Согласный звук [ш]. буква Ш, ш.. Нахождение буквы среди других букв. Чтение слогов с буквой Ш,ш.

Содержание
  1. План-конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в группе компенсирующей направленности. Тема «Звук и буква Ш»
  2. Тема «Звук и буква Ш»
  3. I. Организационный момент
  4. II. Основная часть.
  5. III. Итог:
  6. Постановка и автоматизация звука Ш: речевой материал, комплекс артикуляционной гимнастики
  7. Причины нарушения произношения звука ш
  8. Постановка звука ш
  9. Правильная артикуляция
  10. Артикуляционная гимнастика
  11. Дыхательная гимнастика
  12. Автоматизация звука ш
  13. Автоматизация звука в слогах, в словах, словосочетаниях, предложениях
  14. Автоматизация в стихах, пословицах, скороговорках, загадках
  15. Игры на закрепление звука
  16. Согласный звук [Ш], буква Ш. Строчная буква Ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после букв шипящих звуков | Открытые ладони
  17. 1. Организационный момент
  18. 2. Сообщение задач урока
  19. 3. Повторение пройденного
  20. 4. Знакомство с новым звуком [Ш], буквой Ш
  21. 5. Работа с букварём
  22. 6. Работа в прописи
  23. 7. Работа с букварём
  24. 8. Чтение-слушание рассказа В. Драгунского «Заколдованная буква»
  25. 9. Итог урока
  26. Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте
  27. Как разместить статью на сайте и получить сертификат к аттестации?
  28. Автоматизация звука [Ш]
  29. 2) Произносить (читать) слова со стечением согласных со звуком [Ш] в начале
  30. 3) Произносить (читать) слоги Ш__А, Ш__О, Ш__Ё, Ш__У, Ш__И, Ш__Е
  31. 4) Произносить (читать) слова со звуком [Ш] в начале слова
  32. 5) Произносить (читать) слова со звуком [Ш] в середине
  33. 6) Произносить (читать) слоги АШ__, ОШ__, УШ__, ЫШ__, ЭШ__, ИШ__, ЕШ__, ЁШ__, ЮШ__, ЯШ__
  34. 7) Произносить (читать) слова со звуком [Ш] в конце
  35. 8) Произносить (читать) слова со стечением согласных со звуком [Ш] в середине
  36. 9) Произносить (читать) словосочетания
  37. 10) Проспрягать предложения
  38. 11) Произносить (читать) предложения
  39. 12) Произносить (читать) чистоговорки
  40. Пушок – шалун
  41. 14) Произносить (читать) стихотворения
  42. Пушок
  43. 15) Произносить (читать) и выучить наизусть стихотворение

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в группе компенсирующей направленности. Тема «Звук и буква Ш»

Согласный звук [ш]. буква Ш, ш.. Нахождение буквы среди других букв. Чтение слогов с буквой Ш,ш.

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в группе компенсирующей направленности (второй год обучения).

Тема «Звук и буква Ш»

Интеграция образовательных областей:

  • «Познавательное развитие»,
  • «Речевое развитие»,
  • «Социально-коммуникативное развитие»,
  • «Физическое развитие».

Цель.

  • Формировать правильное произношение звука [ш],
  • познакомить с буквой Ш.

Задачи:

  • закрепить навык чёткого произношения звука [ш] в слогах, словах, фразе;
  • развивать подвижность артикуляционного аппарата;
  • упражнять в звукобуквенном, слоговом анализе и синтезе слов;
  • упражнять в согласовании слов в предложении;
  • познакомить с буквой Ш, правилом написания слов с «ши»;
  • развивать фонематический слух, память, внимание.

Оборудование:

  • предметные картинки, в названии которых есть звук [ш], индивидуальные зеркала, картинки – символы для выполнения артикуляционных упражнений, ручки, тетради, предметные картинки с изображением воздушного шара, королевства, замка, принцессы Шуток; электронная игра «Сбор урожая», буква Ш, счётные палочки, цветные карандаши, печатная буква Ш на каждого ребёнка.

I. Организационный момент

– Сегодня мы с вами отправимся в сказочное королевство Принцессы шуток. Так её назвали за то, что она любит смех и веселье. Но чтобы попасть в королевство, нужно назвать звуки в словах по порядку: ваш, наш, душ, Маша, шум, наша, каша, шина, Даша, Миша, суша.

– Назовите звук, который чаще других повторялся в этих словах (звук [ш])

– Сегодня мы будем знакомиться с этим звуком во время нашего путешествия по сказочному королевству.

II. Основная часть.

1. Упражнения на расслабление.

– Вот мы и оказались в королевстве. Принцесса шуток, просыпаясь, каждое утро смотрится в зеркало, улыбается и идёт пить чай с вареньем. Сделаем так и мы:

  • «Напряжённая улыбка» — улыбнитесь, напрягая и с силой растягивая губы. Затем расслабьтесь, приоткрыв рот.
  • «Рупор» — приоткройте рот, вытяните губы вперёд, округлив их, расслабьтесь.
  • «Лопатка» — улыбнитесь, положите широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Удерживайте такое положение под счёт до 10.
  • «Вкусное варенье» — улыбнитесь, приоткройте рот, широким передним краем языка оближите верхнюю губу, делая движения сверху вниз. Закройте рот, расслабьтесь.
  • «Чашечка» — улыбнитесь, приоткройте рот, положите широкий язык на нижнюю губу, затем поднимите его к верхней губе, спрячьте «чашечку» в рот. Потом расслабьтесь, положив язык на дно ротовой полости.

2. Д/у «Волшебное заклинание».

– Мы с вами очутились перед воротами замка. Но эти двери не простые, а волшебные. Чтобы их открыть, надо произнести заклинание. Слушайте и повторяйте за мной:

  • ша – шо – ша аш – аш – ош ше – ша – ше
  • ши – ши – шу уш – ыш – уш шо – ше – ша
  • шо – ша – шо ош – аш – ош уш – уш – ша
  • ша – ши – шо уш – ыш – ош иш – аш – иш

3. Д/у «Воздушный шар».

– Но что-то ворота не открываются. Тогда перелетим через них на воздушном шаре. Но сначала надуем его.

Надуваем быстро шарик, Пальцы обеих рук в щепоткеОн становится большим, соприкасаются кончиками.Вдруг шар лопнул, воздух вышел, В этом положении подуть на них,Стал он тонким и худым. пальчики принимают форму шара.Воздух выходит, пальчики принимают исходное положение.

Шо- шо — шо — лететь нам хорошо.

– При произнесении звука [ш] наши губы округляются, вытягиваются вперёд, но воздух имеет преграду, в виде языка. Воздух прорывается сквозь щель и производит шум: «ш-ш-ш».

– Запомните: звук [ш] – согласный, потому что его нельзя петь и тянуть; глухой, потому что при его произношении горлышко не дрожит; всегда твёрдый, поэтому обозначается синим кружочком.

4. Д/и «Подарки для Принцессы».

– Вот мы и очутились в замке. Нас встречает Принцесса. Но в гости принято приходить с подарками. Выберем подарки.

– Рассмотрите картинки: мишка, вафли, шары, щенок, шоколад, печенье, шарф, конфеты, карандаш, мышка, ватрушка, машина, лягушка, собака, подушка, самокат.

– Выберите только те, в названии которых есть звук [ш].

– Что вы выбрали? (мишку, шары, шоколад, шарф, карандаш, мышку, ватрушку, машину, лягушку, подушку)

– А теперь среди этих предметов назовите только те, в названии которых звук [ш] стоит в начале слова (шары, шоколад, шарф).

5. Д/у «Новые слова».

– Принцесса шуток рада вашим подаркам и предлагает с ней пошутить. Замените в слове первый звук на [ш] и получится новое слово:

  • чашка – шашка дар – шар маг – шаг
  • мышка – шишка мыло – шило жаль – шаль
  • Гарик – шарик топот – шёпот сок – шок
  • губы — шубы тапки – шапки кашка – шашка

6. Д/у «Сбор урожая».

– У Принцессы шуток есть волшебный сад, в котором растут деревья. На деревьях уже давно поспел необычный урожай. Помогите собрать урожай в три корзины. В первую корзину соберите предметы с одним слогом, во вторую корзину – с двумя слогами, в третью корзину – с тремя слогами.

Картинки: шуба, шут, шашки, машина, мышь, шляпа, катушка, шар, пушка, лягушка, шарф, шахматы, шина, тушь, шляпа, шиповник.

8. Физминутка.

– Потрудились в саду, устали, отдохнём.Слушай, сказочный народ, собираемся на сход.Поскорее в круг вставайтеИ зарядку начинайте.Потягушки, потянитесь!Поскорей, скорей проснитесь!По коленкам шлёп, шлёп,По плечам теперь похлопай!По бокам себя пошлёпай,Можем хлопнуть за спиной,Хлопаем перед собой.Вправо можем, влево можем,

И крест-накрест руки сложим.

9. Пальчиковая гимнастика.

Раз, два, три, четыре, пять – Хлопки в ладоши.Будем пальцы загибать.Вот большой, вот указательный, Поочерёдное загибаниеБудьте вы теперь внимательны! пальцев рук.Средний мы сейчас загнём,Безымянный позовём.И мизинчик – молодецОпустился наконец!Получились кулачки,Застучали молотки:Тук, тук, тук! Постукивание кулачка о кулачок.

Вы послушайте свой стук!

10. Знакомство с буквой Ш.

а) показ буквы.

– Посмотрите, на замке Принцессы нарисован герб – знак того, что дворец принадлежит ей. Этот герб – буква Ш.

Посмотри на букву Ш –Буква очень хороша,Шура сено ворошил,

Вилы в сене позабыл.

– Звук [ш] на письме обозначается буквой Ш.

– Выложите букву Ш из палочек. Сколько элементов в написании буквы?

– На что похожа буква Ш? Превратите букву в любой предмет, добавив недостающие детали.

б) работа в тетрадях:

– печатание букв Ш ш;- печатание слов под диктовку: каша, пушка, кошка, мишка;

– звукобуквенный и слоговой анализ слов: уши, шишка (знакомство с правилом написания «ши»).

11. Д/у «Мост от замка».

– Нам пора возвращаться, а для этого построим мост от замка Принцессы до детского сада. «Подружите» слова, соберите их в предложение:

Шкаф, вешать, в, Миша, шуба. – Миша вешает шубу в шкаф.Алёша, машина, дедушка, купить.Кушетка, на, отдыхать, дедушка.Маша, каша, кушать.В, писать, Маша, школа, буквы.Алёша, подарить, мишка, плюшевый.Штанишки, Маша, Миша, шить.

Яша, шишка, возить, машина, на.

III. Итог:

– Где мы сегодня побывали?

– С каким звуком и буквой познакомились?

Овчинникова Т.Н.,
учитель-логопед

(2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
 Loading …

Источник: http://LogoPortal.ru/konspekt-12968.html

Постановка и автоматизация звука Ш: речевой материал, комплекс артикуляционной гимнастики

Согласный звук [ш]. буква Ш, ш.. Нахождение буквы среди других букв. Чтение слогов с буквой Ш,ш.

Есть дети, которые не могут произносить слова со звуком “ш”. О таких детках говорят, что они шепелявят. Этот дефект речи может стать причиной насмешек со стороны других детей, ведь при таком звучании слова похожи на шипение, искажается их смысл.

Причины нарушения произношения звука ш

Отсутствие, искажение звука “ш” в речи называют сигматизмом. Если он заменяется другими звуками, например, из слова «шапочка» получается «тапочка», это носит название парасигматизм. Существует 7 причин, почему не происходит автоматизация звука “ш”:

  • Межзубной сигматизм, при котором слова со звуком “ш” получаются с оттенком шепелявости. Объясняется это укороченной подъязыковой уздечкой из-за чего язык не достаёт неба или узостью этого самого нёба.
  • Боковой сигматизм: вместо твердого звука “ш” получается хлопающий. Трудности с произношением возникают из-за открытого бокового прикуса, слабости одной стороны языковой мышц, что возникает при дизартрии у детей.
  • Носовой сигматизм: ребёнку трудно произнести его из-за напряжения в задней спинке языковой мышцы, поэтому получается “х” с носовым произношением.
  • Губно-зубной парасизматизм: “ш” заменяется на “ф”. Малышам с неправильным прикусом трудно выговаривать звук “ш”. Также искажение возникает из-за нарушения фонематического слуха сниженного тонуса языка.
  • Призубной парасигматизм: подмена буквы “ш” на “т”. Причины те же, что и при губно-зубном парасигматизме.
  • Шипящий и свистящий парасигматизм — твёрдые звуки меняются на мягкие или вместо “ш” проговаривается “с”, “з”.

Постановка звука ш

Постановка звука “ш”, а именно — коррекция профиля звука “ш”, зависит от того, по каким причинам это происходит.

Иногда правильная артикуляция звука Ш наступает после визита к ортодонту, который с помощью ортодонтических конструкций расширяет верхнее нёбо, исправляет прикус.

Если с зубами норма или улучшение произношения не произошло после вмешательства стоматолога, нужны логопедические упражнения. В их основе лежит выработка правильного артикуляционного уклада звука “ш”.

Правильная артикуляция

Для постановки звука Ш важно понять, как должен размещаться язык:

  • он должен быть широким с приподнятым переднем краем к верху;
  • между языком и нёбом должна образоваться щель у верхних резцов;
  • в это же время боковые края тесно соприкасаются с коренными зубами верхней челюсти.

Важное условие — абсолютная симметричность языка. Также важно положение губ: они должны складываться воронкой.

Артикуляционная гимнастика

Индивидуальное логопедическое занятие начинается с артикуляционной гимнастики для звука “ш”. Артикуляционные упражнения вызывают у детей восторг. Ставим звук ш, играя:

  • «Бегемот»: широко открыть рот, считать до пяти, затем закрыть.
  • «Лягушка»: растянуть рот в улыбке, не меняя положения зубов.
  • «Трубочка»: вытянуть губы трубочкой, удерживать их.
  • «Блинчик»: широкий расслабленный язык положить на нижнюю губу.
  • “Варенье”: облизывать широким языком в форме чашечки верхнюю губу.
  • “Кисточка”: водить языком по небу, от зубов к горлу.

Дыхательная гимнастика

Поле комплекса артикуляционных упражнений ребенку предлагают выполнить дыхательные упражнение в игровой форме:

  • «Воздушный футбол»: положить на стол ватный шарик и предложить забить гол воздушной струёй из рта. Для этого губы складываются трубочкой, а щёки не участвуют. Перед, как научить ребёнка этому упражнению, нужно придерживать щёки пальцами, чтобы он делал это на одном ровном выдохе.
  • “Бабочка села на цветок”: вырезать из цветного картона цветы и бабочек, соединить их нитью. Сдувать струей воздуха бабочек с цветов.

Автоматизация звука ш

Индивидуальное занятие по автоматизации звука Ш начинается с того, ребёнку предлагают сказать, на что похожа буква Ш, в чём помогут картинки с её изображениями.

Далее занятия по автоматизации строятся в такой последовательности: поставить звук изолированно, затем автоматизация звука Ш в слогах, потом идёт проговаривание слов, предложений со звуком Ш и уже в конце учат логопедические стихи, чистоговорки, скороговорки.

Автоматизация звука в слогах, в словах, словосочетаниях, предложениях

Для дошкольников занятия по постановке звука становятся интересными и ожидаемыми, если логопедическое занятие начать в игровой форме. Например, предложить отыскать букву “ш” на картинке, рассказать забавный стишок про букву “ш”.

  • Автоматизация в слогах начинается из проговаривания тех сочетаний, где “ш” стоит сначала: ша, шо, шу.
  • После освоения идут обратные слоги — аш, уш и т. д.
  • Затем слоги, закрытого и открытого типа, сопряжённые с другими звуками: што, шут, штат.
  • Слова на букву “ш” — следующий этап. Тренировать нужно произношение слов со звуком “ш” в конце и в середине.
  • Звук ш в словосочетаниях.
  • Звук ш в предложениях: начинайте с коротких и продолжайте к более сложным.

Если ребёнок уже читает, в качестве рабочего материала может послужить конспект индивидуального занятия, а именно — его фрагмент со слогами и словами, чтобы он читал их самостоятельно.

Автоматизация в стихах, пословицах, скороговорках, загадках

Есть много забавных стихотворений, потешек, пословиц и скороговорок, которые помогут добиться автоматизации этого звука.

Игры на закрепление звука

У логопедов есть особая тактика в подходе к занятиям: ребёнку предлагают те задания, которые ему нравятся. Играющих детей в разы проще обучить, чем тех, которым скучно.

Предлагаем ряд игр на автоматизацию звука “ш”:

  • «Змейка»: на картинке нарисована змейка, которая хочет попасть в домик. Он находится по другую сторону лабиринта. Задача малыша — помочь змейке доползти домой, ведя пальчиком по лабиринту и проговаривая звук “ш”.
  •  «Помоги мышонку»: сюжет игры — мышонок убегает от кошки. Ребёнку нужно последовательно читать слоги, а потом и слова с буквой ш, чтобы грызун мог убежать от кота. Первый раз делать упор на правильное произношение, а потом можно предложить увеличить скорость бега мышки, читая слоги, слова быстрее.
  • «Логопедические сказки с картинками»: придумать или взять с интернета готовую сказку, где есть множество слов со звуком “ш”. Задача ребёнка — прочитать сказку, верно произнеся звуки.

Источник: https://orechi.ru/razvitie-rechi/postanovka-i-avtomatizatsiya-zvuka-sh

Согласный звук [Ш], буква Ш. Строчная буква Ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после букв шипящих звуков | Открытые ладони

Согласный звук [ш]. буква Ш, ш.. Нахождение буквы среди других букв. Чтение слогов с буквой Ш,ш.

Методическая разработка урока по обучению грамоте в 1 классе

Лемех Лидия Васильевна, учитель начальных классов МАОУ СОШ № 279 г. Гаджиево Мурманской области.

Задачи урока:

  • познакомить с новой буквой Ш, звуком [Ш];
  • упражняться в чтении слов и предложений с новой буквой.

Оборудование: презентация.

1. Организационный момент

–  Доброе утро, милые друзья!
Новой встрече рада я!

Итак, друзья, внимание:Ведь прозвенел звонок.Садитесь поудобнее,

Начнем сейчас урок.

Учись читать! Учись читать!Важнее нет науки.Тот, кто умеет сам читать,

Совсем не знает скуки.

Итак, урок обучения грамоте. Подарите улыбку друг другу и начнем урок.

2. Сообщение задач урока

Сегодня на уроке познакомимся с новой буквой Ш и её секретами, будем упражняться в чтении слов, предложений с новой буквой.

3. Повторение пройденного

– На какие две группы можно разделить все буквы? (На гласные и согласные.)

– Дайте характеристику гласным звукам.

Ребёнок:

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке баюкать ребенка,

Но не желают свистеть и ворчать.

– Итак, гласные можно петь, они образовывают слог.

– Дайте характеристику согласным звукам.

Ребенок:

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

– На какие две группы можно разделить гласные? (Гласные, которые обозначают мягкость согласного.) Назовите эти буквы. (Гласные, которые обозначают твердость согласного.) Назовем эти буквы!

– На какие две группы можно разделить согласные? (Буквы, которые обозначают звонкий согласный звук и глухой согласный звук.)

– Назовите по схемам-«человечкам» буквы, которые обозначают звонкий согласный звук. (Это наши «девочки» в жёлтых шапочках-колокольчиках.

– Назовите буквы, которые обозначают глухой согласный звук. (Это наши «мальчики», которые носят шапочки-«цилиндр».

4. Знакомство с новым звуком [Ш], буквой Ш

1. Характеристика звука [Ш]

– Рассмотрите рисунки на страничке букваря. Давайте их озвучим.

– Что общего в произношении этих слов (Есть звук [Ш].)

2. Послушайте стихотворение, запомните все слова-предметы, которые начинаются со звука [Ш].

Шуба, шапка, чашка, шар,Шли однажды на базар.Шли пешком, неспешно шли,И шалаш в лесу нашли.Посмотрели на шалаш:

Был ничей, а будет наш.

– Назовите слова, которые начинаются со звука [Ш]. (Шуба, шапка, шар, шли, шалаш.)

– Что общего в произношении этих слов? (Есть звук [Ш].)

3. Игра «Доскажи словечко».

Сегодня всё ликует!В руках у детворыОт радости танцуют

Воздушные…

Если мы растем на ели,Мы на месте, мы при деле.А на лбах у ребятишек

Никому не нужно…

Я рубашку сшила мишке,
Я сошью ему…

Ответ

– Какой звук [Ш] в словах, которые мы произносили? (Твердый.)

– Давайте произнесем звук [Ш] протяжно.

– Что напоминает этот звук? (Как шипит змея, шуршит бумага, шипит масло на сковородке.)

– Вот поэтому звук [Ш] называют еще и шипящим.

– Какой вывод можно сделать о звуке [Ш]? Дайте полную характеристику звуку [Ш]. А поможет вам в этом наша схема-«человечек». (Эта буква обозначает глухой согласный звук. Он всегда твердый, шипящий. Башмачки синего цвета.)

4. Знакомство с печатной буквой Ш

– Как перенести звук [Ш] из мира слышимого в мир видимый? (Позвать букву Ш.)

– Итак, звук [Ш] на письме будем обозначать буквой Ш.

– У каждой буквы есть два образа, два лица. Назовите эти образы. (Печатный и письменный.)

5. Игра «Моя Вообразилия»

– А теперь включаем свое воображение. На что похожа буква Ш? (Расческа, вилы.)

Посмотри на букву Ш –Буква очень хороша,Потому что из неё

Можно сделать Е и Ё.

Ах, табуретка хороша!
Перевернул – и буква Ш.

5. Работа с букварём

– Посмотрите на страницу Букваря. Назовите буквы, которые взялись за руки.

– Почему эти буквы взялись за руки? Почему они подружились? (Эти буквы обозначают глухие согласные звуки.)

– Давайте обуем и оденем наших «человечков».

– Какую шапочку нужно дорисовать каждой схеме-«человечек»? (Цилиндр.)

– Какого цвета будут башмачки? (Синего.)

– Чем отличается схема-«человечек» Ш от других? (Оба башмачка синего цвета.)

– Кто догадался, почему схема-«человечек» Ш держит восклицательный знак? (Это особенная буква! Она всегда обозначает только твердый согласный звук.)

6. Работа в прописи

1. Работа по картинке

– Кто изображен на картинке?

– Как называют того, кто любит пошутить? (Шутник, шут.)

– Назовите по рисунку слова-предметы на букву Ш. (Штаны, шар, шутка, башмаки.)

– Возьмите цветной карандаш и обведите по контуру штанишки шутника, башмаки шутника. Лицо и волосы раскрасьте.

2. Работа по табло

– Из каких элементов состоит буква Ш? (Из трех наклонных линий с закруглением вправо.)

– Какое соединение? (Верхнее.)

– Обведите в табло по образцу букву Ш.

– Пропишите по образцу под табло первую и вторую строку.

– Прочитайте, что говорит шут?

– Что это? (Игра со словами.)

7. Работа с букварём

1. Чтение слогов с буквой Ш

2. Игра со словами

– Дополните слоги так, чтобы получились слова.

Ша – шар, шаг, шалаш, шапка…

Шо – шорты, шоколад, шорох…

Шу – шуба, шум, шутка…

Ши – шишка, ширма, шина…

3. Чистоговорки

– Разучим чистоговорки, чтобы научиться хорошо и правильно произносить шипящий звук Ш.

Ша-ша-ша – мама моет малыша.

Аш-аш-аш – у Марины карандаш.

Шу-шу-шу – я письмо пишу.

Шапка да шутка, вот и наш Мишутка.

4. Чтение первого столбика слов

– Что общего у этих слов? (Состоят из одного слога, начинаются на букву Ш.)

– Прочитайте самое длинное слово в этом столбике. (Шторм.)

– Как понимаете значение слова шторм?

5. Чтение слов второго столбика

– Чем интересна первая пара слов? (Называют большой и маленький предмет.)

6. Чтение слов третьего и четвертого столбиков

– Прочитайте, как называют маленького ребенка, малыша или детеныша животного? (Крошка.)

– Есть у известного поэта В. В. Маяковского стихотворение «Что такое хорошо и что такое плохо?». Оно начинается словами: крошка-сын к отцу пришел и спросила кроха…

– Говорят еще: крошка хлеба, то есть очень маленький, даже малюсенький кусочек.

– Назовите в этом столбике родственные слова. (Крыша, крышка.)

– Назовите корень.

7. Чтение пятого столбика слов

– Что можно сказать про эти слова? (Это родственные слова.)

– Назовите корень в этих словах.

– Кто такой шут? (Это клоун.)

– Кто такой клоун? (Это артист цирка, который в цирке веселит народ, поднимает настроение.)

– Послушайте стихотворение о клоуне.

Я – клоун!Я к зрителям буду спешить!Я – клоун!Я зрителей буду смешить!Пожалуйста, смейтесь!И громче кричите!И все надо мноюДо слез хохочите!Пускай у вас слезыОт хохота льются!..Я очень люблю,

Когда люди смеются!

– Где выступают клоуны? (В цирке.)

– Мы все любим цирк. Там весело и интересно. Играет музыка. Горят разноцветные огни. На арене цирка выступают смешные клоуны, ловкие гимнасты и борцы. Когда на манеже клоуны, в зале всегда царит смех.

– Каких знаменитых клоунов вы знаете? ( Юрий Никулин, Олег Попов.)

– Кого называют шутником? (Это человек, который любит пошутить.)

– Прочитайте слова ШАЛУН, ШАЛУНИШКА.

– Когда говорят ШАЛУН? (Когда ребенок разбалуется, про него говорят: шалун. А можно сказать ласково: шалунишка.)

– Назовите корень.

8. Работа с текстом «Паша шутник»

– Кого изобразил художник на странице Букваря? (Клоуна.)

– Почему вы решили, что это клоун? (Разрисовано лицо, он смеется, штанишки с цветочками, на голове смешная шапка-ушанка, на ногах смешные башмаки, а в руках держит ромашки.)

– Прочитайте заглавие текста.

– Про кого мы будем читать текст? (Про Пашу-шутника.)

  • Чтение текста по предложениям.
  • Беседа после чтения.

– Докажите, что это текст. (Есть заглавие, все предложения связаны по смыслу.)

– Кто же Паша? (Паша – клоун.)

– Какой Паша, раз он шутник? (Веселый, задорный, смешной…)

– Почему он так необычно одет? (Он же клоун, должен смешить людей, поэтому и одет смешно.)

– Что приготовил Паша из ромашек? (Суп-окрошку.)

– Что же такое суп-окрошка? Окрошка – это холодное блюдо из кваса, зелени и мелко нарубленных овощей и мяса.

– Можно ли приготовить суп-окрошку из ромашек? (Нет. Это Паша шутит.)

– А почему окрошка из ромашек, а не из других цветов? (В слове есть буква Ш.)

– Как вы думаете, для чего Паше шишки в кармашках? (Он ими жонглирует.)

– Кто такой жонглер? (Это артист цирка, который подбрасывает и ловит на лету несколько предметов.)

8. Чтение-слушание рассказа В. Драгунского «Заколдованная буква»

– Закройте Букварь, положите его на уголок парты и послушайте юмористический рассказ В. Драгунского «Заколдованная буква».

– Назовите героев рассказа. (Мишка, Аленка, Дениска.) Дениска – это сын писателя Виктора Драгунского.

– А можно ли понять, в какое время года происходит действие? (Зимой, перед новым годом.)

– А можно ли определить по тексту, сколько детям лет? (6, 7 лет.)

– Почему? (Выпадают молочные зубы.)

– Какой звук оказался для всех детей самым трудным? (Звук [ш].)

– А вы поняли, почему дети никак не могли его произнести? (У них выпали молочные зубы.)

– Кто же был прав из ребят? (Никто.)

– Как правильнее сказать: заколдованная буква или заколдованный звук?

– Вам было смешно во время рассказа? (Да.)

– Поэтому рассказ этот называется юмористический.

9. Итог урока

– Скоро прозвенит звонок и закончится урок.

– С каким звуком мы работали на уроке?

– Какая буква присоединилась к нашим схемам-«человечкам»?

Если б мы не потрудились,То ничему б не научились!Сегодня очень вы старались! Молодцы!

И вот – заданий не осталось!

10. Домашнее задание

– Напечатать 5 больших и 5 маленьких букв Ш.

– Раскрасить рисунок в Прописи.

Скачать

Источник: https://open-hands.ru/archives/23767

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте

Согласный звук [ш]. буква Ш, ш.. Нахождение буквы среди других букв. Чтение слогов с буквой Ш,ш.

Данный конспект занятия по подготовке к обучению грамоте является одним из конспектов рабочей программы «От звука к букве», составленной мною, учителем-логопедом Сажаевой Н. К.

Рабочая программа по подготовке к обучению грамоте включает в себя 72 занятия и рассчитана на старший дошкольный возраст. За методическую основу был взят «Логопедический букварь» Н. С. Жуковой.

Более пяти лет я занимаюсь с детьми, используя это методическое пособие.

Задачи:

1. Продолжать учить ориентироваться в пространственно-временных категориях «неделя», «время года»;

2. Продолжать формировать умение называть предмет по родо-видовым признакам («одежда»);

3. Продолжать учить приёмам словоизменения, а именно: единственное и множественное число существительных, в том числе отработка множественного числа родительного падежа существительных; уменьшительно-ласкательные суффиксы;

4. Продолжать знакомить детей с понятиями «звук», «гласный звук», «согласный звук», учить называть характерные признаки гласных и согласных звуков, учить различать их между собой;

5. Продолжать формировать умение называть обобщающее понятие;

6. Дать представление о понятии «буква», продолжать учить различать понятия «звук» и «буква»;

7. Дать представление графического изображения буквы Ш, ш;

8. Продолжать формировать умение соотносить изучаемую букву со знакомыми предметами;

9. Продолжать формировать умение выделять на слух заданный звук в различных позициях: начало, середина, конец слова;

10. Продолжать формировать умение придумывать слова на заданный звук и определять местоположение звука в слове;

11. Продолжать формировать умение работать с кассой букв и слогов;

12. Продолжать развивать мелкую моторику пальцев рук с помощью пальчиковых упражнений;

13. Продолжать развивать общую моторику с помощью физических разминок.

Оборудование: предметные картинки ШАПКА, ШАРФ, ШАР, МЫШЬ; «Волшебный мешочек», касса букв, карточки для обозначения звуков, карточки для выкладывания слоговой структуры слова, магнитная доска.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Приветствие. Уточнение дня недели. Проговаривание всех дней недели в прямом и обратном порядке. Рассказ «Дни недели» (хоровое проговаривание).

«Я знаю семь дней недели: это понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота и воскресенье. Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница – это рабочие дни, а суббота и воскресенье – выходные».

Назвать текущее время года и перечислить осенние месяцы.

2. Проверка домашнего задания

  • «Назовите гласные звуки из пройденных» («А, У, О»). «Почему они гласные?» («При их произнесении воздух в ротовой полости проходит свободно. Состоят из голоса. Образуют слог»).
  • «Назовите согласные звуки из пройденных» («М, С, Х, Р»). «Почему они согласные?» («При их произнесении воздух в ротовой полости встречает преграду. Состоят из голоса и шума»).
  • Чтение страницы букваря «Р» (это предыдушая тема занятия).

3.  Объявление темы занятия.

Картинки из «Волшебного мешочка»: ШАПКА, ШАРФ, ШАР, МЫШЬ.

(Слова проговариваются и картинки вывешиваются на магнитную доску).

«Назовите слово, которое обозначает головной убор» («Это шапка»).

«Назовите слово, которое обозначает предмет одежды, надеваемый на шею для удерживания тепла» («Это шарф»).

«Назовите слово, которое обозначает предмет круглой формы, наполненный воздухом» («Это шар»).

«Назовите слово, которое обозначает мелкого грызуна» («Это мышь»).

«Какие картинки можно положить вместе и почему?» («Можно положить вместе шарф и шапку, потому что они – одежда»).

Далее проводится серия игр на словоизменение со словами: шапка, шапка, шар, мышь.

  • Игра «Один-много» («Шапка – шапки»…).
  • Игра «Назови ласково» («Шапка – шапочка»…).
  • Игра «Назови огромный» («Шапка – шапище»…).
  • Игра «Кого/чего не стало»: дети закрывают глаза, а логопед прячет картинку («Не стало шапки»…).

Звук выделяется из звучащей речи. «Какой звук слышится во всех этих словах?» («Звук [Ш]»). «Сегодня на занятии мы познакомимся со звуком [Ш]».

4. Анализ классификационных признаков.

Звук [Ш] гласный или согласный и почему?» («Звук [Ш] согласный, потому что воздух встречает преграду в ротовой полости»).

«Звук [Ш] звонкий или глухой и почему?» («Звук [Ш] глухой, потому что горлышко не поёт – ые связки не работают». Проверить тактильно-вибрационным контролем).

«Звук [Ш[ твёрдый или мягкий и почему?» («Звук [Ш[ твёрдый, потому что язык прямой»).

«Звук [Ш[ твёрдый глухой согласный, обозначаем квадратом синего цвета» (Логопед предъявляет квадрат синего цвета).

5. Развитие фонематического слуха и восприятия.

«Поднимите руку, если услышите звук [Ш]:

в звуковом ряду: а, ш, р, ж, о, м, ш, л, с, ш, р, щ …;

из слогового ряда: ша, аш, са, жа, шу, ща, ач, ши, шо, сы, то, со, ку, шу …;

из слов: сок, шар, корка, шуба, самовар, шапка, Жучка, мышь, жёлудь …».

«Определи место звука в слове» (начало, середина, конец слова): ШАПКА, ШАРФ, МЫШЬ, ШАР.

«Придумайте свои слова с изучаемым звуком и определите место звука в слове» (начало, середина, конец слова).

6. Соотнесение звука с буквой.

Предъявляется карточка с печатной буквой (большой и маленькой). «Звук [Ш] обозначается в русском языке буквой «Ш» (ша)».

Звуки мы слышим и говорим, буквы мы видим и пишем.

7. Анализ образа буквы.

«Большая и маленькая буква «Ш» пишутся одинаково». «Из каких элементов состоит наша буква?». «Проводим три прямые линии сверху вниз на одинаковом расстоянии друг от друга. Внизу проведём одну линию, только слева направо, она соединяет все три линии вместе. Получилась буква «Ш» (логопед сопровождает написание буквы показом на доске).

Физминутка

Шарик

— Надуваем быстро шарик,

(Пальцы собраны в щепотку около рта и постепенно «расширяются»)

— Он становится большой.

(Руки через верх в сторону, описывают круг)

— Шарик лопнул,

(Хлопок)

— Воздух вышел,

(Наклон вниз, присесть)

— Стал он тонкий и худой.

(Встать, прижав руки к туловищу)

Мышка

— Это мама – мышка.

(Погладить голову)

— Она красивая как все мышки.

(Погладить лицо)

— У неё большие ушки,

(Погладить ушки)

— У неё большие глазки,
(Погладить область вокруг глаз)

— У неё мягкие щёчки,

(Погладить щёчки)

— У неё острый носик,

(Погладить нос)

— У неё зубастый ротик.

(погладить губы)

8. Соотнесение образа буквы со знакомыми предметами.

— Шура сено ворошил,

Вилы в сене позабыл. (Г. Виеру)

— На что похожа Ш?

На зубья этого ковша. (В. Степанов)

— Ах, табуретка хороша!

Перевернул – и буква Ш!

«На какие предметы похожа буква «Ш» (ответы детей).

«На какие буквы русского языка похожа буква «Ш» (ответы детей).

«На какие цифры похожа буква «Ш» (ответы детей).

9.  Работа с букварём.

(Страницы 29-30). Чтение речевого материала сначала логопедом, затем – детьми.

Пальчиковая гимнастика

Зимняя одежда

— Мама свяжет дочке

(«Вяжем на спицах»)

— Шарфик

(Провести ладонью по шее и отвести руку за плечо – «перекидывает шарф»)

— И носочки,

(Показать на ноги)

— Шапочку и варежки,

(Показать на голову и кисти)

— Чтоб не мёрзнуть Варюшке.

(Погрозить – покачать указательным пальцем влево-вправо).

(О. Крупенчук)

10. Работа с кассой букв и слогов.

Выложить в кассе букв и слогов:

— большую/заглавную «Ш»;

— маленькую/строчную «ш»;

— АШ – ША – ШАР – ШАРЫ

— ша – Маша

— УШ – ШУ – ШУМ – ШУМЫ

— Шу – Шура

— ОШ – ШО

Слогов столько, сколько гласных.

«Сколько слогов в словах: шар, шары, Маща, шум, шумы, Шура?». Выкладываемые слова сопровождать карточками для обозначения звуков.

11.  Подведение итога.

«Какой звук учили?» (коллективный ответ детей).

«Какой буквой обозначали?»

12.  Домашнее задание.

Чтение страницы букваря (стр. 29-30). Выкладывать заглавную и строчную букву Ш, ш. Придумать слова  изучаемым звуком. Придумать имена для мальчиков и для девочек, в которых есть изучаемый звук. Подумать, на что похожа буква Ш.

Сажаева Надежда Константиновна, учитель-логопед МБДОУ — детский сад № 528, г. Екатеринбург, Российская Федерация.

Статья размещена в авторской редакции

Как разместить статью на сайте
и получить сертификат к аттестации?

Источник: https://planetadetstva.net/vospitatelam/gotovimsya-k-shkole/konspekt-zanyatiya-po-podgotovke-k-obucheniyu-gramote-zvuk-sh-i-bukva-sh.html

Автоматизация звука [Ш]

Согласный звук [ш]. буква Ш, ш.. Нахождение буквы среди других букв. Чтение слогов с буквой Ш,ш.

Звук [Ш] произносится длительно

2) Произносить (читать) слова со стечением согласных со звуком [Ш] в начале

Образец: ш__ляпа, ш__тука

  • шлем
  • шлюз
  • шкаф
  • штаб
  • штат
  • швея
  • шмель
  • шпалы
  • шланг
  • шпиль
  • штука
  • школа
  • шляпка
  • шлюпка
  • штопка
  • шпинат
  • штанга
  • шпагат
  • шпилька
  • шпулька
  • штопать
  • шницель
  • школьник
  • шкатулка

3) Произносить (читать) слоги Ш__А, Ш__О, Ш__Ё, Ш__У, Ш__И, Ш__Е

Звук [Ш] произносится длительно

4) Произносить (читать) слова со звуком [Ш] в начале слова

Образец: ш__аль

  • шина
  • шило
  • шипы
  • шуба
  • шумы
  • шаль
  • шайба
  • шапка
  • шахта
  • шутка
  • шибко
  • шакал
  • шалфей
  • шелуха
  • шинель
  • шумный
  • шипеть
  • шуметь
  • шахматы
  • шампунь
  • шоколад
  • шумовка
  • шиповник
  • шампиньон

5) Произносить (читать) слова со звуком [Ш] в середине

Образец: каш__а

  • наша
  • каша
  • ниша
  • мыши
  • ушиб
  • ваша
  • пишу
  • дышу
  • гашу
  • ношу
  • машу
  • тушу
  • мешок
  • пушок
  • нашёл
  • вошёл
  • пошёл
  • леший
  • петушок
  • мышонок
  • вешалка
  • лошадка
  • кувшинка
  • лягушонок

6) Произносить (читать) слоги АШ__, ОШ__, УШ__, ЫШ__, ЭШ__, ИШ__, ЕШ__, ЁШ__, ЮШ__, ЯШ__

Звук [Ш] произносится длительно

7) Произносить (читать) слова со звуком [Ш] в конце

Образец: ваш__, камыш__.

  • ваш
  • наш
  • душ
  • тушь
  • мышь
  • тишь
  • камыш
  • малыш
  • голыш
  • гуляш
  • финиш
  • мякиш
  • пьёшь
  • идёшь
  • поёшь
  • даёшь
  • льёшь
  • поёшь
  • видишь
  • пилишь
  • купишь
  • копишь
  • валишь
  • делишь
  • шьёшь
  • пишешь
  • шалишь
  • шумишь
  • мешаешь
  • пляшешь

8) Произносить (читать) слова со стечением согласных со звуком [Ш] в середине

Образец: баш__ня

  • башня
  • пашня
  • чашка
  • кашка
  • кошка
  • мошка
  • клюшка
  • окошко
  • плюшка
  • лишний
  • бляшка
  • плошка
  • лягушка
  • бабушка
  • дедушка
  • подушка
  • макушка
  • лукошко
  • ладошка
  • катушка
  • кукушка
  • кадушка
  • избушка
  • малышка

9) Произносить (читать) словосочетания

  • Наша школа.
  • Швейная машинка.
  • Шумные шалуны.
  • Шёлковая шаль.
  • Дашина шапка.
  • Шелуха шиповника.
  • Шутник Мишутка.
  • Шумят камыши.
  • Шпиль башни.
  • Ковш каши.
  • Тушёный шпинат.
  • Шитьё шинели.
  • Наш душ.
  • Пышная плюшка.
  • Душистые ландыши.
  • Наша бабушка.
  • Наш дедушка.
  • Шипы шиповника.
  • Наташины калоши.
  • Большой шмель.
  • Шины для машины.
  • Катушка шёлка.
  • Пшённая каша.
  • Шёлковая штопка.
  • Пушистая шапка.

10) Проспрягать предложения

  • Я мешаю пшенную кашу.
  • Я шью на швейной машинке.
  • Я вешаю шубу и шапку на вешалку.

Образец:

  • Я кушаю шоколад.
  • Ты кушаешь шоколад.
  • Он (она) кушает шоколад.
  • Мы кушаем шоколад.
  • Вы кушаете шоколад.
  • Они кушают шоколад.

11) Произносить (читать) предложения

  • Алеша пошел в школу.
  • Даша шьёт на швейной машинке.
  • У бабушки шёлковая шаль.
  • Лушина шапка упала под вешалку.
  • Наташа и Маша нашли ландыши.
  • В Машиной шкатулке шпульки и катушки.
  • Даша пришила Паше вешалке на шинель.
  • Алёша нашёл волнушки и шампиньоны.
  • Малыши нашли большую шишку.
  • Дедушка купил Алёше шахматы.
  • У кошки ушки на макушке.
  • Вот чашка и кашка, лепёшка и ложка.
  • Маша вышла на опушку и увидела кукушку.
  • Бабушка и Алёнушка пошли гулять, воздухом дышать.
  • Две лягушки-квакушки пошумели на опушке.
  • Нюшка отдохнула на опушке и пошла дальше.
  • Паша и Наташа кушали пшённую кашу.

12) Произносить (читать) чистоговорки

  • Шила в мешке не утаишь.
  • Я по камушкам пошёл, шубу шелковую нашёл.
  • Пыхтит как пышка наш пухлый Мишка.
  • Шапка да шуба – вот наш Мишутка.
  • Метил в лукошко – попал в окошко.
  • Шла кошка у кошки лукошко.
  • Шапкой Мишка шишки сшиб, получил на лбу ушиб.
  • В шалаше шесть шалунов.

Пушок – шалун

Был у Даши кот Пушок. Ушла Даша в школу, а Пушок её дома поджидал. Днём вошла Даша в дом и ахнула! На полу валялись и бабушкина шаль, и папина шапка – ушанка. А мамины шлёпанцы лежали в её шляпе, на шкафу! Кот – шалун сидел под вешалкой и шевелил ушами.

14) Произносить (читать) стихотворения

На окошке Крошку-мошку Ловко ловит

Лапой кошка

Маша кашу не доела, Маше каша надоела. Маша, кашу доедай,

Маме не надоедай.

Кукушка кукушонку Купила капюшон. Надел кукушонок капюшон,

Как в капюшоне он смешон!

Петушок, петушок! Золотой гребешок, Масляна головушка, Шёлкова бородушка! Что ты рано поёшь,

Детям спать не даёшь!

Пушок

Что ты так, Пушок, шипишь? Не большой ты, а малыш. Слышишь шорох? Даже мышь

Поняла, что ты глупыш.

15) Произносить (читать) и выучить наизусть стихотворение

Шум и гомон на опушке, Пляшут шмель и мошки, Шаловливые лягушки Не жалеют ножки. Пляшет мишка от души, Пляшут даже кошки, А мышата – малыши

Хлопают в ладошки.

Источник: https://www.logopeda.net/avtomatik/sh.html

Ваш педагог
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: