Статья Использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя (.odt)

Использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя ДОУ – МБДОУ №322 Официальный сайт детского сада

Статья Использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя (.odt)

Обычная версия

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад № 322 компенсирующего вида”

Использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя ДОУ

: 15 ноября 2013 23 июня 2016 622

Интенсивное развитие современного общество в последнее время предъявляет все более высокие требования к человеку и его здоровью. Забота о здоровье – одна из важнейших задач каждого человека. Тема здоровья актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Но еще более актуальным становится вопрос о состоянии здоровья детей. Поэтому особое значение в системе образования приобретает проблема разработки и реализации современных технологий по охране и укреплению здоровья детей, формированию здорового образа жизни.На сегодняшний момент в дошкольных учреждениях большое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям, главным фактором которых является рациональная организация учебного процесса, соответствие методик и технологий обучения, способствующих развитию индивидуальных возможностей ребенка. Педагоги дошкольных учреждений, в том числе и музыкальные руководители, должны комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения.Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ – музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребенка.Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий:
  • Валеологические песенки – распевки.
  • Речевые игры.
  • Пальчиковые игры.
  • Психогимнастика.
  • Дыхательная гимнастика:
    • положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;
    • способствуют восстановлению центральной нервной системы;
    • улучшает дренажную функцию бронхов;
    • восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
    • исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.
  • Артикуляционная гимнастика.
хххх

Ритмопластика:

  • развивает чувство ритма, музыкальный слух и вкус;
  • развивает умение правильно и красиво двигаться;
  • развивает умение чувствовать и передавать характер музыки;
  • укрепляет различные группы мышц и осанку.

Музыкотерапия

– важная составляющая музыкально-оздоровительной работы в нашем ДОУ. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыкотерапия проводится педагогами ДОУ в течение всего дня – детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна под соответствующую музыку, используют ее в качестве фона для занятий, свободной деятельности.Музыкальные занятия с использованием технологий здоровьесбережения эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов. В соответствии с этим занятия строятся на планировании, направленном на усвоение детьми определенного содержания, и педагогической импровизации, варьирующей ход занятия, его содержание и методы. Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование детей в группе.Результатами музыкально-оздоровительной работы являются:

  • повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;
  • стабильность эмоционального благополучия каждого ребёнка;
  • повышение уровня речевого развития;
  • снижение уровня заболеваемости;
  • стабильность физической и умственной работоспособности.

Источник: https://dou24.ru/322/index.php/2011-03-17-05-32-03/31-2011-02-01-05-56-39/2012-10-14-15-54-10/180-2013-11-15-08-54-42

Педразвитие |

Статья Использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя (.odt)

Кундрюкова Виктория Николаевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: Слободской филиал МБДОУ Д/с “Казачок”
Населённый пункт: х. Слободской
Наименование материала: Самообразование
Тема: “Здоровьесберегающие технологии в музыкальной деятельности”
25.06.2019
Раздел: дошкольное образование

«Здоровьесберегающие технологии в музыкальной

деятельности»

Актуальность выбранной темы:

В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых

актуальных. Здоровьесберегающая технология-это система мер, включающая

взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на

сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения развития. По мнению

специалистов, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. И педагог может

сделать для здоровья воспитанника не меньше, чем врач. Образовательная среда

должна быть здоровьесберегающей и здоровьеукрепляющей. От состояния здоровья

детей во многом зависит благополучие общества.

В последние годы обозначились неблагоприятные процессы состояния

здоровья детского населения:

– высокая частота рождения детей с патологией нервной системы;

– повышение частоты врожденных и наследованных болезней;

– прогрессирующий рост хронических патологий;

– рост болезней аллергической природы и пр.

По

данным

медицинской

статистики,

количество

дошкольников

с

хроническими

заболеваниями увеличивается год от года. А ведь от состояния здоровья детей во

многом зависит благополучие общества.

Поэтому сохранение и укрепление здоровья детей превращается в первоочередную

социальную задачу

.

Успех не возможен без совместной деятельности музыкального руководителя и всех

педагогов учреждения

.

Цель проводимой работы:

Организовать музыкально-оздоровительную работу в ДОУ, обеспечивающую каждому

ребенку укрепление психического и физического здоровья.

Задачи:

1. Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.

2. Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.

3. С помощью здоровьесберегающих технологий, повышать адаптивные возможности

детского организма.

4.Способствовать развитию музыкальных и творческих способностей детей.

Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование

разнообразных здоровьесберегающих технологий:

– валеологических песенкок-распевок,

– артикуляционной гимнастики,

– пальчиковой гимнастики

– оздоровительных и фонопедических упражнений,

– игрового массажа и самомассажа,

– игро-ритмических упражнений,

– музыкотерапии,

– вокалотерапии.

План работы на 2018-2019 учебный год

Раздел

Сроки

работы

Практические

выходы

Изучение

методической

литературы

Сентябрь-

май

1«Методика

музыкального

воспитания в детском саду»

Н. Ветлугина.

2 Программа «Ладушки»

И. Каплунова

3Умные пальчики

И.Каплунова Новоскольцева

4 «Театр физического

развития и оздоровления»

Н.Ефименко.

5 Программа оздоровления

дошкольников «Зеленый

огонек здоровью»

М. Картушина.

6 Сценарии оздоровительных

досугов для детей 3-4лет

М.Ю. Картушина

7 Сценарии оздоровительных

досугов для детей 4-5лет

М.Ю. Картушина

8 Сценарии оздоровительных

досугов для детей 5-6лет

М.Ю. Картушина

9 Психогимнастика. А.

Аляблева.

10 Здоровьесберегающие

технологии в ДОУ

Л.В.Гаврючина

11 Двигательный игротренинг

для дошкольников

А.А.Потапчук

Т.С.Овчинникова

12 Потешки для зарядки

Е.А. Субботина

13 Сказочный театр

физической культуры

Н.А.Фомина, Г.А.Зайцева

14 Организация двигательной

активности

дошкольников

с

использованием

логоритмики Г.А.Хацкалева

15 Видеть музыку и танцевать

Использование

полученных знаний на

музыкальных занятиях

в работе с детьми.

Работа

с родителями и

педагогами.

стихи Т.Э.Тютюнникова

16 Психогимнастика

М.И.Чистякова

17 Весёлая психогимнастика

И.А.Агапова, М.А.Давыдова

18 Игровой самомассаж

Т.В.Нестерюк

19 Театр физического

развития и оздоровления

Н.Ефименко

20 Музыка здоровье

М.Анисемова

21 Мастерская релаксации

А.А Иванов, О.В.Рудашевская

22 Система музыкально-

оздоровительной работы в

Дестком саду

О.Н.Арсеневская

23Музыкально-творческая

деятельность оздоровительной

направленности (Цикл

позновательно-музыкальных

занятий с детьми 5-7лет)

О.Н.Арсеневская

Работа с детьми

Сентябрь-

май

«Валеологические песенки-

распевки»

С их помощью поднимается

настроение, задаётся

позитивный тон к восприятию

окружающего мира,

улучшается эмоциональный

климат на занятии,

подготавливается голос к

пению.

Разучивание

валеологических

песенок-распевок на

музыкальных занятиях.

Сентябрь-

май

«Вокалотерапия»

Совместное пение объединяет

детей и доставляет им

радость. Занятия по

вокалотерапии направлены на

формирование

оптимистического настроения.

Ведётся работа по

разучиванию песен в течении

всего года.

Использование

разученных песен в

досугах и праздниках.

Сентябрь-

май

«Артикуляционная

гимнастика»

Упражнения способствуют

тренировке мышц речевого

аппарата, ориентированию в

пространстве, учат имитации

движений животных. В

результате этой работы

повышаются показатели

уровня развития речи детей,

певческих навыков,

улучшаются музыкальная

память, внимание.

Использование

артикуляционной

гимнастики перед

пением на

музыкальных занятиях.

Декабрь

«Игровой массаж и

самомассаж»

Использование игрового

массажа повышает защитные

свойства верхних

дыхательных путей и всего

организма. Частота

заболеваний верхних

дыхательных путей

снижается.

Самомассаж

укрепляет

защитные силы организма.

Использование

игрового массажа и

самомассажа на

музыкальных занятиях

и режимных моментов

в группах.

Сентябрь-

май

«Пальчиковая гимнастика»

Играет важную роль в

развитии речи,

артикуляционного аппарата,

внимания и памяти ребёнка.

Это тренировка и укрепление

мышц кисти руки, которое

способствует более лёгкому

освоению приёмов игры на

музыкальных инструментов.

Использование

пальчиковой

гимнастики на

музыкальных занятиях.

Игра на музыкальных

инструментах на

праздниках и досугах.

Февраль-

май

«Игроритмические

упражнения

Это специальные упражнения

Разучивание

игроритмических

упражнений на

для согласования движений с

музыкой. Игра и движение –

важнейшие компоненты

жизнедеятельности детей.

Подобные упражнения

способствуют развитию

воображения, музыкально-

творческих способностей

ребенка, формированию

процесса восприятия и

включению в работу обоих

полушарий мозга, снимает

мышечную закрепощенность,

улучшает физическое

самочувствие, повышает

общительность детей.

музыкальных занятиях.

Использование

на праздниках и

досугах.

Сентябрь-

май

«Музыкотерапия»

Слушание правильно

подобранной музыки

повышает иммунитет детей,

снимает напряжение и

раздражительность, головную

и мышечную боль,

восстанавливает спокойное

дыхание. А также слушание

различных музыкальных

инструментов положительно

влияют на организм ребёнка.

Слушание музыки с

показом иллюстраций

на музыкальных

занятиях и в режимных

моментах в группах.

Игра на музыкальных

инструментах на

музыкальных занятиях,

праздниках и досугах.

Работа с

родителями

Сентябрь-

май

-Составление памятки для

родителей на тему: «Музыка в

жизни ребёнка»

-Составление памятки для

родителей на тему

самообразования.

-Оформления

информационного

стенда в группах.

-Индивидуальные

беседы с родителями

-Посещение праздников

и развлечений.

-Посещение родителей

музыкальных занятий.

-Рекомендованный

список музыкальных

произведений для

слушивания дома.

Работа с

воспитателями

и

специалистами.

Сентябрь-

май

-Составление памятки для

воспитателей на тему:

«Музыкатерапия в группах»

-Консультация для

воспитателей.

-Распределение ролей.

-Консультация с учителем

логопедом: обратить внимание

на правильное

звукопроизношение у детей

при разучивании стихов,

песен. Правильное

формирование звука.

-Консультация с педагогом-

психологом:

«Адаптация вновь пришедших

детей.»

-Консультация с педагогом

дополнительного образования

по хореографии: «Танцующие

детки»

-Консультация с инструктором

по физической культуре:

«Музыка в движении»

-Оформление стенда в

группах.

-Беседа о проведении

праздников и досугов.

-Обсуждение сценария.

-Посещение

музыкальных занятий

учителем-логопедом.

-Посещение

музыкальных занятий

психолога.

-Посещение

музыкальных занятий

хореографом.

-Совместные репетиции

и проведение

праздников и досугов.

Использование

музыкального

сопровождения при

проведении подвижных

игр.

Самореализаци

я

Ноябрь

Приготовление мастер- класса

для работников детского сада

на тему:

«Здоровьесберегающие

технологии в образовательном

процессе»

Проведение мастер-

класса по теме

самообразования.

Апрель

Доклад о проведённой работе

по теме самообразования на

педагогическом совете ДОУ.

Отчёт по теме

самообразования.

Источник: http://pedrazvitie.ru/servisy/publik/publ?id=14968

Применение здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности дошкольников в связи с требованиями ФГОС ДО | Методические разработки | Воспитатель детского сада / Всероссийский журнал, публикация статей, конкурсы и конференции для воспитателей

Статья Использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя (.odt)

Силкина Татьяна Николаевна

Организация: ГБОУ ООШ №9 структурное подразделение «Детский сад «Звонкие голоса»

Населенный пункт: Самарская область, г. Новокуйбышевск

Состояние здоровья детского населения в настоящее время является одним из главных направлений социальной политики в нашей стране. В современных условиях, характеризующихся кризисом в области социальной сферы и экономики, в России особая роль отводится вопросам совершенствования здоровья и  в первую очередь, сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения.

В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья.  Одной из приоритетных задач профилактической медицины является сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста .Актуальность разработки методов и принципов здоровьесбережения  обусловлена   негативными сдвигами в состоянии здоровья детей .

Анализ заболеваемости детского населения по данным официальной статистики за 2006–2010 гг. свидетельствует о продолжающемся ухудшении здоровья детей (рис. 1) [2].Общая заболеваемость детей от 0 до 7 лет составила в 2010 году 194,4 тыс. на 100 тыс. соответствующего населения, прирост за последние десять лет достиг 33 %.

 Структура патологической поражённости выявила наибольшую распространённость следующих классов: заболеваемость органов дыхания (649,9 ‰), органов пищеварения (42,3 ‰), некоторых инфекционных и паразитарных заболеваний (17,8 ‰), болезней костно-мышечной системы (39,7 ‰), болезней органов зрения (80,7 ‰), болезни мочеполовой системы (33,8 %).

Таким образом, сохранение здоровья детей становится первоочередной, крайне важной задачей педагогов. К числу современных образовательных технологий можно отнести: здоровьесберегающие технологии, которые  включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном,психологическом,биоэнергетическом.

Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

Я предлагаю  использовать в работе с детьми  различные варианты оздоровительных упражнений: на  занятиях, развлечениях и др. мероприятиях) Физкультурные упражнения, дыхательная гимнастика во время занятий помогают детям переключиться на другой вид деятельности, обрести мышечный тонус, снять напряжение. К последним относятся упражнения на релаксацию .

современный, важный момент в деятельности детей. Что же такое релаксация? Релаксация (от лат. relaxation – ослабление, расслабление) – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения.

Релаксация может быть как непроизвольной, так и произвольной, достигнутой в результате применения специальных психофизиологических техник. Методы релаксации и медитации  весьма полезны детям.  Релаксация детей дошкольного возраста требует особого взгляда и подхода. Главное – научится правильно и умело этим пользоваться.

Умение расслабиться поможет  детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов. Каждому дается образное название, это увлекает детей. Они выполняют расслабляющие упражнения, не просто подражая ведущему, а перевоплощаясь, входя в заданный образ.

 Если «Релаксационные паузы» включить в режим дня детского сада, то это благоприятно скажется на нервной  системе ребенка. Так как   нервная система ребёнка дошкольного возраста далека от своего совершенства. Детям сложно контролируют процессы возбуждения и торможения нервной системы. Этим и объясняется неспокойный сон или проблемы с засыпанием после активных игр.

Прежде всего, это касается активных деток.   Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом.

В процессе развития, воспитания и обучения дети получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить.

Активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к напряжению мышц тела. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии. Настрои  для релаксации:

В использовании приёмов релаксации важно придерживаться техники поэтапного перехода в состояние расслабления. Упражнения рекомендуется выполнять в сопровождении приятной, спокойной музыки.

1 этап: Лечь удобно и расслабиться.

2 этап: Прочувствовать и «осмотреть» всё своё тело мысленным  взором,  вызывая чувство тепла, и последовательно «осмотрев» все его части: голову, руки, ноги, туловище. Желательно при  этом закрыть глаза.
3 этап: Ощущение приятного тепла, удовольствия, покоя, комфорта от расслабленного тела.Вводная часть перед каждым настроем Дети ложатся на ковёр, устраиваются по удобнее. Руки вытянуты вдоль туловища, расслаблены. Ноги прямые, не скрещенные. Играет тихая спокойная музыка.Музыкальный руководитель: «Ложитесь по удобней. Закройте глаза. Дышим спокойно и ровно. Дадим нашим ногам и рукам отдохнуть, вытянем и расслабим их. Давайте помолчим и прислушаемся к звукам вокруг себя… (пауза). Прислушайтесь к вашему дыханию… (пауза) Дыхание ровное и спокойное. Позвольте своему телу расслабиться и отдохнуть… (пауза). Послушайте, что я хочу вам рассказать…»

Релаксационные настрои «Воздушные шарики” 

Представьте себе, что все вы – воздушные шарики, очень красивые и весёлые. Вас надувают, и вы становитесь всё легче и легче. Все ваше тело становится лёгким, невесомым. И ручки лёгкие, и ножки стали лёгкие, лёгкие. Воздушные шарик поднимаются всё выше и выше. Дует тёплый ласковый ветерок, он нежно обдувает каждый шарик …(пауза – поглаживание детей).

Обдувает шарик …, ласкает шарик … Вам легко, спокойно. Вы летите туда, куда дует ласковый ветерок. Но вот пришла пора возвращаться домой. Вы снова в этой комнате. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Улыбнитесь своему шарику. “Лентяи” Сегодня мои дети много занимались, играли и наверное устали. Я предлагаю вам немного полениться.

Представьте себе, что вы – лентяи и нежитесь на мягком, мягком ковре. Вокруг тихо и спокойно, вы дышите легко и свободно. Ощущение приятного покоя и отдыха охватывает всё ваше тело. Вы спокойно отдыхаете, вы ленитесь. Отдыхают ваши руки, отдыхают ваши ноги …(пауза – поглаживание детей).

Отдыхают ручки у …, отдыхают ножки у … Приятное тепло охватывает всё ваше тело, вам лень шевелиться, вам приятно. Ваше дыхание совершенно спокойно. Ваши руки, ноги, всё тело расслаблено. Чувство приятного покоя наполняет вас изнутри. Вы отдыхаете, вы ленитесь. Приятная лень разливается по всем телу.

Вы наслаждаетесь полным покоем и отдыхом, который приносит вам силы и хорошее настроение. Потянитесь, сбросьте с себя лень и на счёт «три» откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение.

Музыкальные произведения, используемые для релаксации:

  1.  Эдвард Григ «Утро»
  2.  П. И. Чайковский симфония №6 «Пасторальная»
  3.  Пьеса «мама» (сборник «Детский альбом»)
  4.  Роберт Шуман «Грёзы»
  5.  Сенс – Санс «Лебедь» (сб.«Карнавал животных»)
  6.  И. С. Бах Прелюдия до мажор (первый том ХТК)

Используемая литература:

  1. Айвазян Т.А., Зайцев В.П. «Дыхательно–релаксационный тренинг»
  2. Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько «Психическое развитие детей в норме и патологии»;
  3. Е. О. Комаровский «Здоровье ребёнка»
  4. Сивцова А.М. “Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях”. Методист. – 2007.  

: 09.11.2016

Источник: https://www.vospitatelds.ru/categories/2/articles/357

Ваш педагог
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: