Список детской литературы к Великому посту и Светлому Христову Воскресению Весна сливается с постом. Приходит праздник Воскресения

Светлое Христово Воскресение — история праздника

Список детской литературы к Великому посту и Светлому Христову  Воскресению Весна сливается с постом. Приходит праздник Воскресения

Здравствуйте, дорогие читатели. Светлое Христово Воскресение один из всеми любимых праздников. Пасху празднуют по всему свету. Назвать это празднование рядовым было бы неверно, ведь оно является религиозным событием во всемирной истории и ключевым днем в году для всех богомольных христиан.

Любой, кто чтит это торжество, приобретает веру в спасение, ведь Христос возродился. Светлое Воскрешение принято наполнять благими намерениями, с ним взаимосвязано много обрядов и древних традиций. Православная Пасха — это, в первую очередь, торжество возрождения Иисуса Христа, который положил собственную жизнь на служение людям и принял смерть мученика, искупая людские грехи.

Победа над кончиной — главная идейная составляющая этого весеннего праздника.

Праздник Пасха — история возникновения

Предыстория зарождения празднования Пасхи погружается корнями в самую глубину столетий. Лучше всего можно понять торжество, обратившись к Библии. Суть возникновения празднества описана в части под наименованием «Выход». Повествование творится вовремя нахождения еврейского народа под рабским гнетом у египтян, которые отчаянно надеялись на милость Бога и обретение свободы.

Бог услышал евреев и «создал» (послал) им пророка Моисея, через него он творил настоящие чудеса для евреев и беды для египтян.

Египтяне в одну ночь потеряли всех своих младенцев, таким образом Бог наказал фараона Египта за его непослушание и ненависть к еврейскому народу.

В страхе, что беды будут повторяться снова и снова, фараон изгнал евреев из страны, но тут, же смени свое решение и приказал настигнуть беглецов.

Евреи дошли до самых берегов Красного моря, к тому моменту как их настиг фараон, перед ними была только вода, но Бог и тут не кинул их, он развел воду и пропустил людей вперед, а фараона похоронил под морем. С этих времен иудеи справляют Пасху как избавление от египетского рабства.

Но, на этом хроника возникновения Пасхи не заканчивается. Через много столетий после произошедшего события на израильтянской земле появился на свет Спаситель планеты от рабства ада над душами, человеческими.

Евангелия гласит, что рожденный от девы Марии, Иисус в возрасте 30 лет начал проповедовать среди людей заповеди Господни. Через три года он был распят в кресте, на горе-Голгофе. Это произошло после еврейской пасхи в пятницу. Христос был распят за грехи мира.

Впоследствии смерти, воскресения и вознесения Христов день праздновали на следующую неделю после иудейской Пасхи. Так происходило до момента раскола церкви на христианскую и католическую.

В наши дни каждая из трех Пасх имеет свои традиции празднования. Но от этого радость самого празднования не стала меньше. Сейчас для каждого народа Пасха своя, личная, но в то же время, и общая.

Традиции и обычаи на Пасху

У православных славянских народов была масса традиций и, в том числе — и относящихся к празднику Пасхи. Включая Чистый четверг, приготавливались к торжественному столу, малевали и расписывали яйца.

За давними обычаями крашеные яйца клали на нежную проросшую растительность овса или пшеницы, которую намеренно проращивали к праздничному дню.

С четверга уже начинали изготавливать пасхи, пекли пасхи, бабки, блинчики с изображением небольших крестов, петушков, курочек, голубей, а также медовые пряники.

Пасхальные пряникички отличались от традиционных тем, что были украшены изображениями баранчиков, зайцев, петушков и других животных.

А также в Чистый четверг, было принято приводить в порядок не только себя, но и свой дом. Многие в данный период прибирались в жилище и окуривали ее ветвями.

Считалось, что дым можжевельника может защитить человека от болезней и бесов. В ночь четверга на стол выставляли хлеб и соль. Последнюю было принято святить.

Пасхальный стол

Пасхальный стол выделялся своим богатством он был вкусным и очень красивым. В зажиточных домах на стол подавали 48 разнообразных блюд, именно столько дней длился пост.

Пасхи приукрашивали рукодельными цветами, их изготовление всегда было занятным делом особенно для детей. Цветы вырезали из многоцветной бумаги, ими же украшали праздничный стол, иконы и в целом все жилище. В доме обязательно зажигали свечи и делали его ярче.

Пасхальные развлечения

Среди пасхальных развлечений больше всего захватывали забавы с покрашенными яйцами. Их катили по земле или в специальных лотках, а такжецокались яйцами друг о друга. Всю неделю после Пасхи любой человек мог забраться на колокольню и начать бить в колокола. Колоколу зачастую причисляли волшебное значение.

Всю неделю стол оставался накрытым, к столу приглашали любого вошедшего в жильё, угощали едой и особенно чтили больных, нищих и бездомных.

История пасхальных яиц — символа праздника

Самой распространенной приметой Пасхи является яйцо знак возрождения всего живого. Обычай красить яйца и делиться ими, связана с Воскресением Христовым. Мария Магдалина, шедшая по миру с проповедями, пришла к римскому императору Нерону, который мучил христиан с небольшим подношением.

Она даровала ему крашеное яйцо со словами «Христос воскрес!». Поговаривают, что именно с тех самых времен на Пасху красят яйца и называют их крашенками.

Некоторые мастера подходят творчески к процессу покраски яиц они наносят на них всевозможные узоры и надписи такие яйца называют писанками.

У каждого мастера узор — это его определенные мысли, свой язык, загадочный текст, который может остаться не до конца разгаданным даже для тех, кто посвятил всю жизнь изучению писанок.

В различных культурах существует образ яйца, в котором зарождается жизнь. Таким образом, писанки дарили в знак примирения, желая здоровья, красоты и урожая. Их закапывали в землю или клали под улей.

Писанка имела еще одно значение нанесенных на нее символов, поэтому ее, никогда не варили. В обрядах писанка имела большее значение, чем крашенка.

Крашенка это вареное яйцо, закрашенное в однотонный цвет. Чаще всего хозяйки красят их в луковых очистках и натуральных природных красителях. Крашенки едят одними из первых, их используют в играх.

Писанки — это неваренные яйца с нанесенным на их поверхность маленьким рисунком или узором. Традиционно их красят в три или четыре цвета. У многих народов мира сохранился обычай использовать яйца в Пасхальных празднованиях.

Зачем идти в церковь на этот праздник и что ждет верующих?

Даже во времена гонений церкви в день воскресения Христа люди чтили традиции. Власть Советов всячески пыталась оградить своих граждан от участия в церковных таинствах, но люди не переставали массово идти в немногочисленных храмы, чтоб почтить традиции.

В церковь шли все, старые люди, несмотря на возраст и усталость стояли раннюю службу и шли домой, чтоб принести корзинку со свячеными яствами семье. Обязательно нужно правильно собрать пасхальную корзинку.

В дни, когда церковь полностью открыта, трудно представить на какой подвиг шли люди. Сейчас не преследуют за веру и чтение традиций. Идти на службу или нет, это выбор каждого человека.

Сегодня принято идти в церковь на службу, в ночь на воскресенье. Именно эта служба знаменует начало Пасхи.

Богослужение проходит целую ночь, нередко люди берут с собой в церковь даже маленьких детей. Все стоят в ожидании священника, который проходит по кругу и поливает святой водой не только корзины с едой, но и самих людей.

Освящение еды и других вещественных предметов христианина это древнейший обычай. Освящая вещь, мы посвящаем ее Богу, просим его благословения. В XX веке все, что готовила на Пасху хозяйка, обязательно несли в церковь, там оставляли десятую часть для нуждающихся людей.

Благодатный огонь

В православных церквах перед началом пасхальной службы люди ждут благодатное пламя от храма гроба Господня. Огонь прибывает из Иерусалима и разносится по всем храмам.

Пришедшие на ночную службу люди могут зажечь свои свечи от огня, а после отнести их горящими к себе в дом, где он может пылать целый год.

На пасхальной службе можно наблюдать пышно убранных священников. Людям, которые надумали идти в церковь также нужно одеться скромно и обязательно опрятно.

Логическое окончание

Каждый народ смотрит под разным углом на праздник Пасхи. Люди верят, что в этот день в толпе можно увидеть Бога. Православная Пасха — это праздник Воскресения не только Христа, но и природы в целом.

Взрослые люди в день праздника выходят на улицу и наблюдают за тем, как радостно играет лучами солнце. Со дня пасхи природа начинает ликовать. Весна буквально читается во всем, солнце припекает, температура воздуха повышается. Распускаются цветы и деревья.

Если люди на Пасху дарят друг другу поцелуй, это значит, что в перспективе они будут счастливы. Праздник радует детей веселыми играми и развлечениями.

На Пасху люди поздравляют друг друга независимо от того были ли они знакомы раньше. В этот день церкви звонят в колокола, не прекращая, а внутри их поет хор.

С каждым годом становится намного важнее сохранить обычаи и ритуалы для будущих поколений. Это очень важный праздник для христиан и его нельзя забыть.

Приучать праздновать пасху маленьких детей необходимо уже сейчас их можно вовлекать в процесс приготовления куличей или росписи яиц. История возникновения Пасхи уходит вглубь веков.

Важно рассказывать, откуда возникла традиция игр с яйцами, почему на праздничном столе так много еды и в чем смысл самого праздника.

Пасха один из самых великих и самых загадочных праздников. Встречая Пасху люди, отправляются на ночную службу, а после нее всей семьей наблюдают рассвет.

Это событие для каждого радостно еще тем, что с приходом Пасхи заканчивается пост. Для многих соскучившихся по вкусной еде это событие настоящий праздник.

Источник: https://blog.altaimag.ru/svetloe-khristovo-voskresenie-istoriya-prazdnika/

Воскресение христово – древо

Список детской литературы к Великому посту и Светлому Христову  Воскресению Весна сливается с постом. Приходит праздник Воскресения

Статья из энциклопедии “Древо”: drevo-info.ru

Икона Воскресения Христова

Пасха, Светлое Христово Воскресение

Этот величайший праздник [1] стоит особняком в ряду церковных праздников. Как поется в пасхальном каноне, это – “Праздников Праздник” и “Торжество Торжеств”.

Светлый праздник Воскресения Христова наименован Пасхой по внутреннему соотношению с ветхозаветным праздником Пасхи, который, в свою очередь, так был назван в воспоминание того события, когда при исходе евреев из Египта ангел, погублявший первенцев египетских, видя кровь пасхального жертвенного агнца на дверях еврейских жилищ, проходил мимо (евр. “песах” – букв. “переход”, пер. “избавление”), оставляя неприкосновенными первенцев еврейских. Сообразно с этим ветхозаветным воспоминанием и Праздник Воскресения Христова, обозначая прохождение от смерти к жизни и от земли к небу, получил наименование Пасхи.

Значение Воскресения Христова

Воскресением Господа Иисуса Христа из мертвых завершился Богочеловеческий подвиг спасения, воссоздания человека. Воскресение явилось свидетельством того, что Иисус Христос есть истинный Бог и Господь, Искупитель и Спаситель.

Христос умер плотию, но плоть Его соединена в одну Ипостась неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно с Богом Словом.

Христос воскрес, ибо смерть не могла удержать в своей власти тела и души Христовых, находящихся в ипостасном единстве с Источником вечной жизни, с Тем, Кто по Своему Божеству есть Воскресение и Жизнь.

В Домостроительстве спасения Воскресение Христово есть явление Божественного всемогущества: Христос по смерти Своей сошел во ад, “яко восхоте”, ниспровергнул смерть, “яко Бог и Владыка”. Воскрес тридневен и с Собой воскресил Адама и весь человеческий род от адовых уз и тления. Сломив врата (твердыню) смерти, Христос показал путь к жизни вечной.

Иисус Христос воскрес, как начаток умерших, перворожденный из мертвых (Кол. 1, 18). Воскреснув, Он освятил, благословил и утвердил общее воскресение всех людей, которые восстанут от земли во всеобщий день воскресения, как из семени вырастает колос.

Воскресение Господа Иисуса Христа свидетельствует, что Он воистину есть Сын Божий – “воскрес яко Бог”. Оно открыло славу Его Божества, сокровенную до того под покровом уничижения.

Тело Иисуса Христа восстало во славе. В Нем совершается великое и спасительное новотворческое действие. Он в Себе Самом обновляет наше естество, подпавшее тлению.

Сошествие Христа в ад, храм Христа Спасителя, г. Москва

Воскресением Господа завершается победа над грехом и его следствием – смертью. Ниспровергнута смерть.

Отвергнуто, осуждено древнее осуждение смерти. Расторгнуты узы ада, и мы избавлены от адова мучительства.

Смерть после Воскресения Христова не обладает благочестно жившими и умершими, ибо Христос предразорил державу (власть) смерти Своей смертью и подал жизнь в Воскресении.

Христос воскрес, победив смерть. Но и после Его Воскресения смерть в человечестве временно еще продолжает уносить свои жертвы. Но она только переплавляет сосуды нашей души – тела для воссоздания в день воскресения в новом, духовно обновленном виде.

И так как плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия и тление не наследует нетления, то наша душевно-телесная жизнь есть только зерно для посева, которое должно согнить – в смерти, чтобы дать колос – новую жизнь. Наше тление в смерти есть путь к нетлению.

Как Христос умер по плоти и ожил духом, так и мы освобождаемся Им от закона греха и смерти по закону духа и жизни в Нем (Рим. 8, 2).

Через Свое Воскресение Христос соделал нас победителями смерти, и жизнью во Христе мы получаем предначатки дарованного Его воскресением бессмертия нашему смертному естеству: “Никто же да убоится смерти, – восклицает святой Иоанн Златоуст – свободи бо нас Спасова смерть”.

Поэтому так восторженна душа христианина в день Святой Пасхи: спасительная и светозарная ночь Воскресения Христова является провозвестницей будущего дня общего воскресения. Это – поистине Пасха великая, Пасха, двери райские нам отверзающая, ибо проходит смерть, являются нетление и вечная жизнь.

История праздника

Пасха есть древнейший праздник христианской Церкви. Он установлен и праздновался уже в апостольское время. Вероятно, круг праздников Древней Церкви до I века исчерпывался Воскресным днем. Едва ли в словах ап. Павла: «Пасха наша за ны пожрен бысть Христос; тем же да празднуем не в квасе ветсe» (1 Кор.

5, 7-8) можно видеть указание на христианскую Пасху в противоположность иудейской. Скорее такое указание можно видеть в той тщательности, с которой св. Иоанн Богослов отмечает совпадение смерти Христовой с еврейской пасхой (Ин. 19, 4; Ин 18, 28. Ср. Ин 13, 1).

Настойчивость, с которой христианское предание всегда относило к самим апостолам учреждение Великого поста, позволяет искать по крайней его зачатки в том времени.

Возможно, что слова Спасителя: «Егда же отнимется у них жених, тогда постятся», приводимые Тертуллианом в качестве возможного основания Великого поста, были поняты в этом смысле и самими апостолами и побуждали их ежегодно освящать постом, который они вообще любили (Деян.13,2), день смерти Господней.

Так как этот день приходился на еврейскую пасху, то, когда соблюдение еврейских праздников прекратилось у христиан, последние легко могли прийти к мысли освящать постом именно день еврейской пасхи в воспоминание смерти Христовой. В виде такого поста и существовала первоначально Пасха Христова, как видно из свидетельства о ней св. Иринея Лионского (II в.).

Явление Христа ученикам в селении Эммаус, Трапезная церковь, Киево-Печерская лавра

Даже в III в.

христианская Пасха сводилась к посту, была «Крестной Пасхой», наравне с которой тогда едва лишь начала выступать в качестве самостоятельного праздника Пасха Воскресения — под видом торжественного прекращения пасхального поста.

Этот пост во времена апостолов, вероятно, одни оставляли в самый день еврейской пасхи, а другие — в следующее за ней воскрeсeниe.

По свидетельству Сократа (V в.), христиане, совершавшие праздник Пасхи в 14-й день месяца нисана (т. е.

в один день с евреями), утверждали, что это им передано от апостола Иоанна, а праздновавшие Пасху в следующее за еврейской пасхой воскресение говорили, что свое обыкновение они получили от апп. Петра и Павла.

«Но ни те, ни другие, – замечает древний историк, – не могут представить на это письменного свидетельства» [2].

В этом отношении важен отрывок из письма св. Иринея, еп. Лионского, к римскому еп. Виктору, сохраненный Евсевием Кесарийским. Он проливает свет на первоначальный характер праздника Пасхи. Послание написано по поводу споров о времени празднования Пасхи, начавшихся еще при св.

Поликарпе, еп. Смирнском (+167 г.), вызвавших ряд соборов и продолжавшихся еще с большей силой при св. Иринее (+ 202 г.). Споры касались вопроса: праздновать Пасху вместе с иудейской (в 14 – 15 день первого весеннего лунного месяца) или же в первое за этим днем воскресение.

Отрывок из текста св. Иринея показывает, что спор о времени Пасхи возник потому, что к этому времени постепенно стал меняться характер самого праздника, взгляд на него.

Если раньше на Пасху смотрели как на пост в честь смерти Спасителя, умершего именно в день еврейской пасхи, то теперь хотели соединить с ней и радостное воспоминание о Воскресении Христовом, что не могло сочетаться с постом и более подходило не какому-либо дню недели, на который приходилась еврейская пасха, а дню воскресному.

В Риме Пacxa Христова очень рано стала приобретать такой характер, тогда как в Малой Aзии жизнь церковная двигалась не с такой быстротой, и дольше сохранялся первоначальный древний взгляд на Пасху. Поэтому епископы Запада и Востока просто не понимали друг друга.

Воскресение Христово

Св. Ириней Лионский писал: «Разногласят не только о дне, но и о самом образе поста (ясное указание, что „день”, т.е. Пасхи, чтился, праздновался именно постом – прим. М.

Скабаллановича); именно одни думают, что нужно поститься только один день, другие два дня, иные еще больше; некоторые же исчисляют этот день свой в 40 часов дневных и ночных. Такое различие в соблюдении произошло не в наше время, но гораздо прежде у наших предков, которые вероятно не соблюдали в этом большой точности и простой, частный свой обычай передавали потомству.

Тем не менее все они сохраняли мир, и мы живем между собою в мире, и разногласием касательно поста (опять не „праздника”) утверждается согласие веры» [3].

К этому отрывку из св. Иринея Евсевий присоединяет рассказ его о cпopе касательно Пасхи при св. Поликарпе, когда, во время посещения последним римского еп.

Аникиты, выяснилось разногласие их как по этому вопросу, так и по другим, то «оба они и касательно других предметов не много спорили между собою, но тотчас согласились, а об этом вопросе и спорить не хотели, п. ч.

ни Аникита не мог убедить Поликарпа не соблюдать того, что он всегда соблюдал, живя с Иоанном, учеником Господа нашего; ни Поликарп не убедил Аникиту — соблюдать, ибо Аникита говорил, что он обязан сохранять обычаи предшествовавших ему пресвитеров».

После св. Поликарпа защитником малоазийской практики относительно времени Пасхи был Мелитон, еп. Сардийский, написавший «Две книги о Пасхе» (ок. 170 г.). Противниками ее (литературными) явились Аполлинарий, еп. Иерапольский, Климент Александрийский и св. Ипполит, еп. Римский.

В Палестине, Риме, Понте, Галлии и Греции состоялись соборы, высказавшиеся за римскую практику. Папа Виктор (ок. 196 г.) грозил малоазийцам отлучением. Упомянутое послание св. Иринея и имело целью примирить враждующих. Повидимому, спор продолжался до Никейского собора (325 г.

), принявшего римскую практику, как повсеместную. Соборное определение о Пасхе до нас не дошло.

С древнего времени Православные Поместные Церкви определяют дату празднования Пасхи по так называемой александрийской пасхалии: в первое воскресенье после пасхального полнолуния, в пределах между 22 марта и 25 апреля.

В 341 году Антиохийский Собор повелел отлучать от Церкви «совершающих пасху вместе с иудеями» (1 правило). Обычай же поститься на Пасху обличает еще и св. Иоанн Златоуст.

Пасхальное богослужение

Явление Христа Марии Магдалине после воскресения, А. Иванов, 1835 г.

Божественной славе Воскресшего Господа и величию светлого праздника Пасхи соответствует высокая и особенная торжественность, которой сопровождаются богослужения в первый день Пасхи и во всю Светлую седмицу. Со времени апостольского Церковь совершает пасхальное богослужение ночью.

Подобно древнему избранному народу, бодрствовавшему в ночь своего избавления от египетского рабства, и христиане бодрствуют в священную и всепразднственную и спасительную ночь Светлого Воскресения Христова.

См. также

  • Триодь Цветная
  • Пасхалия
  • Иудейская пасха

Литература

  • Подборка литературы на тему Пасхи
    • http://www.zavet.ru/kalendar/pasxa/

Использованные материалы

[1]  Пасха – самый главный праздник в Православии, у католиков и протестантов самый главный праздник – Рождество. [2]  Сократ. Церковная история. V. 22 [3]  Евсевий. Церковная история. V. 24

Источник: https://drevo-info.ru/articles/214.html

Великий пост в 2021 году. 15 марта – 1 мая

Список детской литературы к Великому посту и Светлому Христову  Воскресению Весна сливается с постом. Приходит праздник Воскресения

  • Статьи и книги о Великом посте
  • Трансляция из храма

Подготовительный период к Великому посту

(с 21 февраля; завершается Прощёным воскресеньем, 14 марта).

Неделя о мытаре и фарисее (Лк.18:10-14) – 21 февраля.

Седмица «сплошная» (нет поста в среду и пятницу) (22 февраля – 27 февраля).

Неделя о блудном сыне (Лк.15:11-32) – 28 февраля.

• Вселенская родительская (мясопустная) суббота – 6 марта.

Неделя мясопустная (последний день вкушения мяса),

о Страшном суде (Мф.25:31-46) – 7 марта.

Седмица сырная (масленица), «сплошная» (8 марта – 13 марта).

Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощёное воскресенье (Мф.6:14-21) – 14 марта.

1. Святая Четыредесятница

• Чистый понедельник, начало Великого поста – 15 марта.

• В первые четыре дня первой седмицы Великого поста (с понедельника по четверг, 15 марта – 18 марта) за вечерним богослужением читается Великий (Покаянный) канон, произведение гениального византийского гимнографа святителя Андрея Критского (VIII в.).

Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия – 21 марта.

Неделя 2-я Великого поста. Святителя Григория Паламы, архиеп. Фессалоникийского (Солунского) (†1359 г.) – 28 марта.

Неделя 3-я Великого поста. Крестопоклонная (Мк.8:34–9:1) – 4 апреля.

Неделя 4-я Великого поста. Преп.Иоанна Лествичника (VI в.) – 11 апреля.

• Мариино стояние (чтение Великого канона свт. Андрея Критского, пол­но­стью, с чтением жития преп. Марии Египетской) – 15 апреля, четверг (реально совершается накануне – 14 апреля, в среду вечером!).

• Похвала Пресвятой Богородице. Суббота Акафиста – 17 апреля. Это един­ствен­ный акафист, предусмотренный церковным Уставом; причём его пение совершается также только один раз в году – в субботу пятой седмицы Великого поста (реально поётся накануне, в пятницу вечером – 16 апреля).

Неделя 5-я Великого поста. Преп. Марии Египетской (VI в.) – 18 апреля.

• Седмица 6-я Великого поста, иначе – «седмица вáий» (в переводе с греческого – «седмица пальмовых ветвей») – 19 апреля – 24 апреля.

• В пятницу седмицы вáий, 23 апреля – окончание Святой четыредеся́тницы, то есть Сорокадневного поста («душеполéзную совершив Че­ты­ре­де­ся́тницу…», – поётся за вечерним богослужением).

• Лазарева суббота. Воспоминание воскрешения Иисусом Христом пра­ведного Лазаря (Ин.11:1-45) – 24 апреля.

Неделя 6-я, Неде́ля ва́ий («пальмовых ветвей»), иначе – Неделя «цве­тоносная», Ве́рбное воскресе́нье (Ин.12:1-18), Вход Госпо́день в Иерусали́м – 25 апреля.

2. Страстная седмица, или Неделя Страданий Господа

(26 апреля – 1 мая)

Великий Понедельник (26 апреля). Темы богослужебных воспоминаний: Иосиф Прекрасный, проданный в Египет за двадцать сребреников (Быт.37.); проклятие бесплодной смоковницы, притча о злых виноградарях; пророчество о разрушении Иерусалима (Мф.21:18–43; 24:3–35).

Великий Вторник (27 апреля). Притчи: о десяти девах и талантах; про­рочество о Страшном суде (Мф.24:36-26:2).

Великая Среда (28 апреля). Покаяние грешницы, возлившей миро на ноги Иисуса, и предательство Иуды (Мф.26:6-16).

Последний раз читается молитва прп. Ефрема Сирина с тремя великими поклонами. На вечерней службе в этот день все стараются принять участие в Таинстве Покаяния (Исповеди).

Великий Четверг (29 апреля). Воспоминание Тайной Вечери и уста­нов­ле­ние Таинства Евхаристии. Все православные христиане стараются причаститься Святых Христовых Таин.

В кафедральных соборах, в конце Литургии, совершается Чин умовения ног (архиерей умывает ноги двенадцати сослужителям).

Вечером чтение 12-ти «Страстных Евангелий».

Патриарх совершает освящение мира.

Великая Пятница (30 апреля) Арест Господа и неправедный суд. Распятие, Святые и Спасительные Страсти (Страдания), смерть и погребение Господа в гробнице Иосифа Аримафейского.

День великой скорби и строгого поста (Устав повелевает полное воздержание от пищи в течение всего дня; но, согласно узаконенной традиции, здоровые люди воздерживаются от пищи до окончания выноса Плащаницы).

Литургия (Бескровная Жертва) в этот день не служится, потому что Жертва принесена на Голгофе (единственное исключение – в случае совпадения Страстной Пятницы с праздником Благовещения).

Утром – чтение Великих (Царских) Часов.

В середине дня (обычно в 14 часов) совершается Чин выноса Плащаницы.

Вечером (обычно в 18 часов) совершается Чин Погребения.

Великая Суббота (1 мая) Пребывание Господа телом во гробе, со­шествие душою во ад и одновременно пребывание на Престоле со Отцом и Святым Духом (см. Святая Троица).

Утром совершается Литургия Великой Субботы, после которой, по традиции, освящается праздничная трапеза (по Уставу, это освящение совершается в Пасхальную ночь, после Литургии и освящения артоса).

Светлое христово воскресение. пасха – 2 мая

Светлая седмица, сплошная (3 мая – 8 мая).

Недели после Пасхи

Антипасха (букв. «Вместо Пасхи»), иначе – Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы (Ин.20:19-31) – 9 мая.

Радоница (пасхальное поминовение усопших) – 11 мая, вторник.

Неделя 3-я по Пасхе, святых жён-мироносиц (то есть «Неделя жен­щин, несущих миро»); и память праведных Никодима и Иосифа Аримафейского, тайных учеников Христа (Мк.15:43–16:8) – 16 мая.

Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном (Ин.5:1-15) – 23 мая.

Преполовение Пятидесятницы (Ин.7:14-30) – 26 мая, среда.

Неделя 5-я по Пасхе, о самарянке (Ин.4:5-42) – 30 мая.

Неделя 6-я по Пасхе, о слепом (Ин.9:1-38) – 6 июня.

ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ (Деян.1:1-12; Лк.24:36-53) – 10 июня.

Неделя 7-я по Пасхе, святых отцов I Вселенского собора – 13 июня.

Троицкая родительская суббота (поминовение усопших) – 19 июня.

Неделя 8-я по Пасхе. ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ (Пятидесятница) (Деян.2:1-11; Ин.7:37-52; 8:12) – 20 июня.

Седмица 1-я по Пятидесятнице, сплошная (21 июня – 26 июня).

День Святого Духа («Духов День») – 21 июня, понедельник.

Неделя 1-я по Пятидесятнице – праздник «Всех святых» – 27 июня.

Этим праздником завершается собственно Триодный (подвижный) цикл; его своеобразным продолжением стал в русской традиции праздник в честь всех российских святых (установлен на Поместном соборе Русской Православной Церкви 1917–18 гг.). В конце XX столетия стали появляться праздники в честь региональных – сначала вологодских, а затем и других – святых.

Источник: https://azbyka.ru/velikiy-post

Ваш педагог
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: