Статья Игра в шашки как средство развития логического мышления у дошкольников

Содержание
  1. Портал педагога |
  2. Игры и задания для развития логического мышления детей дошкольного возраста
  3. Под логическим мышлением понимается способность и умение ребёнка самостоятельно производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), а также составные логические операции (построение отрицания, утверждения и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем).
  4. 1. Игры и игровые упражнения, направленные на развитие познавательных процессов (произвольного внимания и памяти)
  5. 2.  Логические задачи на поиск недостающих фигур и нахождение закономерностей
  6. 3. Игры на воссоздание из геометрических фигур  и специальных наборов образных и сюжетных изображений
  7. 4. Игровые упражнения на закрепление умения ориентироваться на ограниченной плоскости
  8. Правила игры в шашки для начинающих детей: как научить ребенка играть с интересом
  9. Чем полезны шашки?
  10. Пробуждаем интерес
  11. Правила просты
  12. Обучаем дошкольника
  13. Правила игры в шашки для начинающих детей в картинках
  14. Польза игры
  15. Правила игры
  16. Как научить
  17. Полезные советы
  18. Джентльменские правила
  19. Важные термины

Портал педагога |

Статья Игра в шашки как средство развития логического мышления у дошкольников

Кобыляцкая Оксана Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ “Детский сад № 241”
Населённый пункт: г. Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: “Игра в шашки, как форма развития интеллектуальных способностей дошкольника”
08.12.2018
Раздел: дошкольное образование

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад №241»

ДОКЛАД

Игра в шашки, как форма развития

интеллектуальных способностей

дошкольников

Подготовил :

Кобыляцкая Оксана Юрьевна

воспитатель

Новокузнецкий городской округ, 2018

Дошкольное детство – первый период психического развития ребенка и

поэтому самый

ответственный. В это время закладываются основы всех

психических свойств и качеств личности, познавательных процессов и всех

видов деятельности

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста

является актуальной проблемой современного дошкольного образования

Интеллект –

это

способность

личности

к

познанию,

осмыслению

и

разрешению задач.

Интеллектуальное развитие ребенка дошкольного возраста

предполагает:

дифференцированное восприятие;

аналитическое мышление;

рациональный подход к действительности;

логическое запоминание;

интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных

усилий;

овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и

применению символов;

развитие

тонких

движений

руки

и

зрительно-двигательных

координаций.

Настольные игры уже давно уступили место компьютерным, за которыми

дети готовы просиживать часами. Многие родители ошибочно считают, что

компьютерные игры способны стать альтернативой живой игре. Между тем

машина не заменит непосредственного, живого общения с ребенком. Дух

партнерства, товарищества, а позже и соперничества, который возникает при

обучении,

а

затем

во

время

настольных

интеллектуальных

игр,

сложно

переоценить.

Шашки знакомы и любимы многим, однако в последнее время интерес к

игре

снижается.

Во

многом

потому,

что

для

занятия

с

дошкольником

взрослым просто не хватает времени.

Шашки

интеллектуальный

вид

спорта,

развивающий

способность

детей

мыслить

логически

и

стратегически.

Ребенку

нужно

думать

над

ходами,

оценивать

ситуацию

на

доске.

В

ходе

игры

развиваются

психомоторика

(дошкольники

трогают,

переставляют,

бьют

шашку

противника), внимание, сосредоточенность, что так важно для последующего

обучения в школе. Большая часть детей в дошкольном возрасте по своей

природе очень подвижна и активна, дошкольникам трудно сосредоточить

свое внимание на продолжительное время, а эта волшебная игра ненавязчиво

формирует у них такое качество, как усидчивость.

Принимая во внимание благоприятное воздействие шашек на развитие

детей, мы организовали обучение этой игре в нашей группе.

Для достижения цели обучения были выдвинуты следующие задачи:

– формирование интереса к игре в шашки;

– приобщение детей к спортивно-творческой игре;

– помощь родителям на этапе обучения детей в шашки;

– формирование отношения к игре, как к интеллектуальному досугу в

семье и детском саду.

При обучении игре в шашки, прежде всего, важно знать, что детей ни в

коем случае нельзя заставлять, они должны сами этого захотеть. В группе

всегда

найдутся

активные

и

любопытные

дети,

которые

любят

«что-то

новенькое», сначала они включаются в работу, затем и другие дети, глядя на

них, тоже начинают увлекаться игрой в шашки.

Главное,

чтобы

процесс

обучения

детей

проходил

ненавязчиво

и

интересно. Мы знакомили детей с новым для них материалом в простой и

очень доступной для их понимания форме. Например, рассказывали детям о

правилах игры в шашки в виде сказки или в стихотворном варианте, заучив

который, дети быстро стали в них ориентироваться и перестали путаться

(самая

распространенная

ошибка

ход

назад

простой

шашкой

при

отсутствии «безопасных» ходов вперед).

Правила игры в шашки на первый взгляд кажутся несложными, но, как

показывает наш опыт работы с детьми, для игры в шашки недостаточно

просто знать правила, так как эта игра содержит в себе много разного рода

трудностей,

тонкостей

и

хитросплетений.

Для

того

чтобы

дети

хорошо

научились

играть

в

шашки,

нужны

систематические

занятия,

которые

заключают в себе минимум теории и максимум практики.

Знакомство и обучение детей нашей группы игре в шашки происходило

поэтапно, по принципу: от простого к сложному. Сначала детей познакомили

с историей возникновения этой игры, затем продемонстрировали им доску,

фишки черного и белого цветов, после чего научили правильно расставлять

шашки на игровом поле, объяснили, почему все шашки ставятся только на

темные

клеточки

(это

необходимо

для

того,

чтобы

шашки

соперников

встретились в игре) и так далее. Необходимо также четко сформулировать

суть игры, которая заключается в том, чтобы при продвижении своих шашек

вперед, уничтожить шашки соперника или перекрыть ему все ходы. После

того, как дети усвоили общие сведения о шашках, можно приступать к

знакомству с основными правилами игры. Мы предлагаем стихотворный

вариант, который очень помогает детям быстро освоить правила этой умной

игры.

1) Начинать бой можешь смело –

Первый ход всегда за белой!

2) Шашки медленно, но метко

Шагают лишь по черным клеткам!

3) Наверно, шашкам не везет,

Что ходят шашки лишь ВПЕРЕД!

4) Знают все: и стар, и млад,

Шашкой бьем вперед – назад!

5) Шашка соперника сразу погибнет,

Если твоя ее перепрыгнет!

6) Поля вдруг конец настанет,

Сразу шашка «дамкой» станет!

7) Чтоб твою «дамку» не поймали,

Ход ее по всей диагонали!

8) Цель игры – побить «врагов»

И чтоб им не было ходов!

Дети,

как

правило,

увлекаются

так

же

быстро,

как

и

теряют

потом

интерес. Поэтому наша задача, как можно дольше удерживать этот интерес и

с каждым занятием подпитывать его и все больше увеличивать. Для этого мы

рекомендуем

не

затягивать

занятия (продолжительность

не

должна

превышать 25 минут), чтобы у детей не было переутомления.

Сами занятия по шашкам мы рекомендуем проводить не более двух раз в

неделю, чтобы дети ими не пресытились, потому что это может повлечь за

собой быстрое надоедание и потерю интереса. Планировать занятия нужно

т а к и м

о б р а з о м ,

ч т о б ы

ч е р е д о в а л и с ь

н е с к о л ь к о

в и д о в

деятельности: теоретическая ( з н а к о м с т в о

с

н о в ы м

материалом), практическая (демонстрация

простых,

но

показательных

и

увлекательных фрагментов игры в шашки и решение простых шашечных

задач) и игровая (игры соревновательного характера).

Подвести

итог

обучения

необходимо

проведением

итогового

соревнования

по

шашкам

между

детьми,

где

им

вручаются

дипломы

и

подарки.

Научить

детей

играть

в

шашки

было

бы

невозможно

без

активной

помощи родителей. Поэтому мы обратились к ним с просьбой поддержать

интерес ребенка к шашкам, поиграть с ним дома. При этом важно обратить

внимание на то, что не стоит идти по пути «в поддавки». Дошкольник должен

научиться

проигрывать.

Тем

более

что

проигрыш

от

близких

людей

он

воспринимает

менее

болезненно,

чем

от

сверстника,

или

проигрыш

«на

глазах у всех».

Благодаря

совместной

работе

с

родителями

дети,

играя

в

шашки,

научились мыслить, оперировать интересными комбинациями и ситуациями

на игровом поле, использовать ходы – «мостики», видеть и анализировать

свои ошибки, радоваться заслуженной победе.

Приступая к этой работе, мы не ставили перед собой цель «вырастить

чемпионов» или научить наиболее способных детей премудростям игры в

шашки. Главным было доставить радость от живого общения, соперничества

в ходе игры, сделать её привлекательной, интересной для всех воспитанников

группы,

такой

же

любимой,

как

игры

с

конструкторами,

машинками

и

куклами.

Источник: https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=36046

Игры и задания для развития логического мышления детей дошкольного возраста

Статья Игра в шашки как средство развития логического мышления у дошкольников

Для успешного освоения программы школьного обучения ребёнку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, иметь элементарные навыки речевой культуры, владеть приёмами произвольного внимания и памяти, уметь выделить учебную задачу и превратить её в самостоятельную цель деятельности. Иными словами, важно не количественное накопление знаний, а их качественная сторона, и способность ребёнка самому находить способы удовлетворения познавательных запросов.

Под логическим мышлением понимается способность и умение ребёнка самостоятельно производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), а также составные логические операции (построение отрицания, утверждения и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем).

Логическое мышление дошкольника не может формироваться стихийно. Для его развития необходима целенаправленная систематическая работа специалистов образования, родителей, детей.

И хотя полностью словесно-логическое понятийное или абстрактное мышление формируется к подростковому возрасту, но его начало развития (стартовая площадка) приходится приблизительно на шестой год жизни дошкольника.

Детские игры проходят путь развития от предметно-манипуляционных (собрать пирамиду, дом из кубиков) к интеллектуальным играм. Особая роль принадлежит играм математического содержания.

1. Игры и игровые упражнения, направленные на развитие познавательных процессов (произвольного внимания и памяти)

«Запомни картинки».

Игровое упражнение направлено на развитие зрительной памяти, произвольного запоминания с использованием приёма «группировки». На наборном полотне помещаются группы картинок (по 5): одежда (мужская куртка, детские шорты и т.д. ), транспорт (грузовой, пассажирский).

Педагог предлагает поиграть в игру «Запоминалки». Надо запомнить 20 картинок. Как это лучше сделать? Предлагается алгоритм запоминания: 1. Запомнить группы картинок: одежда, транспорт; 2. Запомнить по подгруппам: зимняя, летняя одежда; грузовой, пассажирский транспорт. А).

Педагог убирает одну из групп картинок (5 штук) Вопросы: «Какой группы не стало?» Б). Затем убирается 1 картинка. Вопрос: «Какой картинки в группе не стало?» В) Картинки переворачиваются.

Можно предложить перечислить по порядку все группы, затем подгруппы, затем порядок картинок в подгруппах.

«Запомни и повтори»

(для читающих детей).

Упражнение направлено на закрепление знаний букв, на развитие произвольной памяти и взаимоконтроля детей.

Детям предлагается ряды букв. Дети смотрят на первый ряд букв, называют их и запоминают порядок расположения. По очереди дети закрывают глаза и называют буквы с закрытыми глазами. Остальные дети проверяют. 1. Х, К, Ж, У, М, Я 2. С, О, Э, Ю, З, Ы 3. Ш, Щ, Е, Ц, Ё, Х

4. А, Л, Д, Н, Ч, И.

«Выложи по памяти».

Детям предлагается образец схематичного изображения предмета. Затем убирается. Дети из палочек выкладывают по памяти изображение (либо рисуют его карандашами).

Игры-головоломки.

Направлены на развитие произвольного внимания, памяти, логического мышления.
Для игры необходимы счетные палочки по15-20 штук на каждого ребёнка.

Руководство педагога состоит в том, чтобы помочь ребёнку найти способ решения. Следует также учить ребенка сначала продумывать свои действия, а потом их осуществлять. По мере накопления детьми опыта в решении подобных задач методом вначале «проб и ошибок», затем мысленно практического плана, дети все меньше допускают ошибки.

«Рассыпанные буквы»

(игровое задание предназначено для читающих детей)

Педагог пишет несколько слов, в которых он изменяет порядок букв на обратный или меняет местами слоги. Например: мабуга (бумага), беникуч (учебник), традеть (тетрадь), арьвосл (словарь).

Дети соревнуются, кто отгадает быстрее всех.

2.  Логические задачи на поиск недостающих фигур и нахождение закономерностей

«Каких фигур не достаёт?»

Эта задача может быть решена только на основе анализа каждого ряда фигур по вертикали и горизонтали путём их сопоставления.

3. Игры на воссоздание из геометрических фигур  и специальных наборов образных и сюжетных изображений

Игра «Колумбово яйцо»

Овал размером 15×12см разрезают по линиям, показанным ниже. В результате получается 10 частей: 4 треугольника (2 больших и 2 маленьких), 2 фигуры, похожие на четырехугольник, одна из сторон которых округлой формы, 4 фигуры (большие и маленькие, имеющие сходство с треугольником, но с закругленной одной стороной).

Для изготовления игры используют картон, пластик, одинаково окрашенный с обеих сторон. В начале детям предлагают сложить яйцо, затем фигуры животных (по наглядному образцу) и т.д.

Желательно также использовать игры «Танграм» («Сложи квадрат»), «Пентамино», «Пифагор», «Монгольская игра», «Куб-хамелеон», «Уголки», «Волшебный круг», «Шашки», «Шахматы» и др.

Подробное описание игр можно найти в книге З. Михайловой «Игровые занимательные задачи для дошкольников»

4. Игровые упражнения на закрепление умения ориентироваться на ограниченной плоскости

«Путешествие бабочки»

Данное задание развивает ориентировку на плоскости, развивает внимание, сообразительность. Каждому ребенку дается карточка, расчерченная на 4 пронумерованных квадрата и фишка-бабочка.

Педагог говорит детям, а дети выполняют задания: «Ситуация: бабочка находится в левом верхнем квадрате .

Передвигаем фишки направо, вниз, вверх, налево, вниз, направо СТОП ! Бабочка должна находиться в клетке № 4»

Занимательные вопросы, игры-шутки.

Направлены на развитие произвольного внимания, нестандартного мышления, на быстроту реакции, тренируют память. В загадках анализируется предмет с количественной, пространственной, временной точки зрения, подмечены простейшие отношения.

Разминка на быстроту реакции.

  • Из чего видна улица?
  • Дед, который раздает подарки?
  • Съедобный персонаж?
  • Часть одежды, куда кладут деньги?
  • Какой день будет завтра?

Дополни фразу.

  • Если песок мокрый, то…
  • Мальчик моет руки, потому что…
  • Если переходить улицу на красный свет, то…
  • Автобус остановился, потому что…

Закончи предложение.

  • Музыку пишет… (композитор).
  • Стихи пишет… (поэт).
  • Белье стирает… (прачка).
  • Горные вершины покоряют… (альпинист).
  • Обед варит… (повар).

Загадки – шутки

  • В садике гулял павлин.
  • Подошел еще один. Два павлина за кустами. Сколько их? Считайте сами.
  • Летела стая голубей: 2 впереди, 1 сзади, 2 сзади, 1 впереди. Сколько было гусей?
  • Назовите 3 дня подряд, не пользуясь названиями дней недели, числами. (Сегодня, завтра, послезавтра или вчера, сегодня, завтра).
  • Вышла курочка гулять,  Забрала своих цыплят.  7 бежали впереди,  3 осталось позади.  Беспокоится их мать  И не может сосчитать. Сосчитайте-ка, ребята,  Сколько было всех цыплят.
  • На большом диване в ряд  Куклы Танины стоят:  2 матрешки, Буратино  И весёлый Чиполлино.Сколько всех игрушек?
  • Сколько глаз у светофора?
  • Сколько хвостов у четырех котов?
  • Сколько ног у воробья
  • Сколько лап у двух медвежат?
  • Сколько в комнате углов?
  • Сколько ушей у двух мышей?
  • Сколько лап в двух ежат?
  • Сколько хвостов у двух коров?

Решение разного рода нестандартных задач в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию общих умственных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки, сообразительности, пространственных представлений.

С. Толкачёва

Источник: https://vscolu.ru/articles/igrovye-kompleksy-dlya-razvitiya-logicheskogo-myshleniya-doshkolnikov.html

Правила игры в шашки для начинающих детей: как научить ребенка играть с интересом

Статья Игра в шашки как средство развития логического мышления у дошкольников

К 4–5 годам дети начинают улавливать причинно-следственные связи (понимать и предвидеть, к какому результату приведут их действия), учатся выстраивать простые логические цепочки.

Самое время помочь дошкольнику освоить навыки выработки стратегий. На помощь могут прийти всем знакомые шашки. Правила игры в шашки для начинающих детей необходимо излагать доступно и интересно.

Расскажем, как это сделать.

Чем полезны шашки?

Настольные игры сочетают в себе полезный досуг, спорт и творчество. Шашки не исключение – они помогают ребенку развивать интеллект, регулировать работу нервной системы. Прежде всего, задействуются логика и внимание. Кроме того, эта игра способствует развитию таких важных способностей, как:

  • концентрация;
  • память;
  • фантазия;
  • умение обобщать и сравнивать;
  • умение просчитывать результат;
  • усидчивость;
  • терпение;
  • упорство;
  • самообладание;
  • сила воли;
  • собранность;
  • самокритичность;
  • умение принимать решение;
  • умение держать удар и проигрывать.

Систематически играя в шашки, дети незаметно для себя корректируют и свое поведение: становятся более спокойными, рассудительными, перестают зазнаваться и делать все «по верхам».

Также среди плюсов можно отметить простоту правил, которые под силу освоить дошкольнику уже с 4–5 лет, доступность самих игровых наборов – при необходимости их даже можно сделать самостоятельно, подобрав вместо фишек, например, крышки от пластиковых бутылок двух цветов и расчертив игровое поле на картоне. Совместное изготовление, кстати, может разбудить в ребенке интерес еще до того, как он увидит конечный результат работы, если родители сумеют держать интригу.

Пробуждаем интерес

Разновидностей этой игры много. Есть шашки турецкие, итальянские, английские. Нам привычнее русские правила и сами наборы шашек.

Поле для игры идентично шахматному (поэтому зачастую комплекты шахмат и шашек продаются с одной доской-футляром). Состоит оно из 64 чередующихся черных и белых клеток, расположенных по 8 клеток в длину и ширину.

В наборе содержится также 24 фишки одинаковой формы 2 контрастных цветов (обычно черного и белого) — для каждого игрока по 12 одного цвета.

При этом важно, чтобы шашку можно было устойчиво ставить «вверх дном» и чтобы это положение зрительно явно отличалось от нормального.

Однако для начинающих детей такая сухая теория может быть неинтересной. Заинтересовать их можно, рассказывая о шашках как об увлекательном действе. Например, мальчишкам преподнести их как военную стратегию.

Девочку можно заинтересовать рассказом о том, что у нее есть королевство, против которого ведет войну другое королевство. 12 ее верных солдат (или рыцарей) будут отважно защищать свою прекрасную королеву от 12 вражеских воинов.

При таком подходе желание научиться играть у детей возникнет наверняка. Не нужно читать им долгие лекции о том, как полезно тренировать логику и память. Пусть почувствуют себя предводителями, полководцами, стратегами.

Для пущего антуража можно купить (или сделать самим, при наличии способностей) красочный подарочный набор, в котором поле изображено в окружении ярких тематических рисунков.

Приглашая малыша поиграть, можно каждый раз подготавливать новую историю о том, какие «уровни» ему нужно пройти, чтобы завоевать главный трофей, победить дракона, спасти кого-то и т. д. Примеров можно найти множество – достаточно просмотреть современные телефонные игры и перенести сюжет на шашечное поле.

Правила просты

Перед началом любой игры важно знать и соблюдать ее правила. Правила игры в шашки несложны, они вполне по силам ребенку старшего дошкольного возраста:

  • Фигуры каждого игрока ставят в 3 ряда на черные клетки поля, чтобы середина его осталась для «боевых действий».
  • Соперники ходят по очереди, первые всегда белые.
  • Ходить можно только по темным клеткам: один ход – передвижение фишки вперед по диагонали на 1 клетку вправо или влево.
  • Назад ходить обычные шашки не могут.
  • Когда свободных клеток для ходов не остается, начинается бой: вражеская шашка может быть убитой, если позади нее есть свободная черная клетка, на которую переступит противник.
  • За один ход, если позволяет расположение фишек, их можно убить несколько, при этом ударные ходы разрешено делать как вперед, так и назад.
  • Коснувшись рукой шашки, игрок обязан сделать ход именно ею.
  • Если на поле шашка противника стоит так, что ее можно побить, делать это нужно обязательно.
  • Когда игроку удается довести фишку до противоположного конца поля, она становится дамкой (ее переворачивают): теперь она может ходить по диагонали на любое число клеток, причем и назад – тоже.
  • Убить дамку можно и простой шашкой, если расположение позволяет.
  • Побеждает тот, кто первый побьет все фигуры соперника или создаст такое положение, при котором противнику некуда ходить.

Обучаем дошкольника

Как научить ребенка игре в шашки? Самое простое и понятное – в процессе самой игры (если родители умеют играть). Пусть малыш сам расставит фигурки на доске, попробует ходить.

Взрослые делают ответные ходы.

Малыш дошел до вашей фишки – объясняйте, что ее нужно бить (переступить и убрать шашку с поля); перебрался в конец вашего поля – переворачивайте его фишку и объясняйте, что теперь это – дамка.

Для новичков можно с изнанки наклеить на шашки яркие картинки – так будет нагляднее. Также новичкам будет проще, если игру начинать с малого количества шашек (например, играть в два ряда вместо трех). Если возникает ситуация, когда можно убить несколько шашек, покажите это ребенку.

Помимо основных правил, необходимо учить ребенка видеть все поле, просчитывать возможные ловушки противника, предвидеть развитие ситуации после каждого хода.

Все это по силам родителям, умеющим играть в шашки. Но если они сами не сильны в этом, можно поучиться вместе с ребенком, предварительно прочитав книги об этой игре, разбирать вместе с малышом спорные ситуации, обращаясь к самоучителям.

Можно поступить по-другому:

  • показать дошкольнику обучающее тематическое видео, разобрать его вместе на практике;
  • закрепить навыки ребенок и взрослый могут, играя с компьютером (а затем – друг с другом);
  • оптимальный вариант, если родители не профи в шашках, – отдать малыша в специализированную секцию, где с ним будет работать профессиональный тренер.

Освоив классические правила, можно изучить игру в поддавки, в уголки, в Чапаева, перейти к изучению шахмат.

Главное – быть мудрым наставником: не принуждать, не высмеивать или не ругать за поражение, хвалить за успех, не поддаваться (разве что иногда), объясняя, что проигрыш нужен для работы над ошибками и для будущих побед.

И еще – не переутомлять ребенка: даже самое интересное занятие, если посвящать ему все свободное время, в конце концов просто надоест, не говоря уже о нагрузке на нервную систему, от которой внимательность, память, логика и усидчивость зависят напрямую.

Источник: https://Razvivashka.online/games/pravila-igry-v-shashki-dlya-nachinayuschih

Правила игры в шашки для начинающих детей в картинках

Статья Игра в шашки как средство развития логического мышления у дошкольников

Шашки – игра, которая тренирует внимательность, прививает усидчивость и нацеленность на победу. Хорошим возрастом для обучения считается старшая группа детского сада.

Именно в возрасте 4 — 5 лет стоит тренировать детей, развивать у них наглядно образную и прогностическую функцию ума, приучать к логическому мышлению.

Давайте поговорим в этой статье о том, как научить ребенка играть в шашки с нуля.

Польза игры

Психологами установлен факт, что дети, начиная с 5 лет, осваивают и активно используют ассоциативную последовательность «мысль – слово» или «мысль – действие». Именно детсадовский возраст считается самым подходящим для того, чтобы начать поэтапное изучение правил игры в шашки.

Эта интеллектуальная игра стимулирует умственное развитие, внимательность, целеустремленность. Уже через год тренировок полученные сосредоточенность и усидчивость помогут достигать больших успехов в школе. А умение просчитать ситуацию на несколько ходов вперед, принимать важные решения и нести за них ответственность — качества, которые очень пригодятся во взрослой жизни.

Если ваш ребенок еще дошкольник, то обучить его игре можно самостоятельно, для этого необходимо иметь первоначальные навыки или просмотреть обучающие видеоуроки в интернете. Если ребенок младшего школьного возраста, а вы сами новичок в этом деле, то можно отдать его в школьный кружок, где преподавание идет по разным методикам, в зависимости от уровня подготовки юного шашиста.

Совет родителям: семейные вечерние посиделки перед телевизором поменяйте на игру в шашки, это окажет хорошее влияние на сплоченность семьи, доверие друг к другу.

Возможно, это станет хорошей домашней традицией.

Правила игры

В мире существует несколько вариаций игры – турецкие, английские, итальянские шашки. Они отличаются цветовой палитрой, вариантами ходов, количеством полей и соответственно количеством фигур. Мы с вами разберем классические русские шашки. Для того чтобы ребенку проще было запомнить правила, можно выучить с ним короткие веселые стишки.

Шашечная доска для русского варианта игры состоит из 64 клеток, окрашенных в черно-белые цвета, шашечки также имеют черную и белую окраску. Перед началом поединка все фигуры выставляются в три нижних ряда на темный фон.

Все ходы в игре осуществляются только на темном фоне:

«Шашки медленно, но метко

Шагают лишь по черным клеткам!»

  • Преимущество первого хода всегда принадлежит белым фигурам:

«Начинать бой можешь смело –

Первый ход всегда за белой!»

  • Фигурка делает ход вперед по диагонали на любую свободную клетку. Если игрок коснулся фигуры, то он обязан ходить именно ей.
  • Ходы между соперниками чередуются. Если перед шашкой стоит фигура противника, а после нее поле свободно, то ее можно убить, делая ход и вперед, и назад:

«Знают все: и стар и млад,

Шашкой бьем вперед – назад!»

  • Ходить в другую сторону при таком положении фигур запрещается, даже если вы подставляете себя по удар:

«Наверно, шашкам не везет,

Ходят шашки лишь ВПЕРЕД!»

  • За один ход, при удачном расположении фигур противника, можно убить сразу несколько шашек:

«Шашка соперника сразу погибнет,

Если твоя ее перепрыгнет!»

  • Если игроку удалось дойти до противоположного конца доски, то он переворачивает свою фигуру, она превращается в дамку:

«Поля вдруг конец настанет,

Сразу шашка дамкой станет!»

  • Теперь она может ходить по диагонали вперед на любое количество клеток. Также дамке становятся доступны ходы назад:

«Чтоб твою дамку не поймали,

Ход ее по всей диагонали!»

  1. Убить дамку, при соответствующем положении, может любая фигура.
  2. Выигрывает тот игрок, кто первый убьет все шашки противника:

«Цель игры – побить «врагов»

И чтоб им не было ходов!»

Совет родителям: если вы испытываете трудности при объяснении правил своему чаду, то воспользуйтесь онлайн-курсами по обучению, где специалисты дают не только инструкцию к игре, но еще проводят онлайн-консультации для родителей.

Как научить

Первый урок должен начаться с ознакомления с игровым полем. Пусть ребенок сначала самостоятельно попробует правильно расставить фигуры, если не получится – придите на помощь. Объясните, что середина должна оставаться свободной для ведения боя, после переходите непосредственно к игре.

На заметку! Попробуйте поиграть с меньшего количества шашек. В первую тренировочную игру их количество можно сократить до 8. Это позволит лучше ознакомиться с правилами и использовать большее количество упражнений.

Добравшись до момента, когда фигуры соперников будут находиться рядом, а клетки сзади будут пустыми, объясните, что, как и в любом бою, пришло время убить противника. Делает первым это тот, чья очередь ходить.

Можно сделать ход назад в том случае, когда можно съесть чужую шашку. Когда кто-то из вас доберется до противоположного края доски, переверните фигуру – теперь это дамка. Для большей наглядности на дамку можно наклеить цветной кружок или картинку, показывая ее значимость и возможность ходить, как ей вздумается: на любое количество клеток как вперед, так и назад.

Обычно ребенок бывает настолько увлечен и сосредоточен, что не видит всей сложившейся ситуации, не замечает опасностей, которые готовит ему противник, не осознает динамики всей игры. Важный навык, которому вы должны научить юного игрока, – просчитывать свои и чужие ходы, прогнозировать возможные ситуации.

Посмотрите полезные советы от педагога по дополнительному образованию Матвеевой Ирины Владимировны.

Полезные советы

  • Как бы парадоксально это не звучало, но обучение должно проходить в форме игры. Обычное зачитывание правил ни к какому результату не приведет. Превратите все фигуры в воинов и упражняйтесь в стратегии захвата в плен чужаков или коронуйте на царствование самых достойных рыцарей.

    Придумывайте каждый день новые истории, участниками которых станут ваши знакомые, друзья, любимые герои мультфильмов или сказок.

  • Не позволяйте малышу переутомляться. Как бы интересно ваша партия не проходила, но делать перерывы на физкультминутку, перекус или небольшую прогулку обязательно.

    Это не только сохранит здоровье, но и не даст игре стать скучной и неинтересной.

  • Хвалите, подбадривайте своего ребенка, указывайте на наиболее удачные комбинации, вдохновляйте на победы и новые свершения. Не ругайте, если ребенок в чем-то не разобрался или сделал неверный ход, будьте терпеливее.

    Покажите своему чаду интересный и понятный видеоматериал с великими гроссмейстерами.

  • Не поддавайтесь! Если ребенок будет все время выигрывать благодаря тому, что вы все удачно «подстроили», то толка от такой игры не будет.

    Достаточно лишь изредка дать ему фору, чтобы прибавить уверенности в своих силах.

    Конечно, проигрыш расстроит малыша, могут даже появиться слезы, но это послужит стимулом для следующих побед. Просто объясните, что проиграть не стыдно и не страшно, стыдно ничего не пробовать, а страшно не стараться сделать лучше в следующий раз.

  • Когда игра в русские шашки будет понятна и доступна, можно сыграть в «Поддавки», «Чапаева», «Уголки». Эти разновидности шашек не менее интересны и увлекательны. Когда осилите эти забавы – значит пришло время обучать ребенка играть в шахматы.

Джентльменские правила

Наличие джентльменских правил – это особенность турецких шашек. Однако использование их в русском варианте игры не только уместно, но еще и вполне оправданно.

  • В знак уважения друг к другу в начале и в конце партии соперники пожимают руки. Таким образом, в начале игры это способствует дружелюбному настрою, а в конце, несмотря на то, что есть победитель и проигравший, снимается напряжение.
  • Отвлекать внимание партнера по игре, подсказывать – строго запрещено. Шулерство, как и всякого рода махинации не в почете в приличном обществе.
  • Играть тихо, размеренно, не швыряя фигурки, переставляя их без лишнего шума – признаки воспитанного человека.
  • Смеяться над проигрышем соперника – неприемлемо. Уважение к человеку в любой ситуации – признак благородства.

Важные термины

  • Простая – обычная, не являющаяся дамкой шашка.
  • Бортовая шашка – фигура, находящаяся на краю игрового поля.
  • Дамочное поле – последний, 8-й ряд игрового поля.
  • Дамка – фигура, дошедшая до дамочного поля.
  • Ход, или тихий ход – передвижение шашечной фигуры из одной клетки в другую.
  • Ударный ход – ход, при котором происходит захват шашки противника.
  • Поддача – постановка обычной шашки таким образом, чтобы соперник мог ее убить.
  • Размен – ход, при котором оба игрока теряют одинаковое количество фигур.
  • Проходная шашка – шашка, которая при следующем ходе займет место дамки.
  • Прорыв – комбинация приемов, обеспечивающая проход в дамки.
  • Столбняк – поражение дамки определяет очередность хода.
  • Решето – такое расположение фигур, при котором свободные поля чередуются с занятыми через одно.
  • Запирание – шашка находится в таком положении, что закрыта фигурами противника и не имеет хода.

ВАЖНО! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на первоисточник: https://razvitie-vospitanie.ru/intellect/pravila_igir_v_shashki_dlya_nachinaushih_detei.html

Источник: https://razvitie-vospitanie.ru/intellect/pravila_igir_v_shashki_dlya_nachinaushih_detei.html

Ваш педагог
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: