Статья: Использование стратегий смыслового чтения на уроках физики как эффективный метод обучения

Портал педагога |

Статья: Использование стратегий смыслового чтения на уроках физики как эффективный метод обучения

Шнайдер Марина Юрьевна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ “Цветнопольская СОШ”
Населённый пункт: село Цветнополье Азовского р-н Омской области
Наименование материала: статья
Тема: “Развитие навыков смыслового чтения и работы с текстом на уроках физики”
10.11.2018
Раздел: среднее образование

Развитие навыков смыслового чтения и работы с текстом на уроках

физики

Для

решения

жизненных

задач

человеку,

помимо

способностей

и

личностных

качеств,

необходимы

различные

умения,

которые

развивает

учитель,

работая

с

учениками

на

определенном

предметном

содержании.

Связующим

звеном

всех

учебных

предметов

является

текст.

Актуальной

междисциплинарной

учебной

программой,

предусмотренной

новыми

образовательными

стандартами,

является

программа

«Основы

смыслового

чтения и работа с текстом». Программа направлена на формирование и развитие

основ

читательской

компетенции,

необходимой обучающимся

д л я

осуществления

своих

дальнейших

планов,

в

том

числе,

продолжения

образования

и

самообразования,

подготовки

к

трудовой

и

социальной

деятельности. Сегодня чтение, наряду с письмом и владением компьютером,

относится к базовым умениям, которые позволяют продуктивно работать и

свободно

общаться

с

разными

людьми.

Чтение

является

универсальным

навыком: это то, чему учат, и то, посредством чего учатся.

В работе выявляем чем владеет ученик:

чтением и пониманием письменного текста;

работа с информацией (поиск и преобразование информации, работа с

рисунками, схемами, таблицами)

Но возникают при работе с текстом у обучающихся трудности:

в

элементарном

обосновании

высказанного

суждения,

нахождение

в

тексте

примеров,

доказывающих

приведенное

утверждение,

высказывание, поясняющих смысл неизвестных слов;

в формулировании простых оценочных суждений на основе текста.

При работе с информацией трудности:

в

работе

с

«несплошными»

текстами,

то

есть

работа

с

рисунком,

таблицей, диаграммой, схемой;

преобразование

информации

из

одного

вида

в

другой,

то

есть

из

сплошного текста в таблицу.

Из

вышеизложенного

возникаютвопросы:

Что

делать

в

создавшейся

ситуации? Как избежать этих трудностей?

Какую цель можно поставить учителю физики:

1)

изучить литературу по данной теме;

2)

выяснить,

какие

технологии

являются

наиболее

эффективными,

для

решения данной проблемы;

3)

какие методы работы подойдут для работы с детьми в классах, в которых

работаем;

4)

какие приемы работы следует применить для развития умений работы с

текстом.

Проанализировав

литературу,

понимаем,

что

смысловое

чтение,

как

универсальное

действие

формируется

благодаря

использованию

технологии

проблемного обучения; интерактивных технологий; технологии критического

мышления и т.д.

К развитию смыслового чтения относятся технологии, направленные на

развитие критического мышления учеников. Критическое мышление означает

процесс

соотнесения

внешней

информации

с

имеющимися

у

человека

знаниями, выработка решений о том, что можно предпринять, что необходимо

дополнить, а что – отвергнуть. При этом возникают ситуации, когда приходится

корректировать

собственные

убеждения

или

даже

отказываться

от

них.

Технология

развития

критического

мышления,

как

и

стратегии

развития

смыслового чтения, направлены на формирование вдумчивого ученика, который

анализирует,

сравнивает,

сопоставляет

и

оценивает

знакомую

и

новую

информацию.

Цель смыслового чтения максимально точно и полно понять содержание

текста,

уловить

все

детали

и

практически

осмыслить

информацию.

Когда

ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как

следующая

важная

ступень

развития,

речь

письменная.

Принципиальным

становится

понимание

того,

что

для

современного

человека

главное

не

отдельные знания, а умения ими пользоваться и что необходимо не зубрить и

искать готовые ответы, а учиться самостоятельно, открывать новое. Изменение

приоритета

целей

образования

затрагивает

сущность

всего

учебно-

воспитательного процесса, все его составляющие – не только содержание, но и

средства обучения, методы и формы организации процесса обучения. Так как в

процессе

чтения

могут

решаться

различные

коммуникативные

задачи,

то

реализуются разные виды чтения.

Практика показывает, что наиболее продуктивным является изучающее

чтение, дающее возможность освоить содержание текста на уровне понимания,

что позволяет затем решать практические задачи различного уровня сложности.

Чтобы

овладеть

изучающим

чтением,

необходимо

освоить

основные

его

приёмы:

– выделение ключевых слов;

– определение темы текста;

– выявление проблемы текста;

– определение основной мысли и аргументов автора.

В

сво ей

работе мы

используем

методы,

которые

обеспечивают

деятельностный подход:

активное участие самого ученика в поисковой учебно-познавательной

деятельности, организованной на основе внутренней мотивации;

организацию

совместной

деятельности,

партнёрских

отношений

обучающих и обучаемых;

обеспечение

диалогического

общения

между

учителем

и

учениками,

между учащимися в процессе добывания знаний.

Использование ребусов, а также логических задач, где зашифрована тема

урока. Хороший эффект дают литературные тексты, иллюстрирующие то или

иное

физическое

явление.

Например,

к

теме

«Водопровод»

предлагаю

прочитать четверостишие С.Я. Маршака: «Разленились нынче бабы, Али плечи

стали слабы? Речка спятила с ума – По домам пошла сама».

Для

создания

и

поддержания

эмоционального

настроя обучающихся

комплекс нетрадиционных методических приемов, которые позволяет создать у

учащихся

устойчивый

познавательный

интерес

на

базе

ситуативной

заинтересованности.

Приём

«Верные

и

неверные

утверждения». Универсальный

прием,

способствующий актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной

деятельности.

Данный

прием

дает

возможность

быстро

включить

детей

в

мыслительную

деятельность

и

логично

перейти

к

изучению

темы

урока.

Стратегия

формирует

умение

оценивать

ситуацию

или

факты,

умение

анализировать информацию, умение отражать свое мнение. Детям предлагается

выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: верно – «+», не

верно – «-».

Приём

«Верите

ли

вы…». Проводится

с

целью

вызвать

интерес

к

изучению

темы

и

создать

положительную

мотивацию

самостоятельного

изучения текста по этой теме. Проводится в начале урока, после сообщения

темы.

Прием «Плюс – минус – вопрос»

С первых же уроков надо приучать работать с книгой. При работе с книгой

следующие приемы:

Приём

«Ключевые

слова». Это слова, по которым можно составить

рассказ

или

определения

некоторого

понятия.

Учащиеся

на

уроке

читают,

например, три абзаца, находят главные мысли и связи между ними, составляют

план

ответа,

и

несколько

учеников

по

этому

плану

рассказывают.

Объем

рассказа через несколько уроков увеличиваю до целого параграфа. Очень скоро

ученики понимают, что легче выучить несколько мыслей и связей между ними,

чем весь параграф.

Обучение

смысловому

чтению

и

работы

с

текстом обучающихся

требует от детей понимания, различения и умения работать с различными

типами текста.

Сплошные тексты(без визуальных изображений)

описание (художественное и техническое);

повествование (рассказ, отчет, репортаж);

объяснение (рассуждение, резюме, интерпретация);

Источник: https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=35030

Смысловое чтение и стратегии его реализации

Статья: Использование стратегий смыслового чтения на уроках физики как эффективный метод обучения

По мнению учёных, именно смысловое чтение может стать основой развития ценностно-смысловых личностных качеств обучающегося, надёжным обеспечением успешной познавательной деятельности на протяжении всей его жизни.

Поскольку в новых социокультурных и экономических условиях чтение понимается как базовая интеллектуальная технология, как важнейший ресурс развития личности, как источник приобретения знаний, преодоления ограниченности индивидуального социального опыта.

Отмечая сложность процесса чтения,  большинство исследователей выделяют две его стороны:  техническую и смысловую.

Техническая сторона предполагает оптическое восприятие, воспроизведение звуковой оболочки слова,  речевые движения, то есть декодирование текстов и перевод их в устно-речевую форму (Т. Г. Егоров, А. Н. Корнев, А. Р. Лурия, М. И. Оморокова, Л. С. Цветкова, Д. Б. Эльконин).

Смысловая сторона включает в себя понимание значения и смысла отдельных слов и целого высказывания (Т. Г Егоров, А. Н. Корнев,  А. Р.  Лурия,  Л. С. Цветкова,  Д.  Б.  Эльконин)  или перевод авторского кода на свой смысловой код (М. И. Оморокова).

У начинающего чтеца понимание возникает в результате анализа и синтеза слогов в слова,  а у опытного –  смысловая сторона опережает техническую,  о чем свидетельствует появление смысловых догадок в процессе чтения (А. Р. Лурия, М. Н. Русецкая).

Понятие смыслового чтения

Смысловое чтениевид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. В концепции универсальных учебных действий (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.) выделены действия смыслового чтения, связанные с:

  • осмыслением цели и выбором вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
  • определением основной и второстепенной информации;
  • формулированием проблемы и главной идеи текста.

Смысловое чтение отличается от любого другого чтения тем, что при смысловом виде чтения происходят процессы постижения читателем ценностно-смыслового момента текста, т.е. осуществляется процесс его интерпретации, наделения смыслом.

Каждый читатель «возьмёт» из текста ровно столько, сколько он способен «взять» на данный момент, в зависимости от его потребностей и способностей. Оттого и разница в восприятии.

Смысловое чтение позволяет освоить как науч- ные, так и художественные тексты.

Цель смыслового чтения — максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста.

Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром.

Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.

Осмысленное чтение связано с пониманием

 Что такое «смысл»?

Смысл – с-мысль, т.е. с мыслью. Говоря упрощенно, означает какая мысль заложена внутри слова, текста, жеста, картины, здания и т.п. Мысль, в свою очередь всегда привязана к действию.

Любая мысль означает определенные действия, ведущие к конечной цели, состоянию, образу. Это не поток информации, а именно намек на действия и результат.

Смыслом применительно к тексту и, в частности, к минимальной единице этого текста понимается целостное содержание какого-либо высказывания, не сводимое к значениям составляющих его частей и элементов, но само определяющее эти значения. Смысл актуализирует в системе значений слова ту его сторону, которая определяется данной ситуацией, данным контекстом.

Необходимо понимать разницу между понятиями «смысл» и «значение». Л.С. Выготский («Мышление и речь», 1934) отмечал что «если «значение» слова является объективным отражением системы связей и отношений, то «смысл»– это привнесение субъективных аспектов значения соответственно данному моменту и ситуации».

Этапы в восприятии текста, декодирование информации, содержащейся в тексте.

Способы смыслового чтения

Аналитический, или структурный. В этом случае читатель идёт от целого к частному. Цель такого чтения — понять отношение автора к предмету или явлению и выявить факторы, повлиявшие на это отношение.

Синтетический, или интерпретационный. Здесь читатель движется от частного к целому. Цель этого способа — выявить, какие задачи поста- вил автор в этом тексте и каким образом и на- сколько решил их.

Критический, или оценочный. Цель этого способа — оценить авторский текст и решить, согласен ли с ним читатель.

Процесс чтения состоит из трех фаз.

Первая фаза (предчтение) — это восприятие текста, раскрытие его содержания и смысла, своеобразная расшифровка, когда из отдельных слов, фраз, предложений складывается общее содержание. В этом случае чтение включает: просмотр, установление значений слов, нахождение соответствий, узнавание фактов, анализ сюжета и фабулы, воспроизведение и пересказ.

Вторая фаза (чтение) — это извлечение смысла, объяснение найденных фактов с помощью привлечения имеющихся знаний, интерпретация текста. Здесь происходит упорядочивание и классифицирование, объяснение и суммирование, различение, сравнение и сопоставление, группировка, анализ и обобщение, соотнесение с собственным опытом, размышление над контекстом и выводами.

Уровни понимания текста

Третья фаза (постчтение) — это создание собственного нового смысла, то есть присвоение добытых новых знаний как собственных в результате размышления.

Степень и глубина восприятия внутреннего смысла зависит от многих причин, связанных с личностью читателя:

  • эрудированность,
  • уровень образования,
  • интуиция,
  • чуткость к слову,
  • интонации,
  • умение эмоционально переживать,
  • духовная тонкость.

« текста всегда имеет множество степеней свободы:  разные люди понимают один и тот же текст по-разному в силу своих индивидуальных  особенностей и жизненного опыта» (Л. Выготский).

«Эти обе системы – система логических операций при познавательной деятельности и система оценки эмоционального значения или глубокого смысла текста, – пишет А.Р. Лурия, – являются совсем различными психологическими системами».

Овладение навыками смыслового чтения

Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым,  учащимся необходимо:

  • точно и полно понимать содержание текста,
  • составлять свою систему образов,
  • осмысливать информацию,

т.е. осуществлять познавательную деятельность.

Существует множество способов организации познавательной деятельности, способствующих развитию навыка смыслового чтения такие как:

  • проблемно-поисковый способ,
  • дискуссия,
  • обсуждение,
  • моделирование,
  • рисунок.

Как помочь ученику основной школы овладеть «навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров»? Одним из главных путей развития читательской грамотности является стратегиальный подход к обучению смысловому чтению.

Понятие «стратегии смыслового чтения»

Стратегии смыслового чтения — различные комбинации приёмов, которые используют учащиеся для восприятия графически оформленной текстовой информации, а также её переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей. По определению Н.

Сметанниковой, «путь, программа действий читателя по обработке различной информации текста является стратегией». Стратегии чтения являются алгоритмом умственных действий и операций в работе с текстом.

Обеспечивая его понимание, они помогают лучше и быстрее осваивать знания, дольше их сохранять, воспитывают культуру чтения.

Н . Сметанникова выделяет несколько типов стратегий смыслового чтения:

  1. стратегии предтекстовой деятельности;
  2.  стратегии текстовой деятельности;
  3. стратегии послетекстовой деятельности;
  4. стратегии работы с объёмными текстами;
  5.  стратегии компрессии текста;
  6.  общеучебные стратегии;
  7. стратегии развития словаря.

Н. Сметанникова приводит такой перечень стратегий работы с текстами разного вида:

  1.  стратегии работы с информационным текстом;
  2. стратегии работы с текстами убеждающее- рассуждающего типа;
  3. стратегии фреймов текстов;
  4. стратегия «Мониторинг чтения».

Описание стратегий смыслового чтения по Н.Н.Сметанниковой

По сути, технология овладения навыком смыслового чтения, предложенная Н. Сметанниковой, в плане трёхэтапной работы с текстом (до чтения, во время чтения и после чтения) перекликается с идеями Г. Граник, Л. Концевой и С. Бондаренко и создателями технологии продуктивного чтения в ОП «Школа 2100» Н. Н. Светловской, Е. В. Бунеевой и О. В. Чиндиловой.

В настоящее время известно около ста стратегий, многие из которых активно применяется в учебном процессе.

Критическое мышление и смысловое чтение

К стратегиям смыслового чтения относятся технологии, направленные на развитие критического мышления учеников.

Критическое мышление означает процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у человека знаниями, выработка решений о том, что можно принять, что необходимо дополнить, а что – отвергнуть. При этом возникают ситуации, когда приходится корректировать собственные убеждения или даже отказываться от них, если они противоречат новым знаниям.

Методологические основы критического мышления включают три стадии, которые должны присутствовать на уроке в процессе познания:

  • вызов (побуждение),
  • осмысление (реализация),
  • рефлексия (размышление).

Последовательная реализация базовой трехфазовой модели на уроках способствует повышению эффективности педагогического процесса. Технологии развития критического мышления, как и стратегии развития смыслового чтения направлены на формирование вдумчивого читателя, который анализирует, сравнивает, сопоставляет и оценивает знакомую и новую информацию.

Примеры наиболее распространенных стратегий

Системно-деятельностный подход и смысловое чтение

Системно-деятельностный подход определяет форму организации обучения: учебная деятельность. Ключевыми понятиями учебной деятельности являются «мотивация» и «действие».

Первым этапом в организации учебной деятельности является создание условий для мотивации учащихся к деятельности. Мотивы выражаются через познавательный интерес учащихся. Мотив подразумевает особую избирательную направленность личности на учебную деятельность.

Критериями познавательного интереса являются:

  • активное включение в учебную деятельность,
  • сосредоточенность на этой деятельности,
  • появление у учащихся вопросов, которые они задают друг другу и  учителю или на основании которых формулируют информационный запрос.

Под учебными  действиями понимают  конкретные способы преобразования учебного материала в процессе выполнения учебных заданий.

 Учебное действие является целостным элементом деятельности, преобразующим не только форму информации, но и переводящим ее во внутренний план, вызывающий изменение самого учащегося, его понимания процессов и явлений, смысла изучаемого материала.

 Действие выполняется на основе  операций, соотносимых с конкретными условиями и средствами. Действие – совокупность операций, подчиненных цели.

Задача учителя состоит в том, чтобы выделить соответствующие учебные действия и создать условия для их освоения  учащимися и определить средства деятельности. В примерных программах предметные цели и планируемые результаты обучения конкретизированы до уровня учебных действий, которыми должны овладеть учащиеся в учебной деятельности по освоению предметного содержания.

образования рассматривается как единство знаний, деятельности и развития учащихся. Навыки смыслового чтения являются основой для освоения основного содержания образования.

Экранное смысловое чтение

Следует отметить, что работая над формированием функционально грамотного читателя, следует учитывать современные условия, в которых живут наши ученики. Речь идет о технологизации всех сфер жизнедеятельности.

Международные исследования показывают тесную связь между качеством чтения в электронной среде и качеством чтения текста, представленного на бумажном носителе.

То есть если учащиеся показывают высокий или низкий уровень грамотности, читая на бумажном носителе, то они показывают аналогичные результаты, читая в электронной среде.

Тем не менее, обучение экранному чтению требует как теоретического переосмысления понятия чтения, так и создания новых методик обучения (новых технологий).

  1. При экранном чтении увеличивается значимость просмотрового, поискового видов чтения, а также роль отбора информации при повторном чтении.
  2. Сама структура электронного текста может быть представлена в виде гипертекста. В гипертексте направление чтения не обязательно линейно, как в тексте печатном.

Экранное чтение производит переворот в широкой сфере коммуникации, ставя образ в один ряд с письмом, а экран со страницей письменного текста. Отсюда делаем вывод: школе необходимо научить детей работать не только с печатными, но и с электронными и аудио-изданиями.

Все это связано с таким понятием как функциональная грамотность – способность человека использовать умения чтения и письма в условиях получения информации из текста и в целях передачи такой информации.

Это отличается от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия.

В этом плане интересны слова Алвина Тофлера: «В 21 веке безграмотным будет считаться не тот, кто не умеет читать и писать, а тот, кто не умеет учиться и переучиваться, используя умения читать и писать».

Источники:

Источник: https://nitforyou.com/semantic-reading/

Использование стратегий смыслового чтения на уроках физики – Проект по ФГОС, 2012 > Интернет-конференция > Секция 2 – Конкурсы и проекты

Статья: Использование стратегий смыслового чтения на уроках физики как эффективный метод обучения
Да, приемы, описанные в статье способствуют формированию личностных УУД. Личностные УУД:Самоопределение: внутренняя позиция школьника; самоиндификация; самоуважение и самооценка.Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания».

Морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение моральных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков.

Личностными результатами обучения физике являются:1)сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;2) убежденность в возможности познания природы в необходимости различного использования достижений науки и технологии для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;3) самостоятельность в приобретений новых знаний и практических умений; готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;4) мотивация образовательной деятельности школьников ;5) формирование ценностных отношений друг к другу, к учению, к авторам открытий и изобретений, к результатам обучения.Личностные действия формируются при выполнении заданий, в которых ученик должен отразить личное видение проблемы или раскрыть своё отношение к изучаемому материалу. Так, например, прием «Работа с вопросником» учащимся предлагаются: 1. Тексты с описанием различных физических явлений или процессов, наблюдаемых в природе или в повседневной жизни. Задания к таким текстам могут проверять: понимание информации, имеющейся в тексте; понимание смысла физических терминов, использующихся в тексте; умение выделить описанное в тексте явление или его признаки; умение объяснить описанное явление при помощи имеющихся знаний.2. Тексты с описанием наблюдения или опыта по одному из разделов школьного курса физики. Задания к текстам могут проверять: понимание информации, имеющейся в тексте; умение выделить (или сформулировать) гипотезу описанного наблюдения или опыта, понимание условий проведения, назначения отдельных частей экспериментальной установки и измерительных приборов; умение определить (или сформулировать) выводы.

3. Тексты с описанием технических устройств, принцип работы которых основан на использовании каких-либо законов физики. Задания к текстам могут проверять: понимание информации, имеющейся в тексте; понимание смысла физических терминов, использующихся в тексте; умение определить основные физические законы (явления, принципы), лежащие в основе работы описанного устройства; умение оценивать возможности безопасного использования описанных технических устройств.

4. Тексты, содержащие информацию о физических факторах загрязнения окружающей среды или их воздействии на живые организмы и человека. Задания к текстам могут проверять: понимание информации, имеющейся в тексте; понимание смысла физических терминов, использующихся в тексте; умение оценивать степень влияния описанных в тексте физических факторов на загрязнение окружающей среды; умение выделять возможности обеспечения безопасности жизнедеятельности в условиях воздействия на человека неблагоприятных факторов. К тексту «Радиоактивные отходы: современные проблемы и один из проектов их решения» поставлены следующие вопросы:1.Знали ли вы, что в нашей стране накопилось много радиоактивного «мусора» и что он теперь — реальная и грозная опасность для нашей жизни и здоровья? Откуда берется этот «мусор»?2.Какие могут быть экологические последствия, если эту проблему не решить?3.Как вы думаете: какой метод захоронения отходов дороже — метод стеклования взрывом или традиционный, требующий сооружения бетонных могильников? Почему? 4.Можно ли, с вашей точки зрения, «совместить» предлагаемый проект захоронения отходов с помощью подземных ядерных взрывов и Договор о всеобщем запрещении ядерных испытаний, который подписан Россией и за бессрочное продление которого выступает наша страна? Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, обосновывать свою точку зрения и уважительно относиться к иным мнениям, проявлять творческую активность – приемы «Сравнение определений» , «Восстанови текст» , «Лови ошибку» (смыслообразование).

Прием «Алгоритмы» – обеспечивает самостоятельность в приобретений новых знаний, убежденность в возможности познания природы.

 Конкурс “ИКТ в современной школе”_2020
Раздел
  Конкурс “ИКТ в современной школе”_2020Дистанционный конкурс для педагогов общеобразовательных организаций Омской области “ИКТ в современной школе”Организаторами Конкурса являются:Министерство образования Омской области, казенное учреждение Омской области “Региональный информационно-аналитический центр системы образования”, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования “Омский государственный педагогический университет”.Цели и задачи Конкурса.Цель Конкурса – выявление и популяризация лучших образовательных ресурсов, созданных педагогами общеобразовательных организаций Омской области.Задачи Конкурса:– развитие регионального информационно-образовательного пространства;– распространение, обобщение передового опыта педагогов в сфере использования информационных технологий;– стимулирование творческой активности педагогов в создании и поддержки образовательных блогов и сайтов.Сроки проведения: 12 октября – 08 декабря 2020 года.Положение о Конкурсе >>>

 Статьи в разделе «Конкурс “ИКТ в современной школе”_2020»

Page 3

Раздел
  Русский язык и литература
 О направлениях работы ВМО Цели ВМО:• формирование сетевого профессионального сообщества учителей-филологов;• методическая поддержка и профессиональный рост педагогов.Проблема, над которой работает ВМО: формирование лингвистической грамотности школьников, развитие их коммуникативных умений через повышение эффективности уроков русского языка и литературыНаправления работы:• обобщение и распространение передового педагогического опыта, методическая поддержка учителей-филологов;• разработка учебных материалов, методических материалов для качественной реализации программ основной и старшей школы, элективных курсов, профильного обучения.Задачи ВМО:• проведение методических семинаров (очных и в режиме ВКС) для словесников по проблеме ВМО;• участие в городских, региональных, межрегиональных сетевых педагогических конференциях и проектах;• создание службы методической поддержки педагогов-словесников;• разработка и реализация дистанционных курсов повышения квалификации для учителей русского языка и литературы.Планы работы ВМОСсылка на видеоматериалы Актуальные вопросы изучения родного русского языка, подготовленные Министерством образования Омской области 2018 год>>> https://yadi.sk/i/vDQaYQFu118YHg
 Методическая копилка учителя филолога

Page 4

Раздел
  Математика Руководители ВМО:Дербуш Марина Викторовна, научный руководитель ВМО, к. п. н., доцент кафедры математики и методики обучения математике ОмГПУ.
 О работе ВМО учителей математики, планы работы Цель ВМО учителей математики – обобщение, систематизация и передача педагогического опыта, повышение профессионального уровня учителей математики. Задачи ВМО учителей математики:1. Подготовка и проведение виртуальных методических семинаров, форумов для учителей математики г. Омска и Омской области по проблемам обучения математике в школе.2. Создание базы данных учебно-методических материалов («Методическая копилка»), в том числе разработанных и апробированных учителями математики г.Омска и Омской области.3. Проведение сетевых конкурсов учебно-методических материалов.4. Организация проектной деятельности педагогов с целью повышения их профессиональной компетентности.
 конференции и семинары

Page 6

Искусство

Раздел
  Искусство
 Методическая копилка направления “Искусство”

Page 9

Раздел
  Начальная школа Руководители ВМО:Хирьянова Ирина Сергеевна, руководитель ВМО, ст.преп. кафедры предметных технологий начального и дошкольного образования, факультет начального, дошкольного и специального образования ОмГПУБарсукова Татьяна Николаевна, методист ВМО, методист бюджетного образовательного учреждения города Омска «Центр творческого развития и гуманитарного образования «Перспектива»
 О направлениях и планах работы ВМО “Начальная школа” Цель объединения: Организация информационного образовательного пространства для обмена педагогическим опытом и дистанционного повышения уровня профессионального мастерства учителей начальных классов.Задачи объединения: – подготовка и проведение методических семинаров, форумов для учителей начальных классов по проблемам обучения, воспитания и развития младших школьников;- участие в городских, региональных сетевых педагогических конференциях;- создание виртуальной службы методической поддержки педагогов;- создание базы данных учебно-методических материалов, разработанных и апробированных учителями начальной школы; проведение сетевых конкурсов учебно-методических материалов.Планы работы
 Интернет-конференции ВМО
 конференции, семинары, виртуальные мастер-классы
 Методическая копилка учителя начальной школы

Источник: https://vmo.obr55.ru/modules/contest/item.php?itemid=388

Педразвитие | Использование стратегий смыслового чтения на уроках естественно-научного цикла

Статья: Использование стратегий смыслового чтения на уроках физики как эффективный метод обучения

Косуха Ирина Юрьевна
Должность: студентка 2 курса научного факультета.
Учебное заведение: Тобольский педагогический институт им. Д.И.

Менделеева
Населённый пункт: Тобольск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Использование стратегий смыслового чтения на уроках естественно-научного цикла
08.02.

2018
Раздел: среднее образование

Использование стратегий

смыслового чтения на

уроках естественно-

научного цикла

Косуха И.Ю.

Студентка 2 курса

Тобольский педагогический институт им. Менделеева

«Кто не умеет читать, тот не умеет

мыслить»

В.А.Сухомлинский

Проблема «выращивания» (термин

Л.С.Выготского)

смыслового понимания

текста

может претендовать на роль

одной из ключевых в методике

обучения проблемой

совершенствования человека, развитие

его личности.

Работа с текстом: преобразование и

интерпретация информации

Выпускник научится:

структурировать

текст,

используя

нумерацию

страниц,

списки,

ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать

в тексте таблицы, изображения;

преобразовывать

текст,

используя

новые

формы

представления

информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе

динамические, электронные, в частности в практических задачах),

переходить от одного представления данных к другому;

• интерпретировать текст:

Выпускник получит возможность научиться:

выявлять

имплицитную

информацию

текста

на

основе

сопоставления

иллюстративного

материала

с

информацией

текста, анализа подтекста

(использованных языковых средств и структуры текста).

Виды

текстовой информации

Есть информация, которая содержится в самом написанном тексте и

выражается при помощи словарного состава и грамматических

конструкций;

а. в том же или в соседнем абзаце (в непосредственном контексте)

б. в других частях того же текста (в широком контексте)

Существует также информация, которая лежит за пределами текста

и ее надо искать в общей ситуации.

Приём «Работа с вопросником»

Цель: сформировать умение самостоятельно работать с текстом, находить

ответы на вопросы, выбирать из текста или придумывать заголовок,

соответствующий содержанию и общему смыслу текста.

Описание приема

Учащимся предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти

ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в

косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт.

После самостоятельного поиска, учащиеся обсуждают в парах ответы,

уточняют их, обсуждают в классе

Другие приемы работы с учебным текстом:

– составление учебного текста из предложений, данных в случайном порядке;

– составление плана описания объекта на основании его характеристики, данной в

учебнике;

-анализ фрагмента текста с целью выявления его главной идеи, а также мыслей,

подтверждающих или разъясняющих эту идею.

Из опыта работы.

Приём «Уголки»

Цель: сформировать умение вдумчиво читать, обнаруживать в тексте

доводы

в

подтверждение

выдвинутых

тезисов;

сравнивать

и

противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера.

Этот прием можно использовать на

уроках биологии при составлении

характеристики биологических процессов.

Описание приема

Класс

делится

на

две

группы.

Одна

группа

готовит

доказательства

(используя

текст

и

свой

жизненный

опыт)

положительных

сторон,

рассматриваемого объекта, другая – об отрицательных (подкрепляя свой

ответ выдержками из текста). В конце урока делается совместный вывод.

Из опыта работы.

Приём «Восстанови текст».

Цель: сформировать умения целенаправленно читать текст,

сравнивать заключённую в тексте информацию.

Описание приема.

Каждый учащийся получает предложения, которые надо расположить

в правильном порядке. Затем все участники занятия общаются,

рассказывая содержание своего отрывка, и восстанавливают

логическую последовательность всего текста

Прием «Синквейн».

Строгие правила составления синквейна заставляют

анализировать и четко формулировать свои мысли,

использовать емкие понятия, учат обобщать,

выделять главное.

По сути, синквейн – это упражнение,

замаскированное под свободное творчество и

заставляющее размышлять на заданную тему. К

тому же, упражнение интересное и увлекательное.

Приём «Лови ошибку»

Цель: сформировать умение читать вдумчиво, связывать информацию,

обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников, на основе

имеющихся знаний подвергать сомнению достоверность имеющейся

информации.

Описание приема.

Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию,

и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.

Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки,

аргументируют свои выводы.

Учитель предлагает изучить новый материал, после чего вернуться к тексту

задания и исправить те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока

Такой материал можно предложить и для анализа, и для творческой

переработки текста, и для синтеза собственного мнения.

Приём «Алгоритмы»

Цель: сформировать навыки структурирования информации, умения находить

в тексте требуемую информацию, вести обсуждение в парах.

Данный прием основан на логико-структурном анализе содержания биологии,

физики,

химии

который

позволяет

выделить

в

них

главные

структурные

элементы знаний.

факты понятия законы теории вывод

Для каждого структурного компонента разработаны планы обобщающего характера определяющие

общие подходы к усвоению знаний, прежде всего на основе работы с учебной литературой.Они

могут быть использованы для изучения широкого класса объектов, например для изучения явлений

— физических, химических, биологических и т д., для изучения законов, теорий (законов вообще,

теории вообще).

Описание приема.

1вариант: учащимся

предлагается изучить текст и, используя план обобщенного характера,

составить ответ об изучаемом понятии.

2 вариант: учащимся предлагается изучить текст и составить план ответа (алгоритм) об изучаемом

понятии.

Задание можно выполнять индивидуально и в парах.

Ассоциативный куст.

Это один из основных приёмов работы с

информацией до чтения.

Дается ключевое слово или заголовок параграфа,

ученики записывают вокруг него все возможные

ассоциации, обозначая стрелочками смысловые

связи между понятиями. Это позволяет

актуализировать уже имеющиеся знания и

мотивировать их на дальнейшую работу с текстом.

Приём «Сравнение определений».

Цель: сформировать умение читать вдумчиво, анализировать

информацию, сопоставлять разные точки зрения и разные источники

информации по заданной теме, проявлять творческие способности.

Описание приема.

Учащимся предлагается сравнить определения и решить, какое из них,

по их мнению, наиболее точное. Аргументировать

свое мнение и

попробовать сформулировать наиболее точное.

Приём «Набор предложений».

Цель:

сформировать умения целенаправленно читать текст, сравнивать

заключённую в тексте информацию

, проявлять творческие способности.

Описание приема.

Учащимся предлагается набор предложений, связанных между собой

по смыслу, но записанных вразброс.

Задание: Учащиеся определяют, сколько основных мыслей содержит

текст? В каком предложении эта мысль выражена? Сколько слов в этом

предложении? Какое предложение углубляет эту мысль? Сколько всего

слов затрачено на изложение одной мысли? Затем можно попросить

учащихся изложить эту мысль короче и несколько иначе

.

Прочитанный и несколько раз преобразованный в разном изложении текст и

понимается, и запоминается учащимися лучше и эффективнее, чем просто прочитанный

и зазубренный. Кроме того, данный пример показывает, что одна и та же мысль может

быть изложена как лаконично, так и необоснованно подробно.

Трансформация текста в таблицы и графики и обратно

.

Задание. Переведите информацию, содержащуюся в тексте, в табличную и

графическую форму.

В лаборатории исследовали влияние температуры на размножение бактерий. Было

выяснено, что при повышении температуры бактерии начинают активно

размножаться, затем скорость размножения становится относительно

постоянной, а потом падает.

Покажите на графическом рисунке указанную в

тексте зависимость.

После эксперимента были получены следующие

данные: При 5° кол-во бактерий в единице объема (V), было равно 30; при С° 48° –

140, при 70° – 280, при 80° 279, при 100°- 65.

Отразите эти данные в таблице, на графическом рисунке и на графике.

Обратное задание заключается в письменной интерпретации таблицы или графика

Несплошной текст для разработки заданий на

оценку уровня сформированности

функциональной грамотности чтения

Прием «Перевод с русского на

русский» (на слух).

Один из приемов, развивающий не

только мыслительную деятельность, но

и чувство юмора. Такие упражнения

очень хорошо использовать в качестве

паузы между двумя письменными

видами учебной работы.

Амонашвили писал:

«Надо прогнать с уроков бога

с н а

М о р ф е я

и

ч а щ е

п р и г л а ш а т ь

б о г а

с м е х а

Момуса».

Спасибо за внимание!

Источник: http://pedrazvitie.ru/servisy/publik/publ?id=5888

Ваш педагог
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: