Статья Дидактическая игра в речевом развитии ребенка

Содержание
  1. Игры в развитии речи ребенка | Цветы жизни
  2. Норма речевого развития детей
  3. Игра «Веселые ежата»
  4. Солнышко.
  5. Манное рисование.
  6. Шарико-кубиковая игра.
  7. Игра в маленькие и большие предметы.
  8. Форма и цвет.
  9. Волшебный мешочек.
  10. Большой и маленький дом
  11. Какой?
  12. Букет.
  13. Волшебная корзнка.
  14. Ожившие буквы.
  15. Замечательный звук.
  16. Развивающие дидактические игры по речевому развитию для дошкольников
  17. Нормы развития речи в возрасте 2-3 лет
  18. Методы диагностики задержки в развитии
  19. Интересные дидактические игры по развитию речи
  20. Развивающие игры для детей для развития речи
  21. Артикуляционная гимнастика
  22. Пальчиковые игры
  23. «Пальчик о пальчик»
  24. «Сорока-белобока»
  25. «Ладушки»
  26. Логоритмика
  27. Скороговорки
  28. Словесные дидактические игры для малышей: весело, познавательно и полезно
  29. Определение дидактики
  30. Цель игры
  31. Виды и примеры дидактических игр для дошкольников
  32. Игры с предметами
  33. Настольно-печатные игры
  34. Словесные игры
  35. Картотека словесных игр
  36. Дидактические игры по развитию речи своими руками
  37. Мишка и шишки
  38. Кукольный театр
  39. Магазин Ткани
  40. Журнал Педагог |

Игры в развитии речи ребенка | Цветы жизни

Статья Дидактическая игра в речевом развитии ребенка

Каждый родитель обеспокоен правильным развитием своего ребенка. Каждому хочется вырастить гармонично-развитого человека, успешного  в жизни. Одним из важных аспектов развития ребенка является речь.

О том, какие нормы речевого развития детей существуют и какие игры способствуют наиболее быстрому развитию речи мы сегодня поговорим.

 В данном разговоре нам поможет педагог, психолог и просто замечательный человек Марина Таланина.

Речь ребенка начинает развиваться именно в раннем возрасте в результате развития малыша и путем использования разнообразных дидактических игр, при помощи которых взрослые в состоянии грамотно стимулировать дальнейший процесс запуска речи у своего чада. Детский мозг после рождения очень податлив и с радостью откликается на образовательные старания родителей.

Игры в развитии речи детей имеют очень важное значение, поскольку стимулируют определенные участки мозга, побуждая малышей к тому, чтобы активно говорить. Игры:

  • стимулируют зоны мозга ребенка, отвечающие за речь;
  • обогащают словарный запас;
  • формируют правильную структуру языка;
  • вызывают интерес к общению со сверстниками;
  • развивают речь.

Норма речевого развития детей

Какова же норма речевого развития детей по возрастам? Давайте составим небольшую таблицу:

1-1,5 г.
  • малыш произносит слова, не изменяя их грамматическую структуру;
  • называет только несколько слов;
  • в основном, упоминает предметы, которые видит прямо сейчас;
  • малыш, преимущественно, слушает, а не говорит.
1,5 – 2,5 г.
  • ребенок начинает изменять слова, меняет их окончания;
  • соединяет слова, формируя короткие фразы;
  •  постепенно переходит к самостоятельной речи, которая становится довольно активной;
  • интересуется предметами, которые его окружают, постоянно спрашивая о том, как они называются.
2,5 – 3 г.
  • речь малыша развита  и позволяет вступить с ним в диалог
3 – 4 г.
  • малыш входит в тот возраст, когда становится «почемучкой», побуждая взрослых терпеливо отвечать ему в доступной форме;
  • словарный запас малыша насчитывает приблизительно 2000 слов;
  • еще присутствует неверное употребление суффиксов, окончаний и приставок;
  • усложняются и удлиняются фразы.
4-5 лет
  • речь ребенка становится разнообразнее и богаче;
  • словарь малыша увеличивается до 3000 слов;
  • ребенок может создавать собственные слова «прыгушка» (лягушка);
  • появляется способность пересказывать услышанное;
  • появляется монологическая речь со сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями;
  • ответы ребенка включают 2-3 фразы.
5-6 лет
  • заканчивается формирование правильного звукопроизношения ребенка;
  • слова запоминаются без всяких усилий и словарный запас ребенка уже сложно сосчитать;
  • ребенок начинает правильно употреблять приставки, суффиксы и окончания;
  • говорит развернутыми фразами и способен рассказывать о событиях своей жизни.

Итак, мы с вами рассмотрели нормы речевого развития детей по возрастам, а теперь приведем эффективные и увлекательные дидактические игры по развитию речи

Помимо того, что данные игры хорошо развивают речь ребенка, они способствуют формированию массы других полезных умений и навыков, через которые, собственно, мы и влияем на появление речи у малыша. Игры расположены в порядке постепенного усложнения, то есть сначала для самых маленьких, а потом для деток постарше.

Игра «Веселые ежата»

В эту игру играют с помощью бельевых прищепок, при помощи которых очень активно развивается кисть и те самые пальцы, которые впоследствии так важны в процессе письма.

Что понадобится: фигурки ежей, вырезанные из цветного картона и разноцветные прищепки или скрепки.

Как играть: берем ежа и «прищепливаем» к его спинке прищепки, которые должны будут служить ему иголками.  Нужно подобрать прищепки по цвету самого ежа.

Можно усложнить задачу и попросить малыша подобрать иголки другого цвета (в этом случае мы будем развивать еще и цветовосприятие ребенка).

Цель игры: стимулирование определенных зон мозга, отвечающих за речь, развитие мелкой моторики и цветовосприятия у детей.

Солнышко.

Что понадобится: большой круг из желтой материи  с пришитыми глазками и ротиком, чтобы было веселее, и солнышко казалось живым. По краю солнечного круга делаем прорези под размер пуговиц. Из такой же ткани вырезаем лучи для солнышка, к каждому из которых пришиваем пуговку.

Как играть: задача малыша пристегнуть к солнышку лучики.

Цель игры:  стимулирование определенных зон мозга, отвечающих за речь, овладение навыками застегивания одежды и пользования столовыми приборами.

Манное рисование.

Что понадобится: детский столик, на котором мы рассыпаем манную крупу.

Как играть: пальчиками малыш создает на крупе рисунки, согласно его фантазии.

Цель игры: стимулирование определенных зон мозга, отвечающих за речевое развитие, тщательное формирование  мелкой моторики малыша.

Одной из таких игр может стать и нетрадиционное рисование.

Шарико-кубиковая игра.

Что понадобится: две желтых корзины, две красных корзины, мячи и кубики желтого и красного цветов.

Как играть: положить в корзину шарик или кубик такого же цвета.

Цель игры: стимулирование определенных зон мозга, отвечающих за речевое развитие, развитие цветовосприятия, развитие понятия о геометрических фигурах, навыков поисковых действий и прогнозирования того, что получится.

Игра в маленькие и большие предметы.

Что понадобится: разные по размеру мячи, кубики и корзинки: большие и маленькие.

Как играть: соотнести мячи и кубики по размеру с корзинами.

Цель игры: стимулирование определенных зон мозга, отвечающих за речь, формирование понятий о величине, о различии и тождестве предметов по величине, пополнение пассивного словаря.

Форма и цвет.

Что понадобится: шарики, кубики, кирпичи и крыши, разные по форме и цвету.

Как играть: попросить ребенка построить дом согласно инструкции (шарик, кубик, кирпич, крыша).

Цель игры: стимулирование определенных зон мозга, отвечающих за речь, умение действовать по инструкции, понимание формы и цвета.

Волшебный мешочек.

Что понадобится: мешочек, шарики и кубики, разные по цвету и форме.

Как играть: необходимо рассмотреть и описать с ребенком каждый предмет, спрятать их в приготовленный мешочек. Перемешать. Ребенку нужно, ощупав предмет, не гладя на него, определить форму предмета и назвать ее, а потом проверить, верно ли отгадано.

Цель игры: стимулирование определенных зон мозга, отвечающих за развитие речи, умение различать и характеризовать форму и цвет, активизация и пополнения словарного запаса малыша за счет прилагательных.

Большой и маленький дом

Что понадобится: 2 игрушечных домика: большой и маленький, игрушечный зайчик и медвежонок.

Как играть: взрослый рассказывает малышу, что зайчик должен жить в маленьком домике, а медвежонок –  в большом. Ребенок должен правильно поселить зверят в соответствующие их размеру домики и рассказать об этом, описав размер домиков.

Цель игры: развитие координации речи, пополнение и развитие атрибутивного запаса слов ребенка.

Какой?

Что понадобится: очень много разноцветных предметов, которые окружают малыша в повседневной жизни.

Как играть: называем игрушку и предлагаем ребенку ее найти и описать.

Цель игры: пополнение и совершенствование словарного запаса малыша.

Букет.

Что понадобится: разноцветные квадратики картона, картинки, где изображены цветы.

 Как играть: малыш получает несколько разноцветных карточек и подбирает цветы по цвету его карточек. Так, получается букет. Затем ребенок объясняет, почему он подобрал именно этот цветок. «Я взял ромашку, потому что она белая, как и моя карточка.

Цель игры: пополнение и развитие атрибутивного запаса слов ребенка, ориентировка по цвету.

Волшебная корзнка.

Что понадобится: игрушечная корзинка, игрушечные овощи и фрукты.

Как играть: спрятать в корзинке овощи и фрукты. Взрослый достает их по очереди и просит игрока дать название продукту и описать его (размер, цвет и т.д.).

Цель игры: пополнение и развитие атрибутивного запаса слов малыша, распознавание различных признаков предметов.

Как видите, значение игр в жизни малыша настолько велико, что от них напрямую зависит весь процесс дальнейшего успешного говорения ребенка.

Ожившие буквы.

Что понадобится: карточки с изображением букв, много разных картинок с предметами.

Как играть: выбираем любую картинку и составляем из букв ее название, выкладывая буквы по порядку. Если в игре участвует группа детей, то они исполняют роль букв, выстраиваясь в нужном порядке и образуя требуемое слово.

Цель игры: приобрести навыки анализа звуков и букв.

Замечательный звук.

Что понадобится: много картинок с изображение предметов, людей и животных, много картинок со звуками.

Как играть: раскладываем картинки на столе и собираем их в несколько стопок по начальному звуку: [П] – петух, подушка, пальма; [О] – оса, обруч, озеро и т.д.

Цель игры: приобрести навык распознавания звуков в слове и выделения начального звука.

Все игры простые, но глубоко эффективные. К тому же практически все из них можно изготовить самостоятельно, ну или посетить интернет магазин детских товаров и приобрести готовые комплекты карточек или картинок.

В качестве игры могут выступать и логопедические песенки. В этом видео представлено несколько таких детских песен.

И правда, лучшее, что мы можем дать нашим детям — нашу любовь и наше общение! И тогда они будут развиваться гармонично и успешно. Играйте с детками чаще!

С теплом,

Людмила  Поцепун.

Источник: https://tsvetyzhizni.ru/detki/igry-v-razvitii-rechi-rebenka.html

Развивающие дидактические игры по речевому развитию для дошкольников

Статья Дидактическая игра в речевом развитии ребенка

Проработка речи — важная составляющая общего развития ребенка-дошкольника. Согласно ФГОС ДО, речевое развитие является одним из основных образовательных областей дошкольной педагогики, поэтому данному вопросу уделяется так много внимания.

Нормы развития речи в возрасте 2-3 лет

В возрасте от 0 до 3 лет происходит становление речи. В норме это происходит в несколько этапов, и родителям следует разобраться в них. В период от 0 до 1 года у ребенка активизируются в речи звукоподражания и лепет. К году появляются первые слова, их должно быть от 10 до 25 и более.

Малыш понимает обращенную речь, выполняет простые указания, знает названия предметов окружающего пространства. К двум годам активно развивается связная речь. Слова складываются в предложение. На третьем году жизни малыш начинает интересоваться окружающим миром, и его словарный запас активно пополняется.

Фразы становятся развернутыми и грамматически правильно оформленными, проявляется словотворчество.

Занятие по речевому развитию в ДОУ

Методы диагностики задержки в развитии

Развитие речи не всегда движется по запланированному сценарию. Все чаще можно наблюдать её отсутствие или явные нарушения в звукопроизношении и грамматическом строе.

Для полной диагностики речевого развития родителям следует обратиться за консультацией к учителю-логопеду.

Специалист проанализирует уровень сформированности речевых компонентов: звукопроизношение, словарный запас, грамматику, связность речи.

Во время обследования логопед предложит малышу поиграть в игрушки: пирамидку, вкладыши, Матрешку. В ходе процесса специалист сможет выявить отклонения, которые проявляются по-разному. Нарушения звукопроизношения воспринимаются на слух, так же, как и недоразвитие лексико-грамматики.

К сведению! Часто можно наблюдать картину отсутствия речи в данном возрасте.

Диагностика и консультирование у логопеда

Интересные дидактические игры по развитию речи

В современной педагогике речевые игры классифицируются в зависимости от компонента, на развитие которого они направлены. Так, выделяются развивающие и формирующие:

  • звукопроизношение;
  • фонематические процессы;
  • лексико-грамматический строй;
  • связную речь.

Дидактические игры для воспитанников младшей группы направлены на развитие нескольких речевых компонентов одновременно. Они активно используются педагогами детский садов.

Обратите внимание! Многие пособия и дидактические игры можно найти на онлайн-ресурсах, посвященных воспитанию детей.

Для примера две игры, чтобы понять, в чем их суть:

  • «Превратись в животное». Цель — формирование звукоподражаний, просодических компонентов речи. Педагог раздает детям венки с изображениями мордочки животных и предлагает изобразить, как подает голос данный зверь. Далее предлагается повторить его тихо/громко, медленно/быстро, сердито/весело. Подобная игра может перейти в театрализованное шоу.
  • «Волшебный сундучок». Цель — формирование фонематического восприятия неречевых звуков. Воспитатель предлагает малышам послушать звуки различных музыкальных игрушек (бубна, барабана, губной гармони, колокольчика) и запомнить, как они звучат. Затем он прячет их от глаз воспитанников и по очереди играет на каждом, а дети должны угадать, что звучит.

  Игры для детей 5 лет для развития речи и советы родителям

Развивающие игры для детей для развития речи

С целью формирования речевого навыка возможна организация нескольких форм занятий с воспитанниками: артикуляционная гимнастика, пальчиковые игры, логоритмика, скороговорки.

Артикуляционная гимнастика

В формировании звукопроизношения важной частью является развитие артикуляционной моторики. С этой целью воспитатели используют артикуляционную гимнастику на подготовительном этапе работы. Для раннего возраста характерны быстрая утомляемость ребят и низкая концентрация внимания. Артикуляционная гимнастика преподносится малышам в виде сказок о язычке.

Гимнастика

  • «Как язычок из домика вышел». Цель: укрепление мышц языка, формирование его нижней позиции. Воспитатель предлагает посмотреть на себя в зеркало, чтобы рассмотреть ротик. Педагог рассказывает малышам сказку, о том, что язычок живет в домике, губы это дверки, которые он открывает, чтобы выйти погулять. Педагог демонстрирует просовывание языка между губ.
  • «Как язычок блинчики пёк». Цель: формирование статической позиции языка. Воспитатель рассказывает сказку о том, что язычок решил испечь блины и демонстрирует картинку блинов. Далее предлагает детям на несколько секунд высунуть язычок и положить на нижнюю губу. Затем «испечь» таким образом следующий блинчик.
  • «Язычок и ветерок». Цель: формирование сильного ротового выдоха. Воспитатель кладет на стол перед детьми комочек ваты. Педагог просит положить язычок на нижнюю губу и подуть на вату. Все движения воспитатель демонстрирует детям.

Обратите внимание! Для детей среднего и старшего возраста можно распечатать карточки с артикуляционной гимнастикой и раздавать на дом для занятий с родителями.

Пальчиковые игры

Мелкая моторика непосредственно связана с речевым развитием детей. Пальчиковые игры занимают отдельное место в картотеке речевых занятий воспитателя.

Развитие мелкой моторики посредством пальчиковых игр

«Пальчик о пальчик»

Цель: формирование умения понимать и выполнять речевые инструкции. Воспитатель читает детям стишок и показывает действия, о которых говорится в стихотворении:

Пальчик о пальчик тук да тук

Пальчик о пальчик тук да тук

Хлопают ладошки звонко, звонко

Хлопаем в ладошки громко, звонко

Тихо, тихо ножки пляшут,

Тихо, тихо ножки пляшут.

  Анализ фронтального занятия с логопедом в ДОУ

Громко, громко, топ да топ.

Громко, громко, топ да топ.

Обратите внимание! Дети слушают стихотворение, повторяют движения пальцев руки за воспитателем, проговаривают текст за педагогом. Возможно музыкальное сопровождение.

«Сорока-белобока»

Цель: активизация движений пальцев рук. Воспитатель предлагает ребятам загибать и разгибать пальчики на руке под стихотворение:

Сорока-белобока кашу варила, деток кормила

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала.

«Ладушки»

Обратите внимание! Цель: развитие ощущения собственных движений.

Воспитатель предлагает детям хлопать в ладоши, сопровождая движения стихотворением:

Ладушки — ладушки!

Пекла бабка оладушки.

https://www.youtube.com/watch?v=EBasMe1Pc0s

Маслом поливала,

Детушкам давала.

Хороши оладушки

У нашей милой бабушки!

Логоритмика

Использование логоритмики помогает развить у дошкольников темпо-ритмические компоненты речи, слуховое восприятие, координацию движений. Логоритмические игры проводятся под музыку с сопряжением речи. Здесь педагоги могут использовать различные театрализации, имитацию действий животных, птиц. Подойдут любые стихотворные произведения и ритмичная музыка.

Занятие по логоритмике с использованием приемов театрализации

Например, воспитанникам раздаются костюмы зайцев, карточки «животные», и педагог предлагает изобразить зайчишку, выполняя все движения из стихотворения:

Сидит зайчишка серенький (дети приседают подобно зайчикам),

Ушки зимой беленькие —

Ими быстро-быстро шевелит.

Только так, только так (показывают ладонями уши и двигают ими)!

Зайка что-то засиделся (дети приседают),

Он замерз — но вот согрелся (обтирают себя ручками),

Лапками похлопал — раз, второй —

Молодец, он наш герой.

Хлоп-хлоп-хлоп (детки аплодируют)!

Чтобы не замерзли ножки,

Он попрыгал по дорожке.

Умный заинька!

Прыг, прыг, прыг (подпрыгивают, стоя на носочках)!

Скороговорки

Многие источники активно предлагают педагогам и родителям использовать скороговорки в занятиях с детьми раннего возраста. Но уровень звукопроизношения у детей раннего возраста недостаточно высок. Многие звуки речи дошкольник не может выговаривать.

Важно! Скороговорки с шипящими и сонорными звуками: [ш], [ж], [ч], [щ], [р], [рь], [л], [ль] не рекомендуется использовать. Это может привести к формированию искажений произношения.

Можно использовать скороговорки с доступными детям звуками:

  • Га-га-га — гогочет гусь!
  • Му-му-му, телята на лугу!
  • Неугомонный гном много гомонил.
  • Гуси на лугу прячутся в стогу.
  • Го-го-го скачет зайка высоко.
  • Гу-гу-гу скачет пони на лугу.
  • Ги-ги-ги — встали мы не с той ноги.

Во время занятий нужно поощрять речевую активность детей. Педагог должен быть эмоциональным и вносить много наглядного и игрового материала. Только тогда дидактические речевые игры дадут результат.

Источник: https://vospitanie.guru/rech/razvivayushhie-didakticheskie-igry-po-rechevomu-razvitiyu-dlya-doshkolnikov

Словесные дидактические игры для малышей: весело, познавательно и полезно

Статья Дидактическая игра в речевом развитии ребенка

Дидактические игры по развитию речи — отличный инструмент, успешно используемый в педагогике для обучения и воспитания детей.

Определение дидактики

Слово “дидактика” переводится с древнегреческого как “обучающий”. Так вот, когда обучение детей проводится в неформальной игровой атмосфере, когда ребенок “учится играючи”, испытывая удовольствие от процесса, — это и урок, и игра, дидактическая игра.

Образное мышление ребенка непосредственно связано с тем, что маленький человек познает мир в игровой форме.

Если вы со своим чадом провели выходной в зоопарке, и на него произвел впечатление орангутанг Буба, то приготовьтесь к тому, что ближайшие несколько дней все члены семьи будут участвовать в игре под названием “Буба в зоопарке”.

Образное мышление помогает ребенку чувствовать красоту окружающего мира, верить в сказку, развивает воображение, творческие способности.

Игра для дошкольника — образ жизни. И если игре придать обучающую направленность, то стопроцентное усвоение материала гарантировано. Вот почему дидактическая игра по развитию речи так активно используется при работе с детьми.

Цель игры

Дидактические игры развивают у ребенка:

  • Познавательные навыки. Ребенок наблюдает, узнает много нового, расширяет уже имеющиеся знания об окружающем мире, живой и неживой природе.
  • Умственные способности. Человек учится думать, выражать свои мысли, строить предложения, рассуждать. А еще — запоминать, сравнивать, оценивать.
  • Речь. Существенно увеличивается словарный запас, улучшается произношение, формируется способность участвовать в диалогах, произносить монологи.
  • Нравственные качества. Ребенок учится помогать, сочувствовать, сдерживать себя, уважать других.
  • Социальную адаптацию. Приобретаются такие навыки, как умение конфликтовать, участвовать в соревновании, взаимодействовать со сверстниками, взрослыми, уступать другим, а также не давать в обиду себя.

Поэтому, если ваш кроха уже полчаса просит вас поиграть с ним, а у вас на это совершенно нет времени, дайте ему баночку с манной крупой, в которой спрятана фасоль, и попросите его приготовить ужин для питомцев зоопарка. Пока вы варите борщ для папы)).

Виды и примеры дидактических игр для дошкольников

Дидактические игры различаются по содержанию, действиям, правилам и бывают трех видов:

  • игры с предметами;
  • настольно-печатные игры;
  • словесные дидактические игры.

Степень их сложности можно регулировать в зависимости от возраста участников. Одна и та же игра может иметь несколько вариантов. Например, малыши раскладывают карточки по цвету; дети постарше — называют цифры; а кто-то уже может сложить слово.

Игры с предметами

1. Волшебный мешочек

Нужно вытащить из мешочка различающиеся по форме предметы на ощупь: шарик, кубик, пирамидку. Или предметы с разной текстурой: шишку, желудь, каштан.

2. Радуга

Предлагается малышу разложить по цветам кубики, мозаику, пирамидки.

Во время дидактических игр с предметами ребенок учится мыслить, анализировать, сравнивать предметы между собой, он становится более внимательным, расширяется его кругозор, у него улучшается мелкая моторика.

Настольно-печатные игры

Здесь есть огромный простор для выбора того, что будет наиболее интересно вашему малышу в данный момент времени. Это могут быть:

  1. Картинки для узнавания в виде изображений, теней, контуров.
  2. Пазлы.
  3. Лото.
  4. Картинки: найди различия.
  5. Картинки: подбери пару.
  6. Лабиринты.
  7. Конструкторы.

Такие дидактические игры для дошкольников по развитию речи интересны и познавательны. Они успешно развивают речевые навыки, логику и воображение, формируют усидчивость и терпение.

Словесные игры

Такой вариант познавательного общения очень актуален, когда под рукой не находится никаких специальных предметов, поэтому можно использовать самые привычные вещи. Вот несколько примеров подобных дидактических игр для развития речи дошкольников.

1. Кукла

Описание внешнего вида: цвета волос, глаз, предметов одежды модницы-куклы.

2. Кого нет?

Поместить рядом несколько мягких игрушек. Попросить закрыть глаза и убрать одну. Кто догадается: кого нет? Надо назвать, рассказать, как выглядит, придумать, куда убежала.

3. Кубик

Кидают кубик с картинками на каждой грани. Надо назвать, что изображено на верхней грани и сымитировать звук предмета. Например, паровоз. Как гудит паровоз?

4. Слови мяч — назови слово, противоположное по смыслу. Горячий-холодный, большой-маленький, близко-далеко.

Словесные игры для дошкольников развивают речь, быстроту реакции, правильное произношение звуков, расширяют словарный запас, учат правильно строить предложения, связно выражать свои мысли.

Картотека словесных игр

Вот примеры словесных игр, взятых с сайта Социальная сеть работников образования:

01 02
03 04 05
06 07 08
09 10 11

Интересные и занимательные дидактические игры помогут развитию связной речи вашего малыша. А еще добавят уверенности в себе, хорошего настроения и чувства коллективизма.

Дидактические игры по развитию речи своими руками

Дидактические игры по речевому развитию можно организовывать и дома, начиная с самого юного возраста вашего малыша. Мелкая моторика пальчиков в таких играх самым наилучшим образом отразится на способности разговаривать, ясно выговаривать слова и звуки, строить предложения.

Развивать речь дошкольников помогут дидактические игры с материалом, сделанным своими руками.

Мишка и шишки

Очень интересно, даже взрослым, задействовать тактильные ощущения в игре с обычными воздушными разноцветными шариками, предварительно наполнив их разной крупой, мукой, крахмалом, макаронами. Только надувать их не надо).

Включив фантазию, можно разыграть сценку с мишкой, который собирает на полянке шишки-шарики.

После того, как малыш нарезвится, можно разобрать корзину с “шишками”: разложить по цветам, помять и поугадывать содержимое.

Кукольный театр

Разыграть по-настоящему, театрально, любимую сказку. Будучи ведущим или персонажем, ребенок перескажет, а то и увлеченно, на ходу, придумает новый сюжет. Вам ничего не останется, как с серьезным видом подыгрывать, внутренне улыбаясь и даря душевное тепло юному дарованию.

Магазин Ткани

Собрать как можно больше лоскутков различающихся по своей текстуре тканей. Дочка-портниха придет в магазин, чтобы купить материал на платье для своей куклы Даши.

Она обязательно потрогает все, что вы ей предлагаете, и выберет струящийся шелк для бального платья. Не забудьте обратить ее внимание на пуговицы: их так много, они такие разные.

Так что приготовьтесь к тому, что ей может понадобиться ваш совет.

Если под руками ничего нет, можно процитировать строчку из любимого стихотворения и попросить малыша продолжить, или вспомнить: о чем оно, как называется.

Самое главное, что игры — это общение с маленьким человеком, который с нашей помощью начинает путешествие под названием ”жизнь”. Давайте сделаем его незабываемым, радостным, наполненным живым душевным теплом.

Источник: https://KakGovorit.ru/didakticheskie-igry-po-razvitiyu-rechi

Журнал Педагог |

Статья Дидактическая игра в речевом развитии ребенка

Герасимова Светлана Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ “Детский сад №241”
Населённый пункт: г.Новокузнецк, Кемеровская обл.
Наименование материала: статья
Тема: “Роль дидактической игры в речевом развитии ребенка 3-4 лет”
13.12.2017
Раздел: дошкольное образование

Герасимова Светлана Геннадьевна

Статья «Роль дидактической игры в речевом развитии ребенка 3-4 лет»

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие

возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление

речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный

возраст. В этот период создаются благоприятные условия для развития речи,

закладывается фундамент для письменных форм речи – чтения и письма, и

последующего речевого и языкового развития ребёнка.

Речь ребёнка – это показатель его развития. У детей речь развивается

стремительными темпами, и уже к пяти годам заканчивается ее естественное

становление. Это означает, что ребенок правильно произносит все звуки

родного

языка,

имеет

значительный

словарный

запас,

освоил

основы

грамматического строя речи, владеет начальными формами связной речи,

позволяющими ему свободно общаться. Важнейшее условие всестороннего

полноценного развития детей, залог успешного обучения детей в школе –

хорошая речь.

Развитие

речи

у

детей

младшего

дошкольного

возраста

происходит

особенно быстро, быстро, как ни в каком другом возрасте, пополняется

словарный

запас,

улучшается

звуковое

оформление,

становятся

белее

развернутыми фразы. Однако не все малыши имеют, одинаковы уровень

речевого развития: одни уже к трем годам правильно и четко произносят

слова,

другие

говорят

все

еще

недостаточно

отчетливо,

неправильно

произносят отдельные звуки, таких детей большинство, особенно во второй

младшей группе, третьи, хорошо понимая речь окружающих, молчат.

Существует

несколько

факторов

успешного

овладения

речью.

Существенный

фактор

развития

речи

создание

спокойной

атмосферы

в

группе.

Терпимое,

доброжелательно

отношение

воспитателя

к

детям,

искреннее уважение к личности каждого, залог формирования благоприятных

отношений между детьми. Ребенку важно постоянно чувствовать, что все его

старания и усилия поддерживаются взрослыми, что им довольны и у него все

получается.

Важным фактором успешного овладения речью является обобщение со

старшими, чтение взрослым стихотворений, народных песенок и потешек.

Дети

моей

группы

ежедневно

слушают

произведения

художественной

литературы новые и уже знакомые. Короткие, шуточные стихотворения и

потешки делают более содержательными общение с детьми в тот или иной

отрезок времен, в режиме дня при умывании «Водичка, водичка … », во

время причесывания «Расти коса до пояса… », при приеме пищи «Час обеда

подошел … ». Все эти факторы способствуют развитию речи детей младшего

дошкольного возраста.

цель речевого развития в дошкольных учреждениях состоит в том,

чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел их

применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными

способностями.

Развитие

речевых

и

коммуникативных

способностей

важнейшая

задача

развивающего

образования,

воспитание

культуры

личности.

Значительное

место

в

работе

педагогов

по

развитию

речи

занимают дидактические игры.

Дидактическая игра — одна из форм обучаемого воздействия педагогов на

ребенка. В то же время игра — основной вид деятельности детей. Таким

образом, игра реализует обучающую (которую преследует педагог) и игровую

(ради

которой

действует

ребенок)

цели.

Важно,

чтобы

эти

две

цели

дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

Дидактическая

игра

представляет

собой

многоплановое,

сложное

педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей

дошкольного

возраста,

и

формой

обучения,

и

самостоятельной

игровой

деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется

словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная

речь, умение правильно выражать свои мысли. Дидактические задачи многих

игр

составлены

так,

чтобы

научить

детей

составлять

самостоятельные

рассказы

о

предметах,

явлениях

в

природе

и

в

общественной

жизни.

Некоторые

игры

требуют

от

детей

активного

использования

родовых,

видовых

понятий,

например,

«назови

одним

словом»

или

«назови

три

предмета».

Нахождение антонимов, синонимов, слов, сходных по звучанию, – главная

задача многих словесных игр. Если ребенку достается роль гида в игре

«Путешествие

по

городу»,

то

он

охотно

рассказывает

«туристам»

о

достопримечательностях

города.

Так

развивается

монологическая

речь

ребенка. В процессе многих игр развитие мышления и речи осуществляется в

неразрывной связи. Например, в игре «Угадай, что мы задумали» необходимо

уметь ставить вопросы, на которые дети отвечают только двумя словами:

«да» или «нет». Активизируется речь при общении детей в игре, решение

спорных вопросов. В игре развивается способность аргументировать свои

утверждения, доводы.

В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на 3

основных

вида:

игры

с

предметами

(игрушками),

настольно-печатные

и

словесные игры. Остановимся на методике организации дидактических игр в

разных возрастных группах. Дидактическая игра является ценным средством

воспитания

умственной

активности,

она

активизирует

психические

процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания.

Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у

детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает

процесс усвоения знаний.

Дидактические игры можно разделить на три основных вида:

игры с предметами (игрушками, природным материалом;

настольно – печатные;

словесные;

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя

с ними дети, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия

предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со

свойствами

предметов

и

их

признаками:

цветом,

величиной,

формой,

качеством.

В

играх

решаются

задачи

на

сравнение,

классификацию,

установление последовательности в решении задач.

Настольно

печатные

игры

интересное

занятие

для

детей.

Они

разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и задачи,

которые решаются при их использовании.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких

играх

дети

учатся,

опираясь

на

имеющиеся

представления

о

предметах,

углублять

знания

о

них,

так,

как

в

этих

играх

требуется

использовать

приобретённые ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети

самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают

предметы,

выделяя

характерные

их

признаки;

отгадывают

по

описанию,

находят признаки сходства и различия, группируют предметы по различным

свойствам, признакам.

Дидактические игры в своей работе используют педагоги во всех

возрастных

группах.

В

младших

и

средних

группах

игры

со

словом

направлены

в

основном

на

развитие

речи,

воспитание

правильного

звукопроизношения,

уточнение,

закрепление

и

активизацию

словаря,

развитие правильной ориентации в пространстве. В старшем дошкольном

возрасте,

когда

у

детей

начинает

активно

формироваться

логическое

мышление,

словесные

игры

чаще

используют

для

формирования

мыслительной

деятельности,

самостоятельности

в

решении

задач.

Эти

дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно

они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста,

так как способствуют подготовке ребят к обучению в школе: развивают

умение внимательно слушать педагога, быстро находить нужный ответ на

поставленный вопрос, точно и чётко формулировать свой мысли, применять

знания в соответствии с поставленной задачей. Дидактическая игра развивает

речь

детей:

пополняет

и

активизирует

словарь,

формирует

правильное

звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать

свои мысли.

Главное место в дидактических играх отводится работе со звуком, буквой

и

предложением.

Педагоги

большое

значение

уделяют

звуковому

восприятию слова, формируя фонематический и речевой слух ребенка. У

многих детей есть дефекты произношения. Наличие даже слабовыраженных

дефектов

в

фонематическом

развитии

в

дальнейшем

создаёт

серьёзные

препятствия для успешного усвоения ребёнком программного материала по

чтению

и

письму,

так

как

оказываются

недостаточно

сформированными

практические обобщения о звуковом составе слова.

Кроме речевого развития в дидактических играх

осуществляется

познавательное развитие, так игра способствует расширению представлений

об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти,

наблюдательности и мышления.

Именно, дидактические игры

являются

наиболее доступной формой обучения, когда ребенок, играя, незаметно для

себя усваивает те сведения и умения, которые мы считаем необходимым ему

дать. Дидактические игры доставляют детям радость, наслаждение, интерес

познания.

Любая

игра

учит

запоминать,

мыслить,

анализировать,

экспериментировать,

обобщать,

т.е.

помогает

развивать

умственные

способности детей.

Внимание детей

возраста 3-4 лет пока еще неустойчиво, он быстро

отвлекается. Задачи в дидактической игре требуют от него большей, чем в

других

играх,

устойчивости

внимания,

усиленной

мыслительной

деятельности. Отсюда, для маленьких детей возникают известные трудности.

Преодолеть их можно через занимательность в обучении, т.е. использование

дидактической игры, повышающей интерес малыша к знаниям, и прежде

всего,

дидактической

игрушке,

которая

привлекает

внимание

яркостью,

интересным содержанием.

Для

детей

4-го

года

жизни

характерно

преобладание

чувственного

познания окружающего мира. Учитывая это, необходимо подбирать такой

дидактический материал (игрушки), который все дети могли бы обследовать

и активно с ним действовать.

При проведении дидактической игры с детьми младшего дошкольного

возраста педагог объясняет правила по ходу игры. При этом он помнит о том,

что его речь должна быть яркой, образной и в то же время спокойной.

Большую требовательность следует проявлять к своим жестам. Малыш очень

чутко реагирует на выражение лица, мимику, улыбку воспитателя. Это надо

учитывать и при чтении художественной литературы.

Чтобы

игра

проходила

успешнее,

детей

необходимо

готовить

к

игре:

обязательно

до

игры

знакомить

их

с

предметами,

которые

будут

использованы, их свойствами, изображениями на картинках. Если в игре

используется

стихотворение,

потешка,

надо

знать

их

наизусть

и

читать

выразительно.

Подводя итоги игры с детьми младшего дошкольного возраста, взрослый

отмечает только положительные стороны: играли дружно, научились делать

(указать конкретно), убрали на место игрушки. Необходимо и у маленьких

детей создавать интерес к новым играм.

Интерес к игре усиливается, если взрослый предлагает детям поиграть с

теми

игрушками,

которые

находились

в

чудесном

мешочке,

о

которых

рассказывали дети во время игры.

Источник: https://zhurnalpedagog.ru/servisy/publik/publ?id=7557

Ваш педагог
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: