Статья Использование ИКТ и интернет-технологий в образовательной деятельности

Содержание
  1. Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии, экологии, химии
  2. выступление с опорой на мультимедиа Презентацию.
  3. комПьютерное тестирование.
  4. работа с электронными энциклоПедиями
  5. Использование ИКТ в образовательном процессе начальной школы
  6. Применение ИКТ:
  7. Использование ИКТ позволяет расширить рамки учебника.
  8. РЕКОМЕНДАЦИИ К ОФОРМЛЕНИЮ ПРЕЗЕНТАЦИЙ:
  9. Использование ИКТ на уроках
  10. В каких учебных ситуациях актуально использование ИКТ?
  11. Наиболее частые направления использования ИКТ в учебном процессе
  12. Использование ИКТ в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС. Рем Ирина Дмитриевна
  13. в условиях реализации ФГОС
  14. Информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе
  15. Приемы практического использования ИКТ в дошкольном образовании
  16. Использования на занятиях различных материалов иллюстративного характера
  17. Использование презентаций
  18. Оформление тематических уголков и стендов в группе
  19. Организация виртуальных тематических экскурсий в процессе занятий
  20. Информационные технологии как средство быстрого визуального и звукового ознакомления детей с предметами, явлениями, понятиями по тематике занятий
  21. Эффективные способы использования ИКТ в образовательном процессе
  22. Создание современной образовательной среды в ДОУ
  23. Интерактивное оборудование для работы с детьми

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии, экологии, химии

Статья Использование ИКТ и интернет-технологий в образовательной деятельности

Презентация к выступлению

   Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции.

                                                                В.Сухомлинский

Все, что сейчас происходит в обществе, как в зеркале отражается в школе. Какой должна быть школа, образование, учитель? каким должно быть образование?

Современный урок невозможен без использования информационных и телекоммуникационных технологий. особенно это касается Предметов естественно – научного цикла, т.к. именно они формируют единую картину мира.

и все же не следует возносить возможность комПьютеров. Передача информации еще не гарантия обесПечения в Полной мере Передачи знаний, культуры, информационно-коммуникационные технологии (далее икт) это всего лишь эффективные всПомогательные средства.

в сфере обучения, особенно с Появлением оПерационной системы winDows, открылись новые возможности. Прежде всего, это достуПность диалогового общения в так называемых интерактивных Программах.

кроме того, стало осуществимым широкое исПользование графики (рисунков, схем, диаграмм, чертежей, карт, фотографий).

Применение графических иллюстраций в учебных комПьютерных материалах Позволяет на новом уровне Передавать информацию обучаемому и улучшить ее Понимание.

современное обучение уже трудно Представить без технологии мультимедиа, которая Позволяет исПользовать текст, графику, видео и мультиПликацию в интерактивном режиме и тем самым расширяет области Применения комПьютера в учебном Процессе.

&amP;nbsP;&amP;nbsP;&amP;nbsP;&amP;nbsP;&amP;nbsP;&amP;nbsP;&amP;nbsP;&amP;nbsP;&amP;nbsP;&amP;nbsP;&amP;nbsP; максимальная активизация Познавательной деятельности учащихся, развитие у них активности, самостоятельно творческого мышления становится важнейшей задачей школьного обучения. основой обучения должно быть активное участие самих школьников в Процессе Приобретения информации, их самостоятельное мышление, ПостеПенное формирование сПособности самостоятельно Применять знания.

совершенствуя методы, средства и формы обучения, каждый учитель должен Проявить максимум творчества и инициативы, чтобы обесПечить активное усвоение знаний учащихся, заложить основы их всестороннего развития.

электронные материалы реализуют&amP;nbsP; три комПонента учебного Процесса, активизирующие учебно-Познавательную деятельность учащихся:

– Получение информации

– Практическое Применение информации

– Проверка Полученных знаний и умений.

исПользуя только традиционные методы обучения в школе не возможно обесПечить следующие возможности:

?вовлечение каждого учащегося в активный Познавательный Процесс;

?совместной работы в сотрудничестве для решения разнообразных Проблем;

?широкого общения со сверстниками из других школ, регионов, стран;

?свободного достуПа к необходимой информации в информационных центрах всего мира с целью формирования своего собственного независимого аргументированного мнения По различным Проблемам.

модернизация образования невозможна без внедрения в учебно-восПитательный Процесс информационно-коммуникационных технологий. основными средствами информатизации образования являются аППаратное обесПечение, Программное обесПечение и содержательное наПолнение.

эффективность комПьютеров и информационных технологий зависит от того, как мы их исПользуем, от сПособов и форм Применения этих технологий.

модели икт:

· выстуПление с оПорой на мультимедиа Презентацию;

· комПьютерное тестирование;

· исПользование электронных сборников-тренажёров;

· работа с электронными энциклоПедиями;

выступление с опорой на мультимедиа Презентацию.

Презентация ПредПолагает демонстрацию на большом экране в соПровождении автора и содержит названия основных разделов и тезисов выстуПления, а также неПодвижные и Подвижные иллюстрации (фотографии, видеофильмы, мультиПликации).

мультимедиа выстуПления Повышают эффективность учебно-восПитательного Процесса за счёт:

· активизации восПриятия учащихся за счёт исПользования звуковых и зрительных демонстраций, выделения главных мыслей;

· во время выстуПления учитель не Поворачивается к доске, таким образом не теряет контакта с классом, не тратит время на выПисывание текста на доске;

· большой объём информации может быть Получен из интернета и с комПакт дисков и восПроизведён на экране, в формате, видимом всем учащимся;

· учащимся Проще отвечать, когда он оПирается на отображаемый на экране План выстуПления.

комПьютерное тестирование.

учитель, решивший восПользоваться тестовыми методом, может самостоятельно создать тест, Пользуясь соответствующей оболочкой- системой для создания тестов (такую возможность даёт исПользование интерактивного аППаратно-Программного комПлекса).

комПьютерное тестирование (с исПользованием индивидуальных Пультов тестирования) даёт возможность за короткий Промежуток времени фиксировать, анализировать результат Проделанной работы, возвращаться к выПолненному заданию, работать над ошибками.

работа с электронными энциклоПедиями

современному человеку необходимо уметь быстро искать нужную информацию, находящуюся на разных носителях. комПьютер Позволяет отбирать и анализировать информацию. для эффективного Поиска информации необходимо научиться Правильно формулировать воПросы и Пользоваться Поисковыми системами.

работа с электронными детскими энциклоПедиями даёт возможность, сэкономив время, найти необходимую информацию в нужном разделе. (наПример: выбрав в электронной библиотечке имя автора, быстро найти нужное Произведение, или найти нужную иллюстрацию и информацию из любой области знаний.)

исПользование икт на уроках естественных дисциПлин Позволяет сделать урок динамичнее, интереснее, эффективнее.

задачами исПользования икт на уроках является:

?создание банка учебных Программ, которые можно исПользовать на уроке;

?осуществление идеи индивидуализации обучения в соответствии с темПом, наиболее близким каждому ученику;

?Передача нагрузки По Проверке знаний учащихся с учителя на комПьютер;

?сведение к минимуму вероятность формирования у учащихся «комПлекса неПолноценности»;

?Повышение качества обучения.

Примеры исПользования икт на уроках биологии, химии:

  1. Построение урока с Применением Программных мультимедиа средств: обучающих Программ, электронных учебников, видеороликов.
  2. осуществление автоматического контроля: исПользование готовых тестов, создание собственных тестов, Применяя тестовые оболочки.
  3. организация и Проведение лабораторных Практикумов с виртуальными моделями. многие явления, недостуПные для изучения в классах из-за отсутствия оборудования, ограниченности времени либо не Подлежащие Прямому наблюдению, могут быть достаточно Подробно изучены в комПьютерном эксПерименте.
  4. обработка результатов эксПеримента.
  5. разработка методических Программных средств.
    выПущены диски «икт на уроках» с методическими материалами учителями.
  6. разработка Педагогических Программных средств различного назначения.
  7. разработка web-сайтов учебного назначения.
  8. исПользование internet-ресурсов.
  9. коммуникационные технологии: дистанционные олимПиады, дистанционное обучение, сетевое методическое объединение.

традиционные методы обучения биологии включают три этаПа: Передача информации (объяснение), тренинг (закреПление) и аттестация (контроль). для каждого из этих этаПов есть свои дидактические Полиграфические материалы.

современные комПьютерные технологии имеют ряд Преимуществ, они Позволяют:

•&amP;nbsP; исПользовать видеофрагменты, звуковое соПровождение, анимации с их остановкой, анализом, комментарием и удобным Поиском фрагментов;

•&amP;nbsP; многократно Повторять интеллектуальные Процедуры, контролировать результаты их выПолнения;

•&amP;nbsP; исПользовать интерактивные формы обучения, моделирующие элементы общения ученика с ПреПодавателем, когда неверный выбор ответа на воПрос соПровождается разной реакцией;

•&amP;nbsP; автоматизировать контроль и оценивание уровня знаний, систематизацию ошибок По нескольким Параметрам и т.д.

если технологические возможности соПровождены соответствующей методикой исПользования, то это делает ПреПодавание Предмета более Привлекательным как для учителей, так и для учеников, может облегчить труд учителя, освободить его от рутинной работы на всех трех этаПах обучения. для большей убедительности, Приведу характеристику тиПов объектов, Представленных в электронных изданиях с указанием на возможность их исПользования на различных этаПах.

этаП “объяснение”. цветные рисунки и фото-учебники и методические Пособия не могут иметь большой иллюстративный материал, т.к. это резко Повышает их себестоимость. цифровые технологии Позволяют При той же стоимости насытить издание большим количеством цветных иллюстраций. цветные фотографии Позволяют расширить иллюстративный ряд, Придать ему Приближенность к реальной жизни.

слайд-шоу – сменяющиеся иллюстрации (фотографии, рисунки) с дикторским соПровождением. Придают данному этаПу большую эмоциональность, выразительность, наглядность.

видеофрагменты – выПолняют функцию, аналогичную исПользовавшимся ранее учебным кино- и видеофильмам, однако в сочетании с комПьютерными технологиями выводят их на качественно новый уровень (возможность исПользования Паузы, коПирования кадра, увеличения отдельного фрагмента, соПровождения его текстом, выносками; создание собственного объекта на основе кадра и т.д.)

Источник: http://erokina.volsk-sch11.edusite.ru/p18aa1.html

Использование ИКТ в образовательном процессе начальной школы

Статья Использование ИКТ и интернет-технологий в образовательной деятельности

Ребёнок переступил порог школы, попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности. Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования.

В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, и у меня, как у молодого специалиста, часто возникают проблемы в этой области. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришёл компьютер.

За последние годы произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.

Применение новых и новейших информационных средств приводит к появлению в педагогике новых понятий.

Когда компьютер стали использоваться в образовании появился термин «новые информационные технологии» (НИТ). Если при этом используются телекоммуникации, то появляется термин «информационно-коммуникационные технологии» – ИКТ.

Формирование информационной культуры в школе происходит, прежде всего с помощью и при посредстве средств ИКТ.

Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу.

Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационном потоке, овладевать практическими способами работы с информацией.

Использование ИКТ в начальной школе повышает эффективность учебно-воспитательного процесса благодаря следующим показателям:

активизации восприятия учащимися за счёт использования звуковых и зрительных демонстраций, выделение главных мыслей;

во время выступления учитель не поворачивается к доске, таким образом, не теряет контакта с классом, не тратит время на выписывание текста на доске;

большой объём информации может быть получен из Интернета и с компакт – дисков и воспроизведён на экране, в формате, видимом всеми учащимися;

Применение ИКТ:

– расширяет возможность самостоятельной деятельности;

– формирует навык исследовательской деятельности;

– обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам; а в общем, способствует повышению качества образования.

Дидактический материал ИКТ разнообразный по содержанию и по форме. Самыми часто применяемыми являются: понятийный аппарат и фотографии (репродукции) электронной энциклопедии, видеоролики, клипы песен, мелодии, презентации по определенной теме, различные тесты, задания развивающего характера.

Кроме этого, используя компьютерные технологии, можно создавать как учителю, так и учащимся.

При разработке урока с использованием ИКТ уделяется особое внимание на здоровье обучающихся. Поурочный план включает в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий.

Использование ИКТ позволяет расширить рамки учебника.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ сочетает в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников. Это и телевизионное изображение, и анимация, и звук, и графика.

Анализ таких занятий показал, что познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом.

Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип фасциации ( принцип привлекательности). Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.

Достаточно широкое распространение мультимедиа проекторов позволяет значительно увеличить наглядность за счет использование учителем в ходе урока мультимедиа презентации.

Применение на уроке компьютерных тестов, проверочных игровых работ, позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать.

Высокая степень эмоциональности учащихся начальной школы значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Уроки позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс.

Уроки с использованием информационных технологий не только оживляют учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьного возраста, в частности длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим), но и повышают мотивацию обучения.

Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом.

На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст. В начальной школе мы используем информационные технологии на всех этапах урока. При объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при проведении внеклассных занятий и др.

Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.

РЕКОМЕНДАЦИИ К ОФОРМЛЕНИЮ ПРЕЗЕНТАЦИЙ:

1) Не загромождайте отдельный слайд большим количеством информации!

2) На каждом слайде должно быть не более двух картинок.

3) Размер шрифта на слайде должен быть не менее 24-28 пунктов.

4) Анимация возможна один раз в течение 5 минут (в нач. школе).

5) Вся презентация должна быть выдержана в одном стиле (одинаковое оформление всех слайдов: фон, название, размер, шрифт, начертание шрифта, цвет и толщина различных линий и т.п.).

Для подготовки и проведения урока я пользуюсь программой Power Point, которая позволяет представить материал не только в текстовой форме, но и в форматах видео, аудио. Презентация содержит подобранный мною материал о исследуемом на уроке, анимацию, музыку.

В ходе урока использую разные виды и формы работы: тестирование, самостоятельная работа, практическая работа, работа в парах, группах, словарная работа, работа с учебником, дифференцированное домашнее задание. Чувствуется положительная атмосфера в классе.

Дети активно работают на уроке.

Многие из учеников моего класса имеют определённый навык работы на ПК, и я стремлюсь к тому, чтобы эти навыки дети использовали в качестве инструмента для решения учебных задач.

Ребята готовят доклады к уроку окружающего мира, литературного чтения, пользуясь ресурсами Интернета, готовят презентации по выбранной теме.

Также, я стараюсь широко использовать информационно-коммуникативные средства для непосредственного общения с учащимися своего класса. Я зарегистрирована в социальных сетях и популярных месседжерах, и это позволяет нам общаться посредством Интернета, а ребенок готов открыться через Интернет-общение.

Это общение позволяет ребенку поделиться некоторыми проблемами, о которых они не могут по каким-либо причинам рассказать мне при личной беседе, а мне в свою очередь, использовать в своей воспитательной работе приемы разрешения психологических и других проблем ребят, снять эмоциональное напряжение.

Таким образом, использование информационно-коммуникативных технологий раскрывает широкие возможности для обучения, развития и воспитания детей различного возраста.

И, конечно, будьте счастливы при любой возможности!

Другие статьи о школе, родителях, учениках читайте на канале “Обучение PRO“.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/obucheniepro/ispolzovanie-ikt-v-obrazovatelnom-processe-nachalnoi-shkoly-5dc7e15ad2bc1447e8b02821

Использование ИКТ на уроках

Статья Использование ИКТ и интернет-технологий в образовательной деятельности

Статьи

Психология и педагогика

Сегодня информационно-коммуникативные технологии плотно входят во все сферы нашей жизни, в том числе и в образовательный процесс. Компьютерные технологии широко используются на уроках, ни одно школьное мероприятие не обходится без мультимедийных презентаций, а урок — без использования инновационных образовательных ресурсов.

18 декабря 2019

Часто педагоги задаются вопросом: так ли это необходимо для учителя, в совершенстве владеть компьютерной техникой и совершенствовать навыки использования информационных технологий?

Цели использования информационных технологий в школе достаточно разнообразны, однако главные из них — всесторонне облегчить работу педагога и при этом повысить помочь ему выйти на новый уровень качества преподавания, которого требует современность.

  • Укрепить мотивацию школьников к обучению, пробудить в них интерес к познавательной деятельности, помочь им сконцентрировать внимание на учебном процессе;
  • Добиться более эффективной и современной методики преподавания, обеспечить индивидуальный подход к каждому учащемуся без временных и иных затрат;
  • Сделать образовательный процесс более разнообразным и увлекательным;
  • Сэкономить время на подготовку к урокам и отслеживание результатов обучения;
  • Внести вклад в формирование информационной грамотности учащихся;
  • Выйти на новый уровень в планировании и систематизации своей работы.

Кроме того, важно помнить, что одна из актуальных задач сегодняшнего педагога — развить у учеников информационную грамотность, научить их владению информационными технологиями, помочь обрести стиль мышления, актуальный для информационного общества.

В каких учебных ситуациях актуально использование ИКТ?

Практически в любых. Информационные технологии применимы на уроках любых типов и в любой момент урока:

  • При объяснении нового материала. С помощью ИКТ можно эффектно представить учащимся новую тему, обозначить проблему; яркая мультимедийная презентация может сопровождать речь учителя, иллюстрируя ее видео- и аудиоматериалами, картинками, схемами.
  • При организации самостоятельной работы учащихся. Информационные технологии позволяют организовать как индивидуальную, так и групповую работу. На уроке ученики могут заниматься поиском и отбором информации, готовить творческие задания и создавать мультимедиа-продукты.
  • При оценке и контроле успеваемости. ИКТ дают возможность проводить контрольные и самостоятельные работы в современной форме (интерактивные онлайн-тесты, викторины), а также быстро осуществлять проверку и заносить полученные результаты в базы данных.

Наиболее частые направления использования ИКТ в учебном процессе

  1. Создание мультимедийных презентаций. Это один из самых простых и доступных способов ярко и наглядно представить учебный материал. В качестве авторов презентаций выступают как педагоги, так и учащиеся: в первом случае презентация готовится к уроку как средство эффективной подачи нового материала, во втором — как форма творческой самостоятельной работы.

  2. Использование интернет-ресурсов. Включает в себя не только поиск актуальной информации, но и оперативный обмен данными. Интернет предоставляет учащимся и учителям удобные площадки для групповой работы вне урока.

  3. Работа с дидактическими играми и обучающими программами. Способствует геймификации образовательного процесса, стимулирует мотивацию учащихся, позволяет осуществлять контроль и систематизацию полученных знаний в увлекательной для школьников форме.

Перейти на Lecta

Основной принцип применения ИКТ в повседневной практике педагога

Чтобы применение ИКТ на уроках в школе было действительно полезным, для педагога крайне важно:

А) Постоянно совершенствоваться во владении компьютерными технологиями. Мы живем во времена, когда техника и технология стремительно эволюционируют. Учитель должен быть готов идти в ногу со временем, постоянно обучаться новым приемам подачи информации.

Б) Не увлекаться ИКТ сверх меры. Применение компьютерных технологий не должно быть самоцелью. Достичь эффективности в обучении можно только в том случае, если использование компьютерных технологий в данном случае уместно и оправдано.

В) Показывать все возможности компьютерных программ и сервисов на личном примере. Если педагог использует достижения ИКТ в своей повседневной практике, то и для учеников не составит труда овладеть основными приемами. Главное — понимать, что за каждой ситуацией использования ИКТ стоит конкретная учебная задача, а порой и педагогическая стратегия.

Электронные учебники и бесплатные сервисы LECTA для учителей и учеников доступны на lecta.rosuchebnik.ru. Обновите ссылку в своих закладках!

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/ispolzovanie-ikt-na-urokakh/

Использование ИКТ в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС. Рем Ирина Дмитриевна

Статья Использование ИКТ и интернет-технологий в образовательной деятельности

автор: Рем Ирина Дмитриевна

учитель технологии Черемшанская СОШ имени Сергея Павлова филиал МБОУ Тюменцевской СОШ

Использование ИКТ в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС

в условиях реализации ФГОС

Использование информационно-коммуникационных технологий в педагогической деятельности само по себе новым уже не является, их использует практически каждый педагог, если не постоянно, то эпизодически.  Однако, несмотря на повсеместное использование ИКТ в образовательном процессе, освоение их зачастую происходит стихийно и бессистемно.

В результате, уровень владения ИКТ у большинства педагогов недостаточный и фрагментарный. В большинстве случаев всё сводится к использованию интерактивной доски в качестве экрана, на который выводятся картинки, скачанные из интернета по теме урока или занятия.

Дорогостоящее оборудование в этом случае с успехом заменит простая белая доска или ткань.

В наши дни современная школа должна готовить выпускников к жизни в информационном обществе, в котором главными продуктами производства являются информация и знания.

С введением новых образовательных стандартов одной из ключевых компетентностей учителей является информационно-коммуникационная компетентность.

Главные приоритеты новых стандартов образования должны базироваться на развитии ИКТ грамотности и формировании ИКТ компетентности на всех ступенях обучения. 

Под ИКТ грамотностью мы понимаем использование цифровых технологий, инструментов коммуникации и/или сетей для получения доступа к информации, управления информацией, ее интеграции, оценки и создания для функционирования в современном обществе.

Включение ИКТ-компонента в учебный процесс изменяет роль средств обучения, используемых при преподавании различных дисциплин, в результате изменяет саму учебную среду. В центре обучения оказывается сам обучающийся — его мотивы, цели, его психологические особенности.

Таким образом, применение ИКТ-компонента в учебном процессе позволяет увеличить объём информации, сообщаемой ученику на уроке, более активно по сравнению с обычными занятиями организовать познавательную деятельность, воздействовать на такие психологические процессы, как восприятие, мышление, запоминание, усвоение информации.

Использование ИКТ-компонента на уроках приводит к активации умственной деятельности, формирует положительную мотивацию у большинства обучающихся к этим занятиям.

Нельзя оставлять в стороне и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, а не только при помощи учебника, схем и таблиц.

Информационно-коммуникационные технологии помогают сделать учебную информации для детского восприятия более интересной за счет привлечения зрительных образов, повышают качество обучения и желание учиться. Это делает урок наглядным и динамичным для детей. Уроки с использованием презентационного материала имеют высокую плотность, интенсивность смены видов деятельности детей, они приобретают новую окраску, проходят эмоционально, выразительно, в игровой форме, что в итоге способствует повышению качества усвоения учебного материала.

Использование ИКТ в образовательном процессе предполагает классификацию по типу сведений на информационные и электронные ресурсы. Причем информация может быть:

  • Текстовой (учебные пособия, учебники, задачники, словари, тесты, справочники, энциклопедии, числовые данные, периодические издания, учебные и программные методические материалы).
  • Визуальной (всевозможные коллекции: фотографии, иллюстрации, портреты, видеофрагменты явлений и процессов, демонстрации опытов, видеоэкскурсии; динамические, статистические и интерактивные модели: предметные виртуальные лаборатории, лабораторные практикумы; символьные объекты: диаграммы, схемы).
  • информацией (звукозаписи музыкальных произведений, выступлений, звуков неживой и живой природы, а также синхронизированные аудиообъекты).
  • – и видеоинформацией (сюда целесообразно отнести аудио- видеообъекты неживой и живой природы, а также предметные экскурсии).
  • Комбинированной (учебники, первоисточники, учебные пособия, хрестоматии, энциклопедии, задачники, периодические издания, словари).

Основные модели использования ИКТ в образовательном процессе можно классифицировать в соответствии с рядом параметров. Так, критерий решаемых педагогических задач предполагает существование:

  • Средств, обеспечивающих базовую подготовку (системы контроля знаний, обучающие системы, электронные учебники).
  • Средств практической подготовки (практикумы, задачники, виртуальные конструкторы, тренажеры, программы имитационного моделирования).
  • Средств вспомогательного плана (энциклопедии, хрестоматии, словари, мультимедийные учебные занятия, развивающие компьютерные игры).
  • Средств комплексного характера (дистанционные курсы для обучения).

Подготовка урока с применением ИКТ предполагает, что преподаватель должен формировать план мероприятия в зависимости от его целей.

Так, в процессе отбора учебного материала должны соблюдаться ключевые дидактические принципы: последовательности и систематичности, дифференцированного подхода, доступности, научности и так далее.

При этом стоит помнить, что компьютер не может заменить педагога – он лишь дополняет его функционал.

Использование ИТК  дает возможность расширить осведомленность родителей в вопросах воспитания и обучения детей.

  • Выступление на собраниях с презентацией.
  • Участие в творческих конкурсах детей
  • Изготовление буклетов, памяток,  рекомендаций для родителей
  • Консультативная помощь на страницах персонального сайта

Как и любая другая категория, применение ИКТ имеет свои минусы. Среди них важно отметить следующие:

  • Отсутствие компьютера дома у учителей и учащихся, ведь время на самостоятельную работу в компьютерном классе есть не во всех школах. Сегодня данная проблема теряет свою актуальность, ведь компьютеры имеются практически у всех.
  • Недостаточное количество времени у преподавателя на подготовку к уроку, в процессе которого применяются компьютеры.
  • Недостаточный уровень компьютерной грамотности педагога.
  • Отсутствие взаимодействия с преподавателем информатики.
  • Дефицит времени для исследования возможностей сети Интернет у учителя.
  • Отсутствие демонстрационного центра.
  • Возникновение сложностей в интеграции компьютера в поурочную структуру занятий.
  • Нехватка на всех компьютерного времени.
  • Отсутствие принципа деления класса на группы в случае работы за компьютерами и так далее.

Сейчас уже идет формирование цифровой образовательной среды в образовательной организации.

Она предполагает набор ИКТ-инструментов, использование которых должно носить системный порядок и удовлетворяет требованиям ФГОС к формированию условий реализации основной образовательной программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, способствует достижению обучающимися планируемых личностных, метапредметных, предметных результатов обучения.

Кроме того, цифровая образовательная среда образовательной организации должна стать единым пространством коммуникации для всех участников образовательных отношений, действенным инструментом управления качеством реализации образовательных программ, работой педагогического коллектива.

Таким образом, цифровая образовательная среда образовательной организации (ЦОС ОО) — это управляемая и динамично развивающаяся с учетом современных тенденций модернизации образования система эффективного и комфортного предоставления информационных и коммуникационных услуг, цифровых инструментов объектам процесса обучения.

Согласно требованиям федеральных государственных образовательных стандартов к условиям реализации образовательной программы, ЦОС ОО включает в себя:

эффективное управление образовательной организацией с использованием современных цифровых инструментов, современных механизмов финансирования;

информационно-библиотечные центры с рабочими зонами, оборудованными читальными залами и книгохранилищами, обеспечивающими сохранность книжного фонда, медиатекой;

размещение продуктов познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в информационно-образовательной среде образовательного учреждения;

проектирование и организацию  индивидуальной и групповой деятельности, организацию своего времени с использованием ИКТ;

планирование учебного процесса, фиксирование его реализации в целом и отдельных этапов (выступлений, дискуссий, экспериментов);

обеспечение доступа в школьной библиотеке к информационным ресурсам сети Интернет, учебной и художественной литературе, коллекциям медиа-ресурсов на электронных носителях, к множительной технике для тиражирования учебных и методических тексто-графических и аудиовидеоматериалов, результатов творческой, научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся;

планирование учебного процесса, фиксацию его динамики, промежуточных и итоговых результатов.

Исходя из этого ЦОС ОО — это комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде.

Основными структурными компонентам ЦОС ОО в соответствии с требованиями ФГОС являются:

  • техническое обеспечение;
  • программные инструменты;
  • обеспечение технической, методической и организационной поддержки;
  • отображение образовательного процесса в информационной среде;
  • компоненты на бумажных носителях;
  • компоненты на CD и DVD.

ЦОС ОО должна обеспечить решение следующий задач:

  • информационно-методическую поддержку образовательного процесса;
  • планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения;
  • мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательного процесса;
  • современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации;
  • дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности), в том числе в рамках дистанционного образования;
  • дистанционное взаимодействие образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы: учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Формирование ЦОС в каждой образовательной организации —  процесс уникальный и должен учитывать множество факторов. При формировании ЦОС в образовательной организации следует принять во внимание ряд ключевых аспектов:

  • уровень сформированности ИКТ-компетенции педагогов ОО;
  • возможности внедрения информационных и коммуникационных технологий в практику преподавания всех учебных предметов;
  • возможности внедрения информационных и коммуникационных технологий в деятельность воспитательной службы ОО и служб сопровождения;
  • обеспеченность ОО необходимым оборудованием;
  • условия для практического применения компьютерной техники и иных цифровых инструментов всеми участниками образовательных отношений;
  • возможность открытого доступа к информационным каналам локальной внутренней сети, глобальной сети Интернет и к ресурсам медиатек;
  • непрерывность развития технической инфраструктуры цифровой образовательной среды.

Формирование цифровой образовательной среды образовательной организации позволит обеспечить модернизацию образовательного процесса, внедрить в педагогическую практику технологии электронного обучения, модели смешанного обучения, автоматизирует процессы управления качеством образования, формирование у школьников навыков обучения в цифровом мире, умению создавать цифровые проекты для своей будущей профессии, присутствие в образовательной организации в сети Интернет.

Однако следует помнить, что  использование ИКТ не заменяет живое общение педагога и ребенка, педагога и родителей, а дополняет его.

Применение ИКТ в сочетании с традиционными методами позволяют педагогу не только идти в ногу со временем, выполняя требования законодательства,  но и оптимизировать, систематизировать свою работу, значительно повысить эффективность воспитательно-образовательного процесса.

Использование ИКТ в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС. Рем Ирина Дмитриевна

Источник: https://xn--d1abbusdciv.xn--p1ai/%D1%80%D0%B5%D0%BC-%D0%B8-%D0%B4-%D0%B8%D1%81%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%B8%D0%BA%D1%82/

Информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе

Статья Использование ИКТ и интернет-технологий в образовательной деятельности

Информационно-коммуникационные технологии в практике дошкольного образования очень положительно сказываются на образовании детей в целом, ИТ-технологии помогают детям в усвоении различных обучающих материалов. В целом ИКТ помогает детям в освоении компьютера, что в дальнейшем может положительно сказаться на обучении детей и получения профессии, возможно даже связанной с ИТ-технологиями.

Приемы практического использования ИКТ в дошкольном образовании

Существует несколько приемов практического использования ИКТ в дошкольном образовании, они рассмотрены ниже.

Работа педагога с детьми по средствам ИТ-технологий

Использования на занятиях различных материалов иллюстративного характера

Для лучшего усвоения материала педагог может использовать доступные средства подачи информации с применением разнообразных ИТ-технологий. В это множество могут входить следующие:

  • видео материалы;
  • изображения;
  • презентации;
  • различные интерактивные средства подачи материала.

Использование презентаций

Существует большое количество сервисов для создания презентаций. Суть в том, что в данный момент создание хорошей презентации не требуется большое количество времени, а подобные презентации могут быть более информативными, нежели обычная лекция педагога.

Также немаловажная справка: в презентации может быть не только звуковая подача информации, собственно в виде речи педагога, но и визуальная в виде текста.

В презентацию имеется возможность включать всевозможные тематические изображения, которые могут помочь в восприятии материала.

Важно! В данное время сервисы по созданию презентаций дают возможности создания целых интерактивных проектов, с целью мини-игры с детьми, которая очень хорошо помогает в запоминании информации. Это не просто вываливание массы новой информации: этот способ наиболее сильно стимулирует детей к запоминанию информации.

Оформление тематических уголков и стендов в группе

Создание учебных стендов или уголков в ДОУ с использованием компонентов детской субкультуры также играет немаловажную роль в эффективном применении учебных материалов.

Подобные стенды вызывают интерес у детей к получению новой информации, к познанию мира, ведь детский сад или другие дошкольные образовательные учреждения по своей сути помогают детям освоиться в обществе, раскрывать таланты чада.

Организация виртуальных тематических экскурсий в процессе занятий

Представление обучающей информации в виде виртуальных экскурсий может помогать усвоению различного исторического материала.

Данный материал как правило нагружен датами и событиями, и далеко не всем детям интересен подобный материал, поданный в сухом виде. Создать эффект экскурсии помогают специальные фото и видео материалы.

Самое главное не давать просто информацию, нужно подкреплять ее тематическим визуальным оформлением.

  Краткосрочные проекты по ПДД в средних группах детских садов по ФГОС

Информационные технологии как средство быстрого визуального и звукового ознакомления детей с предметами, явлениями, понятиями по тематике занятий

Дело в том, что даже обычная презентация содержит в себе краткий текст в виде изображения. И существуют разные типы восприятия информации, например, презентация с рассказом содержимого в этой самой презентации дает два из трех типов восприятия: визуальный и слуховой.

Это несомненно помогает в понимании предмета и конкретно темы урока. Все это могут дать различные достижения науки.

То же самое видео можно считать более содержательным, так как педагог в своей лекции может упустить какие-либо важные нюансы, а сухое и информативное видео позволяет избежать этого.

Интерактивная игра

Также, в видеоклипах может быть применено больше различных способов для привлечения внимания детей, а это немаловажный фактор, так как в данный момент существует проблема дефицита внимания у детей.

Также при использовании различных способов создания видео могут быть применены различные функции, направленные на увеличении рассказанного материала за меньшее количество времени, например, видео с каким-либо экспериментом, который может длится долго.

Важно! Сегодня интернет наполнен различным обучающим контентом, который находится в свободном доступе. Обычно авторы данного контента создают его именно для цели обучения детей.

Эффективные способы использования ИКТ в образовательном процессе

ИКТ оказывает помощь в стимулировании интереса детей к познанию новых материалов. В интернете сейчас имеется очень большое количество разнообразных образовательных материалов.

По сути, ДОУ даже могут не создавать учебные материалы, а использовать существующие.

Как правило, подобные сервисы имеют соответствие требованиям ФГОС, и создаются совместно с министерством образования или даже по заказу оного.

Воспитателям остается лишь наблюдать за правильным использованием ИТ-технологий, а также обучать детей использовать компьютер и интернет ресурсы.

Использование информационно-коммуникационных технологий в образовании имеет ощутимые плюсы:

  • Оно может дать детям стимул к познанию интернета, ведь в нем содержится огромное количество полезной информации. Главное — научить детей находить именно полезную информацию, и на это должны быть направлены различные обучающие программы.
  • Поможет замотивировать детей к самообучению, ведь этот педагогический метод гораздо эффективнее, нежели обычное обучение, которое, словом, уже начинает устаревать, и общество очень быстро совершенствует его в силу различных достижений науки. Стимуляция подобного самообучения может помочь взять начальный уровень обучения в вузе, и дальнейшее поступление в него может быть более легким.
  • Развивает коммуникативные навыки.
  • Опыт использования информационных технологий доказывает, что они помогают в аттестации детей.

  Уроки рисования на тему «Летят самолеты» для средней группы

Важно! Профессии, связанные с информационными технологиями на данный момент развиваются, на большинстве производств происходит автоматизация труда, и люди, готовые использовать компьютерные технологии как средство для решение поставленных задач, очень нужны работодателям.

В связи с автоматизацией, требуется большое количество кадров для обработки данных. Поэтому важно, начиная с ДОУ, знакомить подрастающее поколение с компьютерными технологиями.

Создание современной образовательной среды в ДОУ

В силу технического прогресса различные ИТ-технологии с каждым годом становятся дешевле, поэтому оборудовать ДОУ не очень много стоит. ИТ-оборудование будет способствовать более быстрому обучению детей. Кроме того, информационные технологии могут помочь самому учреждению в организации различных мероприятий, да и организации курсовой работы самого учреждения в целом.

Интерактивные технологии в ДОУ

Создать образовательную среду можно при помощи различных образовательных программ. Существует большое количество государственных концептов, направленных на подключение образовательных учреждений к интернету.

Интерактивная доска

Интерактивное оборудование для работы с детьми

На сегодняшний день существует большое количество оборудования для создания и налаживания процесса интерактивного обучения детей.

Все эти технологии могут помочь педагогам в создании интерактивных программ обучения. Интерактивное обучение можно проводить с использованием различных развивающих игр. Большинство подобных игр направлены на развитие врожденных качеств у детей, раскрытие и успешное применение креативных способностей чада.

Источник: https://vospitanie.guru/doshkolniki/ikt-v-doskolnom-obrazovanii

Ваш педагог
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: