Способы конспектирования и записи лекций

Содержание
  1. Как вести конспекты
  2. Методы ведения конспектов
  3. Метод Корнелла
  4. Схематический метод
  5. Метод интеллект-карт
  6. Метод предложений
  7. Метод течения
  8. Полезные советы вне конкретных методов
  9. Где вести конспекты
  10. Опыт пользователей Академии
  11. Несколько способов быстро и качественно конспектировать лекции
  12. Какими бывают конспекты
  13. Основные приемы скоростного конспектирования
  14. * * *
  15. Как вести конспект: идеи оформления конспектов, 6 способов конспектирования
  16. Что такое конспект
  17. Виды конспектов
  18. Методы конспектирования
  19. Когда полезен
  20. Предметы
  21. Как использовать этот метод конспектирования:
  22. Метод боксов
  23. Когда полезен:
  24. Предметы:
  25. Как использовать:
  26. Метод нумерации
  27. Когда полезен метод
  28. Метод таблиц
  29. Как использовать этот метод написания конспекта:
  30. Метод индексов
  31. Как конспектировать методом индексов:
  32. Метод ментальных карт
  33. Как использовать этот метод ведения конспектов:
  34. Как сделать конспект и запомнить всё: 5 методов
  35. Как написать хороший конспект
  36. Ментальные карты
  37. И2ВЧП (SQ3R)
  38. Скетчноутинг
  39. Как делать полезные конспекты: 9 методов эффективной записи
  40. Как использовать
  41. 2 . Метод Корнелла
  42. 3. Метод боксов
  43. 4. Метод колонок
  44. 5. Метод предложений
  45. 6. Метод Марии Поповой
  46. 7. Метод индексов
  47. 8. Метод потока
  48. 9. Метод ментальных карт

Как вести конспекты

Способы конспектирования и записи лекций

Грамотно подобранный метод конспектирования может помочь учиться более продуктивно, поэтому мы решили разобрать самые интересные из них и поделиться опытом наших пользователей, которые вели конспекты во время обучения на курсах Академии.

Давайте разберёмся, чем полезен конспект:

  • Помогает сформировать собственную базу знаний по теме, к которой в будущем можно обращаться при необходимости.
  • Значительно увеличивает вероятность запоминания информации.
  • Заставляет мозг выйти из фазы пассивного поглощения информации и начать активно обрабатывать её. В процессе конспектирования происходит анализ, структурирование и осмысление материала.

Стоит учесть, что эти преимущества актуальны, если использовать эффективную методику конспектирования. При традиционном линейном переписывании материала пользы от конспекта будет гораздо меньше.

Методы ведения конспектов

Существует довольно много разных методов. Мы разберём основные, подтвердившие свою эффективность.

Метод Корнелла

идея этого метода — разделить страницу на три части: две колонки и отдельную секцию внизу.

  1. Узкая колонка слева. В неё записывают основные концепции, термины и ключевые понятия. И ещё здесь могут быть вопросы, которые возникают по ходу конспектирования.
  2. Основная колонка. Она предназначена для обычного конспекта, который подробно раскрывает концепции и термины из первой колонки.
  3. Секция внизу. По-английски она ёмко называется summary, самый близкий аналог на русском — краткое изложение или основные тезисы. В этой секции должны быть кратко описаны важные концепты, о которых идёт речь в материале. В идеале — своими словами.

Такой метод позволяет чётко структурировать информацию и с лёгкостью находить её в конспекте, ориентируясь по ключевым словам в левой колонке.

Схематический метод

При использовании этого метода вся структура записей должна представлять собой один большой список с несколькими уровнями вложенности. Элементы верхнего уровня списка — это основные темы. Дальше происходит разветвление от каждой темы на подтемы.

А каждая подтема может содержать основные тезисы. В итоге получается большой маркированный список. Уровней вложенности может быть и больше, но список не должен получиться слишком уж монструозным, иначе тогда в нём может быть тяжело ориентироваться.

Плюс этого метода — анализ материала ещё на стадии конспектирования, ведь для создания такой структуры нужно сразу выделять основные темы и разбивать материал на тезисы.

Метод интеллект-карт

Полезный метод, который подходит не только для конспектирования, но и для брейн-шторминга, планирования и так далее. Он заключается в визуальном представлении информации в виде древовидной схемы.

Корневой элемент такой схемы — основная сущность (ключевая идея, задача, термин), а от неё отходят ветви со связанными элементами (понятиями, тезисами по теме, идеями, способами решения).

Создатель интеллект-карт написал книгу о том, как и где можно применять этот метод.

В конспектах интеллект-карты позволяют проследить связи между элементами, представить сложные концепции в простой лаконичной форме и улучшить запоминание информации благодаря визуализации и наглядности.

Метод предложений

Этот метод похож на обычное конспектирование строка за строкой. Важное отличие — каждое новое предложение записывается с новой строки и нумеруется. Такая система позволяет устанавливать связи между разными частями конспекта несмотря на линейность. Для этого достаточно сделать пометку с указанием, к какому по номеру предложению относится текущая мысль.

Плюсы метода — привычность и лёгкость перехода к нему. Тем не менее, этот метод в большинстве случаев уступает другим по эффективности.

Метод течения

Пожалуй, самый свободный в нашем списке — flow method, метод течения или потока. Его суть в том, чтобы уделять минимум времени конспектированию непосредственно самого материала, концентрируясь только на основных моментах.

При этом следует активно обдумывать материал и записывать свои комментарии и идеи, которые возникают в ходе изучения. Их можно записывать в любой удобной форме вперемешку с основными тезисами. Результат может представлять собой схему, разрозненные тезисы, подобие интеллект-карты или всё сразу.

Создатель метода написал подробный гайд, в котором он рассказывает о самом методе и о том, как начать использовать его в своих записях.

цель этого метода — выучить и понять материал сразу, а не записать его, чтобы выучить в будущем. Это значительно отличает его от всех остальных. Стоит учесть, что метод течения ввиду своих особенностей подходит не во всех случаях. Например, его не стоит выбирать, если цель конспектирования — собрать базу знаний. В конспектах точно не будет подробного разбора каждой темы.

Способов ведения конспектов гораздо больше, и продолжают появляться новые. Даже метод течения, который уже набрал популярность, появился сравнительно недавно.

Так происходит в том числе потому, что многие опытным путём стремятся прийти к оптимальному для себя методу.

Мы предлагаем вам сделать то же самое — выбрать подходящий для ваших целей метод и при необходимости модифицировать его или создать свой собственный с нуля. Если он будет работать для вас — почему бы и нет.

Полезные советы вне конкретных методов

  • При конспектировании можно использовать легко считываемую цветовую схему — например, выделять цветами разные сущности: понятия, определения, примеры. Это позволит мозгу быстрее определять тип информации и проще ориентироваться в конспектах, когда нужно что-то найти.
  • В конспектах можно использовать сокращения, но лучше делать это системно — то есть иметь чёткую легенду, в которой указано, что обозначает каждое конкретное сокращение или условное обозначение. В таком случае вы сможете обращаться конспекту в будущем без постоянного умственного напряжения в попытке вспомнить, что же всё это значит.
  • Начинать записывать информацию стоит после прочтения целиком главы или, как минимум, подтемы. Это поможет взглянуть на картину в целом и отразить в конспекте только действительно важную информацию. Особенно актуально для абсолютно новой информации. При работе с ней часто кажется, что всё очень важно и непременно должно быть отражено в конспекте, но в большинстве случаев это не так. Нужно научиться выделять главное даже в незнакомой информации, это полезно для её усвоения.

Где вести конспекты

Это довольно противоречивый вопрос. Часть людей пишет конспекты от руки, а другие — печатают. У всех есть сложившиеся предпочтения, но мы попробуем подойти к этому вопросу рационально и рассмотреть плюсы и минусы каждого способа.

  • Печатать гораздо быстрее, чем писать от руки. Напечатать за то же время можно примерно в два раза больше информации. Исходя из этого, электронная версия конспекта может быть информативнее, плюс создать её можно быстрее.
  • При работе с ноутбуком гораздо проще отвлечься от основной задачи — конспектирования, ведь там кроме приложения для заметок — целая вселенная. При этом мозгу требуется время, чтобы снова сфокусироваться на конспекте после отвлечения.
  • Согласно исследованию Принстонского университета конспекты, написанные от руки, гораздо эффективнее в контексте обучения и запоминания информации. В рамках этого исследования студентов разделили на две группы. Одна конспектировала лекции от руки, другая — на ноутбуках. Через некоторое время студенты написали тест по материалам лекции и те, кто писал от руки, в среднем набрали в два раза больше баллов, чем другая группа. Одна из причин такого эффекта — временное ограничение. Так как конспектирование от руки занимает больше времени и просто физически есть возможность записать лишь часть информации, при ведении такого конспекта приходится мысленно структурировать и анализировать материал ещё до его записи. И это значительно улучшает запоминание.Вероятнее всего, наиболее актуальны результаты этого исследования именно для обучения в формате лекций, когда время ограничено. Если временных ограничений нет и в любой момент можно вернуться к материалу, то даже при наборе текста на компьютере можно анализировать информацию и выделять главное. Здесь как раз помогут эффективные методы конспектирования, потому что обычное переписывание не принесёт нужного результата. В итоге такой подход позволит минимизировать разницу по сравнению с рукописными конспектами.

Как и с методами конспектирования здесь выбор за вами. Для разных целей могут лучше подойти разные способы. Например, если цель конспектирования — создать базу знаний, вести конспекты в электронной форме скорее всего будет удобнее. А если вы слушаете лекции и хотите сразу запомнить значительную часть информации, стоит выбрать конспект от руки.

Что касается инструмента, в котором удобно вести электронные конспекты, сейчас существует близкое к бесконечности количество приложений для заметок с подходящей функциональностью.

Одни из самых качественных и удобных на наш взгляд — Notion, Evernote, Bear, Microsoft OneNote, Ulysses, Roam Research.

Последнее, кстати, благодаря своему способу организации записей отлично подойдёт для ведения конспектов схематическим методом — в нём вся структура реализована через маркированные списки.

Опыт пользователей Академии

Нам было интересно узнать у наших пользователей, как они подходят к процессу обучения на тренажёрах и профессиональных курсах, пользуются ли какими-то специальными методами конспектирования или придумывают свои. Делимся их ответами.

Во время интенсива записывала ключевые понятия и план лекции. Делала это скорее для более глубокого усвоения материала, чем для того, чтобы пользоваться в дальнейшем.

По мере прохождения тренажёров отдельно вела конспекты по разным темам — например, HTML, CSS, JavaScript.

При конспектировании использовала листы для блочной тетради, и таким образом у меня были три разные стопки, в которые я могла добавлять листы. Их я нумеровала и складывала в папку.

В самом конспекте записывала, например, конкретные теги, и для чего они служат. Или CSS-свойства и варианты их значений. Когда приступила к работе в компании, такие конспекты очень пригодились.

Александра Пантелеева

Я человек-бумажка. Если не записала, значит ничего не было. При помощи конспекта легче запоминать информацию, хотя время на прохождение тренажёров сразу увеличивается. Особой системы подготовки конспектов у меня нет, при прохождении курсов делала следующим образом:

  • Заголовок задания переносила в блокнот, его выделяла цветом — например жёлтым хайлайтером.
  • После названия — краткий тезис из того, что было сказано в задании.
  • Ещё я обязательно выписывала связанные с темой теги и примеры. Теги отмечала хайлайтером другого цвета — например, синим. Примеры не подкрашивала, благодаря своей структуре они и так выделялись.

Из-за того, что я писала всё в бумажном блокноте и о сортировке не подумала заранее, искать нужную тему не всегда было легко. Помогало только выделение текста цветами.

Елена Абилова

Конспект по тренажёрам я начала вести, когда поняла, что информации действительно очень много, и часть её просто успевает вылететь у меня из головы к моменту прохождения испытаний.

Постоянно возвращаться и перечитывать, чтобы найти какую-то мелочь, было неудобно, и я стала записывать. Так запоминается гораздо лучше. В итоге сейчас я сначала прохожу тему без конспекта, а вторым заходом её конспектирую.

И вот на этом этапе получаю не только умение сделать по образцу, но и более глубокое понимание.

Никакой особой структуры конспекта у меня нет. Просто так выходит — записав, я запоминаю быстрее, поэтому в конспекте у меня мешанина тем, что не мешает мне в нём ориентироваться. Иногда кажется, что мне в принципе не сам конспект нужен, а факт записи своей рукой. С профессиональными курсами примерно та же картина, но тут конспекты менее подробные.

Александра Ковальчук

Первым делом, когда начинаешь проходить тренажёры и планируешь вести конспекты, необходимо продумать, как ты будешь это делать. Когда ты проходишь курсы, тебе никто не скажет: «Это пиши, а это не пиши!».

Я делал это так — записывал название курса, и каждый пункт в курсе был отдельным вопросом. Не нужно писать всё, что написано в теории.

Вы выбираете информацию, которая вам интересна, и которую вы считаете очень важной. Первые несколько глав будете писать почти всё подряд, но позже вы научитесь отличать зерно истины от кучи текста.

Кроме того, если вы новичок, обязательно пишите примеры. Потом легче понять, что вы написали.

Я на курсах Академии исписал тетрадь на 96 листов, при этом прошёл 75% тренажёров. Главное во время написания конспекта не забывать, что вы пишете его для себя. Например, я выделял цветом ключевые фразы и новые неизвестные мне раньше теги.

Это позже помогало мне найти необходимую информацию. Ещё одно — я разделил тетрадь на две части. С одной стороны писал про языки программирования — JavaScript, PHP, с другой стороны — CSS, HTML.

Это помогло систематизировать информацию немного лучше.

Эдуард Рыбалка

Когда пару лет назад узнала об Академии, прошла все существовавшие на тот момент курсы и всё законспектировала! Никакой особенной методики или инструментов не применяла — тетрадь в клеточку и цветные ручки, чтобы «подсвечивать» заголовки и кусочки кода.

Источник: https://htmlacademy.ru/blog/education/all/notes-taking

Несколько способов быстро и качественно конспектировать лекции

Способы конспектирования и записи лекций

Как конспектировать лекции – вопрос актуальный отнюдь не только для студентов. Грамотное конспектирование окажет незаменимую услугу в деле профессиональногосаморазвитиядля любого человека.

Конспект – это письменное изложение информации, полученной из первоисточника. Этим первоисточником может быть, как учебник, монография или другой научный труд, так и рассказ лектора на занятиях в ВУЗе, курсах повышения квалификации.

Процесс конспектирования предполагает систематизацию услышанного или прочитанного с целью дальнейшего использования в личных целях. Работая с учебником, студент редко бывает ограниченным во времени на написание конспекта. Писать конспект, слушая преподавателя, намного сложнее. Во-первых, по причине того, что каждый лекторы по-разному излагают информацию:

  • Один монотонно озвучивает материал, как будто читает книгу;
  • Другой много говорит по теме, но останавливается на основных тезисах и дает время их записать;
  • Третий заставляет дословно записывать излагаемый материал.

Сэкономить собственное время и сделать свои конспекты более понятными и полезными помогут навыки скоростного конспектирования. Умение кратко и понятно записывать информацию пригодится не только студентам, но и секретарям, журналистам и другим служащим, которым приходится часто фиксировать и изучать большие объемы информации.

Какими бывают конспекты

Каждый человек усваивает информацию по-разному: кому-то проще работать с тезисами, а кому-то – пользоваться таблицами и схемами. Также цель, с которой составляется конспект, влияет на то, какое изложение информации будет более продуктивным.

Эти два момента определяют разные категории возможных конспектов. Выделяют пять их основных видов:

  • плановый;
  • схематический плановый;
  • текстуальный;
  • тематический;
  • свободный.

Если цель конспекта – подготовиться к семинару или публичному выступлению, то лучше составлять плановый конспект.

При его написании нужно составить подробный план выступления или доклада с пунктами и подпунктами, а потом кратко, в два-три предложения раскрыть суть каждого пункта и подпункта плана.

Чем точнее и подробнее будет написан план, тем информативнее и полнее будет раскрыто содержание.

В схематическом плановом конспекте все пункты плана являются вопросами. Кратко отвечая на них, можно хорошо проследить структуру и взаимосвязь полученных сведений. Такой вид конспекта позволяет хорошо усвоить информацию.

Если очень важны цитаты автора, например, в литературе, то лучше делать текстуальный конспект. Его составляют их цитат и выдержек из первоисточника, разных терминов и тезисов. Сложность составления такого конспекта заключается в том, что бывает трудно выделить важное.

Если одна тема изучается с разных сторон, с использованием нескольких источников – для наибольшей целостности картины, то составляется тематический конспект. Суть его не в том, чтобы законспектировать информацию, содержащуюся в каждом источнике, а в том, чтобы всесторонне изучить заданную тему.

Свободный конспект не ограничен в способах изложения информации. Он может содержать план, тезисы, цитаты, схемы и графики. Такой конспект является наиболее целостным и содержательным. Он подойдет для людей, которые могут использовать несколько приемов работы со сведениями.

Основные приемы скоростного конспектирования

Быстрого написания конспекта можно добиться двумя способами. Первый – быстрее писать, а второй – сократить сам путь, который проделывает ручка по бумаге. В первом случае часто может страдать подчерк, и в последующем будет трудно расшифровать записи, поэтому остановимся на втором способе.

Самый распространенный метод скоростного конспектирования – это элементарное сокращение слов, как при написании СМС. Это можно сделать с помощью:

  • использования аббревиатур – как собственных, в пределах терминов, используемых в конспекте, так и общепринятых;
  • использование математических символов вместо слов «сумма», «плюс», «минус» и т. д.;
  • удаления из слов всех гласных букв. Вначале это будет немного сложно, но немного потренировавшись, вы сможете так писать и понимать смысл написанного слова;
  • использования общепринятых сокращений слов – зам, орг, дет;
  • заменой длинных слов на более краткие иностранные. Например, слово «хорошо» на английское «Ок».

Более понятным конспект сделают знаки важности, которые можно придумать самому или использовать общепринятые символы: «!», «?», «NB», «PS».

* * *

Перечисленные правила конспектирования не являются единственными.

Каждый человек способен дополнить их своими личными приемами и методами конспектирования, которые позволяют ему кратко излагать, а после усваивать значительные объемы информации.

Именно поэтому у разных людей не может быть абсолютно одинаковых конспектов. Никогда не стоит слепо копировать чьи-то методы, имеет смысл создать свой, уникальный.

Читать другие статьи по теме

Обязательно подписывайтесь на нашу группу в ! Там еще много интересного!

Источник: https://zen.yandex.ru/media/edstar/neskolko-sposobov-bystro-i-kachestvenno-konspektirovat-lekcii-5a67a51ac89010c70608bbaf

Как вести конспект: идеи оформления конспектов, 6 способов конспектирования

Способы конспектирования и записи лекций

Для чего нужен конспект? Конспектирование — отличная возможность систематизировать знания и запомнить самую важную информацию на уроке, вебинаре или при подготовке доклада. В этой статье мы поговорим о том, как составлять конспекты, используя различные методы.

Что такое конспект

Конспектирование — это процесс осмысленной переработки текста, аудио- и видеоматериала с целью улучшить запоминание информации. Написание конспекта позволяет выделить смысловые части, зафиксировать ключевые идеи, выявить закономерности и систематизировать информацию. Конспекты составляются в виде тезисов, выписок, вопросов, в сжатом виде отражающих и уточняющих необходимую информацию.

Виды конспектов

Ведение конспектов существенно облегчает усвоение учебного материала. Выделяют несколько видов конспектов:

  • Плановый конспект строится на основе плана, информация в конспекте раскрывает каждый его пункт.
  • Конспект-схема помогает за счёт схем сформировать логические связи.
  • Текстуальный конспект состоит из цитат, логически связанных между собой.
  • Свободный конспект содержит выписки, тезисы, цитаты.
  • Тематический конспект раскрывает определённую тему, например, отражает хронологию событий.

Методы конспектирования

Существует несколько методов конспектирования, которые подразумевают под собой способы записи конспектов. Остановимся подробнее на самых популярных и эффективных методах конспектирования.

Когда полезен

Для обработки больших объёмов информации, например, на продолжительных и информативных вебинарах.

Предметы

  • история,
  • обществознание,
  • литература,
  • русский язык,
  • биология,
  • химия,
  • география.

Как использовать этот метод конспектирования:

  • Возьмите лист А4 или обычный тетрадный лист. Проведите две горизонтальные линии: одну вверху (там будет дата и заголовок), вторую — внизу, чтобы под ней можно было записать 5-6 предложений, суммирующих содержание конспекта на этой странице.
  • Затем проведите вертикальную линию и разделите середину листа на две части. Правая колонка должна быть в два раза шире левой.
  • Во время вебинара в правую широкую колонку нужно записывать основные сведения, которые сообщает учитель. Между предложениями лучше оставлять немного пустого пространства, чтобы была возможность в них ещё что-то дописать. После занятия в левую колонку перенесите всю самую важную информацию: правила, формулы, даты, имена.
  • В течение суток после урока заполните нижнее поле, там нужно записать краткое резюме всей лекции.

‍Скачайте шаблон и пользуйтесь на уроках

Многие ученики домашней онлайн-школы «Фоксфорда» пользуются именно таким методом конспектирования и отмечают его эффективность.

В интервью семиклассница Елена Янышина отметила, что конспектирование по методу Корнелла особенно полезно в гуманитарных предметах.

Метод боксов

Конспект, созданный по этому методу, будет выглядеть примерно так

Этот метод составления конспектов схож с предыдущими, но суть в том, чтобы заключать каждый блок темы в небольшие квадраты. Так проще воспринимать информацию, поскольку фокусируешься только на выделенном аспекте темы. Факты не путаются между собой, их легче запомнить.

Когда полезен:

  • при изучении иностранных слов, дат, биографий исторических личностей;
  • для сопоставления нескольких понятий.

Предметы:

  • история,
  • обществознание,
  • литература,
  • русский язык,
  • английский язык.

Как использовать:

  • Возьмите удобный вам формат листа бумаги. Начертите несколько одинаковых квадратных или прямоугольных «боксов». Лучше распределить их на странице хаотично, чтобы не воспринимать всё как единую таблицу.
  • Если знаете тему, заранее впишите в «боксы» заголовки и подзаголовки. Это поможет быстро структурировать информацию внутри блоков.
  • Записывайте в «боксы» важную информацию по каждой ключевой мысли или понятию.  

Метод нумерации

Суть этого вида конспектирования заключается в том, чтобы присваивать порядковый номер каждой записываемой мысли. При этом тренируется лаконичность и чёткость мышления, а в конспекте потом легко ориентироваться.

Когда полезен метод

Для записывания длинных лекций, особенно если преподаватель порой перескакивает с одной мысли на другую.

Метод таблиц

Конспект ученицы «Домашней школы Фоксфорда» Варвары Онохиной

Таблицы — это очень наглядно. Их можно использовать не только на истории, но и на других уроках.

Как использовать этот метод написания конспекта:

  • Возьмите тетрадный лист или лист А4 и, расположив его горизонтально, начертите нужное количество столбцов. При вертикальном расположении листа колонки могут получиться слишком узкими, будет неудобно писать.
  • Изучая те или иные темы, вносите данные в соответствующие столбцы.
  • Когда таблица будет готова, отложите конспект на несколько часов, а потом вновь обзорно взгляните на него. Сравните факты и понятия, отметьте сходства и различия, плюсы и минусы, проанализируйте связи.

Ученица «Домашней онлайн-школы Фоксфорда» Варвара Онохина любит, когда в тетради всё аккуратно и красиво. Она часто использует конспекты и делает таблицы по материалам урока. Они помогают лучше запоминать.

Причём во время онлайн-занятий ей интересно общаться в чате, а конспекты она делает, пересматривая записи. Удобно, когда преподавателя можно «поставить на паузу» и всё подробно записать.

Метод индексов

Стрелочки, рамки, схемы, таблицы, графики, рисунки и прочие визуальные средства — прекрасные помощники в понимании связей и запоминании ключевых понятий. Используйте их при оформлении конспектов.

Можно вкраплять их в текст или ставить на полях для привлечения внимания. Например, если преподаватель продиктовал незнакомое понятие и не дал определение, можно поставить рядом яркий значок, чтобы потом разобраться с новым термином.

В конспектах могут быть свои «эмодзи»

Как конспектировать методом индексов:

  • Составьте список значков, которые вы будете использовать. Например: квадрат — выучить наизусть, круг — прочитать в учебнике, знак вопроса — уточнить у преподавателя и так далее.
  • Запишите принятые условные обозначения на форзаце тетради, даже если хорошо их запомнили.
  • Потренируйтесь пользоваться индексами на записях занятий, чтобы не запутаться в «прямом эфире»

Метод ментальных карт

Ментальная карта по истории

Карта мыслей, на первый взгляд, кажется гораздо сложнее и запутаннее обычного конспекта. В ней ключевая идея находится в центре, а от неё тянутся ветки мыслей и объяснений. Но на самом деле она намного эффективнее: во время составления и отрисовки ментальной карты вы пропускаете информацию через себя и лучше её запоминаете.

Как использовать этот метод ведения конспектов:

  • В центре карты напишите главную мысль. От неё проведите несколько линий и отметьте все ключевые идеи, относящиеся к теме. На эти ветки добавляйте новые пункты, раскрывающие предыдущие, и так далее.
  • Пишите кратко и старайтесь не расширять карту дальше четвёртого уровня. Объединяйте темы из разных веток, добавляйте заметки и идеи. Делайте всё, чтобы не только удобно расположить мысли на карте, но и заставить её работать на вас.

Инструкции по составлению карты мыслей у нас посвящена отдельная статья.

Обязательно прочтите и используйте этот эффективный метод создания конспектов!

Учащиеся «Домашней школы Фоксфорда» часто сталкиваются с составлением ментальных карт на уроках по эмоциональному интеллекту и иностранным языкам.

Заведующая кафедрой английского языка Ольга Зуева считает, что интеллект-карты отлично развивают логику и стратегию и подходят для всех типов восприятия (визуалы, аудиалы, кинестетики).

А благодаря современным технологиям в карте мыслей можно визуализировать материал, наполнять его аудио- или видеосодержанием, и плюс все эти элементы можно передвигать.

Надеемся, что наша статья была для вас полезна, и вы поняли основные правила конспектирования. Использование конспектов существенно облегчит ваше обучение и поможет лучше запоминать материал по разным предметам. Теперь вы знаете, как правильно писать конспекты, и сможете успешно применять в учёбе самые эффективные методы конспектирования.

Источник: https://externat.foxford.ru/polezno-znat/6-way-summary

Как сделать конспект и запомнить всё: 5 методов

Способы конспектирования и записи лекций

Конспектирование не имеет ничего общего с записями под диктовку. Преподаватель ведёт лекцию, а добросовестный ученик фиксирует каждое слово — такой подход крайне неверен.

Подобный опыт мы переносим из школы в университет, а затем на важные совещания, но он не помогает лучше запоминать и понимать материал.

Давайте разберёмся в том, что такое хороший конспект и какие существуют эффективные методы записи информации.

Как написать хороший конспект

Конспект представляет собой выделение важной информации из основного текста и её краткое изложение. Он может основываться на устном выступлении или письменном источнике.

задача хорошего конспекта — польза. С его помощью мы не только сохраняем важную информацию, но и организовываем её для дальнейшего изучения, запоминания и осмысления.

Несколько правил полезного конспекта:

  • записываются только основные мысли, без подробностей и деталей;
  • есть иерархия: заголовки, подзаголовки, списки;
  • простая навигация: выделены вступление, ключевые слова, выводы;
  • конспект написан своими словами.

Далее мы перечислим пять методов ведения конспектов, которые полностью или частично включают перечисленные выше правила.

Ментальные карты

Это инструмент для визуальной записи информации, который позволяет делать конспекты, готовиться к экзаменам, создавать планы сочинений, эссе, рефератов, курсовых или дипломных работ.

Ментальная карта складывается из основных частей:

  • отправной точки — для учёбы это может быть тема или термин;
  • ключевых слов — смежные темы, аспекты, вопросы, которые отходят сначала от центральной темы, а затем от других ключевых слов;
  • ветвей — отходят от ключевых слов и связывают их с другими, чем дальше от центра, тем тоньше становятся ветви.

Как создать ментальную карту?

  • В центре или верхней части листа словом или картинкой обозначьте тему.
  • Выделите понятия, которые включает основная тема. Протяните ветви от центра листа к ним. Запишите новые понятия — темы первого уровня — на конце каждой ветви.
  • Начните развивать темы первого уровня. Протяните от них новые, более тонкие ветви, на окончании которых расположите короткие описания, тезисы, связанные с предыдущим уровнем.

Для вдохновения посмотрите пример ментальной карты для запоминания систем человеческого тела.

Карты можно рисовать вручную или использовать специализированные сайты: например, MindMeister.

Преимущества метода:

  • Подходит не только для учебных записей, но и для рабочих (часто используется как инструмент мозгового штурма).
  • Позволяет легко визуализировать сложные темы.
  • Помогает понять, как разные части одной темы связаны друг с другом.

Недостатки метода:

  • В учёбе не всегда можно использовать отдельно, часто как часть основного конспекта.
  • Не подходит для быстрого конспектирования на лекции, так как занимает большое количество времени.

И2ВЧП (SQ3R)

Этот метод подойдёт только для конспектирования с учебника. Он состоит из пяти стадий: исследования, вопросов, чтения, вспоминания, проверки — из первых букв которых и складывается название. Разберём стадии подробнее.

Исследование

Изучите структуру текста: заголовки, подзаголовки, выделенные термины, цифры, формулы, таблицы. Эти действия не должны занять более пяти минут. Оценив таким образом текст, вы сможете решить, нужно ли вам вообще читать эту информацию.

Вопросы

Сформулируйте вопросы к тексту. Например, преобразуйте заголовки и подзаголовки в вопросы или возьмите их из экзаменационных билетов, попытайтесь быстро, не вчитываясь, найти ответы на них в тексте. Этот шаг должен занять не более пяти минут.

Чтение

Начните читать текст, при этом не забывайте искать ответы на вопросы из предыдущей ступени. Так вы начнёте не просто читать текст, но активно работать над ним.

Вспоминание

Сформулируйте и запишите основные идеи текста, ответьте на вопросы из второго шага своими словами. Изложите прочитанное так, будто вы пытаетесь объяснить кому‑то тему. Если не можете вспомнить ответ на какой‑то из вопросов, найдите его в тексте и перечитайте нужный отрывок. Это не займёт много времени, так как вы предварительно хорошенько изучили структуру текста.

Проверка

Перечитайте свой текст. Сравните его с источником. При необходимости исправьте ошибки.

Преимущества метода:

  • Хорошо подходит для подготовки к экзаменам.
  • Позволяет запомнить и понять текст.
  • Помогает быстро находить и исправлять свои ошибки.

Недостатки метода:

  • Не помогает организовать записи.
  • Не подходит для записи лекций.

Скетчноутинг

Данный метод предполагает использование рисунков и символов наравне с текстом. Им можно пользоваться на лекциях, при чтении книг, на мозговых штурмах и деловых встречах. На самом деле мы все знакомы с этим методом по урокам биологии.

Метод позволяет переводить основные идеи в образы и формировать между ними наглядные взаимосвязи. Он включает рисунки, но это не должно пугать вас, так как достаточно и схематичных изображений.

Например, вам необходимо понять, как происходит взаимодействие клиента и веб‑сервера. Можно описать порядок действий словами:

  1. Клиент обращается к DNS‑серверу, ищет реальный адрес сайта.
  2. Клиент посылает HTTP запрос к веб‑серверу.
  3. Сообщение и образ веб‑сайта передаются по интернет‑соединению с использованием протокола TCP/IP.
  4. Если запрос клиента корректен, сервер небольшими частями отправляет файлы сайта в браузер.
  5. Браузер собирает эти части в полноценный сайт и показывает его вам.

А можно простой схемой:

Примерами скетчей вы можете вдохновиться на Pinterest.

Преимущества метода:

  • Простая навигация по материалу.
  • Можно быстро повторить материал.
  • Понимание происходит через образы.
  • Подходит для подготовки к экзаменам.

Недостатки метода:

  • Занимает некоторое время, не всегда подойдёт для лекции.
  • Необходимо сначала продумать структуру изображения, а только потом нарисовать.

Перечисленные методы ведения конспектов подойдут не всем, рекомендуем попробовать каждый и определить, какой удобнее и эффективнее для вас. Не ограничивайтесь одним методом: комбинируйте их в зависимости от ситуации и ваших потребностей.

Как вы записываете важную информацию?

Источник: https://blog.teachmeplease.ru/posts/kak-delat-konspekty

Как делать полезные конспекты: 9 методов эффективной записи

Способы конспектирования и записи лекций

Необычный способ ведения записей Билла Гейтса подметил молодой предприниматель Роб Ховард и описал его в своём блоге. Создатель Microsoft пользуется обычной бумагой и ручкой и делит лист на четыре равные части. Каждый из получившихся квадратов отведён под определённую информацию: Робу удалось подсмотреть, что в одном из нижних Билл записывает вопросы.

Как использовать

На одну тему выделите чистый лист бумаги и разделите его на четыре части. Каждой дайте название, в зависимости от того, чем вы будете их наполнять. Например:

  • основные мысли;
  • заметки и важные подробности;
  • примеры;
  • вопросы, возникающие в ходе беседы.

2 . Метод Корнелла

Возможно, именно этот метод Билл Гейтс модифицировал под себя. Способ предполагает чёткое разделение основных мыслей и заметок во время записей. По итогу вы должны сформулировать резюме внизу листа.

3. Метод боксов

Этот метод тоже схож с предыдущими, но его суть в том, чтобы заключать каждый блок темы в небольшие квадраты. Таким образом визуально воспринимать информацию легче и удобнее: вы фокусируетесь только на выделенном аспекте темы. В итоге факты не путаются между собой, и вспомнить написанное проще.

4. Метод колонок

Будет удобен, если тема лекции одна и каждый её пункт нужно рассмотреть по одинаковым критериям. Для этого рисуем таблицу — такие обычно делают на уроках истории. В левой колонке пишем даты, а в остальных поочерёдно указываем, что произошло, где, какие итоги у этого и так далее.

5. Метод предложений

Суть этого способа проста: каждая записанная вами мысль нумеруется. Это делается для того, чтобы вам было легко ориентироваться в тексте и не приходилось мельчить на полях в поисках места, куда дописать информацию.

6. Метод Марии Поповой

Мария Попова — создательница блога BrainPickings. Она рассказывает, что каждую неделю ей приходится читать около 15 книг, чтобы писать по три статьи в свой блог ежедневно. Было бы странно, если бы она конспектировала всё, что читает. Поэтому Мария составила собственную систему заметок, в которой отмечает только страницы книг.

7. Метод индексов

Этот способ предполагает, что важные мысли вы маркируете в тексте определёнными значками. Они помогут продолжить работу с конспектом после: структурировать информацию, предпринять какие-то действия, сформулировать вопросы.

8. Метод потока

Этот способ записи предложил программист и предприниматель Скот Янг. Он советует записывать не слова лектора, а собственные мысли. Только так, считает Скот, можно по-настоящему научиться чему-либо.

9. Метод ментальных карт

Карта мыслей на первый взгляд кажется гораздо сложнее и запутаннее обычного построчного конспекта. В ней ключевая идея находится в центре, а от неё тянутся ветки мыслей и объяснений. Но на самом деле она намного эффективнее .

Ваш педагог
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: