Статья Формирование духовно-нравственных ценностей у детей с помощью занятий в музыкальной школе

Духовно-нравственное воспитание детей в школе – цели и методы

Статья Формирование духовно-нравственных ценностей у детей с помощью занятий в музыкальной школе

Основные характеристики личности человека – это нравственность и духовность. Духовностью называют стремление человека к постижению избранных целей. Нравственность человека – это общие принципы поведения людей, находясь в обществе. Оба этих сочетания и составляют основу личности человека, где воспитание духовно нравственное – это самостоятельное обучение, воспитание и развитие личности.

Духовно нравственное воспитание характера у ребёнка направлено на формирование личности молодого человека.

Духовно-нравственное воспитание в школе не менее важно, чем учетная работа

Оно подразумевает процесс, который направлен на внешнее и внутреннее воздействие учителя из школы на духовный мир ребёнка. Такое воспитание образует формирование системы внутреннего мира детей.

Такое воздействие на формирование характера у молодого члена общества носит комплексный характер, который затрагивает чувства, личное мнение и желание личности.

Система воспитания будущего поколения основана на определённую систему ценностей, которая заложена в образовательной системе, а также в личной позиции учителей в образовательном учреждении.

Национальная доктрина образования и воспитания

Нравственность и духовность у учеников может возникнуть в условиях школы, основываясь на гуманистических ценностях, а также вне классной работы (в рамках дополнительного образования детей).

Задачи духовно-нравственного воспитания

Духовно нравственное воспитание школьников, какова роль классного руководителя?

После пересмотра статуса, который имеет учитель, выступающий в роли классного руководителя, его профессиональная деятельность в рамках духовно нравственного направления в стенах школы, может характеризоваться личным подходом в воспитании детей, а также различными национальными идеями. Объединяет эту систему единство учеников и их учителя во время обучения наукам и общего физического и нравственного развития.

Государственная концепция духовно-нравственного воспитания

У преподавателя должны обладать личностными характеристиками, которые способны без труда обеспечивать гуманные отношения между самими воспитанниками и их наставниками. Качество воспитания во многом зависит от руководителя класса, от его опыта работы, длительности общения с учениками.

Несколько направлений в работе учителя с классом

Ценностная работа подразумевает встречи учеников и учителей в библиотеке, классные часы. Во время встреч следует воспитывать в подрастающем поколении чувства патриотизма, а также гражданской ответственности. С этой целью необходимо активно подключать ветеранов. Детям всегда интересно послушать их истории из жизни, они с большим интересом выслушивают их выступления.

Структура патриотического воспитания – направления работы

Познавательная работа с детьми заключается в проверке успеваемости учеников в классе, проверке знаний каждого воспитанника, а также проведением психологических практических уроков.

На них дети играют в учебно-развлекательные игры, например, «Что? Где? Когда?».

Кроме того следует проводить дополнительные уроки для получения знаний о культуре своей страны, можно рассказать ученикам о знаменитых людях, которые добились успехов в жизни.

Занятие в школьном музее

Трудовая деятельность учеников заключена в том, чтобы проводить дежурства по школе, организовывать уборки в собственном учебном классе, проведению субботников. Приветствуются походы на культурные выставки, проводимые в городе, а также, при возможности, проводить экскурсионные поездки на близлежащие предприятия для расширения кругозора у детей.

Полезная деятельность для общества помогает обогатиться ученикам в плане духовности.

Ученики могут оказывать посильную помощь инвалидам, сиротам и другим. Проявление таким образом милосердия к нуждающимся позволит детям реализовать одну из основных целей при развитии духовности – взаимопомощь и сострадание.

Духовно нравственное воспитание и творческая деятельность в жизни ученического класса

Преподавателям следует организовывать и проводить культурные вечера, танцевальные конкурсы, предновогодние встречи, а также посещение музеев и драматических кружков во время проведения внеклассного развития юных учеников. Это поможет создать условие для самореализации личности детей, повышения их моральных ценностей.

Игра “Зарница” – воспитание патриотизма и физическое развитие

Частое посещение библиотек поможет развить у ребёнка навыки творческой деятельности, привить любовь к своей родной земле, к окружающим людям, а также изучению исторического наследия своего государства.

Занятие физкультурой, общее оздоровление организма

Необходимо проводить для учеников класса дни для занятия своим здоровьем, чтобы воспитать нравственное и духовно гуманное отношение к себе и окружающему детей миру. В рамках таких мероприятий хорошо зарекомендовали себя спортивные состязания среди учеников класса.

НА классных уроках следует проводить занятия по общей гигиене у человека, а также о пропаганде здорового образа жизни учеников, отказа от курения, алкоголя и других вредных привычек у подрастающего поколения.

Учащиеся должны знать, что иметь хорошее здоровье и не зависеть от собственных слабостей – это здорово.

Последний пункт в воспитании учащихся – это организация и проведение свободного времени. Для правильного распорядка дня хорошо себя зарекомендовали психологические игры и тренинги.

Уроки физкультуры также несут воспитательную нагрузку

Организовывать процесс духовного, патриотического и нравственного воспитания в детях следует, выполняя некоторые важные функции:

  1. Нравственное, а также духовно гуманное воспитание учащихся достигается путём создания среды, которая благотворно влияет на учащихся (повышение дружественной обстановки в классе, работа с педагогами и родителями учащихся, проведение внешкольных мероприятий, экскурсий и т.п.);
  2. Проведение уроков по физической культуре, проведение спортивных мероприятий, обучение гигиене;
  3. Организация творческого досуга среди детей во время их свободного времени (различные кружки для занятий танцами, музыкой, спортивные секции);
  4. Индивидуальный подход к каждому ученику для воспитания в нём духовно патриотического воспитания, необходимо привить ему нравственное поведение. Нужно стимулировать в учащихся самостоятельно проводить воспитание своей личности. Семья ему должна помогать в этом деле, поддерживать его и помогать решать общественные дела в школе.

Нравственное воспитание в привлечением церкви

Учитель, как классный руководитель класса в школе, должен работать над рядом задач для того, чтобы воспитать духовно нравственное воспитание у детей:

  • Повышать чувство ответственности, патриотизм у детей.
  • Организовывать и проводить самостоятельно соревнования, выездные экскурсии, встречи с родителями обучающихся детей.
  • Учитель должен организовать внеурочные часы для дополнительного развития у подопечных учеников духовного воспитания, развития нравственных качеств в семье и школе.
  • Способствовать формированию у учеников стремления к занятию спортом, движению в повседневной жизни, активном участии в жизни окружающего их общества.
  • Классный руководитель должен укреплять связь между родителями учеников.
  • Организовывать совместные походы учеников и их родителей. Это поможет сплотиться семьям, и всему классу в целом.
  • Необходимо проводить индивидуальные совместные встречи родителей с учителями для обсуждения не только успеваемости учеников, но и чтобы оценить качество развития личности у детей.

Родительское собрание на тему духовно-нравственного воспитания

Семья ученика должна всячески помогать своему чаду в планировании свободного времени от учёбы.

Школа и семья имеет ряд возможностей по передаче ученикам представлений и знаний о моральных ценностях и морали. Воспитание в детях патриотических чувств, нравственности и духовности – это приоритетная задача для всех учителей, работающих в учебных заведениях.

Источник: https://detki.guru/vospitanie/duhovno-nravstvennoe/v-usloviyah-shkoly.html

Портал образования | Духовно–нравственное воспитание детей в ДШИ в условиях реализации ФГОС

Статья Формирование духовно-нравственных ценностей у детей с помощью занятий в музыкальной школе

Данилова Валентина Николаевна
Должность: методист
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 40 с⁄п “Детская школа искусств”
Населённый пункт: г Томск
Наименование материала: методическая статья
Тема: Духовно–нравственное воспитание детей в ДШИ в условиях реализации ФГОС
23.11.2018
Раздел: дополнительное образование

МАОУ СОШ № 40 г. ТОМСКА

С/П «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

ДОКЛАД

Духовно-нравственное воспитание детей

в ДШИ в условиях реализации ФГОС

Данилова В.Н.,

методист

2017 г.

Духовно-нравственное воспитание детей в ДШИ

в условиях реализации ФГОС.

Данилова В.Н.,

методист МАОУ СОШ № 40 г. Томска

с/п «Детская школа искусств»

На современном этапе развития общества, в условиях модернизации

образования,

проблема

духовно-нравственного

воспитания

детей

является

наиболее

актуальной.

В

Федеральном

государственном

образовательном

стандарте

основного

общего

образования

в

качестве

решения

данной

проблемы

педагогам

предлагается

организовать

работу,

направленную

на

формирование

у

обучающихся

основ

духовно-нравственной

культуры

средствами

системно-деятельностного

подхода,

который

обеспечивает

формирование и становление личностных качеств выпускника школы.

Решение

задачи формирования духовно богатой, высоконравственной,

образованной

и

творческой

личности

возможно

только

в условиях

взаимодействия

и

интеграции

общеобразовательных

учреждений

и

учреждений дополнительного образования детей.

Несмотря

на

уже

имеющийся

в

учреждении

дополнительного

образования

детей

опыт

и

серьезный

потенциал

в

сфере

формирования

духовно-нравственной культуры у детей и молодежи, следует отметить ряд

проблем, значительно снижающих эффективность обозначенного процесса в

учреждении дополнительного образования детей.

Общеизвестно,

что

на

формирование

личности

воспитанника

значительное

влияние

оказывает

личность

педагога.

Под

этим

влиянием

подразумевается

не

только

индивидуально-личностные

особенности

педагога, но и его социально обусловленное поведение, деятельность. Дети

должны быть уверены в нравственных позициях своего педагога, его умении

принимать решения в этических ситуациях, поскольку они хотят видеть в нем

свою моральную опору, духовный ориентир, к которому можно стремиться.

Только педагог с определившимися духовными ценностями и нравственными

установками способен эффективно управлять образовательным процессом,

ведь личность педагога во многом определяет содержание и организацию

учебно-воспитательного

процесса

в

образовательном

учреждении,

обеспечивая

постановку

обучения

и

воспитания

в

русле

целостной

человеческой

культуры.

В

современных

условиях,

когда

требования

к

педагогу переносятся с узкопрофессионального подхода к многосторонне

интеллектуально-духовному,

проблема

духовного

и

профессионального

совершенствования педагога является одной из актуальных. Как известно,

система

профессиональной

подготовки

педагогов

дополнительного

образования

на

данном

этапе

несовершенна,

педагогические

ВУЗы

и

колледжи

включают

общекультурную

подготовку

по

отдельным

дисциплинам. К тому же в учреждении дополнительного образования детей

не всегда работают выпускники вышеуказанных учебных заведений. Поэтому

духовно-нравственное становление личности педагога должно проходить в

стенах

учреждения

дополнительного

образования

детей

и

строиться

на

принципах:

направленности

содержания

преподаваемых

дисциплин

на

приоритетное значение духовно-нравственных ценностей профессиональной

деятельности, творческое развитие каждого педагога;

– организации творческого взаимодействия субъектов образовательного

процесса;

развития

профессионального

самосознания

педагога

на

основе

формирования

культуры

этического

мышления,

чувств,

системы

нравственных убеждений;

– повышения степени мотивации и творчества в профессиональной

деятельности педагога;

– формирования индивидуально-творческого стиля и положительной

«Я» – концепции на основе развитой рефлексии.

Все это обеспечит формирование потребности у педагога в постоянном

совершенствовании

собственных

профессиональных

знаний,

личностных

качеств, уровня духовной культуры, стремление к удовлетворению духовных

запросов,

общения

с

произведениями

искусства,

на

основании

чего

стремление

к

развитию

общей

культуры,

с о ве р ш е н с т во ва н и е

профессионально-этических качеств.

Следующей

проблемой

в

решении

задач

формирования

духовно-

нравственной

культуры

у

детей

и

молодежи является

разрушение

традиционных

устоев

семьи.

Деформация

сферы

семейного

воспитания

заключается в следующем:

утрате родителями традиционных нравственных ориентиров;

отсутствии

преемственности

педагогической

традиции

в

семье,

когда родители проявляют неграмотность в вопросах приоритетов развития и

воспитания в разные периоды детства, не имеют никакого представления о

закономерностях становления нравственного мира ребенка.

Воспитательные задачи семьи, по мнению И.А.Ильина, заключаются в

том, «чтобы ребенок получил доступ ко всем сферам духовного опыта; чтобы

его духовное око открылось на все значительное и священное в жизни; чтобы

его сердце, столь нежное и восприимчивое, научилось отзываться на всякое

явление Божественного в мире и людях».

Семья

является

одним

из

важнейших

социальных

институтов

воспитания,

и

целесообразным

в

процессе

формирования

духовно-

нравственной культуры будет взаимодействие учреждения дополнительного

образования и родителей. Взаимодействие – универсальная форма развития,

обоюдного изменения явлений, как в природе, так и в обществе, приводящее

каждое

звено

в

новое

качественное

состояние.

Но

на

пути

организации

эффективного

взаимодействия

семьи

и

учреждения

дополнительного

образования детей возникают такие сложности, как:

отсутствие четких, систематизированных представлений родителей

о

традициях

отечественной

семейной

педагогической

культуры

и

недостаточность личной духовной опытности;

отсутствие системы духовно-нравственного просвещения родителей,

педагогической и духовно-нравственной помощи семье в воспитании детей.

В

рамках

данной

проблемы

можно

назвать

несколько

направлений

деятельности учреждений дополнительного образования:

1.

Содержательное

направление:

включает

разработку

содержания,

форм

и

методов

интегрирования

духовно-нравственных

компонентов

в

практику семейного воспитания;

2.

Диагностическое направление: направлено на изучение семьи и ее

воспитательного потенциала, особенностей семейного воспитания (традиции,

правила, нормы);

3.

Социально-педагогическое направление: предполагает реализацию

системы

мероприятий,

форм

и

методов

интегрирования

духовно-

нравственных компонентов в практику семейного воспитания, адресованных

различным категориям семей (семейные клубы, коллективные творческие

дела и др.);

4.

Программно-структурное

направление,

которое

предполагает

выделение,

организационную

и

содержательную

разработку

этапов

формирования духовно-нравственной

культуры

личности в

работе

по

педагогическому сопровождению семейного воспитания:

– просвещение родителей;

– организация совместной деятельности семей.

5.

Консультационное

направление,

оказывающее

своевременную

социально-педагогическую,

психологическую,

валеологическую

помощь

родителям и воспитанникам, выпуск специальной литературы.

Следующей проблемой, также актуальной, на наш взгляд, является

слабое программно-методическое и информационное освещение вопросов

формирования

д у хо в н о – н р а в с т в е н н о й

к ул ьт у р ы в

у ч р е ж д е н и и

дополнительного

образования

детей.

Анализ

исходного

состояния

образовательных программ в учреждениях данного типа показал, что при

наибольшем

количестве

программ

художе ственно-эстетиче ского,

общекультурного направления (85 %), лишь сотая часть их ставит целью

духовно-нравственное

просвещение

или

приобщение

к

духовно-

нравственной культуре и ценностям общества. Причинами этого является, с

одной

стороны,

неготовность

педагога

заниматься

воспитательным

процессом,

отсутствие

критериальной

базы,

психолого-педагогических

методик, необходимых для оценки результатов воспитания, с другой стороны

невостребованность в данной услуге со стороны основных заказчиков – детей

и родителей.

Отсюда

возникает

еще одна

проблема

отсутствие

со

стороны

государственных

органов,

СМИ

активной

пропаганды

мировоззренческо-

идеологических

основ,

духовной

культуры

российского

народа,

мировой

цивилизации. Наоборот,

наблюдается

усиление

негативного

воздействия

средств

массовой

информации

на

подрастающее

поколение,

концепция

государственно-патриотической

идеологии

находится

в

процессе

формирования

и

страдает

недостатками

(слабо

выражена

духовная

компонента

и

гуманистическая

направленность,

недооцениваются

роль,

значение

принципа

взаимосвязи,

взаимозависимости,

неразрывности

духовности, личности и патриотизма).

Таким образом, решение задач формирования духовно-нравственной

культуры у детей и молодежи видится в следующем:

1.

организации

образовательного

проце сс а

в

у ч р е ж д е н и и

дополнительного образования детей с наибольшей эффективностью

для решения ситуаций духовно-нравственного выбора всех субъектов

образовательного процесса;

2.

решении

вопросов

повышения

профессионализма

педагогов

по

формированию духовно-нравственной личности;

3.

оказании

помощи

семье

в

воспитании

духовно-нравственных

ценностей;

4.

укреплении и разработке научно-методического обеспечения процесса

формирования духовно-нравственной культуры у детей и молодежи;

5.

усилении

государственной

политики,

СМИ

в

решении

вопросов

формирования

духовно-нравственной

культуры

подрастающего

поколения.

Список литературы:

1.

Бруднов

А.К.

Духовное

воспитание

детей

в

системе

дополнительного образования // Вечное слово. 1999. – № 1.

1.

Журкина А.Я. Воспитательный потенциал дополнительного

образования // Дополнительное образование. – 2000. – № 9. – С. 6-9.

2.

Ильин

И.А.

Путь

духовного

обновления.

Путь

к

очевидности. – М., 1993.

3.

Федеральный государственный образовательный стандарт

основного общего образования. /Утвержден приказом Министерства

образования и науки РФ от 17.12.10 г. № 1897.

Источник: https://portalobrazovaniya.ru/servisy/publik/publ?id=8265

Нравственность, воспитанность, духовность, или Как передать ребенку нравственные ценности?

Статья Формирование духовно-нравственных ценностей у детей с помощью занятий в музыкальной школе

Как объяснить ребенку, что хорошо, а что плохо? Как сделать так, чтобы у него возникала “правильная” мотивация поступков? Эти вопросы рано или поздно задают себе все родители. Подрастающее чадо не всегда оправдывает наши надежды.

В вашей семье растет малыш. И, хотя он еще совсем маленький, как и всем родителям, вам хочется, чтобы он стал человеком высоко нравственным и не совершал подобные проступки.

Миша Пьяных и Ваня – друзья с детского сада. В первый день, когда дети пришли в школу, мальчишки из их класса, конечно, тут же нашли себе развлечение, придумывая дразнилки с фамилией Миши. Ваня мог бы вступиться за Мишу, но не сделал этого.

Он вместе со всеми бегал вокруг парты Миши и кричал обидные слова. В ситуации, когда все были против одного, Ваня проявил малодушие. Он и не пытался защитить друга или сказать нечто подобное: “Перестаньте.

Вам ведь не понравится, если над вами станут смеяться из-за вашего имени”.

За неделю до события Вика была приглашена на день рождения к Наташе. Вика с радостью приняла приглашение, а ее мама купила подарок для подружки дочери. Было известно, что придут еще две девочки, бабушка испечет пирог и устроит для них чаепитие.

Но в день праздника к Вике зашла Катя и предложила поехать с ней и ее папой в детское кафе. Это приглашение показалось очень лестным для Вики.

Она тут же побежала к телефону, чтобы сообщить Наташе «радостную» весть: к ней она не придет, потому что едет на машине есть мороженое в кафе, где выступают клоуны.

На даче Сережа и его друзья решили провести «научный эксперимент». Они поймали «ничейного» котенка, поместили его в автомобильную покрышку, крепко привязали проволокой и спускали с горы. Этого показалось мало.

Котенка сбрасывали с крыши сарая, учили «подавать голос» и плавать в местном пруду.

Вечером «исследователи» посадили котенка в металлическую бочку, наглухо закрыли крышкой, и Сережа сообщил друзьям, что утром они отнесут котенка в лес, завяжут ему глаза и посмотрят, найдет ли он дорогу к их поселку.

Что же является основой воспитаниянравственности у детей?

О процессе воспитания ребенка в ранний период можно говорить как об общем его развитии в кругу тесных семейных отношений. Данный процесс нельзя разделить на физическое и нравственное воспитание. За начальный этап жизни ребенка полностью отвечают родители.

Как вы кормите и одеваете малыша, как ласкаете и наказываете его, как разговариваете и играете с ним – все это имеет огромное значение не только для его физического, но и духовного роста. Любовь и забота, спокойствие и доброта не должны «превращаться» в смятение и грубость, безразличие и эгоизм по отношению к маленькому человечку.

Ребенок, не знающий горя и страха, радостно открывающий и познающий мир, легко приобщается к морально-нравственному опыту взрослых.

Сама жизнь предоставляет малышу возможности чисто физически ощутить истинные ценности бытия. Он держит в руках пушистого котенка, трогает и целует портрет бабушки, висящий над его кроваткой, нюхает цветы и любуется красками природы…

Его губы ощущают вкус меда, он чувствует капли холодной речной воды на своем теле, слушает пение птиц, поет и танцует вместе с вами, даже если все это кажется ему игрой. Все эти предметы, чувства, переживания не являются третьестепенным, что потом, во взрослом состоянии, отвергают.

Все это на протяжении жизни человека не теряет значимости и смыла, будь то действие, жест или эмоции. Ребенок, соприкасаясь с ними, приобретает свой подлинный духовный опыт.

Нравственность не является автономной областью знаний или каким-то предметом, который необходимо преподавать детям. Нравственность – это то, как вы все живете, что одухотворяет вашу жизнь. С ребенком не стоит рассуждать о нравственных ценностях – правдивости, любви, ответственности, послушании, добре, зле – как об отвлеченных понятиях.

Нравственные ценности должны воплощаться в реальный опыт его существования. Хотя и нельзя говорить о нравственном воспитании малыша, но его целостное миросозерцание все же подготавливает его к восприятию нравственных ценностей.

Открытие и осознание свободы и запретов, безопасности и любви, удовольствия от одобрения, веселой атмосферы семейных праздников и многого другого вливается в основу его нравственного развития.

Воспитанность

Мы часто слышим словосочетание «воспитанный ребенок». А что такое воспитанность?

Воспитанность ребенка – это его личностные качества, в которых органически слиты культура общения, культура внешности и культура удовлетворения потребностей (бытовая культура).

Ядром этой своеобразной триады является культура общения. Стержнем, основой истинной культуры общения считается гуманное отношение человека к человеку.

Для этого у ребенка формируют позицию открытости, доверия, дружелюбия – непременное условие правильного, хорошего воспитания. Культура общения не исчерпывается лишь одной вежливостью.

Ее главный атрибут – тактичность, умение понять чувства и настроения другого человека, поставить себя на его место, представить, какую эмоциональную реакцию вызовут у него те или иные слова. Основным средством общения является речь.

По тому, как ребенок владеет этим средством коммуникации, судят и о его воспитанности. Он должен уметь завязывать и поддерживать беседу, приветливо и внятно отвечать на вопросы, высказывать свое мнение, избегая при этом резкости и категоричности.

Культура внешности проявляется в том, как ребенок выглядит, как он одет. Воспитывают культуру внешности путем формирования у него привычки к безупречной чистоплотности, потребности выглядеть привлекательно, умения одеваться модно, со вкусом, в соответствии со временем и местом нахождения.

Не меньшее значение для характеристики воспитанности имеют походка, позы, жесты, мимика ребенка. Если он сутулится, втягивает голову в плечи, шаркает ногами, то это, безусловно, снижает уровень так называемой культуры внешности.

Ребенок должен знать, какую походку для мальчиков и девочек принято считать правильной и красивой, как управлять своим лицом: открытым, приветливым, живым. Границы дозволенного для жестов и движений должны быть ему хорошо известны.

Культура удовлетворения бытовых потребностей прививается ребенку с самого раннего детства, когда у него формируются представления о приличном и неприличном.

Понятно, что если ребенок шмыгает носом, трет кулаком глаза, не умеет пользоваться столовыми приборами и т.п., то воспитанным его никто не назовет.

Также важно научить ребенка сводить к минимуму всякое публичное проявление физиологических процессов: чихания, сморкания, зевоты и т.п.

В идеале воспитанный человек – это тот, кто приятен в общении, у которого безукоризненная внешность и безупречные манеры поведения.

Пробуждение духовности

Ваш ребенок неплохо разбирается в компьютерных играх, изучает английский язык, знает все марки автомобилей, занимается спортом и т.д. Но вы понимаете, что этого мало, что надо пробуждать в ребенке духовность. Что это за «штука» такая – духовность?

Отечественные мыслители прошлого оставили нам богатое философское наследие. Некоторые из них в своих трудах рассуждали о том, что воспитать хорошего человека можно лишь при одном условии – если в детстве пробудить в нем духовность.

Известно, что образование не воспитывает, а «полуобразованность» развращает людей. Образование без воспитания – дело опасное.

Воспитание ребенка не должно пониматься как регламентирование его поведения и чтение ему моральных проповедей. Задача воспитания не в развитии памяти и интеллекта, а в зажигании сердца.

Обогащенная память и подвижная мысль – при мертвом и слепом сердце – создают ловкого, но черствого и, возможно, злого человека.

Не следует сводить сущность ребенка к его сознанию, мышлению, рассудку: он больше всего этого. Он глубже своего сознания, проницательнее своего мышления, богаче своего разума. Человек, даже маленький, определяется тем, что он любит и как он любит.

Где-то в глубине человеческого бессознательного находится то «святое место», где дремлет первоначальное духовное естество. В детстве душа еще не обросла той грубой «корой», которая будет образовываться в течение дальнейшей жизни.

Душевная оболочка у ребенка еще тонка и чувствительна, поэтому в нем легко пробудить духовность, пока он не пережил острые и тяжелые, болезненные и мучительные впечатления, травмы души.

В том, что называется «пробудить духовность», главную роль играет мама. Ее ласковый взор и приятный голос уже начинают это дело. Каждая женщина, поющая своему младенцу колыбельную, пробуждает в нем первые ростки духовности.

Малыш растет, и надо сделать так, чтобы он полюбил простые задушевные мелодии – их так много в русских народных песнях! Вообще в искусстве есть изумительные, одухотворенные образцы слова, музыки, живописи, танца, и надо способствовать тому, чтобы их благотворное влияние коснулось ребенка и дохнуло на него.

Природа полна чудесных состояний красоты – естественно-гармоничных, безупречных, разнообразно богатых. Надо показать их ребенку и постоянно радовать его ими. У дошкольника, наблюдающего внешний мир, чувства уже открыты для восприятия и переживаний. Надо стремиться давать ему богатство духовных впечатлений.

Направляйте внимание ребенка на самые красивые и изящные формы, явления природы, чтобы он осознавал их таинственную целесообразность. Иногда достаточно того, чтобы он заметил совершенство, иногда можно что-то объяснить ему. Любуйтесь вместе с ним красотой бабочек и цветов, их нежными тонами, изысканными формами. Не забывайте напоминать о хрупкости всего живого на земле.

Всматривайтесь в величавое и легкое, а порой и грозное зрелище плывущих по небу облаков, вслушивайтесь в тишину молчаливого леса или пенье птиц, понаблюдайте за поведением добродушно-задумчивой коровы и поговорите ласково с ней…

Ребенок обязательно вместе с вами оценит и лукавое изящество кошки, и верный нрав собаки, и утренний клич петуха, он непременно ощутит богатство и тайну природной жизни: величие грозы, волшебство инея, запахи весны, коварство мороза.

Очень важно, чтобы ребенок как можно раньше почувствовал реальность чужого страдания и сопереживал ему, чтобы умел любить, жалеть, прощать, беречь, ценить, помогать и т.п.

Необходимо научить его отличать добро от зла, хотеть добра и избегать, стыдиться зла.

Если вы пойдете таким путем в воспитании, то поселятся в его сердце благоговение перед природой и искусством, чуткость и благодарность по отношению к людям. А это и есть не что иное, как духовность.

Татьяна Порецких

Источник: https://zen.yandex.ru/media/female_psy/nravstvennost-vospitannost-duhovnost-ili-kak-peredat-rebenku-nravstvennye-cennosti-5c137a02235bb000aa109ecf

Ваш педагог
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: