- Профессионально-педагогическая компетентность педагога. Что это такое, , модель, схема, требования
- Что такое профессионально-педагогическая компетентность учителя
- Роль учебной практики в формировании общих и профессиональных компетенций
- Виды компетенций
- Ценностно-смысловые компетенции
- Общекультурные
- Коммуникативные
- Социально-трудовые
- Компетенция личностного самосовершенствования
- Характеристики профессионально-педагогической компетентности
- Узкопрофессиональная и личностная человеческая компетентность педагога
- Уровни профессионально-педагогической деятельности
- Проблемы педагогической компетентности
- Этапы и система формирования профессиональной компетентности
- Пути развития профессиональной компетентности педагога
- на тему: что такое профессионально-педагогическая компетентность педагога
- Учитель технологии: профстандарт и компетенции
- Предметная компетентность учителя технологии согласно ФГОС
- Роль метапредметных компетенций учителя
- Топ-8 профессиональных компетенций современного учителя
- 1. Умение создавать комфортную психологическую среду в процессе обучения
- 2. Умение организовать урок так, чтобы весь класс был вовлечен в учебный процесс
- 3. Навыки стратегического планирования, подбора методов обучения и создания материалов для урока
- 4. Навык применения формирующей оценки
- 5. Умение чувствовать атмосферу в классе
- 6. Умение выстраивать коммуникации со всеми участниками образовательного процесса
- 7. Поддержание профессионального имиджа, в том числе и во внешних проявлениях (одежда, речь)
- 8. Постоянное стремление совершенствоваться
- Подводим итоги
Профессионально-педагогическая компетентность педагога. Что это такое, , модель, схема, требования
Профессиональная компетентность – это обладание личными и профессиональными качествами, с помощью которых систематически ведётся работа по решению профессиональных задач. Для педагога компетентность как специалиста выражается в умении осуществлять педагогическую деятельность со стабильно высокими образовательными и воспитательными результатами обучающихся.
Что такое профессионально-педагогическая компетентность учителя
Профессиональная компетентность в словарях С. И. Ожегова, Д. Н. Ушакова трактуется как «Круг вопросов в которых данное лицо хорошо осведомлено». Компетентный педагог, обладает высшей степенью педагогического мастерства, постоянно развивается и повышает свой уровень образования.
Профессионально-педагогическая компетентность учителя слагается из нескольких блоков:
- теоретического;
- практического;
- личностного.
Структура профессионально педагогической компетентности
Теоретический блок подразумевает знание основ педагогики и психологии обучения, современное состояние обучения, знание современных технологий и методик обучения.
Практический блок педагогической компетентности включает в себя профессионально-педагогические умения и навыки:
- использование информационных и коммуникационных технологий;
- адекватное оценивание имеющегося ресурсного потенциала обучающихся и работа над его повышением, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
- реализация управленческих функций – разработка образовательных программ, индивидуальных маршрутов развития обучающихся,
- разработка дидактических материалов;
- организация совместной и индивидуальной деятельности учащихся.
Личные качества учителя – толерантность, терпение и требовательность, общая культура педагога – составляют личностный блок профессионально-педагогической компетентности учителя.
Роль учебной практики в формировании общих и профессиональных компетенций
Профессиональная компетентность педагога – это владение определенным набором компетенций необходимых для педагогической деятельности, личное отношение педагога к работе, умение активно использовать профессиональные знания на практике.
Начальные общие и профессиональные компетенции – совокупность знаний, умений, навыков, формирует у будущих педагогов учебная практика. Она погружает студентов в реальную профессиональную среду и даёт первоначальный опыт.
Педагогические компетенции условно делят на виды – общие и профессиональные, чёткой границы между ними нет:
Общие компетенции | Профессиональные компетенции |
|
|
Учебная педагогическая практика решает 3 задачи – контролирующую, образовательную и воспитательную. Во время прохождения практики определяется уровень профессиональной готовности студентов к проведению учебно-воспитательных мероприятий, умение оценить свой опыт и опыт коллег.
Обучающая роль практики предусматривает развитие и совершенствование общих и профессиональных компетенций: толерантности, умения работать в команде, умений развивать творческие способности обучающихся.
Воспитательным моментом учебной практики является формирование у студентов готовности сотрудничать с коллегами, совершенствовать навыки педагогического общения, ответственно относиться к работе.
В условиях учебной практики, в школах, в детских оздоровительных лагерях, будущие педагоги ежедневно сталкиваются с разными педагогическими проблемами. Постепенно вырабатываются способность анализа, нахождения верных путей решения задач.
Виды компетенций
Понятие «компетенция» — набор качеств, известных специалисту, используемых им в работе.
Ключевыми компетенциями являются:
- ценностно-смысловые;
- общекультурные;
- учебно-познавательные;
- информационные;
- коммуникативные;
- социально-трудовые;
- компетенция личностного самосовершенствования.
Ценностно-смысловые компетенции
Ценностно-смысловые компетенции – система ценностей, отражающие нравственные понятия человека. Помогают пониманию окружающей действительности, осознанию своего предназначения в мире. Это способность человека воспринимать жизнь как высшую ценность.
Общекультурные
Набор общекультурных компетенций помогает в решении профессиональных задач с использованием личных качеств. Воспитывая личность, педагог является образцом культуры. Внешний вид, общение, умение заинтересовать являются составляющими частями общекультурной компетенции.
Учебно-познавательные компетенции – это базовые компетенции педагога. К ним относятся:
- педагогическое целеполагание. Учитель формирует образ будущего результата и планирует работу по его достижению;
- анализ профессиональной деятельности и умение делать правильные выводы, исправлять недочёты в работе;
- создание условий, обеспечивающих позитивную мотивацию у учащихся;
- владение в совершенстве методами преподавания и знание предмета;
- постоянное развитие и совершенствование профессиональных знаний.
Информационная компетенция означает умение ориентироваться в информационном пространстве и использовать информацию для достижения педагогических целей.
Владеющий информационной компетенцией педагог легко считывает и понимает информацию в разнообразных формах: в виде презентации, графиков, таблиц.
Поиск информации осуществляется с использованием средств информационно-коммуникационных технологий и ресурсов сети Интернет.
Коммуникативные
Коммуникативная компетентность выражается в умении педагога сотрудничать с обучающимися, родителями, коллегами для достижения положительного итога работы. Коммуникативно компетентный преподаватель владеет грамотной речью и насыщает общение позитивными эмоциями.
Социально-трудовые
Социально-трудовые компетенции выражаются в гражданской позиции педагога, общественной работе. Подразумевают знания и опыт в роли клиента, покупателя, родителя.
Компетенция личностного самосовершенствования
Компетенция нацелена на изучение и применение способов самосовершенствования в духовном плане, интеллектуального и физического развития. Человек заботится о своём здоровье, соблюдает правила безопасного поведения, ищет информацию, способы для интеллектуального роста.
Характеристики профессионально-педагогической компетентности
Профессиональная компетентность педагога – это умение связать теоретическую основу с практикой, ненавязчиво и доступно подать материал, выслушать и организовать.
В характеристике профессионально-педагогической компетентности выделены группы качеств, обязательных для компетентного педагога:
- организационные;
- психолого-педагогические;
- профессиональные.
Учитель организует учебно-воспитательный процесс. Урок, лекция, мероприятие у профессионала увлекают, повышают мотивацию к обучению. Достигается это разными путями: интересными фактами по теме, нестандартной структурой занятия, использованием информационно-коммуникационных средств.
Живой диалог по теме и использование имеющегося опыта обучающихся повышают качество усвоения материала.
Являясь примером для подражания, преподаватель передает свои нравственные качества воспитанникам. Тактичность, объективное оценивание и поддержка педагога создают доброжелательную атмосферу, способствую успешному развитию.
На высокую профессиональную квалификацию указывает умение сочетать в методике преподавания теорию и практику. Компетентность проявляется в способности найти общие темы для разговора и сотрудничестве в разных ситуациях, в знании последних событий в мире и разнообразии теоретического материала примерами из жизни.
Педагогическая работа – творческий поиск совершенных методов и приемов учебно-воспитательного процесса.
Узкопрофессиональная и личностная человеческая компетентность педагога
Узкопрофессиональная и личностная или личностно-профессиональная компетенция совмещает в себе профессиональные знания, умения и навыки педагога с личными качествами.
Личностно-профессиональная компетентность проявляется в готовности человека к социальному взаимодействию в разных ситуациях, интеграции с социумом. Эта компетентность складывается из 3-х составляющих: профессиональной продуктивности, эмоционального интеллекта и социального взаимодействия.
Составляющие части личностно-профессиональной компетентности | компонентов |
Профессиональная продуктивность |
|
Эмоциональный интеллект | Способность воспринимать свои и чужие эмоции и направлять их в помощь интеллекту. |
Социальное взаимодействие | Культура поведения и речи, коммуникативная толерантность. |
Развитие одного компонента личностно-профессиональной компетентности вызывает развитие и других частей, происходит общий рост компетентности педагога.
Уровни профессионально-педагогической деятельности
Уровни профессионально-педагогической деятельности характеризуют продуктивность работы педагога:
- Репродуктивный уровень. Передача известной учителю информации по предмету обучающимся, пересказ. Часто это уровень начинающих педагогов.
- Адаптивный уровень. Адаптирование передаваемой информации к контингенту обучающихся. Начинается активное освоение профессиональных компетенций.
- Локально-моделирующий (ситуативный) уровень. Умение ставить цель деятельности, но нет чёткого планирования работы. Видение отдельных педагогических явлений, ситуаций, без прослеживания связи между ними.
- Предмоделирующий уровень. Владение и понимание ситуации, постоянное развитие. Присутствует целеполагание и четкое планирование работы для достижения лучшего результата обучения и воспитания. Нет ясного представления о функциях совместной деятельности обучающихся.
- Моделирующий уровень. Достижение педагогического мастерства, умение устанавливать причинно-следственные связи. В обучении используются проектные методики, творческие задания. Учащиеся проявляют активность в учебной и внеурочной деятельности. Сформирован коллектив обучающихся.
Проблемы педагогической компетентности
Профессиональная компетентность педагога – это способ мышления, понимание ответственности за свои действия. В современных школах испытывается кризис педагогической компетентности. Поменялся профессиональный стандарт педагога, появились новые требования, обязательными стали новые компетенции – информационно-коммуникационная компетентность, проектная компетентность.
Опытные педагоги опасаются не справится с новыми требованиями и уходят в другую сферу деятельности. У молодых специалистов в силу недостатка опыта возникают проблемы педагогической компетентности в передаче информации, в организации учебного процесса, в рефлексивной деятельности.
Этапы и система формирования профессиональной компетентности
Формирование профессиональной компетенции педагога происходит на протяжении всей педагогической деятельности.
В системе становления профессиональной компетентности педагога выделяются 3 этапа:
- Первоначальный этап соответствует времени обучения профессии. На этом этапе приобретаются основы теории и практики профессии педагога.
- Базовый этап начинается с момента начала работы в качестве преподавателя, педагога. Начинается активное изучение и овладение традиционными методиками преподавания, анализ и обобщение передового педагогического опыта.
- Послебазовый этап характеризуется повышением квалификации педагога. Это уровни учителя – мастера, учителя – исследователя и учителя – профессионала. На первой ступени этапа происходит обобщение своего опыта и опыта коллег, применение новых технологий обучения. На 2 ступени разрабатываются авторские учебные программы, учебно-методическая литература. На 3 ступени достигается высший уровень профессионализма: разрабатываются учебно-методические комплексы, новые методики и технологии обучения и воспитания, пишутся научные статьи.
Пути развития профессиональной компетентности педагога
От компетенции преподавателя зависит экономическое и духовное развитие общества.
Пути развития профессионально-педагогической компетенции:
- систематическое прохождение курсов повышения квалификации;
- участие в профессиональных объединениях разного уровня;
- владение информационно-коммуникационными технологиями;
- освоение и применение на практике новых педагогических технологий;
- обобщение и распространение опыта своей педагогической деятельности;
- участие в смотрах, фестивалях профессионального мастерства.
Повышение профессиональной компетентности, достижение профессионализма, зависит напрямую от желания человека.
Процесс формирования профессиональной компетентности длительный, динамичный и цикличный. Педагогу на каждой ступени профессионального развития необходима поддержка специалистов высокого класса, помогающих успешно пройти очередной этап.
на тему: что такое профессионально-педагогическая компетентность педагога
Профессиональная компетентность педагога:
Источник: https://kidteam.ru/professionalno-pedagogicheskaya-kompetentnost.html
Учитель технологии: профстандарт и компетенции
Мир развивается небывалыми темпами, и эксперты отмечают, что сегодня нельзя преподавать предмет «технология» так, как это делалось десять лет назад.
Перед нами большие перспективы: занятия по технологии могут не только увлечь ребят новизной инженерной мысли, но и стать точкой преобразования учебного материала из разных предметов в практические навыки.
Подробнее об обязанностях и возможностях учителей технологии рассказала Вера Бармина, старший преподаватель кафедры теории и методики обучения технологии и экономике ГБОУ ДПО «Нижегородский Институт Развития Образования».
26 июня 2019
Для начала дифференцируем понятия компетенция и компетентность. Первое обозначает совокупность конкретных профессиональных качеств — как правило, прописанных в регулятивных документах, без привязки к отдельно взятому человеку. Компетентность же — более субъектная вещь, характеристика человека, авторитетного в определенной области.
В ФГОС по направлению «Педагогика», профессиональная компетентность педагога определяется как способность человека решать типичные профессиональные проблемы и профессиональные задачи, которые могут возникнуть в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей.
- Копетенция в ведении образовательного процесса
- Компетентность в организации воспитательной работы
- Компетентность в установлении контактов с родителями
- Компетентность в выстраивании индивидуального образовательного маршрута воспитанников
- Компетентность в разработке и реализации авторских образовательных программ
- Компетентность во владении современными образовательными технологиями
- Компетентность профессионально-личностного совершенствования
- Креативная компетентность педагога
- Компетентность в организации здоровьесберегающих условий образовательного процесса
- Компетентность в создании предиетно-развивающей среды
- Владеть проектным и исследовательским мышлением и уметь организовать групповую проектную и исследовательскую работу учащихся и руководить ею
- Использовать систему оценивания, позволяющую обучающимся адекватно оценивать свои достижения и совершенствовать их
- Уметь осуществлять рефлексию своей деятельноси и своего поведения и уметь организовать ее у обучающихся в процессе учебных занятий
- Уметь вести занятия в режиме диалога и дискуссии, создавая атмосферу, в которой обучающиеся хотели бы высказывать свои сомнения, мнения и точки зрения на обсуждаемый предмет, дискутируя не только между собой, но и с учителем, принимая то, что собственная точка зрения может быть также подвергнута сомнению и критике
- Владеть компьютерными технологиями и использовать их в учебном процессе
Существуют разные модели компетенций учителя — в интернете встречается множество вариантов. Однако любая модель должна опираться на правила и рекомендации из официальных документов:
- Закон «Об образовании в Российской Федерации» (ФЗ РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ)
- ФГОС ООО (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 № 1897)
- Профессиональный стандарт «Педагог» (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 г. № 544н)
- Федеральный перечень учебников (Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. № 253)
Требования государства вы можете актуализировать с учетом социального окружения, региональной стратегии развития, миссии школы. Чаще всего в моделях выделяются предметные и метапредметные компетенции учителя. Рассмотрим их подробнее.
Предметная компетентность учителя технологии согласно ФГОС
Можно выделить следующе составляющие предметной компетентности учителя технологии в условиях реализации ФГОС и Примерной образовательной программы:
- Владение предметом (когнитивный, операциональный, ценностно-смысловой, творческий компоненты).
- Определение места и роли предмета в системе общего образования.
- Анализ и выбор УМК как основы организации образовательной деятельности по предмету.
- Способность проектировать и реализовывать рабочую программу по предмету как индивидуальный инструмент реализации ФГОС.
В новых стандартах личностные и метапредметные результаты стоят впереди, однако осваиваются они все же на основе предметного содержания.
Следует отметить, что среди школьных предметов только в стандартах технологии на втором месте стоит важнейший предметный результат: «овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда». Таким образом стандарт фактически ставит технологию во главу угла в направлении школьных проектов.
Примерная образовательная программа «Технология» меняет методологию и подходы к организации технологического образования в основной школе. Она включает:
- Современные материальные, информационное и гуманитарные технологии и перспективы их развития.
- Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся.
- Построение образовательной траектории и планов в области профессионального самоопределения.
Существует три вида учебных программ — примерная из реестра, авторская от издательства и рабочая, утвержденная образовательной организацией. Практика показывает, что авторская программа учебника как раз и становится рабочей. Корпорация «Российский учебник» предлагает несколько популярных курсов технологии, вошедших в Федеральный перечень: УМК Симоненко В.Д.
(традиционная линия), УМК Симоненко В.Д. (универсальная линия), УМК Сасовой И.А. (метод проектов), УМК Кожиной О.А. (технология как обслуживающий труд) и УМК Казакевича В.М. (технологи как технологический труд). Недавно издательство представило долгожданные пособия по сельхоз труду, а также технологические карты на замену некоторым методическим пособиям.
Роль метапредметных компетенций учителя
Универсальные учебные действия, как известно, бывают личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные. В рабочую программу их следует вписывать так же, как они представлены во ФГОС.
Возьмем, к примеру, результат: «Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности». Соответственно, в рабочей программе должно быть представлено: «Принимать и удерживать цель…
» «Формулировать цель деятельности по решению учебной проблемы, предложенной учителем…», «Формулировать цель деятельности, работая в группе…», ” Формулировать цель по шаблону (алгоритму), предложенному учителем…«.
В календарно-тематическом планировании необходимо представить полную модель развития универсальных действий, разбитую по урокам.
Логично вписывать в один урок не более трех УУД, поскольку должно оставаться время и на предметное содержание. Например, вы планируете урок-экскурсию в краеведческий музей.
В этом случае можно отметить, что ученики будут устанавливать причинно-следственные связи (причины возникновения тех или ремесел на данной природной местности).
№ | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Характеристики основных видов учебной деятельности учащихся | Планируемые результаты (Л, М, П) | Вид контроля | Дом. зад. | Дата |
№ | 5 кл. | Урок-экскурсия | ДПИ: сущность, виды, многообразие. Народные промыслы моего края… | Наблюдение и анализ экспонатов школьного краеведческого музея | П. УУД – установление причинно-следственных связей… | |||
№ | 8 кл. | Урок-дискуссия | Сферы и отрасли производства. Структурные подразделения предприятия. Уровни квалификации и образования | Исследоание деятельности предприятия. Анализ структуры предприятия | П. УУД – объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности |
Что касается проектного модуля, учтем два варианта подхода:
- Формирование отдельных УУД на каждом уроке параллельно с достижением предметных результатов (традиционный подход).
- Формирование системы взаимосвязанных УУД в рамках нескольких уроков, на которых осуществляется проектная (исследовательская) деятельность.
Для примера возьмем урок «Зачистка изделий из древесины», направленный на формирование и отработку умений. Школьники буду учиться выполнять зачистку поверхностей деталей из древесины.
Варианты регулятивных УУД: «Ученик научится оценивать результат своей деятельности по сформулированным вместе с учителем критериям» или же «Ученик научится составлять алгоритм действий в соответствии с учебной задачей».
Так учитель постепенно передает свою метапредметную компетентность ученикам, помогая им применять в жизни новые знания.
В целом можно сказать, что предмет «Технология» выходит на новый уровень, следуя небывалым темпам развития окружающей действительности.
В нашей жизни происходят существенные изменениями, и они влекут за собой повышение требований к учителю практико-ориентированного направления — технологии.
#ADVERTISING_INSERT#
Источник: https://rosuchebnik.ru/material/profstandart-uchitelya-tehnologii/
Топ-8 профессиональных компетенций современного учителя
Не так давномы писалио том, каким должен быть учитель с точки зрения его личностных компетенций (soft skills). Сегодня мы рассмотрим то, что называют профессиональными навыками (hard skills) − умения педагога, которые крайне важны в образовательном процессе, но не связаны с методологией преподавания.
1. Умение создавать комфортную психологическую среду в процессе обучения
Комфортная среда позволяет создать атмосферу сотрудничества, построить общение и взаимопонимание с учениками.
И учитель должен уметь организовывать образовательный процесс так, чтобы подросток свободно высказывал свое мнение, не боялся возражать и спорить, а учитель слушал, относился к ученику с уважением и не допускал пренебрежительности. Педагог должен уметь устанавливать дистанцию, при этом оставаясь ребенку другом.
У некоторых педагогов это умение врожденное или воспитано в семье. Другим его придется в себе развивать. Но главное – если есть желание, всему можно научиться.
2. Умение организовать урок так, чтобы весь класс был вовлечен в учебный процесс
Учитель должен уметь создавать образовательное пространство, используя тот набор инструментов, который предоставляет школа: обычную или интерактивную доски, шкафы, парты и т. п., но не только это.
Он должен при необходимости привносить что-то свое, и это не обязательно новое оборудование.
Это может быть, например, новая методика или технология, новый взгляд на традиционно используемые при обучении средства.
Чтобы правильно создавать пространство, в котором ребенку будет интересно учиться, педагог должен четко знать, с какой целью он проводит урок или организовывает внеклассное мероприятие, равно как с какой целью и для чего он будет пользоваться тем или иным инструментарием.
3. Навыки стратегического планирования, подбора методов обучения и создания материалов для урока
Важнейшая задача педагога – определить для работы со своим классом правильные стратегию и тактику. Учитель должен подбирать учебный материал таким образом, чтобы каждый ученик, независимо от его способностей, мог разобраться в теме урока. Понимание, как сделать так, чтобы заинтересовать абсолютно всех детей, – навык хорошего учителя.
Кроме материалов по предмету, педагог определяет, какую стратегию он будет использовать в процессе урока: игровые технологии, выезд на природу, эксперименты, изучение художественного произведения, а после – просмотр спектакля по его сюжету в театре и т. п.
Педагог выбирает стратегию, исходя не только из своих знаний, компетенций и возможностей, но и с учетом того, какой способ подачи материала его ученики воспринимают лучше.
Чтобы найти свой собственный подход к организации занятий, нужно постоянно изучать новые практики, методики, уметь их применять и видоизменять.
4. Навык применения формирующей оценки
Оценка должна точно измерять, что школьники уже освоили, а в чем у них еще есть пробелы. Например, в течение нескольких уроков дети изучали тему, для закрепления учитель провел контрольную работу.
Выставив оценки, педагог понял, что часть материалов по теме усвоена хорошо, часть – слабо, а что-то не усвоено совсем.
Учитель все анализирует и далее планирует уроки с учетом полученных результатов, даже если класс приступил к изучению нового раздела.
Хороший учитель поставит подобную оценку и себе – что удалось ему самому, а над чем стоит поработать.
5. Умение чувствовать атмосферу в классе
Педагогу необходимо учиться определять настроение детей, их интересы, потребности, настрой на обучение. Это не значит, что нужно следить за их страницами в социальных сетях или организовывать собрания, задавая ученикам вопросы.
Учитель, владеющий описываемым навыком, получает информацию во время контакта с учениками, применяя знания из области психологии (не лишним будет вспомнить, чему учили в педагогическом институте), но и не настаивая на удовлетворении собственного любопытства.
Если знаний не хватает, педагог всегда может обратиться за советом к школьному психологу. Постепенно учитель научится обходиться без помощи коллег.
6. Умение выстраивать коммуникации со всеми участниками образовательного процесса
Знание психологии и навыки взаимодействия пригодятся в общении не только с учениками, но и с их родителями. Педагог должен знать, как обсуждать проблемы ребенка, и уметь принимать решения, учитывая интересы ученика. В общении с родителями так же, как и в общении с детьми в классе, важна дистанция. Знания из педагогики, социологии, психологии социального конфликта тоже пригодятся.
Чтобы общение с родителями получилось эффективным, нужно разобраться, почему у ребенка возникли те или иные проблемы, узнать мнение родителей об этом, после чего высказать свои предположения и предложить решение. Нужно уметь не поддаваться на провокации, слышать собеседника и обсуждать проблемы в спокойном тоне.
Кроме общения с родителями, необходимо поддерживать коммуникации с другими учителями и сотрудниками школы: посещать уроки коллег, проводить совместные занятия, вместе организовывать мероприятия, применять новые технологии на совместных уроках, подбирать стратегии и учебные материалы с учетом общего плана. Взаимопомощь очень важна.
7. Поддержание профессионального имиджа, в том числе и во внешних проявлениях (одежда, речь)
Профессионал отличается от дилетанта в том числе соблюдением профессиональной этики. Ничто так не демонстрирует ее, как речь педагога и его внешний вид.
Обычно в школе действуют утвержденные правила, которые запрещают педагогическому составу носить прозрачную, «рваную», короткую, чрезмерно облегающую одежду, шорты, головные уборы, шлепанцы, сандалии, пляжную одежду и одежду с легкомысленными текстовыми принтами. В остальном у педагога нет особых ограничений. Главное, чтобы его внешний вид соответствовал месту, где он работает.
Речь учителя должна быть близка к литературной. В то же время владение молодежным сленгом и разумное его использование в некоторых случаях может помочь наладить контакт со школьниками. В ситуации, когда педагог не знает смысла какого-то нового слова, которое используют ученики, спасает чувство юмора.
8. Постоянное стремление совершенствоваться
Учитель должен уделять время самообразованию. Развитие личностных и профессиональных компетенций – это обязательный процесс, ведь в образовании регулярно появляются новые технологии и стратегии преподавания. Многое, что было эффективно 20 лет назад, сегодня уже не работает.
Кроме того, если учитель не понимает и не хочет знать, чем сейчас живут дети и подростки, хорошей коммуникации с ними не получится.
Да и если учитель не стремится сам познать новое, перестает учиться, он со временем становится похож на старую испорченную пластинку: вроде все верно, только устарело и неинтересно.
Подводим итоги
Очень важно обладать необходимыми для преподавания компетенциями. Но все-таки главное, чтобы учитель помнил, зачем он пришел в профессию.
Если он просто не знал, куда поступить, и подал документы в педагогический вуз, он вряд ли станет хорошим педагогом.
Если же учитель увлечен идеей стать настоящим наставником детям и подросткам и стремится стать профессионалом своего дела, то все в его руках.
Оригинальная статья размещена здесь.
Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на нашTelegram-канал.
Источник: https://zen.yandex.ru/media/activityedu/top8-professionalnyh-kompetencii-sovremennogo-uchitelia-5d15a9837467e000ade12a29