения романтического, тоскливого, либо элегичного настроения в композиции. 

Кларнет – очень разноплановый, яркий духовой инструмент, теплое и мягкое звучание которого позволяет использовать его для выражения всего спектра эмоций, но особенно хорошо ему удается выразить мрачное, тоскливое и драматичное настроение в музыке. Этот известный инструмент иногда может исполнять соло-партии.

Фагот – экспрессивный и громкий, тембр этого инструмента лучше всего раскрывается в басовом регистре. Самая низкая по звучанию разновидность фагота называется контрфагот. 

Медные духовые инструменты симфонического оркестра

Эта группа инструментов создает яркое, торжественное звучание оркестра. Медные духовые являются одними из самых громких, и также формируются в музыкальном коллективе по высоте своего звучания. 

Труба – звонкий, солирующий медный духовой инструмент. Со своим пронзительным звучанием труба может быть отчетливо слышна даже тогда, когда на полной громкости играют все остальные инструменты оркестра. Для трубы пишут сольные партии, но она также может звучать и в дополнение к другим инструментам. 

Тромбон – по своей сути является увеличенной трубой и имеет более басовитый, мужественный, громкий звук. Семейство тромбонов включает в себя инструменты трех хора: тромбон-альт, тромбон-тенор и тромбон-бас. Эти инструменты достаточно сложны для быстрой игры, но при этом они прекрасно дополняют звучание остальной группы духовых своим сильным голосом. 

Валторна – являясь родственником охотничьего рожка, валторна издает весьма сильные и протяжные звуки в среднем и нижнем регистрах. Этому инструменту особенно дается исполнение затяжных нот, ведь расход воздуха для него не очень высок.

Туба – является самым низким по звучанию медным духовым инструментом в симфоническом оркестре. Туба массивна, имеет большие размеры, и способна издавать очень громкие, рокочущие басовые звуки.

Ударные инструменты симфонического оркестра

Ударные инструменты в симфоническом оркестре появились не сразу. Сначала в их числе были только литавры, призванные делать акцент в определенные моменты произведения. С течением времени количество ударных расширялось, и сейчас эта группа инструментов играет ключевую роль в создании ритмического рисунка и акцентуации в симфоническом оркестре.

Литавры – главный ударный инструмент, появившийся в составе симфонического оркестра с самого начала. Имеют громкий, ухающий звук, отлично дополняющий все инструменты оркестра и прекрасно подходящий для акцентуации самых драматичных моментов.

Тарелки – большие металлические диски, которые, ударяясь друг об друга, создают невероятно громкий, насыщенный высокими частотами звук. 

Большой и малый барабан использовались в основном в военных оркестрах, но и в симфонических коллективах эти ударные нашли свое применение. Создают атмосферу маршевости и стройности.

Ксилофон – виртуозный мелодический инструмент, способный не только создавать перкуссионные звуки, но и исполнять мелодии. Его кристальное, яркое звучание используют для создания загадочного, магического настроения.

Кроме этих ударных в коллективе симфонического оркестра встречаются и колокольчики, бубны, кастаньеты, маракасы и другие перкуссионные инструменты.

Клавишные инструменты и арфа. В некоторых случаях симфонический оркестр расширяется клавишными инструментами, такими как орган, фортепиано (рояль либо пианино) и клавесин. В некоторых случаях к ним добавляют и арфу – струнно-щипковый инструмент, обладающий струящимся, богатым, переливчатым тембром.

Схема расположения инструментов в симфоническом оркестре

Расположение всех групп инструментов симфонического оркестра на сцене является очень важной деталью, обеспечивающей стройное, громкое и хорошо слышимое звучание. Обычно музыканты располагаются веером вокруг дирижера. Дирижер находится как бы на оси этого воображаемого веера, и с этой точки он хорошо заметен всем музыкантам.

Расположение групп инструментов в симфоническом оркестре делится на два типа – немецкий и американский.

Американский тип – в российских симфонических оркестрах чаще всего используют именно этот тип рассадки музыкантов.

Вдоль рампы сцены размещают первые скрипки и виолончели слева и справа. Позади первых рассаживают музыкантов вторых скрипок, а за виолончелями справа находятся альты. За спиной у виолончелистов расположены контрабасы, а посередине сцены находятся духовые инструменты, размещенные в два ряда.

Здесь вы увидите флейты, гобои, фаготы и кларнеты. За деревянными духовыми располагают медные духовые – трубы, валторны, тубы и тромбоны. Дальше всего от слушателя размещены самые мощные по звучанию – ударные. Их располагают от левого края к центру сцены. Ближе к центру ставят литавры.

Арфы и клавишные ставят слева от дирижера.

В немецкой рассадке всего несколько отличий: виолончелисты находятся на месте вторых скрипок, а вторые скрипки на месте виолончелистов. Контрабасы располагаются слева. Вглубь сцены, справа, удаляются медные духовые инструменты, а валторны оказываются с их левой стороны. Ударные инструменты находятся сзади справа.

  духовые, смычковые, обзоры, обучение

Музыкальный интернет-магазин Доминанта

8 800 500 78 89

Музыкальный интернет-магазин Доминанта

20-5000000RUB

Музыкальные инструменты, звуковое и световое оборудование.

8 800 500 78 89

Источник: https://dominantamusic.ru/blog/kakie-instrumenty-vkhodyat-v-sostav-simfonicheskogo-orkestra/

Ваш педагог
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: