Согласные буквы ш и с 1 класс

Содержание
  1. Твердые и мягкие согласные звуки: правила и таблицы для детей 1 класса
  2. Твердые и мягкие согласные
  3. Как научить ребенка различать звуки
  4. Запись звуков
  5. Парные и непарные по твердости-мягкости звуки
  6. Всегда твердые и мягкие звуки
  7. Таблица твердых и мягких звуков
  8. Звонкие и глухие звуки
  9. Задания для детей
  10. Непарные твердые согласные звуки
  11. Что такое твердые и мягкие согласные?
  12. Непарные согласные
  13. Звонкие
  14. Глухие
  15. Мягкие
  16. Твердые
  17. Шипящие
  18. Мягкие и твёрдые согласные
  19. Советуем посмотреть:
  20. Правило встречается в следующих упражнениях:
  21. Твердые и мягкие согласные звуки 1 класс: таблица, правило. Ребенок осваивает твердые и мягкие согласные звуки
  22. Какой звук стоит после согласного:
  23. Примеры интересных заданий для выработки навыка различия мягких и твердых согласных
  24. Когда согласные мягкие, а когда – твёрдые?
  25. Закрепляем умение различать гласные и согласные звуки и буквы
  26. Твердый и мягкий знаки
  27. ✍ Угадай-ка
  28. ✍ Выбирай твердые!
  29. ✍ Найди пару
  30. Советы родителям
  31. Твёрдые согласные звуки
  32. Что такое твёрдые согласные?
  33. Парные твёрдые и мягкие согласные
  34. Всегда твёрдые согласные
  35. Согласный звук [Ш], буква Ш. Строчная буква Ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после букв шипящих звуков | Открытые ладони
  36. 1. Организационный момент
  37. 2. Сообщение задач урока
  38. 3. Повторение пройденного
  39. 4. Знакомство с новым звуком [Ш], буквой Ш
  40. 5. Работа с букварём
  41. 6. Работа в прописи
  42. 7. Работа с букварём
  43. 8. Чтение-слушание рассказа В. Драгунского «Заколдованная буква»
  44. 9. Итог урока

Твердые и мягкие согласные звуки: правила и таблицы для детей 1 класса

Согласные буквы ш  и  с  1 класс

Первое знакомство ребенка со звуками и буквами происходит еще в младших классах. К тому времени малыш уже умеет говорить, но еще не понимает, из чего состоит его речь. Многие родители занимаются обучением дошколят дома.

Ребенку достаточно просто объяснить, в чем заключается разница между гласными и согласными, но отличия между твердыми и мягкими звуками не всем даются так легко.

Предлагаем несколько популярных способов обучения, которые в игровой форме помогут ребенку научиться разбираться в этом вопросе.

Перед тем, как приступить к обучению, вы должны объяснить малышу, что из себя представляют разные органы носоглотки, которые необходимо задействовать для произнесения тех или иных звуков.

Твердые и мягкие согласные

Как научить ребенка отличать мягкие звуки от твердых? Начать надо с того, что мягкость и твердость — это характеристика только для согласных звуков. Гласные здесь на подпевках.

Хотя твердость и мягкость для них не характерна, именно их близкое соседство в некоторых словах может повлиять на эти свойства согласных звуков.

Основное отличие между мягкими и твердыми звуками заключается в особенностях их произношения.

Если человек произносит мягкие согласные звуки, то середина его языка приподнимается к небу и перекрывает проход, по которому движется воздух, а кончик слегка выдвигается вперед к зубам. Это дополнительная артикуляция. Сам процесс называется палатализацией.

Малышам знать такие сложности ни к чему, но родителям для расширения кругозора подобный термин может пригодиться. Во время произношения твердых звуков подобное не происходит.

Чтобы самому понять разницу, достаточно произнести на пробу слово, в котором один и тот же звук выступает в роли твердого и мягкого.

Для примера возьмем «перерыв». Произношение первого согласного звука [р’] заставляет язык во рту плясать и подниматься к небу, а вот для второго согласного звука [р] эти кульбиты не нужны.

Родителям легко понять разницу, но как объяснить это ребенку на пальцах? Мы предлагаем пустить в ход фантазию и использовать интересные истории, шпаргалки и простые игры, которые помогут малышам запомнить согласные твердые и мягкие звуки.

Как научить ребенка различать звуки

Дети лучше всего воспринимают информацию, если она подается в игровой форме. Придумайте вместе с ребенком интересную историю, которая поможет объяснить сложные взаимоотношения между твердыми и мягкими согласными звуками.

Когда-то твердые и мягкие звуки жили они дружно. Не было между ними ни вражды, ни ссор, пока однажды амбициозная группа гласных, в которую вошли Е, Ё, Я, Ю и И, не захотела получить власть над всеми. Началась война, которая длилась долгие годы.

А, О, У, Э и Ы сохраняли нейтралитет и предпочли держаться в стороне, потому что никак не могли принять чью-то сторону. Война затягивалась, поэтому гласные решили воспользоваться хитростью.

Они обратились за помощью к мягкому знаку, который собственного звука вообще не имеет, но любит стравливать других между собой.

Эта вредная буква рассказала гласным о месте, в котором прятались согласные, а взамен потребовала ряд привилегий после успешного завершения военной компании. В результате согласные попали в окружение. Группа воинственно настроенных гласных выдвинула им ультиматум и согласным пришлось принять их условия. Война была проиграна и победители с помпой отметили свой успех.

Небольшая группа гласных получила безраздельную власть. Теперь они определяют, каким будет согласный звук: мягким или твердым. Точно такие же права получил и мягкий знак. Он теперь тоже может помыкать побежденными.

Хотя в рядах согласных были и те, кто не захотел мириться с обстоятельствами. Все шипящие вместе с парочкой соратников не подняли белый флаг и ушли партизанить в леса.

Покладистые согласные теперь строго подчиняются законам гласных, а несколько мятежников продолжают вести диверсионную деятельность, хотя и без особых результатов.

Эта незамысловатая история ярко демонстрирует особенности взаимоотношений гласных и согласных звуков. Имена бунтарей, которые мы упомянем дальше, стоит сразу же внести в черный список. За непокорность их до сих пор разыскивают гласные. Табличку с подписью «Разыскиваются» можно закрепить на холодильнике или возле рабочего стола маленького ученика.

Эта подсказка должна постоянно находиться перед глазами ребенка. Остальные согласные, которые подчинились победителям, теперь вынуждены становиться то мягкими, то твердыми в зависимости от своих соседей.

Если за ними стоят гласные буквы Е, Ё, Я, Ю, И или Ь, то они становятся мягкими, потому что теряют волю перед победителями.

Если же к ним на хвост села другая гласная (А, О, У, Э или Ы) или согласная, то они становятся твердым, так как чувствует поддержку.

Запись звуков

В транскрибировании мягкость согласного звука обозначается с помощью добавления к его записи символа ‘. Это апостроф, который встречается в некоторых заимствованных словах.

Например, чтобы обозначить мягкость звука Р в транскрипции необходимо написать [р’]. Твердость звука не обозначается.

В этом нет ничего сложного. Предложите ребенку простое задание. Ему необходимо выписать из группы слов только те, в которых присутствуют мягкие согласные, а затем сделать их транскрипции с апострофом. Всего несколько таких упражнений, и он быстро запомнит, как обозначается мягкость.

Парные и непарные по твердости-мягкости звуки

Согласные создают 15 пар, каждая из которых состоит из мягкого и твердого звука.

[б] – [б’], [в] – [в’], [г] – [г’], [д] – [д’], [з] – [з’], [л] – [л’], [м] – [м’], [н] – [н’], [р] – [р’], [п] – [п’], [ф] – [ф’], [к] – [к’], [т] – [т’], [с] – [с’], [х] – [х’].

Согласные, которые могут образовывать подобные тандемы, называют парными. Непарные звуки — это те самые непокорные мятежники, которые могут быть либо только мягкими, либо только твердыми.

Всегда твердые и мягкие звуки

Теперь пора узнать имена тех самых бунтарей, которые не пожелали сдаваться врагу без боя. Звуки Ч, Щ и Й всегда мягкие, а Ц, Ж, Ш могут быть только твердыми. Это шестерка согласных звуков, которые до сих пор ведут свою тихую войну и не желают подчиняться власти гласных. Не имеет значения, с кем по соседству они оказались. Непоколебимость этих звуков вызывает восхищение.

Таблица твердых и мягких звуков

Все правила собраны в одной табличке. С первого взгляда она может показаться малышу абракадаброй, но после доступных объяснений и внимательного изучения, новый материал перестанет казаться таким уж сложным.

Распечатайте и повесьте эту картинку на видном месте, чтобы ребенок мог учить эти правила в любое удобное время.

Звонкие и глухие звуки

Согласные звуки также классифицируются на звонкие и глухие. Первые состоят из голоса и шума, а вторые — только из шума.

К категории звонких относятся: [Б], [Г], [Д], [Ж], [З], [В], [Й], [Л], [М], [Н], [Р].

В группу глухих входят: [К], [П], [Х], [Ц], [Ч], [С], [Т], [Ф], [Ш], [Щ].

Большинство согласных могут образовывать пары по глухости и твердости:

[Б]—[П][В]—[Ф][Г]—[К][Д]—[Т][З]—[С] [Ж]—[Ш]

Глухие и звонкие согласные легко запомнить с помощью двух предложений:

  • «У ЛьВа и ЖаБы МНоГо ДРуЗеЙ» (Звонкие)
  • «СТёПКа, ХоЧеШь ЩеЦ? — Фу!» (Глухие).

Их можно зазубрить или распечатать запоминайку на отдельной карточке.

Задания для детей

Закрепить выученный материал помогут упражнения. Мы рекомендуем один урок посвятить изучению мягких и твердых согласных звуков, а на втором занятии основной темой сделать глухие и звонкие.

Если вы проводите уроки для дошкольника, то в цветных табличках обозначайте твердые согласные звуки синим, мягкие звуки — зеленым, а гласные звуки — красным цветами.

Так делают в школе, если вы выберете собственные цветовые обозначения, то можете запутать малыша.

Самый простой способ обучения — это использование специальных карточек со слогами и звуками. Можно приобрести уже готовый комплект или сделать их самостоятельно: распечатать и разрезать.

С помощью карточек с буквосочетаниями можно не только разбирать новые темы, но и составлять слова, тем самым расширяя словарный запас ребенка. Эта же методика используется для обучения чтению.

Не забывайте постоянно приводить простые и понятные примеры, которые должны сопровождать каждое новое правило.

Источник: https://orechi.ru/razvitie-rechi/tverdye-i-myagkie-soglasnye-zvuki-pravila-tablitsy

Непарные твердые согласные звуки

Согласные буквы ш  и  с  1 класс

Согласные – звуки, при проговаривании которых воздушный поток в полости рта сталкивается с препятствиями.

В алфавите рассматриваемых букв 21, а соответствующих фонем 36, поскольку буквы формируют звуковые пары: твердые-мягкие, глухие-звонкие.

Глухое звучание у 16 фонем, звонкое – у 20, твердое – у 18, смягченное – у 18. Выделяют согласные звуки, не формирующие пары позвучанию, называемые непарными.

Что такое твердые и мягкие согласные?

Большинство звуков спарены по твердости-мягкости, глухости-звонкости.

Звучание зависит от изгиба языка в ротовой полости. Язык, проговаривая согласные фонемы, поднимается к нёбному углублению: прижимается средней частью при смягченном произношении, кончиком при твердом.

ИНТЕРЕСНО! В учебниках для младших школьников твердые согласные окрашены в синий, мягкие – в зеленый.

Тему парных и непарных согласных звуков, сгруппированных по твердости-мягкости, школьники изучают в 1 классе. Деление на пары позволяет на слух различать схожее произношение: нос – нёс, ложка – лёжка.

Парными называют согласные, звучащие твердо и смягченно: [м] – [м’], [к] – [к’], [д] – [д’]. Согласные, произносимые либо с твердостью, либо с мягкостью, входят в категорию непарных. К примеру, не существует русского произношения [ж’]. Получается, фонема [ж] непарная.

Глухим или звонким становится произношение, определяется включением или отсутствием голоса. При глухом проговаривании воздух шумно вылетает из дыхательных путей, ые связки бездействуют. Проговаривается звонкий звук – задействуются и выходящая изо рта воздушная струя, и ой аппарат.

Многие согласные спарены по глухости-звонкости звучания, но существуют непарные звуки, изучаемые на уроках во 2 классе. В кабинетах начальной школы вывешивают таблицу, наглядно показывающую разделенные парные и непарные согласные: верхняя строчка – звонкие, нижняя – глухие. Для понимания: кот – код, факс – вакса, коса – коза, столп – столб, саша – сажа, кора – гора.

Непарные согласные

Звуков, неспаренных и по глухостии звонкости, и по твердости и мягкости, лишь 4. Остальные непарные входят в одну группу. Поэтому, упоминая о непарных согласных звуках, уточняют категорию из нижеперечисленных.

Звонкие

Звуки, не бывающие глухими, называют сонорными (с латыни термин переводится «зычные»): [л], [н], [м], [р], [й]. Некоторые специалисты не считают [й] сонорной, но подтверждают факт, что фонема звонкая непарная. Причем [й] – из четверки звуков, непарных по обеим категориям: звучащий исключительно звонко, мягко.

Принцип образования перечисленных звонких фонем:

· [л] – выдыхаемая струя натыкается на приподнятый к небной кости язык, обтекает по внутренним стенкам щек;

· [н] – воздушная масса движется по носовым проходам;

· [м] – поток воздуха упирается в сомкнутые губы;

· [р] – язык, поднятый к основанию челюсти, колеблется под вытекающей струей воздуха;

· [й] – язык лежит на нижних зубах, воздух вытекает сквозь растянутые губы.

Глухие

Лишены звонкой пары [х], [ч], [щ], [ц]. Три первых – шипящие.

[Х] звучит и с твердостью, и с мягкостью: химик – художник, хитрец – храбрец.

ВНИМАНИЕ! [Ц] относится к аффрикатам, получающимся при речевом совмещении звуков. Поскольку [т] и [с] глухие, образуемая фонема аналогичная.

Остальные 3 непарных звука – включенные в обе категории:

· [ч] – глухой, мягкий;

· [щ] – глухой, мягкий;

· [ц] – глухой, твердый.

Мягкие

Смягченно произносятся [й’], [ч’], [щ’].

Из-за мягкостизвучания иногда хочется поставить после указанных букв «ь», что грамматически неправильно. В «печке», «сердечке», «дочке» знак-смягчитель между «ч» и «к» не нужен.

Твердые

Твердо выговариваются [ж], [ш], [ц], образуемые выдыхаемой струей при сдвигании языка назад, ближе к небному язычку.

ИНТЕРЕСНО! Славянские предки смягчали [ж], [ш]. У [х], [г], [к] в древней речи не значилось мягкой пары.

После шипящих по правилам грамматики иногда положено ставить «ь». Смягчающая литера при разборе слов играет сугубо поясняющую роль. Подсказывает принадлежность рассматриваемого понятия к определенной части речи – глаголу, существительному в 3 склонении либо наречию: «мышь», «поешь», «наотмашь».

Шипящие

Согласные фонемы [ж], [ш], [ч], [щ] входят в группу шипящих. Название произошло от слуховой ассоциации: воздух при проговаривании выходит из глотки с шипением. К непарным шипящим относятся [ч], [щ].

Выделяют парные и непарные согласные фонемы русского языка, разбитые на 2 группы: глухие-звонкие, твердые-мягкие. Определенные звуки лишены пары в обеих категориях: [й] всегда звучит звонко, смягченно, [ч] и [щ] – глухо, мягко, [ц] – глухо, твердо.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5f1855a964894b337e2b7cf8/neparnye-tverdye-soglasnye-zvuki-5f8a9c975284e336e513a129

Мягкие и твёрдые согласные

Согласные буквы ш  и  с  1 класс

Согласные звуки могут быть твёрдыми и мягкими.

Многие согласные являются парными по мягкости-твёрдости, т.е. в разных словах могут смягчаться или становиться твёрдыми. В транскрипции мягкость согласного показывается значком [ ’ ].

Таблица согласных звуков, парных и непарных по твёрдости/мягкости:

Группы согласныхПарныеНепарные
Твёрдые[б], [в], [г], [д], [з], [к], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф], [х][ж], [ш], [ц]
Мягкие[б’], [в’], [г’], [д’], [з’], [к’], [л’], [м’], [н’], [п’], [р’], [с’], [т’], [ф’], [х’][й’], [ч’], [щ’]

На письме твёрдость согласных звуков обозначается гласными буквами а, о, у, ы, э (которые идут после согласного звука) – парк [парк], рота [рота], пума [пума], крынка [крынка], сэр [сэр].

Мягкость согласных звуков на письме обозначается:

  • мягким знаком ь – мель [м’эл’], пальто [пал’то], письменный [п’ис’м’эный’]
  • гласными буквами е, ё, и, ю, я – пень [п’эн’], свёкла [св’окла], пить [п’ит’], клюв [кл’ув], пляска [пл’аска].

Кроме этого парные по твёрдости/мягкости согласные звуки могут смягчаться и перед некоторыми мягкими согласными – з [з’], с [с’], н [н’], т [т’], л [л’]. 

Например: песня [п’эс’н’а], если[й’эс’л’и], хвостик[хвос’т’ик] и другие.

Также согласный [н’] будет мягким перед согласными буквами ч и щ, при этом мягкий знак между ними не пишется: пончик [пон’ч’ик], гонщик [гон’щ’ик].

Запомни, что согласные непарные по твёрдости-мягкости остаются только твёрдыми или только мягкими (вне зависимости от того, есть ли после них мягкий знак или какая за ними идёт гласная).

Твёрдые непарные согласные всегда остаются твёрдыми.

Например:

[ж] – жара [жара], жёлтый [жолтый’]

[ш] – шар [шар], шью [шй’у]

[ц] – цапля [цапл’а], цирк [цырк]

Мягкие непарные согласные всегда остаются мягкими.

Например:

[й’] – йогурт [й’огурт], мой [мой’]

[ч’] – час [ч’ас], чек [ч’эк]

[щ’] – щука [щ’ука], щель [щ’эл’]

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Советуем посмотреть:

Глухие и звонкие согласные

Алфавит

Гласные звуки и буквы, их обозначающие

Согласные звуки и буквы, их обозначающие

Слог

Ударение

Фонетический разбор

Звуки и буквы

Правило встречается в следующих упражнениях:

1 класс

Упражнение 4, Канакина, Горецкий, Учебник

Упражнение 6, Канакина, Горецкий, Учебник

Упражнение 6, Канакина, Горецкий, Рабочая тетрадь

Упражнение 155, Климанова, Макеева, Учебник

Упражнение стр. 55, Чуракова, Учебник

Упражнение 13, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

Упражнение 26, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

Упражнение 5, Иванов, Евдокимова, Кузнецова, Учебник

Упражнение 5, Иванов, Евдокимова, Кузнецова, Учебник

Упражнение 5, Иванов, Евдокимова, Кузнецова, Учебник

2 класс

Упражнение 193, Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 135, Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 217, Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 55, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 112, Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 126, Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 132, Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 139, Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 143, Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 194, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

3 класс

Упражнение 124, Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 52, Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 39, Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 43, Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 29, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 30, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 25, Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 239, Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 45, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 34, Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, часть 2

4 класс

Упражнение 57, Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 54, Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 174, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2

5 класс

Упражнение 279, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 280, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 310, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 312, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 187, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 193, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

7 класс

Упражнение 481, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 36, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 550, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

© budu5.com, 2020

Пользовательское соглашение

Copyright

Нашли ошибку?

Связаться с нами

Источник: https://budu5.com/manual/chapter/98

Твердые и мягкие согласные звуки 1 класс: таблица, правило. Ребенок осваивает твердые и мягкие согласные звуки

Согласные буквы ш  и  с  1 класс

Самое первое, чему нужно научить ребенка: твердыми и мягкими могут быть согласные звуки, но не буквы.

Типичная ошибка:
Дети путают звук и букву. Помним, что звук – звучит, а буква – это значок, он пишется. Буква не может быть твердой или мягкой, твердым или мягким по произношению может быть только согласный звук.

Иногда  детям удается достаточно легко научиться различать на слух мягкие и твердые звуки.
Но бывает, что это дается с трудом, и в таком случае на помощь придут признаки, по которым можно отличать твердые звуки от мягких.

Какой звук стоит после согласного:

  • Если после согласного звука стоит гласный а, о, у, э, ы – то согласный твердый.
  • Если после согласного стоит гласный и, е, ю, я – то согласный мягкий.

Отработка на примерах:В словах «мама», «нора» – согласные твердые, потому что после них идут «а» и «о».

В словах «лети», «няня» – согласные мягкие, потому что после них идут «е», «и», «я».

  • Если после согласного звучит другой согласный – то первый согласный будет твердым.
  • Есть звуки, которые могут быть только твердыми, и звуки, которые могут быть только мягкими, независимо от того, какой звук слышится и какая буква пишется после них.

Всегда твердые звуки – ж, ш, ц.Всегда мягкие – й, ч, щ.

Распространенным способом выучить эти звуки является простой прием: пишем буквы, передающие эти звуки, в строчку, и подчеркиваем «й, ч, щ». Подчеркивание символизирует подушечку, на которой сидят мягкие звуки. Подушечка мягкая, значит и звуки мягкие.

Примеры интересных заданий для выработки навыка различия мягких и твердых согласных

Демонстрируется картинка или просто список тематических слов, и дается задание выбрать слова с мягкими или твердыми согласными.

Например:

Когда согласные мягкие, а когда – твёрдые?

Запомните:

Всегда мягкие согласные: й, ч, щ. Их транскрипция различается, но принят такой вариант: [j], [ч], [ш’]. Обратите внимание: звуки, которые дают буквы й и ч, записываются без апострофов

Материалы по теме  Театр своими руками

Всегда твёрдые звуки: [ж] , [ш] , [ц].

В случае с остальными согласными – если после них стоят гласные буквы е, ё, ю, я, и или ь, то согласные будут мягкими. Если же следуют гласные А, О, У, Ы, Э, то согласные будут твёрдыми.

Закрепляем умение различать гласные и согласные звуки и буквы

Когда вы объяснили разницу между гласными и согласными звуками и буквами, обязательно закрепляйте сформированный навык. И снова играйте.

  • По дороге из детского сада придумывайте вместе с малышом слова, которые начинаются на заданный звук.
  • Расчертите лист бумаги на клетки, раскрасьте их красным и синим цветом и предложите разложить буквы из разрезной азбуки по «домикам».
  • * Игра «Внимательные ушки». Инструкция простая: «Если слово начинается на гласный – хлопни, на согласный – топни».
  • Придумайте рецепт необычного блюда, ингредиенты в котором начинаются только на определенные звуки.
  • Убирая квартиру, дайте задание сначала убрать все игрушки, начинающиеся на согласные.

Важное условие! Систематичность и спокойствие.

Ваш позитивный настрой позволит не только научить различать гласные и согласные звуки и буквы, но и сформировать желание учиться.

Твердый и мягкий знаки

Важно объяснить первокласснику, что ни Ъ, ни Ь не имеют отношения ни к гласным, ни к согласным звукам. Они лишь помощники, делающие согласный мягким или твердым.

ЪНе имеет звука! Может стоять только между согласной и гласной буквой, как в слове «въезд». Он используется, чтобы показать, что согласный перед ним твёрдый.
ЬНе имеет звука! Указывает на мягкость согласного, предшествующего ему.

✍ Угадай-ка

Пишем таблички с транскрипцией слов. Задача ребенка назвать слово и назвать мягкие звуки. Таблички лучше всего делать яркими и крупными, тогда детям интереснее будет на них реагировать.

Чтобы начать игру выбираются легкие слова: [м`эл]; [мыло]; [л`ук]; [воз]. А в конце можно усложнить задание и дать такие слова: [б`элка]; [лыжн`а]; [кл`он].

Играя, ребенок визуально запоминает обозначение мягких согласных звуков и получает практические навыки использования знаний при письме.

✍ Выбирай твердые!

Игра по аналогии со «съедобное – не съедобное». Чтобы игра заинтересовала внимание детей используется мяч.

Учитель выстраивает детей в круг и произносит слог, если согласный твердый – ребенок ловит мяч, а если мягкий – нет.

После того как ребенок словил мяч, он должен самостоятельно придумать новый слог и бросить мяч другому игроку.
Игра позволяет детям быстрее различать твердость и мягкость согласных звуков.

✍ Найди пару

Детям даются слова с употреблением первой согласной в твердой форме, а ребенок должен придумать слово, в котором первый согласный будет мягким. Например, выдаются слова: рад, лак, мыл, воз.

А дети должны подобрать: ряд, люк, мел, вез (если дети придумают другие слова, но в правильном мягком употреблении согласной, необходимо засчитать как верный ответ). Если ребенок придумает несколько слов, необходимо его похвалить.

Эта игра развивает фантазию ребенка и расширяет его словарный запас, когда дети делятся написанными словами.

Советы родителям

Самый главный совет, который можно дать родителям ребенка, которых беспокоит его развитие, – меньше волноваться. Большинство детских проблем надуманы, особенно если речь идет о первом ребенке.

Если ребенок не понимает разницы между мягкими и твердыми звуками еще дотого, как большинство детей выучат буквы, – это также не повод для беспокойства.

Если же у ребенка не получается научиться отличать звуки в то время, когда другие это делают легко и быстро, а самостоятельно справиться с проблемой не получается, то возможно, эффективнее будет обратиться к специалисту.

В данном случае больше поможет логопед, чем преподаватель языка. Малышу важно не заучить звуки, а научиться их различать. Это можно сделать, только поняв природу происхождения звуков.

Кто, как не логопед, объяснит это во всех деталях и тонкостях, используя большую базу упражнений и опыта.

Еще один важный шаг на пути к пониманию природы звуков – это создание соответствующих условий для учебной деятельности. Часто именно этот фактор не позволяет детям вообще учиться, не то что начать разбираться в звуках.

Мыслительные операции требуют не только наличия учебного дидактического материала, но и подходящего места для занятий.

Те, кто думает иначе, просто недооценивают важность отдельного стола и стула, принадлежащих только малышу.

За собственным рабочим местом кроха не только чувствует себя старше, но и начинает понимать возложенную на него ответственность, а также иначе относится к процессу обучения.

Однако это не значит, что из обучения необходимо убрать элемент игры. Иногда она не менее важна, чем осознание серьезности происходящего. Например, складывать мозаику из тех же цветных карточек удобней и интересней на полу, где можно отлично устроиться на ковре, который также является границей.

Детям вообще очень нужны границы и правила. Они не только дисциплинируют, но и позволяют обрести уверенность в завтрашнем дне и своих силах. Ведь дети знают, что их ждет в пределах этих границ и правил, а также что последует за их нарушением. Уверенность – еще одна важная составляющая успеха!

Ну и самый последний способ самостоятельно выучить твердые и мягкие звуки – это купить или сделать карточки со слогами. Они продаются во всех книжных магазинах.

Это яркие и удобные дидактические материалы, эффективность использования которых подтвердили тысячи родителей и педагогов. Если же у вас нет возможности или желания покупать эти карточки, их можно сделать собственноручно или при помощи ребенка.

Его активное участие в процессе создания позволит ему еще лучше усвоить информацию, что вам и нужно.

Удачного и легкого обучения!

  • http://kinderinfo.ru/tverdye-i-myagkie-soglasnye-zvuki/
  • https://vikiland.ru/articles/hard-and-soft-consonants/
  • http://rastishka.by/articles/kak-nauchit-rebenka-xarakterizovat-zvuki-glasnye-i-soglasnye-tverdye-i-myagkie/
  • https://www.rastut-goda.ru/junior-student/8657-kak-nauchit-rebenka-razlichat-tverdye-i-myagkie-soglasnye-zvuki-1-klass.html
  • https://ChildAge.ru/obuchenie-i-obrazovanie/nachalnaya-shkola/samostoyatelnaya-rabota/tverdyie-i-myagkie-soglasnyie-zvuki-1-klass-tablitsa-pravilo.html
  • https://rebenkoved.ru/obuchenie-rebyonka/kak-nauchit/rebenok-osvaivaet-tverdye-i-myagkie-soglasnye-zvuki.html

Источник: https://malchishki-i-devchonki.ru/kak-nauchit-rebenka-harakterizovat-zvuki-glasnye-i-soglasnye-tverdye-i-myagkie.html

Твёрдые согласные звуки

Согласные буквы ш  и  с  1 класс

Твёрдые соглас­ные — это шум­ные зву­ки, в про­из­но­ше­нии кото­рых отсут­ству­ет допол­ни­тель­ная арти­ку­ля­ция язы­ка по срав­не­нию с мяг­ки­ми соглас­ны­ми.

Узнаем, как отли­чить твёр­дые соглас­ные от ана­ло­гич­ных мяг­ких зву­ков.

Чтобы выяс­нить, что такое твёр­дые соглас­ные, вна­ча­ле вспом­ним, что зву­ки нашей речи каче­ствен­но отли­ча­ют­ся друг от дру­га.

Если звук про­из­но­сит­ся толь­ко голо­сом, а выды­ха­е­мый воз­дух сво­бод­но выхо­дит нару­жу, при­чём меня­ют­ся толь­ко очер­та­ния губ, то воз­ни­ка­ют глас­ные зву­ки [а], [о], [у], [э], [и], [ы].

В обра­зо­ва­нии дру­гих зву­ков участ­ву­ет обя­за­тель­но шум, кото­рый воз­ни­ка­ет, если выды­ха­е­мая струя воз­ду­ха встре­ча­ет на сво­ём пути пре­пят­ствие в виде язы­ка, зубов, губ и пр. Так обра­зу­ют­ся соглас­ные зву­ки, состо­я­щие из шума и голо­са или толь­ко из шума, то есть звон­кие и глу­хие соглас­ные.

Согласные зву­ки раз­ли­ча­ют­ся не толь­ко спо­со­бом обра­зо­ва­ния, сте­пе­нью уча­стия шума и голо­са, но и при­зна­ком твёр­до­сти и мяг­ко­сти. И звон­кие, и глу­хие соглас­ные делят­ся на твёр­дые и мяг­кие.

Что такое твёрдые согласные?

В рус­ской речи соглас­ный звук, обо­зна­чен­ный на пись­ме одной и той же бук­вой, может быть в сло­ве твёр­дым, а в дру­гом — мяг­ким:

  • соло [с о л а] — сера [с’ е р а]
  • тыл [т ы л] — тина [т’ и н а]
  • рама [р а м а] — рябь [р’ а б’]

Чтобы понять, что такое твёр­дые соглас­ные, срав­нив их с мяг­ки­ми.

Мягкие соглас­ные обра­зу­ют­ся с помо­щью допол­ни­тель­ной арти­ку­ля­ции язы­ка. При их про­из­не­се­нии сред­няя спин­ка язы­ка одно­вре­мен­но с основ­ной арти­ку­ля­ци­ей про­дви­га­ет­ся к твёр­до­му нёбу.

Согласные, кото­рые про­из­но­сят­ся с подъ­ёмом язы­ка, явля­ют­ся мяг­ки­ми. Произнесите мяг­кие зву­ки и убе­ди­тесь в этом:

[к’], [c’], [т’], [п’], [р’] и т. д.

Согласные, кото­рые про­из­но­сят­ся с подъ­ёмом язы­ка явля­ют­ся мяг­ки­ми. Соответственно те же соглас­ные, но не име­ю­щие этой допол­ни­тель­ной арти­ку­ля­ции язы­ка, явля­ют­ся твёр­ды­ми.

Твёрдые соглас­ные — это зву­ки, кото­рые про­из­но­сят­ся без подъ­ёма язы­ка к нёбу.

При про­из­но­ше­нии твёр­дых соглас­ных воз­дух выхо­дит более широ­кой стру­ёй, так как язык не выги­ба­ет­ся и не созда­ет допол­ни­тель­но­го пре­пят­ствия, как при арти­ку­ля­ции мяг­ких соглас­ных.

Парные твёрдые и мягкие согласные

Большинство соглас­ных обра­зу­ют меж­ду собой пары по при­зна­ку твёрдости/мягкости. Таких пар в совре­мен­ном рус­ском язы­ке 15.

Каждой бук­ве рус­ско­го алфа­ви­та соот­вет­ству­ют пар­ные твёр­дые и мяг­кие соглас­ные зву­ки:

БукваТвёрдый звукМягкий звук
б[б][б']
в[в][в']
г[г][г']
д[д][д']
з[з][з']
к[к][к']
л[л][л']
м[м][м']
н[н][н']
п[п][п']
р[р][р']
с[с][с']
т[т][т']
ф[ф][ф']
х[х][х']

С помо­щью пар­ных твёр­дых и мяг­ких соглас­ных отли­ча­ют­ся раз­ные по зна­че­нию сло­ва:

  • том­ный — тём­ный;
  • мыло — мило;
  • лук — люк.

В пись­мен­ной речи после твёр­дых соглас­ных пишут­ся бук­вы «а», «о», «у», «э», «ы», а после мяг­ких — «е», «ё», «и», «ю», «я» и «ь».

Всегда твёрдые согласные

Учтем, что в фоне­ти­ке рус­ско­го язы­ка не все соглас­ные обра­зу­ют пары по при­зна­ку твёрдости/мягкости.

Существуют соглас­ные как все­гда твёр­дые, так и мяг­кие.

В рус­ском язы­ке все­гда твёр­дые соглас­ные — это зву­ки [ж], [ш], [ц].

Эти соглас­ные про­из­но­сят­ся толь­ко твёр­до, хотя после них пишут­ся бук­вы «е», «ё», «и»  или мяг­кий знак. В зву­ко­вой запи­си сло­ва (тран­скрип­ции) после этих соглас­ных нико­гда не ста­вит­ся апо­строф.

Сравним, как зву­чат непар­ные твёр­дые соглас­ные.

Всегда твёр­дый соглас­ный [ж]:

  • жаба [ж а б а]
  • жираф [ж ы р а ф]
  • жёл­тый [ж о л т ы й’]
  • за́лежь [з а л’ и ж]

Всегда твёр­дый соглас­ный [ш]:

  • шаги [ш а г’ и]
  • шор­ты [ш о р т ы]
  • шёлк [ш о л к]
  • шипов­ник [ш ы п о в н’ и к]
  • плешь [п л’ э ш]

Всегда твёр­дый соглас­ный [ц]:

  • цара­пи­на [ц а р а п’ и н а]
  • цокот [ц о к о т]
  • цех [ц э х]
  • циф­ра [ц ы ф р а]

При напи­са­нии слов с все­гда твёр­ды­ми соглас­ны­ми поль­зу­ем­ся пра­ви­ла­ми орфо­гра­фии, а не их зву­ча­ни­ем.

Твердые соглас­ные, обо­зна­чен­ные бук­ва­ми «ж» и «ш», пишут­ся толь­ко с бук­вой «и».

В напи­са­нии букв «и» и «ы»  после «ц» обра­тим­ся к пра­ви­лу.

После этих непар­ных соглас­ных не пишут­ся бук­вы «ю», «я», а толь­ко в неко­то­рых ино­стран­ных сло­вах (пара­шют, жюри, бро­шю­ра, Цюрих).

Мягкий знак после твёр­дых шипя­щих слу­жит не для выра­же­ния их мяг­ко­сти, а для обо­зна­че­ния форм слов:

  • суще­стви­тель­ных жен­ско­го рода (ложь,  ветошь);
  • форм 2 лица един­ствен­но­го чис­ла насто­я­ще­го и буду­ще­го вре­ме­ни гла­го­лов (ты рису­ешь, отдашь, спра­вишь­ся);
  • форм пове­ли­тель­но­го накло­не­ния гла­го­лов (вырежь, утешь­те).

Источник: https://RusskiiYazyk.ru/fonetika/tvyordye-soglasnye-zvuki.html

Согласный звук [Ш], буква Ш. Строчная буква Ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после букв шипящих звуков | Открытые ладони

Согласные буквы ш  и  с  1 класс

Методическая разработка урока по обучению грамоте в 1 классе

Лемех Лидия Васильевна, учитель начальных классов МАОУ СОШ № 279 г. Гаджиево Мурманской области.

Задачи урока:

  • познакомить с новой буквой Ш, звуком [Ш];
  • упражняться в чтении слов и предложений с новой буквой.

Оборудование: презентация.

1. Организационный момент

–  Доброе утро, милые друзья!
Новой встрече рада я!

Итак, друзья, внимание:Ведь прозвенел звонок.Садитесь поудобнее,

Начнем сейчас урок.

Учись читать! Учись читать!Важнее нет науки.Тот, кто умеет сам читать,

Совсем не знает скуки.

Итак, урок обучения грамоте. Подарите улыбку друг другу и начнем урок.

2. Сообщение задач урока

Сегодня на уроке познакомимся с новой буквой Ш и её секретами, будем упражняться в чтении слов, предложений с новой буквой.

3. Повторение пройденного

– На какие две группы можно разделить все буквы? (На гласные и согласные.)

– Дайте характеристику гласным звукам.

Ребёнок:

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке баюкать ребенка,

Но не желают свистеть и ворчать.

– Итак, гласные можно петь, они образовывают слог.

– Дайте характеристику согласным звукам.

Ребенок:

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

– На какие две группы можно разделить гласные? (Гласные, которые обозначают мягкость согласного.) Назовите эти буквы. (Гласные, которые обозначают твердость согласного.) Назовем эти буквы!

– На какие две группы можно разделить согласные? (Буквы, которые обозначают звонкий согласный звук и глухой согласный звук.)

– Назовите по схемам-«человечкам» буквы, которые обозначают звонкий согласный звук. (Это наши «девочки» в жёлтых шапочках-колокольчиках.

– Назовите буквы, которые обозначают глухой согласный звук. (Это наши «мальчики», которые носят шапочки-«цилиндр».

4. Знакомство с новым звуком [Ш], буквой Ш

1. Характеристика звука [Ш]

– Рассмотрите рисунки на страничке букваря. Давайте их озвучим.

– Что общего в произношении этих слов (Есть звук [Ш].)

2. Послушайте стихотворение, запомните все слова-предметы, которые начинаются со звука [Ш].

Шуба, шапка, чашка, шар,Шли однажды на базар.Шли пешком, неспешно шли,И шалаш в лесу нашли.Посмотрели на шалаш:

Был ничей, а будет наш.

– Назовите слова, которые начинаются со звука [Ш]. (Шуба, шапка, шар, шли, шалаш.)

– Что общего в произношении этих слов? (Есть звук [Ш].)

3. Игра «Доскажи словечко».

Сегодня всё ликует!В руках у детворыОт радости танцуют

Воздушные…

Если мы растем на ели,Мы на месте, мы при деле.А на лбах у ребятишек

Никому не нужно…

Я рубашку сшила мишке,
Я сошью ему…

Ответ

– Какой звук [Ш] в словах, которые мы произносили? (Твердый.)

– Давайте произнесем звук [Ш] протяжно.

– Что напоминает этот звук? (Как шипит змея, шуршит бумага, шипит масло на сковородке.)

– Вот поэтому звук [Ш] называют еще и шипящим.

– Какой вывод можно сделать о звуке [Ш]? Дайте полную характеристику звуку [Ш]. А поможет вам в этом наша схема-«человечек». (Эта буква обозначает глухой согласный звук. Он всегда твердый, шипящий. Башмачки синего цвета.)

4. Знакомство с печатной буквой Ш

– Как перенести звук [Ш] из мира слышимого в мир видимый? (Позвать букву Ш.)

– Итак, звук [Ш] на письме будем обозначать буквой Ш.

– У каждой буквы есть два образа, два лица. Назовите эти образы. (Печатный и письменный.)

5. Игра «Моя Вообразилия»

– А теперь включаем свое воображение. На что похожа буква Ш? (Расческа, вилы.)

Посмотри на букву Ш –Буква очень хороша,Потому что из неё

Можно сделать Е и Ё.

Ах, табуретка хороша!
Перевернул – и буква Ш.

5. Работа с букварём

– Посмотрите на страницу Букваря. Назовите буквы, которые взялись за руки.

– Почему эти буквы взялись за руки? Почему они подружились? (Эти буквы обозначают глухие согласные звуки.)

– Давайте обуем и оденем наших «человечков».

– Какую шапочку нужно дорисовать каждой схеме-«человечек»? (Цилиндр.)

– Какого цвета будут башмачки? (Синего.)

– Чем отличается схема-«человечек» Ш от других? (Оба башмачка синего цвета.)

– Кто догадался, почему схема-«человечек» Ш держит восклицательный знак? (Это особенная буква! Она всегда обозначает только твердый согласный звук.)

6. Работа в прописи

1. Работа по картинке

– Кто изображен на картинке?

– Как называют того, кто любит пошутить? (Шутник, шут.)

– Назовите по рисунку слова-предметы на букву Ш. (Штаны, шар, шутка, башмаки.)

– Возьмите цветной карандаш и обведите по контуру штанишки шутника, башмаки шутника. Лицо и волосы раскрасьте.

2. Работа по табло

– Из каких элементов состоит буква Ш? (Из трех наклонных линий с закруглением вправо.)

– Какое соединение? (Верхнее.)

– Обведите в табло по образцу букву Ш.

– Пропишите по образцу под табло первую и вторую строку.

– Прочитайте, что говорит шут?

– Что это? (Игра со словами.)

7. Работа с букварём

1. Чтение слогов с буквой Ш

2. Игра со словами

– Дополните слоги так, чтобы получились слова.

Ша – шар, шаг, шалаш, шапка…

Шо – шорты, шоколад, шорох…

Шу – шуба, шум, шутка…

Ши – шишка, ширма, шина…

3. Чистоговорки

– Разучим чистоговорки, чтобы научиться хорошо и правильно произносить шипящий звук Ш.

Ша-ша-ша – мама моет малыша.

Аш-аш-аш – у Марины карандаш.

Шу-шу-шу – я письмо пишу.

Шапка да шутка, вот и наш Мишутка.

4. Чтение первого столбика слов

– Что общего у этих слов? (Состоят из одного слога, начинаются на букву Ш.)

– Прочитайте самое длинное слово в этом столбике. (Шторм.)

– Как понимаете значение слова шторм?

5. Чтение слов второго столбика

– Чем интересна первая пара слов? (Называют большой и маленький предмет.)

6. Чтение слов третьего и четвертого столбиков

– Прочитайте, как называют маленького ребенка, малыша или детеныша животного? (Крошка.)

– Есть у известного поэта В. В. Маяковского стихотворение «Что такое хорошо и что такое плохо?». Оно начинается словами: крошка-сын к отцу пришел и спросила кроха…

– Говорят еще: крошка хлеба, то есть очень маленький, даже малюсенький кусочек.

– Назовите в этом столбике родственные слова. (Крыша, крышка.)

– Назовите корень.

7. Чтение пятого столбика слов

– Что можно сказать про эти слова? (Это родственные слова.)

– Назовите корень в этих словах.

– Кто такой шут? (Это клоун.)

– Кто такой клоун? (Это артист цирка, который в цирке веселит народ, поднимает настроение.)

– Послушайте стихотворение о клоуне.

Я – клоун!Я к зрителям буду спешить!Я – клоун!Я зрителей буду смешить!Пожалуйста, смейтесь!И громче кричите!И все надо мноюДо слез хохочите!Пускай у вас слезыОт хохота льются!..Я очень люблю,

Когда люди смеются!

– Где выступают клоуны? (В цирке.)

– Мы все любим цирк. Там весело и интересно. Играет музыка. Горят разноцветные огни. На арене цирка выступают смешные клоуны, ловкие гимнасты и борцы. Когда на манеже клоуны, в зале всегда царит смех.

– Каких знаменитых клоунов вы знаете? ( Юрий Никулин, Олег Попов.)

– Кого называют шутником? (Это человек, который любит пошутить.)

– Прочитайте слова ШАЛУН, ШАЛУНИШКА.

– Когда говорят ШАЛУН? (Когда ребенок разбалуется, про него говорят: шалун. А можно сказать ласково: шалунишка.)

– Назовите корень.

8. Работа с текстом «Паша шутник»

– Кого изобразил художник на странице Букваря? (Клоуна.)

– Почему вы решили, что это клоун? (Разрисовано лицо, он смеется, штанишки с цветочками, на голове смешная шапка-ушанка, на ногах смешные башмаки, а в руках держит ромашки.)

– Прочитайте заглавие текста.

– Про кого мы будем читать текст? (Про Пашу-шутника.)

  • Чтение текста по предложениям.
  • Беседа после чтения.

– Докажите, что это текст. (Есть заглавие, все предложения связаны по смыслу.)

– Кто же Паша? (Паша – клоун.)

– Какой Паша, раз он шутник? (Веселый, задорный, смешной…)

– Почему он так необычно одет? (Он же клоун, должен смешить людей, поэтому и одет смешно.)

– Что приготовил Паша из ромашек? (Суп-окрошку.)

– Что же такое суп-окрошка? Окрошка – это холодное блюдо из кваса, зелени и мелко нарубленных овощей и мяса.

– Можно ли приготовить суп-окрошку из ромашек? (Нет. Это Паша шутит.)

– А почему окрошка из ромашек, а не из других цветов? (В слове есть буква Ш.)

– Как вы думаете, для чего Паше шишки в кармашках? (Он ими жонглирует.)

– Кто такой жонглер? (Это артист цирка, который подбрасывает и ловит на лету несколько предметов.)

8. Чтение-слушание рассказа В. Драгунского «Заколдованная буква»

– Закройте Букварь, положите его на уголок парты и послушайте юмористический рассказ В. Драгунского «Заколдованная буква».

– Назовите героев рассказа. (Мишка, Аленка, Дениска.) Дениска – это сын писателя Виктора Драгунского.

– А можно ли понять, в какое время года происходит действие? (Зимой, перед новым годом.)

– А можно ли определить по тексту, сколько детям лет? (6, 7 лет.)

– Почему? (Выпадают молочные зубы.)

– Какой звук оказался для всех детей самым трудным? (Звук [ш].)

– А вы поняли, почему дети никак не могли его произнести? (У них выпали молочные зубы.)

– Кто же был прав из ребят? (Никто.)

– Как правильнее сказать: заколдованная буква или заколдованный звук?

– Вам было смешно во время рассказа? (Да.)

– Поэтому рассказ этот называется юмористический.

9. Итог урока

– Скоро прозвенит звонок и закончится урок.

– С каким звуком мы работали на уроке?

– Какая буква присоединилась к нашим схемам-«человечкам»?

Если б мы не потрудились,То ничему б не научились!Сегодня очень вы старались! Молодцы!

И вот – заданий не осталось!

10. Домашнее задание

– Напечатать 5 больших и 5 маленьких букв Ш.

– Раскрасить рисунок в Прописи.

Скачать

Источник: https://open-hands.ru/archives/23767

Ваш педагог
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: