Слайд-шоу Приметы весны

Народные приметы о весне детям – примеры и игровые задания

Слайд-шоу Приметы весны

Жизнь наших предков всегда была тесно связана с погодными явлениями, поэтому они испокон веков наблюдали за природой и строили прогнозы.

Народные приметы о весне предсказывали, каким будет лето, и помогали успешно вскопать огород и посеять семена. Они – часть фольклора, с которым важно знакомить подрастающее поколение.

Советы, как лучше осветить тему для детей дошкольного и школьного возраста, и примеры весенних примет читайте далее.

Значение фольклора

В приметах собрана «мудрость народа», они являются частью фольклора. Устное народное творчество, включающее также пословицы, поверья и поговорки – национальное достояние, отражающее обычаи, традиции и быт предков. Исторически фольклор можно назвать основой мировой художественной культуры. Именно с него все начиналось.

Изучение разных направлений устного словесного народного творчества благоприятно сказывается на развитии детей. А именно:

  • расширяет знания об окружающем мире, природе, культуре предков;
  • воспитывает наблюдательность;
  • обогащает словарь на тему, которая изучается;
  • развивает внимание и память;
  • учит бережному отношению к природе.

Хорошо, если ребенок знакомится с фольклором еще в раннем детстве. Сначала в 1-2 года в виде потешек, в 3-4 года в виде загадок, а в 5-6 лет в виде примет, народных песен и других, более сложных жанров. В зимнюю пору с детьми актуально рассматривать тему народных примет на урожай зимой, весной – приметы про весну.

Приметы о весне

В природе все взаимосвязано. Животные и растения являются ее частью, и как никто другой предчувствуют грядущие изменения. Например, муравьи в преддверие дождя закрывают ходы в муравейник.

В народных приметах весной заяц меняет шубку на серую. Увидеть беляка – к позднему потеплению.

Предки научились строить долгосрочные прогнозы по облакам, таянию снега, очередности появления листьев на разных деревьях.

  1. Ранняя весна сулит сильный разлив рек.
  2. Ясень позеленел раньше дуба – жди затяжные ливни, а коль наоборот – близится похолодание.
  3. Грачи вернулись на старые гнезда – весна будет теплой.
  4. Жаворонок летит – тепло будет, зяблик – ожидаются холода и стужа.
  5. Реки весной маловодные – к жаркому лету.
  6. Холодная весна – к дождливому лету с градом.
  7. Дикие утки упитанные – быть весне холодной и долгой.
  8. Летят гуси высоко – талой воды будет мало, а коль низко – много.
  9. Зацвели одуванчики ранней весной – жди лето короткое.
  10. Муравейники оттаивают с юга – лето выдастся прохладным.
  11. Близ деревьев снег тает, оставляя острые края – грядут затяжные ливни.
  12. Ласточки прилетели – жди первой грозы.
  13. Наступление ранней весны обещает и зиму раннюю.

Приметы по месяцам

Про весну существует немало примет. Раньше печатались целые календари-месяцесловы. По ним люди ориентировались, когда пора вспахивать землю, начинать посевные работы, сажать рассаду, какой культурой в этом году выгоднее засадить огород. Это являлось залогом высокого урожая.

  • Март. Частые туманы – к ненастному лету. Гром гремит – к холоду. Дятел стучит – весну позднюю сулит. Облака высоко и плывут скоро – к ясной погоде. Ворона купается в луже – близится потепление (а в апреле – похолодание). Ясно 14 марта – лето пригожее, пасмурно и холодный ветер – весь год будет плохой. Ненастье 18 марта – к частому граду летом. Тепло 22 числа предвещает хорошую погоду еще на 40 дней.
  • Апрель. В начале месяца ветрено – весь июнь будут идти затяжные дожди. Какой погода будет 1 и 8 апреля, такую жди 1 и 8 октября. 7 апреля небо синее, а солнце яркое – лето будет грозовым. Безветренный день 23 числа – грядет жаркое засушливое лето.
  • Май. Майских жуков много, как и журавлей, – к засухе. Ясная теплая погода 6 мая предвещает раннее лето. Ночь на 15 мая теплая, тихая, звездная – лето сухое и жаркое, стоит непогода – зима суровая. Дождь 30 мая обещает дождливое лето.

Старинные народные приметы и пословицы

Раньше приметы не печатались, а передавались из уст в уста. Запомнить и правильно передать их помогала рифма, а некоторые и вовсе превратились в пословицы. Примеры таких примет:

  1. Увидал грача – весну встречай.
  2. Весна да осень – на дню погод восемь.
  3. Март сухой, апрель сырой, май холодный – год хлебородный.
  4. Рано затает – скоро не растает.
  5. Грач на проталину, скворец – на прогалину.
  6. Соловушка защелкал – береза лист пустила.
  7. Лист березы раскрылся полностью – сей картофель.
  8. Апрельский цветок ломает на земле ледок.
  9. Пришел Федул (18.04) – теплый ветер подул.
  10. Кукушка голосит – потепление спешит.
  11. Коли в мае дождь – будет и рожь.
  12. На Мокея (24.05) мокро – все лето мокро, а багровая заря – к лету пожарному.
  13. Майский мороз не выдавит слез.

Игры с использованием примет

Лучший способ проведения занятий для детей – в игровом формате. В детском саду народным приметам о весне можно посвятить целый тематический урок с весенними загадками, пословицами, стихами и хороводами. Будет интересно играть, если приметы рассматривать в контексте признаков наступления весны. Примеры таких игр:

  • Выглянуло солнышко. Взрослый прикрепляет к доске большое солнце с лучиками, а на столе раскладывает картинки с разными природными явлениями, птицами, деревьями. Задача детей определить, какие из картинок являются признаками (приметами) наступления весны. Например, весной прилетают ласточки, стрижи, кукушки, на деревьях набухают почки, расцветают абрикосы, тает снег, реки становятся половодными. Рисунки нужно использовать разные, не только весенние, но и зимние, осенние. Правильные картинки дети по очереди должны прикрепить к лучикам солнышка.
  • Зимой или весной? Детям выдаются по 2 сигнальные карточки голубого и зеленого цвета. Ведущий называет в хаотичном порядке признаки зимы и весны. Услышав весеннюю примету, нужно поднять вверх зеленый сигнал, а зимнюю – голубой. Примеры: сугроб, ласточка, ручеек, сосулька, подснежник, снегирь, лыжи, кораблик, листочки.
  • Весна – она какая? Ведущий предлагает поучаствовать в увлекательной игре и узнать много нового о весне и ее признаках. А расскажут о ней… сами школьники. Перед ними стоит задача по очереди ответить на ряд вопросов, по возможности, не повторяя ответов сверстников. Итак: «погода весной, она какая?», «солнце весной, какое?», «облака весной, какие?», «одежда весной, какая?»
  • Нарисуй весну. Для начала взрослый вместе с детьми перечисляет весенние признаки и приметы: тает снег, появляются первоцветы в лесу, прилетают птицы, солнце светит ярче, и т. д. Затем дошкольники рисуют весну. Побеждает рисунок, на котором изображено больше всего примет.

С детьми в детском саду очень увлекательно искать признаки наступления весны на прогулке на улице. В старшем возрасте, для школьников, рекомендуется прочтение коротких рассказов и стихов о весне. После, на уроке или уже дома ученики пишут свои сочинения о приходе весенней поры, и по каким приметам они его распознали.

В природе все взаимосвязано, каждое погодное явление влечет за собой определенные последствия. Народные приметы о весне дают представление о грядущих событиях и изменениях погоды.

Основанные на многовековых знаниях и наблюдениях предков, многие из них позволяют заглянуть далеко вперед и посеять ту культуру, которая даст богатый урожай. Как часть фольклора, приметы учат любить землю, свою Родину и все живое. Они воспитывают в детях наблюдательность и любознательность.

Освещать тему рекомендуется в старшей группе детского сада и в школе, для закрепления полученных знаний используя игры и творческие задания.

Источник: https://Razvivashka.online/poznavatelnoe/primety-vesny-dlya-detey

Презентация на тему: Весна. Приметы весны »

Слайд-шоу Приметы весны

Составленоучителем – логопедом МБДОУ 68 г.ЛипецкаЛуневой Ириной Алексеевной« Весна. Приметы весны »

Изображение слайда

2

Слайд 2: Цели и задачи урока:

Цель: уточнить и обобщить представления детей о характерных признаках весны, расширить знания детей о весне.

Задачи:-Закреплять представления о весне и её приметах;-Уточнять и активизировать словарный запас по теме;-Совершенствовать навык слогового анализа слов;-Совершенствовать грамматический строй речи;- Развивать связную речь;-Развивать длительную направленную воздушную струю;-Развивать общую моторику, координацию движений ;-Развивать речевой слух, слуховое внимание, зрительное восприятие и внимание, чувство рифмы.

Изображение слайда

3

Слайд 3: Беседа о признаках весны

Отгадайте загадку:Снег и лед на солнце тают,С юга птицы прилетают,И медведю не до сна.Значит, к нам пришла… (весна )Какое сегодня число, день неделии месяц ?Какие весенние месяцы ты знаешь?С чего начинается весна в природе?Назови первые приметы наступающейвесны.Прослушать звуки весныБеседа о признаках весны

Изображение слайда

Изображение для работы со слайдом

Изображение для работы со слайдом

4

Слайд 4: Задания для мелкой моторики

«Следы от капели» – на манке пальчиком ставим точки.«Солнце светит» – выложить из спичек солнечные лучи вокруг жёлтого кружка.«Кто скорее проснётся после зимней спячки?» – разглаживание бумажных комочков.«Дерево »  – выкладывание дерева из палочек разной длины и толщины.«Потекли ручейки» – рисование пальцами ручейка на песке (можно заменить манкой).

Изображение слайда

Изображение для работы со слайдом

5

Слайд 5: Беседа «Весенние месяцы – март, апрель, май»

Весенние месяцы – март, апрель, май.Весной солнце всё выше, светит ярче в голубом безоблачном небе. С крыш свисают сосульки, в полдень, когда солнышко пригревает сильнее, сосульки начинают таять, звенит весенняя капель, бегут, журчат ручейки.

На полянках и пригорках появляются проталины.Реки, озёра и пруды очищаются ото льда. Горячее весеннее солнце растапливает лёд и снег.На деревьях и кустарниках набухают почки и проклёвываются первые листочки.

В лесах, на полях и лугах раскрываются весенние цветы: мать-мачеха, подснежник, медуница.

Изображение слайда

Изображение для работы со слайдом

Изображение для работы со слайдом

Изображение для работы со слайдом

6

Слайд 6: Беседа «Весенние месяцы – март, апрель, май»

Просыпаются после долгой зимы насекомые. Возвращаются после долгой зимы перелётные птицы. Первыми прилетают грачи, затем скворцы, трясогузки, жаворонки.Заканчивается зимняя спячка зверей.

Из берлоги выходит медведица с медвежатами и бродит по лесу в поисках пищи. У остальных животных тоже появляются детёныши.Взрослые звери линяют.Весной у людей много работы. В поле готовят почву для посевов и сеют рожь, ячмень, просо.

в огородах – укроп, морковь, лук.

Изображение слайда

Изображение для работы со слайдом

Изображение для работы со слайдом

Изображение для работы со слайдом

7

Слайд 7: ПОДБИРАТЬ ПРЕДМЕТЫ К ДЕЙСТВИЯМ:

Пришла – весна Плывут – … Дует – … Бегут – …

Изображение слайда

Изображение для работы со слайдом

Реклама. Продолжение ниже

8

Слайд 8: ПОДБИРАТЬ ДЕЙСТВИЯ К ПРЕДМЕТАМ:

Солнце – греет, светит… Облака – … Снег – …

Изображение слайда

Изображение для работы со слайдом

9

Слайд 9: ПОДБИРАТЬ ПРИЗНАКИ И НАОБОРОТ:

Земля – черная, холодная, мерзлая… Солнце – … Птицы – … Чистый, быстрый, звонкий – ручей Яркое, лучистое, теплое – …

Изображение слайда

Изображение для работы со слайдом

10

Слайд 10: ПОДБИРАТЬ СРАВНЕНИЯ:

Синий лед похож на (стекло…) Густой туман – … Пушистые облака – … Сосулька – …

Изображение слайда

Изображение для работы со слайдом

Изображение для работы со слайдом

Изображение для работы со слайдом

Изображение для работы со слайдом

11

Слайд 11: СОСТАВЛЯТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С СОЮЗОМ “ПОТОМУ ЧТО”:

Почему снег тает? Снег тает, потому что…Почему бегут ручьи ?…Почему животные выходят из спячки?Почему перелётные птицы возвращаются с юга?

Изображение слайда

Изображение для работы со слайдом

12

Слайд 12: Подбор слов-действий

Что происходит со снегом весной?… (снег тает, темнеет, оседает).- Что делает солнце весной?… (солнце ярко светит, пригревает, ласкает).- Какие изменения происходят с деревьями?… (на деревьях набухают почки).

Изображение слайда

Изображение для работы со слайдом

13

Слайд 13: Игра «Назови ласково»

Предложите ребёнку назвать предложенные вами слова ласково!Солнце-солнышко, лужа- лужицаДождь- (дождик)         луг- (лужок)Цветок- (цветочек)       земля- (землица)Облако- (облачко)         роща- (рощица)Птица- (птичка)           вода-(водица)Птенец- (птенчик)     дерево-(деревце)Жук- (жучок)               ветка- (веточка)Гнездо- (гнездышко)       капля-(капелька)Трава- (травка)           росток-(росточек)Лист- (листочек) ручей- (ручеек)

Изображение слайда

Изображение для работы со слайдом

14

Слайд 14: Динамическая пауза

Изображение слайда

Изображение для работы со слайдом

Реклама. Продолжение ниже

15

Слайд 15: ПЕРЕСКАЗ ТЕКСТА

ТАЛАЯ ВОДА. Пришла весна. Солнышко греет. Снег тает и текут ручейки. Кругом много воды. Радуются дети – можно пускать по воде лодочки, шлёпать по лужам в резиновых сапогах. Радуются деревья – они попьют талой воды и будут зеленеть и цвести. Радуются грачи – в мокрой земле на полях много червяков. Грачи сыты.

Радуются воробьи – они пьют воду, купаются в лужах и громко чирикают: “Весна пришла!” ОТВЕТЬ НА ВОПРОСЫ: – После какого времени года наступает весна? – Что делает солнышко? – Что происходит со снегом? – Кому нужна талая вода? – Чему радуются дети? – Для чего нужна вода деревьям? – Почему радуются грачи? – Зачем грачам червяки? – Кто купается в лужах?

Изображение слайда

Изображение для работы со слайдом

16

Последний слайд презентации: Весна. Приметы весны »: Урок завершен!

Ознакомьтесь с домашним заданием:1.« Весенняя роща»  – приклеивание вырезанных из бумаги или картона зелёных листочков на рисунок голого дерева.2.

Выучить стихотворение:Звонко с крыши капли скачут, Над окном сосульки плачут. Скачут капли мне в ладошку, И на бабушкину кошку, На ступеньки, на перила. Кошка даже рот открыла. Звонко скачут капли с крыши.

К нам весна идёт. Мы слышим: Кап! Кап! Кап! Кап!

Изображение слайда

Изображение для работы со слайдом

Источник: https://slide-share.ru/vesna-primeti-vesni-350528

Ваш педагог
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: